В
Назарова Е.А.,
преподаватель,
детская музыкальная школа №1 г.Костаная
Неггзгг свздер: тэрбие, тэ-л1м-тэрбие, мардымдылыц, тэ-Я1м-тэрбиенщ табыстыц дайыныц жаса-шартыныц
гуманизация аударма Yшiн.
Ключевые слова: воспитание, обучение, результативность, гуманизация обучения, условия создания ситуации успеха.
Keywords: ейисайоп, training, performance, humanization of education, the conditions create a situation of success.
ВОСПИТАНИЕ СИТУАЦИЕЙ УСПЕХА В ШКОЛЕ
Ацдатпа
Табысты жагдаят жасау, заманауи мектептеп оку-тэрбие Yрдiсiн гуманизациялаудьщ непзп шарт-тарыньщ 6ipi ретшде окушыларга осы жагдаятта бшм беру жэне оларды тэрбиелеу.
Аннотация
Создание ситуации успеха, обучение и воспитание в ней учащихся как одно из основных условий гуманизации учебно-воспитательного процесса в современной школе.
Annotation
Creation of situation of success, educating and education inher students as one of basic terms of humanizing of учебно-воспитательного process at modern school.
Воспитание всегда было сложной задачей, сегодня не более чем вчера.
Принцип воспитания успехом введен в практику во второй половине 20 века.
Народный учитель Софья Николаевна Лысенкова «
первой заговорила о том, что главным принципом рабо- щ
ты педагога является обучение и воспитание успехом. ^
В своей книге «Когда легко учиться» С.Н. Лысенкова ^
пишет: «Одним из мощных рычагов воспитания трудо- Ё
любия, желания и умения учиться считаю создание ус- Ь
ловий, обеспечивающих ребенку переживание успеха я
в своей работе, чтобы каждый почувствовал окрыляю- ^
н
щую силу успеха при осознании смысла и результата- ^ своих усилий»[1, с.34 ].
Большинство детей младшего школьного возраста §
испытывают неустойчивые, дискомфортные состояния, §
затрудняющие выполнение школьных требований. Ре- ^
шение видится в достижении школьниками комфорта, к
как состояния и качественной характеристики их дея- о
тельности. Интерес и удовольствие, сопровождающее и его, рождают ситуацию успеха, которая и есть «главный нерв гуманизации обучения и воспитания»[3,с.51].
Принцип воспитания успехом заключается в том, о
что педагог, работая с личностью ребенка, стремится Ё
как можно глубже понять его, осмыслить особенности §
ученика, выделить его достоинства, умения, стремле- § ния, ценности, социально значимые отношения, мечты, цели, созидательные потребности и постараться, используя психолого-педагогические методы, развивать
с
ш
I
ш
I
О С
о
и
2
*
о с
х
3
о о
т
из О
ЁЗ £ х
н <с
любые самые маленькие ростки успеха.
Работать в культуре успеха - это, прежде всего, правильно и четко сформулировать цели обучения и воспитания, создавать среду возможной успешности, когда каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы [3, с.29].
Нужно разделять понятия «успех» и «ситуация успеха».
Ситуация - это сочетание обстоятельств, которые обеспечивают успех, а сам успех результат той или иной ситуации. Ситуация успеха - это совокупность педагогических условий, обеспечивающие самореализацию ребенка в каком-либо виде деятельности (учебе, общественной активности, труде, художественном творчестве, спорте). Ситуация успеха, организованная педагогом, может стать одним из механизмов воспитания. Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которое испытывает человек после удачно выполненной работы. Желая вернуть положительные эмоции, у ребенка появляется стимул заниматься и дальше подобной работой. Каждый маленький шаг в этом направлении придает уверенность в том, что ученик сможет преодолеть и более сложную задачу. Если он постарается, то достигнет желаемого результата. Задача учителя помочь школьнику однажды достичь положительных результатов и тем самым создать у него мотивацию достижения успеха в будущей деятельности.
Педагогические и психологические исследования показывают, что ключом к созданию ситуации успеха является готовность учителя вести диалог, если он организует учебную деятельность в такой последовательности:
1) установка на определенную деятельность, т.е. эмоциональная подготовка;
2) обеспечение деятельности, ее разбивка на операции, т.е. создание условий для успеха;
3) сравнение полученных результатов с требуемыми.
Организовать диалог с младшими школьниками непросто. Главные средства педа-
гога - это вопросы и интонации. Учитель задает вопросы, главным образом обращенные к внутреннему миру, жизненному опыту каждого ребенка. При этом он может использовать широкий веер интонаций:
• вопросительную;
• шутливую;
• восторга: «Какой молодец! Как интересно!»;
• удивления: «Как ты это увидел? Как же мы раньше не понимали?»
• сомнения: «Может быть, ты прав». «Мне кажется, это не всегда так». «Надо подумать»
• сочувствия: «Я понимаю, что это трудно...»
• уверенности: «Мы обязательно справимся с этим».
В ответ дети активно включаются в работу, им очень важно рассказать о себе учителю, обратить на себя его внимание. Для педагога важно уметь создать благоприятный климат, творческую, доброжелательную атмосферу. Через диалог реализуется общение, решаются многие воспитательные задачи. От умения вести диалог зависит его воспитательная сила.
В. Ф. Шаталов утверждал, что, для того чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца» [3, с.112]. Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу? Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке. Она создается путем сочетания условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учении - один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Само понятие «успех» имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения -
Ш
это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами ее деятельности. Об успехе говорят, когда результаты совпадают или даже превосходят ожидания. С психологической точки зрения - это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому человек стремился, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
С педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. В. А. Сухомлинский считал, что «ребенок должен быть убежден, что успехами он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя ...радость успеха может померкнуть» [2, с.208].
Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый». Можно сказать и так: «Успех школьнику может создавать учитель, который сам переживает радость успеха».
Необходимым условием гуманизации школы является учёт психофизиологической самобытности ребёнка на различных возрастных этапах, ориентация не только на подготовку ребёнка к будущей жизни, но и на обеспечение полноценности его сегодняшней жизни.
Гуманизация учебно-воспитательного процесса предполагает создание каждому воспитаннику ситуации успеха на уроке и во внеурочной деятельности.
Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель. Переживание радости, успеха -
явление более субъективное, но имеющее значительное влияние на формирование позитивной концепции личности, чувства самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности.
С социальной точки зрения успех - это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами её деятельности.
С психологической точки зрения успех
- это переживание, состояние радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому личность стремилась, либо совпал с уровнем притязаний (ожиданий, надежд), либо превзошёл их.
С педагогической точки зрения ситуация успеха - это целенаправленное организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность положительной динамики в развитии личности.
В основе ожидания успеха, как правило, у младшего школьника - это стремление заслужить одобрение старших, у подростков
- реакция одноклассников - стремление утвердить своё «Я», сделать заявку на будущее.
Успех может быть кратковременным, частым и длительным, связанным со всей жизнью и деятельностью ребёнка. Ситуация успеха может подкрепляться изо дня в день. Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха. Даже разовое переживание и успех может резко улучшить психологическое самочувствие, ритм деятельности и взаимоотношения с окружающими.
Деятельность, приносящая успех, является основным фактором личностного роста учащегося, источником его внутренней силы и энергии. Успех ученика находится в прямой зависимости от успешной деятельности учителя. Задача состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои способности и поверить в себя.
Ситуация успеха при определённых условиях может сыграть и отрицательную роль, поэтому её всегда следует рассматри-
ш §
о С
О и
н
1 о С
О
о
т
из О
Й -а X
н <с
о
I
ш
I
О С о
и
2
*
о с
х
3
о о
т
из О
Ё
ш
X
н <с
вать в сочетании «успех-неуспех». Могут быть случаи, когда именно ситуация неуспеха оказывает стимулирующую роль для некоторых категорий учащихся, самого педагога. Рефлексивный анализ сложившейся ситуации позволит ребёнку преодолеть неуспех и выстроить программу личностного развития.
Сегодня в школе актуальна проблема создания ситуации успеха. Наблюдения за участниками педагогического процесса на уроке и воспитательном мероприятии позволяют выявить не только проблемы создания успешного взаимодействия, но и механизмы его разрушения.
Ситуация успеха - это субъективное переживание человеком личностных достижений в контексте истории его жизни. Здесь речь идет не о продукции масштаба мировой культуры, а о достижениях узкого плана личностной судьбы, которая ежедневно разворачивается и свершается на уроке.
По мнению исследователей созданию ситуации успеха на уроке способствуют:
1. Первое обязательное условие - атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. (Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.)
2. Второе условие - снятие страха - авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех - значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребенка, повышает активность и его свободу. (Прием персональной исключительности, основанием служит любое соответствующее предлагаемой деятельности достоинство школьника: физическая сила, четкость мышления, оригинальность восприятия, хорошая память, находчивость и т. п.)
3. Ключевой момент - высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего?
ради чего? зачем? Мотив - сильнейший механизм.
4. Реальная помощь в продвижении к успеху - скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения.
5. Краткое экспрессивно-эмоциональное воздействие - это педагогическое внушение, собранное в яркий фокус (За дело! Вперед! Ты можешь!)
6. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты).
7. Оценивание - оценка не производится в целом, она не произносится назидательным тоном, только ставит акценты на деталях выполненной работы.
Для создания ситуации успеха:
1. Демонстрируйте детям полное доверие;
2. Помогайте ученикам формулировать, уточнять цели, задачи, стоящие перед ним;
3. Всегда исходите из того, что у детей есть внутренняя мотивация к учению;
4. Будьте для детей источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью;
5. Развивайте в себе способность чувствовать эмоциональный настрой ребенка и принимать его;
6. Открыто выражайте ученику свои чувства;
7. Хорошо узнайте самого себя.
Самооценка. Дети могут придерживаться высокого или низкого мнения о себе, в зависимости от собственного успеха и оценок окружающих людей. В раннем детстве ребенок судит о себе по четырем главным критериям:
• когнитивная компетентность: способность решать проблемы и достигать поставленных целей;
• социальная компетентность: способность поддерживать отношения с другими людьми;
• физическая компетентность: «что я
о
умею или не умею делать» - бегать, прыгать и т. д.;
• кодекс поведения: «хороший ли я мальчик (девочка)?»
С возрастом критерии самооценки становятся более дифференцированными по мере формирования представлений о нашей привлекательности в глазах противоположного пола, о чувстве юмора, профессиональной пригодности и т. д.
В некоторых теориях самооценка рассматривается как результат совокупного восприятия наших способностей во всех областях жизни. Поскольку некоторые области представляются более важными, чем другие (к примеру, нас может не беспокоить собственный внешний вид или физическая сила), мы склонны взвешивать важность каждого мнения, а не суммировать их. Согласно другим взглядам на развитие самооценки в ее основу ложатся мнения и суждения других людей [2, с.195].
Зеркальное «Я» - термин, использованный Чарльзом Кули для передачи идеи о том, что самосознание человека во многом обусловлено реакциями окружающих людей. Таким образом, другие люди играют роль «зеркала», смотрясь в которое, мы можем судить о самих себе.
Усвоенная беспомощность. Склонность организма к прекращению попыток избегать воздействия неприятного стимула, так как в прошлом все подобные попытки заканчивались неудачей. В ходе экспериментальных исследований этого феномена на собак воздействовали разрядами электрического тока, не давая им убежать. После нескольких разрядов собаки больше не пытались скрыться, даже когда им предоставлялась очевидная возможность для бегства.
Сбывающееся (самореализующееся) пророчество. Убежденность в том, что события часто происходят в соответствии с нашими предсказаниями. Так, если сообщить студенту, что он провалится на экзаменах, он может настроить себя соответству-
ющим образом, поверить в неизбежность провала, махнуть рукой на подготовку и, в конце концов, действительно потерпит неудачу, исполнив пророчество. «Я неизбежно провалюсь. Все говорят мне, что я безнадежен». Отсутствие должной подготовки и знакомства с предметом сделали свое дело: «Я провалился на экзамене». «Они были правы, я безнадежен» - сбывающееся пророчество в действии [4,с.32].
Из свода правил учителей, предложенных исследователями, которым необходимо следовать на практике:
1. Улыбайтесь! Умудритесь быть счастливыми и красивыми!
2. Будьте терпеливы!
3. Внушайте каждому своему ученику веру в свои силы.
4. Учитесь создавать ситуацию успеха.
5. Учите ребят дарить радость людям; отдавать каждому делу частицу сердца.
6. Учитесь у ребят! Вместе переживайте радость познания, а неудачи делайте стартом для новой работы.
7. Цените каждый миг совместного бытия. Вместе с детьми радуйтесь красоте: восходу и закату, картине художника, голосам птиц, изумляйтесь счастью подаренной жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лысенкова, С.Н. Когда легко учиться [Текст]/ С.Н. Лысенкова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Педагогика, 1985. - 175 с.
2. Сухомлинский, В.А. Воспитание и обучение [Текст]/ В.А. Сухомлинский. В 3-х т., Т.1. -М.: Педагогика, 1979. - 560с.
3. Колягин, Ю.М. Индивидуально-ориентированная модель воспитательного взаимодействия. [Текст]/Ю.М.Колягин. // Воспитание школьников, 2005. - №2. - 124с.
4. Сушкова Ф.И. Диалог на уроке - залог успеха в воспитании и обучении школьников группы риска. [Текст] / Ф.И. Сушкова. Воспитание школьников, 2005. - №2. - 124с.
ш §
О С
О и
Н
1 О
с
о о
т
из О
Й -а X
н <с