Научная статья на тему 'Создание ситуации успеха в школе'

Создание ситуации успеха в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
801
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИЯ УСПЕХА / SITUATION OF SUCCESS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТИМУЛЫ / PEDAGOGICAL STIMULUS / УСПЕШНОСТЬ / SUCCESS / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / КРИТИКА / CRITICISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глухова Ольга Сергеевна

В статье выявляются различные аспекты ситуации успеха на уроке в младшей и средней школе. Ситуация успеха рассматривается как комплекс положительных педагогических стимулов и способствует улучшению психологической обстановки в классе и повышению успеваемости среди учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание ситуации успеха в школе»

«вытягивали» пришедших в хор новичков, но и сами получали удовлетворение от дальнейшего роста своего мастерства, от непрерывающейся концертной деятельности коллектива.

Вопрос активизации хоровой культуры в школе должен продолжать активно разрабатываться, так как он ведет к решению проблемы воспитания и формирования музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его духовной культуры через хоровую деятельность во внеурочном объединении. Решение данной проблемы это и есть достижение основной цели всего музыкального образования в школе.

Литература

1. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Л. В. Каршинова / Эксперимент и инновации в школе, 2010. № 6. С. 48-52.

2. АлиевЮ. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: ВЛАДОС, 2000.

3. Базиков А. С. Музыкальное образование в современной России. Тамбов, 2002.

4. Духовно-нравственное воспитание российских школьников. [Электронный ресурс] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Режим доступа: http://www.lomonholdmg.rUarticles/detail/?catalogue_id=12&;item_id=1525/ (дата обращения: 25.11.2016).

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Электронный ресурс]: Федеральный Государственный образовательный стандарт. Режим доступа: http://standartedu.ru/catalog.aspx?CatalogЫ=985/ (дата обращения: 25.11.2016).

A school situation of success creating

GlukhovaO. Создание ситуации успеха в школе Глухова О. С.

Глухова Ольга Сергеевна / Glukhova Olga - студент магистратуры, кафедра иностранных языков, Международный гуманитарно-лингвистический институт, г. Москва

Аннотация: в статье выявляются различные аспекты ситуации успеха на уроке в младшей и средней школе. Ситуация успеха рассматривается как комплекс положительных педагогических стимулов и способствует улучшению психологической обстановки в классе и повышению успеваемости среди учащихся.

Abstract: the article identifies various aspects of a situation of success in elementary and secondary schools. The success situation is considered as a complex of positive pedagogical stimulus and contributes to improving the psychological environment in a classroom and performance enhancement among students.

Ключевые слова: ситуация успеха, педагогические стимулы, успешность, мотивация, критика.

Keywords: a situation of success, pedagogical stimulus, success, motivation, criticism.

Школа - это место, где люди в течение десяти лет закладывают базу для своей будущей профессиональной жизни. Журналист пробует писать, создавая сочинения на темы, предложенные учителем русского и литературы. Спортсмен показывает результаты на физкультуре и с трудом высиживает за партой на математике. Художник-мультипликатор гордится собой на изо и украшает поля в тетради, скучая на биологии. Будущий ученый физик участвует в районных олимпиадах по точным предметам и ленится выучить параграф по истории. Как они узнают, в какой профессии им развиваться после школы? На чем будет основываться их выбор?

Конечно, выбирая профессию, школьник в основном ориентируется на мнение родителей, авторитет уважаемых людей, а также уровень зарплат в той или иной области. Однако наравне с этими факторами огромную роль сыграет эмоциональное отношение учащегося к тому или иному предмету. Если из года в год ученик с ужасом ожидает урока математики, если он ничего не понимает и привык думать, что он не имеет ни малейших способностей к этому предмету, то вряд ли он выберет институт, для поступления в

который нужно будет сдавать профильный экзамен по математике. Естественно, можно нанять репетитора и подтянуться, но если деятельность вызывает отвращение, то человек никогда не сделает её основой своей будущей жизни.

Безусловно, дело не только в экзаменах. Ещё несколько лет после школы человек будет осознанно или неосознанно избегать той деятельности, которая вызывала у него отторжение в школе. Значит психологическое состояние ребенка во время урока, превратившись в систему, сказывается не только на психологическом состоянии ученика, но и на том как сложится жизнь человека в дальнейшем.

Давайте вспомним, с каким настроением дети впервые идут в школу. Они полны надежд на самореализацию. Каждый ребёнок уверен в своём будущем успехе. Он думает, что будет хорошо учиться, получать хорошие отметки и заведёт много новых интересных друзей.

Однако через некоторое время радость, с которой ребёнок идёт в школу, пропадает [1, с. 3]. Домашние задания делаются кое-как. Уроки прогуливаются. Учителя вызывают ужас. Каникулы становятся лучшей частью года.

Если основным источником радости ребёнка в школе является его успешность, о которой он узнаёт в том числе через реакцию учителя на него самого и его деятельность, то основной причиной охлаждения ребёнка к учёбе является ощущение ребёнком собственной неуспешности. Критика, плохие оценки, сравнения с другими детьми, стресс, вызванный нежеланием опозориться перед тремя десятками сверстников, к сожалению, являются ежедневной реальностью для многих детей. А если представить себе каково всё это терпеть в подростковом возрасте, когда идёт становление характера, обостряется чувство собственного я, когда ребёнок начинает сталкиваться со взрослыми проблемами, но не обладает ресурсами для их решения, то можно догадаться, что школа для многих становится ежедневной каторгой.

Ученик начинает избегать школы и всего, что с ней связано: на уроках присутствует номинально, задания не выполняет, дома играет в компьютерные игры или смотрит сериалы. Зачем делать скучное домашнее задание, если успеха всё равно не добьёшься. Начинаются поиски поощрения где-то ещё. И, конечно, в лучшем случае этим местом окажется спортивная секция. Но скорее всего это будет компьютерная игра, виртуальные достижения в которой он сфотографирует и выложит на странице в социальной сети, чтобы получить признание сверстников. Возможно и любое другое девиантное поведение, которое сегодня является распространённым явлением в подростковой среде.

Естественно, об улучшении успеваемости с таким психологическим настроем речи быть не может. Школьные проблемы нарастают как снежный ком, всё более отвращая ребёнка от учёбы и уводя его в другую среду. Получается, что в первую очередь учителю необходимо изменить негативное отношение учащегося к школе и, естественно, начать он может со своего предмета.

Существует множество способов создания ситуации успеха во время урока. Учитель применяет тот или иной метод, основываясь в первую очередь на педагогическом опыте и интуиции [1, с. 17]. Прежде чем начать действовать, необходимо определить цель -представить конкретного ученика счастливым, уверенно тянущим руку на уроке. Он готов, он сделал домашнее задание, он знает правильный ответ и не боится высказать своё мнение. Следующий шаг - понять, каким образом можно помочь учащемуся пройти из пункта А (его актуальная успеваемость и психологическое состояние на уроке) в пункт Б (его желание и готовность учиться).

Основной опорой станут сильные стороны ученика. У каждого человека есть способности к той или иной деятельности. Если учащийся не может понять все тонкости английской грамматики, знание которых требуются программой 7-го класса, его можно похвалить хотя бы за то, что он наконец-то понял тему из программы начальной школы. Он совершил для себя открытие. Он понял. Возможно, ему это сделать было труднее, чем отличнице подготовиться к олимпиаде. У него склонность к физическому труду. Он физически сильнее большинства в классе, но не может понять английскую грамматику с той скоростью, с которой это делают отличники, поддержанные репетиторами. Зачем же подвергать его психологическим испытаниям каждый урок. Он не виноват. Нужно хвалить его за малейшие достижения, не сравнивая их с достижениями других детей, потому что у каждого ребёнка ресурсы уникальные. И это не только умственные способности. Это и здоровье, и обстановка дома, и наличие времени на домашнее задание (кто-то, например, занимается младшими братьями и сестрами пока родители на работе), наличие репетиторов и доступа к информации, психологические особенности [1, с. 21].

Учитель не может повлиять на эти факторы и не должен. Они находится вне его компетенции. Но и отрицать наличие их невозможно. Значит, оценивать результаты труда детей по одной для всех шкале, как минимум, несправедливо. Не нужно забывать о том, что школа является лишь частью жизни ребёнка. Подчас учитель и не подозревает о тех трудностях, с которыми учащийся сталкивается за пределами школы. При этом ребёнок воспринимает свою жизнь в целом и не понимает, почему Маше, которой мама купила набор из 20 карандашей, учительница за рисунок поставила пять, а ему, хоть он и старался и нарисовал замечательную машину, не имея карандашей, синей ручкой, поставили 3. И с возрастом похожие проблемы никуда не исчезают, а только становятся всё более сложными для понимания учителя, которому некогда вглядываться в каждого ребёнка, а дети очень остро чувствуют несправедливость.

Увидев сильные стороны ребёнка, учитель сможет развивать их, применяя методы поощрения, вместо того чтобы критиковать его за слабые стороны. Таким образом, во -первых, учитель акцентирует внимание ребёнка и его одноклассников на положительных моментах, придавая им тем самым дополнительную энергию. Другие ученики класса таким образом получают положительный пример, а не предмет для издевательств над соседом и самоутверждения за счёт слабого. Поддерживается здоровая психологическая атмосфера в классе, в которой улучшается не только успеваемость по предметам, но и развиваются личные качества каждого ученика. Ведь если ребёнок с юных лет учится радоваться успехам других, а не злобствовать из-за чужих ошибок, в будущем он станет успешнее и здоровее [1, с. 28].

Во-вторых, по природе своей ребёнок ориентирован на получение любви, и больший отклик в его душе найдёт зерно, посаженное с любовью: доброе слово, благодарность, улыбка. Получив положительный отзыв, ребёнок поймет, какие его действия социально желательны и будет демонстрировать их всё чаще в поисках поощрения.

Успех по своей сути - это радость [1, с. 30]. Получить похвалу учителя для школьника значит добиться успеха, получить социальное признание. Естественно, получив свою порцию радости однажды, ребёнок уже не захочет лишаться её в будущем. Ожидание радости -движущая сила ребёнка на пути к успеху. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность ощутить радость достижения, осознать свои возможности.

Каждое переживание успеха может изменить психологический настрой ребёнка, может вернуть ему веру в себя. Если учащийся перестанет испытывать стресс на уроке, он перестанет отвергать этот предмет, вместе со знаниями, которые пытается донести до него учитель.

Он снимет с себя защитный психологический колпак, перестанет рисовать, откроет учебник и сможет понимать в полной мере, о чём идёт речь на уроке.

Младшие школьники чувствуют свою успешность, получая одобрение взрослых (родители, учителя). Подростки - одобрение одноклассников, друзей или популярных членов группы. Учитель ответственен за психологическую обстановку на уроке, он контролирует ситуацию, вызывая педагогическими стимулами ту или иную реакцию учащихся.

Очевидно, что ситуацию успеха может создать только учитель, находящийся в такой ситуации сам. Оскорблённый, разочарованный учитель вряд ли сможет вдохновить детей на достижение результатов. Для учителя ситуацию успеха создаёт директор школы, завучи, коллеги-учителя, родители и, конечно, ученики. Но главным действующим лицом остаётся сам учитель и его способность здраво реагировать на школьные ситуации, среди которых неминуемо будут иметь место и не очень приятные [1, с. 35].

Учителя, в работу которых входит ежедневное оценивание чужого труда, ежечасно оценивают и себя и свой труд. Чувство неудовлетворённости собой является основной причиной нервозного, угнетённого состояния учителя, которое отрицательно сказывается на педагогической деятельности.

Самый простой способ восстановить пошатнувшуюся самооценку - регулярно хвалить не только детей, но и себя, фокусировать собственное внимание на положительных результатах своего труда, на своих достижениях, меньше общаться с негативно настроенными коллегами, то есть создавать ситуацию своего собственного успеха.

Создание ситуации своего успеха - прекрасная возможность потренироваться и отработать методы, которые затем будут применены учителем и в отношении учащихся, их родителей и даже коллег, ведь поощрение и благодарность способствуют улучшению психологического климата в коллективе, а значит, делают эффективнее образовательный процесс и делают счастливее каждого его участника.

Подводя итоги, хочется отметить, что люди всех возрастов, ориентированы, в первую очередь, на получение положительных эмоций. Критиковать легче, чем поощрять, поэтому все мы, и учителя и учащиеся, часто испытываем на себе именно критику, и она постепенно становится всё менее действенным стимулом. При этом похвала, благодарность, встречаются гораздо реже, но влияние этих стимулов на психологическую обстановку в классе и в душе отдельного человека трудно переоценить.

Литература

1. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как её создать. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.