Научная статья на тему ' понятие «Семейное образование» в России и США: сопоставительный анализ'

понятие «Семейное образование» в России и США: сопоставительный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
607
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семейное образование / надомное обучение / экстернат / альтернативное образование / компоненты семейного образования. / homeschooling / home education / externship / alternative education / part-time education / components of homeschooling.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. П. Антуфьева

В статье рассматривается понятие «семейное образование» на современном этапе его развития в России и США. На основе анализа смежных понятий, таких как экстернат, домашнее (надомное) обучение, альтернативное образование, заочная (очно-заочная) форма получения образования, выявляются характерные особенности семейного образования в России. Представлены результаты сопоставительного анализа данного понятия в выбранных странах, что позволило сделать вывод о том, что, несмотря на выявленные различия, сущность данного феномена соизмерима. В статье отмечается изменение в восприятии семейного образования в американском обществе за последние годы. До недавнего времени качество семейного образования подвергалось сомнению, а само оно критиковалось. Однако ряд исследований, посвященных положительным академическим успехам «хоумскулеров», а также работа Ассоциации правовой защиты домашних школ (HSLDA) позволили изменить отношение к семейному образованию в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF HOMESCHOOLING IN RUSSIA AND THE USA: COMPARATIVE ANALYSIS.

The concept of “homeschooling” at the present stage of its development in Russia and the USA is presented in the article. Based on the analysis of related concepts, such as externship, home education, alternative education, part-time education, the distinctive features of homeschooling in Russia are revealed. The results of a comparative analysis of this concept in the selected countries allow us to conclude that despite the differences identified the essence of this phenomenon is comparable. The article notes the change in the perception of family education in American society in recent years. Until recently, the quality of family education has been questioned and criticized. However, a number of studies on the positive academic success of “homeschoolers”, as well as the work of the home school legal defense Association (HSLDA) have changed attitudes towards family education in society.

Текст научной работы на тему « понятие «Семейное образование» в России и США: сопоставительный анализ»

УДК 374

Antufeva M.P., postgraduate student, St-Petersburg Academy of In-Service Pedagogical Education (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: umbra-amp@mail.ru.

THE CONCEPT OF HOMESCHOOLING IN RUSSIA AND THE USA: COMPARATIVE ANALYSIS. The concept of "homeschooling" at the present stage of its development in Russia and the USA is presented in the article. Based on the analysis of related concepts, such as externship, home education, alternative education, part-time education, the distinctive features of homeschooling in Russia are revealed. The results of a comparative analysis of this concept in the selected countries allow us to conclude that despite the differences identified the essence of this phenomenon is comparable. The article notes the change in the perception of family education in American society in recent years. Until recently, the quality of family education has been questioned and criticized. However, a number of studies on the positive academic success of "homeschoolers", as well as the work of the home school legal defense Association (HSLDA) have changed attitudes towards family education in society.

Key words: homeschooling, home education, externship, alternative education, part-time education, components of homeschooling.

М.П. Антуфьева, аспирант, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург,

E-mail: umbra-amp@mail.ru

ПОНЯТИЕ «СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В РОССИИ И США: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

В статье рассматривается понятие «семейное образование» на современном этапе его развития в России и США. На основе анализа смежных понятий, таких как экстернат, домашнее (надомное) обучение, альтернативное образование, заочная (очно-заочная) форма получения образования, выявляются характерные особенности семейного образования в России. Представлены результаты сопоставительного анализа данного понятия в выбранных странах, что позволило сделать вывод о том, что, несмотря на выявленные различия, сущность данного феномена соизмерима. В статье отмечается изменение в восприятии семейного образования в американском обществе за последние годы. До недавнего времени качество семейного образования подвергалось сомнению, а само оно критиковалось. Однако ряд исследований, посвященных положительным академическим успехам «хоумскулеров», а также работа Ассоциации правовой защиты домашних школ (HSLDA) позволили изменить отношение к семейному образованию в обществе.

Ключевые слова: семейное образование, надомное обучение, экстернат, альтернативное образование, компоненты семейного образования.

В настоящий момент в Российской Федерации наблюдается увеличение количества семей, предпочитающих семейную форму получения образования. Несмотря на богатый опыт, его широкое распространение в дореволюционной России, семейное образование не может служить основой для осмысления в современной реализации, т.к. произошли значительные внутренние трансформации данного явления и изменения внешней среды, в которую оно интегрировано

[1]. Семейное образование в современной форме является относительно новым феноменом российской действительности, и часть исследователей предлагают обратиться к опыту его реализации за рубежом (А.Н. Якунина, К.Н. Поливанова, В.А. Блейзеров, Ф.В. Цомартова, Л.П Качмазова). В США накоплен более чем 30-летний опыт по организации данной формы получения образования с вовлеченностью в этот процесс по разным данным от 1 до 2,5 миллионов семей. Кроме того, согласно Mitchel L. Stevens, семейное образование в США характеризуется высокой степенью нормализации, что предусматривает его легальность, общественную приемлемость и успешную интеграцию в другие социальные процессы

[2]. Данные факты обусловили выбор США в качестве страны для сопоставительного анализа. Для того чтобы говорить о возможности использования опыта Америки, необходимо, прежде всего, определить, что вкладывается в понятие «семейное образование» в отечественных и американских научных исследованиях и нормативных документах.

Анализ психолого-педагогической и нормативной литературы (В.Ю. Матвеев, О.Ю. Солопанова, Д.Б. Бережнова, С.В. Сергеева, Т.И. Староверова, А.Н. Якунина, И.А. Стародубцева, J. Murphy, Mitchel L. Stevens, Gaither и др.) позволил определить сущностную специфику семейного образования в современном варианте его реализации, в том числе через анализ смежных понятий.

Рассмотрим понятие «семейное образование» относительно современного этапа его реализации в Российской Федерации. В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об образовании) термин «семейное образование» предусмотрен и определен как форма получения образования вне образовательных учреждений наравне с самообразованием [3]. Анализ нормативных и научно-исследовательских источников, связанных с семейным образованием в России, позволил утверждать, что в нашей стране семейное образование рассматривается: 1) как форма получения образования (Закон об образовании в РФ); 2) как педагогическая помощь взрослого (И.А. Стародубцева); 3) как освоение образовательных программ (А.Н. Якунина); 4) как целенаправленный процесс получения образования в семье в соответствии с государственными образовательными стандартами (О.Ю. Солопанова и Д.Б. Бережнова); 5) как организация родителями деятельности ребенка (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2013 № НТ-1139/08). Важнейшими аспектами, характеризующими семейное образование, согласно рассмотренным определениям, являются: организация процесса родителями; возможность его осуществления как родителями, так и другими взрослыми людьми; соответствие государственным стандартам и общеобразовательным программам.

Необходимо рассмотреть также понятие «альтернативное образование», к которому К.Н. Поливанова, К.А. Любицкая, Т.П Макусева, А.Н. Якунина и другие исследователи относят семейное образование. Д.И. Вафина определяет альтернативное образование как направление в педагогике, предоставляющее в противовес традиционной общеобразовательной системе более благоприятные

условия для обеспечения подлинной внутренней свободы и самореализации ребенка, удовлетворение его потребностей и интересов, раскрытие и развитие природных задатков [4]. Согласно Т. Г Макусевой, при альтернативном образовании в центре этого процесса находится ребенок с его потребностями, а целью выступает создание условий для развития всех сил и способностей человека, воспитание личности, которая способна к самореализации [5]. Таким образом, семейному образованию как частному случаю альтернативного образования присущи следующие характеристики: высокая степень индивидуализации, ориентация на потребности субъектов, благоприятные условия для развития и самореализации личности.

Проанализируем смежные понятия, что даст возможность выделить существенные характеристики семейного образования. Образование, получаемое в образовательных учреждениях, согласно Закону об образовании, может быть получено в очной, очно-заочной и заочной формах, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Обучение в очно-заочной и заочной формах предполагает освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам самостоятельно, но с обязательным прохождением промежуточной и итоговой аттестации в образовательной организации, так как данные дети входят в контингент школы, и ответственность за качество образования при этом несет образовательная организация.

Необходимо различать семейное образование и обучение на дому, или надомное обучение, которое не является, согласно ст. 66 Закона об образовании, формой получения образования [3]. Это способ организации обучения детей, которые имеют серьёзные заболевания, нуждаются в длительном лечении или проходят реабилитацию. При этом ребенок входит в контингент и учится по общеобразовательным программам конкретной школы (с посещением учителей или дистанционно).

Следует также отметить, что экстернат являлся формой обучения до вступления в силу Закона об образовании 2012 года, где он стал рассматриваться как форма прохождения аттестации, при которой дети, находящиеся на семейном образовании, имеют право проходить промежуточные и итоговые аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность [3].

Таким образом, сущностной характеристикой семейного образования, отличающего его от других понятий, является исключительная ответственность родителей за образование ребенка, возлагаемая на образовательные организации при выборе других форм и способов обучения.

Говоря о семейном образовании, стоит уточнить, с нашей точки зрения, трактовку слова «семейное», понимая под ним территориальный или субъектный признак. По мнению И.А. Хоменко, первостепенным является последний признак, то есть образование производится субъектами семейной системы (родителями или законными представителями) вследствие того, что по территориальному признаку определить принадлежность человека к семье сегодня не представляется возможным из-за растущей социальной мобильности членов общества [6].

Проведенный контент-анализ российских трактований понятия «семейное образование» показал, что при определении данного термина среди наиболее часто используемых слов встречаются «родители» и «семья», а не «дом», что подтверждает приоритетность признака субъектов, осуществляющих семейное образование.

Обратимся к анализу понятия «семейное образование» в США, где в отличие от России практика семейного образования имеет более длинную историю, научные исследования этого феномена ведутся уже на протяжении нескольких десятилетий и имеют большие достижения.

Анализ научной литературы показал, что понятие «семейное образование» трактуется американскими исследователями по-разному. Однако выявленные в научно-педагогических и нормативных источниках определения позволили проследить тенденцию в развитии понимания семейного образования в США. Так, в ранних работах «семейное образование» определяется как «учебная ситуация» (J. Taylor, 1986), «обучение» (Lines, 1991), «практика обучения» (Random House Kernerman Webster's College Dictionary, 1991), «управление образовательной программой» (Schemmer, 1985). В более поздних работах данный термин трактуется как «образование» (Ray, 2004; Perry& Perry, 2000) и «форма получения образования» (Lips &Feinberg, 2008; Donnelly, 2012). Этот переход в восприятии семейного образования как образования, а не способа обучения и учебной ситуации можно связать с тем фактом, что с 1993 года семейное образование законодательно стало разрешено во всех штатах и перестало восприниматься только как уроки, проводимые дома. Кроме того, следует отметить изменение в восприятии семейного образования в американском обществе. До недавнего времени его качество подвергалось сомнению, а само оно критиковалось. Однако ряд исследований, например, Ray (2010), Rudner (1999), посвященных положительным академическим успехам «хоумскулеров», а также работа Ассоциации правовой защиты домашних школ (HSLDA) позволили изменить отношение к семейному образованию в обществе.

Контент-анализ американских дефиниций семейного образования позволил заключить, что в большинстве определений присутствуют слова или словосочетания «дом», «домашняя обстановка» (94%), а не родители или прочие субъекты, осуществляющие образовательный процесс, т.е. акцент переносится именно на территориальный, а не на субъектный признак, как в российском варианте.

Таким образом, восприятие семейного образования принципиально различается по доминирующему признаку территориальности-субъектности, что отражено в терминах «семейное образование» в России (от слова «семья») и homeschooling или home education (от слова «home» - дом) в США.

Для сопоставления понятия «семейное образование» в двух странах необходимо определить контингент детей, к которому оно может быть применимо. Во-первых, в отличие от России ребенок, находящийся на семейном образовании, в США может посещать занятия в школе. Процентное соотношение ко-

Библиографический список

личества занятий дома и в школе четко не определено. Согласно Ассоциации правовой защиты семейных школ в США (HSLDA), родители должны обеспечить, по крайней мере, 51% обучения своих детей самостоятельно; в исследовании J. Wartes данное значение достигает 75% [7]. Большинство иссследователей сходятся во мнении относительно того, что дети, обучающиеся на дому, должны проводить большую часть учебного времени вне традиционной школы. В России, несмотря на то, что Закон об образовании предусматривает «сочетание различных форм получения образования и форм обучения», на практике комбинированное образование не реализуется.

Согласно утверждениям Belfield, Princiotta, Bielick, & Chapman, в США семейное образование не распространяется на детей, не посещающих школу по причине плохого здоровья [8], [9], Knowles & Muchmore не включают в контингент «хоумскулеров» детей, не имеющих возможности посещать школу из-за отдаленности места жительства или вследствие особого образа жизни родителей (например, кочевого) [10]. Таким образом, важной особенностью семейного образования в США является добровольность (невынужденность) и осознанность в выборе данной формы образования. В России указанные ограничения отсутствуют, так как основанием для выбора семейного образования является волеизъявление родителей и согласие ребенка.

J. Murphy выделяет три основных компонента, определяющих семейное образование: 1) финансирование образования семьей; 2) организация образования, осуществляемая родителями; 3) внутрисемейное регулирование образования ребенка, то есть ответственность за образование, возлагаемая исключительно на родителей [11]. Последние два применимы и к российским реалиям. Что касается первого, то, согласно Письму Министерства образования и науки РФ «Об организации получения образования в семейной форме», субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме [12]. Данная компенсация действует в Свердловской области, но в большинстве субъектов РФ возмещение расходов родителям не предусмотрено. Таким образом, можно утверждать, что семейное образование в обеих странах имеет сходные атрибуты, определяющие сущность данного социального явления.

Анализ понятия «семейное образование» позволил заключить, что несмотря на некоторые различия, затрагивающие признаки, контингент учащихся, наличие возможности для комбинированного обучения, сущность данного явления схожа в обеих странах и сводится к осознанному отказу от обучения детей в институциональной обстановке и самостоятельной организации и обеспечению их образовательного процесса.

1. Якунина А.Н. Педагогические условия становления семейного образования в России: культурно-исторический подход. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2014.

2. Stevens M.L. The normalisation of homeschooling in the USA. Evaluation & Research in Education. 2003; Vol. 32, 2 - 3: 90 - 100.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

4. Вафина Д.И. Современное состояние и тенденции развития альтернативного образования в США. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Казань, 2014.

5. Макусева Т. Г. Альтернативные образовательные системы: экстернат. Сибирский педагогический журнал. 2009; № 10: 233 - 238.

6. Хоменко И.А. К вопросу об определении понятия «семейное воспитание». Ученые записки СПбГИПСР. 2013; Выпуск 1; Т. 12: 88 - 93.

7. Wartes J. The relationship of selected input variables to academic achievement among Washington's homeschoolers. Woodinville, 1990.

8. Belfield C. Homeschooling in the US (Occasional Paper No. 88). NewYork, 2004.

9. Princiotta D., Bielick S., Chapman C. 1.1 million homeschooled students in the United States in 2003. Washington, DC: National Center for Education Statistics, 2004.

10. Knowles J.G., Muchmore J.A. Yep! We're grown up homeschooled kids-and we're doing just fine, thank you. Journal of Research on Christian Education, 1995; 4(1): 35 - 56.

11. Murphy J. Homeschooling in America. Capturing and assessing the movement. Thousand Oaks, 2012.

12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме». Официальные документы в образовании. 2013; № 36.

References

1. Yakunina A.N. Pedagogicheskie usloviya stanovleniya semejnogoobrazovaniya vRossii: kul'turno-istoricheskijpodhod. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2014.

2. Stevens M.L. The normalisation of homeschooling in the USA. Evaluation & Research in Education. 2003; Vol. 32, 2 - 3: 90 - 100.

3. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 07.03.2018) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». Sobranie zakonodatel'stva RF, 31.12.2012, № 53 (ch. 1). St. 7598.

4. Vafina D.I. Sovremennoe sostoyanie i tendenciirazvitiya al'ternativnogo obrazovaniya v SShA. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2014.

5. Makuseva T.G. Al'ternativnye obrazovatel'nye sistemy: 'eksternat. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2009; № 10: 233 - 238.

6. Homenko I.A. K voprosu ob opredelenii ponyatiya «semejnoe vospitanie». Uchenyezapiski SPbGIPSR. 2013; Vypusk 1; T. 12: 88 - 93.

7. Wartes J. The relationship of selected input variables to academic achievement among Washington's homeschoolers. Woodinville, 1990.

8. Belfield C. Homeschooling in the US (Occasional Paper No. 88). NewYork, 2004.

9. Princiotta D., Bielick S., Chapman C. 1.1 million homeschooled students in the United States in 2003. Washington, DC: National Center for Education Statistics, 2004.

10. Knowles J.G., Muchmore J.A. Yep! We're grown up homeschooled kids-and we're doing just fine, thank you. Journal of Research on Christian Education, 1995; 4(1): 35 - 56.

11. Murphy J. Homeschooling in America. Capturing and assessing the movement. Thousand Oaks, 2012.

12. Pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 15.11.2013 № NT-1139/08 «Ob organizacii polucheniya obrazovaniya v semejnoj forme». Oficial'nye dokumenty v obrazovanii. 2013; № 36.

Статья поступила в редакцию 30. 09 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.