УДК 342.59 ББК 67.300
СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРАВОВАЯ ФОРМА ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ
максим николаевич касаткин,
адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
E-mail: 55-vector-77@mail.ru Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор, Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации
нурадинов Ш.М.
Рецензент: доктор юридических наук, профессор, хазов Е.н.
Citation-индекс в электронной библиотеке нииОн
Аннотация. Рассматриваются вопросы, связанные с получением образования в семье по законодательству России и Великобритании; анализируется понятие семейного образования, его соотношение с домашним обучением, а также проблемы нормативного обеспечения семейного образования.
Ключевые слова: право на образование, семейное образование, обучение на дому, экстернат.
Annotation. The article discusses issues related to semi-significance of education in the family under the legislation of Russia and the UK. In this regard, the author analyzes the concept of family education, it is the ratio of home teaching, problems of regulatory support CE-family education.
Keywords: the right to education, family education, learning at home, external.
Конституция Российской Федерации1 в ст. 43 не только гарантирует право каждого на образование, но и рассматривает получение основного общего образования как обязанность. Получение основного общего образования детьми должны обеспечить родители, либо заменяющие их лица.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»2 в п. 3 ст. 5 гарантирует общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Норма ч. 2 ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.3 закрепляет обязанность родителей обеспечивать получение их детьми общего образования.
Аналогично, в соответствии со ст. 7 Education Act, регулирующего вопросы получения образования в Ве-
ликобритании, родитель каждого ребенка школьного возраста обязан обеспечить получение ребенком качественного образования по полной программе обучения подходящей ребенку по: a) возрасту, способностям и возможностям; Ь) иным образовательным нуждам, которые он имеет, посредством регулярного посещения занятий в школе либо иначе.
Согласно действующему российскому законодательству образование может быть получено не только в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, но и вне данных организаций (в форме семейного образования и самообразования) (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»). Это же право закреплено и конкретизировано в п. 2 ст. 63: общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования.
Возможность получения общего образования в форме семейного образования ни в коем не умаляет конституционную норму об общеобязательности по-
лучения основного общего образования. Ст. 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующая права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в подп. 2 п. 3 ст. 44 предоставляет им следующее право: дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации. Кроме того, образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации (п. 4 ст. 58). Если же обучающиеся в форме семейного образования, не ликвидируют имеющиеся академические задолженности в установленные сроки, обязаны продолжить получение образования в образовательной организации (п. 10 ст. 58).
Тем самым, такая форма как семейное образование не снимает ни с родителей обязанности обеспечить получение их детьми основного общего образования, ни с государства соответствующие контролирующие функции.
Право на получение общего образования в семье предусматривается и образовательным законодательством Великобритании. Из п. b ст. 7 Education Act следует, что ребенок может обучаться вне образовательной организации. Условиями перехода на «домашнее образование» выступают: большое расстояние или недоступность местной школы, религиозные или культурные убеждения, философские или идеологические взгляды, неудовлетворенность образовательной системой, bullying (издевательства или другие серьезные проблемы у ребенка, имеющие место в результате психического или физического насилия со стороны одноклассников), нежелание или неспособность ребенка посещать школу, специальные образовательные потребности ребенка, желание родителей иметь более тесные отношения со своими детьми и т.п.
В Великобритании семейное образование полностью финансируется за счет родителей, в том числе и при сдаче всех экзаменов. Но для максимального удовлетворения образовательных потребностей ребенка требуется тесное взаимодействие с местными вла-
стями. Воплощением этого взаимодействия являются LEA (Local education authority) — местные советы в Англии и Уэльсе, которые отвечают за организацию семейного образования.
Местные власти не получают специального финансирования на нужды домашнего образования, поэтому виды и размер финансовой поддержки родителям и детям разнятся в зависимости от возможностей графств. Единственным нормативно установленным требованием является требование об информационном обеспечении родителей, осуществляющих домашнее образование. Например, LEA могут рассмотреть возможность предоставления родителям и их ребенку доступа к дополнительным образовательным ресурсам.
В Education Act прописана и ответственность за нарушение норм законодательства о семейном образовании. Так, согласно ст. 437 домашняя форма обучения может быть в следующих случаях принудительно заменена на обучение в школе: а) родители, которым было послано уведомление, в установленный срок не смогли подтвердить, что ребенок получает надлежащее образование; б) LEA сочтет, что для ребенка целесообразно посещать школу. В этом случае местные власти направляют родителям специальное требование (school attendance order), которым предписывается направить ребенка учиться в указанную в требовании школу.
В ст.ст. 41, 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» законодатель использует такое словосочетание как обучение на дому. Исходя из п. 5 ст. 41 обучение на дому может быть организовано для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 41 Федерального закона от 29 дека-
бря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»).
Нельзя не обратить внимание на имеющую место погрешность юридической техники, связанную с тем, что вышеприведенные нормы практически буквально воспроизведены в п.п. 10-11 ст. 66 рассматриваемого федерального закона.
Также, из текста закона не вполне понятно, являются ли термины «семейное образование» и «обучение на дому» синонимичными? Если не являются, то почему обучение на дому не названо в качестве форм получения образования и форм обучения в ст. 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации».
Анализ правовых норм, посвященных обучению на дому и семейному образованию, позволяет сделать вывод, что это не синонимичные понятия. Во-первых, правом обучаться на дому обладают не все обучающиеся, а лишь те из них, кто нуждается в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. Формальным основанием для обучения на дому являются заключение медицинской организации и письменное обращение родителей (законных представителей). Во-вторых, обучение на дому осуществляют работники образовательного учреждения, в т.ч. и с использованием дистанционных образовательных технологий4.
Соответственно, обучение на дому относится к образованию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и возможно только при наличии указанных условий, а семейное образование осуществляется вне образовательных организаций и возможно по желанию обучающихся и их родителей (законных представителей).
Интересно также, почему в противовес «обучению» на дому применительно к семейной форме использовано понятие «образование», включающее в себя как воспитание, так и обучение. Следует ли из этого, что педагоги, осуществляющие обучение ребенка на дому, не участвуют (или не имеют права участвовать?) в процессе его воспитания? Очевидно, что нет. Поэтому более точной выглядит формулировка «образование на дому».
В связи с вышеизложенным, подп. 1 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» представляется целесообразным изложить в следующей редакции: «в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе и в форме образования
на дому)». Также, необходимо заменить слово «обучение» перед словами «на дому» на слово «образование» в тексте п.п. 5 и 6 ст. 41, п.п. 10 и 11 ст. 66 рассматриваемого нормативно-правового акта.
Семейное образование можно определить как организованную и осуществляемую родителями форму получения образования, заключающуюся в изучении и освоении обучающимся общеобразовательных программ начального, основного и среднего общего образования вне осуществляющей образовательную деятельность организации, с последующей промежуточной и государственной итоговой аттестацией в подобной организации.
В соответствии с п. 3 ст. 65 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Результатом обучения в форме семейного образования является итоговая аттестация в порядке экстерна в аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность. Прежний закон об обра-зовании5 рассматривал экстернат в качестве отдельной формы обучения. Сегодня экстернат перестал быть формой обучения и трансформировался в институт, обеспечивающий государственную итоговую аттестацию в аккредитованных образовательных организациях обучавшихся в форме семейного образования или самообразования либо в неаккредитованных образовательных организациях.
Реализации конституционного права на образование в форме семейного образования очевидно мешает неразработанность нормативно-правовой базы, регулирующей данную сферу общественных отношений. Письмо Минобрнауки России от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»6 носит констатирующий и ненормативный характер. Порядок семейного образования регламентируется, прежде всего, нормативно-правовыми актами уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Подобные нормативные акты, в частности, приняты в Ленинградской области7. Нельзя не отметить и нормотворчество органов местного самоуправления8.
В этой связи представляется необходимым принятие отдельного подзаконного нормативно-правового акта (например, на уровне Постановления Правительства РФ), в котором бы регламентировались вопросы получения образования в форме семейного образования.
Таким образом, семейное образование является полноценной формой реализации конституционного права на образование. Вместе с тем, его нормативно-правовое обеспечение далеко не совершенно и требует внесения необходимых изменений и дополнений в действующее законодательство.
1 См.: Конституция Российской Федерации (ред. от 21.07.2014)// Собрание законодательства Российской Федерации. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
3 См.: Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3 (ред. от 04.11.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 01.01.1996. № 1. Ст. 16.
4 Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 № 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанци-
онных образовательных технологий» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
5 См.: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» // Ведомости СНД и ВС РФ. 30.07.1992. № 30. Ст. 1797. Утратил силу.
6 См.: Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» // Вестник образования. 2014. № 2.
7 См.: Постановление Правительства Ленинградской области от 04.03.2014 № 40 «О предоставлении методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях Ленинградской области» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»; Распоряжение комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 14.04.2014 № 691-р «Об утверждении примерной формы договора о регулировании отношений при получении обучающимися образования в форме семейного образования» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
8 См., например: Постановление администрации городского округа Балашиха МО от 15.05.2013 № 673/8-ПА «Об утверждении Правил предоставления средств бюджета городского округа Балашиха на финансирование семейного образования в городском округе Балашиха» // Факт. 31.05.2013. (спецвыпуск). № 40/1; Постановление администрации городского округа Коломна МО от 12.02.2013 № 396 «Об утверждении Положения о семейном образовании в городском округе Коломна и Порядка возмещения затрат родителям (законным представителям), осуществляющим обучение несовершеннолетнего ребенка в форме семейного образования в городском округе Коломна» // Коломенская правда. 30.04.2013. № 34.
Конституционное
право
России
Конституционное право России. Учебник для студентов вузов / [Б.С. Эбзеев и др.]; под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. 6-е изд., перераб. и доп. Изд-во ЮНИТИ-ДАНА.
Новое, шестое, издание учебника актуализировано с учетом последних изменений в российском законодательстве. Рассмотрены вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др. Большое внимание уделено избирательной системе в России.
Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов (адъюнктов), преподавателей, практических работников, а также для всех интересующихся
Учебник 6-« издание