...............................................................................................................................................................................................................................ЯШИУЕ.......У.......ПМША.............
Школа без оценок
Рустам Иванович Курбатов,
преподаватель курса «История культуры», лицей «Ковчег-XXI», г. Красногорск, Московская область
• договор с родителями • антикризисное управление школой • «<Маршрутный лист» • учебная мотивация •
После 18 лет тяжёлых и продолжительных дискуссий, после прорывов фронта и вынужденных отступлений неделю назад мы, учителя лицея «КОВЧЕГ», подписали Договор с родителями: «Со следующего года мы не ставим пятибалльных оценок с 1 по 6 класс включительно». Родители с нами согласились...
Антикризисное управление
Представьте картину: компания на грани банкротства. Руководство предпринимает какие-то телодвижения, но рабочие ничего не делают. На работу, правда, ещё ходят, но и только. Менеджеры постоянно что-то обсуждают, пишут планы и отчёты, а рабочие ничего не хотят.
И вот приходит в компанию специалист по антикризисному управлению. Что делать и с чего начать? Ясно, что не работает система мотивации. Надо сделать так, чтобы рабочие хотели работать, видели результат своего труда, были заинтересованы в повышении производительности.
Понятно, разговор про школу.
Пятибалльная система не работает, это признают даже «спецы» с тридцатилетним стажем. Нужна другая система мотивации.
Мы придумали такую систему. И назвали её «Маршрутный лист».
Не могу сказать, что на третий день произошло чудо, и все «двоечники» встали
на ноги. Но дети оживились: другое выражение лица, другие глаза и улыбка. Появился азарт: можно я возьму задание посложнее, а я это тоже смогу сделать. И это в средней школе, когда, казалось бы, ничем их уже не поднимешь.
Итак, коротко. Маршрутный лист — список заданий разного уровня сложности; если ученик хорошо выполнил задание, учитель ему говорит «хорошо», если плохо — говорит «в следующий раз». Всё. И никаких пятибалльных оценок!
Только «да» и «нет»
«Это уравниловка, — говорят школьные учителя, — есть работа простая, а есть сложная, и что ж, всё хорошо?» Давайте внесём уточнения. Выделим несколько уровней сложности (допустим, три), не вдаваясь в конкретику двенадцати школьных предметов:
• 1-й уровень — задания по образцу, «услышал — повторил», пересказ, решение простых задач, ответы на самые простые вопросы;
• 2-й уровень — умение применить знание в другой ситуации; умение сравнивать, видеть общее, высказывать предположения;
• 3-й уровень — это так называемые «нестандартные задания», на которые нет очевидного ответа, для решения которых необходимо построить в голове сложную комбинацию из знаний, полученных, возможно,
74
по разным школьным предметам; задания, требующие порой догадки, «озарения».
Итак, в рамках учебной темы мы выделяем задания разных уровней — разных !еуеГов, чтобы было понятно детям. И за выполнение каждого задания они получат долгожданную оценку(!), которая в нашей школе выражается словом «хорошо».
Важно, что уровень работы всегда определён заранее, и учитель никогда не оценивает ни ученика, ни его работу. Он просто говорит: «Да, ты справился с этой работой (первого, второго или третьего уровня сложности)» или «Нет, ты не справился, в следующий раз».
Только «да» и «нет».
Для умного родителя
Посмотрим на всё это глазами родителей — собственно, оценка и ставится для них.
Например, история. Тема — «Древний Египет».
Виды работ и уровни:
*
**
**
*
***
*
**
***
**
*
• Смотреть фильм и делать записи.
• Обсуждение фильма.
• Прочитать учебник, ответить на вопросы.
• Заполнить контурную карту.
• Задать свои вопросы.
• Выполнить тест.
• Подготовить рассказ по энциклопедии.
• Рассказать родителям о пирамидах.
• Написать текст для газеты.
• Набрать текст на компьютере.
• Нарисовать картинку для газеты.
• Защитить проект.
Допустим, тема длится 6 уроков. За 6 часов — 12 работ, напротив каждой отметка (!) — «да» или «нет». Разве этого недостаточно для умного родителя?
Контракт на работу
Учительница входит в класс: под мышкой журнал, в руке указка. Так должно быть
в школе. Это стиль — фирменный стиль школы.
У нас свой «фирменный стиль»: на доске Маршрутный лист (план работы по теме, лист достижений...) для всего класса, на парте — индивидуальный, на каждого ученика.
Маршрутный лист — это договор, контракт на работу между учителем и учеником. Не договорившись, нельзя приступать к работе. Неприлично начинать работу над темой, не определив объём работы и «вознаграждения». В школе, правда, всё возможно.
Ученик имеет право на первом уроке темы (проекта, мастерской) точно знать, что от него требуется, и может спланировать свою работу. Как это просто.
Представьте, что вы, взрослый человек, пришли устраиваться на работу, а начальник вам говорит: «Заранее я не могу тебе сказать, что надо делать — работай, а там посмотрим. Зарплата? Поговорим в конце месяца». Согласитесь?
Забота о сильных и слабых
Не знаю, нужно ли подробно описывать все прелести и преимущества таким образом организованной работы. Несколько очевидных плюсов:
• Благодаря Маршрутному листу самый запущенный, задавленный и ленивый ученик может начать работать. Вот, представьте, он решил взяться за ум и что-то сделал — что он имеет в традиционной системе? «Троечку»! Воодушевляет.
• В Маршрутном листе всегда есть простые виды работ, которые по силам даже несильному ученику — он получает «зачёт» за эти работы: за одну, две, три — а потом, быть может, переходит к работам и второго уровня сложности.
• Мы не сдаём нормы ГТО. И «положительную оценку» ученик получает за личный прогресс, за продвижение и усердие. Поэтому слово «молодец», обращённое к ученику, который никогда не вёл тетради, за то,
75
**
что написал план урока или «браво!» — тому, кто не открывал прежде рта, за пересказ параграфа — это действительно положительная оценка, без иронии.
• Используя Маршрутный лист, учитель может с чистой совестью завалить учеников трудной, нестандартной, домашней работой. Маршрутный лист — это всегда список работы с избытком, на 8 уроков проекта — 15-20 работ. И всегда в этом списке есть работы «супер» — на три, а может, и на четыре звезды. Чтоб победители районных олимпиад не расслаблялись!
Но как я, учитель, в рамках любимой пятибалльной, дам детям задание смотреть фильм на полтора часа, читать Книгу Исхода из Пятикнижия Моисеева, написать сценарий фильма? Что поставлю за эту работу? «Пятёрку»? Значит, по двенадцати предметам каждый учитель даст работу часа на два и скажет: «Вот это на пятёрку». Сколько времени останется на сон? Сколько штатных психологов нужно иметь, чтобы потом приводить в чувство этих «пятерочников»?
Здесь другое дело: всегда есть запредельная, за-«пятерочная» работа — я просто даю возможность, предлагаю и радуюсь, если кто-то её выполняет. «Пятёрка» ограничивает, тормозит «отличника». Маршрутный лист даёт перспективы — это забота и о слабом, и о сильном ученике.
Дёргать за верёвочки
И всё же главная «прелесть» не в том. Как сделать, чтобы ученики хотели учиться? Родительское собрание в сентябре: отдохнувшие учителя, говорящие о своих планах; весёлые родители, с восторгом слушающие рассказы отдохнувших учителей. Какая хорошая школа! Какие учителя! Как много нам открытий чудных. А дети не хотят. И никто не знает, что делать с этим.
Маршрутный лист — конечно, не отмычка, не золотой ключик Папы Карло. Это лишь один из способов решить задачу с условием «они не хотят».
Без плана работы на тему, с возможностью выбора вариантов работы и уровня, без об-
суждения этого плана с учениками, без чёткого договора на работу, принятого обеими сторонами, — что нам остаётся? Дёргать за верёвочки в этом кукольном театре, раздавать пинки и подзатыльники — и сердиться, что «эти бестолковые ученики» не в состоянии сами ни приподнять головы, ни шевельнуть рукой.
Маршрутный лист — для тех учителей, которые верят, что с детьми можно по-хорошему; верят, что учёба может быть радостью; что каждый ребёнок хочет.
А если думать, что «они всё равно ничего не хотят», что «пока "двойку" не поставишь — не пошевелятся» и прочее, то не надо никакого листа, будет он ненужной раздражающей бумажкой. Государственный журнал под мышку — и в класс.
Покормить попугая на «троечку»?
Мама, уходя на работу, прицепляет к холодильнику записку: «Доченька! Не забудь покормить попугая, пропылесосить свою комнату и пожарь, пожалуйста, на ужин котлеты». Вот три «работы»: первая — простая, вторая — посложнее, третья — «креативное задание».
Каждое дело может быть или сделано, или не сделано — «да» или «нет». Нельзя покормить попугая на «троечку», пропылесосить комнату на «четвёрку» и совсем нельзя пожарить котлеты ни на какую из пятибалльных оценок — котлеты могут быть вкусными или невкусными.
Нет пятибалльной оценки — но нет и стандартного «зачёта», когда всё хорошо и всё зачтено. Есть простые дела, с которыми просто справиться, и сложные, с которыми справиться сложно. Это и есть Маршрутный лист.
Вдохновенный монолог
Ничего нет проще Маршрутного листа. Два года назад объяснял семиклассникам, что это такое. Поняли за 10 минут. Схватили суть. Помню выражения их лиц: «Неужели это возможно. И мы так будем работать? Или опять шутите.»
76
«Дети, каждый из вас хочет быть успешным в школе. Быть, ну как сказать. отличником (оживление в классе). И я тоже этого хочу. Мы начинаем новую тему — вот план нашей работы. Тут есть задания попроще, они отмечены одной звёздочкой, есть посложнее — две и три звёздочки. Сделал работу — ставишь себе «плюс». Или пишешь какое-нибудь приятное слово: «Молодец!», «Браво!», «Супер!». Никаких минусов, нулей и прочее: если не сделал работу, остаётся пустая клетка — сделаешь в следующий раз.
Список большой — строчек двадцать. Вот эти задания надо сделать обязательно, а эти — если захотите и вдруг заинтересуетесь. Всё сделать невозможно, ведь у вас есть и другие предметы. Каждый решает, на какой уровень он ставит себе планку. Кто-то будет делать только простые задания, кто-то работу второго или третьего уровня. Если ты сказал, что будешь работать на «третьем уровне» — надо будет заниматься и дома.
Как правило, на дом даётся нестандартная и неожиданная работа, ведь в нашей школе нет «домашнего задания». Но если кто-то не успел выполнить простую работу, то, конечно, её можно доделать-переделать дома. Что делать, если родители спросят об оценке? В конце темы ваши родители получат страницу Маршрутного листа, где напротив каждой работы будет стоять отметка о выполнении. Ну, а если ничего не будет стоять — значит, не справился с этой работой. А вообще-то у вас чудесные родители, они всё понимают и доверяют нам с вами.»
Отступление для «строгих учителей»
Не секрет, «тройка» в сложившейся пятибалльной системе — это «положительная оценка». Получив её и удовлетворившись, можно продолжать играть в ПИ ЭС ПИ. «Двойка» — тоже не беда. До конца четверти исправим! А нет, так пообещаю учителю начать работу в следующей четверти. Он поверит. «Пятёрка» — потолок для отличника. Получил и успокоился.
Маршрутный лист — совсем другое дело. Или ты сделал работу, или нет. Если нет, то
сделаешь её со второго, третьего, четвёртого раза. Что нам важнее: «двойку» поставить или добиться результата?
Маршрутный лист — и это главное его преимущество — учит ребёнка самостоятельности и ответственности. Подобные вещи — планы работ — существуют во всех «свободных школах» Европы. Без такого плана ребёнок всегда на коротком поводке. И ни за что не отвечает.
Проблема мотивации решена окончательно
А дальше — самое главное. Учитель, ставя «плюсик» в Маршрутный лист, не должен бы говорить «тебе плюсик» и даже «тебе звёздочка». Есть много других слов, чтобы выразить восторг по поводу хорошо сделанной работы ученика. Вот список, по возрастающей: «Хорошо!», «Молодец!», «Здорово!», «Браво!», «Умница!», «Супер!».
Конечно, в большом Маршрутном листе на доске, который на А3, не впишешь слово «Умница», так можно поставить «+», но в том, маленьком, который на А5, ребёнок может написать себе то, что ему хочется. Вот он, главный секрет Маршрутного листа (его хорошо бы запатентовать) — ученик пишет не «зачёт» и не «плюс», а фразу: «Андрюша — молодец!» или «Маша — умница!».
Вот Андрюша открывает тетрадь, а там — вклеенный лист, и десять раз написано его собственной рукой, что он МОЛОДЕЦ! Проблема мотивации решена окончательно, обещаю на эту тему больше не писать.
Закон есть закон
В 1992 году появился Закон об образовании — наверное, самый либеральный закон перестроечной эпохи. Он дал много возможностей школе — в том числе и возможность работать без пятибалльной оценки. Вот статья 15 Закона: «Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации учащихся.». И пока в статью не внесли поправку,
77
надо пользоваться этой замечательной возможностью!
По закону, школа имеет право применять любую форму оценивания результатов при промежуточной аттестации. Промежуточной аттестацией, как известно, является всё, кроме итоговой (4,9, 11 класс). Таким образом, если мы не ставим пятибалльных оценок до 8 класса включительно, мы нисколько не нарушаем закон. Исключение: музыка, рисование — те предметы, по которым итоговая аттестация проходит в 8 классе.
Любая форма — это любая форма: десятибалльная, стобалльная оценка, рейтинги, проценты, развёрнутая словесная характеристика. Форму выбирает и принимает школа. При этом в личном деле и госжурнале в конце года совсем необязательно ставить пятибалльную оценку, достаточно написать: «Программа выполнена». Или — как компромиссный вариант — поставить пятибалльную оценку на основании контрольной работы.
Мы в лицее «Ковчег» не ставим никаких оценок в 1-4 классе на протяжении уже 10 лет и ограничиваем, как можем, оценку в средней школе. Никаких: ни баллов, ни рейтингов, ни процентов, ни улыбающихся зайчиков или белочек.
Хотят ли родители оценок?
«Как же так, — говорят некоторые учителя, — у вас и отличник «молодец», и троечник «умница», детей обманываете.»
Не обманываем. В нашем Маршрутном листе есть задания разных уровней сложностей: от одной до трёх «звёздочек». Одна «звёздочка» — репродуктивная работа, задания по образцу, проверка, скорее памяти, чем мышления: «услышал — повтори». Две «звёзды» — задания сложнее, на «перенос знаний», на умение использовать знание в новой ситуации. Три «звезды» — задания «третьего уровня сложности», на обобщение знаний — действительно творческая, нестандартная работа.
Вот тема закончилась: ученик сделал, допустим, почти все задания первого уровня,
некоторые — второго, и одно-два задания третьего уровня. Разве это не объективная картина его труда? Разве этого недостаточно умному родителю, чтобы понять, как работал его ребёнок?
«Мы-то готовы не ставить «троек-четверок», — говорят учителя, — но родителям нужны оценки.». Не совсем так. Вообще, слова «родители без оценок не могут» — это слова учителя, который сам не может без оценок. Родителям меньше всего в жизни нужны пятибалльные оценки — им важен результат работы, представленный в простой и понятной форме.
В завязке
«Так вот вы и вернулись к пятибалльной оценке, — продолжают «строгие учителя», — ваши три звёздочки это и есть "пятёрка"».
Есть важное отличие. Как возникает оценка? Ребёнок сделал работу — учитель подумал-подумал: «Это тройка». Оценил, одним словом.
Что бы мы ни говорили об объективности и прозрачности оценки — суть не меняется. Учитель оценивает — назначает цену. Какая уж разница: цену работы или цену самому ребёнку. Вот это самое невыносимое в пятибалльной оценке.
Небольшое лирическое отступление. Последние восемнадцать лет я не ставлю пятибалльных оценок — то, что называется «в завязке». Но до того, по молодости, приходилось это делать. Честно говоря, просто заболевал последнюю неделю четверти, когда нужно было выставлять четвертные. Брал в поликлинике бюллетень.
С детьми своего класса ходил в походы, спали в родной палатке, из одного котелка, что называется, кашу ели. А дети-то были разные: не все «пятёрочники». И вот на последней неделе подходит Толик или Димка и жалобно так смотрят: «Ну не ставьте «тройку», пожалуйста, я исправлюсь.» И щенячья мольба в глазах. Знаю, что за «тройку» папа если не выдерет, то на улицу не пустит все каникулы. А «четвёрку» совсем не за что ставить.
78
Й««У£.......У.......ЖММ
Так вот, важное отличие — в Маршрутном листе нет момента оценивания. Сложность задания — уровни — известны заранее. И когда работа выполнена, учитель только говорит «да» или «нет». «Да» — если ученик постарался и хорошо сделал работу. «Нет» — если с первого раза не вышло. Разве это оценка?
и открыто, не страшась и не заискивая. Они смеются, когда смешно, и грустят, когда грустно. Говорят то, что думают. Выбирают работу посложнее, берут задание на дом. Работают.
И это высшая «оценка», которую я могу получить как учитель.
ДРУГИЕ ЛИЦА
Безоценочную систему приказом по школе не введёшь. Учитель, который привык ставить оценки, всё равно будет их ставить. Необходимость оценивать другого засела где-то глубоко в нашем профессиональном подсознании. Я не психоаналитик, а всего лишь директор школы, и не в силах решить этой проблемы.
Могу сказать только о своём опыте. Что меняется в жизни учителя, «завязавшего с этим делом»? У детей, которые не думают об оценке, совсем другой взгляд и другая улыбка. Они смотрят тебе в глаза прямо
Крокодиловедение
На просьбу дать образец Маршрутного листа я сначала хотел привести реальный пример — по истории. Но потом подумал, что физикам, наверное, это не очень понравится, скажут: «Это по истории, а как по физике?» Поэтому решил сделать Маршрутный лист по крокодиловедению. Никто не обидится.
Это Лист большой, который висит на стене. А на парте — маленький, там только результаты хозяина листа. Вместо плюсов — «Андрюша молодец!». И, разумеется, никаких пятибалльных оценок.
Предмет КРОКОДИЛОВЕДЕНИЕ
Маршрутный лист
Учитель ДЯДЯ ГЕНА
Класс 1 «К»
УРОВЕНЬ Азат Анварович Катя Коля Петя Маша Марина Вася Федя
Отличить по картинке крокодила от бегемота * + +
Показать на карте места расселения крокодилов ** + + +
Сравнить африканских и южноамериканских крокодилов *** + + + +
Нарисовать крокодила в масштабе 1:50 * + + + +
Проследить эволюцию крокодилов *** + + + +
Составить рассказ от лица аллигатора: «Один день из жизни.» *** + + +
Покормить крокодилов в Московском зоопарке ** + +
Анализ образа крокодила в русской литературе *** + +
79
Методические указания к курсу Крокодиловедения
Вот примеры Маршрутных листов по истории (учитель — Александр Гребёнкин), биологии (Ирина Варывдина) и математике (Светлана Курганова).
Маршрутный лист по истории
Тема «Древняя Греция» (5 класс)
Вид работы Уровень сложности Отметка о выполнении
1. Хитрый конспект (записи в тетради) (Географическое положение, экономика) *
2. Фильм «Искусство сотворило мир» (отрывок Крит: записать по фильму — основные памятники, черты. 5 вопросов по фильму для одноклассников) **
3. Сами с усами. Крит и минойцы. Рабочая тетрадь зад. 1-7. **
4. НЗ (нестандартное задание на дом). Работа с компьютерным диском «История древнего мира», тема «Греческие мифы и религия» **
5. Я — учитель (работа в мини-группах) «Микенская Греция» (запись в тетрадь, рассказ) **
6. Хитрый конспект. «Гомер и его поэмы» *
7. Сами с усами. «Греческие мифы» (рабочая тетрадь задания 9-15). **
8. НЗ — кроссворд по «Илиаде» и «Одиссее» (компьютерный диск) **
9. НЗ — подготовить рассказ «Мой любимый миф» (запись на радио) ***
10. НЗ — творческая работа «Тринадцатый подвиг Геракла» ***
Маршрутный лист. МАТЕМАТИКА. 6-й класс. III четверть
1-й проект «Разработка чертежей-подсказок для задач»
2-й проект «СВОЯ ИГРА» (математические игры)
Имя
№ Работа *** Дата Зачёт
УРА: умножение/деление дробей ** январь
УРА: сложение/вычитание дробей ** январь
1.1 Разделение задач по типам, видам * январь
1.2 Разработка чертежей-подсказок для решения задач ** январь
1.3 Применение чертежей для решения задач **
1.4 Выбор задачи для представления, оформление на листе А4 **
80
1.5 Защита ***
Компьютерный практикум по дробям **
Нестандартные задания 1 *** январь
Нестандартные задания 2 *** январь
Нестандартные задания 3 *** февраль
Нестандартные задания 4 *** февраль
2.1 Знакомство с новыми математическими играми *
2.2 Выбор себе игры для турнира *
2.3 Подготовка объяснения правил своей игры **
2.4 Игровая дуэль (десанты) ***
Компьютерный практикум по логическим играм **
Маршрутный лист по биологии. 7-е классы
Работа Уровень Дата
Царство «Животные» Оценка
1. Записи в тетради © 2.02.10
Работа в группах над заданиями ©©
Т/З Решить кроссворд «Многообразие животных» ©©©
2. Просмотр видеофильма «Простейшие» © 3.02.10
Работа в группах ©© 4.02.10
Т/З Слепить из пластилина модель «Простейшее» ©©©
3. Рисунки в тетради © 9.02.10
Работа с микроскопами ©©
Т/З Работа в компьютерном кабинете ©©©
4. Просмотр видеофильма «Тип Губки» © 10.02.10
Рисунки в тетради ©© 11.02.10
Т/З Составить кроссворд по теме «Тип Губки» ©©©
Текущая оценка ставится в журнал!
5. Просмотр в/ф «Тип Кишечнополостные» © 16.02.10
Рисунки в тетради ©©
Т/З Слепить модель «Кишечнополостные» ©©©
6. Работа с тетрадью: задания ©© 17.02.10
Работа в группах над заданиями © 18.02.10
81
Т/З Решить лабиринт «Тип Плоские черви» ©©©
7. Просмотр видеофильма «Черви» © 23.02.10
Рисунки в тетради ©©
Т/З Составить таблицу «Паразитические черви» ©©©
8. Работа в группах над заданиями © 24.02.10
Доклады от групп ©© 25.02.10
Т/З Работа в компьютерном кабинете ©©©
Текущая оценка ставится в журнал!
9. Работа в группах: подготовка докладов ©© 2.03.10
Тест «П/ц Простейшие, Многоклеточные» ©©©
Т/З Сделать игру для младшеклассников ©©©
10. Работа в группах: подготовка заданий ©© 3.03.10
Десант «Путешествие в микромир» ©©© 4.03.10
Т/З Напечатать текст доклада на компьютере ©©©
82