Научная статья на тему 'Социальное развитие личности через организацию дополнительного образования в школе (объединение дополнительного образования «Юный журналист»)'

Социальное развитие личности через организацию дополнительного образования в школе (объединение дополнительного образования «Юный журналист») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / СОЦИАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРЕДМЕТНЫЕ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова Марина Николаевна, Воробьева Анастасия, Демина Владлена

В условиях внедрения ФГОС роль занятости детей после уроков существенно возрастает. Одной из задач объединений дополнительного образования становится обеспечение качества, эффективности за счет совершенствования содержания, организационных форм и технологий дополнительного образования детей, системы оценки результатов деятельности его участников, разработки инновационных образовательных программ. Реализация новых требований показана на примере деятельности объединения дополнительного образования «Юный журналист» на базе МБОУ СОШ № 27» г. Дзержинска Нижегородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плотникова Марина Николаевна, Воробьева Анастасия, Демина Владлена

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное развитие личности через организацию дополнительного образования в школе (объединение дополнительного образования «Юный журналист»)»

ПОРТФОЛИО ШКОЛЫ

Плотникова Марина Николаевна

учитель русского языка и литературы, руководитель ОДО «Юный журналист» Воробьёва Анастасия учащаяся 11 «А» класса E-mail: [email protected] Демина Владлена ученица 7 а класса E-mail: [email protected] МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» г. Дзержинск, Нижегородская область

J V.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Л

(объединение дополнительного образования «Юный журналист»)

Г

Аннотация. В условиях внедрения ФГОС роль занятости детей после уроков существенно возрастает. Одной из задач объединений дополнительного образования становится обеспечение качества, эффективности за счет совершенствования содержания, организационных форм и технологий дополнительного образования детей, системы оценки результатов деятельности его участников, разработки инновационных образовательных программ. Реализация новых требований показана на примере деятельности объединения дополнительного образования «Юный журналист» на базе МБОУ СОШ № 27» г. Дзержинска Нижегородской области.

Ключевые слова: социальный заказ, ключевые компетенции, система дополнительного образования, внеурочная деятельность учащихся, социально-творческое развитие личности, предметные, метапредметные, личностные результаты обучения.

В настоящее время, в соответствии с изменившимися запросами общества, заказом государства, появляется потребность в новых результатах образования.

Современное образование должно быть нацелено на формирование у выпускников ключевых компетенций, соответствующих новым социально-экономическим условиям. Иными словами, задачей школы становится формирование компетенций учащихся, необходимых им для будущей самостоятельной деятельности в социуме. При этом делать это только в условиях школьной классно-урочной системы достаточно сложно. Поэтому система дополнительного образования учащихся, которая создана в настоящее время практически в каждой школе, не должна оставаться в стороне от этой задачи [1]. С введением ФГОС роль занятости детей после уроков существенно возрастает. В соответствии с ФГОС основного общего образования, внеурочная деятельность, организованная в школе в разных формах, должна быть направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, соответственно, способствовать формированию у обучающихся во внеурочное время предметных и, в первую очередь, личностных и метапредметных умений [1,3]. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать,

чувствовать, принимать решения и т.п. Иными словами, формируются некие универсальные учебные действия, которые работают больше не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности.

У каждого ребенка совместно с родителями (при наличии системы дополнительного образования в школе) появляется возможность выбрать себе интересное занятие по совершенно разным направлениям: спортивно-оздоровительному, художественно-эстетическому, научно-познавательному, социальному, по направлению, связанному с проектной деятельностью. Образовательное учреждение предоставляет, таким образом, учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, представленных в виде кружков, секций, школьных научных сообществ и т.п., направленных на развитие школьника. При этом школа должна уметь гибко реагировать на социальный заказ, и прежде всего учащихся и их родителей [2].

В то же время следует помнить о том, что в условиях внедрения ФГОС реализация основной образовательной программы требует иного подхода к организации образовательного процесса. Одной из задач объединений дополнительного образования (ОДО) становится обеспечение качества, эффективности дополнительного образования детей за счет того, что совершенствуется содержание, меняются организационные формы и технологии дополнительного образо-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014

53

ПОРТФОЛИО ШКОЛЫ

вания детей, система оценки результатов деятельности его участников, разрабатываются инновационные образовательные программы.

В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» г. Дзержинска Нижегородской области действует несколько объединений дополнительного образования детей, одним из которых является объединение «Юный журналист». Это объединение существует несколько лет, но в настоящее время мы стараемся организовать и построить его работу таким образом, чтобы она соответствовала требованиям, предъявляемым к внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Во-первых, работа в школе кружка «Юный журналист» обусловлена тем, что определённый круг учащихся в школе стремится развить в себе умения, способности, необходимые для занятия журналистикой. Количество таких детей с каждым годом не уменьшается, а растет, поэтому можно сказать, что общественный заказ выполняется.

Во-вторых, нами было пересмотрено содержание программы объединений дополнительного образования, и была разработана новая программа «Школа юного журналиста», которая была представлена на экспертизу в методический совет ГБОУ ДПО НИРО и получила экспертное заключение на апробацию программы в образовательном учреждении.

Актуальность этой программы связана с решением такого блока задач образовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков.

Программа предназначена для учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы и рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю во внеурочное время (в рамках деятельности кружка, объединения дополнительного образования и т.п.).

При разработке программы дополнительного образования учитывалось, что одним из главных результатов обучения и воспитания является формирование универсальных учебных действий, направленных на способность учеников успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.

При этом цель и задачи программы определены в соответствии с тем, чтобы получить предметные, метапредметные и личностные результаты обучения учащихся.

Занятия по данной программе предполагают лич-ностно ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и чётко, реализации потребности в коллективном творчестве.

Работа по данной программе подразумевает обязательную практическую деятельность, в том числе издание периодической школьной печати. В процессе создания газеты дети будут иметь возможность допол-

нительно общаться и работать в группе, и в то же время каждый научится действовать индивидуально.

Содержание курса по данной программе не дублирует содержание учебных дисциплин. Тем не менее, работа по этой программе не только значительно расширяет объём знаний по основам учебных предметов, но и дает запас сведений, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности, а также знаний общекультурного характера. Важно то, что юные журналисты научатся обращаться к темам, имеющим значение для большинства их ровесников.

Предполагается использование на занятиях следующих технологий, методов и приемов:

• технологии проблемного обучения;

• метода проектов;

• метода эвристической беседы;

• наглядного метода;

• метода поиска, сбора, анализа информации. Программой предусмотрены теоретические и практические занятия, которые проходят в следующих формах:

• лекции,

• беседы,

• экскурсии,

• дискуссии,

• творческих заданий,

• встречи с интересными людьми и т. п.

(форма проведения занятия может корректироваться в соответствии с учебной ситуацией, целью учебного занятия).

В оценке достижений учащихся учитывается их индивидуальный прогресс в обучении, внеучебные достижения, использование современных форм представления результатов обучения, в том числе, портфолио, защита творческих проектно-исследовательских работ.

Тем не менее, несмотря на то, что мы сейчас говорим о будущем, то есть о той организации образовательного пространства, которая будет осуществляться с внедрением ФГОС, хочется сделать акцент на том, что и в настоящее время организация и работа ОДО «Юный журналист» не сильно отличается от того, что планируется; мы делаем все возможное, чтобы способствовать творческому, социальному развитию школьников,развитию личности.

Литература

1. Буйлова Л. Н. Формирование системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей города Москвы в современных условиях // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 6. С.19-25.

2. Лагутина Е. Е., Сидорова Н. В. Маркетинговое исследование потребителей как основа успешной деятельности образовательного учреждения в сфере дополнительных платных образовательных услуг // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С.2-3.

3. Нагайченко Н. Н., Петухова Т. В. Инновационная программа дополнительного образования «Успех», ориентированная на достижение метапредметных результатов // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С.51-54.

54

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014

ПОРТФОЛИО ШКОЛЫ

Приведем в качестве примеров творческие работы учащихся нашей школы.

Воробьёва Анастасия Андреевна

учащаяся 11 «А» класса

СПАСИБО ШКОЛЕ ЗА МЕНЯ

Большинство людей из нашего окружения, компания, оказывающая на нас влияние и занятия, которыми мы увлекаемся, тесно связаны со школой. Я бы даже сказала, они берут начало в этом месте. И я очень благодарна школе № 27 за свой жизненный старт.

Первые друзья, которых ты заводишь и не забываешь, появляются вовсе не в детском саду. Хотя, может быть, только у меня так получилось: именно одноклассники, а не детсадовские ребята стали мне близкими людьми, теми, на кого я могла бы положиться в трудную минуту.

Я считаю, что родители, конечно, дают основы воспитания ребёнку, но учит дисциплине, хорошим манерам, вежливости и аккуратности именно учитель. Первый учитель. Я буду вечно благодарна Виноградовой Татьяне Семеновне, воспитавшей нас в начальных классах. Я с гордостью могу назвать её своей второй мамой. До сих пор помню, как в первом классе, мы, несмышленые, забавные первоклашки, с букетами, сквозь которые едва можно было разглядеть в толпе своих родителей, отчаянно пытались понять, в какую именно и насколько ровную линию нам нужно встать. И тогда незнакомая взрослая «тётя» подошла ко мне, взяла за руку и куда-то повела. И не было ни страха, ни волнения. Взяв ее за руку, я почувствовала себя спокойно и уверенно, и уже точно решила, кому подарю гладиолусы, которые все еще мешали мне смотреть под ноги. Эта «тетя» и провела с нами 4 будущих года. Я хочу сказать, что если учитель оказывает такое влияние на детей, наверное, это о чем-то говорит. О ее профессионализме, богатом опыте работы и умении привлечь внимание детей.

Для меня школьная атмосфера практически сразу стала уютной и родной, уроки - интересными, одноклассники - дружелюбными и понимающими.

Сейчас меня очень радует то, что школа дает мне множество возможностей проявить себя. Активно участвовать в ее жизни я начала в 7 классе, когда появилась наша школьная газета «Переменка». Писала небольшие очерки, набивала руку. С 9 класса уже начала ездить со старшими ребятами на городские конкурсы и мероприятия, лекции по журналистике. Со временем всё более сложные задачи ложились на наши плечи: в кратчайшие сроки писали серьёзные статьи, придумывали емкие, интригующие заголовки, редактировали тексты, написанные ребятами помладше, сочиняли девизы и пр.

Я не жалуюсь, напротив - я рада такому немалому опыту, который мне удалось получить на раннем школьном этапе.

Огромное спасибо учителям, которые организовывают поездки не только в города России, но и за границу! Благодаря их стараниям, я и мои одноклассники получают замечательную возможность путешествовать, а за пределами нашей страны -даже практиковать второй язык. Моя последняя поездка проходила по маршруту Финляндия - Эстония - Швеция. Мне не хватит слов описать всю красоту этих мест, все эмоции, которые я испытала во время путешествия, и ту теплую, потрясающую атмосферу, которая была среди ребят.

В Питере с классом я была уже столько раз, что даже думала поступать учиться в этот, ставший родным, город.

Город, который никогда не надоест, не перестанет очаровывать и удивлять.

В школе № 27 проводятся различные олимпиады и конкурсы, например, научная конференция школьников «Эврика»». В роли судей выступают сами учителя, бескорыстные и неподкупные. Оценивают качество и количество проделанной работы, личный вклад ученика в науку, умение человека говорить и, вероятно, еще какие-нибудь хитрые нюансы, о которых я и не догадываюсь! Победители школьного тура отправляются за дальнейшими победами и участвуют в городской конференции школьников «Старт в науку».

Конечно, никто не забывает о праздниках! Креативная группа старшеклассников часто организовывает дискотеки, поздравления, концерты. Учителя - благодарны, дети - рады. Мы сами пишем сценарии на такие праздники. Репетируем, оттачиваем актерское мастерство, решаем некоторые спорные моменты, а как радуемся, когда в конечном итоге, срываем бурные аплодисменты!

Я уверена: умение быть организатором еще не раз пригодится мне во время учёбы в университете и на работе.

Не могу не упомянуть о нашей столовой. Такого количества вкусностей я не видела даже у себя дома! Ежедневно в меню для самых голодных и не очень сытные супы, нежнейшие мясо и рыба, запеченная картошка, рассыпчатый рис, компоты, чаи... А сколько у нас в буфете пирожков и пирожных!

Я очень благодарна своим родителям за то, что отправили меня именно в школу № 27. Представить не могу, как бы повернулась моя жизнь, если бы я сюда не попала. Но, уверена, нигде бы я не была так счастлива, как в своей родной школе!

Спасибо школе за меня!

Демина Владлена Юрьевна

ученица 7 а класса

МОЙ ДЗЕРЖИНСК

Окская чайка в небо взлетай, И площадями,

Всем расскажи, Мамами, папами,

как люблю я свой край. Детьми, стариками,

В лесу сосновом, Друзьями и близкими

В тридцатых рожден И всеми нами.

В честь Феликса Дзержинск!

город Дзержинск наречен. Здесь отчий дом,

В те годы, Здесь Родина моя,

Цеха и заводы росли вереницей, И все мы вместе,

На благо Родины В ответе за тебя!

Спешил народ трудиться, Далеко, далеко, чайка, лети,

И стал Дзержинск наш - Как город прекрасен,

Химии столицей, Ты всем расскажи.

И мы по праву можем им гордиться. Пусть город наш будет

С каждым годом Домом родным.

Он рос и процветал, Чистым, желанным,

До боли в сердце, Всегда молодым.

Таким родным, любимым стал. Маленький город -

Чайка, ты дальше и дальше лети, Огромной страны,

Всем на земле ты о нем расскажи, Ты соткан частичками

Расскажи, как мне дорог Нашей души.

Мой город родной, Город любимый,

Лесами, лугами, рекою Окой, Самый родной,

Церквами и скверами, Дзержинск! Ты наш дом, Мы навеки с тобой!

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.