УДК: 82-92; 070
DOI: 10.51965/2076-7919_2021_1_4_151
Панюкова С.А., Исакова Т.Б.
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗА АРКАИМА В ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСУРСА «ЯНДЕКС ДЗЕН»)1
Panyukova S. A., Isakova T.B.
REPRESENTATION OF THE IMAGE OF ARKAIM IN THE USER ENVIRONMENT (ON THE EXAMPLE OF THE RESOURCE "YANDEX ZEN")
Ключевые слова: медиа, пользовательский контент, текст, пост, научно-популярная журналистика, «ЯндексДзен», Аркаим, археология, популяризация археологии, мистификация, тревел-блог.
Keywords: media, user generated content, text, post, popular science journalism, Yandex Zen, Arkaim, archeology, popularization of archeology, mystification, travel blog.
Аннотация: актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что научно-популярный сегмент контента в российской интернет-среде не всегда построен на корректных данных и способен провоцировать у аудитории негативные эффекты - порождать мистификацию, вводить в заблуждение и создавать некорректный образ обсуждаемого феномена. В данном исследовании анализируются содержательные, жанровые и форматные особенности пользовательских публикаций об археологии на примере Аркаима (архитектурного памятника эпохи средней бронзы). Посредством конкретного археологического феномена рассматриваются особенности его репрезентации для массовой аудитории.
Цель статьи заключается в анализе содержания, формы, составных элементов, достоверности и иных характеристик пользовательских публикаций на платформе «Яндекс Дзен» об археологии, в частности о феномене Аркаима. Данное исследование поможет определить пользовательские запросы и реакцию аудитории на контент, связанный с темой Аркаима.
Ведущими методами исследования выбраны ручной контент-анализ и машинный семантический анализ, которые позволяют определить общие значимые тенденции при обработке значительного объема публикаций.
Посредством данной работы выявлены основные тенденции в репрезентации феномена Аркаима в российской пользовательской среде. Можно отметить, что авторов платформы Аркаим интересует прежде всего, как археологический памятник, но кроме того пользователи проявляют интерес к его «мистическим» свойствам и туристическому потенциалу. Авторы и аудитория «Яндекс Дзена» склонны поддерживать псевдонаучные теории и мистификацию вокруг Аркаима, что прослеживается в текстах постов и комментариях под записями. Также в статье подробно рассматривается, посредством каких жанров и форматов авторы рассказывают об Аркаиме и какие публикации пользуются особым интересом у аудитории.
Результаты исследования могут применяться в теоретических исследованиях, посвященных анализу контента об археологии и Аркаиме, в частности. А также в практической деятельности авторов, освещающих данную тематику в своих публикациях, для улучшения качества контента и повышения к нему пользовательского внимания.
1 Подготовленная С.А. Панюковой часть статьи (50 % текста) написана при финансовой поддержке РФФИ и Челябинской области в рамках научного проекта № 20-412-740012 «Археология и общество: феномен Аркаима в публичной сфере Челябинской области» (The research was funded by RFBR and Chelyabinsk Region, project number 20-412-740012).
Abstract: the relevance of the problem stated in the article is due to the fact that the popular science segment of content in the Russian Internet environment is not always based on correct data and is capable of provoking a negative effect on the audience. It can generate a hoax, mislead and create an incorrect image of the discussed phenomenon. This study analyzes the content, genre and format features of user publications about archeology using the example of Arkaim (an architectural monument of the Middle Bronze Age). On the example of a specific archaeological phenomenon, we consider the features of its representation for a mass audience.
The purpose of the article is to analyze the content, form, constituent elements, reliability and other characteristics of user publications about archeology, in particular about the Arkaim phenomenon on the Yandex Zen platform. This research will help define user requests and audience reactions related to the topic of Arkaim.
We chose manual content analysis and machine semantic analysis as the leading research methods, which make it possible to determine general significant trends in the processing of a significant volume of publications.
The main trends in the representation of the Arkaim phenomenon in the Russian user environment have been identified through this work. It can be noted that the authors of the platform are interested in Arkaim primarily as an archaeological monument, but in addition, users are showing interest in its "mystical" properties and tourism potential. The authors and audience of Yandex Zen tend to support pseudoscientific theories and hoax around Arkaim, which can be seen in the posts and comments under these posts. The article also discusses in detail through which genres andformats the authors speak about Arkaim and which publications are of particular interest to the audience.
The research results can be applied in theoretical studies devoted to the analysis of content about archeology and Arkaim in particular. And also in the practical activities of authors covering this topic in their publications to improve the quality of content and increase user interest in it.
Материал, который будет рассматриваться в рамках данного исследования, условно можно отнести к сегменту научно-популярного. Научно-популярный контент ориентирован на освещение научных тем для массовой аудитории, «перевод» научного дискурса на обыденный язык без искажения смысла, подачу сложной информации в увлекательной и удобной для читателя форме. Это необходимо для того, чтобы привлечь широкую аудиторию, возможно, не имеющую базовых знаний по заявленной теме.
Исследователи отмечают, что сегодня в российской интернет-среде научно-популярный контент становится все более популярным. Например, в опросе о тематических предпочтениях аудитории в выборе контента Г.Г. Щепилова, Л.А. Круглова и А.Э. Литвинцев отмечают, что раздел «научный» входит в пятерку самых популярных1. Опрос и работа с фокус-группой,
1 Щепилова Г.Г., Круглова Л.А., Литвинцев А.Э. Видеоконтент в интернете: аудиторные предпочтения // Вестник Воронежского государственного уни-
проведенные автором данной статьи, также подтвердили востребованность научно-популярного контента у молодой аудитории рунета2.
Мы остановимся на одной из сфер научно-популярного медиаконтента - популяризации археологии. Контент данной тематики направлен на освещение актуальных новостей и научных открытий в сфере археологии и повышения привлекательности археологии как научного направления и культурной деятельности у массовой аудитории. Важнейшими книгами, которые вводят и рассматриваю понятие «публичной археологии», являются издания Barbara Little и Jeremy Sabloff.
В рамках данного исследования мы рассматриваем контент, посвященный конкретному феномену из сферы популяриза-
верситета. Серия: Филология. Журналистика. 2019. № 4. С. 135-136.
2 Панюкова С.А. Аудиторные предпочтения в сфере научно-популярного видеоконтента // Материалы V Международной научной конференции «MEDIAобразование: медиа как тотальная повседневность». 2020. С. 354-358.
ции археологии - репрезентации образа Ар-каима. Это памятник синташтинского типа эпохи средней бронзы, открытый на территории Зауральской степи (Челябинская область) в 1987 году профессором Г.Б. Здано-вичем и являющийся одним из наиболее известных памятников данного типа в мире1. На месте раскопок давно функционирует крупный музейный комплекс и историко-культурный заповедник, которые ежегодно привлекают поток российских и иностранных туристов, интересующихся историей, археологией, наукой, мистикой и оккультизмом.
Аркаим часто попадает в информационную повестку, поэтому хорошо знаком массовой аудитории. Частота упоминания «Аркаима» в федеральных и городских российских СМИ (по данным сервиса «Ян-дексНовости» за период с 2015 по 2020 года) - от 80 до 170 уникальных новостей в год: данные публикации, как правило, посвящены исследованиям и новым открытиям, совершенным на территории Аркаима, туризму и культурным мероприятиям заповедника, а также мистификаторским теориям, связанным с этим местом. Журналисты формируют противоречивый образ Аркаима
- с одной стороны, «научный», а с другой -«мистический».
Однако не только в кругах создателей контента нет единого осмысление образа Аркаима. Некоторые медиаисследователи поддерживают мистический образ Аркаима. Например, можно встретить монографии «Место силы - город Аркаим» В.П. Путе-нихина, «Аркаим - родина Заратуштры» В.А. Царевского и С.Н Царевской, «Аркаим
- чудо исцеления» Г.Т. Нажимовой и Т.Р. Касимова и другие. Иные авторы концентрируют внимание на научном осмыслении феномена Аркаима: например, на его археологическом аспекте (монографии Г.Б. Здановича и И.М. Батаниной «Аркаим -«Страна городов». Пространство и образы», В.Е. Приходько, И.В. Иванова, Д.Г. Здано-вича, Г.Б. Здановича, Д.В. Манахова, К. Инубуши «Аркаим - укрепленное посе-
1 Аркаим. 1987-1997 Библиографический указатель / Д.Г. Зданович, Е.И. Коган, Н.Н. Орлова. Челябинск: Челябинский государственный университет, 1999. С. 6.
ление эпохи бронзы степного зауралья: поч-венно-археологические исследования») или репрезентации образа Аркаима в медиа (статьи М.В. Загидуллиной «Как измерить популярность Аркаима? голоса встроенных метрик в контексте теории панмедиатиза-ции», Е.В. Куприяновой «Аркаим: популяризация или «попсовость» (к вопросу о проблемах взаимодействия науки и массового сознания)», С.И. Симаковой «Визуальный образ Аркаима в материалах СМИ», И.В. Топчий «Официальный сайт музея: критерии оценки сайта и их апробация на примере портала челябинского государственного историко-культурного заповедника "Аркаим"»).
Конечно, и в пользовательской среде активно генерируется контент об Аркаиме разного содержания: пользователи публикуют информацию, личное мнение и исследования, посвященные Аркаиму и путешествиям на его территорию, и охотно делятся этими записями на различных ресурсах. Кроме того, аудитория активно обсуждает существующие публикации об Аркаиме, комментирует и распространяет их на своих страницах.
Итак, можно отметить, что далеко не все пользовательские и профессиональные публикации об Аркаиме можно охарактеризовать как «качественные». Ведь в некоторых случаях подобный контент, используя внимание аудитории к археологическому памятнику или истории человечества, демонстрирует спекуляцию на псевдонаучной и околомистической тематике, поскольку это также является областью интереса массового пользователя. В публикациях об Ар-каиме, в том числе и на профессиональных ресурсах, можно встретить мистическую интерпретацию («Аркаим - место силы»), националистический подтекст («колыбель русских», «родина древних славян, башкир или ариев», «прародина славянской культуры»), ошибки в датировке и интерпретации научных данных (например, соотнесение с Троей или Стоунхеджем), популяризацию научных теорий отдельных ученых как доказанного факта (например, версия о сожжении памятника аркаимцами перед уходом упоминается в медиа как единственно верная) и так далее. Это не только способ-
ствует распространению неверных сведений об археологии и истории, на примере памятника Аркаим, но и деформирует картину мира пользователей, способствует мистификации мышления массовой аудитории, бросает тень на научное сообщество.
Поэтому, на наш взгляд, интересно проанализировать высказывания самих пользователей об Аркаиме для того, чтобы определить, что в этом памятнике интересует массовую аудиторию, часто ли в их публикациях встречается псевдонаучная информация и какими мультимедийными средствами репрезентуется образ Аркаима. Это также поможет понять, способствуют ли сами пользователи распространению псевдонаучной и недостоверной информации об Аркаиме.
Основной целью данного исследования стало проанализировать содержание, форму, составные элементы, достоверность и иные характеристики пользовательских публикаций об Аркаиме в блоговой российской среде (на примере платформы «Яндекс Дзен»). Эта работа поможет сформулировать ключевые пользовательские запросы, связанные с темой Аркаима, и реакцию аудитории на контент о данном археологическом феномене.
Для анализа пользовательских публикаций об Аркаиме были поставлены следующие вопросы:
Какие тематические сферы затрагиваются в публикациях об Аркаиме?
Какими мультимедийными средствами пользуются авторы при рассказе об Аркаи-ме?
Как часто в публикациях об Аркаиме встречаются научные и псевдонауные данные?
Какой отклик вызывают пользовательские публикации об Аркаиме у аудитории?
В рамках данного исследования к выбранной базе материалов был применен метод контент-анализа (ручной) и семантический анализ (машинный). База состояла из 61 записи, опубликованных на базе русскоязычного ресурса «Яндекс Дзен» с июня 2017 года по ноябрь 2021 года. Данные материалы были отобраны методом сплошной выборки, то есть нами были проанализированы все публикации, которые рекомендует
сама платформа при введении запроса «Ар-каим».
Платформа «Яндекс Дзен» была выбрана в качестве источника материала исследования по нескольким причинам. Данный сайт достаточно популярен в России (по данным за сентябрь 2021 года он входит в тройку самых популярных проектов «Яндекса» с посещаемостью в 59 349 907 человек в месяц)1 и представлен самой разнообразной аудиторией. Контент здесь генерируют сами пользователи: рейтинг записей формируется за счет выставленных читателями «лайков» и «дизлайков», количества просмотров и дочитываемости публикаций - позитивно встреченные аудиторией записи активнее демонстрируются в ленте пользователей, что мотивирует авторов учитывать запросы читателей и улучшать качество своих работ. Также платформа подстраивается под предпочтения пользователя и демонстрирует тот контент, что входит в сферу интереса отдельного читателя. Это открытая площадка, на который любой автор может высказать свое мнение, а значит мы можем встретить разнообразный контент по заявленной теме. Кроме того, платформа позволяет размещать пользователям любой тип контента на свое усмотрение -визуальный, аудиальный, текстовый и мультимедийный. Удобная навигация по сайту упрощает поиск и обработку записей по интересующей теме, что позволяет производить более корректный отбор материала.
Всего на сайте представлена 61 пользовательская запись по запросу «Аркаим». Первые записи по исследуемой теме датируются 2017 годом, поскольку именно тогда была запущена платформа2.
Анализируемые записи были опубликованы в следующем соотношении:
2017 год - 6 публикаций,
2018 год - 5 публикаций,
2019 год - 14 публикаций,
2020 год - 19 публикаций,
1 Проекты Яндекса в России // Яндекс Радар. URL: https://radar.yandex.ru/yandex?month=2021 -09
2 «Яндекс» запустил платформу для создания контента независимыми авторами // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3312252
2021 год - 17 публикаций (по данным на 07.11.2021).
Можно отметить, что интерес авторов к теме Аркаима на данной платформе стабильно растет последние три года.
Большая часть (помимо 8 записей) анализируемых публикаций включает от 3 до 10 тегов. Семантический машинный анализ упоминаемых в публикациях тегов показал, что в контексте записей об Аркаи-ме авторы упоминают чаще всего следующие теги - «история», «археология», «наука», «путешествие», «Урал», «Россия», «горы», «природа» и «сверхъестественный». Эти данные позволяют предположить, что в тематическом плане авторов будет прежде всего интересовать научный (или псевдонаучный) дискурс об Аркаиме («история», «археология», «наука»), туризм и природа («путешествие», «Урал», «Россия», «горы», «природа»), мистический потенциал места («сверхъестественный»). При анализе тегов не было зафиксировано внимания аудитории к музейному комплексу Аркаима и его экспонатам.
Более детальный ручной анализ содержания записей позволил определить доминирующий на платформе формат: большинство постов были составлены с использованием комплекса мультимедийных элементов - 55 постов собраны из текста и фотографий / иллюстраций (от 1 до 20); 5 постов из текста, фотографий / иллюстраций и видео. Один пост из анализируемых был представлен исключительно посредством текста.
Данная платформа ориентирована на доминирование текстового контента, поэтому закономерно, что в каждом посте присутствует большой сегмент текста - от 2570 символов до 15987 символов. Однако можно отметить, что при упоминании Ар-каима пользователи также с охотой делятся «визуальными» впечатлениями. Записи включают фотографии с ландшафтом местности, памятниками и посетителями Ар-каима, природными явлениями в окрестностях Аркаима, представителями флоры и фауны упоминаемой местности, найденных на территории Аркаима археологических артефактов, раскопок и так далее. Также в записях часто встречаются иллюстрации:
инфографика, карты и схемы по заявленной теме, в том числе используемые и для упрощения информации. Отдельно отметим иллюстрации пользователей, например, с архитектурой Аркаима или мистическими обрядами его древних обитателей. Эти вольные интерпретации способны вводить аудиторию в заблуждение - например, в четырех записях мы встретили иллюстрацию, на которой постройки Аркаима представлены значительно объемнее, масштабнее и сложнее, чем они были в реальности, что формирует неверный образ древнего города у читателей. Обнаруженный в анализируемых постах видеоконтент включает дополнительные лекции об исследованиях и устройстве Аркаима, а также кадры из путешествий авторов в эти места.
Семантический анализ текстового наполнения всех публикаций по запросу «Аркаим» показал, что чаще всего в текстовых и мультимедийных публикациях встречаются следующие слова (далее слова приводятся в порядке частоте упоминания от 558 до 80 раз): «Аркаим», «поселение», «древний», «единственный», «быль», «город», «житель», «культура», «гор/гора/горы», «Урал», «Челябинск», «ученый», «археология», «арии», «раскопки», «стена», «артефакт», «река», «поселение», «сила». Мы можем сформировать следующие крупные смысловые группы данных слов: история и археология, природные явления, географические наименование, культурные и религиозные термины. Эти данные соотносятся с ручным тематическим анализом рассмотренных публикаций, представленным выше.
Из 61 публикации лишь 20 (32,8% от общего числа) содержали ссылки на авторитетные научные источники, конкретных исследователей или статьи, подкрепляющие размышления автора. Также следует упомянуть о публикациях, выполненных в формате развенчания мифов, с заголовками «Ар-каим настоящий и вымышленный1» и «Вся правда об Аркаиме - мифической столице
1 Аркаим настоящий и вымышленный // Яндекс Дзен. URL: https://zen.yandex.ru/media/tainyurala/ arkaim-nastoiascii-i-vymyshlennyi--59cddde29b403c 8aa4ae7f81
славяно-ариев1»: в данных мультимедийных статьях авторы доказывают читателям, что Аркаим - это археологический памятник, лишенный мистической подоплеки. Нами не было выявлено искажения научных фактов в данных публикациях, авторы делились своим мнением, подкрепляя его конкретными научными источниками и представляя данные по заявленной теме. В комментариях под подобными записями пользователи активно вступают в дискуссии, обмениваются своим мнением по озвученному вопросу, предлагают дополнительные источники.
Однако в 29 публикациях (47,54% от общего числа) встречался контент псевдонаучного или мистического характера. Авторы записей, рассказывая об истории Ар-каима, прибегали к ряду неточных датировок, ультимативно приводили сомнительные факты (например, «Этот город давно искали, включая Екатерину Великую и Петра I, но, видно, не хотела родина ариев, чтобы ее нашли»), поддерживали популярные мифы об Аркаиме («родина ариев», «родина Заратуштры», «родина славян» и так далее) и провоцировали сакрализацию данного места («Аркаим принимает не всех», «место силы», «духовный центр Земли», «место исполнения желаний» и так далее). При этом иногда авторы использовали ссылки на псевдонаучные исследования или слова знаменитостей (например, Тамары Глобы), чтобы создать иллюзию достоверности. Подобные статьи в среднем имеют столь же высокий рейтинг, что и научно-популярные публикации, о которых мы говорили выше, встречаются поддержкой пользователей и мало подвергаются критике в комментариях (большая часть комментаторов поддерживает авторов и развивает их тезисы).
Также популярной темой на ресурсе стал «Аркаим-туристический» - 12 записей (19,66% от общего числа). В ней авторы публикаций отмечают привлекательность местных видов, рассказывают о своих путешествиях и мистическом опыте на Арка-име. На данном ресурсе нами не было
1 Вся правда об Аркаиме - мифической столице славяно-ариев // Яндекс Дзен. URL: https://zen. yan-dex.ru/media/istok/vsia-pravda-ob-arkaime-mificheskoi-stolice-slavianoariev-60f54cd5ba7c8901545c9df0
встречено записей с негативными отзывами о туризме на Аркаим. В комментариях же пользователи сходятся на том, что Аркаим обладает большим туристическим потенциалом и привлекает самую разную аудиторию. Однако речь в данном случае идет больше о туризме на природу (горы, степь) и оккультном туризме. Публикации о научном туризме практически не встречаются (их всего две), несмотря на потенциал места - музейный комплекс, научные мероприятия на территории Аркаима, археологические памятники.
В исследуемых публикациях чаще всего встречаются следующие жанровые дефиниции: информационная статья, аналитическая статья, репортаж, очерк и топ. Репортажи и очерки посвящены путешествиям на Аркаим, топы включают подборку интересных локаций на Аркаиме, а статьи исследуют широкий спектр вопросов: кем были жители Аркаима, как устроен этот город, почему его покинули и так далее. Удивительно, но при анализе контента мы практически не встречали юмористических приемов в записях авторов - лишь в трех публикациях из 61 авторами были использованы сарказм и ирония. А популярный в пользовательской среде формат «мема» не встретился ни среди публикаций, ни среди комментариев.
Также отметим, что записи в жанре репортаж или тревел-блог включают больше визуального контента, чем аналитические статьи, что позволяет предположить, что при выборе типа контента для записи авторы также учитывают жанр публикации.
Интересные результаты демонстрирует анализ рейтинга записей. Наибольшей популярностью у аудитории пользуются мультимедийные тексты большого объема научно-популярной и псевдонаучной направленности (их рейтинг от 3128 до 1000). Статьи с самым высоким рейтингом -«Аркаим: кто вы, жители древней страны городов», «Борьба леса и степи или кто сжег Аркаим» «Место силы» город Аркаим», «Кем были жители Аркаима 4000 лет назад», «Загадочный артефакт в экспозиции челябинского краевдческого музея: хрустальная булава из аркаимской долины». Нами не была установлена взаимосвязь
между популярностью публикации и качеством работы с научными источниками в материале, удобным для пользователя оформлением статей (деление на подзаголовки, разнообразный и оригинальный визуальный материал и так далее). Наименее популярны оказались публикации о туристических поездках на Аркаим.
Обсуждение в комментариях присутствует под большинством публикаций -лишь 17 постов лишены комментариев по желанию авторов (28,3%). Оставшиеся же 44 поста получили от 1 до 2477 комментариев. Наиболее активное обсуждение вызвали научно-популярные публикации: в комментариях пользователи делятся дополнительными источниками и данными, дискутируют о прочитанном. Особенно пользователей волнует «национальный вопрос» -чьими предками были жители Аркаима, откуда появились и куда они ушли (именно эти темы встречались в комментариях чаще всего). Подобные дискуссии появляются в том числе и под публикациями, не исследующими данный вопрос. Также аудитория делится личным негативным и позитивным опытом туризма на Аркаим. Стоит отметить, что ирония над мистификацией Ар-каима - частая тема высказываний комментаторов на других платформах (YouTube, «Пикабу») - здесь встречается крайне редко.
В целом же, в комментариях аудитория склонна поддерживать авторов публикаций и серьезно интерпретировать любые послания, дискутировать о содержании поста, если тому способствует тема публикации, но не склонна его юмористически осмыслить и дополнить.
Исходя из проведенного анализа контента на русскоязычном ресурсе «Яндекс Дзен» и отвечая на вопросы, заявленные в исследовании, мы можем сделать следующие выводы:
1) В записях с тегом «Аркаим» пользователи чаще всего делятся подборкой научных и псевдонаучных (иногда и совмещая эти данные) фактов по заявленной теме. Сложно сказать однозначно, каким предстает образ Аркаима в данных публикациях -это смесь мистических стереотипов и исторических, археологических теорий и иссле-
дований. Но авторы называют Аркаим уникальным местом, пусть и аргументируя данный статус разными характеристиками. Также реже пользователи рассказывают о своих положительных или негативных впечатлениях от увиденного или пережитого на Аркаиме. В данных публикациях Аркаим фигурирует не как археологический памятник, а как место туризма, географическая привязка, часто лишенная его исторической и культурной значимости.
2) При высказываниях об Аркаиме авторы чаще всего прибегают к поликодовым материалам, состоящим из текста, фотографий и иллюстраций. В научно-популярных публикациях встречаются инфографика, карты и схемы. Популярные жанры - статья и репортаж.
3) Среди пользовательских публикаций об Аркаиме встречаются качественные научно-популярные статьи со ссылками на научные источники. Однако почти половину анализируемых записей можно отнести к псевдонаучным публикациям, что не маркируется авторами и пользователями в комментариях. Мы можем предположить, что авторы данного ресурса склонны распространять недостоверную информацию об Аркаиме. Об этом же свидетельствуют и высказывания в комментариях, в которых читатели часто поддерживают мистификацию древнего поселения.
4) Пользовательское внимание и одобрение склоняется к длинным текстам, поднимающим серьезные вопросы об Арка-име. Особенно популярны подробные исследования вопроса, но аудитория платформы не склонна отдавать предпочтение только качественной работе с научными источниками и также активно «лайкает» контент с недостоверной информацией.
Данные выводы позволяют предположить, что российская аудитория готова читать и рассуждать об Аркаиме и археологии в целом в научно-популярном ключе, узнавать новую научную информацию по этой теме. Она заинтересована в чтении объемных текстов в научной стилистике. Однако в пользовательской среде наблюдается некорректная работа в данном поле: смещение фокуса внимание на мистификацию, использование недостоверных данных и так
далее. На наш взгляд, нужно способствовать качественному освещению Аркаима в научно-популярном дискурсе в пользовательской среде, поскольку это будет удовлетво-
рять аудиторный интерес, наращивать рейтинг авторов, а также формировать верное восприятие Аркаима у массовой аудитории.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аркаим - родина Заратуштры: монография / В.А. Царевский, С.Н. Царевская. М.: Афина, 2008. - 192 с.
2. Аркаим - «Страна городов». Пространство и образы: монография / Г.Б. Зданович, И.М. Батанина. Челябинск: Крокус, 2007. - 279 с.
3. Аркаим - укрепленное поселение эпохи бронзы степного Зауралья: почвенно-археологические исследования: монография / В.Е. Приходько, И.В. Иванов, Д.Г. Зданович, Г.Б. Зданович, Д.В. Манахов, К. Инубуши. М.: Российская академия сельскохозяйственных наук, 2014. - 264 с.
4. Аркаим - чудо исцеления: монография / Г.Т. Нажимова, Т.Р. Касимов. Башкортостан, 2005. - 256 с.
5. Аркаим. 1987-1997 Библиографический указатель / Д.Г. Зданович, Е.И. Коган, Н.Н. Орлова. Челябинск: Челябинский государственный университет, 1999. - 120 с.
6. Загидуллина, М.В. Как измерить популярность Аркаима? голоса встроенных метрик в контексте теории панмедиатизации // Горизонты цивилизации. 2017. № 8. С. 38-67.
7. Загидуллина, М.В. Археологическая тематика в СМИ в аспекте «публичной археологии» // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2021. № 1. С. 40-48.
8. Куприянова, Е.В. Аркаим: популяризация или «попсовость» (к вопросу о проблемах взаимодействия науки и массового сознания) // Горизонты цивилизации. 2013. № 4. С. 73-88.
9. Место силы - город Аркаим: монография / В.П. Путенихин. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 352 с.
10. Панюкова, С.А. Аудиторные предпочтения в сфере научно-популярного видеоконтента // Материалы V Международной научной конференции «MEDIAобразование: медиа как тотальная повседневность». 2020. С. 354-358.
11. Симакова, С.И. Визуальный образ Аркаима в материалах СМИ // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 2 (40). С. 129-142.
12. Топчий, И.В. Официальный сайт музея: критерии оценки сайта и их апробация на примере портала челябинского государственного историко-культурного заповедника «Арка-им» // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 3 (41). С. 27-36.
13. Щепилова, Г.Г., Круглова, Л.А., Литвинцев, А.Э. Видеоконтент в интернете: аудиторные предпочтения // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2019. № 4. С.134-138.
14. Archaeology matters: Action archaeology in the modern world / J.A. Sabloff. Walnut Creek, CA: Left Coast, 2008. - 151 p.
15. Public Benefits of Archaeology / B.J. Little. Gainesville: University Press of Florida, 2002. - 304 p.
Дата поступления: 07.11.2021