Научная статья на тему 'Философско-эстетические основания визуальных практик в журналистике'

Философско-эстетические основания визуальных практик в журналистике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
741
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиакультура / медиаязык / визуальный образ / визуализация / визуальный контент / визуальные практики / инфографика / медиаинфографика / media culture / media language / visual image / visualization / visual content / visual practices / infographics / media infographics

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Симакова Светлана Ивановна

В центре внимания автора статьи находится визуализация журналистского контента как один из феноменов современного мира. Сформулировав цель исследования – рассмотреть философско-эстетические основания визуальных практик в журналистике (на примере инфографики), автор последовательно реализует ее. Этому способствует четко выстроенная структура статьи. Во введении отмечается, что в современных условиях медиатексты в целом и визуальные, как особая разновидность, сочетают в себе и формирование гуманистических традиций (внимание к Человеку), и постгуманистические традиции (технологизация). Приводится обзор литературы по теме исследования – автор выделяет три тематические группы: работы, посвященные истории медиа и визуальной медиакультуре; исследования, связанные с понятиями «медиакультура» и «медиаязык»; научные труды, посвященные такому феномену, как инфографика. В статье анализируются истоки визуализации, описываются основные характеристики визуальности (постмодернистская культура как генератор визуальности) и визуального языка (визуальный образ – универсальная единица современного визуального языка). В качестве примера рассматривается инфографический контент журналистских материалов. Причем, анализ инфографики выполнен с двух позиций: инфографика –иллюстрация журналистского материала и инфографикамедиаязык.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL AND AESTHETIC FOUNDATIONS OF VISUAL PRACTICES IN JOURNALISM

The author focuses on the visualization of journalistic content as one of the phenomena of the modern world. Having formulated the goal of the study – to consider the philosophical and aesthetic foundations of visual practices in journalism (using the example of infographics), the author consistently implements it. This is facilitated by a clearly structured article. The introduction notes that in modern conditions, media texts in general and visual, in particular, combine the formation of humanistic traditions (attention to the Man) and posthumanist traditions (technologization). A literature review is given on the research topic – the author identifies three thematic groups: works devoted to the history of media and visual media culture; studies related to the concepts of “media culture” and “media language”; scientific works devoted to such a phenomenon as infographics. The article analyzes the origins of visualization, describes the main characteristics of visuality (post-modern culture as a generator of visibility) and visual language (visual image – a universal unit of modern visual language). The infographic content of journalistic materials is considered as an example. Moreover, the analysis of infographics is made from two positions: infographics – illustration of journalistic material and infographicsmedia language.

Текст научной работы на тему «Философско-эстетические основания визуальных практик в журналистике»

УДК 070

DOI: 10.24411/2070-0695-2019-10320

С. И. Симакова

Челябинский государственный университет,

Челябинск

ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ ПРАКТИК В

ЖУРНАЛИСТИКЕ

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда, 18-18-00007

В центре внимания автора статьи находится визуализация журналистского контента как один из феноменов современного мира. Сформулировав цель исследования - рассмотреть философско-эстетические основания визуальных практик в журналистике (на примере инфографики), автор последовательно реализует ее. Этому способствует четко выстроенная структура статьи. Во введении отмечается, что в современных условиях медиатексты в целом и визуальные, как особая разновидность, сочетают в себе и формирование гуманистических традиций (внимание к Человеку), и постгуманистические традиции (технологизация). Приводится обзор литературы по теме исследования - автор выделяет три тематические группы: работы, посвященные истории медиа и визуальной медиакультуре; исследования, связанные с понятиями «медиакультура» и «медиаязык»; научные труды, посвященные такому феномену, как инфографика. В статье анализируются истоки визуализации, описываются основные характеристики визуальности (постмодернистская культура как генератор визуальности) и визуального языка (визуальный образ - универсальная единица современного визуального языка). В качестве примера рассматривается инфографический контент журналистских материалов. Причем, анализ инфографики выполнен с двух позиций: инфографика - иллюстрация журналистского материала и инфографика - медиаязык.

Ключевые слова: медиакультура, медиаязык, визуальный образ, визуализация, визуальный контент, визуальные практики, инфографика, медиаинфографика.

Введение

В ответ на вызовы многомерной эпохи глобализма современная массовая культура всецело основывается на визуальном канале восприятия информации, заполняя его с помощью культурного наследия и социокультурных стереотипов, что является закономерной реакцией на быстро изменяющийся культурный ландшафт и попыткой адаптации к нему [7]. Наиболее ярко это проявляется в медиа. Медиа, в частности средства массовой информации, становятся все более визуализированными - журналистский контент меняется в сторону увеличения именно визуальной составляющей. Кроме количественных изменений мы наблюдаем качественные изменения визуального контента. Это проявляется как в увеличении и совершенствовании видов визуализации, так и в изменении непосредственно самих инструментов визуализации. Например, инфографика служит не только инструментом визуализации, сопровождающим тот или иной журналистский материал, но визуализируется сама, становясь все чаще самостоятельным медиатекстом. Мы отмечаем, что сегодня, в эпоху господства информационной культуры, глобальных процессов информатизации и компьютеризации всех сфер общественной жизни и, как следствие, визуализации и роботизации средств массовой коммуникации, происходит изменение ценностного основания журналистского контента в сторону технологизации. Эстетика медиа, не исключающая формирование гуманистических традиций (внимания к Человеку), сочетается с постгуманистическим внеэмоциональным. В связи с чем цель нашего исследования (поддержано Российским научным фондом, проект № 18-18-00007) формулируется следующим образом - рассмотреть философско-эстетические основания визуальных практик в журналистике (на примере инфографики).

Об изученности темы

Теоретико-методологическую базу исследования составили научные труды, которые мы разделили на три группы.

Работы, посвященные истории медиа и визуальной медиакультуре. Описанию эволюции медиа посвящены работы известного исследователя Маршалла Маклюэна, среди которых мы выделяем книгу «Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего» - представлен мозаический подход к историческим проблемам. Автор отмечает, что возникла «галактика Гутенберга», наступила эпоха абсолютной власти визуализации. По мнению известного теоретика медиа и коммуникаций, с наступлением электронной эры, символом которой является аудиовизуальная аппаратура, человеческое сознание присоединяется к замкнутой глобальной системе видеокоммуникаций. Это способствует развитию мозга, а на планете возникает прообраз новой цивилизации - электронного трайбализма, эры планетарного униформизма, или, как говорит Маклюэн, «глобальной деревни» [19]. Другой, не менее популярный и важный в рамках нашего исследования, труд - «Понимание Медиа: внешние расширения человека», в которой М. Маклюэн рассматривает предметы культуры (артефакты) в роли средств коммуникации [17]. Эти работы продолжают оставаться важными и востребованными в вопросах исследования влияния медиа и электронных средств массовой коммуникации на человека и общество, в вопросах исследования разностороннего влияния культуры и философии на развитие медиа. Нельзя не отметить работы Эркки Хухтамо, - исследователя, теоретика культуры, одного из самых авторитетных представителей археологии новых медиа, - посвященные рефлексии относительно понимания процесса исторического формирования современных артефактов медиакультуры [См.: 26]. Не менее интересной в данном научном поле является книга «Оптические медиа» - курс лекций немецкого историка литературы, теоретика электронных медиа Фридриха Киттлера. Как отмечается, автор «в полемике с Маршаллом Маклюэном отстаивал автономию технологических, прежде всего -электронных медиа, которые в своем развитии оставляют позади и образ человека, и письменную историю» [10]. В своих лекциях Киттлер описывает историю человечества как путь от пещерных рисунков к современности. Ученый отслеживает эволюцию медиа, взяв за основу их дисперсивное поле - оптику. Киттлер отмечает, что оптические медиа проходят собственный эволюционный путь (начиная с античного периода). Автор создает историческую археологию медиаплатформ (медиатехнологий), прослеживая ее от античности до появления компьютера. В рамках нашего исследования интерес представляет работа М. Загидуллиной «"Бог из машины": человеческое в условиях экспансии механического и электронного». Автор утверждает, что на протяжении всей истории человечества такие качества, как механическое, священное и человеческое были тесно переплетены. Подчеркивает, что с культом всего механического происходит размывание жанра техноутопии. В качестве примера обращает внимание на такой прорыв технического - изобретение фотоаппарата и массовое распространение фотографирования, включающее в зону изобразительного искусства не художников, а специалистов по технике и практической химии реактивов [9. С. 441].

Вторую группу составили исследования, связанные с понятиями «медиакультура» и «медиаязык». В работе Дмитрия Галкина «Цифровая культура: горизонты искусственной жизни» ставится проблема культурного производства в парадигмальной установке цифровой культуры, что напрямую связано с темой нашего исследования и актуальным сегодня «эстетическим поворотом» в медиа [4; 5]. Пьер Бурдье - французский социолог и философ - дает описание производства символической продукции [1; 2]. Вопросу научной систематизации теории новых медиа посвящена книга Льва Мановича «Язык новых медиа». Автор рассматривает новые -цифровые - медиа через призму накопленного опыта визуальной культуры и уже ставших традиционными формами медиакультуры. Тем самым Манович акцентирует внимание на том, что появился новый - визуальный - медиаязык современности [21]. Французский философ Поль Вирильо в работе «Машина зрения» рассуждает о проблеме медиакультуры, рассматривая ее через призму эволюции перцептуальных практик (практик восприятия). Посредством этих практик человек вступает в коммуникацию на разных уровнях, что релевантно перекликается с понятием медиа, поскольку именно медиа являются средством передачи сообщения (средством коммуникации) [3].

Третья группа - это научные труды, посвященные такому феномену, как инфографика. Российские искусствоведы С. Остриков и В. Лаптев понимают под инфографикой особый

метод представления информации через вербально-графические средства коммуникации, главная задача которых состоит в эффективной' передаче данных [22; 15]. Известный испанский дизайнер-инфограф, профессор А. Каиро считает инфографику «функциональным искусством». Он подчеркивает ее прикладное назначение - структурировать информацию для комфортного прочтения [27]. Другие исследователи считают, что общепринятый' термин «инфографика» не может обозначать все современные технологии подачи информации в силу широчайших возможностей инструментов медиаконтента, и предлагают ввести новый термин -медиаинфографика. В понимании исследователя Я. Н. Лайковой, медиаинфографика -это некая «синтетическая форма организации журналистского материала» [14], особый креолизованный текст, в основе которого находится сочетание вербальных и невербальных компонентов. Интересно и достаточно полно об инфографике в СМИ, о функциях инфографики и медиаинфографики написано в работе М. Е. Крошневой и О. Е. Маленовой «Визуализация информации и инфографика» [11].

Таким образом, при достаточной репрезентативности теоретико-методологической базы нашей работы остаются существенные лакуны, позволяющие развернуть полноценное исследование в интересующей нас области - осмысление философско-эстетических оснований визуальных практик в журналистике.

Постмодернистская культура как генератор визуальности

Культурной идеологией («надстройкой») общества потребления традиционно считается постмодернизм. Постмодернистская культура с её скепсисом и порой предельно жесткой иронией по отношению ко всему, синтетичностью и прославлением хаоса, заимствованием готовых форм-образов и игрой с ними, реинтерпретацией, фрагментарностью, неопределенностью и интертекстуальностью, по словам Н. Мирзоеффа, «лучше всего воспринимается и понимается визуально, так же, как классический образ XIX века ассоциируется прежде всего с газетой или романом» [28. P. 5]. Можно сказать, что постмодернизм оказался заложником визуальной культуры, с точки зрения Ф. Джеймисона, завороженным «всем этим ландшафтом рекламных щитов и мотелей, зоной Лас Вегаса, ночными шоу, второсортными голливудскими фильмами, так называемой паралитературой...» [8]. Инкорпорируя в себя все эти феномены, постмодернизм, апеллируя к снам, фантазиям, страхам, бессознательному, создал эфемерную, абсурдистскую, проникнутую визуальностью китч-культуру, нивелирующую границу между областями высокого и элитарного искусства, опустив элиту до уровня массы.

Собственно, постмодернизм и возникает на базе развития новых коммуникационных средств и технических новинок, прежде всего как культура визуальная, которая охватывает архитектуру, живопись, кинематограф и рекламу, сосредоточившись «не на отражении, но на моделировании действительности путем экспериментирования с искусственной реальностью - видеоклипами, компьютерными играми, диснеевскими аттракционами» [20. С. 11-12]. Экспериментируя с вторичной действительностью, постмодернизм распространяет эти принципы работы на другие сферы (в том числе литературу, музыку и т. д.) Образ в рамках постмодернистского искусства теряет способность отображать реальность, он творит свою собственную.

По мнению М. Маклюэна, «... акцент на визуальность был совершенно невозможен до тех пор, пока изобретение печати не усилило визуальный компонент восприятия написанной страницы до состояния полной однородности и воспроизводимости» [18. С. 205]. Развивая мысль известного ученого, А. Л. Стризое и В. А. Храпова пишут: «Книжная культура изменила и обогатила не только содержание визуальных образов, но и способы их построения, языки визуальной культуры, создав совершенные, возвысившиеся до классических образцов графические иллюстрации, театральные (драматические, балетные, оперные), кино- и телепостановки. И хотя в них сохраняется основа книжного повествования - развертывание сюжета, здесь имеет место не просто замена системы знаков (вербальных на визуальные), транслирующих содержание, но и выстраивание самостоятельной эстетической задачи: стремление вызвать у зрителя особые интеллектуальные и эмоциональные состояния» [25]. Распространяя цитату на характеристики медиасферы, мы можем с уверенностью утверждать аналогичность описанной ситуации.

Визуальный образ - универсальная единица современного визуального языка

Язык - живая система коммуникации. Совокупность семиотически значимых символов, имеющих адекватные эквивалентные соответствия с единицами естественного языка, есть искусственно созданный язык. Ярким образцом такого языка является визуальный язык - понятие, довольно недавно появившееся, но прочно занявшее место в научном обиходе. Наиболее точное, на наш взгляд, определение визуального языка дают А. В. Курьянович и А. В. Драгунайте: «Визуальный язык в самом общем представлении осмысляется как кодовая система знаков, приобретающих статус нелинейных визуальных образов в процессе коммуникации» [13. С. 153]. В основе визуального языка лежит возможность распознавания образов и осмысления визуальной информации. Для успешного общения необходимо, чтобы языковая система была понятна его участникам. Эффективно реализуя задачи межнациональной коммуникации, визуальное в глобализирующемся обществе выступает инструментом интеграции индивидов, позволяя людям понимать друг друга без опоры на набор языковых знаков вербальной коммуникации. «В условиях глобализирующегося мира проблема межнационального общения становится все более актуальной, что объясняет особую востребованность языка визуальных образов в современной массовой культуре. Изображение обладает простотой и ясностью понимания на интуитивном уровне у большинства людей» [6. С. 328]. Поскольку образ интуитивно понятен, это обеспечивает высокую скорость коммуникативного обмена.

Однако в данном контексте необходимо учитывать, что образ далеко не всегда однозначно «считывается» представителями различных культур, и можно оказаться в культурной «ловушке». Так, Э. Панофский констатирует очевидную культурную опосредованность изображений, которые могут быть поняты только сквозь призму эпохи, истории, традиции или знаний о них, подтверждая своё мнение таким примером: «Австралийский бушмен не смог бы определить сюжет Тайной вечери, для него это было б только выражение идеи совместного принятия пищи. Чтобы понять иконографическое значение картины, ему пришлось бы познакомиться с содержанием Евангелия. Если в произведениях воплощены темы, выходящие за рамки библейских сюжетов и эпизодов истории или мифологии, известных любому «образованному человеку», то все мы оказываемся в роли австралийского бушмена» [23. С. 37]. Трудно не согласиться с Панофским. Действительно, существует множество культурно нагруженных образов, декодировать которые можно только «изнутри» собственной культуры, однако, допустим, бутылка «Соса-со1а» одинаково узнаваема (а значит, успешно дешифруется) в самых разных сообществах на разных континентах, как и множество других образов, символов и «картинок», базовый набор которых позволяет индивидам сравнительно легко осуществлять элементарную коммуникацию, не зная при этом языка и с трудом представляя особенности ментальности партнера по коммуникации. Американский лингвист, когнитивист, социальный критик Аврам Ноам (Наум) Хомский (Noam Chomsky) считает, что «язык - это процесс свободного творчества; его законы и принципы неизменны, но способы использования этих законов и принципов не ограничены и бесконечно разнообразны» [См.: 16]. Алан Купер в книге «Интерфейс. Основы проектирования взаимодействия» рекомендует начинать исследования визуального языка параллельно с началом проектирования. В этих работах анализируется цвет, шрифты и виджеты, общий размер и свойства «материала» интерфейса (например, с чем больше он ассоциируется - со стеклом или с бумагой). Алан Купер предлагает начинать работу на абстрактном уровне, так как это позволяет провести начальное обсуждение визуального языка, не отвлекаясь на подробности проектирования взаимодействия [12]. Без сомнения, эти рекомендации распространяются и на медиаязык.

Место и роль визуального образа в современной журналистике

Ведущим трендом медиасферы становится визуализация средств массовой информации. Современные массмедиа предлагают множество различных вариантов и схем визуализации информации, позволяющих отразить окружающий, наполненный образами мир, на страницах газет и журналов, на телевидении или в интернет-СМИ. Современный медиапотребитель может позволить себе выбор: прочитать/пролистать текст, посмотреть фотографии, видео, детально изучить предложенную авторами материала инфографику.

В рамках нашей статьи мы остановимся на инфографике. Традиционно инфографика рассматривается как инструмент наглядного представления сложных данных, позволяющий

концентрировать внимание пользователя на существенных сторонах исчисляемых элементов, например, на росте или спаде того или иного параметра, на классификации каких-то элементов, хронологии событий и т. п. Развитие технологий, интерактивные формы инфографики ведут к тому, что большие данные могут быть представлены с заведомой манипулятивно ориентированной задачей, а медиаэстетические параметры сообщений и информации в современном коммуникативном пространстве обеспечивают дополнительное воздействие на реципиента. В более ранних наших исследованиях определено, что инфографические артефакты обладают 1) вирусным эффектом, что служит их распространению в социальных сетях; 2) художественностью, что позволяет читателю считывать заложенные смыслы. Совокупность этих качеств обеспечивает успешное использование инфографики в различных сферах коммуникации.

В результате анализа материалов, содержащих инфографический контент с целью исследования его роли в журналистском тексте, нами установлено: 1) инфографика может выполнять функцию иллюстрации журналистского материала; 2) может выступать как самостоятельное журналистское произведение; 3) часто эти две функции - иллюстрация и текст -совмещены (креолизованный/ поликодовый текст). Мы отмечаем, что современная инфографика эволюционирует в сторону публицистики, следуя таким тенденциям, как «визуальный поворот» (через создание визуального медиаобраза) и персонификация журналистского текста (через выстраивание диалога автор-читатель). Соответственно, для инфографики одинаково важными оказываются и содержательные, и оформительские принципы систематизации, структурирования и предъявления информации: с мировоззренческой точки зрения - какую идею хотел выразить автор (при создании инфографики чаще - коллективный автор), с эстетической - насколько точен и гармоничен созданный художественный образ. Покажем это на примере конкретных журналистских материалов, содержащих инфографический контент. В качестве примеров мы обратимся к сайтам изданий «Аргументы и факты» (http://www.aif.ru), «ТАСС. Инфографика» (https://infographics.tass.ru) [Более подробно см: 24].

В рамках нашей статьи рассмотрим мультимедийный спецпроект «Сделано в Крыму. Культура» (03.12.2015), подготовленный совместными усилиями Министерства культуры России и редакцией «Аргументов и фактов» (http://crimea.culture.ru/).

Перемещение по материалу нелинейное, оно возможно с помощью виртуального поезда, курсирующего между городами Крыма, по «железной дороге» в форме тайм-линии, а также с помощью правой панели, отсылающей к конкретным произведениям искусства. То есть перед нами собрание любопытных фактов о полуострове, в справочной форме сопровождающих художественные артефакты, «уносящие» читателя в Крым. Города Крыма показаны через тексты знаменитых людей: письма В. Г. Белинского, «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого; через использование современных произведений, например, фильмы «Кавказская пленница» и «Человек-амфибия» и другие. Проект содержит информацию о различных направлениях в искусстве и охватывает период с XIX века по наши дни. Читателю/зрителю авторы показывают полуостров глазами великих людей, создававших кинокартины и живописные полотна, книги и стихотворные произведения. Фактологическую базу материала составляют цитаты известных художников, певцов, композиторов, писателей, воспоминания о Крыме, интересные детали, так или иначе связанные с полуостровом. Читатели смогут узнать, что вдохновило Пушкина на создание «Кавказского пленника», как выбирали место для съемок фильма «Алые паруса», почему многие коктебельцы остались недовольны публикацией Булгакова «Путешествие по Крыму». Данный спецпроект носит не информационный, а просветительский характер. Медиаязык, представленный мультимедийной инфографикой, которая дополнена фактологической базой, красиво с точки зрения эстетики оформленной, позволяет читателю получить удовольствие от предложенного виртуального путешествия.

Другой пример - материал «Менделеев - Петр Первый. и другие рейсы, которые могут появиться в российском небе» (https://velikie-imena.tass.ru/). Данный материал - это отклик на одну из активно обсуждаемых в тот период тем - наименование/переименование аэропортов. Авторам удалось справиться с задачей (на фоне уже имеющего огромного количества материалов по данной теме) и создать оригинальное публицистическое произведение. Здесь присутствуют статичные и движущиеся элементы. Многие из них визуализируют тематику в оформлении

аэропортов: летящие самолеты, табло с рейсами, тележки багажа. Эти элементы придают эффект постоянного движения, что соответствует обстановке аэропорта - всегда динамичной. Инфографика представлена в довольно яркой цветовой гамме: основные цвета - белый, красный, синий и оранжевый. Эти яркие солнечные и позитивные цвета очень приятны для восприятия. Вполне ассоциируются с мирной тематикой представленной инфографики. Наибольший эффект достигается за счет технических средств, в частности, из-за движущихся иллюстраций, несущих в себе глубокий смысл. Таким образом, инфографический язык позволил создать уникальное медиапроизведение: логичное - на уровне композиции, интересное - на уровне сюжета и средств выражения, экспрессивное - на уровне оформления.

На конкретных примерах мы показали, что объединенные в инфографику большие данные не только визуализированы и систематизированы, но и персонализированы. Рассмотренные в статье образцы инфографики позволяют охарактеризовать новые принципы коммуникации, основанные на активном участии адресата в процессе восприятия медиатекста, а значит, и формирования медиаобраза на основе полученной информации. Отметим, что и дизайнер при создании инфографики, и репортер работают с фактами, превращая их в публицистический образ.

Заключение

Подводя итог проделанной работы, мы отмечаем, что на протяжении всей истории эволюции человечества визуализация как способ хранения и передачи информации не только не уступала вербальным средствам, но в переломные моменты развития культуры занимала лидирующие позиции. Визуальный язык начинается с принципов, которые пользователь считывает в первые секунды взаимодействия, и позволяет получить нужную информацию еще до того, как он узнает, как это работает. Опыту общения на визуальном языке можно обучить (и нужно учить), проще всего для понимания использовать известные или общепринятые метафоры в качестве фундамента для общения, что и применяется в медиасфере, реализуя визуальные практики в журналистике.

Список литературы

1. Бурдьё П. Поле литературы. Перевод с французского с сокращениями: М. Гронас. // Социальное пространство: поля и практики. Сборник статей. М., 2005. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. 23.09.2009. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3042 (дата обращения 10.08.2019).

2. Бурдьё П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии, 1993. № 1/2. URL: http://bourdieu.name/book/export/html/51 (дата обращения 10.08.2019).

3. Вирильо П. Машина зрения / пер. с фр. А. В. Шестакова; под ред. В. Ю. Быстрова. СПб.: Наука, 2004. 140 с.

4. Галкин Д. В. Технологика новых медиа: к проблеме генезиса цифровой культуры // Гуманитарная информатика. Вып. 2. Томск, 2005. С. 37-60.

5. Галкин Д. Цифровая культура: горизонты искусственной жизни / изд-во Томского ун-та, 2013. 228 с.

6. Горский Д. Н. «Визуальный поворот» в современной культуре и трансформация медиа // Диалог цивилизаций в условиях глобальной экологической нестабильности: материалы Междунар. науч. конф. молодых ученых, Минск, 24 мая 2012 г. / редкол.: А. И. Зеленков [и др.]. Электрон. текстовые данные. Минск : БГУ, 2013. С. 328-330.

7. Демшина А. Ю. Визуальные искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект. СПб.: Астерион, 2010. 190 с.

8. Джеймисон Ф.Постмодернизм и общество потребления: пер. с англ. // Логос. 2000. № 4. С. 63-77.

9. Загидуллина М. «Бог из машины»: человеческое в условиях экспансии механического и электронного // Новое литературное обозрение, 2018. № 1 (149). С. 428-443.

10. Киттлер Ф. Оптические медиа. М., Изд-во «Логос», 2009. 272 с.

11. Крошнева М. Е., Маленова О. Е. Визуализация информации и инфографика: учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки 42.03.03 «Издательское дело» / сост. М. Е. Крошнева, О. Е. Маленова. Ульяновск: УлГТУ, 2018. 80 с.

12. Купер А. Интерфейс. Основы проектирования взаимодействия. Питер, 2017. 720 с.

13. Курьянович А. В., Драгунайте А. В. Место и роль визуального языка в современной коммуникации (на примере креолизованных рекламных текстов) // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2015. Вып. 4 (157). С. 153-159.

14. Лайкова Я. Н. Инфографика в российских СМИ: периодизация и тренды развития // Медиаскоп. 2015. № 2. URL: http://www.mediascope.ru/taxonomy/term/9 (Дата обращения: 10.08.2019).

15. Лаптев В. В. Инфографика: основные понятия и определения // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 4 (184). С. 180-187.

16. Лукьянов О. Визуальный язык. Как сохранить цельность проекта. URL: https:// medium.com/@olegus/визуальный-язык-как-сохранить-цельность-проекта-98e4d9feb5d2 (дата обращения: 19.08.2019).

17. Маклюэн Г. M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека; пер. с англ. В. Николаева; закл. ст. М. Вавилова. М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. 464 с.

18. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. М. : Академический проект: Фонд «Мир», 2005. 496 с.

19. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. Киев : Ника-Центр, 2004. 432 с.

20. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. 347 с.

21. Манович Л. Язык новых медиа. М.: Ад маргинем Пресс, 2018. 400 с.

22. Остриков С. В. Теоретические основы и принципы инфографического дизайна: монография. М.: ФГБОУ ВПО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова», 2014. 208 с.

23. Панофский Э. Этюды по иконологии : гуманистические темы в искусстве Возрождения; пер. с англ. Н. Г. Лебедевой, Н. А. Осминской. Санкт-Петербург : ИД «Азбука-классика», 2009. 429 с.

24. Симакова С. И. Инфографика как разновидность медиаязыка // Медиачтения СКФУ : Материалы Третьей Международной научно-практической конференции (Ставрополь, 23-25 мая 2019 г.) / отв. ред. О. И. Лепилкина, А. М. Горбачев, Н. Н. Борисенко, Д. А. Шевцова. Ставрополь : Сервисшкола, 2019. С. 257-259.

25. Стризое А. Л., Храпова В. А. Вербальное и визуальное в культуре: иерархия или дополнительность? // Вопросы философии. 2018. № 6. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_ content&task=view&id=2001&Itemid=52 (дата обращения: 19.08.2019).

26. German I. Эволюция технологий: ЭрккиХухтамо о том, чем занимаются археологи медиа. 2015. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/10145-arkheologiya-media (дата обращения: 19.08.2019).

27. Cairo A. The functional art. An introduction to information graphics and visualization. Berkeley, 2013.

28. Mirzoeff, N. What is visual culture? // The Visual Culture Reader / edited, with introductions by Nicholas Mirzoeff. London, New York: Routledge, 1998. Pp. 3-13.

PHILOSOPHICAL AND AESTHETIC FOUNDATIONS OF VISUAL PRACTICES

IN JOURNALISM

Simakova S. I., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, [email protected]

The authorfocuses on the visualization ofjournalistic content as one of the phenomena of the modern world. Having formulated the goal of the study - to consider the philosophical and aesthetic foundations of visual practices in journalism (using the example of infographics), the author consistently implements it. This is facilitated by a clearly structured article. The introduction notes that in modern conditions, media texts in general and visual, in particular, combine the formation of humanistic traditions (attention to the Man) andposthumanist traditions (technologization). A literature review is given on the research

topic - the author identifies three thematic groups: works devoted to the history of media and visual media culture; studies related to the concepts of "media culture" and "media language"; scientific works devoted to such a phenomenon as infographics. The article analyzes the origins of visualization, describes the main characteristics of visuality (post-modern culture as a generator of visibility) and visual language (visual image - a universal unit of modern visual language). The infographic content of journalistic materials is considered as an example. Moreover, the analysis of infographics is made from two positions: infographics - illustration of journalistic material and infographics - media language.

Key words: media culture, media language, visual image, visualization, visual content, visual practices, infographics, media infographics.

References

1. Bourdieu P. (2005). Pole literatury. Perevod s frantsuzskogo s sokrashcheniyami [Field of literature. Translation from French with abbreviations] Sotsial'noye prostranstvo: polya i praktiki. Sbornik statey [Social space: fields and practices. Digest of articles]. M.:Gronas. Available at: https:// gtmarket.ru/laboratory/expertize/3042 (accessed 08/10/2019).

2. Bourdieu P. (1993). Rynok simvolicheskoy produktsii [Market of symbolic products]. Voprosy sotsiologii [Questions of sociology]. 1/2. Available at: http://bourdieu.name/book/export/html/51 (accessed 08/10/2019).

3. Virillo P. (2004). Mashina zreniya [Machine vision]: trans. with fr. A. V. Shestakova; under the editorship of V. Yu. Bystrova. St. Petersburg: Nauka.140 p.

4. Galkin, D. V. (2005).Tekhnologika novykh media: k probleme genezisa tsifrovoy kul'tury [Technology of new media: to the problem of the genesis of digital culture].Gumanitarnaya informatika [Humanitarian Informatics]. Tomsk, Vol. 2. Pp. 37-60.

5. Galkin, D. (2013). Tsifrovaya kul'tura: gorizonty iskusstvennoy zhizni [Digital culture: the horizons of artificial life]. Publishing house of Tomsk University. 228 p.

6. Gorsky, D. N. (2013). «Vizual'nyypovorot» v sovremennoy kul'ture i transformatsiya media ["Visual turn" in modern culture and the transformation of media]. Dialog tsivilizatsiy v usloviyakh global'noy ekologicheskoy nestabil'nosti: materialy Mezhdunar. nauch. konf. molodykh uchenykh, Minsk, 24 maya 2012 g. / redkol.: A. I. Zelenkov [i dr.] [Dialogue of civilizations in the context of global environmental instability: proceedings of the Intern. scientific conf. young scientists, Minsk, May 24, 2012 / editorial: A. I. Zelenkov [et al.]]. Minsk: BSU. Pp. 328-330.

7. Demshina,A.Yu. (2010). Vizual'nyyeiskusstvav situatsiiglobalizatsiikul'tury: institutsional'nyy aspekt [Visual arts in a situation of globalization of culture: institutional aspect]. St. Petersburg: Asterion. 190 p.

8. Jamison, F. (2000). Postmodernizm i obshchestvo potrebleniya: per. s angl [Postmodernism and consumer society: Per. from English]. Logos, 4. Pp. 63-77.

9. Zagidullina, M. (2018). «Bog iz mashiny»: chelovecheskoye v usloviyakh ekspansii mekhanicheskogo i elektronnogo ["God from the machine": the human under the expansion of mechanical and electronic]. Novoye literaturnoye obozreniye [New Literature Review]. 1 (149). Pp. 428-443.

10. Kittler, F. (2009). Opticheskiye media[Optical Media]. M., Publishing House "Logos"272 p.

11. Kroshneva, M. E.&Malenova, O. E. (2018). Vizualizatsiya informatsii i infografika: uchebno-metodicheskoye posobiye dlya obuchayushchikhsyapo napravleniyupodgotovki 42.03.03 «Izdatel 'skoye delo» /sost. M. Ye. Kroshneva, O. Ye. Malenova [Information visualization and infographics: a teaching aid for students in the direction of preparation 42.03.03 "Publishing" / comp. M. E. Kroshneva, O. E. Malenova]. Ulyanovsk: UlSTU. 80 p.

12. Cooper, A. (2017). Interfeys. Osnovy proyektirovaniya vzaimodeystviya [Interface. Basics of interaction design]. Peter. 720 p.

13. Kuryanovich, A. V., Dragunaite, A. V. (2015). Mesto i rol' vizual'nogo yazyka v sovremennoy kommunikatsii (na primere kreolizovannykh reklamnykh tekstov) [The place and role of visual language in modern communication (using creolized advertising texts as an example)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin]. Issue. 4 (157). Pp. 153-159.

14. Laikova,Ya. N. (2015). Infografika v rossiyskikh SMI: periodizatsiya i trendy razvitiya [Infographics in the Russian media: periodization and development trends]. Mediaskop [Mediascope]. 2. Available at: http://www.mediascope.ru/taxonomy/term/9 (accessed 08/10/2019).

15. Laptev, V. V. (2013). Infografika: osnovnyye ponyatiya i opredeleniya [Infographics: basic concepts and definitions]. Nauchno-tekhnicheskiye vedomosti SPbGPU. Gumanitarnyye i obshchestvennyye nauki [Scientific and technical statements of SPbSPU. Humanities and social sciences]. 4 (184). Pp. 180-187.

16. Lukyanov, O. (2018). Vizual'nyy yazyk. Kak sokhranit' tsel'nost' proyekta [Visual language. How to maintain the integrity of the project]. Medium [Medium]. Available at: https://medium.com/@ olegus/visual-language-how-save-integrity-project-98e4d9feb5d2 (accessed: 08/19/2019).

17. McLuhan, G. M. (2003).PonimaniyeMedia: Vneshniye rasshireniya cheloveka [Understanding Media: Human External Extensions]: tr. from English V. Nikolaev; bookmark Art. M. Vavilova. M .; Zhukovsky: "CANON-Press-Ts", "Kuchkovo Field". 464 p.

18. McLuhan, M. (2005). Galaktika Guttenberga: Stanovleniye chelovekapechatayushchego [The Guttenberg Galaxy: The Becoming of the Man Printing]. M.: Academic project: The Mir Foundation. 496 p.

19. McLuhan, M. (2004). Galaktika Gutenberga: Sotvoreniye cheloveka pechatnoy kul'tury [Gutenberg Galaxy: The Creation of Human Print Culture]. Kiev: Nika-Center.432 p.

20. Mankovskaya, N. B. (2000). Estetika postmodernizma [Aesthetics of postmodernism]. St. Petersburg: Aletheia.347 p.

21. Manovich, L. (2018). YAzyknovykh media [Language of new media]. M .: Ad Margin Press.400 p.

22. Ostrikov, S. V. (2014). Teoreticheskiye osnovy iprintsipy infograficheskogodizayna: monografiya [Theoretical foundations and principles of infographic design: monograph]. M .: FSBEI HPE Moscow State Art and Industry Academy named after S. G. Stroganova". 208 p.

23. Panofsky, E. (2009). Etyudy po ikonologii :gumanisticheskiyetemy v iskusstveVozrozhdeniya [Studies on iconology: humanistic themes in the art of the Renaissance]:tr. from English N. G. Lebedeva, N. A. Osminskaya. St. Petersburg: Publishing House "ABC Classic". 429 p.

24. Simakova, S. I. (2019). Infografika kak raznovidnost' mediayazyka [Infographics as a kind of media language]. Mediachteniya SKFU: Materialy Tret'yey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Stavropol', 23-25 maya 2019 g.) / otv. red. O. I. Lepilkina, A. M. Gorbachev, N.N. Borisenko, D. A. Shevtsova [Media Readings of NKFU: Materials of the Third International Scientific and Practical Conference (Stavropol, May 23-25, 2019) / ed. O. I. Lepilkina, A. M. Gorbachev, N. N. Borisenko, D. A. Shevtsova]. Stavropol: Service School. Pp. 257-259.

25. Strizoe, A. L. & Khrapova, V. A. (2018). Verbal'noye i vizual'noye v kul'ture: iyerarkhiya ili dopolnitel'nost'? [Verbal and visual in culture: hierarchy or complementarity?]. Voprosy filosofii [Questions of philosophy]. 6. Available at: http://vphil.ru/index.php?option=com_ content&task=view&id=2001&Itemid=52 (accessed: 08/19/2019).

26. German, I. (2015). Evolyutsiya tekhnologiy: ErkkiKhukhtamo o tom, chem zanimayutsya arkheologi media [The evolution of technology: ErkkiHuhtamo on what media archaeologists do]. Theory & practice [Theory & practice]. Available at: https://theoryandpractice.ru/posts/10145-arkheologiya-media (accessed: 08.19.2019).

27. Cairo, A. (2013). The functional art. An introduction to information graphics and visualization. Berkeley.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Mirzoeff, N. (1998). What is visual culture? The Visual Culture Reader /edited, with introductions by Nicholas Mirzoeff. London, New York: Routledge. Pp. 3-13.

Симакова Светлана Ивановна - заведующая кафедрой журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент.

simakovi@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.