Научная статья на тему 'Мониторинговые исследования внеурочного времени обучающихся в контексте разработки теории и методики сопровождения развития образовательного потенциала учреждений общего среднего образования'

Мониторинговые исследования внеурочного времени обучающихся в контексте разработки теории и методики сопровождения развития образовательного потенциала учреждений общего среднего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / НОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черепанова Т. Б., Маркова М. Ю.

В статье представлен один из компонентов общей структуры образовательного потенциала учреждений общего среднего образования мониторинг внеурочного времени обучающихся, исследованный в общеобразовательной практике; обозначены исходные теоретические ориентиры, описана методика мониторингового исследования, представлены аналитические и констатирующие выводы проведенного эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черепанова Т. Б., Маркова М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинговые исследования внеурочного времени обучающихся в контексте разработки теории и методики сопровождения развития образовательного потенциала учреждений общего среднего образования»

Таким образом, логика Стандарта начального образования «ожидаемые результаты - организация учебного процесса - система оценки результатов» соответствует модели образования, ориентированного на результаты, и отражает фактический переход системы образования РК от подхода, центрированного на учителей, к подходу, ориентированному на учащегося. Это, в целом, свидетельствует о реальной интеграции страны в мировое образовательное пространство.

Список литературы:

1. Программа для учителя. Первое издание (Программа повышения квалификации учителей начальных классов школ с русским языком обучения в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан). - Астана: Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015 - 38 с.

2. Европейские публикации по вопросам написания результатов обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://main.isuct.ru/files/edu/ umu7publ_result_obucheniya.pdf.

3. Государственный общеобязательный стандарт начального образования: Приложение к постановлению Правительства Республики Казахстан от «25» апреля 2015 года № 327 [Электронный ресурс ]. - Режим доступа: http://nis.edu.kz/ru/edurenew/eduinside/.

4. Математика. Учебная программа для начальной школы (1-4 классы) в рамках обновления содержания среднего образования (пробный вариант для апробации в 30-ти пилотных школах). - Астана, 2015. - 28 с.

МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕУРОЧНОГО ВРЕМЕНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗРАБОТКИ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Черепанова Т.Б.*, Маркова М.Ю.*

Институт развития образования Российской академии образования при Томском государственном педагогическом университете, г. Томск Сибирский лицей, г.Томск

В статье представлен один из компонентов общей структуры образовательного потенциала учреждений общего среднего образования - мо-

* Ведущий научный сотрудник Института развития образования Российской академии образования при Томском государственном педагогическом университете, кандидат педагогических наук.

* Учитель математики Сибирского лицея.

ниторинг внеурочного времени обучающихся, исследованный в общеобразовательной практике; обозначены исходные теоретические ориентиры, описана методика мониторингового исследования, представлены аналитические и констатирующие выводы проведенного эксперимента.

Ключевые слова образовательный потенциал, мониторинговые исследования, внеурочное время обучающихся, нормирование учебного времени.

Проблема мониторингового исследования внеурочного времени обучающихся была нами включена в совокупность задач по выполнению государственного задания по теме «Теоретические модели развития образовательного потенциала учреждений общего среднего образования» и является частью разрабатываемой системы мониторингового сопровождения развития образовательного потенциала учреждений общего среднего образования (в части сопровождение развития образовательного потенциала обучающихся).

Современную эпоху развития общества и образования в частности, по мнению ряда ученых, можно назвать «эпохой большого образовательного взрыва»: социальные и экономические изменения продиктовали новые требования и к образованию: в режиме обязательного компонента сегодня реализуется профильное образование, поэтапно внедряются новые стандарты образования и т.д. «Смысл образования всегда связан со смыслом жизни людей в том или ином обществе: каждая эпоха диктует свои правила, чему и как должен учиться человек», - отметил А. Быков [1].

Данная позиция коррелируется с опубликованным на официальном сайте ЮНЕСКО документом, в котором выявлены и обозначены основные международные критерии оценки образования [см.: 2], разработанные при участии 200 учреждений и организаций сферы образования разных стран. В логике нашего исследования особый интерес вызывает группа критериев, которые условно можно объединить как критерии разработки или совершенствования образовательных возможностей, учитывающих различные характеристики и особенности (в том числе возрастные, гендерные и пр.

Исследование, в рамках которого осуществлен мониторинг внеурочного времени старшеклассников, направлено на обнаружение и выявление ресурса совершенствования и развития образовательного потенциала учреждений общего среднего образования посредством оптимизации учебного процесса, ориентированного на прогнозное обеспечение управленческих решений в области оптимального функционирования образовательных структур и экстраполяцию выявленных тенденций развития исследуемых процессов на социальные процессы в образовательных учреждениях; в данной связи отдельным элементом исследования выступает поиск вариантов рационального использования внеурочного времени, предназначенного на выполнение домашних заданий, что особенно важно с учетом специфики образовательного пространства, характеризующегося своей, с одной стороны, устойчивостью, с

другой - подвижностью, нахождением в ситуации постоянного изменения и развития, когда образовательная система в целом и любой ее компонент в частности не может быть остановлен, поскольку общественный запрос на продукт образования должен реализовываться непрерывно.

Ранее в работе одного из авторов настоящей статьи были описаны три основные формы образовательного потенциала (образовательные условия, образовательные ресурсы и образовательные достижения) [3].

При разработке описываемого нами эксперимента, проведенного на базе «Сибирского лицея» г.Томска, наиболее интересной нам показалась методика векторного моделирования образовательной среды В.А. Ясвина, предполагающая построение системы координат по двум осям («свобода - зависимость» и «активность - пассивность») [см.: 4].

Все отмеченное нами выше определяет внутренний механизм развития образовательной сферы через решение двуединой задачи: сохранение положительного исторически сложившегося опыта и приведение системы образования в соответствие с современными и потенциальными запросами общества, как с содержательной, так и с формальной сторон, включая в себя аспекты разработки теории и практики. Общественная практика свидетельствует, что любые преобразования, в том числе и в педагогической сфере, не дают должного результата, если они проводятся методом проб и ошибок, без научно обоснованных подходов [5].

В этой связи и с учетом программных документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, повышение качества образования является первостепенным. В рамках решения данной задачи важным компонентом является нормирование и учет времени на выполнение домашних заданий, затрачиваемых старшеклассниками в процессе обучения, которое необходимо рассматривать, в том числе и с учетом здоровьесбережения.

В пакет документов, регламентирующих образовательную деятельность, входит СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010, № 189 [6]. Однако некоторые положения этих документов носят рекомендательный характер, поэтому в учебных заведениях этих норм обычно не придерживаются.

К современному выпускнику как общеобразовательного, так и профессионального учреждений потенциальный работодатель предъявляет высокие требования, при этом выделяя умение быстро ориентироваться в огромном потоке информации и самостоятельно обучаться, подстраиваясь под непрерывно меняющиеся условия научно-технического прогресса, осваивая и перерабатывая колоссальные массивы информации, продуцируя новый результат. Для того чтобы удовлетворить данным требованиям, в современных общеобразовательных учреждениях происходит перегрузка старшеклассников большим объемом информации в различных областях знаний,

что влечет увеличение времени на самостоятельное изучение и освоение материала, включая домашнюю подготовку. В результате такого образовательного процесса старшеклассники перегружены, что, несомненно, сказывается на состоянии и физического, и психического здоровья.

Данный факт подтверждается как личными эмпирическими наблюдениями, осуществленными на базе нескольких учреждений общего среднего образования, так и данными, предъявленными нейрофизиологом, директором Центра исследования мозга РАН, академиком РАН М.В. Угрюмовым [7]. Он утверждает, что количество диагностируемых неврозов сегодня уже превышает количество сердечнососудистых заболеваний, при этом основной причиной неврозов является переутомление.

Следовательно, исходя из вышесказанного, назрела необходимость исследования проблемы перегрузки детей, как в школе, так и через распределение послеурочного времени обучающихся. Для чего посредством использования различных методик и приемов, включающих эмпирические наблюдения, праксиометрические и диагностические (анкетирование, тестирование); в эксперимент были вовлечены учащиеся 10-х и 11-х классов, обучающиеся в классах физико-математического профиля общеобразовательных школ и лицея.

Проведен сравнительный анализ между классами лицея и общеобразовательных школ, который показал распределение времени на подготовку предметов. Важно отметить, что приоритет отдается предметам физико-математического цикла: математике, физике, информатике. Результаты, исследования подтверждают, что время, затраченное на подготовку домашних заданий, значительно превышает санитарные нормы. Время для подготовки домашнего задания в среднем бралось как 1/3 часть от классно-урочного времени. Например, в лицее преподается физика в объеме 6 базовых часов и дополнительных 4 часов, что составляет 10 часов в неделю. Следовательно, домашняя подготовка должна занимать не более 3,5-4 часа. По результатам исследований на выполнение домашних заданий по данному предмету занимает до 7-8 часов в неделю, что превышает санитарную норму на 3-4.

Аналогичное явление наблюдается и относительно данного предмета в общеобразовательной школе, где нагрузка составляет 6 часов в неделю (4 часа базовых и 2 часа дополнительных занятий). При нормативном требовании к объемам домашнего задания необходимо до 2 часов в неделю. Реальное время, затрачиваемое старшеклассниками, превышает норму в два раза, т.е. составляет 3-4 часа.

Из сравнения результатов видно, что в общеобразовательной школе на подготовку всех предметов тратится больше времени, чем рекомендуется санитарными нормами, а в лицее есть предметы, на которые времени тратится меньше нормы. Следует также отметить, что в лицей осуществляется набор в классы третьей ступени на основании конкурса. Если сравнивать

временные затраты на подготовку по физике и средний балл ЕГЭ, то в лицее при 16 часах недельной нагрузки, а в общеобразовательной школе при 8 часах нагрузки средний балл приблизительно одинаковый, около 60. Поэтому возникает закономерный вопрос о корреляции затраченного времени и показателей ЕГЭ. (Позволим отметить, что требования к ЕГЭ, конечно, более ёмкие и конкретные, нежели образовательное пространство предметов в учреждениях общего среднего образования повышенного уровня, к которым относится лицей; требования к обученности в лицее больше ориентированы на формирование метапредметных компетенций, что подтверждают и многочисленные победы лицеистов в предметных олимпиадах, а также на всевозможных конкурсах и т.д.).

Возвращаясь к поставленной проблеме, полагаем, что есть какой-то оптимальный объем нагрузки, свыше которого старшеклассники не в состоянии воспринимать учебный материал из-за усталости. Каждый педагог стремится передать ученикам как можно больше знаний, в результате чего растет объем заданий и рекомендаций на самостоятельное освоение, но вот оправдана ли эффективность такого подхода?

Анкетирование старшеклассников проводилось по нескольким параметрам и относительно разных учебных предметов, отдыха, спортивных занятий. Анализ анкет показал, что при изучении гуманитарных дисциплин, например, истории, чтение и пересказ понятного параграфа раньше занимали 0,5-1 час, сейчас же самостоятельное заполнение таблиц по истории, требует от старшеклассников изучения трудного учебника, работы в Интернете, привлечения дополнительных источников, что составляет от 3 до 5 часов. (Оценка сложности и затраты времени даны старшеклассниками). Конечно, такой вид работы позволяет структурно представить учебный материал, «вписать» историческое событие или явление в общий исторический контекст, в конце концов - упростить проверку выполненного задания, но даже такие затраты времени не приводят к высокому качеству обученности.

И последнее, на чем нам хотелось заострить внимание по результатам данного исследования. Анализ анкет позволил представить занятость старшеклассников с выделением долей вида деятельности по отношению к суточному ритму их жизнедеятельности. Физиологический минимум сна и затраты на еду и гигиену суммарно составляют половину суток.

Результаты сравнительного анализа подтверждают, что старшеклассники и лицея, и общеобразовательной школы перегружены одинаково: почти 12 часов в сутки они заняты уроками, домашней подготовкой уроков, дополнительным образованием. Следует обратить внимание еще на один аспект: старшеклассники учатся 6 дней в неделю, соответственно их рабочее время составляет 72 часа, при этом часть заданий (рефераты, публичные выступления и пр.) переносится на выходные, что тоже не может благотворно влиять на качество обучения и здоровье.

Как справедливо отметил В.А. Ясвин в своей работе «Образовательная среда: от моделирования к проектированию», «проектирование индивидуальных «режимов жизнедеятельности» учащихся осуществляется на основе диагностических данных о здоровье учащихся, их физиологических и психофизиологических особенностях, интересах и склонностях, а также с учетом соответствующих гигиенических требований к организации различных видов деятельности.

Педагогическая организация индивидуальных режимов жизнедеятельности учащихся обеспечивает возможность реализации потребности школьников в эмоционально комфортной образовательной среде, координирует оптимальное сочетание урочной, внеклассной и домашней познавательной деятельности, предупреждает физическую и интеллектуальную перегрузку учащихся [4, с. 218].

Ознакомившись с большим количеством научной и методической литературы, мы встретили работу Е.В. Меттус, А.В. Литвина и О.С. Турта «ФГОС. Портфолио учащегося. Мои секреты успешной учебы» [5], ориентированную на учащихся младших классов, основной акцент которой направлен на формирование и развитие у обучающихся навыков планирования, самоконтроля, организации учебного труда и времени, на сопровождение педагогами и родителями уникального личностного развития детей, а также на обеспечение взрослых механизмом системной оценки результативности развития детей. Полагаем, подобное издание необходимо и в отношении других возрастных групп школьников, что будет способствовать достижению нового качества образования, которое, как отмечает Б.В. Илюхин, «в проекте Концепции общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) само качество образования измеряется посредством оценки его элементов: образовательных программ; условий обеспечения образовательного процесса; образовательных результатов обучающихся» [9, с. 163].

Список литературы:

1. Быков А. Эпохи образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://voronezh.ucheba.ru/vuz-article/16426.html.

2. Post-2015 Education Indicators Consultation [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.uis.unesco.org/Education/Pages/post-2015-educati-on-indicators.aspx.

3. Черепанова Т.Б. О формировании образовательного пространства сквозь призму развития образовательнго потенциала // Одаренный ребенок: Научно-практический журнал. - М., 2014. - № 6. - С. 11-17.

4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

5. Черепанова Т.Б. Проблема формирования готовности к практической деятельности в аспекте социализации и самоопределения личности // Кон-

струирование человека: Сборник трудов Всероссийской научной конференции с международным участием / Под ред. И.В. Мелик-Гайказян. - Томск: Изд. ТГПУ 2007. - С. 322-333.

6. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010, № 189 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgos.arkh-edu.ru/mater_ou/files/sanpin-dok.pdf.

7. Угрюмов М. Компенсаторные возможности мозга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.den-za-dnem.ш/page.php?artide=576.

8. Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С. ФГОС Портфолио учащегося. Мои секреты успешной учебы. 1-4 кл. - М.:Изд-во «Учитель», 2013. - 62 с.

9. Илюхин Б.В. Общественное участие в процедурах оценки качества образования как элемент открытости системы образования в целом // Открытость образования: разные взгляды - общие ценности [Текст]: Сборник материалов - М.: Изд.дом Высшей школы экономики, 2013. - С. 162-174.

ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ПОПАВШИХ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ

© Шишкина И.И.*

ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток», г. Астрахань

Профилактика аддиктивного поведения представляется нами как комплекс мер, направленных в первую очередь на предупреждение возникновения у воспитанников никотиновой зависимости, наркомании, интереса к алкогольным напиткам.

Ключевые слова аддикция, подростки, профилактика.

Распространение среди подростков социально-обусловленных заболеваний (алкоголизм, наркотизация и т.д.) является одной из центральных психолого-педагогических проблем, с которыми сталкивается социальные учреждения. Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового приводит общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно с этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усиливается нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, распространяется аддиктивное поведение. Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу

* Социальный педагог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.