Научная статья на тему 'ОСВЕЩЕНИЕ ФЕНОМЕНА АРКАИМАВ КОНТЕКСТЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ'

ОСВЕЩЕНИЕ ФЕНОМЕНА АРКАИМАВ КОНТЕКСТЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
65
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / АРКАИМ / НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / МИСТИФИКАЦИЯ / YOUTUBE / ВИДЕОКОНТЕНТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Панюкова Светлана Александровна

В данной работе рассматриваются содержательные, жанровые и форматные особенности видеороликов об археологии на примере Аркаима (архитектурного памятника эпохи средней бронзы). В качестве материала исследования была отобрана база самых популярных публикаций с тегом «Аркаим» на русскоязычном сегменте видеохостинга YouTube. Цель исследования - рассмотреть, каким образом Аркаим репрезентуется в рамках российского научно-популярного контента и как интернет-аудитория на него реагирует. Ключевым методом исследования становится анализ контента, с помощью которого удается сделать выводы, в том числе и о склонности анализируемых роликов к мистификации образа Аркаима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COVERAGE OF THE ARKAIM PHENOMENONIN THE CONTEXT OF POPULAR SCIENTIFIC JOURNALISM

This paper examines the content, genre and format features of videos about archeology using the example of Arkaim (an architectural monument of the Middle Bronze Age). As the material of the study we chose the most popular publications with the tag “Arkaim” on the Russian-language segment of YouTube video hosting. The purpose of the study is to consider how the topic of Arkaim is represented in Russian popular science content and how an Internet audience reacts to it. The key research method is content analysis. With its help it is possible to draw conclusions, including the tendency of the videos being analyzed to mystify the image of Arkaim. However, the study also identified videos of bloggers and scientific popularizers in the format of “destroying myths”. They are aimed at exposing the image of the mystical Arkaim to the audience. Comprehension of the phenomenon of Arkaim in the blogosphere is expressed in different formats, but all the authors of the videos agree on the indisputable uniqueness of this place, although they give polar arguments.

Текст научной работы на тему «ОСВЕЩЕНИЕ ФЕНОМЕНА АРКАИМАВ КОНТЕКСТЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ МЕДИА

УДК 070

DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10417

С. А. Панюкова

Челябинский государственный университет,

Челябинск

ОСВЕЩЕНИЕ ФЕНОМЕНА АРКАИМА В КОНТЕКСТЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Челябинской области в рамках научного проекта № 20-412-740012 «Археология и общество: феномен Аркаима в публичной

сфере Челябинской области»

В данной работе рассматриваются содержательные, жанровые и форматные особенности видеороликов об археологии на примере Аркаима (архитектурного памятника эпохи средней бронзы). В качестве материала исследования была отобрана база самых популярных публикаций с тегом «Аркаим» на русскоязычном сегменте видеохостинга YouTube. Цель исследования -рассмотреть, каким образом Аркаим репрезентуется в рамках российского научно-популярного контента и как интернет-аудитория на него реагирует. Ключевым методом исследования становится анализ контента, с помощью которого удается сделать выводы, в том числе и о склонности анализируемых роликов к мистификации образа Аркаима.

Ключевые слова: медиа, Аркаим, научно-популярная журналистика, мистификация, YouTube, видеоконтент.

Популяризация археологии - одна из тематических сфер медиаконтента, направленная на освещение актуальных новостей и научных открытий в сфере археологии и повышения привлекательности археологии как научного направления и культурной деятельности у массовой аудитории для обеспечения отрасли кадрами и финансовыми ресурсами. В целом, данное направление, актуальное в мировых и российских медиа, можно отнести к более широкой группе научно-популярной журналистики. Важнейшими книгами, которые вводят и рассматриваю понятие «публичной археологии», являются издания Barbara Little [9] и Jeremy Sabloff [10].

Однако в рамках данного исследования мы рассматриваем контент, посвященный более узкому тематическому полю - репрезентации образа Аркаима. Это памятник синташтинского типа эпохи средней бронзы, открытый на территории Зауральской степи (Челябинская область) в 1987 году профессором Г. Б. Здановичем [1. С. 1] и являющийся одним из наиболее известных памятников данного типа в мире. На данный момент на месте раскопок открыт крупный музейный комплекс и историко-культурный заповедник, которые ежегодно привлекают поток российских и иностранных туристов, интересующихся историей и оккультизмом.

Аркаим достаточно известен массовой аудитории и нередко фигурирует в информационной пове стке. Частота упоминания «Аркаима» в федеральных и городских ро ссийских СМИ (по данным сервиса «ЯндексНовости» за период с 2015 по 2020 года) - от 80 до 170 уникальных новостей в год: данные публикации, как правило, посвящены исследованиям и новым открытиям, совершенным на территории Аркаима, туризму и культурным мероприятиям заповедника, а также мистическим и оккультным теориям, связанным с этим местом. Однако не только профессиональные новостные СМИ сфокусированы на теме Аркаима: сами российские пользователи, блогеры и представители науки активно создают контент, посвященный Аркаиму и путешествиям на его территорию, и охотно делятся им на различных ресурсах. Эти публикации пользуются интересом аудитории и получают отклик и широкое обсуждение, поэтому репрезентация данной темы не утихает и спустя десятилетия с открытия Аркаима.

Также репрезентация Аркаима в медиасреде интересует и российских исследователей. Можно выделить публикации М. В. Загидуллиной «Как измерить популярность Аркаима? голоса встроенных метрик в контексте теории панмедиатизации» [2], Е. В. Куприяновой «Аркаим: популяризация или «попсовость» (к вопросу о проблемах взаимодействия науки и массового сознания)» [3], С. И. Симаковой «Визуальный образ Аркаима в материалах СМИ» [6], И. В. Топчий «Официальный сайт музея: критерии оценки сайта и их апробация на примере портала челябинского государственного историко-культурного заповедника «Аркаим»» [7] и другие.

Однако не все пользовательские и профессиональные публикации, посвященные Аркаиму, мы можем охарактеризовать как «качественные». Ведь подобный контент не только удовлетворяет внимание аудитории к археологическому памятнику или истории человечества, но и демонстрирует спекуляцию на псевдонаучной и околомистической тематике, поскольку это также является областью интереса массового пользователя. В публикациях об Аркаиме, в том числе и на профессиональных ресурсах, можно встретить мистическую интерпретацию («Аркаим -место силы»), националистический подтекст («колыбель русских», «родина древних славян, башкир или ариев», «прародина славянской культуры»), ошибки в датировке и интерпретации научных данных (например, соотнесение с Троей или Стоунхеджем), популяризацию научных теорий отдельных ученых как доказанного факта (например, версия о сожжении памятника аркаимцами перед уходом упоминается в медиа как единственно верная) и так далее. Кроме того ряд публикуемых научных работ об Аркаиме также способен потворствовать в распространении мифов об Аркаиме. Например, можно встретить монографии «Место силы - город Аркаим» В. П. Путенихина [5], «Аркаим - родина Заратуштры» В. А. Царевского и С. Н Царевской [8], «Аркаим - чудо исцеления» Г. Т. Нажимовой и Т. Р. Касимова [4] и другие.

Это не только способствует распространению неверных сведений об археологии и истории, на примере памятника Аркаим, но и деформирует картину мира читателей и зрителей, способствует мистификации мышления массовой аудитории, бросает тень на научное сообщество и правительство (которые якобы потворствуют сокрытию истины). Можно также отметить, что данная проблема свойственна всему научно-популярному направлению в российской журналистике, а не только направлению популяризации археологии.

Поэтому, на наш взгляд, интересно проанализировать высказывания пользователей, блогеров, журналистов и исследователей об Аркаиме на массовой площадке для того, чтобы определить, что в этом памятнике интересует массовую аудиторию, часто ли в публикациях встречается псевдонаучная информация и каким образом репрезентуется образ Аркаима. Это также поможет понять, способствуют ли подобный контент распространению псевдонаучной и недостоверной информации об Аркаиме.

Цель данного исследования - рассмотреть, каким предстает образ Аркаима в рамках российского научно-популярного контента и как интернет-аудитория на него реагирует. Подобная работа может сформулировать гипотезу о потенциале научно-популярного контента в развенчании мифов об Аркаиме и формировании корректного представления об этом археологическом памятнике.

Площадкой для сбора материала бы выбран русскоязычный сегмент видеохостинга YouTube. Данный портал популярен в России (по данным Alexa Internet и SimilarWeb он входит в тройку самых посещаемых сайтов страны) и представлен самой разнообразной аудиторией. Контент здесь генерируют сами пользователи, журналисты и блогеры, однако именно аудитория хостинга определяет популярность роликов посредством просмотров, лайков /дизлайков и комментирования записей.

Данная площадка привлекла наше внимание по следующим причинам:

1) Популярность платформы у российских пользователей.

2) Это открытая площадка, на который любой пользователь может высказать свое мнение, а значит мы можем встретить разнообразный контент по заявленной теме.

3) На данном ресурсе большое значение имеет реакция зрителей на контент, ее легко отследить и проанализировать.

4) Площадка позволяет размещать авторам любой тип визуального контента на свое усмотрение.

5) Удобная навигация по сайту упрощает поиск и обработку записей по интересующей теме, что позволяет производить более корректный отбор материала.

Видео для анализа на платформе YouTube были отобраны нами в соответствии со следующими критериями: соответствие заявленной тематике и сфере научно-популярного контента, популярность у зрителей (количество просмотров).

Самый популярный из рассмотренных нами роликов носит название «Энциклопедия загадок. Аркаим - первый город на Земле» (https://youtu.be/hbeCG4sC99s) и был опубликован сравнительно недавно, 1 апреля 2019 года, на канале «Телеканал культура» (1,41 млн подписчиков). На данный момент он набрал 575 тысяч просмотров, 7 тысяч лайков, 700 дизлайков и 1608 комментариев.

Видео, продолжительностью 26 минут, формально можно отнести к научно-популярному контенту, созданному журналистами. Структурно видео состоит из нескольких тематических глав, в которых диктор под динамичный видеоряд рассказывает ключевую информацию по теме, а ведущий Алексей Горовацкий из студии в конце каждого эпизода подводит итог сказанному. На наш взгляд, подобный подход дарит широкие возможности для манипулирования мнением аудитории: зритель получает четкий навязанный авторами программы вывод, а не интерпретирует факты самостоятельно.

Ведущие последовательно рассказывают об открытии Аркаима, рассматривают архитектуру города и его географические особенности, верования и культуру древних жителей, их достижения в сфере кузнечного мастерства, а также причины, по которым они могли оставить город. Авторы заверяют, что опираются на научные данные, однако не приводят конкретные исследования и мнение отдельных ученых, а используют обороты «ученые утверждают», «ученых поразила», «не все ученые с этим согласны». Кроме того в контекст научного материала вкрапляются спорные заключения об Аркаиме, не имеющие научного подтверждения: «Аркаим - самая большая историческая загадка», «Архитектура города отражает гармонию макрокосмоса и микрокосмоса», «Тут зарождались истоки зороастризма» и так далее. Также версия о сожжении города, не имеющая на данный момент окончательного подтверждения, представляется в ролике как однозначная: неизвестно лишь, кто сжег город - сами жители или их враги. В видео уделяется большое внимание именно сакральному и символическому значению древнего города, верованиям и обрядам местных жителей, мистическому туризму на Аркаим в наше время. И хотя после таких эпизодов в некоторых случаях следуют уточнения, что «не все ученые с этим согласны», на наш взгляд, эта фраза способна потеряться за той доказательной базой, что приводят авторы.

В ролике представлен качественный видеоряд: зрителям предлагают документальные кадры и фотографии раскопок, инфографику, кадры-реконструкции, яркие иллюстрации и макеты. Все это гармонично соединено посредством динамичного монтажа, который способен привлечь внимание аудитории и не дать ей заскучать, а также дополнено музыкой с мистическими тонами.

Главный вывод, который проговаривает зрителям ведущий в конце ролика, должен убедить, что именно Аркаим - прародина индоевропейцев и зороастризма (хотя на протяжении ролика сами авторы вскользь упоминали, что это спорные теории).

Из этого мы можем сделать вывод, что несмотря на научный потенциал данного ролика, в нем встречаются некорректные данные и методы воздействия на аудиторию, не свойственные качественному научно-популярному контенту. Данная информация способна заложить у массовой аудитории неверные представления о феномене Аркаима и провоцировать дальнейшую сакрализацию и мистификацию этого места.

Интересно, что сами зрителях в комментариях ведут активную дискуссию об услышанном: некоторые обращают внимание на ошибки авторов и скептически относятся к ролику («Круто. Называется фильм ни о чём, одни теории и предположения. Факт один, здесь жили, и строили!», «В этой теории много заблуждений, в частности Зорастризм»), другие благодарят авторов ролика за материал и соглашаются со сказанным («Спасибо за интересный фильм. Сколько тайн хранит Земля, казалось бы, изученная!», «Всем уже понятно, что до нас, были более развитые цивилизации...»), а также развивают и дополняют мысли, высказанные в ролике («А ещё там особая энергетика. На себе почувствовал, хотя и не экстрасенс. Древние знали в этом толк», «Думаю, что пришли они не с Запада, а севера, Гипербореи», «Аркаим доказывает что люди могут жить без войн. Это факт. Подробнее можно узнать на АллатРа тв»). Пользователи явно разделились на несколько лагерей, которые вступают в спор друг с другом.

Следующий по популярности ролик на рассматриваемую нами тему носит заголовок «Аркаим настоящий и вымышленный. Иван Семьян. Ученые против мифов 3-2» (https://youtu. be/3neaLC6fTs0). Он был опубликован на канале «Аптропогенез.ру» 28 января 2017 года, имеет 324 тысячи просмотров, 8 тысяч лайков, 500 дизлайков и 1354 комментария.

Это офлайн-лекция, длительностью 40 минут, зафиксированная в видеоформате. Лектор Иван Семьян, археолог из Челябинска, выступает в рамках научно-просветительского форума «Ученые против мифов». Стоит отметить качественную работу над созданием ролика: присутствует съемка с разных ракурсов, чередуются крупные, средние и общие планы, внимание зрителя переключают между лектором и его презентацией, хорошо записан звук. Мы обращаем на это внимание, так как не все офлайн-мероприятия имеют столь качественную цифровую запись, в которой присутствовали бы динамичное повествование и эффект погружения, комфортные для восприятия массового зрителя через экран.

Содержательно лектор делит свое выступление на две основные части: реальный Аркаим и вымышленный Аркаим. Это позволяет охватить ключевые вопросы: что такое Аркаим, какие находки были сделаны на его территории, как и кем было открыто данное место, почему вокруг Аркаима укреплялась мистификация, как работают современные музеи и эзотерические площадки на территории древнего поселения. Иван Семьян сопровождает свой рассказ фотографиями многочисленных находок, локаций и мероприятий на территории Аркаима, видеомоделями реконструкций самого поселения и могильных курганов. Это позволяет визуализировать слова лектора и верно интерпретировать его тезисы.

Важно, что здесь мы слышим ссылки на конкретные научные исследование и теории ученых, научные термины, корректные сравнения. Однако это отчасти делает повествование сложным для неподготовленного зрителя. Кроме того аудитория в зале хорошо ориентируется в материале и многие попавшие в ролик шутки (например, от ведущего несколько раз звучал вопрос «Аркаим -родина славян?», «Где же славяне в выступлении?») могут быть истолкованы неподготовленными видеозрителями некорректно.

Иван Семьян высказывает мнение, что уникальность Аркаима состоит в его хорошей сохранности и однослойности места, что позволило сделать археологом ряд важных открытий. В завершении выступления лектор демонстрирует и высмеивает примеры мистического и эзотерического туризма на Аркаим, а также дает рекомендации о борьбе с псевдонаучным знанием (например, за счет развития археотуризма).

Итак, мы видим качественную научно-популярную работу, стремящуюся развеять основные мифы об Аркаиме. Однако следует отметить тяжеловесность данного ролика: ведь при всем своем научном потенциале видео недостаточно ориентировано на неподготовленного зрителя, в отличие от ролика с канала «Культура». При этом некоторые зрители, ориентирующиеся в теме и являющиеся аудиторией форума, отмечают, что после выступления осталось много не до конца освещенных вопросов (особенно часто зрители в комментариях упоминают лингвистический аспект выступления), а многие темы оказались не затронуты («На такую тему нужен более подробный доклад, или на вопросы минут 40 нужно выделить!»). Большая же часть комментаторов выражают благодарность спикеру («Это просто наслаждение какое-то слушать умных и адекватных людей!») или делятся своим опытом знакомства с Аркаимом («У меня как-то сестрица ездила на Аркаим [...] По итогу, вынесла для себя из посещения, что Аркаим - это древнее место силы, неприкрытый пуп земли, ашрам истины, и др. и пр. Есть сомнение, что она вообще поняла, что это археологический памятник, древнее поселение»).

Последний ролик, попавший в нашу подборку, «Древний АРКАИМ - мракобесие и Культура / РАЗОБЛАЧЕНИЕ МИФОВ» (https://youtu.be/vf-TpyAashc) размещен на канале научного популяризатора-блогера Михаила Лидина (407 тысяч подписчиков). Видео опубликовано 25 ноября 2019 года и насчитывает 310 тысяч просмотров, 23 тысячи лайков, 800 дизлайков и 2 267 комментариев.

Ролик подготовлен в формате «разоблачение мифов»: его задача не раскрыть образ Аркаима, а лишь разобрать самые яркие заблуждения о нем. Видео состоит из следующих основных элементов: выступление автора канала из студии (подводки и подведение итогов), тревел-блог Михаила Лидина, снятый на Аркаиме, где проводником и «напарником» ведущего является уже упоминаемый нами археолог Иван Семьян, и видеовставки из двух фильмов об Аркаиме канала «Культура».

Автор рассказывает, почему вокруг Аркаима образовалось столько теорий, как их тиражируют СМИ и крупные инфлюенсеры, а также разбирает самые популярные заблуждения об Аркаиме. Например, ведущие рассказывают корректно ли называть Аркаим городом, был ли Аркаим изначально спроектирован перед застройкой, были ли здесь настоящая канализация и «ловушки»-входы для обороны территории, является ли Аркаим древней обсерваторией или храмом, обладает ли место магическим потенциалом. Кроме того авторы упоминают и популярные фактические ошибки об Аркаиме, например, что высота стен здесь значительно меньше, чем на многих изображениях или в видеофильме канала «Культура» (в нем упоминалось, что высота стен 5 метров).

В ролике органично совмещаются разные форматы, а динамичный видеоряд, качественная съемка на локации, активные ведущие в кадре, позволяют зрителю погрузиться в тему и увлечься повествованием. Ролик не перенасыщен научной информацией, возможно, потому что акцент смещен на разбор заблуждений, а не на представление фактических данных об Аркаиме (справочная информация присутствует, но в малом количестве).

Подводя итоги, ведущие сожалеют, что подлинная культура и значение места остаются без внимания. Об этой стороне Аркаима Михаил Лидин обещает рассказать в отдельном ролике (однако на данный момент второго ролика об Аркаиме на его канале нет).

Комментарии к данному ролику можно разделить на три ключевые группы: благодарность авторам («Не поленились, заморочились, поехали, чтобы увидеть своими глазами. Очень интересно было смотреть, спасибо»), ирония и сарказм над популярными заблуждениями («О, брат, так ты договоришься до того, что Земля - не плоская») и обмен личным опытом («Когда ехал в первый раз в Аркаим, даже не в курсе был про эти мракобесные истории. Ехал посмотреть на настоящие археологические изыскания. Был в шоке от всего происходящего там»).

Отменим, что другие популярные ролики об Аркаиме на платформе YouTube, не попавшие в нашу базу, озаглавлены следующим образом: «Документальный фильм Михаила Николаевича Задорнова «Аркаим. Стоящий у солнца», «Тур выходного дня»: Аркаим», «Аркаим. Страна Городов - Предки наших предков», «Разведопрос: Иван Семьян и Назар Долицкий про Аркаим», «Неизвестный Аркаим».

Анализ российского научно-популярного контента на видеохостинге YouTube демонстрирует, что осмысление феномена Аркаима в нем представлено различными точками зрения, но каждая из них привлекает внимание аудитории, провоцирует ее на обсуждение услышанного, порождает дискуссии. Несмотря на то, что отбирались самые популярные ролики по теме исследования, в подборку вошли работы за авторством представителей различных групп: журналистов, научных деятелей и блогеров. Отсюда следует и разнообразие форматов анализируемых нами работ. Авторы каждого из роликов дают общие данные об Аркаиме, его устройстве и основных совершенных открытиях на его территории, туризме, но различно интерпретируют основную ценность данного места, его феноменальность, культурное и историческое значение. Но стоит отметить, что в каждой из анализируемых работ формируется образ Аркаима как важного исторического и археологического достояния, хоть авторы и приводят разные доводы.

Можно отметить, что не все ролики транслируют корректную и фактически верную информацию об Аркаиме. Учитывая, что YouTube - одна из самых популярных площадок в стране, это может вызывать опасения - большое число пользователей при запросе «Аркаим» будут получать контент мистификационного толка с обилием неверных сведений и при первом погружении в тему не смогут распознать некорректные данные. Однако это провоцирует криэйторов хостинга к созданию целого сегмента видео в формате «разоблачения мифов» об Аркаиме. Данный феномен позволяет говорить о потенциале научно-популярных видео в развенчании устоявшихся заблуждений об Аркаиме.

Список литературы

1. Аркаим. 1987-1997 Библиографический указатель / Составитель Д. Г. Зданович, Е. И. Коган, Н. Н. Орлова : Вступительное слово Д. Г. Зданович / Челябинский государственный университет ; Природно-ландшафтный и историко-археологический центр «Аркаим». -Челябинск, 1999. - 120 с. - Текст : непосредственный.

2. Загидуллина, М. В. Как измерить популярность Аркаима? Голоса встроенных метрик в контексте теории панмедиатизации / М. В. Загидуллина. - Текст : непосредственный // Горизонты цивилизации. - 2017. - № 8. - С. 38-67.

3. Куприянова, Е. В. Аркаим: популяризация или «попсовость» (к вопросу о проблемах взаимодействия науки и массового сознания) / Е. В. Куприянова. - Текст : непосредственный // Горизонты цивилизации. - 2013. - № 4. - С. 73-88

4. Нажимова, Г. Т. Аркаим - чудо исцеления : монография / Г. Т. Нажимова, Т. Р. Касимов. -Башкортостан, 2005. - 256 с. - Текст : непосредственный.

5. Путенихин, В. П. Место силы - город Аркаим : монография / В. П. Путенихин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 352 с. - Текст : непосредственный.

6. Симакова, С. И. Визуальный образ Аркаима в материалах СМИ / С. И. Симакова. - Текст : непосредственный // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2021. - № 2 (40). - С. 129-142. - DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10215.

7. Топчий, И. В. Официальный сайт музея: критерии оценки сайта и их апробация на примере портала челябинского государственного историко-культурного заповедника «Аркаим» / И. В. Топчий. - Текст : непосредственный // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2021. -№ 3 (41). - С. 27-36 - DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10303.

8. Царевский, В. А. Аркаим - родина Заратуштры : монография / В. А. Царевский, С. Н. Царевская. - Москва : Афина, 2008. - 192 с. - Текст : непосредственный.

9. Little, B. J. Public Benefits of Archaeology / B. J. Little. - Gainesville : University Press of Florida, 2002. - 304 p. - Текст : непосредственный.

10. Sabloff, J. A. Archaeology matters: Action archaeology in the modern world / J. A. Sabloff. -Walnut Creek, CA : Left Coast, 2008. - 151 p. - Текст : непосредственный.

THE COVERAGE OF THEARKAIMPHENOMENON IN THE CONTEXT OF POPULAR SCIENTIFIC JOURNALISM

Paniukova S. A., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, s.panukowa@mail.ru The research was funded by RFBR and Chelyabinsk Region, project number 20-412-740012

This paper examines the content, genre and format features of videos about archeology using the example of Arkaim (an architectural monument of the Middle Bronze Age). As the material of the study we chose the most popular publications with the tag "Arkaim" on the Russian-language segment of YouTube video hosting. The purpose of the study is to consider how the topic of Arkaim is represented in Russian popular science content and how an Internet audience reacts to it. The key research method is content analysis. With its help it is possible to draw conclusions, including the tendency of the videos being analyzed to mystify the image of Arkaim. However, the study also identified videos of bloggers and scientific popularizers in the format of "destroying myths". They are aimed at exposing the image of the mystical Arkaim to the audience. Comprehension of the phenomenon of Arkaim in the blogosphere is expressed in different formats, but all the authors of the videos agree on the indisputable uniqueness of this place, although they give polar arguments.

Key words: media, Arkaim, popular science journalism, mystification, YouTube, video content.

References

1. Zdanovich, D. G., Kogan, E. I. & Orlova, N. N. (1999). Arkaim. 1987-1997 Bibliograficheskiyukazatel' [Arkaim. 1987-1997 Bibliographic Index]. Chelyabinsk, 120 p. (in Russ.).

2. Zagidullina, M. V. (2017). Kak izmerit' populyarnost' Arkaima? golosa vstroennykh metrik vkontekste teorii panmediatizatsii [How to measure the popularity of Arkaim? voices of embedded metrics in the context of the theory of panmediatization]. Gorizonty tsivilizatsii [Horizons of civilization], 8, pp. 38-67. (in Russ.).

3. Kupriyanova, E. V. (2013). Arkaim: populyarizatsiya ili «popsovost'» (k voprosu o problemakhvzaimodeystviya nauki i massovogo soznaniya) [Arkaim: popularization or "pop" (to the issue of the problems of interaction between science and mass consciousness)]. Gorizonty tsivilizatsii [Horizons of civilization], 4, pp. 73-88. (in Russ.)

4. Nazhimova, G. T., Kasimov, T. R. (2005). Arkaim - chudo iscelenija [Arkaim - a miracle of healing]. Bashkortostan. 256 p. (in Russ.).

5. Putenihin, V. P. (2009). Mesto sily - gorod Arkaim [Place of power - the city of Arkaim]. Rostov-na-Donu, Feniks. 352 p. (in Russ.).

6. Simakova, S. I. (2021). Vizual'nyj obraz Arkaima v materialah SMI [The visual image of Arkaim in media materials]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija [Sign: problematic field of media education], 2 (40), pp. 129-142. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10215 (in Russ.)

7. Topchii, I. V. (2021). Oficial'nyj sajt muzeja: kriterii ocenki sajta i ih aprobacija na primere portala cheljabinskogo gosudarstvennogo istoriko-kul'turnogo zapovednika «Arkaim» [The official site of the museum: criteria for evaluating the site and their testing on the example of the portal of the Chelyabinsk state historical and cultural reserve "Arkaim"]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija [Sign: problematic field of media education], 3 (41), pp. 27-36. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10303 (in Russ.)

8. Carevskij, V. A., Carevskaja, S. N. (2008). Arkaim - rodina Zaratushtry [Arkaim - the birthplace of Zarathushtra]. Moskva, Afina. 192 p. (in Russ.).

9. Little, B. J. (2002). Public Benefits of Archaeology. Gainesville, Univ. Press of Florida. 304 p.

10. Sabloff, J. A. (2008). Archaeology matters: Action archaeology in the modern world. Walnut Creek, CA, Left Coast. 151 p.

Светлана Александровна Панюкова, старший преподаватель кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

ORCID: 0000-0002-9825-2374

s.panukowa@mail.ru

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Панюкова С. А. Освещение феномена Аркаима в контексте научно-популярной журналистики // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 4 (42). С. 151-157. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10417.

Paniukova S. A. The coverage of the Arkaim phenomenon in the context of popular scientific journalism // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2021. No 4 (42), pp. 151-157. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10417.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.