Научная статья на тему 'ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ АРКАИМА В МАТЕРИАЛАХ СМИ'

ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ АРКАИМА В МАТЕРИАЛАХ СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
162
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / ЗРЕНИЕ / ВИДЕНИЕ / АРКАИМ / АРХЕОЛОГИЯ / МЕДИАЭСТЕТИЧЕСКИЙ КОД

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Симакова Светлана Ивановна

Исследование посвящено медиаэстетическому коду историко-ландшафтного заповедника Аркаим в средствах массовой информации и носит междисциплинарный характер. Логика статьи служит реализации поставленной цели. В теоретической части работы - первых двух параграфах - автор акцентирует внимание на зрении и видении как способах восприятия информации; показывает, что визуальный образ является универсальной моделью зримости, тем самым подводя читателя к мысли о важности качественной визуализации журналистских текстов. Параграф «”Археология и общество” в повестке СМИ» служит плавным переходом к основному вопросу статьи, вводит в основную тему исследования. Наконец, четвертый параграф - «Медиаэстетический код Аркаима» - дает полное понимание ситуации формирования «информационного шлейфа» Аркаима в публичном пространстве. Рассмотрев визуальный контент журналистских материалов - 398 текстов, включая дублируемые статьи, - автор приходит к следующим выводам: 1) редакции уделяют недостаточно внимания визуальному контенту материалов данной тематики; 2) безусловным лидером визуального контента материалов об Аркаиме является статичная фотография; 3) фильтрами для анализа базы исследования могут стать «общий/ крупный план»; «люди/ артефакты». Замечено, что основное внимание читателя ориентировано на артефакты. Определены перспективы дальнейшего исследования: появляется новая тема исследования проблемы «археология и общество» - философия деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUAL IMAGE OF ARKAIMIN MEDIA MATERIALS

The study is devoted to the media-aesthetic code of the historical landscape reserve Arkaim in the media and is of an interdisciplinary nature. The logic of the article serves to achieve this goal. In the theoretical part of the work - the first two paragraphs - the author focuses on vision and vision as ways of perceiving information; shows that the visual image is a universal model of visibility, thereby leading the reader to the idea of the importance of high-quality visualization of journalistic texts. The paragraph “Archeology and Society”on the agenda of the media” serves as a smooth transition to the main issue of the article, introduces into the main topic of the study. Finally, the fourth paragraph - “Arkaim's media aesthetic code” - gives a complete understanding of the situation of the formation of the “information loop” of Arkaim in public space. Having considered the visual content of journalistic materials - 398 texts, including duplicated articles - the author comes to the following conclusions:editorial offices pay insufficient attention to the visual content of materials on this topic; 2) static photography is the undisputed leader in the visual content of materials about Arkaim; 3) filters for the analysis of the research base can be “general / close-up”; People / artifacts. It is noticed that the main attention of the reader is focused on artifacts. The prospects for further research have been determined: a new topic for researching the problem of “archeology and society” appears - the philosophy of activity.

Текст научной работы на тему «ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ АРКАИМА В МАТЕРИАЛАХ СМИ»

УДК 070:902

DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10215

С. И. Симакова

Челябинский государственный университет,

Челябинск

ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ АРКАИМА В МАТЕРИАЛАХ СМИ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Челябинской области в рамках

научного проекта № 20-412-740012 «Археология и общество: феномен Аркаима в публичной сфере Челябинской области» The research was funded by RFBR and Chelyabinsk Region, project number 20-412-740012

Исследование посвящено медиаэстетическому коду историко-ландшафтного заповедника Аркаим в средствах массовой информации и носит междисциплинарный характер. Логика статьи служит реализации поставленной цели. В теоретической части работы - первых двух параграфах - автор акцентирует внимание на зрении и видении как способах восприятия информации; показывает, что визуальный образ является универсальной моделью зримости, тем самым подводя читателя к мысли о важности качественной визуализации журналистских текстов. Параграф «"Археология и общество" в повестке СМИ» служит плавным переходом к основному вопросу статьи, вводит в основную тему исследования. Наконец, четвертый параграф - «Медиаэстетический код Аркаима» - дает полное понимание ситуации формирования «информационного шлейфа» Аркаима в публичном пространстве. Рассмотрев визуальный контент журналистских материалов - 398 текстов, включая дублируемые статьи, - автор приходит к следующим выводам: 1) редакции уделяют недостаточно внимания визуальному контенту материалов данной тематики; 2) безусловным лидером визуального контента материалов об Аркаиме является статичная фотография; 3) фильтрами для анализа базы исследования могут стать «общий/ крупный план»; «люди/ артефакты». Замечено, что основное внимание читателя ориентировано на артефакты. Определены перспективы дальнейшего исследования: появляется новая тема исследования проблемы «археология и общество» - философия деятельности.

Ключевые слова: визуальный образ, зрение, видение, Аркаим, археология, медиаэстетический код.

Введение

Тему визуализации, в том числе и в средствах массовой информации, новой назвать нельзя. Вопросам визуального журналистского контента, визуального языка и визуального образа посвящено немало исследований как в науке о журналистике, так и в смежных научных сферах (филология, философия, культурология, искусствоведение, психология, педагогика и т. п.). Тема «археология и общество» (Archaelogy and Society) с середины двадцатого века прочно вошла в научное пространство и стала предметом обсуждения на научных конференциях различных уровней и на страницах тематических и профильных научных журналов. Наша статья посвящена визуальному образу историко-ландшафтного заповедника Аркаим в средствах массовой информации. Рассматривать ее мы будем в тесной привязке к теме «археология и общество», поскольку представляем ее двухчастной: археология - на примере Аркаима, общество - через призму средств массовой информации (СМИ). Аркаим относится к числу известнейших археологических мест России. Для нас представляет интерес формирование имиджа заповедника в публичном пространстве, чем непосредственно и занимаются СМИ. Акцентируем наш исследовательский интерес на визуальном контенте журналистских материалов. Как мы отмечали ранее, вопросам визуализации посвящено немало исследований. Похожая ситуация наблюдается и в вопросах научного осмысления архитектурного наследия Аркаима. Вместе с

тем, совокупность этих направлений исследования - абсолютно новое поле медиаисследований, чем и определяется новизна нашей работы.

Эмпирической базой послужили материалы СМИ за 2020 год. При выполнении работы были использованы следующие методы: метод выборки и метод сплошной выборки (на этапе формирования базы исследования); наблюдение и метод кейс-стади (на этапе анализа материалов базы исследования); анализ и сравнительный анализ, обобщение, описание и синтез (на этапе оформления результатов исследования).

Теоретическую базу мы разделили на направления, и она представлена трудами следующих исследователей.

Визуальный журналистский контент, визуальный язык, визуальный образ: Е. В. Выровцева [7; 24], А. А. Градюшко [8]; Е. Н. Ищенко [14]; С. И. Симакова [18]; И. В. Топчий [25; 31]; С. А. Панюкова [20; 30]; С. В. Федорова [26]; В. Э. Шевченко [27; 28].

«Археология и общество» - Аркаим: В. М. Андреев [2]; М. В. Загидуллина [10; 11], Д. Г. Зданович [4]; Е. В. Куприянова [16; 17]; Ф. Н. Петров [21]; В. Шнирельман [29].

Зрение и видение как способы восприятия информации

Как известно, в своём главном политико-философском трактате «Общество спектакля», посвященном критике современного ему общества, Ги Дебор констатировал, что «общество, базирующееся на современной индустрии, не является зрелищным случайно или поверхностно - в самой своей основе оно является зрительским» [9. С. 26]. Ниже он добавлял: «Спектакль, как тенденция предъявлять мир, который уже не схватывается непосредственно, через различные специализированные опосредования, полагает зрение привилегированным человеческим чувством, каковым в прежние эпохи было осязание. Это самое абстрактное, наиболее подверженное мистификации чувство соответствует общей абстрактности современного общества» [9. С. 26-27].

Зрение как физиологический процесс восприятия окружающего нас вещного мира и видение как его историко-культурная ипостась становятся теми самыми метафорическими «слонами», которые держат на своих плечах актуальную реальность. Большинство воспринимает как подлинно существующее только то, что зримо, так что, перефразируя Декарта, мироощущение эпохи можно охарактеризовать с помощью выражения: «Я вижу, значит, существую». Отсюда -очевидная глорификация зрения и видения как способов восприятия. В частности, Р. Арнхейм, рассматривавший процесс видения в качестве творческой деятельности человеческого разума, подчеркивал: «Человеческий взгляд - это внезапное проникновение в сущность» [5. С. 59]. Еще дальше шел М. Мерло-Понти, для которого видение становится синонимом обладания на расстоянии, способом получить желаемое. Он писал: «Все, что я вижу, принципиально мною достижимо, по крайней мере достижимо для моего взгляда, отмечено на карте "я могу"» [ 19. С. 13].

Человеческая способность видеть, осознавать, понимать изображения оттачивается на протяжении всей жизни. С первым взглядом на мать, на непривычно яркую игрушку начинают формироваться наши визуальные навыки и привычки. С увеличением нагрузки на зрение «горизонты видимого расширяются. <...> Мир выстраивается постепенно, как вырастают зоны нашего возможного воздействия» [15. С. 166]. Закономерным в таком случае предстаёт желание абсолютной видимости как способ получить в своё распоряжение весь мир, постигнуть его сущность. По мнению П. Вирильо, «всевидение, неизбывное стремление Западной Европы к полной информированности предстает в этом контексте как формирование всеобъемлющего образа путем вытеснения невидимого» [6. С. 63]. В результате видение для нашего современника становится не только ведущим способом апперцепции социокультурной среды, но и, по мысли Г. Поллок, гарантом истины и решением любых познавательных проблем [22].

Итак, зрение и видение формируют наше представление о мире, создавая «картинку» реальности, конструируют визуальный опыт, который становится определяющим в контексте современной культуры, при этом единицей постижения действительности становится визуальный образ, выхваченный из широкого и неоднородного визуального потока бытия.

Визуальный образ как универсальная модель зримости

Образ - это «духовно-психическая реальность, возникающая во внутреннем мире человека, фиксирующая целостное впечатление, формирующееся в процессе взаимодействия с внешним миром» [12. С. 12]. Образ доходчив, личностей, спонтанен, экспрессивен, ассоциативен,

трансферабелен. Визуальный образ как зримый результат реконструкции объекта в сознании представляет собой универсальную модель зримости», динамичное целое, синтезирующее материальное и понятийное, личностное и социальное, эмоционально-чувственное и прагматическое. «Образ - это, разумеется, далеко не все, что может быть зримо, но он способен показать, как именно все становится видимым» [13. С. 185]. По мнению В. В. Савчука, «онтологический статус образа удостоверяется ответом на "наивный" вопрос древних "что есть все?" <...>: "все есть образ"» [23. С. 97].

Образ зачастую рассматривается как нечто простое, не требующее декодирования, однако это факт только с точки зрения профанной логики, поскольку образ, с одной стороны, представляет собой глубоко личную форму восприятия реальности, а с другой, имеет материальное выражение (реальное или отраженное). И. Н. Инишев, анализируя образ как сложное многосоставное образование, предлагает выделять в его структуре три важнейших слоя: Tabula, или образ как физический объект («медиум-носитель образа»: «образ как физическая вещь, как часть внеобразного "внешнего" мира»), pictura, или иконическая плоскость («медиум-посредник»: «изобразительная поверхность, то, что непосредственно участвует в формировании изображения»), и imago как автономная предметная взаимосвязь («медиум-среда»: «образ в узком и строгом смысле»). Структурная связь этих слоев «позволяет безо всякого противоречия мыслить "онтологическую гетерогенность" образа, его одновременную принадлежность двум мирам: каузальным взаимосвязям физического мира и смысловым взаимосвязям "воображенного" мира», при этом легитимируются «гетерогенные формы обращения с ним, которые, в конечном итоге, способны сложиться в единый континуум, невзирая на их принадлежность различным смысловым и прагматическим контекстам и связям» [13. С. 197-203].

Можно констатировать тот факт, что визуальный образ является сложноорганизованным и многоуровневым, он несет в себе больше информации, чем кажется на первый взгляд. Обогащаясь на каждом из уровней различными смыслами и коннотациями, образ выступает идеальным посредником, синергийно обобщающим реальность и дающим ключи к познанию сущего. «Визуальный образ в современном коммуникативном пространстве позволяет оперативно работать с большими объемами информации, преодолевать культурные, идеологические противоречия, устанавливать связи, усиливает вовлеченность человека в коммуникативный процесс, увеличивает степень осознанности, снимая автоматизм восприятия, позволяет ощутить состояние "здесь и сейчас"» [12. С. 13]. Именно эти характеристики образа, с нашей точки зрения, обуславливают доминирование клипового мышления как способа познания современного мира.

Таким образом, современный мир, воспроизводящий свой облик за счет многомерной «картинки», изменяет сам себя и наши условия пребывания в нём. Множится довлеющая визуальность, образ становится залогом транспарентности среды, новым кодом постижения реальности. Отсюда - глобальные изменения языка общения, понимания, узнавания, то есть когнитивного стиля в целом, шире - современной философии и медиафилософии.

Тема «Археология и общество» в повестке СМИ

Вопросу визуального образа и визуального языка в массмедиа посвящено немало исследований, включая исследования автора данной статьи. Однако к понятию визуального образа и визуального языка в тематическом поле «археология и общество» ранее мы не обращались, а анализ научной литературы показал, что обозначенная тема является лакуной в медиаисследованиях в целом. Проблеме «археология и журналистика» посвящена статья профессора М. В. Загидуллиной «Археологическая тематика в СМИ в аспекте "публичной археологии"» [10]. Исследователь рассматривает обозначенную проблему «археология и журналистика» как частный аспект темы «археология и общество» и акцентирует внимание на подходах к изучению вопроса популяризации археологических знаний средствами массовой информации. Представив серьезный обзор литературы по исследуемому вопросу (более тридцати источников), автор констатирует, что «существующее состояние проблемы "археология и медиа" (как части более широкого поля "археология и общество") требует определенных усилий по восполнению возникших лакун и приведению научных знаний этого направления в непротиворечивую системность, которая, в свою очередь, сможет стать основой для интеграции исследований темы "археология и общество" в практику социального управления, гармонизации информационной и социальной политики» [10. С. 47]. Вопросу взаимодействия науки и массового

сознания (в нашей терминологии - «археология и наука») посвящает свое исследование Е. В. Куприянова - директор Учебно-научного центра изучения проблем природы и человека Челябинского государственного университета. В докл аде, представленномнаЧетвертыхаркаимских чтениях (21-24 мая 2013), Елена Владиславовна поднимает ключевые проблемы, возникающие у археологов при попытках популяризации научной информации для СМИ. И рассматривает этот вопрос в контексте популяризации знаний об одном из известных в стране археологических памятников - укрепленном поселении Аркаим [более подробно см. 16]. Актуальность сформулированных в статье проблем определила объект нашего медиаисследования - Аркаим в информационной повестке СМИ; предмет исследования - визуальный образ Аркаима в СМИ. Именно об этом пойдет речь в следующем параграфе нашей статьи.

Медиаэстетический код Аркаима

Обращаясь к вопросу «археология и общество», нельзя не остановиться на уникальном археологическом месте России эпохи средней бронзы рубежа III-II тыс. до н. э. - археологическом комплексе Аркаим (Челябинская область) В 1987 году перед строительством Караганского водохранилища проводилось плановое археологическое обследование долины реки. Вот тогда-то отряд археологов и обнаружил поселение [более подробно об Аркаиме см. 3]. Как менялось мнение об этом открытии, как формировался имидж уникального археологического памятника - важные вопросы, которые ставят перед собой медиаисследователи. В рамках нашей статьи мы рассмотрим формирование «информационного шлейфа» на примере журналистских материалов СМИ за 2020 год.

Для формирования базы журналистских материалов об Аркаиме за 2020 год мы обратились к службе автоматической обработки и систематизации новостей - ресурсу Яндекс.Новости. Используя поиск по ключевому слову «Аркаим» и указав год поиска - 2020, мы получили пул материалов - базу нашего исследования, содержащую 173 уникальных текста. В рамках нашей статьи мы определили преобладающий визуальный контент предложенных пользователю материалов. Был применен метод сплошной выборки и контент-анализ к имеющейся эмпирической базе. Результат представлен в таблице.

Таблица 1

Тип визуализации материалов об Аркаиме на ресурсе Яндекс.Новости за 2020 год

фотография инфографика использование шрифта использование цвета другое аудио/ видео/ картинка визуал отсутствует

151 2 31 7 1/8/ 1 17

Итак, безусловным лидером визуального контента является фотография. Добавим - статичная фотография. Лишь в одном случае мы увидели фотографии, представленные как слайд-шоу. Но не только это оказалось удивительным для нас: почти 10 % материалов (17 из 173) не содержат визуал вообще. Совокупность этих двух показателей наводит на противоречивые предположения: 1) в вопросе «археология и общество» СМИ считают приоритетным вербальное общение с читателем; 2) региональные СМИ не имеют возможностей, в первую очередь финансовых, для создания современного визуального контента, что, безусловно, сказывается на формировании «информационного следа». И, независимо от того, что более 40 % материалов (71 из 173) имеют позыв к рекламной составляющей (пригласить на отдых), такая ситуация не может положительно влиять на имидж поселения Аркаим как туристического места.

Необходимо отметить, что часть материалов, включенных в базу исследования, содержат информацию об одном и том же событии. Такие материалы мы промаркировали как «дубли». Например, об экологической тропе на территории, прилегающей к Аркаиму, мы обнаружили два материала- об этом написали «Южноуральская панорама» (https://up74.ru/articles/news/121517/) и «Курс дела» (https://kursdela.biz/news/politics/19-07-2020/na-arkaime-poyavitsya-novaya-ekotropa). А вот событию - открытие новых поселений бронзового века, подобных Аркаиму - посвятили свои материалы пять изданий и т. д. И таких групп (материалы-дубли) в 2020 году мы выявили 31. Все они отличаются по количеству дублируемых материалов и содержат от 1 до 63 дублей. Одним из лидеров стало обращение к туристам и эзотерикам, то есть к тем, кто традиционно

посещает «место силы» на день летнего солнцестояния, с просьбой не приезжать в 2020 году из-за пандемии (40 дублей). А рекордное количество дублей (63) получил материал «В Китае восхитились десятью загадочными местами России» (https://riafan.ru/1279422-v-kitae-voskhitilis-desyatyu-zagadochnymi-mestami-rossii). Список топ-10 таинственных мест, которые просто завораживают туристов, включает и древний город Аркаим в Челябинской области.

Заметим, что в результате поиска на Яндекс.Новости было обнаружено 398 журналистских текста, содержащих ключевое слово «Аркаим». Но 256 из них дублируют содержание друг друга. Поэтому 225 материалов (дубли) мы не включили в основную эмпирическую базу нашего исследования для анализа вербального контента. Однако эти тексты представляют особый интерес для исследования визуального образа Аркаима в материалах СМИ. На данном этапе была сформулирована задача - проанализировать визуальный контент в группах-дублерах. В результате выявлено, что и в этом случае лидерство сохраняет статичная фотография. А вот наше предположение о том, что в журналистских материалах дублируется не только вербальный, но и визуальный контент, не подтвердилось. Конечно, без такого дублирования полностью не обходится, тем не менее, как показал анализ контента, многие материалы визуализированы разными фотографиями. Особенно это заметно, если речь идет о таких изданиях, как ТАСС и РИА Новости. Например, для описания Аркаима как одного из таинственных мест России использованы различные визуальные образы (см. рис. 1-6).

Рис. 1. Челябинск сегодня (https://cheltoday.ru/articles/sobytiya/kitaytsy-priznali-arkaim-odnim-iz-

samykh-zagadochnykh-mest-rossii/)

Рис. 2. Информагенство Первое областное (https://www.1obl.ru/news/o-lyudyakh/arkaim-byl-nazvan-odnim-iz-samykh-zagadochnykh-mest-rossiim/)

Рис. 3. ТАСС. Природно-ландшафтный и историко-культурный музей-заповедник «Аркаим»

(https://tass.ru/obschestvo/8560727)

Рис. 4. Газета.ги. Реконструкция жилища каменного века в историко-культурном заповеднике «Аркаим» (https://www.gazeta.ru/lifestyle/style/2020/05/a_13095709.shtml)

Рис. 5. Вечерний Челябинск (https://vecherka.su/articles/news/157307/)

Рис. 6. Южноуральская панорама (https://up74.ru/articles/news/120337/)

Вместе с тем, фотографии-дубли все-таки встречаются. Например, эта ситуация отражена на рисунках 7-8:

Рис. 7.1. Karelia news (https://www.karena.news/news/2770964/karelskaa-dostoprimecatelnost-vozglavila-spisok-samyh-zagadocnyh-mest-v-rossii)

Рис. 7.2. РИА Победа РФ (https://pobedarf.ru/2020/05/25/kitaj-nashel-v-rossii-tainstvennye-

mesta/)

и

Рис. 8.1. Челябинск сегодня (https://cheltoday.ru/articles/sobytiya/kitaytsy-priznali-arkaim-odnim-iz-samykh-zagadochnykh-mest-rossii/)

Рис. 8.2. Полит74 (https://polit74.ru/society/kitaytsy_nashli_na_yuzhnom_urale_odno_iz_

samykh_zagadochnykh_mest_rossii/)

Необходимо отметить, что встречались фотографии при описании топ-10 таинственных мест, которые не имели подписи. Что приводит к невозможности идентификации фотографии и изображенного на ней места.

Третий момент, который мы выделили в результате анализа визуального контента материалов, составляющих полную базу исследования (398 журналистских текста), заключается в следующем: для анализа фото контента материалов об Ар кайме уместно использовать фильтр 1 - «общий и крупный план», а внутри каждого - проанализировать на предмет «люди и артефакты» - это фильтр 2. Поясним, что под артефактами мы понимаем совокупность преобразованных человеком различных предметов окружающего мира: пейзажей, ландшафтов, вещей, растений и т. п., которым он придает сакральное значение, проецируя свои культурные коннотации на эти предметы. И, как следствие, появляется новая тема исследования проблемы «археология и общество» - философия деятельности: археология - это люди или творчески-преобразующая деятельность по созданию артефактной реальности.

Анализируя материалы об Аркаиме за 2020 год, было бы неправильным не остановиться на спецпроектах. В качестве примера рассмотрим «Аркаим: семь правдивых легенд о Стране городов» (https://www.kp.ru/best/chel/drevnij-gorod-arkaim/) - Комсомольская правда-Челябинск.

Дата выхода: 2020 год Редактор: Антон Садчиков. Текст и верстка: Андрей Абрамов. Фото: пресс-служба заповедника «Аркаим», Владимир Сергеев, Артем Малыгин, Андрей Абрамов [1].

Проект посвящен легендам об Аркаиме, которые бытуют в обществе. На протяжении повествования авторы развеивают мифы, приводя исторические факты и результаты исследований. Присутствует раздел «Туристам», который включает в себя несколько подразделов: что посмотреть (достопримечательности самого древнего из обнаруженных в России городов), узнать примерную цену поездки и маршрут - как добраться до самого загадочного места России.

Проект состоит из семи частей - легенд. При оформлении авторы используют различные элементы и форматы, которые выглядят достаточно органично для передачи необходимой информации. Все заголовки в одном стиле, а визуальные (читай - медиаэстетические) элементы на этапе «Легенд» очень схожи: текст и «картинка», подкрепляющая его. Логика перехода от одной части к другой заключается в том, что сначала рассказывается о легендах, связанных с появлением и историей Аркаима, затем о населении, в конце о - культуре. Проект завершается уже туристической справкой, так как все вышеизложенное могло бы заинтересовать читателя во время посещения этого места - и он сразу находит информацию об экскурсии.

В спецпроекте используются такие способы визуализации, как динамичный текст в заголовке, для номера легенды используется цветовое решение - он выделяется ярче, чем ее название. Это позволяет быстро ориентироваться в информации. Для упрощения обработки информации представлена цифровая инфографика (например, территория Аркаима сравнивается с футбольным полем), используются иконки Tilda.

Длина текстов - достаточно короткая, от трех до пяти предложений. Акцент сделан на то, чтобы выделить основные факты в каждой легенде и подкрепить их фотографиями. Используется формат «Карусели» с фотографиями, начиная от древности и заканчивая фотографиями нашего времени. Это удобно, так как читатель начинает понимать, что происходило с Аркаимом тогда и что происходит сейчас. В проекте используются мультимедийные средства визуализации информации: карта Страны городов (легенда № 1) - возможность свернуть / развернуть; для того, чтобы продемонстрировать укрепление города, используется интерактивная фотография (легенда № 6). В разделе «Туристам» вид услуги и ее стоимость представлены в виде таблицы, что облегчает восприятие информации.

Важным является выбранный стиль общения с аудиторией: автор текста пишет так, как будто общается с другом. Это вызывает доверие.

Смысл всего проекта - развеять мифы об Аркаиме, чтобы посетители памятника не верили слепо в искаженные исторические факты и ехали в это место уже со знанием того, что и как было на самом деле. Если разделить содержание на две части - легенды и справка для туриста, то последняя несет в себе смысл помочь заинтересовавшимся Аркаимом людям рассчитать их время, финансы, не используя сторонние сервисы.

Редакции удается справиться с задачей проекта за счет грамотного и уместного использования как эстетических, так и технических средств. В частности, мы выделяем такие эстетические средства, как яркие насыщенные цвета, фотографии высокого разрешения, достаточно большой шрифт, приятный к восприятию, основные цифры выделены жирным шрифтом. Технические средства - «Карусель» изображений, даже «скучные» карты - здесь представлены SD-моделями, причем без текстового нагромождения, а с помощью значков вопроса. Значки Тильды здесь более, чем уместны.

Заключение

Опираясь на труды Ги Дебора, Р. Декарта, Р. Арнхейма, М. Мерло-Понти, П. Вирильо, Г. Поллок, М. К. Крышталевой, мы пришли к выводу о том, что визуальный опыт, включая зрение и видение, является важным фактором формирования представления о мире, а визуальный образ является единицей постижения действительности. В связи с важностью роли визуального образа мы посвятили ему отдельный - второй - параграф статьи. Вслед за В. В. Савчуком, И. Н. Инишевым, Я. М. Земцовой, мы считаем, что в современном визуальном мире меняются не только наши условия пребывания в нем, но меняется и сам мир. Образ, в том числе визуальный, становится новым кодом постижения реальности. И в этих условиях, безусловно, важно понять, как формируется повестка СМИ. В рамках нашего исследования «Археология и общество: феномен Аркаима в публичной сфере Челябинской области» (при финансовой поддержке РФФИ

и Челябинской области в рамках научного проекта № 20-412-740012), первые результаты которого представлены в данной статье (об этом мы будем говорить ниже), важно понять, как формируется повестка СМИ в определенном тематическом поле, а именно в поле «археология и общество». Мы заметили, что научных статей, рассматривающих данный вопрос, недостаточно, а исследователи М. В. Загидуллина и Е. В. Куприянова отмечают важность популяризации археологических знаний средствами массовой информации. Процесс и методика исследования вопроса о визуальном образе Аркаима, вопрос медиаэстетического кода представлены в четвертом параграфе нашей статьи. В результате выполненного исследования сделаны выводы: 1) редакции уделяют недостаточно внимания визуальному контенту материалов данной тематики - это однообразие визуального контента (статичные фотографии, часто взятые из одной базы); отсутствие подписи, что приводит к невозможности идентификации изображения; 2) безусловным лидером визуального контента материалов об Аркаиме является статичная фотография; 3) фильтрами для анализа базы исследования могут стать «общий/ крупный план»^- «люди/ артефакты». Определены перспективы исследования: 1) учитывая, что визуальный образ - это единица постижения действительности и образ - это код постижения реальности, мы приходим к выводу о необходимости анализа смыслов, заложенных в визуальный образ: научный, эзотеричный, туризм (реклама); 2) в результате систематизации визуальных текстов СМИ с применением фильтров появляется новая тема исследования проблемы «археология и общество» - философия деятельности, решение которой даст ответ на главный вопрос: археология - это в первую очередь люди или творчески-преобразующая деятельность по созданию артефактной реальности?

Список литературы

1. Абрамов, А. Аркаим: семь правдивых легенд о Стране городов / А. Абрамов. - Текст : электронный // Комсомольская правда : [сайт]. - 2020. - URL: https://www.kp.ru/best/chel/drevnij-gorod-arkaim/ (дата обращения: 19.05.2021).

2. Андреев, В. М. Археологический памятник в современном культурном пространстве: культурологический анализ : специальность 24.00.01 «Теория и история культуры» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии / Андреев Валерий Максимович ; «Челябинская государственная академия культуры и искусств». - Челябинск, 2014. - 26 с. - Текст : непосредственный.

3. Аркаим - «Страна городов» // Нескучные путешествия по Южному Уралу : виртуальный библиогид ; Челябинская областная универсальная научная библиотека, Отдел краеведения ; составители: Л. В. Каменская, Л. В. Астафьева, Т. Н. Кичева, Е. В. Кривоногова, О. В. Скребкова; дизайн Н. М. Устинова ; фото. А. Юдин. - Челябинск :Челябинская областная универсальная научная библиотека, 2016. - Текст: электронный. - URL: http://dl.chelreglib.ru/2016/puteshestvia/16/ mobile/index.html#p=3 (дата обращения: 19.05.2021).

4. Аркаим. 1987-1997 Библиографический указатель / Составитель Д. Г. Зданович, Е. И. Коган, Н. Н. Орлова : Вступительное слово Д. Г. Зданович / Челябинский государственный университет ; Природно-ландшафтный и историко-археологический центр «Аркаим». -Челябинск, 1999. - 120 с. - Текст : непосредственный.

5. Арнхейм, R Искусство и визуальное восприятие / R Арнхейм. - Москва : Прогресс, 1974. - 392 с. - Текст : непосредственный.

6. Вирильо, П. Машина зрения / П. Вирильо. - Санкт-Петербург : Наука, 2004. - 144 с. -Текст : непосредственный.

7. Выровцева, Е. В. Инфографика как вид публицистического текста // Е. В. Выровцева, С. И. Симакова. - Текст : непосредственный // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. - 2019. - № 18 (6).-С. 104-114.-DOI 10.25205/18187919-2019-18-6-104-114.

8. Градюшко, А. А. Тенденции визуализации медиаконтента в интернет-СМИ Республики Беларусь / А. А. Градюшко. - Текст : непосредственный // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике : сборник статей II Международной научной конференции. -Казань : Издательство Казанского (Приволжского) федерального университета, 2016. -С.315-319.

9. Дебор, Г. Общество спектакля / Г. Дебор. - Москва : Издательство «Логос», 2000. -232 с. - Текст : непосредственный.

10. Загидуллина, М. В. Археологическая тематика в СМИ в аспекте «Публичной археологии» / М. В. Загидуллина. - Текст : непосредственный // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2021. - Т. 27. - № 1. - С. 40-48.

11. Загидуллина, М. В. Как измерить популярность Аркаима? голоса встроенных метрик в контексте теории панмедиатизации / М. В. Загидуллина. - Текст : непосредственный // Горизонты цивилизации. - 2017. - № 8. - С. 38-67.

12. Земцова, Я. М. Визуальный образ в современной культуре : природа и функции : специальность 09.00.13 «Философская антропология, философия культуры» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Земцова Ярослава Михайловна ; Волгоградский Государственный Университет. - Волгоград, 2016. - 161 с. -Текст : непосредственный.

13. Инишев, И. «Иконический поворот» в теориях культуры и общества / И. Инишев. -Текст : непосредственный // Логос. - 2012. - № 1 (85). - С. 184-211.

14. Ищенко, Е. Н. Философский анализ «визуального поворота» / Е. Н. Ищенко. - Текст : непосредственный // Личность и Культура. - 2017. - № 1. - С. 57-64.

15. Крышталева, М. К. Визуальный опыт человека в современной культуре / М. К. Крышталева. - Текст : непосредственный // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). -2014. - № 2 (31). - С. 165-168.

16. Куприянова, Е. В. Аркаим: популяризация или «попсовость» (к вопросу о проблемах взаимодействия науки и массового сознания) / Е. В. Куприянова. - Текст : непосредственный // Горизонты цивилизации. - 2013. - № 4. - С. 73-88.

17. Куприянова, Е. В. Поселение Аркаим и популяризация археологии на Южном Урале (к вопросу о проблемах взаимодействия науки и массового сознания) / Е. В. Куприянова. - Текст : непосредственный // Этнографическое обозрение. - 2014. - № 5. - С. 146-161.

18. Медиаэстетический компонент современной коммуникации : коллективная монография / научный редактор М. В. Загидуллина, А. К. Киклевич. - Челябинск : Челябинский филиал РАНХиГС, 2020. - 293 с. - ISBN 978-5-91970-091-3. - Текст : непосредственный.

19. Мерло-Понти, М. Око и дух / М. Мерло-Понти. - Москва : Искусство, 1992. - 64 с. -Текст : непосредственный.

20. Панюкова, С. А. Научно-популярная журналистика и ее визуализация в Интернете: обзор исследований по теме / С. А. Панюкова. - Текст : непосредственный // Медиасреда. - 2018. -№ 1.- C. 139-143.

21. Петров, Ф. Н. Поселение Аркаим в культурном пространстве эпохи бронзы / Приложение к альманаху «Дубненское наследие» / Ф. Н. Петров. - Дубна, 2009. - 64 с. - Текст : непосредственный.

22. Поллок, Г. Созерцая историю искусства: видение, позиция и власть / Г. Поллок. - Текст : непосредственный // Введение в гендерные исследования. Ч. 2: Хрестоматия. - Харьков : ХЦГИ ; Санкт-Петербург : Алетейя, 2001. - С. 718-737.

23. Савчук, В. В. Феномен поворота в культуре XX века / В. В. Савчук. - Текст : непосредственный // Международный журнал исследований культуры. - 2013. - № 1 (10). - С. 93-108.

24. Симакова, С. И. Визуальный поворот в массовых коммуникациях : коллективная монография / С. И. Симакова, С. С. Распопова, Е. В. Выровцева ; под ред. С. И. Симаковой. -Челябинск : Издательство Челябинского государственного университета, 2017. - 112 с. - Текст : непосредственный.

25. Топчий, И. В. Визуальная культура как доминанта коммуникативно-культурной памяти современности / И. В. Топчий. - Текст : непосредственный // Профессиональная культура журналиста в эпоху социальных и технологических трансформаций медиасферы : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 23-24 апреля 2020 г.). / сост. О. Ф. Автохутдинова. - Екатеринбург : Издательство Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. - 2020. - С. 237-239.

26. Федорова, С. В. Визуализация как ведущая тенденция развития СМИ / С. В. Федорова. - Текст : непосредственный // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 7-2 (37). - С. 189-191.

27. Шевченко В. Э. Визуальный контент как тенденция современной журналистики / В. Э. Шевченко. - Текст : электронный // Медиаскоп. - 2014. - № 4. - URL: http://www.mediascope. ru/1654 (дата обращения: 12.04.2021).

28. Шевченко, В. Э. Визуальные коммуникации: тенденции форм и технологий передачи информации / В. Э. Шевченко. - Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 5 (360). - С. 189-195.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Шнирельман, В. А. Аркаим: археология, эзотерический туризм и национальная идея /

B. А. Шнирельман. - Текст : непосредственный // Антропологический Форум. - 2011. - № 14. -

C. 133-167.

30. Panyukova, S. Content analysis of visual elements in scientific journalism (on the example of the Website Postnauka) / S. Panyukova. - Текст : непосредственный //ACM International Conference Proceeding Series. - 2018. - Pp. 558-562. -DOI 10.1145/3284179.3284274.

31. Topchii, I. Comprehensive analysis of the mass media visual component in the aspect of media aesthetics / I. Topchii. - Текст : непосредственный // ACM International Conference Proceeding Series. - 2018. - Pp. 546-552. - DOI 10.1145/3284179.3284272.

VISUAL IMAGE OF ARKAIM IN MEDIA MATERIALS

Simakova S. I., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, [email protected]

The study is devoted to the media-aesthetic code of the historical landscape reserve Arkaim in the media and is of an interdisciplinary nature. The logic of the article serves to achieve this goal. In the theoretical part of the work - the first two paragraphs - the author focuses on vision and vision as ways of perceiving information: shows that the visual image is a universal model of visibility, thereby leading the reader to the idea of the importance of high-quality visualization of journalistic texts. The paragraph "Archeolog\> and Society" on the agenda of the media" serves as a smooth transition to the main issue of the article, introduces into the main topic of the study. Finally, the fourth paragraph -' Arkaim's media aesthetic code" - gives a complete understanding of the situation of the formation of the "information loop" of Arkaim in public space. Having considered the visual content ofjournalistic materials - 398 texts, including duplicated articles - the author comes to the following conclusions: 1) editorial offices pay insufficient attention to the visual content of materials on this topic: 2) static photography is the undisputed leader in the visual content of materials about Arkaim: 3) filters for the analysis of the research base can be "general / close-up "; People / artifacts. It is noticed that the main attention of the reader is focused on artifacts. The prospects for further research have been determined: a new topic for researching the problem of "archeology and society" appears - the philosophy of activity.

Key words: visual image, sight, vision, Arkaim, archeology, media aesthetic code.

References

1. Abramov, A. (2020). Arkaim: scm' pravdivykh legend о Strane gorodov [Arkaim: seven true legends about the Country of cities]. Komsomol'skaya pravda [Komsomolskaya Pravda], available at: https://www.kp.ru/best/chel/drevnij-gorod-arkaim/ (accessed: 19.05.2021). (in Russ.).

2. Andreev, V. M. (2014). Arkheologicheskiy pamvatnik v sovremennom kul 'turnom prostranstve: kul'turologicheskiy analiz : spetsial'nost' 24.00.01 «Teoriva i istoriya kul'tury» [Archaeological monument in modern cultural space: cultural analysis] : dissertation author's abstract on competition of a scientific degree of candidate of cultural studies. Chelyabinsk, 26 p. (in Russ.).

3. Arkaim - «Strana gorodov» (2016). [Arkaim - "Country of cities"]. Neskuchnve puteshestviya po Yuzhnomu Uralu [Not boring travels in the South Urals]. Chelyabinsk, Chelyabinsk Regional Universal Scientific Library, available at: http://dl.chelreglib.ru/2016/puteshestvia/16/mobile/index. html#p=3 (accessed: 19.05.2021). (in Russ.).

Знак: npoS^eMHoe no.ie MegHao6pa30BaHHH. 2021. № 2 (40)

4. Zdanovich, D. G., Kogan, E. I. & Orlova, N. N. (1999). Arkaim. 1987-1997 Bibliograficheskiy ukazatel' [Arkaim. 1987-1997 Bibliographic Index]. Chelyabinsk, 120 p. (in Russ.).

5. Arnheim, R. (1974). Iskusstvo i vizual'noe vospriyatie [Art and visual perception]. Moscow, Progress. 392 p. (in Russ.).

6. Virilio, P. (2004).Mashinazreniya [Machine of vision]. St. Petersburg, Nauka. 144 p. (in Russ.).

7. Vyrovtseva, E. V. & Simakova, S. I. (2019). Infografika kak vid publitsisticheskogo teksta [Infographics as a kind of publicistic text]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya, filologiya [Bulletin of Novosibirsk State University. Series: History, Philology], 18 (6), pp. 104-114. DOI 10.25205/1818-7919-2019-18-6-104-114. (in Russ.).

8. Gradyushko, A. A. (2016). Tendentsii vizualizatsii mediakontenta v internet-SMI Respubliki Belarus' [Trends in visualization of media content in the Internet media of the Republic of Belarus]. Vizual'naya kommunikatsiya v sotsiokul'turnoy dinamike : sbornik statey II Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Visual communication in socio-cultural dynamics: collection of articles of the II International Scientific Conference]. Kazan, Publishing house of the Kazan (Volga region) Federal University. Pp. 315-319. (in Russ.).

9. Debord, G. (2000). Obshchestvo spektaklya [Society of the performance]. Moscow, Publishing House "Logos". 232 p. (in Russ.).

10. Zagidullina, M. V. (2021). Arkheologicheskaya tematika v SMI v aspekte «Publichnoy arkheologii» [Archaeological topics in the media in the aspect of "Public archeology"]. Izvestiya Ural 'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul 'tury [News of the Ural Federal University. Series 1: Problems of Education, Science and Culture], t. 27, 1, pp. 40-48. (in Russ).

11. Zagidullina, M. V. (2017). Kak izmerit' populyarnost' Arkaima? golosa vstroennykh metrik v kontekste teorii panmediatizatsii [How to measure the popularity of Arkaim? voices of embedded metrics in the context of the theory of panmediatization]. Gorizonty tsivilizatsii [Horizons of civilization], 8, pp. 38-67. (in Russ.).

12. Zemtsova, Ya. M. (2016). Vizual'nyy obraz v sovremennoy kul'ture : priroda i funktsii [Visual image in modern culture: nature and functions]: dissertation author's abstract for the degree of candidate of philosophical sciences. Volgograd, 161 p. (in Russ.).

13. Inishev, I. (2012). «Ikonicheskiy povorot» v teoriyakh kul'tury i obshchestva ["Iconic turn" in theories of culture and society]. Logos [Logos], 1 (85), pp. 184-211. (in Russ.).

14. Ishchenko, E. N. (2017). Filosofskiy analiz «vizual'nogo povorota» [Philosophical analysis of the "visual turn"]. Lichnost'i Kul'tura [Personality and Culture], 1, pp. 57-64. (in Russ.).

15. Kryshtaleva, M. K. (2014). Vizual'nyy opyt cheloveka v sovremennoy kul'ture [Visual experience of a person in modern culture]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana) [Society. Wednesday. Development (Terra Humana)], 2 (31), pp. 165-168. (in Russ.).

16. Kupriyanova, E. V. (2013). Arkaim: populyarizatsiya ili «popsovost'» (k voprosu o problemakh vzaimodeystviya nauki i massovogo soznaniya) [Arkaim: popularization or "pop" (to the issue of the problems of interaction between science and mass consciousness)]. Gorizonty tsivilizatsii [Horizons of civilization], 4, pp. 73-88. (in Russ.).

17. Kupriyanova, E. V. (2014). Poselenie Arkaim i populyarizatsiya arkheologii na Yuzhnom Urale (k voprosu o problemakh vzaimodeystviya nauki i massovogo soznaniya) [Settlement of Arkaim and the popularization of archeology in the South Urals (on the issue of the problems of interaction between science and mass consciousness)]. Etnograficheskoe obozrenie [Ethnographic Review], 5, pp. 146-161. (in Russ.).

18. Zagidullina, M. V. & Kiklevich, A. K. (Ed.). (2020).Mediaesteticheskiykomponentsovremennoy kommunikatsii [Media-aesthetic component of modern communication]: collective monograph. Chelyabinsk, Chelyabinsk branch of the RANEPA. 293 p. (in Russ.).

19. Merleau-Ponty, M. (1992). Oko i dukh [Eye and spirit]. Moscow, Art, 64 p. (in Russ.).

20. Panyukova, S. A. (2018). Nauchno-populyarnaya zhurnalistika i ee vizualizatsiya v Internete: obzor issledovaniy po teme [Popular science journalism and its visualization on the Internet: a review of research on the topic].Mediasreda [Media environment], 1, pp. 139-143. (in Russ.).

21. Petrov, F. N. (2009). Poselenie Arkaim v kul'turnom prostranstve epokhi bronzy /Prilozhenie k al'manakhu «Dubnenskoe nasledie» [Arkaim Settlement in the Cultural Space of the Bronze Age / Supplement to the almanac "Dubna Heritage"]. Dubna. 64 p. (in Russ.)

22. Pollock, G. (2001). Sozertsaya istoriyu iskusstva: videnie, pozitsiya i vlast' [Contemplating the history of art: vision, position and power], Vvedenie v gendernve issledovcmiya. Ch. 2: Khrestomcitiya [Introduction to gender studies. Part 2: Reader] (pp. 718-737). Kharkiv, KhTSGI; St. Petersburg, Aleteya. (in Russ.).

23. Savchuk, V. V. (2013). Fenomen povorota v kiil'turc XX veka [Phenomenon of turn in the culture of the XX century]. Mezhdimarodnyy zhiirnal issledovaniv kid 'tiirv [International Journal of Cultural Research], 1 (10), pp. 93-108. (in Russ.).

24. Simakova, S. I., Raspopova, S. S. & Vyrovtseva, E. V. (2017). Viziicd'nyypovorotv massovvkh kommunikatsiyakh [Visual turn in mass communications]: collective monograph. Chelyabinsk, Publishing House of the Chelyabinsk State University. 112 p. (in Russ.).

25. Topchii, I. V. (2020). Vizual'naya kul'tura как dominanta kommunikativno-kurturnoy pamyati sovremennosti [Visual culture as the dominant of the communicative and cultural memory of our time]. Professional'naya kid'tiira zhiirnalista v epokhii sotsicd'nykh i tekhnologicheskikh transformatsiv mediasfery : sbornik materialov Vserossivskov naiichno-prakticheskov konferentsii s mezhdiinarodnym iichastiem (Ekaterinburg, 23-24 aprelya 2020 g). / sost. O. F. Avtokhiitdinova [Professional culture of a j ournalist in the era of social and technological transformations of the media sphere: a collection of materials from the All-Russian scientific and practical conference with international participation (Yekaterinburg, April 23-24, 2020). / сотр. О. F. Avtokhutdinova]. Yekaterinburg, Publishing House of the Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, pp. 237-239. (in Russ.).

26. Fedorova, S. V. (2014). Vizualizatsiya как vedushchaya tendentsiya razvitiya SMI [Visualization as a leading trend in the development of the media]. Filologicheskie naiiki. Voprosv teorii i praktiki [Philological sciences. Questions of theory and practice], 7-2 (37), pp. 189-191. (in Russ.).

27. Shevchenko, V. E. (2014). Vizual'nyy kontent как tendentsiya sovremennoy zhurnalistiki [Visual content as a trend of modern journal ism |. Mediaskop [MediaScope], 4, available at: http://www. mediascope.ru/1654 (accessed: 12.04.2021). (in Russ.).

28. Shevchenko, V. E. (2015). Vizual'nyc kommunikatsii: tendentsii form i tekhnologiy peredachi informatsii [Visual communications: trends in forms and technologies of information transfer], Vestnik Chelyabinskogo gosiidarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University], 5 (360), pp. 189-195. (in Russ.).

29. Shnirelman, V. A. (2011). Arkaim: arkheologiya, ezotericheskiy turizm i natsional'naya ideya [Arkaim: archeology, esoteric tourism and national idea]. Antropologicheskiv Forum [Anthropological Forum], 14, pp. 133-167. (in Russ.).

30. Panyukova, S. (2018). Content analysis of visual elements in scientific journalism (on the example of the Website Postnauka). ACM International Conference Proceeding Series. Pp. 558-562. DOI 10.1145/3284179.3284274.

31. Topchii, I. (2018). Comprehensive analysis of the mass media visual component in the aspect of media aesthetics. ACM International Conference Proceeding Series. Pp. 546-552. DOI 10.1145/3284179.3284272.

Симакова Светлана Ивановна, доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

[email protected]

ORCID: 0000-0001-5248-9459

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Симакова С. И. Визуальный образ Аркаима в материалах СМИ // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 2 (40). С. 129-142. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10215.

Simakova S. I. Visual image of Arkaim in media materials // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2021. No 2 (40), pp. 129-142. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.