А. Н. Якунина
СЕМЕЙНОЕ И ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В США: ИСТОРИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
В статье рассмотрены сущность и содержание семейного образования в США. Приведены статистические данные о количестве «домашних» школьников в США, а также показатели качества семейного образования
В настоящее время не подлежит сомнению, что образование в России переживает глубокий кризис. В XXI веке стали отчётливо видны недостатки, присущие нашему образованию, - неблагоприятный психологический климат во многих школах, низкий уровень воспитанности учеников, слабое взаимодействие школы и семьи.
Одним из путей преодоления негативных аспектов образования в США явилось семейное образование (homeschooling, от англ. home - дом, schooling - учение), которое предполагает обучение ребёнка на дому репетиторами или родителями.
По мнению автора, следует обратить внимание на опыт США в решении данной проблемы, и, возможно, после творческого осмысления использовать некоторые идеи применительно к российской образовательной практике.
Домашнее обучение практиковалось в США ещё в XVIII - XIX вв. В большинстве случаев родители нанимали гувернёров, которые давали их детям знания по основным предметам (математике, английскому языку и т. д.)
В 1850 г. в США было введено обязательное школьное образование. Каждый ребёнок должен был посещать школьные занятия. Дома разрешалось учиться лишь больным детям и детям, чьи индивидуальные особенности резко отличались от школьных стандартов (кстати, в число таких детей попал и знаменитый изобретатель Т. Эдисон).
Таким образом, семейное образование было поставлено вне закона. И, хотя качество школьного образования было не слишком высоким, большинство родителей это не волновало. Главным тогда считался
сам факт поступления в университет, а не знания выпускника школы.
Ситуация стала меняться после Второй мировой войны, в 50-60-е гг. XX в. Педагогическая общественность в то время прониклась либеральными идеями. Ей хотелось сделать американское образование менее консервативным, воспитывающим человека с современными взглядами на жизнь.
Результатом явилось введение в школьную программу таких предметов, как мультикультурализм, экология и т.д., причём в ущерб математике, иностранному языку, физике и т.д. Вместе с низкой квалификацией учителей это привело к катастрофическому падению уровня грамотности, математических знаний и общей эрудиции американских школьников. (По оценкам Center for Education Policy - Исследовательского центра политики и образования -около 70% старшеклассников не в состоянии с первого раза сдать экзамен по математике, а 40% - по английскому языку).
Ещё одним негативным фактором, присущим современному американскому образованию, является высокий уровень насилия в школах (очень многих родителей напугали инциденты с применением огнестрельного оружия в классах), а также низкий моральный уровень учеников, половая распущенность и распространение наркотиков [1].
Помимо этого, многих религиозных родителей шокировала отмена школьной молитвы и изучения Библии в 1962-1963 гг. (Именно этот последний факт дал толчок к росту количества частных школ, а также к увеличению числа родителей, поддерживающих семейное образование).
Все вышеперечисленные обстоятельства привели к тому, что в 1979 г. появилась хорошо разработанная система home-schooling. В эти годы история семейного образования тесно связана с именем Джона Холта, известнейшего специалиста в этой области, автора множества работ по теории и практике homeschooling.
В настоящее время происходит неуклонный рост количества домашних школ, а также становится всё больше сторонников семейного образования. Так, 24% родителей в США считают, что необходимо финансировать альтернативные системы образования, в т.ч. homeschooling (по данным опроса ассоциации Phi Delta).
Что представляет собой система семейного образования в США?
Начнём с изложения основных законов и положений, регулирующих семейное образование на территории Соединённых Штатов Америки.
Нужно сказать, что homeschooling официально разрешено на территории всей страны. По государственным нормам, домашнее обучение означает, что ученики хотя бы часть своего школьного времени проводят дома, а в государственных или частных школах занимаются не более 25 часов в неделю [7] (на практике четверо из каждых пяти «домашних» учеников не посещают традиционные школы вовсе).
Как правило, для того чтобы оформить ребёнка на семейную форму обучения, необходимо обратиться в отдел школьного образования округа, в котором проживает ребёнок (County school district), и заполнить специальную форму - Assurance of Consent. Подписав этот документ, родитель дает свое согласие следовать программе школьного обучения, принятого в данном штате. Обычно раз или два в год родители должны докладывать об успеваемости детей в отдел школьного образования округа. Причём у родителей существует возможность не дожидаться конца полугодия и перевести ребёнка на домашнее обучение в любое время.
Вообще, законы о семейном образовании варьируются в зависимости от конкретного штата, и весьма значительно.
Так, в Орегоне семейные школы довольно жёстко контролируются: дети, обучающиеся дома, должны наравне с детьми из государственных школ сдавать стандартные экзамены за 3-й, 5-й, 8-й и 10-й классы. По закону штата Арканзас дети также обязательно сдают общие для всех экзамены в 5-м, 7-м и 10-м классах, причём особо оговаривается, что «домашний» школьник не должен быть более чем на 2 года старше, чем это установлено для данного класса. В Техасе же контроль над семейным образованием практически отсутствует. В этом и некоторых других штатах для оформления ребёнка на семейное обучение достаточно лишь подать заявление, в то время как в других нескольких штатах родители обязаны даже сдавать специальные экзамены, чтобы подтвердить возможность преподавать своим детям различные предметы на должном уровне.
Несмотря на то, что семейное образование стало практиковаться сравнительно недавно, количество детей, обучающихся на дому, составляет примерно 1,1 млн. (согласно отчёту Национального центра образовательной статистики при министерстве образования США). Причём каждый год этот показатель увеличивается на 15% . По оценкам некоторых экспертов, количество homeschoolers («домашних» школьников) достигает 2 млн. человек, так как официальные данные дают заниженную оценку по той причине, что не во всех штатах нужно официально заявлять о том, что ребёнок учится дома.
Отношение к семейному образованию как к явлению педагогической действительности в американском обществе разное.
Противники семейного образования считают, что homeschooHng не даёт детям ни хорошей академической подготовки, ни навыков социальной жизни (последнее, по их мнению, является основным недостатком семейного образования). Они полагают, что дети, окончившие домашние школы, не будут способны адаптироваться к жизни в социуме. По их мнению, родители, обучающие своих детей на дому - властные, часто фанатически верующие люди,
которые в угоду своим прихотям лишают ребёнка радости общения со сверстниками. Помимо этого, семейное образование не обеспечивает детям должного уровня физической подготовки.
Кроме того, отдельно подчёркивается, что многие родители не имеют достаточной квалификации для того, чтобы качественно обучать своих детей дома.
У homeschooling есть много сторонников. Вот некоторые факты, которыми они оперируют.
«Домашние» дети, как правило, обнаруживают более высокое качество знаний, чем учащиеся не только государственных, но даже и некоторых частных школ. Как показали тесты по базовым предметам, предложенные 20 тыс. детей школьного возраста, результаты школьников оказались существенно ниже результатов, продемонстрированных «домашними» детьми (исследование проведено Мэрилендским университетом). Опрос показал, что 25% таких детей на 1-2 года опережали по основным предметам учеников частных школ, не говоря уже о государственных. В младших же классах такое преимущество имели почти 100% «домашних» детей. При выполнении общенациональных тестов для поступающих в Вузы (АСТ) ^те-schoolers также набирают 23 из 36 баллов (при среднестатистическом показателе 21 балл) [2].
В некоторые колледжи и университеты «домашних» детей принимают даже без школьного диплома. Нomeschoolers чаще поступают в престижные колледжи и университеты, такие как Гарвард, Стэнфорд и т.д. (конечно, это можно отчасти объяснить тем, что родители, обучающие своих детей дома, нередко являются обеспеченными людьми).
Сторонники семейного образования объясняют академические (учебные) успехи «домашних» детей тем, что родителям, знающим психологические особенности своих детей и движимым желанием дать им качественное образование, легче научить только их, чем школьному учителю -целый класс.
Родители могут варьировать учебный план и, частично, его содержание, основываясь на индивидуальных особенностях своего ребёнка, темпе его работы на уроке, степени заинтересованности разными предметами и т.д. Это даёт, помимо прочего, возможность быстро изучать те предметы, которые легко даются ребёнку и больше времени посвятить тем, которые даются труднее.
Помимо этого, на уроке в классе ребёнок должен приспосабливаться к «стилю учения» (learning style) преподавателя, в то время как дома у родителей больше возможностей для того, чтобы приспособить урок под индивидуальный познавательный стиль ребёнка.
Кроме того, домашнее обучение лишено того духа соревновательности, которым проникнуто всё американское образование. Ребёнок получает возможность оставаться самим собой и учиться, не отвлекаясь на попытки завоевать авторитет у учителей и одноклассников.
Homeschooling является прекрасной возможностью оградить ребёнка от вредного влияния сверстников и привить ему должные моральные качества. Этот довод особенно подчёркивают верующие родители, которым обстановка в государственных школах кажется (впрочем, не без основания) аморальной и безнравственной.
Многие считают, что семейное образование способствует сплочению семьи. У родителей появляется возможность следить за развитием своих детей, общаться с ними, узнавать их сильные и слабые стороны в процессе учебной деятельности в естественной обстановке. Сторонники семейного образования полагают, что такая форма обучения даёт их детям преимущества не только в академическом, но и в социальном плане. Ведь социализация - это умение вести себя в обществе, быть хорошим гражданином и т.д. Классная система, как это ни странно, не даёт таких навыков. Дети вынуждены подстраиваться под искусственно созданную систему отношений «ученик -учитель» и «ученик - ученик», в то время как «домашние» дети могут свободно общаться с детьми разных возрастов, профес-
сий, религий и т. д., главное - создать для этого условия.
Одна из основных задач, по мнению родителей, обучающих своих детей дома, - ни в коем случае не изоляция детей от общества, а лишь временное ограничение общения детей с некоторыми «неблагонадёжными» сверстниками до тех пор, пока ребёнок не подрастёт и не станет достаточно устойчивым к негативным влияниям.
Некоторые приверженцы семейного образования вообще считают, что проблема социализации - миф, созданный социологами, школьной администрацией и местными союзами преподавателей (последние, кстати, являются главными противниками семейного образования). Мнение учителей обусловлено как нежеланием расставаться с частью государственного бюджета, выделяемой на обучение каждого ребёнка (около 3000 $ в год; в случае перевода ребёнка на семейное образование эти деньги изымаются из бюджета школы), так и тем, что дети-homeschoolers труднее поддаются влиянию СМИ и воздействию общественной пропаганды, ими труднее управлять, потому что эти дети, как правило, привыкли мыслить самостоятельно [5, статья Homeschooling and the Myth of Socialization by Manfred B. Zysk].
Исследования показывают, что «домашние» дети лучше находят общий язык со взрослыми, чаще становятся добропорядочными гражданами и реже нарушают закон, чем выпускники государственных школ [4]. Такие дети более спокойные, дисциплинированные, вежливые и почти в 15 раз реже смотрят телевизор, чем их сверстники. «Домашние» дети, как правило, не склоны к конкуренции и меньше подвержены влиянию окружающих [3, 7].
Для того, чтобы составить своё мнение о достоинствах и недостатках home-schooling, обратимся к информации многочисленных форумов, на которых родители из разных штатов делятся друг с другом опытом обучения своих детей.
Сразу заметим, что правительство США практически не контролирует ни содержание образовательных программ, ни организацию процесса обучения, ни выбор учеб-
ных пособий. Государство берёт образовательное учреждение под контроль только тогда, когда оно не обеспечивает соблюдения ключевых национальных интересов страны (таких, как воспитание патриотизма и т. д.).
По этой причине родители ^те-schoolers обладают определённой свободой в выборе изучаемых предметов, составлении графика занятий, а также в подборе учебных пособий.
Существуют 4 основных метода семейного обучения в США: классический метод, метод Монтессори, метод Каролин Менсон и эклектический (комбинированный) метод [5].
Разумеется, у каждой семьи свой подход к обучению детей - в зависимости от графика работы родителей, материального достатка семьи, индивидуальных особенностей ребёнка и т.д.
Наиболее предпочтительной является организация семейного обучения, когда один из родителей не работает (т.к. домашнее обучение требует постоянного контроля со стороны взрослых). Кроме того, важно, чтобы распорядок занятий был довольно строгим. Это обеспечивает серьёзное отношение детей к учёбе. Очень важным является также умение родителей поддерживать свой авторитет как учителей на самом высоком уровне. (Нужно отметить, что большинство родителей выбирают именно такую форму организации семейного образования.)
Анализируя истории конкретных семей, приведённые на форумах, можно сказать, что основной причиной, по которой родители перевели ребёнка на семейное обучение, является неудовлетворённость качеством школьного образования и воспитания (примерно 7 из 10 семей приводят именно этот довод). На втором месте - неуверенность в безопасности своих детей во время их нахождения в школе. В конце списка - соображения религиозного характера и то, что ребёнку психологически тяжело учиться в школе. (Это несколько расходится с официальными данными, согласно которым 31% родителей недовольны тем, что в школах распространены хулиганство,
наркотики и т.д., 30% хотели бы давать детям уроки в области религии и морали и лишь 16% не устраивают учебные программы) [6].
Опросы показали, что в разных семьях процесс обучения происходит по индивидуальным методикам.
Так, Лора, обучающая дома 6-летнего сына, очень много времени уделяет подготовке учебных материалов (делает выписки из книг, подбирает учебную литературу и книги для чтения, делает копии полезных материалов и выбирает темы для проектов). Основное внимание уделяется чтению.
Лайонел, отец 14-летней дочери, приобретает готовые учебные пособия по математике, английскому языку и другим основным предметам. Занятия начинаются строго в 8.00 и продолжаются до 14.00. Во второй половине дня ребёнок делает уроки и отдыхает.
В семье Дэвида, отца 9-ти детей, наряду с учебниками используются обучающие игры, причём у каждого ребёнка имеется список учебных задач, которые он должен выполнить к концу недели. Старшие дети помогают обучать младших.
В семье Джейн каждый час у детей поделён на 30 минут учебных занятий, 15 минут домашней работы и 15 минут отдыха.
Джулия, мать 8-летней дочери, категорически против жёсткого расписания занятий. Она предоставляет ребёнку изучать тот предмет, который его в тот момент интересует [5].
В случае, когда в семье работают и отец, и мать (около 28% семей, обучающих детей дома), распорядок уроков подстраивается под график работы родителей.
Иногда родители - homeschoolers создают систему поощрений для своих детей, что может повысить эффективность учебного процесса. Обычно она состоит в том, что за успешное выполнение тех или иных учебных задач ученик набирает баллы, определённое количество которых даёт право на просмотр телепрограмм, поездку на пикник и т.д.
В том случае, когда квалификация родителей недостаточна, они приглашают репетитора преподавать отдельные предметы.
Часто семьи - homeschoolers объединяются в группы. В этом случае каждый родитель преподаёт детям из семей данной группы предмет, в котором он компетентен. Главное при этом - сохранение малой численности «класса» и индивидуальный подход к детям.
В последнее время наметилась тенденция к сотрудничеству домашних школ и государственных, которые позволяют «домашним» детям посещать некоторые школьные занятия, предоставляют домашним школам в пользование спортивные площадки и инвентарь и т. д.
Семьи - homeschoolers, вопреки устоявшемуся мнению, довольно активны в социальном плане. Группами или в одиночку они выезжают на экскурсии, ходят в театры и библиотеки.
«Домашние» дети занимаются в спортивных секциях, участвуют в спортивных соревнованиях, посещают клубы по интересам. Нередки случаи, когда наряду с изучением общеобразовательных предметов дети получают музыкальное образование.
Главное, что «домашние» дети приучаются не только к самостоятельности, но и к большой ответственности.
«Двоечников и второгодников у нас нет», - с гордостью заявляет Джин Сойте, организатор домашней школы, член совета директоров двух мэрилендских организаций по школьному образованию на дому.
В заключение кратко коснёмся вопроса о материальном обеспечении семейного образования. Несмотря на то, что home-schooling - достаточно новое направление в сфере образования, существует множество книг и пособий (аудио-, видео-, on - line образовательных игр и т.д.), позволяющих родителям преподавать любые предметы на довольно высоком уровне.
В Интернете также можно найти информацию практически по всем вопросам, которые могут возникнуть у родителей -homeschoolers, начиная с законов о семейном образовании для каждого штата в отдельности и кончая огромным количеством форумов, на которых родители и дети из разных семей могут обмениваться опытом и находить друзей и единомышленников [5].
В США также существуют довольно влиятельная Национальная ассоциация домашнего образования и множество других общественных организаций, созданных по инициативе родителей для того, чтобы защищать свои права, обмениваться информацией, влиять на законы и общественное мнение. Они издают книги, журналы, дают юридические и методические консультации.
Итак, нами рассмотрены основные особенности семейного образования в США. Конечно, у этой системы существуют недостатки, такие как не всегда чётко организованный учебный процесс, произвольное
увеличение доли одних предметов в ущерб другим, отсутствие в некоторых штатах контроля качества семейного образования. Но это, скорее, недостатки законодательной системы США в области образования, а не homeschooling как такового.
Опыт семейного образования в Соединённых Штатах Америки заключает в себе много ценных идей, которые после тщательного анализа и доработки могут быть успешно применены для развития семейного образования в России как одно из средств преодоления образовательного кризиса.
Литература
1. Ошеров В. М. Американские школьники переходят на домашнее обучение // Зеркало недели. - 2001. - №45.
2. Ухова В. И. О домашнем обучении // Первое сентября. -2003. - №11.
3. Интернет-технологии в образовании : [Интернет-сайт]. -URL:http://www.curator.ru
4. Семейное образование : [сайт] / проект И. и В. Чапковских. URL:http://www.familyeducation.ru
5. Материалы сайта http://homeschooling.about.com
6. Новое русское слово : ежедн. американская Web-газета на рус. яз. [Интернет-сайт] - URL: http://NRS.com
7. Материалы Международного информационно-аналитического агентства Washington ProFile [Интернет-сайт ; электронные рассылки] URL: http://www.washprofile.org/ru/