Научная статья на тему 'Образовательные стратегии формируются в семьях, где есть дети-школьники'

Образовательные стратегии формируются в семьях, где есть дети-школьники Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИТЕРИИ ПРИ ВЫБОРЕ ШКОЛЫ / CHOOSING SCHOOL CRITERIA / CHANGE OF SCHOOL / ВЫБОР ПРИОРИТЕТОВ / СМЕНА ШКОЛЫ / ВЫБОР ВУЗА / CHOICE OF UNIVERSITY / ТИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / TYPES OF EDUCATIONAL BEHAVIOR / PRIORITY CHOICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авраамова Елена Михайловна, Логинов Дмитрий Михайлович

Критерии при выборе школы. Приоритеты родителей. Ориентация на получение высшего образования в зависимости от уровня образования родителей. Выбор вуза в зависимости от успеваемости ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авраамова Елена Михайловна, Логинов Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательные стратегии формируются в семьях, где есть дети-школьники»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ формируются в семьях, где есть дети-школьники1

Елена Михайловна Авраамова,

заведующая отделом Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, профессор, доктор экономических наук

Дмитрий Михайлович Логинов,

старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, кандидат экономических наук

Образовательным стратегиям в 2013 году было посвящено исследование Института гуманитарного развития мегаполиса с участием авторов.

• критерии при выборе школы • выбор приоритетов • смена школы • выбор вуза

• типы образовательного поведения

Выбор школы

Поступление ребёнка в школу — один из важных этапов образовательной стратегии: большинство родителей полагают, что ребёнок уже в первом классе должен учиться в сильной школе — такой ответ выбрали 66,1% опрошенных. Родители с высоким уровнем образования существенно более ответственно относятся к уровню

подготовки в начальной школе: важность обучения в «сильной школе» зафиксирова ли более трёх четвертей высокообразованных домохозяйств. В случае, когда родители не имеют высшего образования, притязания существенно ниже.

В результате дети из семей, не уделяющих внимания качеству образовательной

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда

(Грант № 13-02-00170).

подготовки в младших классах, хуже учатся в течение всего периода школьного обучения. При рассмотрении полярных групп успеваемости видно, что в первом случае (дети — «круглые отличники») 81,7% из числа опрошенных родителей считают, что ребёнок уже в первом классе должен учиться в сильной школе. Если же дети учатся на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», то это мнение характерно лишь для немногим более половины опрошенных.

Вопрос выбора школы родители решают по-разному. Для некоторых он в принципе не стоит — 16,8% родителей ответили, что не выбирали школу для своего ребёнка. Наиболее распространённый способ решения этого вопроса: выбор школы при подаче заявления о приёме в школу — этот вариант ответа выбрали 45,8% родителей. Почти четверть опрошенных указали, что делали выбор за несколько месяцев до подачи заявления о приёме в школу. И наконец, 12% родителей выбрали школу за год или более до начала обучения ребёнка.

На решение вопроса о предварительном выборе школы влияет уровень образования самих родителей. В случае, когда школа выбиралась заблаговременно, с большой вероятностью (более 60%) оба родителя имеют высшее образование. При этом в половине домохозяйств низкого образовательного уровня существенно чаще выбор образовательного учреждения не осуществляется совсем (табл. 1).

Можно предположить, что при выборе школы есть ряд наиболее значимых критериев, по которым родители и осуществляют этот выбор. Респондентам, которые зафиксировали наличие факта выбора, был задан вопрос о его основаниях.

Почти три четверти респондентов (70%) указали, что главным при выборе школы была её близость к дому. Вторым по популярности критерием оказались отзывы друзей и знакомых — этот вариант ответа выбрали 41,3% родителей из опрошенных. Примечательно, что при этом отзывы о школе в сети Интернет оказались значимыми лишь для 8,2% респондентов. Примерно четверть опрошенных родителей (26,3%) считают, что также важно личное впечатление от общения с руководством или учителями школы. В два раза меньше респондентов (12,8%) ответили, что одним из главных критериев при выборе школы была её специализация. Наименее популярными критериями в общей картине ответов оказались место школы в рейтинге московских школ Департамента образования (этот вариант ответа выбрали 7,3 % родителей) и тот факт, что в этой же школе уже учится старший брат или сестра ребёнка — этот критерий в качестве главного

Таблица 1

Выбор школы в зависимости от образовательного уровня родителей

Выбирали ли школу для поступления ребёнка Образование родителей Итого

Оба родителя (или единственный родитель) имеют высшее образование Один родитель имеет высшее образование, а второй нет Оба родителя (или единственный родитель) не имеют высшего образования

Да, когда подавали заявление о приёме 44,6 19,4 36,0 100

Да, за несколько месяцев до подачи заявления о приёме 44,8 20,4 34,8 100

Да, за год или более до подачи заявления 60,2 15,7 24,1 100

Нет 31,5 17,8 50,7 100

при выборе школы указали 4,1% от числа опрошенных.

Если ни у одного родителя нет высшего образования, они гораздо чаще ориентируются на близость к дому. Для представителей таких домохозяйств менее важно, чтобы ребёнок учился в школе с какой-либо специализацией. И наоборот, в тех случаях, когда оба родителя имеют высшее образование, респонденты гораздо чаще обращали внимание на критерии, которые могут повлиять на качество образования (табл. 2).

Как показывает исследование, практически все родители, выбиравшие школу для своих детей, смогли устроить их именно в ту школу, в которую стремились (около 97%). Настоятельность выбора, как и его основания, при этом различны. Родители делают выбор, исходя из представлений о наиболее эффективной образовательной стратегии в условиях множественности рисков для ребёнка, к которым относятся психологический дискомфорт ребёнка, его перегруженность, отсутствие свободного времени, отсутствие и потеря интереса к учёбе.

Выбор приоритетов

Более половины родителей считают, что главное в школьном образовании — это не комфорт, а знания. В то же время этот вариант ответа не стал общепризнанным: 40,2% родителей отдают приоритет комфортной обстановке для ребёнка.

Школьное образование подразумевает формирование коммуникативных навыков, поэтому для некоторых родителей особенно важен состав класса, другие же полагают, что качество школьного образования всё же важнее, чем хорошие отношения между одноклассниками. Респондентам было предложено выбрать одно из двух выражений, которое они считают более правильным: «Состав учеников гораздо важнее качества образования» либо «Качество образования в школе важнее, чем состав учеников класса».

Для родителей характерны разные точки зрения на процесс обучения ребёнка. Для одних на первом месте стоит

Таблица 2

Основные критерии выбора школы в зависимости от образования родителей

Критерии выбора Уровень образования родителей (число респондентов, зафиксировавших факт выбора школы, %)

Оба родителя (или единственный родитель) имеют высшее образование Один родитель имеет высшее образование, а второй нет Оба родителя (или единственный родитель) не имеют высшего образования

Расположение школы рядом с домом 66,1 67,9 76,4

Отзывы друзей, знакомых 43,5 42,5 37,4

Отзывы в Интернете 11,5 6,3 4,7

Личное впечатление от общения с руководством или учителями школы 30,9 25,4 20,5

Место школы в рейтинге московских школ Департамента образования 11,2 5,9 2,8

Специализация школы 16,9 9,8 8,9

То, что в школе уже учится старший брат/сестра ребёнка 4,0 6,6 3,0

результативность образовательного процесса — насколько успешно школьник может сдать выпускные экзамены, чтобы поступить в престижный вуз. Другие полагают, что нельзя концентрировать всё внимание на результате — учёба должна быть интересна ребёнку и приносить ему удовлетворение. Более половины респондентов указали, что главное в образовательном процессе — возможность заинтересовать и увлечь ребёнка. При этом доля тех, кто считает, что главное в школьном образовании — это его ориентированность на результат (успешная сдача выпускных экзаменов), составила 38,1%.

Одна из актуальных проблем, связанных с системой школьного образования, касается учебной нагрузки. Она может очень сильно варьироваться в зависимости от конкретной школы или подхода преподавателя. Более половины родителей (57,8%) считают благом сложность заданий; полярный вариант ответа выбрали менее 40% опрошенных.

Включение ребёнка в систему школьного образования значимым образом влияет на его режим дня и бюджет времени. При этом время, затрачиваемое детьми на учёбу, может сильно варьироваться в зависимости от школы, где они учатся. Соответственно и родители имеют свои представления о том, как должен быть распланирован день их ребёнка: какая часть времени должна отводиться учёбе, а какая должна быть посвящена отдыху. Некоторые родители уверены, что у детей должно оставаться достаточно свободного времени (около 40% опрошенных), при этом более половины респондентов полагают, что необходима постоянная включённость ребёнка в образовательный процесс (более половины респондентов).

Обучение в школе сопряжено с различными стрессовыми ситуациями. К этому можно относиться по-разному. С одной стороны, можно стараться минимизировать количество стрессовых ситуация для детей, даже в ущерб тем знаниям, которые должен получить ребёнок. С другой — рассматривать эти стрессы как неизбежные издержки в школьном образовании и рассчитывать на то, что такой подход будет оправдан в будущем, так как научит детей преодолевать трудности. У родителей нет консолидированного мнения по этому вопросу.

Смена школы

Только в 8,1% семей на момент опроса дети хотя бы один раз меняли школу, что может свидетельствовать о том, что выбор школы часто оказывается удачным и, при отсутствии внешних причин для смены школы, родителям нет нужды переводить детей в другие школы. Старшеклассников, когда-либо переходивших в другую школу, гораздо больше, чем учеников начальной и средней школы, — 19,6%. Среди детей, недавно поступивших в школу (учеников начальных классов), переходивших только 3,2%, а среди учащихся в средней школе (5—9-х классах) — 10,6%.

Чаще всего смена школы связана с переездом в другой район города (45,5%) или в другой город (11,7%). Десятая часть респондентов имела конфликты с сотрудниками школы — учителями или другими работниками (10,3%), ещё 7,6% опрошенных переводили детей в школы, расположенные более удобно. В остальных случаях смена школы была связана с целенаправленными образовательными стратегиями. Пятая часть респондентов (20,7%) отдавала своих детей в другие школы в надежде повысить качество обучения; чуть более десятой части опрошенных хотели бы, чтобы в школе была конкретная специализация.

Ориентация на получение высшего образования

Результаты исследования показывают, что крайне малая доля москвичей (1,2%) уверенно отказываются от получения детьми высшего образования. Две трети (66%) родителей уверены в том, что ребёнок будет учиться в высшем учебном заведении.

Устойчивая стратегия на получение высшего образования в наибольшей степени представлена среди домохозяйств, в которых родители имеют вузовский диплом. В семьях с низким образовательным

потенциалом установка на высшее образование выражена существенно меньше (см. табл. 3).

Низкий уровень материального положения семьи не является фактором, кардинально ограничивающим уровень образовательных притязаний. В каждой из доходных групп более половины опрошенных обозначили обязательность поступления ребёнка в вуз (минимальная доля таких ответов в разрезе доходных групп превышает 55%). При этом максимальную распространённость мнений об обязательности высшего образования демонстрируют представители группы самого высокого дохода (79% опрошенных).

Выбор вуза

Респондентов, которые ответили, что ребёнок обязательно должен получить высшее образование, попросили оценить, насколько важен выбор вуза. Абсолютное большинство считает, что выбор вуза важен (41,7%) или очень важен (49,2%).

Актуальность выбора учебного заведения практически не зависит от пола ребёнка, тем не менее, можно отметить, что родители мальчиков несколько чаще отвечали, что скорее не важно,

или совсем не важно, в каком вузе будет получено высшее образование (табл. 4).

Если говорить о школьных оценках, то респонденты, чьи дети хорошо учатся, более мотивированы на то, чтобы дать ре бёнку хорошее высшее образование, следовательно, они чаще других постулируют, что выбор высшего учебного заведения для получения диплома о высшем образовании очень важен. С ухудшением успеваемости ребёнка увеличивается и доля респондентов, ответивших, что выбор вуза для получения высшего образования скорее не важен, — среди родителей отличников так посчитали 4,8% опрошенных, а среди родителей троечников и дво ечников уже 18,8% (табл. 5).

Выбор стратегии в отношении высшего образования ребёнка зависит от образования родителей: чем выше уровень образования в домохозяйстве, тем чаще выбор хорошего вуза представляется очень важным. Такой ответ дали 56,1% респондентов из семей, где оба родителя имеют высшее образование, и лишь треть в тех домохозяйствах, где его нет ни у одного из родителей (табл. 6).

Таблица 3

Ориентация на получение высшего образования в зависимости от уровня образования родителей

Будет ли ребёнок получать высшее образование Образование родителей (число респондентов, %)

Оба родителя (или единственный родитель) имеют высшее образование Один родитель имеет высшее образование, а второй нет Оба родителя (или единственный родитель) не имеют высшего образования

Нет 0,6 0,6 2,1

Ребёнок может получить высшее образование 13,2 30,5 46,1

Ребёнок обязательно должен получить высшее образование 83,3 63,6 46,4

Затруднились 2,9 5,3 5,4

Всего 100 100 100

Таблица 4

Важность выбора вуза

Выбор вуза для поступления Пол ребёнка (число респондентов, уверенных в получении ребёнком высшего образования, %)

Мужской Женский В целом по выборке

Совсем не важно 1,0 1,3 1,2

Скорее не важно 7,8 6,1 6,6

Скорее важно 41,9 41,6 41,7

Очень важно 48,1 49,5 49,2

Затруднились ответить 1,3 1,5 1,4

Всего 100 100 100

Дополнительные занятия

Образовательные стратегии нередко включают обращение к различным формам дополнительного образования. Востребованность дополнительных образовательных услуг в значительной степени определяется образовательным уровнем родителей. В семьях, где родители имеют высшее образование, в систему дополнительной подготовки включено около 77% школьников, тогда как низкий образовательный потенциал домохозяйства снижает уровень востребованности не более, чем на 15%. Таким образом, результаты исследования позволяют констатировать отсутствие явного барьера доступности дополнительного образования по материальному признаку.

Наиболее востребованными занятиями среди московских семей оказались спортивные секции, посещение курсов иност ранного языка, дополнительные занятия по основным предметам общеобразовательной школы:

• художественное творчество (рисование, лепка, аппликация и пр.) — 17%;

• музыкальные занятия (хор, обучение игре на музыкальном инструменте, соль феджио и пр. — 18,3%;

• хореография, танцы — 19,8%;

• драмкружок, занятия по актёрскому мастерству — 4,5%;

• изучение иностранного языка —

34,6%;

• спорт — 40,2%;

Таблица 5

Важность выбора вуза в зависимости от успеваемости ребёнка

Выбор вуза для поступления Какие оценки ребёнок в основном получает (число респондентов, уверенных в получении ребёнком высшего образования, %)

пятёрки пятёрки и четвёрки четвёрки и тройки тройки и двойки

Совсем не важно / Скорее не важно 6,8 1,3 8,3 18,8

Скорее важно 31,3 36,3 51,3 31,3

Очень важно 60,5 55,2 38,7 43,8

Затрудняюсь ответить 1,4 1,3 1,6 6,3

Всего 100 100 100 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6

Важность выбора вуза в зависимости от уровня образования родителей

Выбор вуза для поступления Уровень образования родителей (число респондентов, уверенных в получении ребёнком высшего образования, %)

Оба родителя (или единственный родитель) имеют высшее образование Один родитель имеет высшее образование, а второй нет Оба родителя (или единственный родитель) не имеют высшего образования

Совсем не важно / Скорее не важно 6,5 6,5 13,4

Скорее важно 36,7 41,5 52,6

Очень важно 56,1 50,2 33,3

Затрудняюсь ответить 0,8 1,8 2,6

Всего 100 100 100

• занятия по конструированию, кружок юного техника, экспериментатора — 2,7%;

• дополнительные занятия по основным предметам общеобразовательной школы —

25,7%;

• другое — 3,8%.

Типы образовательного поведения:

• 1-й тип — обучение в школе, которая признаётся лучшей по сравнению с основной массой учебных заведений, с включённостью в систему дополнительного образования

(32,0%);

• 2-й тип — обучение в школе, которая признаётся лучшей по сравнению с основной массой учебных заведений, без включённости в систему дополнительного образования (6,8%);

• 3-й тип — включённость в систему дополнительного образования с обучением

в школе, которая не признаётся лучшей

(39,1%);

• 4-й тип — обучение не в лучшей школе без включённости в систему дополнительного образования (22,1%).

Доступ к наиболее перспективным образовательным стратегиям существенно ограничива-

ется в семьях невысокого образовательного потенциала. Наполненность группы, представители которой сочетают качественное образование в школе с использованием возможностей системы дополнительного образования, в зависимости от наличия высшего образования у родителей, отличается двукратно (41% и 20%). Наименее перспективное образовательное поведение характерно для трети детей при отсутствии у родителей высшего образования, тогда как при наличии высшего образования у родителей оно встречается лишь в 14,5% случаев.

Как показало исследование, ограничения, связанные с отсутствием у родителей высокого образовательного потенциала, в целом значимы с точки зрения перспективных образовательных стратегий школьников. Сравнительно низкий уровень материальной обеспеченности таких семей усиливает выражаемый родителями «мотива-ционный дефицит», в значительной степени отсекая детей от поступления в сильные школы, получения дополнительного образования и ориентации на престижный вуз — всего того, что стало социальной нормой для многих жителей крупных городов. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.