Научная статья на тему 'АРКАИМ В СПЕЦПРОЕКТАХ СМИ: МЕДИАЭСТЕТИЧЕСКИЙ КОД'

АРКАИМ В СПЕЦПРОЕКТАХ СМИ: МЕДИАЭСТЕТИЧЕСКИЙ КОД Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
120
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКАИМ / ЗАПОВЕДНИК АРКАИМ / МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС АРКАИМ / ПОСЕЛЕНИЕ АРКАИМ / СТРАНА ГОРОДОВ / СПЕЦПРОЕКТЫ / КОД / МЕДИАЭСТЕТИКА / МЕДИАКОД / МЕДИАЭСТЕТИЧЕСКИЙ КОД

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Симакова С. И., Исакова Т. Б.

Исследование посвящено медиаэстетическому коду спецпроектов об историко-ландшафтном заповеднике Аркаим. Статья имеет четкую структуру. Ее логика направлена на последовательное решение поставленной цели проводимого исследования - формирование средствами массовой информации «информационного шлейфа» Аркаима в публичном пространстве. В первом параграфе происходит знакомство с объектом исследования - Аркаимом. Второй параграф поясняет почему эмпирической базой исследования послужили спецпроекты средств массовой информации. Третий параграф «Медиаэстетический код: к определению понятия» дает понимание этого термина и определяет важность заявленного предмета исследования. В четвертом параграфе «Медиаэстетический код спецпроектов об Аркаиме» происходит подробное описание исследования и его результатов. Эмпирической базой исследования послужили восемь спецпроектов СМИ, посвященных музейному комплексу и заповеднику «Аркаим» за период 01.01.2019-10.09.2021. В ходе исследования применялись метод случайной выборки, метод кейс-стади, методы медиаэстетического анализа текста, метод фокус-групп. По результатам исследования сделаны выводы: 1) о недостаточном внимании со стороны СМИ вопросов освещения известного далеко за пределами России историко-культурного заповедника «Аркаим»; 2) содержание спецпроектов ориентировано на формирование восприятия Аркаима как места паломничества, «места силы», то есть преобладает его эзотерическое значение, а не научно-популярное; 3) при организации в проекте журналистских материалов превалирует монохромное решение и гибридная форма организации материала; 4) при подготовке спецпроектов наблюдается тенденция к медиаэстетической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARKAIM IN SPECIAL MEDIA PROJECTS: MEDIA AESTHETIC CODE

The study is devoted to the media-aesthetic code of special projects about the historical landscape reserve Arkaim. The article has a clear structure. Its logic is aimed at consistently solving the set goal of the research - the formation by the mass media of an "information loop" of Arkaim in the public space. The first paragraph introduces the object of research - Arkaim. The second paragraph explains why special projects of the mass media served as an empirical basis for the study. The third paragraph "Media aesthetic code: to the definition of the concept" provides an understanding of this term and determines the importance of the declared subject of research. In the fourth paragraph "Media aesthetic code of special projects about Arkaim" there is a detailed description of the study and its results. The empirical basis of the study was eight special media projects dedicated to the museum complex and the "Arkaim" reserve for the period 01.01.2019-10.09.2021. The study used a random sampling method, the method of continuous sampling, the case study method, the methods of media aesthetic analysis of the text, and the focus group method were used. Based on the results of the study, the following conclusions were drawn: 1) insufficient attention from the media on the coverage of the historical and cultural reserve "Arkaim", which is well known far beyond the borders of Russia; 2) the content of special projects is focused on the formation of the perception of Arkaim as a place of pilgrimage, a "place of power", that is, its esoteric meaning prevails, and not popular science; 3) when organizing journalistic materials in the project, the monochrome solution and the hybrid form of organizing the material prevail; 4) when preparing special projects, there is a tendency towards a media aesthetic orientation.

Текст научной работы на тему «АРКАИМ В СПЕЦПРОЕКТАХ СМИ: МЕДИАЭСТЕТИЧЕСКИЙ КОД»

УДК: 82 - 92

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_1_4_201

Симакова С.И., Исакова Т.Б.

АРКАИМ В СПЕЦПРОЕКТАХ СМИ: МЕДИАЭСТЕТИЧЕСКИЙ КОД 1

Simakova S.I., Isakova T.B.

ARKAIM IN SPECIAL MEDIA PROJECTS: MEDIA AESTHETIC CODE

Ключевые слова: Аркаим, заповедник Аркаим, музейный комплекс Аркаим, поселение Аркаим, страна городов, спецпроекты, код, медиаэстетика, медиакод, медиаэстетический код.

Keywords: Arkaim, Arkaim reserve, Arkaim museum complex, Arkaim settlement, country of cities, special projects, code, media aesthetics, media code, media aesthetic code.

Аннотация: Исследование посвящено медиаэстетическому коду спецпроектов об историко-ландшафтном заповеднике Аркаим. Статья имеет четкую структуру. Ее логика направлена на последовательное решение поставленной цели проводимого исследования - формирование средствами массовой информации «информационного шлейфа» Аркаима в публичном пространстве. В первом параграфе происходит знакомство с объектом исследования - Аркаимом. Второй параграф поясняет почему эмпирической базой исследования послужили спецпроекты средств массовой информации. Третий параграф «Медиаэстетический код: к определению понятия» дает понимание этого термина и определяет важность заявленного предмета исследования. В четвертом параграфе «Медиаэстетический код спецпроектов об Аркаиме» происходит подробное описание исследования и его результатов. Эмпирической базой исследования послужили восемь спецпроектов СМИ, посвященных музейному комплексу и заповеднику «Аркаим» за период 01.01.2019-10.09.2021. В ходе исследования применялись метод случайной выборки, метод кейс-стади, методы медиаэс-тетического анализа текста, метод фокус-групп. По результатам исследования сделаны выводы: 1) о недостаточном внимании со стороны СМИ вопросов освещения известного далеко за пределами России историко-культурного заповедника «Аркаим»; 2) содержание спецпроектов ориентировано на формирование восприятия Аркаима как места паломничества, «места силы», то есть преобладает его эзотерическое значение, а не научно-популярное; 3) при организации в проекте журналистских материалов превалирует монохромное решение и гибридная форма организации материала; 4) при подготовке спецпроектов наблюдается тенденция к медиаэстетической направленности.

Abstract: The study is devoted to the media-aesthetic code of special projects about the historical landscape reserve Arkaim. The article has a clear structure. Its logic is aimed at consistently solving the set goal of the research - the formation by the mass media of an "information loop" of Arkaim in the public space. The first paragraph introduces the object of research - Arkaim. The second paragraph explains why special projects of the mass media served as an empirical basis for the study. The third paragraph "Media aesthetic code: to the definition of the concept" provides an understanding of this term and determines the importance of the declared subject of research. In the fourth paragraph "Media aesthetic code of special projects about Arkaim" there is a detailed description of the study and its results. The empirical basis of the study was eight special media projects dedicated to the museum complex and the "Arkaim" reserve for the period 01.01.201910.09.2021. The study used a random sampling method, the method of continuous sampling, the case study method, the methods of media aesthetic analysis of the text, and the focus group method

1 Подготовленная C.И. Симаковой часть статьи (50% текста) написана при финансовой поддержке РФФИ и Челябинской области в рамках научного проекта № 20-412-740012 «Археология и общество: феномен Аркаима в публичной сфере Челябинской области» (The research was funded by RFBR and Chelyabinsk Region, project number 20-412-740012).

were used. Based on the results of the study, the following conclusions were drawn: 1) insufficient attention from the media on the coverage of the historical and cultural reserve "Arkaim", which is well known far beyond the borders of Russia; 2) the content of special projects is focused on the formation of the perception of Arkaim as a place of pilgrimage, a "place of power", that is, its esoteric meaning prevails, and not popular science; 3) when organizing journalistic materials in the project, the monochrome solution and the hybrid form of organizing the material prevail; 4) when preparing special projects, there is a tendency towards a media aesthetic orientation.

Введение

Наш исследовательский интерес составляет формирование средствами массовой информации в публичном пространстве «информационного шлейфа» Аркаима (исследование «Археология и общество: феномен Аркаима в публичной сфере Челябинской области», при финансовой поддержке РФФИ и Челябинской области в рамках научного проекта № 20-412-740012). В рамках данной статьи сосредоточим свое внимание на том, как это происходит в спецпроектах средств массовой информации.

Актуальность исследования не вызывает сомнения, поскольку Аркаим сегодня известен не только в России, но и далеко за ее пределами.

Эмпирической базой послужили спецпроекты СМИ за период с 01.01.2019 по 10.09.2021 - всего восемь медиаматериалов. База исследования была сформирована участниками фокус-группы методом случайной выборки и отсечения материалов, не соответствующих сформулированным требованиям. На этапе содержательного анализа проектов был использован метод кейс-стади.

Структура статьи направлена на решение поставленной цели - рассмотреть формирование средствами массовой информации в публичном пространстве «информационного шлейфа» Аркаима. И включает: Введение; четыре параграфа - Аркаим: краткое знакомство; Почему спецпроекты?; Медиаэстетический код: к определению понятия; Медиаэстетический код спецпроектов об Аркаиме - Заключение и библиографический список, содержащий 25 единиц. Результаты исследования представлены в шести таблицах.

Аркаим: краткое знакомство

Аркаим - укрепленное поселение бронзового века. Возраст поселения составляет 4 тысячи лет, поселок был создан по

заранее продуманному плану, с четкой градостроительной идеей, сложной архитектурой и фортификацией. С момента открытия поселения Аркаим в степном Зауралье прошло больше тридцати лет. За это время для охраны Аркаима, многих других памятников древности и исторических природных ландшафтов возник заповедник1. Заповедник «Аркаим» был создан в 1991 году. Его уникальность заключается в том, что в нем представлены не только непосредственно археологические предметы, но и процесс археологических раскопок. Музейный комплекс включает: действующие фонды, постоянные экспозиции и временные выставки в стационарном здании Музейного комплекса Аркаим - Музее Природы и Человека и в музеефицированных объектах; музе-ефицированные подлинные объекты исторического и культурного наследия в подлинном природном ландшафте; перемещенные подлинные объекты исторического и культурного наследия; научно-восстановленные модели памятников исторического и культурного наследия. Научные и музейные коллекции заповедника представлены археологическими артефактами, предметами быта традиционных народов, природоведческими коллекциями. Часть выдающихся экспонатов по культуре народов Южного Урала представлена в экспозиции музея и в Казачьей усадьбе. Заповедник «Аркаим» тесно сотрудничает с Музеем Челябинского государственного университета, без предметов которого на сегодняшний день невозможна экспозиционная и выставочная деятельность заповедника.

Городище Аркаим является уникальным по сохранности и научным возможностям археологическим памятником эпохи средней бронзы. Круглая форма, наличие

1 См.: Официальный сайт Челябинского государственного историко-культурного заповедника «Аркаим» https://arkaim-center.ru.

мощных оборонительных сооружений, 66 отдельных жилищ выделяют этот памятник.

У его границ создан мощный научно-исследовательский, образовательный

и культурно-просветительный комплекс; развернулись работы областного государственного бюджетного учреждения культуры - Историко-культурного заповедника «Аркаим». В основе его исследований -комплексный подход к изучению древности во взаимосвязи природных систем и человеческих обществ. Активная музейная и просветительская работа осуществляется в контексте диалога культур прошлого и настоящего.

Сегодня слово «Аркаим» знает вся Россия. За три десятилетия Аркаим стал для миллионов людей много большим, чем археологическим памятником - историко-культурным заповедником, брендом, местом паломничества, источником вдохнове-1

ния .

Какое видение Аркаима формируют СМИ, какой оставляют информационный след - об этом наша статья.

Почему спецпроекты?

Базой нашего исследования послужили спецпроекты СМИ, так или иначе рассказывающие об Аркаиме. Прежде, чем перейти к их анализу, поясним наш выбор.

Появление спецпроектов в СМИ связано с усилением конвергентных процессов, внедрению в медиа новых 1Т-инструментов. Совокупность подобных факторов привела к появлению новых форматов подачи информации в онлайн-СМИ - форматов, в основе которых лежит пересечение жанров традиционной журналистики. У редакций возникла потребность в разработке формы подачи тематического контента, включающей вербальный и визуальный текст - в статичном и интерактивном виде. Такая - цифровая - форма передачи журналистского контента отражает современные тенденции к визуализации и технологизации медиа-пространства. Подобная форма компановки материалов - тематически подобранные, логически выстроенные и размещенные на одной площадке - обеспечивает качество

журналистского контента, погружение читателя в тему. Спецпроект - это достаточно широкое понятие, включающее такие формы как тесты; различные опросы; геймифи-кацию: начиная от квестов, викторин и т. п. и заканчивая полноценными играми; любой другой интерактивный самостоятельный проект.

Все это позволило нам предположить, что тема Аркаима может быть познавательно, полно и интересно раскрыта средствами массовой информации именно в спецпроектах.

Медиаэстетический код: к определению понятия

По мнению М. Фуко «основополагающие коды любой культуры, управляющие ее языком, ее схемами восприятия, ее обменами, ее формами выражения и воспроизведения, ее ценностями, иерархией ее практик, сразу же определяют для каждого человека эмпирические порядки, с которыми он будет иметь дело и в которых будет ориен-тироваться»2.

Понятие «код» многозначно. Именно с многозначностью понятия «код» связаны различные контексты употребления термина.

Как отмечает Н.А. Симбирцева код самодостаточен для формирования и сохранения человеческой культуры. Код универсален и присутствует в любом историко-культурном контексте. В зависимости от типа фиксации информации и способа ее «хранения» код находит свое воплощение в разнокачественных текстах (вербальных и невербальных). Каждая эпоха предлагает свой набор культурных кодов. При этом код культуры нуждается в квалифицированном прочтении . В.М. Савицкий акцентирует внимание на многогранности культурного кода и предлагает рассматривать образный код, под которым понимает систему образов, которые входят в этнокультуру, устоялись в практике общения, носят нормативный характер и служат знаками фрагментов

1 Куприянова Е.В. Аркаим: рождение легенды / Научно-популярная монография. Челябинск: Край Ра, 2021. С. 3.

Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / пер. с фр. В. П Визгина, Н. С. Автономовой. М.: Прогресс, 1977. С. 37.

3 Симбирцева Н.А. «Код культуры» как культурологическая категория // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 1. С. 157, 163.

реальности1. В статье «Коды культуры: семиотический и культурологический аспекты» приводятся различные подходы к определению данного понятия. Автор обращается к работам А.Р. Усмановой2, Н.Б. Мечков-ской3, А.Б. Соломоника4, У. Эко5, А. Моля6,

7 8

Ю.М. Лотмана , Н. Лумана и приходит к выводу, что «код, неизменно регулируя отношения в системе и между системами, может иметь один из трех вариантов значений: код системы, символы которой использованы для трансляции информации (кодовый набор); код знаковой системы, на которую отображаются элементы первого набора (набор элементов кода), и собственно правила, устанавливающие зависимость между этими двумя системами знаков (составляющая «кода данных» в теории информации). Другими словами, эти варианты соответствуют разным типам кодов. Код в информационно-семиотическом ключе понимается как структура, выступающая основополагающим правилом при формировании ряда конкретных сообщений. Принимая во внимание регулятивную функцию кода, можно сделать вывод, что суть данного понятия в семиотико-лингвистической парадигме наиболее адекватно отражает слово "правило"»9. К понятию кода социальной и медиа-реальности обращается А.Г. Пудов10. Ис-

1 Савицкий В. М. Культурные коды: сущность, состав и функционирование в процессе общения // Дискурс профессиональной коммуникации. 2019. № 1-4. С. 69.

2 Постмодернизм: Энциклопедия / Сост. и науч. ред. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. Минск: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001. С. 364.

3 Мечковская Н. Б. Семиотика. Язык, природа, культура. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2007. С. 204.

4 Соломоник А. Б. Язык как знаковая система. М.: Наука, 1992. С. 104.

5 Эко У. Отсутствующая структура. СПб.: Петрополис, 1998. С. 45.

6 Моль А. Социодинамика культуры / Вст. ст., ред. и прим. Б. В. Бирюкова, Р. Х. Зарипова и С. Н. Плотникова М.: Прогресс, 1973. С. 130.

7 Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Гнозис; Прогресс, 1992. С. 15.

8 Луман Н. Реальность массмедиа / пер. с нем. А. Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2005. С. 31.

9 Степанова Н. И. Коды культуры: семиотический и культурологический аспекты // Идеи и идеалы. № 1 (11), т. 2. 2012. С. 133.

10 Пудов А. Г. Коды социальной и

медиарельности // Медиафилософия XIII. Универсум

цифрового разума: новые территории смысла:

следователь отмечает, что данные коды -это интересное явление современной культурной жизни. Проводит дифференциацию кодов медиареальности в соответствии с функциональными сферами; дает обобщенную типологию рассматриваемых кодов. Рассуждая о дефиниции и проблеме классификации риторического кода, Е.Ю. Панова достаточно подробно рассматривает понятие кода в его широком значе-нии11. Исследователь приводит обзор определений данного понятия; рассматривает различные точки зрения ученых на классификацию кодов; акцентирует внимание на

методике анализа кодов в тексте, предло-

12

женной Э.В. Чепкиной .

Нас же интересует тип кода, соответствующий современным тенденциям журналистики - визуализации и технологизации контента. Остановимся на этом более подробно.

Размышляя о кодах в визуальных сообщениях, У. Эко замечает, что поиск кода в разных нетекстовых вариантах коммуникации относится к числу «слабых» частей теории семиотики. Он поясняет, что здесь речь может идти о «гипотезе», что в основе любой формы коммуникации лежит код (или ключ) к ее пониманию. Таким образом, исследователю остается «вычислить», где этот ключ и каков он13. Завершая теорию кода, Умберто Эко предлагает свою классификацию кодов, состоящую из десяти позиций. Эта классификация накладывается на типы высказываний (по Якобсону), обра-

14

зуя матрицу семиотического анализа . Это

коллект. моногр. / под ред. В. В. Савчука. СПб: Санкт-Петербургское Философское общество. 2017. С. 37-41.

11 Панова Е. Ю. Медиаэстетика словесности: риторический подход // Медиаэстетический компонент современной коммуникации: коллектив. моногр. / науч. ред. М. В. Загидуллина, А. К. Киклевич. Челябинск: Челябинский филиал РАНХиГС. 2020. С. 33-39.

12 См: Чепкина Э. В. Русский журналистский дискурс: текстопорождающие практики и коды (1995-2000): дис. ... д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2000. С. 209.

13 Симакова С. И. Инфографика в журналистике: медиаэстетический код : дис. ... д-ра филол. наук. Екатеринбург. 2021. С. 172-173.

14 См: Федоров А.В. Умберто Эко и семиотическая теория медиаобразования //

одно из самых детальных описаний теории кода. Именно это описание позволяет нам предложить идею медиаэстетического кода с целью комплексного подхода к фактам сегодняшней коммуникации1. Медиаэстети-ческий код рассматривается как логика се-миосферы культуры, переживающей период медиатизации, «вложенный порядок», предопределяющий появление элементов семио-сферы, конституирующий неразрывность элемента и его кода, выступающий и объяснением сути медиаэстезиса, и его условием. Медиаэстетический код есть совокупность фильтров, классифицирующих воспринимаемую информацию2.

Медиаэстетический код спецпроектов об Аркаиме

В основание анализа спецпроектов мы помещаем медиаэстетический код, который определяется как логика фильтрации элементов для смыслопорождения. Для установления содержания кода нам необходимо выявить значимые признаки исследуемого феномена: они выступят фильтрами, которые уменьшают бесчисленность возможных выборов и предопределяют когнитивные рамки восприятия феномена.

В исследовании приняли участие 6 студентов факультета журналистики Челябинского государственного университета, обучающиеся по направлению «Журналистика» (магистратура).

Первое задание заключалось в формировании базы материалов исследования -поиск спецпроектов, содержащих информацию об Аркаиме. Перед участниками стояла задача за определенный промежуток времени (не более 45 минут) подобрать по два журналистских материала, соответствующих формату и теме задания. Это могло

Инновации в образовании. 2010. № 5. С. 56-61; Олизько Н. С. Семиотико-синергетическая

интерпретация особен-ностей реализации категорий интертекстуальности и интердискурсивности в постмодернистском художественном дискурсе : дис. ... д-ра филол. наук. 10.02.19 «Теория языка». Челябинск, 2009. - 343 с.

1 См: Симакова С. И. Инфографика в журналистике: медиаэстетический код : дис. ... д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2021. С. 162-211.

2 Симакова С. И. Инфографика в журналистике: медиаэстетический код : автореф. дисс. ... д-ра филол. наук. Екатеринбург. 2021. С. 28

быть любое издание - как регионального, так и федерального уровня. Период поиска 01.01.2019-10.09.2021. Важными требованиями выступили два условия: это должны быть проекты разных изданий (у студента) и проекты не должны дублироваться (в группе участников). Проект закреплялся за тем студентом, кто первый заполнил его данные в гугл-таблице. Присутствующий элемент соревновательности позволил избежать нерациональную трату времени и обеспечил условие максимально быстрого выполнения задания. Последняя запись в таблице была выполнена через 40 минут после старта работы. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что материалов, в формате спецпроекта по теме «Аркаим» содержится в сети ограниченное количество. В результате качественной проверки выбранных материалов были отброшены те, которые либо не являлись журналистским проектом, например, сайт заповедника Аркаим, либо содержали лишь упоминание слова «Аркаим», а не представление данного историко-ландшафтного заповедника. В результате для дальнейшей работы были отобраны 8 материалов из 12 предложенных.

На втором этапе - анализ материалов -работа была организована в фокус-группе. Результатом которой стали: 1) медиаэстети-ческий анализ проектов, включенных в базу исследования, в частности, наличие и качественная реализация мультимедийных форматов при организации журналистского материала; 2) выявление медиаэстетического кода этих проектов. Результаты представлены в виде таблиц 1 и 2 соответственно.

Выводы: мультимедийные форматы не являются привычными форматами для сопровождения материалов об Аркаиме. Наиболее распространенными инструментами визуализации являются статичные фотографии, лишь в двух случаях организованные в галерею. Вторым по распространенности является формат карт - служат для информирования туристов: как добраться. При этом карты выполнены по шаблону и не содержат никакой дополнительной информации.

Название проекта Выходные данные, ссылка Описание мультимедийных форматов (какие виды и формы использованы) Опишите смысл использования данного мультимедийного формата именно в этом проекте Ваши впечатления от использования данного формата

1 2 3 4 5

Аркаим: А. Абрамов, Фотографии, Визуализация осо- Нет перегруза инфор-

семь А. Садчиков галереи бенностей Аркаима, мацией, разбавление и

правди- Комсомоль- предоставление до- дополнение текстовых

вых ле- ская правда - полнительной ин- блоков дает возмож-

генд о Челябинск. формации ность лучше узнать о

Стране 24.01.2020 месте силы

городов https://www.kp. Раскрываю- Вставка дополни- Удобное расположе-

ги/Ье8^сИе1/ёге щиеся блоки тельной информации ние, грамотный выбор

упу^огоё- о проекте, блоки ис- мест для блоков, удоб-

агка1ш/ ключают перегруз информацией от текстовых блоков. ство.

Статистиче- Изложение фактов не Общее понимание

ские и инфор- в виде пустых цифр, а масштабов Аркаима и

мационные упорядоченно, следуя особенностей заповед-

таблицы логике спецпроекта ника как туристического места

Интерактивная Визуализация места Нравится возможность

карта силы и представление о том, как именно располагалось городище погрузиться в историю этого места через открывающуюся карту

Иконки Разгрузка текста, избежание повторяющихся элементов выделения важных блоков Этот формат позволяет обратить внимание на информацию для потенциальных туристов и лучше ее усвоить

Челябин- Проект Фотографии Фотографии позво- Фотографий немного,

ский гос- Юраль, ляют посмотреть на они не доминируют над

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

удар- Агентство достопримечательно- текстом, а органично

ственный международ- сти Аркаима, но при дополняют его. Они не

историко- ного сотруд- этом они не показы- скомпонованы в гале-

культур- ничества. вают «самого вкусно- реи, но в них нет необ-

ный запо- 19.12.2020.http го», чтобы турист мог ходимости, поскольку

ведник s://xn-- увидеть все это свои- объем спецпроекта не-

Аркаим 80awn4cg.xn-- ми глазами большой

p1ai/p1aces/mo Видео Видеоролики не Видео доставляют эс-

иШшм/агкшш# несут информации, тетическое удоволь-

/о-1окаси но служат дополнением к визуальной части спецпроекта. На них запечатлены виды на Аркаим, поля, туманы, панорама на заповедник ствие и не «перетягивают» на себя внимание от основы спецпроекта. Они лишь дополняют текст, но делают это качественно: здесь хочется побывать

1 2 3 4 5

Интерактивная карта Карта несет в себе практическую функцию - как добраться до заповедника. Она интерактивна: пользователь может изменить масштаб, прокрутить ее содержимое и оценить расстояние до Аркаима из различных городов и поселков Для туриста это очень полезный элемент. Кроме того, здесь указан не только сам заповедник, но и его окрестности. Карта помогает определить местоположение Аркаима и оценить расстояние до него

Что скрывает древний город Арка-им 23.07.2020. https://ura.news /specials/iamur al/news/103628 0480 Фотографии Иллюстрируют вербальный текст Фотографии гармонично включены в журналистский контент. Однако, не отличаются какой-либо индивидуальностью. Малопривлекательны для человека, размышляющего о возможности или невозможности посещения данного места

Аркаим: древний город, овеянный мифами Распопов П. 05.08.2019 https://uraloved .ru/mesta/chely abinskaya-obl/arkaim Интерактивная карта Гармонично встроена в конец материала. Главный расчет - после прочтения текста и просмотра фотографий Аркаима читателю захочется посетить это место, поэтому карта позволит ему в онлайн-режиме добраться до «места силы» По нашему мнению, автору материала следовало бы отобразить на карте не только одну точку с координатами Аркаима, но и выделить несколько достопримечательностей

Что носили чиновники бронзового века и как появились первые медные ГОКи: гостей «Ар-каима» вернули в прошлое Реутова Ю. / Комсомольская правда /14.06.2021/Ко мсомольская правда, https://www.ch el.kp.ru/daily/2 7290/4428807/ Фотографии Чтобы передать атмосферу события и показать, как оно проводилось. Эмоции людей от происходящего Данный вид визуализации очень прост и необходим

Видео Видеоформат делает нас гостем данного события и дает каждому свои эмоции. В данном проекте это было очень кстати. Проект подытожили таким видом визуализации. Позволяет погрузиться в атмосферу события

1 2 3 4 5

Аркаим, Лажечни- Фотографии Наглядная демонстрация Разбивает блоки тек-

Челябин- ков О. / «Life достопримечательностей ста, помогает переклю-

ская об- trip» / «Аркаима» чать внимание, сохра-

ласть - 28.02.2019, няя интерес, наглядно

едем в ме- https://life- подкрепляет мысли

сто силы trip.ru/arkaim/ автора

Интерактив- Точка на карте показы- Помогает понять, ка-

ная карта вает, где именно находилось историческое городище кие усилия нужно приложить туристу, чтобы добраться до Аркаима. И узнать, по какому принципу выбирали место для городища (приближенность к водоемам и т. д.)

Аркаим - Яндекс.Дзен, Фотографии Фотографии позволяют Фотографий немного,

место си- 28.06.2019. посмотреть на досто- они не доминируют

лы? https://zen.ya примечательности Ар- над текстом, а орга-

ndex.ru/media каима, но при этом они нично дополняют его.

/ya_videl/arka не показывают «самого Они не скомпонованы

im-mesto- вкусного» - провоциру- в галереи, но в них нет

sily- ют на личное посещение необходимости, по-

5d15ea72f3ea заповедника, чтобы уви- скольку объем спец-

cd00ac21377e деть все своими глазами проекта небольшой

Аркаим 01.03.2021. Галерея Полезный формат, кото- Крайне положительные

https://wikiwa рый упрощает просмотр впечатления

y.com/russia/a фотографий и добавляет

rkaim/ эстетики всему проекту

Интерактив- Важный информацион- Элемент, который не

ная карта ный элемент, который может дать нужные данные о расположении объекта всегда бывает нужен, но если речь идет о каком-то конкретном месте, интерактивная карта будет крайне востребованной. Её наличие многократно улучшит материал

Гиперссылки Очень удобный интерактивный элемент, который значительно увеличивает функционал проекта Важный элемент, который необходимо использовать как для упрощения навигации в лонгриде, так и для «расширения» самого лонгрида

Видео Важный визуальный элемент, который может донести до читателя проекта ту информацию и смыслы, которую не смог донести текст Придает динамичность

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 4, том 1, 2021 Таблица 2 - Использование мультимедийных форматов в спецпроектах об Аркаиме

Фотографии Галерея Раскрывающиеся блоки Таблицы Иконки видео Карта (интерактивная)

75% 25% 12,5% 12,5% 12,5% 37,5% 62,5%

Следующий этап анализа позволил выделить фильтры медиаэстетического кода при организации проекта и соответствие проекта условиям медиаэстетичности.

При определении фильтров мы ориентировались на средства и способы получения информации читателем. Первичным фильтром, предполагающим материальную характеристику изучаемых элементов, мы выдвигаем цвет. При анализе проектов мы исходили из того, что цвет «работает» и на привлечение внимания, и на формирование базовых эмоций восприятия.

Фильтр - монохромность/полихром-ность. К монохромным мы отнесли проекты, при оформлении которых использовались максимум три цвета, не считая цвета шрифта. Если в оформлении использовано больше трех цветов, такие материалы мы относили к полихромным. При определении

данного фильтра мы не учитывали цветность фотографий.

Эргономика взаимодействия с сообщениями - ключевая черта современной коммуникации. Важно, способы извлечения смыслов предопределяются интерфейсом и софтом1. Поэтому другой критерий анализа проектов - это статичность/интерактивность. К статичным мы отнесли проекты, в оформлении которых полностью отсутствовала интерактивность. К интерактивным -только в том случае, если все элементы визуального контента содержали хотя бы один элемент интерактивности. Если же часть элементов была статичной, а часть интерактивной, то такой проект мы отнесли к группе «гибридные».

Результаты представлены в шестой колонке таблицы 3.

Таблица 3 - Медиаэстетическая составляющая и медиаэстетический код проектов

Название проекта

Выходные данные, ссылка

Смысловое назначение проекта: природный памятник, археологическое /историческ ое место, место силы (эзотерика)

Как представлен визуальный контент

Учитывается ли ме-диаэстети-ческий ком-понен организации материала (удобочтение, организация визуального контента, шрифты, организация текста)

Характеристики: Монохром-ность/полихр

омность; Статичность/ интерактивность/ ги-бридность

1

2

3

4

5

6

Аркаим: семь правдивых легенд о Стране городов

А. Абрамов,

А. СадчиковКомсо

мольская правда -

Челябинск.

24.01.2020

https://www.kp.ru/be

st^hel/drevшj-

gorod-arkaim/

Историческое место Место силы

фотографии; текст на фоне фото; галерея; раскрывающиеся блоки; статистические и информационные таблицы; интерактивная карта; иконки

да

Полихром-ный, Гибридный

1 Manovich L. Software takes command. New York: Bloomsbury Academic, 2013.

1 2 3 4 5 6

Челябинский государственный исто-рико- культурный заповедник Аркаим Проект Юраль, Агентство международного сотрудничества. 19.12.2020. https://xn--80awn4cg.xn--plai/places/mountain s/arkaim#/o-lokacii Историческое место Место силы фотографии, видео, интерактивная карта да Монохромный, Гибридный

Что скрывает древний город Арка-им 23.07.2020. https://ura.news/spec ials/iamural/news/10 36280480 Историческое место, Место силы Фотографии, цитаты нет Монохромный, Статичный

Аркаим: древний город, овеянный мифами Распопов П. 05.08.2019. https://uraloved.ru/rn esta/ chelyabinskaya-obl/arkaim Природный памятник, Место силы Фотографии, интерактивная карта нет Монохромный, Статичный

Что носили чиновники бронзового века и как появились первые медные ГОКи: гостей «Аркаима» вернули в прошлое Реутова Ю. / 14.06.2021 / Комсомольская правда, https: // www.chel .kp. ru/daily/27290/4428 807/ Историческое место, Место силы Фотографии, видео нет Монохромный, Гибридный

Аркаим, Челябинская область - едем в место силы Лажечников О. / «Life trip» / 28.02.2019, https://life-trip.ru/arkaim/ Природный памятник, Место силы фотографии, шрифтовое выделение оглавления, интерактивная карта да Монохромный, Гибридный

Аркаим -место силы? Яндекс.Дзен, 28.06.2019. https://zen.yandex.ru /media/ya_videl/arka im-mesto-sily- 5d15ea72f3eacd00ac 21377e Природный памятник, историческое место, место силы фотографии нет Монохромный, Статичный

Аркаим 01.03.2021. https://wikiway.com/ russia/arkaim/ Природный памятник, историческое место, место силы Галерея, интерактивная карта, видео да Монохромный, Гибридный

Таблица 4 - Смысловое назначение проекта

Историческое место Природный памятник Место силы

75% 50% 100%

Результаты таблицы 4 подтверждают наше предположение, что основное назначение проекта - это привлечение туристов. Именно с этой целью заповедник пропагандируется в бОльшей степени не как природный памятник или историческое место, а как «место силы» (эзотерика).

Из таблицы 5 замечаем, что медиаэс-тетической составляющей авторы проектов уделяют пусть не самое пристальное, но всё-таки достаточное внимание. Есть

Таблица 6 - Фильтры медиаэстетического кода

Заключение

Результаты, представленные в данной статье сформулированы как итог работы фокус-группы, включающей шесть студентов магистратуры факультета журналистики Челябинского государственного университета, обучающихся по направлению «Журналистика». Была сформирована база -спецпроекты СМИ - 12 медиаматериалов, включающих слово «Аркаим». В результате качественного анализа предложенных материалов, в ходе обсуждения, были исключены материалы, содержащие лишь упоминание слова, а не информацию о заповеднике, и материалы, которые мы не смогли отнести к журналистским, например, сайт заповедника. Таким образом, эмпирическая база составила 8 материалов. На следующем этапе, с применением метода кейс-стади, был выполнен анализ проектов. Подробные результаты представлены в таблицах 1 и 3. Особое внимание было уделено медиаэсте-тическому анализу рассматриваемых спец-

надежда, что в ближайшем будущем это внимание только усилится.

Таблица 5 - Медиаэстетическая составляющая проектов_

Соответствует Не соответствует

50% 50%

Как следует из таблицы 6, превалируют монохромные решения (фильтр 1), когда оформление не использует многоцветность, предпочитая сосредоточить внимание читателя на вербальном сообщении. А гибридная форма (фильтр 2) организации материала (наличие и статичных, и интерактивных элементов) получила наибольшее распространение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проектов и их медиаэстетическому коду. Замечено, что в проектах формируется представление об Аркаиме как о природном памятнике и историческом месте, однако, такому представлению, как Аркаим - место поломничества, «место силы», его эзотерическое значение уделено гораздо больше внимания. Мультимедийные форматы не являются распространенными для сопровождения материалов об Аркаиме. Наиболее распространена для иллюстрации вербального текста статичная фотография. В качестве фильтров медиаэстетического кода были определены его цветовое решение (монохромность/полихромность) и эргономика взаимодействия с сообщениями (статичность/интерактивность). Выявлено, при организации в проекте журналистских материалов превалирует монохромное решение и гибридная форма организации материала; при подготовке спецпроектов наблюдается тенденция к медиаэстетиче-ской направленности.

Фильтр 1 Фильтр 2

монохромность полихромность статичный интерактивный гибридный

87,5% 12,5% 37,5% 0% 62,5%

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамов, А., Садчиков, А. Аркаим: семь правдивых легенд о Стране городов // Комсомольская правда - Челябинск. 24.01.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kp.ru/best/chel/drevnij-gorod-arkaim/.

2. Аркаим - место силы? // Яндекс.Дзен. 28.06.2019. [Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/media/ya_videl/arkaim-mesto-sily-5d15ea72f3eacd00ac21377e.

3. Аркаим // Wikiway. 01.03.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://wikiway. com/russia/arkaim/.

4. Куприянова, Е.В. Аркаим: рождение легенды: научно-популярная монография. Челябинск: Край Ра, 2021. - 224 с.

5. Лажечников, О. Аркаим, Челябинская область - едем в место силы // «Life trip». 28.02.2019. [Электронный ресурс]. URL: https://lif-trip.ru/arkaim/.

6. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис; Прогресс, 1992. - 272 с.

7. Луман, Н. Реальность массмедиа; пер. с нем. А. Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2005. - 256 с.

8. Мечковская, Н.Б. Семиотика. Язык, природа, культура. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2007. - 432 с.

9. Моль, А. Социодинамика культуры; вст. ст., ред. и прим. Б. В. Бирюкова, Р. Х. Зарипова и С. Н. Плотникова. М.: Прогресс, 1973. - 406 с.

10. Официальный сайт Челябинского государственного историко-культурного заповедника «Аркаим». [Электронный ресурс]. URL: https://arkaim-center.ru.

11. Панова, Е.Ю. Медиаэстетика словесности: риторический подход // Медиаэстетический компонент современной коммуникации: коллектив. моногр. / науч. ред. М. В. Заги-дуллина, А. К. Киклевич. Челябинск: Челябинский филиал РАНХиГС, 2020. С. 29-53.

12. Постмодернизм: Энциклопедия / сост. и науч. ред. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. Минск: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001. 1038 с.

13. Почепцов, Г.Г. Семиотика. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002. - 432 с.

14. Проект Юраль, Агентство международного сотрудничества. Челябинский государственный историко-культурный заповедник Аркаим. 19.12.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80awn4cg.xn--p1ai/places/mountains/arkaim#/o-lokacii.

15. Распопов, П. Аркаим: древний город, овеянный мифами. 05.08.2019. [Электронный ресурс]. URL: https://uraloved.ru/mesta/chelyabinskaya-obl/arkaim.

16. Реутова, Ю. Что носили чиновники бронзового века и как появились первые медные ГОКи: гостей «Аркаима» вернули в прошлое // Комсомольская правда. 14.06.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.chel.kp.ru/daily/27290/4428807/.

17. Савицкий, В.М. Культурные коды: сущность, состав и функционирование в процессе общения // Дискурс профессиональной коммуникации. 2019. № 1-4. С. 68-77.

18. Симакова, С.И. Инфографика в журналистике: медиаэстетический код: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук: 10.01.10 / С.И. Симакова; [Место защиты: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина]. Екатеринбург, 2021. - 47 с.

19. Симакова, С.И. Инфографика в журналистике: медиаэстетический код: диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук: 10.01.10 / С. И. Симакова; [Место защиты: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина]. Екатеринбург, 2021. - 456 с.

20. Симбирцева, Н.А. «Код культуры» как культурологическая категория // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 1. С. 157-167.

21. Соломоник, А.Б. Язык как знаковая система. М.: Наука, 1992. - 224 с.

22. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / пер. с фр. В.П. Визгина, Н.С. Автономовой. М.: Прогресс, 1977. - 488 с.

23. Чепкина, Э.В. Русский журналистский дискурс: текстопорождающие практики и коды (1995-2000): диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук: 10.02.01 / Э. В. Чепкина; [Место защиты: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина]. Екатеринбург, 2000. 389 с.

24. Что скрывает древний город Аркаим // Ura.ru. 23.07.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://ura.news/specials/iamural/news/1036280480.

25. Эко, У. Отсутствующая структура. СПб.: Петрополис, 1998. - 432 с.

Дата поступления: 30.10.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.