УДК 002.704
С. И. Симакова
Челябинский государственный университет, Челябинск
А. П. Енбаева
Челябинский государственный университет, Челябинск
ИНТЕРАКТИВНАЯ ИНФОГРАФИКА В ТИПОЛОГИИ ИНФОГРАФИЧЕСКОГО КОНТЕНТА
Актуальность темы, рассматриваемой в данной статье, обусловлена необходимостью серьезного теоретического осмысления наиболее динамично развивающихся видов визуального медиаконтента, к числу которых относится интерактивная инфографика. Особое внимание уделяется такой форме, как инфографика. Рассматриваются ее сущностные характеристики, приводятся различные типологии инфографического контента. Отдельно исследуется такая разновидность инфографических материалов, как интерактивная инфографика. Определяется ее место в общей типологии инфографики, оценивается ее потенциал с точки зрения воздействия на медиапотребителя и эффективности трансляции медиаинформации. Приводятся наиболее типичные ошибки при создании интерактивной инфографики. Выявляется обусловленность природы интерактивной инфографики стратегиями медиапотребления в эпоху визуального поворота. Результаты исследования и выводы, представленные в данной статье, могут быть использованы в учебном процессе и в научной деятельности студентов, магистрантов и аспирантов медианаправлений.
Ключевые слова: визуальный поворот, инфографика, типология инфографики, интерактивная инфографика, инфографический контент.
В науке о журналистике назрела необходимость серьезного теоретического осмысления наиболее динамично развивающихся видов визуального медиаконтента, к числу которых относится интерактивная инфографика. Основанием для подобного осмысления может и должна служить так называемая теория визуального поворота, способная объяснить многие сущностные характеристики интерактивной инфографики. «Визуализация изменяет традиционную журналистику, вооружая ее новыми возможностями и инструментами представления данных. Потенциал этого инструментария давно осознан профессионалами медиасферы. <...> наибольшим потенциалом <...> обладает инфографика. Медийная инфографика практически в одночасье завоевала отечественное инфопространство» [8. С. 92-93]
К началу XXI века в отечественной гуманитарной науке в целом и в науке о журналистике, в частности, появилось множество работ обобщающего характера, посвященных инфографике. При подготовке данной статьи нам показались наиболее полезными замечания и выводы, сформулированные в статьях и монографиях, посвященных инфографике таких исследователей, как А. А. Бузинова, С. И. Симакова, М. А. Фролова, В. Е. Цитцер. Во многих работах инфографика рассматривается во взаимосвязи с феноменом визуализации информации, здесь стоит отметить исследования таких авторов, как Ж. Е. Ермолаева, О. В. Лапухова, И. Н. Герасимова, Т. С. Масы-люк, Г. А. Никулова, А. В. Подобных, Е. И. Федорова. В статьях Г. М. Концевой, М. П. Концевого, Я. В. Лайковой, рассматриваются сущностная специфика и роль инфографики в современных средствах массовой коммуникации (СМК). Интересующий нас тип инфографики - интерактивная инфографика - нашел отражение в исследованиях авторов - М. П. Концевого, В. Е. Рябини-ной, С. И. Симаковой и В. В. Федотовского.
Таким образом, при достаточной репрезентативности теоретико-методологической базы нашей работы, остаются существенные лакуны, позволяющие развернуть полноценное исследование в интересующей нас области - а именно в осмыслении сущностных характеристик и специфики реализации журналистских задач интерактивной инфографикой с точки зрения феномена «визуального поворота» в современной культуре и медиасфере, в чем и заключается, главным образом, научная новизна предложенной статьи.
Целью исследования, результаты которого представлены в данной статье, является системное исследование сущностных характеристик и возможностей интерактивной инфографики как особого типа информационного контента современных онлайн-СМИ с точки зрения кардинальной трансформации процессов и способов восприятия реальности, обозначаемой в современной науке как «визуальный поворот».
Прежде, чем говорить о предмете исследования, введем рабочее определение инфографики. По нашему мнению, инфографика - это «визуальное представление информации, данных или знаний в виде статистических и динамических карт, схем, таблиц, диаграмм и так далее, с помощью которых сложное воспринимается как простое, а абстрактное конкретизируется» [9. С. 78]. Мы отмечаем, что «базовыми характеристиками инфографики являются ясность, точность, лаконичность, структурированность, аналитичность, привлекательность для аудитории, социальная значимость» [11. С. 209].
Современная инфографика очень неоднородна, она попросту очень разная, имеет множество видов, типов и вариантов представления. Многообразие образцов инфографических сообщений как нельзя лучше демонстрируют классификации, предлагаемые различными исследователями. Признаем, что среди типологий есть более развернутые и менее развернутые, включающие одно или несколько оснований, более грамотные и менее грамотные, логичные и не очень, однако нас в данном случае интересует не стройность концепций, а родовидовое многообразие инфографи-ки, поэтому остановимся на классификациях, включающих наибольшее количество типологических критериев. Так, анализируя PR-тексты, А. А. Бузинова, предлагает типологию инфографики по пяти собственным основаниям и одному - с опорой на генерального директора компании «Меркатор» и одного из гуру современной отечественной инфографики А. Скворцова. Итак, она выделяет следующие типы инфографики:
1. По количеству составляющих: элементарная (одиночные графики, таблицы, карты, диаграммы или схемы); составная (сложные иллюстрации, состоящие из разнородных элементов, объединенных общим замыслом).
2. По качеству детализации: низкого разрешения (предназначены для публикации в интернете, для выхода в эфир на ТВ, для интерактивных презентаций); высокого разрешения (предназначены для печатных средств массовой информации).
3. По качеству образов: буквальная («данные визуализированы с использованием реалистичных образов»); метафорическая («данные визуализированы с использованием выдуманных персонажей, рисованных изображений, с переносом смысловых значений на образы, не имеющие отношения к субъекту коммуникации»).
4. По характеру данных: энциклопедическая (на основе данных, полученных в результате теоретического исследования: описание фактов); репортажная (на основе данных, полученных путем практического исследования: описание событий).
5. По кинетическим характеристикам: традиционная (статичная); мультимедийная (интерактивная).
И далее А. А. Бузинова продолжает свою классификацию, цитируя А. Скворцова, выделяющего еще три класса инфографики (без указания основания типологизации): объяснение (схематичное изображение процессов, явлений, визуализация причинно-следственных связей); презентация информации (репрезентация данных, чаще всего цифр и зависимостей, в удобной для реципиента форме); иллюстрация (сопровождение инфографикой текста, дополнение его образами) [1. С. 193-194].
А еще чуть ниже, с опорой на исследования J. Fraseara, А. А. Бузинова предлагает разделять инфографику по способам визуализации данных на диаграммы, графики, таблицы и карты [1. С. 194]. Несмотря на то, что данное основание классификации с выделенными типами ин-фографики не включено в общую типологию, представленную выше, однако оно дополняет и логически продолжает её, следовательно, не может быть проигнорировано.
Применительно к реальности средств массовой информации анализирует инфографику М. А. Фролова, предлагающая классификацию на базе десяти типологических критериев. Она подразделяет инфографику 1) по способу отображения: статичная (символы, диаграммы, рисунки и проч.), динамичная (анимация, ролики, клипы); 2) по цели: первичные данные, новостная, аналитическая, реклама; 3) по степени обработки информации: расширенный список; последова-
тельная; инструкция; процесс и перспектива; инфографика-реконструкция (отражающая хронологию событий); 4) по типу данных: количественная, качественная, смешанная; 5) по форме представления: печатная, цифровая; 6) по уровню интерактивности: обоюдная, активная; реактивная;
7) по содержанию: предметные области знания, производство, культура, спорт, быт, образование;
8) по уровню реальности: физическая, информационная, когнитивная; 9) по уровню когнитив-ности: актуальная, потенциальная; 10) по виду смыслов: композиционная, функциональная» [13. С. 298-303]. Следует признать, что типология небесспорна, однако крайне любопытна тем, что охватывает большое количество типологических критериев, а также освещает такие основания типологизации, которые в других работах встречаются редко или не встречаются совсем (например, по уровню реальности или по виду смыслов).
В соответствии с задачами нашей работы, нас интересуют прежде всего два типологических основания. Во-первых, это способ репрезентации / характер визуализации инфографических сообщений, во-вторых, уровень интерактивности для цифровой инфографики. Что касается первого, то с нашей точки зрения, этот типологический признак можно назвать основным. Именно на основании выделения типов и подтипов инфографики по характеру визуализации можно постараться охватить максимальное количество форм бытования инфографики в современных массме-диа. Деление инфографики по этому основанию можно встретить в работах исследователей чаще всего, оно уже было упомянуто и нами - в рамках классификации М. А. Фроловой, но наиболее развернутой классификаций по способу репрезентации информационной графики можно считать типологию Г. А. Никуловой и А. В. Подобных, которые «по критерию систематизации типов данных» выделяют две большие группы количественной и качественной инфографики. Авторы отмечают: «для организации представления количественных (числовых) данных используются графики, диаграммы, гистограммы и номограммы, которые, в свою очередь подразделяются на подгруппы (точечные, линейные круговые и т. п.); для организации представления совокупности (например, иерархий) объектов и качественных данных используют многочисленные типы схем, карт, изображений и их последовательностей» [6. С. 377].
Далее исследователи «разворачивают» вторую типологическую группу количественной ин-фографики и предлагают включать в её состав 1) «организационные диаграммы, отражающие структуру объекта»; 2) «диаграммы трендов, определяющие стратегию развития процессов»; 3) «планы-графики», выявляющие последовательность решения задач в ходе различных процессов; 4) «технологические диаграммы», представляющие особенности и стадии технологических процессов; 5) «диаграммы и схемы компьютерных сетей и телекоммуникаций, используемые как на стадии разработки технических концепций формирования компьютерных сетей, так и в дальнейшем в процессе их функционирования»; 6) «схемы», акцентирующие внимание на наиболее важных моментах; 7) «рисунки и схемы», наглядно описывающие процессы или ситуации; 8) «графы, визуализирующие переходы или связи понятий, событий, процессов»; 9) «ментальные карты знаний, процессов, сущностей»; 10) «ИГ миниатюры - пиктограммы, иконки, указатели» [6. С. 377].
Перечисленные типы инфографики мы ежедневно наблюдаем в современных отечественных массмедиа. Инфографика, представленная в виде карт, схем, диаграмм, таймлайнов и т. д. (или в их совокупности) может быть дополнением к текстовой информации, может практически полностью замещать журналистский текст в материале и являться смысловым центром, «ядром» журналистского сообщения (например, когда в статье представлена солидная инфографика и очень коротенькая текстовая аннотация). Кроме того, инфографика может быть одним из сегментов большой мультимедийной статьи, включающей в себя галереи фото, видео- и/или аудиофайлы, комиксы и динамические заставки и др.
Типы инфографики по способу репрезентации - это то, как мы видим инфографику. Без базовых знаний о них инфографику невозможно исследовать в принципе.
Второй интересующий нас признак типологизации (интерактивность) не имеет однозначного названия. Так, в приведенной выше типологии А. А. Бузиновой он обозначен как «кинетические характеристики» (с разделением по этому признаку на традиционную (статичную) и мультимедийную (интерактивную) инфографику). В классификации М. А. Фроловой это основание определено как «форма представления» (с выделением печатной и цифровой инфографики, которая в свою очередь разбивается на подтипы по уровню интерактивности). Впрочем, название признака
в данной ситуации для нас опять же вторично. Каким бы ни было его наименование («кинетические характеристики», «форма представления», «технологическое основание», «тип результата»), нас интересует прежде всего возможность вычленения в рамках этого типологического кластера интерактивной инфографики. Как мы уже видели, последняя чаще всего включается в типологию по данному основанию наряду со статичной инфографикой. Но есть и другие варианты. В частности, Ж. Е. Ермолаева, О. В. Лапухова, И. Н. Герасимова, предлагают рассматривать в одном ряду с интерактивной инфографикой (позволяющей пользователям в той или иной степени взаимодействовать с данными) также статичную инфографику (как наиболее простой и распространенный вид инфографики, содержащий «одиночный слайд без анимированных элементов») и видеоинфографику (представляющую собой видеоряд, сочетающий визуальные образы данных, иллюстрации, динамический текст) [2. С. 26-30].
Таким образом, интерактивная инфографика к настоящему моменту заняла своё место в классификациях инфографики. Оформившись как особый тип инфографического контента со своей спецификой, она демонстрирует эволюцию от статичных картинок до насыщенного интеракцией содержания со сложными переходами, элементами анимации, видеовставками и прочими компонентами, образующими синтетическое единство, адаптированное под конечного потребителя. Это уже не та инфографика, к которой мы привыкли за последние десять лет, это новый уровень создания увлекательных историй, убедительных концепций, качественно организованных данных, это «игра-бродилка» с высоким уровнем вовлечения.
Осознание потенциала интерактивной инфографики связано с развитием компьютерной техники, появлением планшетов, «гаджетизацией» человечества, но прежде всего, с появлением интернета, формированием интернет-пространства и созданием онлайн-СМИ. Интернет-коммуникация, с присущими ей характеристиками (в том числе мультимедийностью, конвергентно-стью, интерактивностью и проч.), позволила активно экспериментировать в сфере инфографики (с использованием техник прокрутки и выделением тех или иных сегментов инфографики; с расширением областей инфографики за счет «всплывающих» окон; с трансформацией инфогра-фики в многомерное повествование за счет множественных переходов на десятки страниц, разворачивающих информацию; с использованием анимированных персонажей; с делегированием реципиенту полномочий по управлению инфографическим контентом, например, за счет введения собственных данных). «Развитие мультимедийных технологий позволяет журналисту на качественно новом уровне адаптировать конечный информационный продукт под потребности, возможности и ожидания целевой аудитории. Тенденция вытеснения традиционных печатных СМИ электронными сопровождается переходом от статичной и константной инфографики к ин-фографике мультимедийной, динамической, интерактивной» [3. С. 169].
Интерактивная инфографика предоставляет опцию «живого отклика», двустороннего взаимодействия с аудиторией за счет его активного вовлечения в процесс восприятия информации, что важно, поскольку для построения успешной коммуникации сегодня мало быть просто реципиентом, нужно участвовать в создании информационного поля [7. С. 288-294].
Благодаря интерактивной инфографике повышается уровень вовлеченности реципиента в медийный контент, а значит, и уровень лояльности к конкретному СМИ. По мнению Я. В. Лайковой, «инфографика будучи элементом, интегрированным в основной текст статьи или самостоятельным компонентом мультимедийного издания, служит для акциденции и привлечения внимания современного пользователя, которому свойственны клиповое мышление и нежелание погружаться в большие объемы текста. В этом случае преимуществом инфографики выступает ее интерактивность, которая позволяет превратить пассивного читателя в активного участника процесса создания контекста» [4. С. 28].
При этом нужно четко понимать, что вовлеченность представителя аудитории в потребление интерактивной инфографики может быть разной, поскольку сама интерактивность разноуров-нева и варьируется от щелчков кнопки «мыши» по объекту (и скроллингу) до индивидуальных решений, когда пользователь может ввести данные о себе и тем самым изменить конечный инфо-графический продукт, адаптировать его под себя. Так, В. Е. Рябинина предлагает различать интерактивную инфографику с низким, средним и высоким уровнем вовлечения. С точки зрения автора, инфографика с низким уровнем вовлечения - это наиболее простой и популярный сегодня вид интерактивной инфографики, при знакомстве с которой от воспринимающей стороны мало
что зависит, поскольку «в результате его действий проигрывается определенный изначально заложенный сценарий», основная задача такого рода инфографики заинтересовать зрителя и привлечь его внимание к материалу. Инфографика со средним уровнем вовлечения предоставляет потребителю гораздо большую свободу выбора. От его «действий и того, куда в данный момент направлен интерес, зависит какая информация будет доступна в конкретный момент времени». Поскольку такая модель актуальна там, где нужно представить качественно структурированные большие массивы данных, зрелищность уходит на второй план, уступая место продуманной системе репрезентации. И, наконец, интерактивная инфографика с высокой степенью вовлечения -это инфографика, позволяющая сформировать информационное поле в соавторстве с воспринимающим [7. С. 288-294]. По сути те же уровни интерактивности выделяет и М. А. Фролова, называя их при этом несколько иначе: реактивным, активным и обоюдным [13].
Инфографика с обоюдным уровнем интерактивности (с высокой степенью вовлечения) предполагает изменение графической информации в зависимости от введенных пользователем сведений. Требуя выбора каких-либо параметров или введения личной информации (фактов, цифр), она формирует взаимосвязи, тенденции, соотношения в единственном числе, рассчитанные на одного человека - потребителя контента. То есть инфографика высокой степени вовлечения создаёт иллюзию штучного продукта. Будучи зависимой от медиапотребителя, инфографика такого рода предоставляет уникальную информацию и формирует уникальный уровень вовлечения. Но нужно помнить, что любая инфографика, в том числе и интерактивная невозможна без интересной, нужной, важной, ценной и полезной информации. Тема, идея и графическая оболочка работают на результат только в совокупности.
С. И. Симакова и В. В. Федотовский считают основными «ингредиентами» качественной инфографики данные, дизайн, вирусность и сторителлинг, которые благодаря интерактивности обретают новые характеристики: так, интерактивная инфографика может вместить гораздо больший объем данных («дизайнеры теперь не ограничены пространством изображения и могут размещать дополнительные данные, которые пользователь откроет самостоятельно», например, посредством всплывающих окон); грамотно построенные переходы и качественная красивая анимация делают дизайн инфографики в разы приятнее; интерактивная инфографика имеет отличный вирусный потенциал, ей хочется делиться, тем более «она может содержать социальные кнопки, что ускорит и упростит этот процесс», ну и конечно, сторителлинг станет заметно эффективнее, если реципиент будет в эту историю вовлечен (проще говоря, если это будет история про него самого) [10. С. 13-25]. Кроме того, не стоит игнорировать составляющие успеха инфо-графики (независимо от степени её интерактивности), которые предлагают учитывать практикующие дизайнеры. Среди них своевременность, привлекательная, понятная тема, четко определенные концепция и цель, умение рассказать историю, использование качественных диаграмм и цифр, которые говорят сами за себя, выбор интересных фактов, плавный, эффективный дизайн, внутренняя целостность, эмоциональные цвета, грамотное масштабирование, упрощение, продуманная визуализация, учет специфики целевой аудитории, авторитетность и надежность источников и др. [5; 14. С. 270-271].
Медиапрактики активно предсказывают бум интерактивной инфографики. И это не удивительно. Медиапотребитель уже привык к традиционным инфографическим сообщениям, он своим временем и вниманием голосует за развитие формата. Однако увеличение количества на практике зачастую означает падение качества, во-первых, потому что отрасли нужно учиться, и она учится на своих ошибках, а во-вторых, потому что мода на новинки периодически заставляет воплощать идеи в новых форматах без особой на то нужды.
В этом контексте нужно обратить внимание на ошибки, которые зачастую допускаются при создании интерактивной инфографики. Часть их вполне традиционна и перекочевала в интерактивный формат из традиционной статичной инфографики. Например, «создание инфографики из ничего», отсутствие текстовой информации, поясняющей образы (как, впрочем, и избыточное использование текстов), неверное и неоправданное применение тех или иных инструментов репрезентации (например, круговых диаграмм, пиктограмм, изображающих человека и т. д.), «отсутствие ссылки на источник информации» и проч. [12. С. 145-149]. Другая часть ошибок связана именно с интерактивным форматом. Например, перегруженность цифровыми опциями (когда прыгает, летает, меняется и т. д. буквально всё), выпячивание на первый план дизайна, а не смысла, неудобная навигация и проч.
Итак, очевиден тот факт, что современное медийное пространство находится в процессе активной и перманентной визуализации. В массмедиа расширяется пространство визуального, увеличивается количество образных «артефактов», визуализируется даже то, что раньше визуализировано быть не могло. Дрейфуют в сторону образного и изначально визуальные форматы, в том числе инфографика. Становясь всё более яркой, зрелищной и динамичной, последняя приобретает новые характеристики. В частности, на стыке визуального и кинестетического каналов воздействия на аудиторию возникает и активно развивается интерактивная инфографика. Инфографический контент с высоким уровнем интерактивности позволяет создать уникальный, штучный продукт, многократно (относительно статичной инфографики) повышающий лояльность аудитории. Однако увлекаясь дизайном, нужно помнить о теме, идее и цели, то есть содержательной стороне инфографики. В таком случае удастся подготовить действительно качественный материал, использующий все достоинства интернет-коммуникации и органично воспринимаемый аудиторией в условиях визуального поворота.
Список литературы
1. Бузинова, А. А. Инфографика в визуальных PR-текстах: типология, приемы проектирования [Текст] / А. А. Бузинова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 9. - 2014. - Вып. 2. - С. 189-199.
2. Ермолаева, Ж. Е. Инфографика как способ визуализации учебной информации [Текст] / Ж. Е. Ермолаева, О. В. Лапухова, И. Н. Герасимова // Концепт. - 2014. - № 11. - С. 26-30.
3. Концевая, Г. М. Современная журналистская инфографика [Текст] / Г. М. Концевая, М. П. Концевой // Ways of Solving Crisis Phenomena in Pedagogics, Psychology and Linguistics. Materials digest of the XXXI International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in pedagogical and psychological sciences, the II stage of the Championship in philological sciences. (London, August 31-September 06, 2012). - Лондон: Международная академия науки и высшего образования, 2012. - С. 168-170.
4. Лайкова, Я. В. Инфографика как медиатекст в онлайн-СМИ: функции и классификация [Текст] / Я. В. Лайкова // Меди@альманах. - 2015. - № 2 (№ 67). - С. 20-30.
5. Масылюк, Т. С. Инфографика как средство визуализации информации. Методические рекомендации для образовательных организаций [Текст] / Т. С. Масылюк. - Добрянка: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Информационно-методический центр», 2017. - 19 с.
6. Никулова, Г. А. Средства визуальной коммуникации - инфографика и метадизайн [Текст] / Г. А. Никулова, А. В. Подобных // Образовательные технологии и общество. - 2010. - Т. 13. -№ 2.- С. 369-387.
7. Рябинина, В. Е. Интерактивная инфографика, как способ социокультурной коммуникации в современном обществе [Текст] / В. Е. Рябинина // В мире научных открытий. - 2013. - № 11.6 (47). - С. 288-294.
8. Симакова, С. И. Инструменты визуализации информации в СМИ: инфографика [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Челябинского государственного университета. Филологические науки. - 2017. - № 6 (402). - С. 91-99.
9. Симакова, С. И. Инфографика как средство визуализации экономической информации в СМИ [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - Вып. 92. - 2014. - № 23 (352). - С. 77-82.
10. Симакова, С. И. Инфографика: прошлое, настоящее, будущее [Текст] / С. И. Симакова,
B. В. Федотовский // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2016. - № 3 (20). - С. 13-25.
11. Симакова, С. И. Инструменты визуализации информации в СМИ: Таймлайн [Текст] /
C. И. Симакова // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. - 2017. - № 4. - С. 207-216.
12. Федорова, Е. И. Инфографика как метод визуализации данных [Текст] / Е. И. Федорова // Организационная коммуникация: материалы междунар.науч.-практ. конф., 23-24 апр. 2014г., Минск / О. В. Терещенко (отв. ред.) [и др.]. - Минск: Изд. центр БГУ, 2014. - С. 145-149.
13. Фролова, М. А. Новые возможности инфографики [Электронный ресурс] / М. А. Фролова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф.
(г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 298-303. - URL: https://moluch.ru/conf/ ped/archive/149/7760/ (дата обращения 27.01.2018).
14. Цитцер, В. Е. Инфографика - это не просто дизайн [Текст] /В. Е. Цитцер // Информационные системы и технологии в образовании, науке и бизнесе (ИСИТ-2014). Материалы Всероссийской молодежной научно-практической школы. Кемерово, 19-21 июня 2014 г. - Кемерово: КГТУ. - 2014.- С. 270-271.
INTERACTIVE INFOGRAPHIC IN THE TYPOLOGY OF THE INFOGRAPHICAL CONTENT
S. I. Simakova, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, [email protected] A. P. Enbayeva, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, [email protected]
The relevance of the topic considered in this article is due to the need for a serious theoretical understanding of the most dynamically developing types of visual media content, including interactive infographics. Particular attention is paid to a form such as infographics. Its essential characteristics are considered, various typologies of infographic content are given. Separately investigated is a variety of infographic materials, such as interactive infographics. Its place in the general typology of infographics is determined, its potential is evaluated from the point of view of the influence on the media consumer and the efficiency of media information broadcasting. The most typical mistakes are made when creating interactive infographics. The conditionality of the nature of interactive infographic with the strategies of media consumption in the era of visual rotation is revealed. The results of the research and the conclusions presented in this article can be used in the educational process and in the scientific activity of students, undergraduates and postgraduate students of medical management.
Keywords: visual turn, infographics, typography of infographics, interactive infographics, infographic content.
References
1. Buzinova, A. A. (2014) Infografika v vizual'nykh PR-tekstakh: tipologiya, priyemy proyektirovaniya [=Infographics in visual PR-texts: typology, design techniques], in: Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of St. Petersburg State University], St. Petersburg, no. 9, pp. 189-199. (In Russ.).
2. Ermolaeva, J. E., Lapukhova, O. V. and Gerasimova, I. N. (2014) Infografika kak sposob vizualizatsii uchebnoy informatsii [=Infographics as a way of visualization of educational information], in: Kontsept [=Concept], no. 11, pp. 26-30. (In Russ.).
3. Kontsevaya, G. M. and Kontsevoi, M. P. (2012) Sovremennaya zhurnalistskaya infografika [=Modern Journalistic Infographics], in: Ways of Solving Crisis Phenomena in Pedagogics, Psychology and Linguistics. Materials digest of the XXXI International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in pedagogical and psychological sciences, the II stage of the Championship in philological sciences. (London, August 31-September 06, 2012) [=Ways of Solving Crisis Phenomena in Pedagogics, Psychology and Linguistics. Materials of the XXXI International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in pedagogical and psychological sciences, the II stage of the Championship in the philological sciences. (London, August 31-September 06, 2012)], London. pp. 168-170.
4. Lyakova, Y. V. (2015) Infografika kak mediatekst v onlayn-SMI: funktsii i klassifikatsiya [=Infographics as a media text in online media: functions and classification], in: Medi@al'manakh, no. 2 (67). pp. 20-30. (In Russ.).
5. Maslyuk, T. S. (2017) Infografika kak sredstvo vizualizatsii informatsii. Metodicheskiye rekomendatsii dlya obrazovatel'nykh organizatsiy [=Infographics as a means of visualizing information. Methodical recommendations for educational organizations], Dobryanka, Municipal budgetary
institution of additional professional education «Information and Methodological Center», 19 p. (In Russ.).
6. Nikulova, G. A. and Similar, A. V. (2010) Sredstva vizual'noy kommunikatsii - infografika i metadizayn [=Means of visual communication - infographics and metadizayn], in: Obrazovatel'nyye tekhnologii i obshchestvo [=Educational technologies and society], no. 2, Vol. 13, pp. 369-387. (In Russ.).
7. Ryabinina, V. E. (2013) Interaktivnaya infografika, kak sposob sotsiokul'turnoy kommunikatsii v sovremennom obshchestve [=Interactive infographics as a method of socio-cultural communication in modern society], in: Vmire nauchnykh otkrytiy [=In the world of scientific discoveries], no. 11.6 (47), pp. 288-294. (In Russ.).
8. Simakova, S. I. (2017) Instrumenty vizualizatsii informatsii v SMI: infografika [=Tools for visualizing information in the media: infographics], in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologicheskiye nauki [=Bulletin of Chelyabinsk State University. Philological Sciences], Chelyabinsk, no. 6 (402). pp. 91-99. (In Russ.).
9. Simakova, S. I. (2014) Infografika kak sredstvo vizualizatsii ekonomicheskoy informatsii v SMI [=Infographics as a means of visualization of economic information in the media], in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. Iskusstvovedeniye. Vyp. 92 [=Bulletin of the Chelyabinsk State University. Philology. Art History. Issue. 92], Chelyabinsk, no. 23 (352), pp. 77-82. (In Russ.).
10. Simakova, S. I. and Fedotovsky, V. V. (2016) Infografika: proshloye, nastoyashcheye, budushcheye [=Infographics: past, present, future], in: Znak: problemnoye pole mediaobrazovaniya [=Sign: problem field of media education], Chelyabinsk, no. 3 (20), pp. 13-25. (In Russ.).
11. Simakova, S. I. (2017) Instrumenty vizualizatsii informatsii v SMI: Taymlayn [=Instruments for visualization of information in the media: Timeline], in: Vestn. Nizhegorodskogo un-ta im. N. I. Lobachevskogo [=Bulletin of Nizhny Novgorod University. N. I. Lobachevsky], Nizhny Novgorod, no. 4, pp. 207-216. (In Russ.).
12. Fedorova, E. I. (2014) Infografika kak metod vizualizatsii dannykh [=Infographics as a method of data visualization], in: Organizatsionnaya kommunikatsiya: materialy mezhdunar.nauch.-prakt. konf., 23-24 apr. 2014 g. [=Organizational communication: materials of international scientific research. Conf., 23-24 Apr. 2014, Minsk], Minsk, Izd. center of BSU. pp. 145-149. (In Russ.).
13. Frolova, M. A. (2015) Novyye vozmozhnosti infografiki [=New possibilities of infographics], in: Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy VIMezhdunar. nauch. konf. (g. Perm', aprel' 2015 g.) [=Problems and perspectives of the development of education: materials VI Intern. sci. Conf. (Perm, April 2015)], Perm, Mercury. pp. 298-303, available at: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/149/7760, accessed 27.01.2018. (In Russ.).
14. Tsitzer, V. Y. (2014) Infografika - eto ne prosto dizayn [=Infographics is not just a design], in: Informatsionnyye sistemy i tekhnologii v obrazovanii, nauke i biznese (ISIT-2014). Materialy Vserossiyskoy molodezhnoy nauchno-prakticheskoy shkoly. Kemerovo, 19-21 iyunya 2014 g. [=Information Systems and Technologies in Education, Science and Business (ISIT-2014). Materials of the All-Russian Youth Scientific and Practical School. Kemerovo, June 19-21, 2014], Kemerovo, KSTU, pp. 270-271. (In Russ.).
Симакова Светлана Ивановна - кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет, Челябинск.
Енбаева Алена Павловна - магистрант кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет, Челябинск.