Научная статья на тему 'Пространство советской школы 1970-1980-х: практики повседневности'

Пространство советской школы 1970-1980-х: практики повседневности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1393
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION ANTHROPOLOGY / АНТРОПОЛОГИЯ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ / SOVIET SCHOOL ANTHROPOLOGY / СОВЕТСКОЕ ДЕТСТВО / SOVIET CHILDHOOD / ШКОЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SCHOOL ENVIRONMENT / КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ / EVERYDAY CULTURE / СОВЕТСКАЯ ШКОЛЬНАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ЭТНОГРАФИЯ ДЕТСТВА / CHILDHOOD ETHNOGRAPHY / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / PEDAGOGY HISTORY / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ШКОЛЬНЫЙ РЕЖИМ / LIFE IN THE SOVIET SCHOOL / SCHOOL REGIME

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Теплова Елена Феликсовна

Советская школьная повседневность тема, к которой большинство читателей, заставших советское время, не могут остаться равнодушными. В статье обсуждаются практики и техники социализации в пространстве советской школы, культура запретов, заданий и оценок, воспитательные функции учителя-предметника, классного руководителя, пионервожатого, педсовета, администрации и собственно вещное пространство советской школы, памятное автору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soviet school environment in the 1970-1980s: everyday practices

Everyday life of the Soviet school is a topic that will not leave those readers indifferent who lived in the Soviet times. The paper discusses socialization practices and techniques in the Soviet school, the culture of prohibitions, tasks and evaluations, edifying functions of the classroom teacher, young pioneer leaders, teachers' council, administration and physical environment of the Soviet school that is well-remembered by the author.

Текст научной работы на тему «Пространство советской школы 1970-1980-х: практики повседневности»

АНТРОПОЛОГИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Елена Теплова

Пространство советской школы 1970-1980-х: практики повседневности

Советская школьная повседневность - тема, к которой большинство читателей, заставших советское время, не могут остаться равнодушными. В статье обсуждаются практики и техники социализации в пространстве советской школы, культура запретов, заданий и оценок, воспитательные функции учителя-предметника, классного руководителя, пионервожатого, педсовета, администрации и собственно вещное пространство советской школы, памятное автору.

Ключевые слова: антропология образования, антропология советской школы, советское детство, школьное пространство, культура повседневности, советская школьная повседневность, этнография детства, история педагогики, социализация, школьный режим

В последние годы вышло достаточно публикаций, посвященных историко-антропологическому изучению феномена советской школы [1; 3; 4; 6; 9; 10]. Цель этого очерка - дать представление о том, каким видится непосредственно влияющее на социализацию и повседневные практики ребенка и подростка вещное пространство советской школы, какие воспитательные практики применялись. Читателя не должен смущать отчетливо мемуарный характер очерка. По мнению проф. Н.Л. Пушкаревой, «В идеале исследования по истории повседневности должны писаться иным языком, в который исследователь мо-

Теплова Елена Феликсовна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии, заместитель директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО, Московский педагогический государственный университет, tef-mioo@mail.ru

Э г: '= %

9

жет вложить и свое собственное эмоциональное восприятие предметного мира, окружавшего человека прошлого» [5].

В период, называемый застоем, школа выполняла задачу подготовки будущих граждан социалистического отечества. Помимо содержательной стороны дела, была разработана и успешно действовала система организации повседневной жизни детей. Школьный режим определял строгий распорядок дня, которого придерживались все учебные заведения страны.

Звонок, объявлявший начало уроков, звенел в 8.30. В это время начинались занятия во всех школах, работающих в первую смену. Но от школьника требовалось в это время уже «быть готовым к уроку», то есть приготовить нужные для урока предметы: учебник, тетрадь, пенал и обязательно дневник. Многие учителя начинали урок именно с проверки готовности к занятию. Учащиеся должны были прийти в школу заблаговременно, снять верхнюю одежду в гардеробе («раздевалке») и обязательно переобуться. «Сменку» (сменную обувь) приносили из дома ежедневно, реже оставляли в школе в специальных сшитых дома тканевых мешочках. Хранилась «сменка» в раздевалке на крючке, куда вешал одежду его хозяин. На мешочек пришивали тканевую же бирку с именем владельца и его классом: например, «Козлов Миша, 2 «А». Для детей подобная маркировка была привычной, шкафчики в дошкольных учреждениях - детских садах, также закреплялись за каждым малышом, правда, для удобства они также маркировались различными картинками (мячик, юла, цветок и т. д.). Так ребенку, еще не умеющему читать, было легче запомнить свой шкафчик для одежды.

Проверяли наличие сменной обуви школьники-дежурные, без нее в школу не пускали. Дежурный класс должен был прийти в школу заранее, обычно до 8.00. Пе-

ред началом дежурства проходила линейка, на которой распределяли места дежурства и назначали ответственных. Дежурные должны были быть на своих местах во время всех перемен, на школьных этажах, в столовой, в раздевалке и т. д.

Были даже наиболее желаемые места для дежурства, например, раздевалка. Задача дежурных - следить за порядком, чтобы было чисто, чтобы малыши (а иногда не только малыши) не носились по коридорам и не дрались. Среди педагогов тоже были дежурные, в обязанность которых входил, помимо контроля общего порядка, еще и контроль дежурства детей. В конце учебного дня проходила итоговая линейка. На ней ответственные по этажам отчитывались о том, как прошло их дежурство. Принимал эти рапорты дежурный учитель. Как правило, начинали дежурить в 8-м классе. Ученикам средней школы очень хотелось наконец стать дежурным и носить на рукаве красную повязку, обозначающую этот статус. Кстати, наличие повязки было обязательным внешним условием дежурства, без нее к дежурству могли не допустить. В этом печальном случае в дневнике появлялась строгая запись.

Заметим здесь, что старшеклассников в этот период становится все больше, и связано это было с введением в СССР всеобщего обязательного среднего образования. Конституция 1977 года закрепляет и гарантирует всеобщий и обязательный характер полного среднего образования. Чтобы оценить риторику тех лет, приведем цитату, характеризующую это событие, из вузовского учебника по педагогике 1982 г.: «Эта историческая задача, грандиозная по своим масштабам и социально-экономическим последствиям, продиктованная потребностями динамично развивающегося социалистического общества и личными интересами его граждан, была решена советским народом в исторически короткие сроки,

Э г: '= %

9

продемонстрировав всему миру реальные возможности развитого социализма» [2].

Если изучить школьные дневники 1970-1980-х годов, можно убедиться, что в них фиксировалась вся жизнь школьника. Сюда заносились не только отметки, но и дисциплинарные замечания, и благодарности. Эти записи предназначались в первую очередь родителям детей: «Опоздал в школу!», «Нет сменной обуви!», «Не готов к уроку!», «Нет домашнего задания!», «Объявлена благодарность!», «Молодец!» и т. д. Письменное замечание в дневнике в отличие от других форм дисциплинарных взысканий, например, устным замечанием, выговором провинившемуся перед классом, письменным замечанием в классном журнале [3, с.87-88] - практика советской школы настолько устойчивая, что вошла в анекдоты [8].

На правом листе разворота дневника, а каждой неделе предназначалось два расположенных рядом листа, было место для подписи родителей и классного руководителя. Родители должны были еженедельно проверять и подписывать дневник. Кроме того, подписать требовалось и наиболее строгие замечания. В функционал классного руководителя, как и всей школы, входила и работа с семьей. «Дневник - это твой главный документ», - часто говорили учителя школьникам. Потеря дневника -своего рода попытка скрыть неудовлетворительные оценки и дисциплинарные промахи - строго каралась, вплоть до вызова родителей в школу, а ученика - к директору или даже на педсовет.

Дневник структурировал сознание ребенка, помогал родителям, облегчая контроль за успехами детей. Многие, кто пользовался дневниками в школе, и в дальнейшем образно видели неделю как разворот школьного дневника: понедельник слева вверху, пятница справа в середине. Единственный неподконтрольный школе

день - воскресенье - на развороте отсутствовал. В дневнике, как и в тетрадях и школьных журналах применялся единый графический режим. Ученик и учитель в журнале писали синими ручками, красная ручка использовалась только учителем для проверки тетрадей и для записей строгих замечаний в дневник. Другие цвета чернил были запрещены. Конечно, цветные карандаши, потом и фломастеры, разноцветные шариковые ручки использовались в учебе, например, для подчеркивания членов предложения, выполнения таблиц, схем, работе с контурными картами. Но все это строго регламентировалось педагогом.

В начальной школе часто единой была и обложка для тетрадей, для чего тетради на класс покупали организованно. В противном случае могли возникнуть сложности, не всегда в магазинах был подходящий ассортимент. Тетради для контрольных могли отличаться цветом обложки от тетрадей для классной и домашней работы. Обложка подписывалась по специальному образцу, делать это надо было очень аккуратно. За почерком строго следили. Тем, у кого плохо получалось писать перьевой ручкой, а в 1970-е годы первые уроки письма осваивали именно с ней, долго не разрешали переходить на шариковую.

Урок начинался со звонком и звонком же заканчивался. Звонок, хотя и электрический в 1970-х, действительно был звонком, а не фрагментом мелодии, как в современной школе. Регламентированная протяженность урока - 45 минут, так же четко была обозначена длительность времени отдыха между уроками: не менее 5 минут, большая перемена, послужившая названием фильму А. Коренева 1973 г., - 20 минут.

Перемена после второго урока - время второго завтрака для учеников начальной школы. Ученики постарше завтракали после третьего урока. Питание детей

Э г: '= %

9

в школе было обязательным, завтракали, как правило, всем классом, за закрепленным за этим классом столом. Дежурные по столовой уходили с урока раньше на 10 минут, расставляли тарелки, стаканы, вилки и ложки. Кроме школьного завтрака можно было еще и пообедать, а для тех, кто оставался на «продленке» (в группе продленного дня) предусматривался и полдник. «На завтрак в моей школе давали чай или какао с неизменной тонкой молочной пенкой. Непонятным образом эти пенки оказывались на тарелках, столах и даже на полу. Порой к напитку могла быть булочка, коржик, похожий на солнышко с треугольными лучами, и квадратный творожный сырок» [9, с.26].

Педагогическая наука до середины 1990-х годов рекомендовала для детей строгий режим дня и этого в детских учреждениях старались придерживаться. Время сна, питания, занятий - все было распределено и регламентировано. Приведенные в статье К.А. Маслинского «Правила поведения в советской школе. Часть первая: Слово государства в устах учителя» [4, с.65] «Типовые правила для учащихся» в редакции 1972 г., адресованные ученикам 4-8-х классов, включают следующие пункты:

1. Настойчиво овладевай знаниями, старательно учись и работай, будь внимательным и активным на уроках.

2. Трудись на общую пользу в школе и дома. При выполнении трудовых заданий и практических работ строго соблюдай правила техники безопасности.

3. Принимай активное участие в общественной работе класса и школы.

4. Береги народное добро, аккуратно обращайся с вещами, охраняй природу, соблюдай чистоту.

5. Занимайся физкультурой и спортом, соблюдай правила личной гигиены.

6. В свободное время занимайся полезными делами: чтением, техническим и художественным творчеством, разумными играми.

7. Цени свое и чужое время, будь точным, соблюдай установленный режим дня.

8. Примерно веди себя. Будь скромным, вежливым, предупредительным, аккуратно одетым. Строго соблюдай правила уличного движения.

9. Уважай родителей, помогай им в домашних делах.

10. Добросовестно выполняй все распоряжения учителей и работников школы , а также органов ученического самоуправления.

Как мы видим, жестких требований здесь не так много, больше ориентиров, к которым нужно стремиться. При этом школы «шли значительно дальше и иногда чрезмерно усердствовали в ограничениях поведения учеников. Чего стоят, например, такие требования к детям - типовые для многих школ: «Не держи в карманах посторонних вещей», «Перед входом в школу вытри ноги», «Не держи руки в карманах». Складывается впечатление, что школы хотели проконтролировать (или создать видимость контроля) поведение учащихся на уровне мельчайших нюансов» [7].

Режим жизни ребенка оказывал влияние и на жизнь семьи. Кстати, в обязанности школы входила и работа с родителями. Требования школы главенствовали, и семьи должны были стремиться им соответствовать. Это касалось всех сторон жизни ребенка в школе, да и за ее пределами. Режим дня, внешний вид - опрятность, обязательное ношение чистой и выглаженной школьной формы, пионерского, а потом и комсомольского значка [10], дисциплина, учеба, общение со старшими. Ученик должен был разговаривать с педагогом стоя, здороваться, быть вежливым и послушным. Нарушение этого

Э г: '= %

9

порядка грозило применением санкций, в том числе и обращением к родителям. Эти требования старались соблюдать хотя бы внешне, а уважительная манера обращения со старшими считалась признаком хорошего воспитания. К этому имели отношение не только внешний вид, но и грамотная речь.

Советская школа уделяла большое внимание формированию навыков речевой практики. Детей учили грамотно говорить и писать, аргументировано высказывать свое мнение, использовать примеры и речевые обороты. При официальном общении категорически исключались вульгаризмы, бранные слова, слова-паразиты, необоснованное сокращение слов или обращений. Этому способствовал учебный процесс, ведь устно отвечали на всех уроках. Устный ответ у доски, как по литературе, так и по биологии требовал не только правильного понимания программы, но и грамотного изложения. Умение ученика хорошо говорить иногда могло завуалировать неглубокое знание предмета, и эта тема часто обыгрывалась в шутках, анекдотах и даже карикатурах [8; 11].

Безусловно, эталоном речи должен был быть и сам учитель. Большинство преподавателей умели говорить правильно и увлекательно. Ошибки в речи надолго могли стать объектом для шуток и насмешек одноклассников. Умению высказывать свои мысли способствовало и требование программы учить стихотворения наизусть. Причем, ученик должен был не только выучить его, но и прочитать «с выражением». За тихую и невнятную декламацию снижали оценки.

Еще одним путем развития устной речи, а значит, и мышления, была подготовка так называемых докладов - сообщений по заданной теме. Как правило, это задание расширяло рамки программы. Понятно, что при

отсутствии интернета, учащемуся приходилось пользоваться дополнительной литературой. Посещение библиотеки, чтение книг и периодики, умение работать с текстом были непременным условием успешной учебы. Для подготовки доклада школьник должен был познакомиться с несколькими книгами, написать от руки текст своего сообщения, с указанием использованной литературы, нередко еще и оформить обложку. А потом выступить перед классом. Выступающий должен был свободно рассказывать содержание подготовленного материала, частое использование письменного текста свидетельствовало о низком уровне подготовки. Учитель также мог снизить оценку за то, что докладчик «читал по бумажке». Подобная педагогическая технология развивала навыки работы с материалом, публичного выступления, умения слушать. Самое важное нужно было уметь донести устно, а слушателям - уловить и запомнить.

Важным элементом учебного процесса было сочинение. Выпускное сочинение являлось, по сути, серьезнейшим итогом учебы в школе. Десятиклассники сдавали выпускные экзамены по всем предметам программы. Любой старшеклассник должен был сдать экзамены не ниже, чем на «удовлетворительно». Предполагалось, что это нижний предел овладения школьной программой. К выпускному сочинению готовились на протяжении всех школьных лет. Начинали с написания небольших по объему и несложных по содержанию. Изучали литературные произведения, учились анализировать тексты. Подробное знакомство с классической отечественной литературой считалось обязательным признаком образованного человека. Произведения, включенные в программу, знали хорошо и часто их цитировали. Таким образом, к окончанию школы выпускники имели неплохое пред-

Э £

9

ставление об отечественной литературе, умели письменно анализировать литературные произведения. Темы выпускного (а потом и вступительного!) сочинения давались именно по ним. Тем было несколько, но всегда предлагалась и свободная тема, как раз для тех, кто не мог справиться с литературными. По правилам проведения выпускного сочинения, через час после выбора темы школьники могли воспользоваться текстом произведения. Для того чтобы цитировать большие по объему романы, надо было уметь ориентироваться в тексте, знать его. Большинство выпускников этим владели, ведь почти все школьники действительно читали книги, изучаемые в школе на уроках литературы.

Обязательным правилом школьной жизни был список для чтения на лето. Он содержал те произведения, которые предстояло изучать в будущем учебном году. Школьники, иногда под нажимом родителей, читали программные произведения во время каникул. Это, безусловно, помогало в дальнейшей учебе.

Учебный процесс осуществлялся не только в школе. Детям полагалось еще посещать кружки и секции, количество и ассортимент которых в 1970-х гг. значительно расширился. Дополнительно занимались музыкой, разными видами спорта, рисунком и живописью. Для серьезного освоения этих видов деятельности существовали школы - музыкальная и художественная. Спортивные занятия проходили на стадионах, в спортзалах и бассейнах, спортивных школах. В школах и дворцах пионеров также работали секции и кружки. Это мог быть кружок юного натуралиста или астронома, театральный кружок или хор. Все эти занятия старались проводить на высоком уровне; для многих детей кружки и секции служили реальной базой для профориентации. Руководители кружков, как правило, были большими специалистами

и любили свое дело. Именно они часто становились теми, кто ориентировал школьников в будущей специальности. Выпускники биологических кружков поступали на биологический факультет, а, например, окончившие школу участники театральных студий стремились поступить в творческие вузы. В этих кружках и секциях появлялись настоящие друзья. Став взрослыми, многие кружковцы оставались инструкторами, вожатыми или просто участниками. Например, выпускники туристических секций продолжали ходить в походы, а окончившие творческие кружки - выступать вместе с молодыми участниками. Тесный и длительный контакт с педагогом совсем не приводил к появлению неуважения или панибратства.

Общение детей и взрослых и прежде всего с преподавателями строго регламентировалось. Уклонение от принятых правил рассматривалось как грубое нарушение, заслуживающее порицания. Ребенок должен был разговаривать со взрослым стоя, если собеседник не предлагал присесть. Отвечать уважительно, не перебивать. Подобная модель поведения всячески поддерживалась и закреплялась. Это отразилось и в изобразительном искусстве, достаточно вспомнить знаменитую картину «Опять двойка» художника Федора Решетникова, а также и художественные фильмы, например, «Еще раз про любовь». Ребенок должен был обращаться ко взрослому по имени-отчеству и обязательно на «вы». Это требование являлось неизменным и повсеместным, направлено оно было на формирование уважительного отношения к старшим. Например, в транспорте, младший должен был уступить место пожилому человеку. Нарушение правил поведения школьниками осуждалось и высмеивалось, в том числе в карикатуре в периодической печати, например, в журнале «Крокодил» [11]. Важно, что

Э г: '= %

9

во всех сферах общества эти требования были практически одинаковыми.

Ребенок ощущал себя членом социума с четко регламентированными ролью и местом. Требования к социальной роли младших были предельно ясны и всячески поддерживались. Уклонение от их исполнения порицалось, а значит, и создавалась особая система понимания успешности, были ясны условия ее достижения. Взрослые же чувствовали себя ответственными за поведение детей, находящихся рядом. Замечание шалунам мог сделать любой: сосед по дому, учитель другого класса или просто прохожий. Во всех случаях дети должны были прислушаться и быть уважительными, потому что требования взрослых совпадали с официальными требованиями, установленными в обществе.

Повседневная жизнь ребенка периода застоя во множестве проявлений давала ориентир для взаимодействия в социуме, а кроме того, закладывала базу дальнейшей социализации. Именно в школьном пространстве ученик осваивал правила и компетенции, необходимые для дальнейшей жизни и деятельности. Чем успешнее они принимались, тем благополучнее складывалась дальнейшая судьба молодого человека. И именно в школьные годы ребенок, взрослея, определял пути безопасного и неявного уклонения от поставленных рамок, если был с ними не согласен. Для многих же эти правила были верными и лично одобренными. А значит, основная задача, которая ставилась перед школой, успешно реализовывалась.

Литература:

1. Антропология советской школы: Культурные универсалии и провинциальные практики / Сост. С.Г. Леонтьева, К.А. Маслинский, М.В. Ромашова. Пермь: Перм-

ский государственный университет, 2010. URL: https://publications.hse.ru/ books/72830165 (дата обращения 20.05.2018)

2. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. Учебник для студентов педагогических институтов. 5-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1982. 447 с.

3. Леонтьева С.Г., Маслинский К.А. «Исключается из школы совсем»: Приказы директора в школьной повседневности // Антропология советской школы: Культурные универсалии и провинциальные практики. Пермь: Пермский государственный университет, 2010. С.85-97.

4. Маслинский К.А. Правила поведения в советской школе. Часть 1: Слово государства в устах учителя // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2015. №1 (36). С.56-72.

5. Пушкарева Н.Л. «История повседневности» как направление исторических исследований // Перспективы: сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. URL: http://www.perspektivy.info/book/ istorija_povsednevnosti_kak_napravlenije_istoricheskih_issledovanij_2010-03-16. htm (дата публикации 16.03.2010)

6. Ромашова М.В. Советское детство в 1945 - середине 1950-х гг. (по материалам Молотовской области): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Пермь, 2006. 211 с.

7. Соболевская О.В. Советская школа перебарщивала с запретами // Научно-образовательный портал IQ. URL: https://iq.hse.ru/news/177664462.html (дата публикации 24.09.2015)

8. Теплова Е.Ф. Анекдоты о школе как элемент антропологии советского образования // XII конгресс антропологов и этнологов России. Миссия антропологии и этнологии: научные традиции и современные вызовы. Сб. материалов. Ижевск, 3-6 июля 2017 г. / Отв. ред.: А.Е. Загребин, М.Ю. Мартынова. М. - Ижевск: ИЭА РАН - УИИЯЛ УрО РАН, 2017. С.303-304.

9. Теплова Е.Ф. Пионерское звонкое детство. М.: Этносфера, 2016.

10. Теплова Е.Ф. Символ советской школы // Этнодиалоги: научно-информационный альманах. 2017. №2 (53). С.135-141.

11. Шевцова А.А. Советская и российская школа в зеркале карикатуры: визуальный ряд // Современное образование: векторы развития. Роль социогуманитарного знания в формировании духовно-нравственной культуры выпускника педагогического вуза: материалы международной научной конференции (г. Москва, МПГУ, 20-21 апреля 2017 г.) / Отв. ред. М.М. Мусарский, Е.А. Омельченко, А.А. Шевцова. [Электронное издание]. М.: МПГУ, 2017. С.656-659. URL: https://publications.hse. ru/mirror/pubs/share//direct/215295469 (дата обращения 20.05.2018)

Elena Teplova,

PhD in History, Associate Professor, Department of Cultural Studies, Deputy Director of the Center for Historical and Cultural Studies of Religion and Cross-Civilization Relations, Institute of Social and Humanitarian Sciences, Moscow Pedagogical State University, tef-mioo@mail.ru

Soviet school environment in the 1970-1980s: everyday practices

Everyday life of the Soviet school is a topic that will not leave those readers indifferent who lived in the Soviet times. The paper discusses socialization practices and techniques in the Soviet school, the culture of prohibitions, tasks and evaluations, edifying functions of the classroom teacher, young pioneer leaders, teachers' council, administration and physical environment of the Soviet school that is well-remembered by the author.

Keywords: education anthropology, Soviet school anthropology, Soviet childhood, school environment, everyday culture, life in the Soviet school, childhood ethnography, pedagogy history, socialization, school regime

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.