ФАК ГОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ детей и их родителей к школе
Марина Николаевна Емельянова,
доцент Института педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук
По закону всё просто: никто школу и учителя не выбирает, дети зачисляются в школу в соответствии с реальной пропиской и без всяческих собеседований. А на деле...
• школа • факторы • потребности • отношение родителей к школе
• статус школы • профессиональная компетентность • личностные характеристики учителя • ожидания ребёнка • коллектив одноклассников
• успехи в учёбе • дополнительное образование
А
на деле в лучшие гимназии города с утра поток машин, потому что детей везут кто откуда, так как зачислена чуть ли не половина по временной прописке, ибо никто у нас этого не проверяет.
К самой хорошей гимназии нашего района (там и ремонт прекрасный, и техника во всех классах есть, и стадион новый сделан, и учителей лучших со всех школ района директор «переманил» ещё лет 15 назад) по реальной прописке относится огромное общежитие с таджиками, китайцами и русскими алкашами, но их в этой гимназии нет. Детей набирают с курсов подготовки к школе (они идут в этой же школе целый год). За год учитель всех детей изучит и уже в апреле списки висят, кого берут и кому надо позаботиться о прописке, чтобы в мае все документы сдать. И все, кто
очень хочет в эту гимназию, находят возможность оформить временную прописку — и даже в общежитии у таджиков, лишь бы попасть в гимназию, из которой все выпускники поступают в вузы.
«Наша» школа, в которой мы учились, 20 лет назад была лучшей в районе, а сейчас там всё развалилось, и все наши лучшие учителя где? — вот в этой гимназии. А как вы думаете, где учатся дети из общаги? Правильно: в «нашей» школе.
Каждую свою статью, прежде чем посылать в журнал или газету, даю прочитать учителям, педагогам-практикам, ведь одновременно они — родители учеников разных классов из разных регионов. По поводу этой статьи они мне сказали так: мы тоже всё время
обсуждаем разные школы и об этих же факторах говорим, но никак не можем всё это совместить и к какому-то заключению прийти, а вот теперь, когда вы нам всё по полочкам разложили, «у нас отдельные бусинки сложились в бусы». Вот в этом и я вижу цель своих рассуждений в статье — сложить элементы в систему.
Какая школа хорошая?
Окончив школу 20 лет назад и в очередной раз встретившись с одноклассниками, я хотела было послушать мнение людей (не имеющих отношения к образованию) о школах, в которых учатся их дети. Чем больше обсуждали, «какая школа хорошая, а какая плохая», тем больше заходили в тупик: об одной и той же школе мнения были противоположными. Кто же прав? Однозначного ответа на этот вопрос нет, так как отношение к школе зависит от того, насколько ожидания и потребности родителей и учащихся соответствуют действительности. Попробуем разобраться, от каких факторов зависит отношение родителей и детей к школе.
Чем больше ожидания и потребности родителей относительно качества образования и условий обучения соответствуют действительности, тем выше они оценивают школу.
На первое место все родители школьников выдвигают содержание образования и прочность усвоения детьми знаний. Большинство современных родителей, работающих до позднего вечера, отдавая ребёнка в школу, часто полностью полагаются на учителей, которые научат их чадо уму-разуму, а от родителей будет требоваться минимум усилий. Это надо понимать так: родителей не сильно волнует сам процесс обучения, всё внимание сосредоточено на промежуточном и итоговом результате обучения, то есть на том, что ребёнок знает, умеет и может ли справляться сам с текущими учебными заданиями, и достаточно ли будет этого уровня обученности для поступления в вуз.
Однако с каждым классом школьная программа становится сложнее и домашних заданий становится всё больше. Нередко родители справедливо удивляются присутствию разнообразных школьных предметов, требующих огромной интеллектуальной нагрузки, и отсутствию у детей прочных, глубоких знаний по основным предметам. Говорят так: «В нашей гимназии дети учат два языка, а говорить ни на одном не могут. Дома от компьютера не отходит, да в лицее ещё информатикой замучили. Нас гимназия устраивает, только вот уроки русского языка и литературы каждый день, но это одно мучение, ведь он у нас математику любит, а её не так много. Уже в восьмом классе нашей гимназии надо выбрать профиль, мы хотели в естественно-научный класс с расчётом на медицинский вуз, а такого профиля не будет».
На первый взгляд, вопросы правильные, существенные, но когда стали детально разбираться, то выяснилось, что большинство родителей не понимают разницу между гимназией, лицеем и общеобразовательной школой.
Первое отличие
Гимназия — это школа с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля (литература, русский и иностранный языки).
Лицей — это школа с углублённым изучением предметов технического или естественно-научного профиля
В общеобразовательных школах, как правило, общеобразовательная программа, правда, есть школы с углублённым изучением отдельных предметов.
Второе отличие
В гимназиях и лицеях помимо основной образовательной программы (возможно, альтернативной) есть ещё и гимназический или лицейский компонент в соответствии с профилем гимназии или
лицея. Соответственно часов по профильным предметам больше.
Третье отличие
Обычной школе достаточно обучить хотя бы одному из иностранных языков — желательно английскому. Образовательный стандарт для гимназий и лицеев требует от них плюс ещё любой другой дополнительный язык, например, французский или немецкий. Причём первый вводится уже в начальной школе, а второй — с 5-го или 6-го класса.
Четвёртое отличие
В гимназии должно быть современное компьютерное оборудование. Обязательно хотя бы один класс должен быть с доступом в Интернет. Информатика должна изучаться, как и иностранный язык, — по группам не более десяти-двенадцати человек, обычные же школы не обязаны обладать даже самыми простейшими компьютерными машинами, а предмет «Информатика» может отсутствовать вовсе.
Пятое отличие
Программа обычных школ ограничивается общеобразовательным стандартом, программа же гимназий и лицеев — это ещё и расширенное многопрофильное дополнительное обучение.
Когда все перечисленные тонкости обсудили, многие вопросы были сняты, но возник другой вопрос: «А почему про эти особенности не рассказывает администрация школ на собраниях, на Днях открытых дверей? Если бы мы все эти отличия знали заранее, то пошли бы в лицей, а не в гимназию (или наоборот)». Такая же ситуация и в дошкольном образовании: люди радуются получению места для ребёнка и не сильно вникают в вид дошкольного учреждения, а видов — от детского сада до центра развития ребёнка. Вывод следует такой: если родитель будущего первоклассника сходил в несколько школ района, изучил внутришколь-ные стенды с информацией и расписаниями, заранее всем поинтересовался и всё сравнил, то у него появляется осознанная компетентность: точные представления об учебном заведении и осознанный выбор школы; при этом вероятность совпадения его ожиданий и реаль-
ной школьной ситуации увеличивается в разы. В числе «недовольных всем» часто оказываются родители с неосознанной некомпетентностью: им кажется, что они все знают и понимают о содержании и организации обучения в школе, но на самом деле они глубоко заблуждаются, хотя сами этого не осознают.
Кто учит и как учит
Есть категория родителей, которые придерживаются мнения, что неважно чему учат, а важно кто учит и как он это делает. Мамы, придерживающиеся этой позиции, года за два до поступления ребёнка в школу начинают собирать информацию не столько о близлежащих школах, сколько об учителях этих школ. Для них в учителе важно всё: стаж работы, возраст, методическая грамотность, воспитательный потенциал, наличие собственных детей, умение найти подход к каждому ребёнку, мнение учителя о ребёнке (и насколько оно совпадает с мнением воспитателя дошкольного учреждения), как учитель одет, как говорит, мимика, жесты, насколько он требователен и т.д. В этом есть своё рациональное зерно, так как от учителя начальной школы зависит очень многое, но не надо забывать, что через четыре года с этим педагогом придётся расстаться, и опять встанет вопрос о качестве образования, необходимом и достаточном для поступления в вуз. И здесь на первое место снова выходит престиж школы, который определяется процентом выпускников, поступивших в вузы. Учитывая эти обстоятельства, некоторые родители переводят ребёнка после окончания начальных классов в другую школу, считая, что педагоги именно этой школы смогут удовлетворить их образовательные потребности и лучше развить способности ребёнка. Единственный минус состоит в том, что ребёнок вынужден адаптироваться к новой школе и найти своё место в уже сложившемся коллективе.
Условия
И, наконец, немаловажными являются условия содержания детей в школе и наличие системы дополнительного образования. Родители обращают внимание не только на качество образования в школе, но и питание, сумму ежемесячных финансовых вложений, оборудование школьного класса, наличие «продленки», системы дополнительного образования, спортивно-развлекательных мероприятий, спортзала, бассейна.
Если из детского сада детей забирают в 18.00—18.30, то уроки в первом классе заканчиваются самое позднее в 12.00 часов. И далеко не во всех семьях есть возможность забирать ребёнка из школы и возить в секции и студии для развития, хотя на самом деле у большинства родителей цель — занять полезным делом внезапно появившееся свободное время, ограничить взаимодействие с компьютером, а в будущем — влияние улицы. Организовать внеурочное время ученику начальной школы достаточно просто, а попробуйте занять делом подростка, ему уже неинтересно рисовать, лепить и смотреть мультики. Поэтому наличие этих секций и студий в школе, где учится ребёнок, стало сейчас очень важным фактором, определяющим отношение родителей к школе.
Помимо очевидной логики, есть ещё один психологический момент. В начальной школе ребёнку важно, чем он занят (рисует, поёт, танцует, занимается спортом), а в 12—17 лет установка другая: неважно, что я делаю, важно, вместе с кем я этим занимаюсь. Стоит двоим пойти на волейбол, как со временем в спортзал подтянется полкласса.
Ещё один вопрос, который каждый родитель хочет решить в свою пользу: что сказать учителю, чтобы ребёнка не посадили на последнюю парту? Сегодня наполняемость классов 25 человек, и ещё до 1 сентября начинается борьба за у1р-места. Многие родители подходят к учителю (классному руководителю) и очень тактично требуют посадить его ребёнка
на первую парту, так как он очень невнимательный, даже если ребёнок наоборот, очень внимательный. В этом ничего плохого нет, это всего лишь естественное желание родителей привлечь максимум внимания учителя к своему ребёнку. Действительно, на детей, сидящих в первой трети класса, учитель обращает внимание чаще, чем на тех, кто сидит на задних партах. Слабоуспевающие ученики должны сидеть в первой трети класса, а если они оказываются в конце класса, как правило, это означает, что учитель не видит в них перспективных учеников. Естественно, учитель не прав, и родители должны настоять на том, чтобы ребёнка пересадили, иначе отставание в учёбе будет накапливаться и желание учиться пропадёт. Опытный учитель на задние парты сажает учеников с хорошим зрением, высоких, самостоятельных, способных организовать себя на уроке, стабильно показывающих хорошую успеваемость.
Что касается школьного питания, то родителей, естественно, беспокоит качество пищи, стоимость питания, ест ребёнок или нет ту пищу, что предлагает школьная столовая, или покупает сок и пиццу в буфете. Если родители кладут в портфель яблочко или пирожок, а ребёнок приносит их назад домой, это не всегда означает, что ему достаточно школьного обеда. Причина может быть совсем другая: ему неудобно при одноклассниках есть вкусный пирожок, так как он единственный и нельзя поделиться. Поэтому если кладёте ребёнку в портфель что-то вкусное, то следует рассчитывать количество ещё и на друга: ребёнок должен уметь делиться тем, что вкусно и хочется съесть самому.
Относительно школьного интерьера и учебных кабинетов позиция большинства родителей потребительская. Желание иметь благоустроенный класс, в котором детям будет комфортно учиться, есть у всех родителей, а желание этот класс благоустраивать (вкладывать средства, ходить по магазинам, привозить необходимые материалы, делать ремонт и т.д.) у большинства родителей отсутствует. Однако все родители сходятся
во мнении, что «бытие определяет сознание»: если в школе сделан современный ремонт, светло, чисто, оформлены стенды с достижениями школы и фотографиями, а также существуют строгие требования к школьной одежде, это уже с порога создаёт корпоративный дух, который создаёт особое учебное настроение, прилежание, желание быть успешным учеником, ощущение принадлежности к чему-то стильному, элитному. А если ещё учесть, что в школьной среде ребёнок находится каждый день на протяжении 11 лет, то значение этого фактора в формировании отношения к школе значительно возрастает.
Ожидания и настроение ученика
Каждый ребёнок, придя в школу, переполнен надеждами, что ему будет интересно и радостно среди одноклассников, у него будут хорошие друзья, его будет любить учительница, у него будет всё получаться, он будет получать «пятёрки» и родители будут им довольны. И так будет от начала до конца школьной учёбы. То, насколько сбываются эти ожидания, в значительной мере определяет желание ребёнка идти в школу и взаимоотношения с одноклассниками. Многое здесь зависит от учителя, так как он для первоклассника — высший авторитет, которому на первых порах уступает даже авторитет родителей. А родителям хочется дать следующий совет: не ругайте при ребёнке учителей, школу и родителей одноклассников, как бы вы к ним ни относились.
Что касается ожиданий ребёнка относительно успешности в учебной деятельности, то учиться ребёнок будет с желанием, если по всем предметам или выборочно (но не менее половины) он получает хорошие отметки, у него есть любимые предметы, на уроке он самостоятельно справляется с заданиями и не боится отвечать у доски. Дети с такими характеристиками с настроением идут в школу за очередными успехами.
Помимо учителя и отметок, ещё есть коллектив одноклассников, в котором не так-то просто найти своё место и завести надёжных друзей. Привлекателен для одноклассников общительный ребёнок с чувством юмора, не жадный, подвижный, не обидчивый, который пользуется уважением учителей.
Восприятие школы родителями также зависит и от настроения ребёнка. Если ребёнок охотно выполняет домашнее задание, самостоятельно собирает портфель, готовит одежду для школы и с удовольствием поддерживает или сам начинает разговор о школьной жизни и одноклассниках, то можно предположить, что школьная среда для него комфортна и причин для беспокойства нет. Дискомфорт вызывают трудности в учёбе и проблемы с одноклассниками: отсутствие друзей, не нравится сосед по парте, обижает кто-то из ребят, не нравится учитель, внешний вид ребёнка и школьные принадлежности хуже, чем у одноклассников — всё это родителям трудно разглядеть, если учитель об этом не говорит, а ребёнок скрывает. Чем дольше длятся неприятные переживания, тем больше ребёнку не хочется идти в школу, он даже может заболеть на фоне полного внешнего благополучия. Поэтому родители должны быть очень наблюдательными и чувствительными к любым изменениям настроения ребёнка и занимать позицию не контролёра, а помощника и друга. Тогда ребёнок не только в начальной школе, но и в старших классах (а это тот самый трудный подростковый возраст) будет делиться своими проблемами и мыслями с родителями (а не с друзьями на улице), не боясь быть осуждённым и наказанным.
Таким образом, чтобы понять настроение ребёнка и эмоции, связанные со школой, необходимо совместить три фактора:
• получаемые ребёнком отметки и зависящее от них переживание успеха;
• отношение учителя к ребёнку и отношение ребёнка к учителю;
• взаимоотношения с одноклассниками: наличие друзей и социальный статус ученика в коллективе.
Самый оптимальный вариант — совпадение трёх факторов: ребёнок систематически переживает успех в учёбе и нравится своими личностными качествами
учителю и одноклассникам. Именно об этом мечтают все дети и их родители, так как при таких обстоятельствах и сам ребёнок доволен оправдавшимися ожиданиями и собой как способным, а следовательно, перспективным учеником; родители имеют основания для чувства гордости за своё чадо и за себя как педагогически грамотного родителя и семейный генотип.
Однако все три обстоятельства могут совпасть и с негативной стороны: учебные задания вызывают трудности, учитель тёплых чувств не проявляет, да и среди друзей одноклассники с аналогичными проблемами. Ребёнок не получает никакого удовольствия от школы. На фоне успешности остальных учеников у ребёнка развивается чувство страха, тревожность, неудовлетворённость собой. Причиной такой ситуации чаще всего бывает либо отставание от сверстников в интеллектуальном развитии, либо наличие отталкивающих черт характера.
Иногда педагоги забывают, что дети смотрят друг на друга глазами взрослых, а в школе чаще всего — глазами учителя. Отношение учителя к ребёнку — индикатор отношения к нему и его одноклассников. Поэтому от негативных оценок учителя ребёнок может пострадать вдвойне: учитель относится к нему «плохо», и так же «плохо» относятся к нему одноклассники.
Нередко можно видеть такую ситуацию, когда одного трудно назвать успешным учеником, но его любят и одноклассники, и учитель за его воспитанность и положительные качества характера, а другой учится хорошо, но не пользуется уважением учителя и отвержен сверстниками, например, из-за таких качеств как высокое самомнение, эгоистичность, желание командовать одноклассниками, грубость, жадность. Первый ребёнок идёт в школу с большим желанием, чем второй, так как в коллективе одноклассников он чувствует себя комфортно. Второй же стремится получить как можно больше «пятёрок» и никак не может разрешить противоречие
«способный, но нелюбимый», не догадываясь, что причина не в способностях, а в характере. Родители могут и не подозревать о психологическом дискомфорте ребёнка, так как учёба «идёт как по маслу».
Ясно, что не только успешность в учёбе определяет настроение ребёнка, с которым он идёт в школу, но и взаимоотношения с одноклассниками и учителем
формируют отношение к школе и учёбе. * * *
Подведём итоги. Утверждения «хорошая школа» и «плохая школа» слишком однозначны, необъективны и некорректны: к одной и той же школе отношение разных людей может быть противоположным. Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что субъективное отношение родителей к школе определяется следующими факторами:
• содержание образования и наличие
у ученика прочных знаний по базовым предметам как гарантия поступления в вуз;
• профессиональная компетентность и личностные особенности учителя;
• статус школы и условия содержания детей (питание, дизайн помещений, наличие группы продлённого дня, система дополнительного образования и т.п.);
• удовлетворённость ребёнка школой, коллективом одноклассников и учителем, которые, в свою очередь, зависят от: получаемых ребёнком отметок и зависящих от них переживаний успеха или неуспеха; отношения учителя к ребёнку и отношения ребёнка к учителю; взаимоотношений
с одноклассниками (наличие друзей и социальный статус ученика в коллективе).
Перечисленные факторы сложно расположить по степени значимости, однако можно предположить: чем больше факторов совпадает с положительной стороны одновременно, тем выше степень удовлетворённости школой учащихся и родителей. НО