узких дидактических задач освоения учебной дисциплины.
При всей трудоемкости кейсов их эффективность в практико-ориенти-рованном обучении чрезвычайно вы-
сока и поэтому в процессе формирования профессиональных компетенций студентов и работающих специалистов метод конкретных ситуаций приобретает особое значение.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. URL: http:// www .v shu .ru/le ctions .php ?tab _id = 3&a=info&id=2600.
2. Зобов А.М. Метод кейс-стади. URL: www.elitarium.ru.
3. Федянин Н, Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика?// Обучение за рубежом. 2000. № 7.
УДК 37.018.1
М.Э. ВАЙНЕР
АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО И РОССИЙСКОГО ОПЫТА ПО ПРОБЛЕМЕ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Рассматривается международный и отечественный опыт домашнего образования и семейного воспитания. С историко-культурных позиций охарактеризованы этапы становления семейного образования в России и механизмы институализации семейного образования в мире. Проанализированы зарубежные и отечественные традиции семейного образования и воспитания как инновационной образовательной практики, позволяющей полноценно решать задачи по социализации подрастающего поколения в условиях вариативных образовательных потребностей современных семей. Ключевые слова: семейное образование, семейное воспитание, домашнее образование, гу-вернерство, вариативное образование.
The article deals with international and domestic experience of home education and family education. With historical and cultural positions characterized the stages offormation offamily education in Russia and mechanisms of institutionalization of family education in the world. Analyzed foreign and domestic family tradition of education and training as an innovative educational practices that fully solve the problem of socialization of the younger generation in terms of variant educational needs of modern families.
Keywords: family education, family education, home education, tutoring, variable education.
ВВЕДЕНИЕ
Во второй половите XX в. зарубeжные и отечественные исследователи опре-
© Вайнер М.Э., 2014
дeлили процессы, происходящие в системе образования, как кризисным. Они указали на то, что существующие образовательный практики, содержание традиционного массового образо-
вания и его результаты (функциональная неграмотность человека, его пассивность в решении жизненных вопросов в ситуациях неопределенности; коммуникативная некомпетентность, неспособность творчески осваивать и изменять окружающую действительность, и др.) перестали удовлетворять меняющиеся запросы и потребности человека. Это в свою очередь обусловливает создание в отечественном образовании открытой и гибкой образовательной системы, способной к постоянной дифференциации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса в зависимости от динамических преобразований социокультурного контекста. Данное явление в полной мере воплощается в модернизации процессов общего образования и проявляется, в частности, в возрождении и модификации формы семейного (домашнего) образования.
□ПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Сегодня в профессиональном образовательном сообществе и среди родителей часто возникает путаница в употреблении понятий, характеризующих обучение вне общеобразовательных учреждений. Это отчасти связано с отсутствием международной классификации форм обучения. В англоязычных странах используется термин «домашнее обучение», в Российской Федерации - «семейное образование».
Семейное образование - это организация образования в семье силами родителей и приглашенных педагогов с помощью образовательного учреждения. Семейное образование пока сравнительно редкое явление в России, где подавляющее большинство семей остаются потребителями обра-
зовательных услуг, предоставляемых государственными и частными школами. Согласно новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», семейное образование представляет собой одну из форм обучения в России [4].
Семейное образование следует отличать от практики обучения ребенка на дому (домашнего обучения). Чаще всего такая форма обучения выбирается родителями по медицинским показаниям, когда на дом приходят учителя из той школы, в которой учится ребенок. В отличие от этого, при семейном образовании роль учителей чаще всего выполняют сами родители.
При выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования - целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течении всей жизни. Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона, ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.
Наряду с уже рассмотренным понятием «семейное образование» все чаще
употребляются термин «гувернер» и производное от него - «гувернерство». Гувернер - это приглашенный родителями педагог для обучения детей в условиях семьи. Соответственно гувернерство - феномен социальной сферы современного российского общества, основной характеристикой которого является индивидуализация воспитания и обучения детей в условиях семьи, осуществляемая приглашенным педагогом. Данная деятельность, как указывает С.Е. Марченко, выстраивается на договорных отношениях, включающих экономическое соглашение, определение образовательных потребностей акторов и функциональных обязанностей домашнего педагога -гувернера, - посредством чего семья снимает с себя часть задач по социализации и образованию собственных детей. Выполняя профессиональные обязанности педагога, гувернер в то же время является носителем общественных целей образования, что позволяет рассматривать гувернерство как особую форму образования [1].
НошезсЬоо1^ или Ьоше еёисаиоп -англоязычный эквивалент понятия «семейное образование». В последние 25-30 лет - это наиболее динамично развивающаяся в Америке и некоторых странах Европы форма образования. Мотивы выбора такой формы получения образования во всех странах, включая Россию, примерно одинаковы: родители чувствуют себя в силах дать своему ребенку лучшее, по их представлениям, образование.
ИСТОРИЯ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Семейное образование - самая древняя форма получения образования,
которая появилась задолго до первых школ. На протяжении многих веков домашнее обучение было единственным способом получить образование. Изначально эта форма была доступна лишь обеспеченным семьям, у которых было время обучать собственных детей или нанять преподавателя.
Результаты социокультурного анализа, проведенного С.Е. Марченко, показывают, что развитие семейного образования в России прошло несколько этапов.
С XIII по XVI в., наряду с появившимся монастырским образованием, основной формой социализации по-прежнему оставалась семья. На определенном этапе исторического взаимодействия общественного образования и семейного образования с привлечением домашних педагогов в России стало зарождаться гувернерство как особая форма домашнего образования. В XVII в., благодаря расширению межгосударственных связей и потребности в грамотных и просвещенных людях, появились иностранные учителя в учебных заведениях и отдельных семьях. Можно считать, что реформы Петра I стали условной точкой рождения гувернерства в России в качестве нововведения в систему образования. В период XVIII - начала XX вв. гувер-нерство становится наиболее востребованной формой домашнего образования. Оно способствовало проявлению религиозной терпимости, расширению факторов социализации детей на основе идей просвещения. На протяжении XIX - начала XX вв. гу-вернерство очень распространено и становитсяодновременнофакторомкон-сервирования целей и способов элитарного домашнего образования.
С 1917 г. по 90-е гг. XX в. семейное
образование и гувернерство функционировали латентно, обслуживая неза-прещенные, формально узаконенные обществом и реально востребованные семьей цели: няни у дошкольников, репетиторство и др.
С 90-х гг. XX в. по настоящее время наблюдается возрождение практики семейного образования в целом и института гувернерства в частности. Это закономерно связано со становлением в России вариативной системы образования. Вариативная система образования позволяет заполнять социальную нишу для реализации индивидуальных потребностей ребенка и способствует возникновению новых образовательных форм. Одним из таких феноменов, рожденных в период реформ, стали семейное образование и гувер-нерство.
□ПЫТ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ
Семейное образование как форма обучения, осуществляемого родителями в семье, вне образовательных организаций, признана российским законодательством с 1992 г. В соответствии с прежним Законом Российской Федерации «Об образовании» и с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» право на выбор семейного образования имеют все родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся.
В 1994 г. Приказом Министерства образования Российской Федерации № 225 было утверждено «Примерное положение получения образования в семье», регламентирующее деятельность образовательного учреж-
дения и родителей обучающихся. В 2000 г. Конституционный суд Российской Федерации установил, что существует конституционная обязанность государства «гарантировать всем детям доступность различных форм образования», следующая как из Конституции, так и из статьи 28 Конвенции ООН о правах ребенка [3]. Это в полной мере касается и семейного образования.
Таким образом, постепенно российская семья обрела реальную педагогическую, психологическую, правовую и медицинскую автономию. Иными словами, в российском образовании сложилась ситуация, когда семья имеет не только право выбора того или иного способа обучения своих детей, но и реальные ресурсы для его осуществления.
В результате этих трансформаций к 2007 г. в России около 24 тыс. детей получали образование в семье и в качестве экстернов. С каждым годом семейное образование становится все более популярным. По статистике ежегодно около 100 тыс. семей в России учат детей дома. В целом, опыт семейного образования получили уже более 1,5 млн россиян. Увеличивается число родителей, которые отказываются от традиционной школы в пользу семейного образования. Родители, которые выбирают форму семейного образования для своих детей, - это в основном продвинутые представители среднего класса.
Сравнительный анализ опыта семейного образования в европейских странах свидетельствует о том, что Россия на территории Европы оказалась самой свободной страной в плане семейного образования.
Статистические данные показывают, что дети, прошедшие через форму семейного образования, итоговые экзамены сдают либо так же хорошо, как и те, кто обучался в школе, либо даже лучше. А это значит, что если с точки зрения качества образования семья и школа на равных, то семейное образование выигрывает по другим параметрам - свободный график для ребенка, возможность выбирать, чем заниматься, в каком объеме, индивидуальный подход.
Опыт семейного образования опровергает и такой распространенный аргумент его противников, что уровень социализации детей при традиционном образовании в учреждении значительно выше. С этой точки зрения роль школы тоже преувеличена, так как дети, которые находятся на семейной форме обучения, как правило, имеют возможность и получают разностороннее дополнительное образование: состоят в нескольких детских коллективах, входят в разные сообщества (секции, кружки, студии и т.п.).
Однако в последнее время отмечается такая тенденция в семьях, практикующих семейное образование: родители сами с детьми не занимаются, а приглашают для этих целей специального домашнего педагога - гувернера.
О необходимости возрождения гу-вернерства в России свидетельствует и то, что гувернерство становится альтернативной формой не только школьного, но и дошкольного образования. Сегодня лишь 56% детей в возрасте от года до шести лет (их в стране, по данным Росстата, больше 10 млн) имеют возможность воспитываться в дошкольных образовательных учреждениях. Мегаполисам, городам областного значения не хватает как ми-
нимум 400 таких учреждений. В Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Екатеринбурге, по данным Ассоциации консультантов по подбору персонала, зарегистрировано 780 кадровых агентств, трудоустраивающих домашних учителей и нянь, - в три раза больше, чем в 2000 г.
В современной России еще не разработана концепция гувернерского образования, содержательно не определено его понимание, и сама идея такого образования выходит за рамки образовательных стандартов. Отсутствует комплексная нормативно-правовая база для профессиональной деятельности гувернеров.
В то же время совокупность тенденций трансформирующегося образования свидетельствует, что развитие вариативной системы и законодательной основы являются объективными факторами возрождения гувернерства как особой формы домашнего образования.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Семейное образование популярно более чем в 45 странах мира. В США создан Национальный исследовательский институт домашнего образования, издаются журналы. Ежегодно число «домашних» учеников в США увеличивается на 5-12%. В Европе семейное образование распространено в Австрии, Великобритании, Венгрии, Италии, Норвегии, Польше, Словакии, Словении, Финляндии, Франции, Чехии.
США раньше всех остальных стран пришли к практике семейного образования. Причем причины, побудившие родителей в Америке выби-
рать такой подход к образованию своих детей, разные. Кто-то боится отдавать ребенка в школу из-за нестабильной социальной ситуации, угрозы насилия и криминогенной обстановки, кто-то не хочет отправлять детей в школу из-за того, что она далеко расположена, так как не все американцы живут в городах. Другая причина, по которой в Америке домашнее образование стало возможным раньше, чем в других странах, - тотальная компьютеризация. Кроме того, в США уже давно активно функционирует Ассоциация семейного обучения, а некоторые штаты серьезно поощряют родителей к такому виду образования. Следует особо отметить, что, в отличие от многих других стран, в США на государственном уровне (на федеральном и на уровне отдельных штатов) не только ведутся независимые исследования, оценивающие результаты получения образования в семейной форме, но и статистический учет академических достижений учащихся семейной формы образования. Число семей, выбирающих такую форму образования в США, постоянно увеличивается: так, в 2003 г., по данным Национального центра образовательной статистики (National Се^ег for Education Statistics - NCES), 2,2% всех учащихся школьного возраста в США (1,09 млн человек) обучалось дома, в то время как на четыре года раньше, в 1999 г., это число составляло 1,7% всех учащихся (850 тыс. человек). В последующие годы показатель еще возрастал - 2,9% в 2007 г. (1,5 млн учащихся). В 2010 г. количество «домашних» учеников» составило в США 3% от общего количества обучающихся.
Независимые исследования, проводившиеся в США, показывают, что
уровень академических достижений таких учащихся превышает средний уровень учащихся школ того же возраста (в среднем на 15-30%). Показательно, что, по данным исследователей, этот результат не зависит от наличия у родителей специального педагогического образования. Это опровергает распространенное мнение тех, кто критикует семейное образование, полагая, что все родители, желающие обучать детей дома, должны получить диплом учителя [5].
В Европе также существует очень много разных форматов домашнего образования. Например, 3-4 семьи объединяются вместе, выясняют, кто из родителей на чем специализируется, и становятся консультантами для своих детей, которые фактически занимаются самообразованием. Они активно используют уже существующие интернет-программы, множество развивающих игр, образовательные и развивающие возможности музеев, лекториев и т.п.
Однако семейное образование в Европе хоть и продолжает развиваться, тем не менее, не приобретает такой же популярности, как в США. До тех пор пока семейное образование было интересно очень небольшой, элитной группе населения, в Европе к этому процессу относились вполне благожелательно. Но как только число семей, выбирающих такой путь для образования своих детей, достигло 5-7%, домашнее обучение детей запретили. Например, в Германии и Бельгии практики семейного образования нет. Отчасти принятие решения о запрете семейного образования обусловлено экономической составляющей. В сфере образования вращаются значительные средства - это и книги, и зарплата учите-
лям, и социальные пособия, и средства на ремонт, и многое другое. Когда родители забирают ребенка из системы общего образования, они одновременно уносят с собой и свой налог на образование.
Несмотря на это, в некоторых европейских странах семейная форма образования продолжает активно развиваться, например в Ирландии. В этой стране настолько велик приоритет семьи, что обязывать к чему-то родителей власти не хотят. Родители обязаны дать детям лишь минимальное образование: письменную, устную грамоту и арифметику, что предполагает уровень начальной школы. Все остальное - добровольно. В Ирландии главным стимулом для обучения, в том числе домашнего, является получение аттестата, выдаваемого на основании выпускных экзаменов. Эти экзамены проводятся независимой организацией. При этом неважно, по какой форме обучения занимался экзаменуемый - учился в школе или дома.
В соседней Великобритании вмешательство государства в дела семьи сильнее, чем в Ирландии. Поэтому в Англии дети, находящиеся на домашнем обучении, должны получать «полную образовательную нагрузку» (full йше еёисайоп) - от трех часов в день и от пяти дней в неделю. Соответственно, родитель должен быть готов продемонстрировать, что у ребенка по расписанию не меньше трех часов занятий и что он занимается каждый учебный день. При этом структуру предметов, глубину их изучения, скорость прохождения родители выбирают сами.
Во Франции главным доводом в пользу семейного образования являются причины политического и пси-
хологического характера: уважение к свободе и личности ребенка, желание дать ему возможность развиваться самому, способствовать истинной социальной жизни, более свободной и самостоятельной. Семейное образование во Франции реализуется по-разному. Некоторые семьи обращаются к таким общественным центрам, как Национальный центр удаленного обучения или к частным курсам. Кто-то пользуется разнообразными педагогическими материалами: школьными учебниками, интернет-ресурсами и т.д. Есть семьи - сторонники анскулинга, которые считают, что процесс обучения должен быть свободным и самоуправляемым. И хотя во Франции родители не обязаны пользоваться методиками, принятыми министерством образования, а вправе выбрать систему по своему вкусу, закон, тем не менее, требует, чтобы каждый ребенок, обучающийся дома, приобрел те знания и навыки, которые необходимо получить в рамках среднего базового образования. В целом во Франции насчитывается сегодня несколько десятков тысяч детей, которые обучаются в форме семейного образования.
Статистика Шведской ассоциации домашнего обучения значительно скромнее: раньше было около 100 семей на домашнем обучении, но в течение 10 лет эта цифра уменьшилась. Сегодня осталось только около 75 семей, практикующих семейное образование, что очень мало для страны, где проживает 10 млн жителей. Становление семейной формы образования в Швеции затруднено религиозно-философскими причинами.
В Болгарии нет закона о домашнем обучении, но те родители, которые хотят обучать детей в семье, это практи-
куют, и у них нет проблем с властями. Общественность открыта всему новому и хорошему, в том числе и дальнейшему развитию формы семейного образования.
Польским семьям приходится получать разрешение от директора школы на домашнее обучение, и детям необходимо сдавать экзамены каждый год. Но численность хоумскулеров растет очень быстро: с 30 семей в 2009 г. до 300 к 2013 г.
В Италии домашнее обучение легально, но широко не известно, его практикуют только 200 семей. Эти цифры быстро растут благодаря возрастанию интереса к этой теме, тем более в статьях 30 и 33 итальянской конституции сказано, что родители имеют право и обязанность обучать своих детей.
Международный опыт показывает успешность семейной формы образования, способной осуществлять значительный вклад в благополучие общества в интеллектуально-образовательной сфере.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, семейное образование является современной и эффективной фор-
мой обучения, позитивные результаты которой, как академические, так и социальные, подтверждены статистическими данными и научными исследованиями. Однако в России обеспечение практики семейного образования педагогическими ресурсами значительно уступает ее обеспеченности ресурсами правовыми и материальными. На данный момент зафиксирован рост числа семей, в которых родители не занимаются самостоятельно образованием детей, а приглашают для этого специальных домашних педагогов - гувернеров. Спрос на квалифицированных домашних педагогов пока опережает предложение. Это связано с тем, что в России не существует отдельной специальности такого рода, учреждения среднего и высшего профессионального образования в настоящее время только экспериментируют с подобной подготовкой.
Тем не менее, широкое распространение семейного образования в развитых странах мира и зарубежный опыт семейного образования дают основание считать эту форму эффективной и прогнозировать дальнейшее ее развитие не только за рубежом, но и в России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Марченко С.Е. Социокультурные аспекты становления гувернерства в условиях вариативного образования в современной России: дис. ... канд. социолог. наук: 22.00.06 // Р.-н/Д, 2003. 138 с.
2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме».
3. Постановление Конституционного суда РФ от 07.06.2000 №10-П.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
5. Dr. Brian Ray (NHERI) Homeschool Progress Report 2009: Academic Achievement and Demographics.
УДК 37.013.42
Я.О. ФИЛИППОВ
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ, МНОГОМЕРНОСТЬ СТРУКТУРЫ И МНОГООБРАЗИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Обсуждаются методологические проблемы процесса инкультурации студентов, получающих высшее профессиональное образование, в том числе в сфере туризма. Инкуль-турация трактуется автором как встраивание молодежи в пространство национальной и мировой культуры Приводится разработанная автором классификация предметных областей культуры, обеспечивающих в вузе процесс инкультурации студенческой молодежи и предложения по его образовательной реализации.
Ключевые слова: образование, инкультурация, культура, методология педагогики, профессиональное туристское образование.
Methodological problems of the process of Enculturation of students, including students of Higher Tourist Education, are examined in the article. Enculturation is interpreted by the author as entering by the young people the area of national and world Culture. There is stated a worked-out by the author classification of the subject fields of Culture, which will help to provide Enculturation of High-school students, and proposals on its educational realization. Key words: Education, Enculturation, culture, methodology of Pedagogy, Tourist Education.
Целью профессионального образования является не только рост технологической оснащенности подготовки компетентного специалиста в процессе профессионализации, но и личностное развитие в процессе инкультура-ции будущего профессионала как высококультурного человека, носителя, преемника и продолжателя морально-нравственных и духовных ценностей своих предков. Причем взаимосвязи и сбалансированность этих процессов в современном образовании нарушены, поскольку все усилия педагогов высшего профессионального образования направлены на разработку информационно-технологической, ком-петентностной составляющей обуче-
© Филиппов Я.О., 2014
ния. В теории профессионального образования утвердился императив ком-петентностного подхода, тогда как образовательно-воспитательные и психолого-педагогические воздействия, направленные на включение студентов в культурный процесс, остаются недооцененными и в неполной степени реализованными педагогами вузов.
Частично это связано с недостаточной методологической разработанностью инкультурации как педагогической проблемы.
Настоящая статья призвана восполнить этот пробел и наметить пути исправления технологической деформации, приводящей к отрицательной динамике культурного развития студентов в современном профессиональном образовании.