Вестник Челябинского государственного университета.
2017. № 6 (402). Филологические науки. Вып. 106. С. 91—99.
УДК 070
ИНСТРУМЕНТЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В СМИ: ИНФОГРАФИКА
С. И. Симакова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
В статье рассматривается один из инструментов визуализации информации в средствах массовой информации. Цель статьи — систематизация данных об инфографике как перспективном инструменте репрезентации информации в современных массмедиа; конкретизация представлений о сферах использования инфографики в СМИ, ее основных видах и формах, этапах развития. Автор акцентирует внимание на визуальном повороте в массмедиа, обращается к анализу существующих определений инфографики, истории ее развития, приводит примеры применения в СМИ.
Ключевые слова: визуальный поворот, визуализация, инфографика, медиа, СМИ, информация.
Медийное пространство сегодня невозможно представить без визуальных сообщений, кодов и историй. Визуальность является одной из важнейших черт современной цивилизации, культуры и, конечно, средств массовой коммуникации, активно трансформирующих актуальную реальность и при этом кардинально изменяющих в этом процессе самих себя. Мы становимся свидетелями масштабного «визуального/ иконического поворота», который зачастую называют «массмедийным». В восприятии аудитории визуальный контент выигрывает у текстового с огромным преимуществом, форма зачастую становится важнее содержания. В связи с чем актуальность нашей статьи не вызывает сомнений. Настоящая статья является результатом исследования, выполненного с целью систематизации данных об инфографике как перспективном инструменте репрезентации информации в современных массмедиа; конкретизации представлений о сферах использования инфографики в СМИ, ее основных видах и формах, этапах развития. Нами были проанализированы 35 журналистских материалов, содержащих инфографи-ческий контент и опубликованных на страницах сайта еженедельника «Аргументы и факты» (А1Е ги) за март 2017 г.
При подготовке данной работы нам показались полезными замечания и выводы, сформулированные в статьях и монографиях, посвященных визуализации как магистральной тенденции в развитии современной медиасферы, таких исследователей, как А. А. Амзин [1], И. С. Герасимова [4], А. А. Градюшко [6], А. И. Шакиров [19], В. Э. Шевченко [20], Т. В. Шмелева [21]; публикации, рассматривающие инфографику как
один из перспективных инструментов обработки и трансляции медиаинформации, ее историю, типы, ключевые особенности и связь с «визуальным поворотом» в современных масс-медиа, следующих специалистов: В. А. Бейненсон [2], А. А. Бузинова [3], Е. С. Золотова [8], Э. Констан-тарас [9], Я. В. Лайкова [10], С. Э. Некляев [11], Е. А. Смирнова [16], Ю. В. Соколова [17], С. Б. Юфкина [22]. Данная тема является продолжением исследований автора по данной проблеме. Соответственно, в данной статье использованы замечания и выводы, сделанные нами ранее [5; 12; 13; 14; 15].
Как мы видим, теме инфографики в современных СМИ посвящено достаточно представительное количество исследований, это направление в области визуальной журналистики является, несомненно, перспективными. В последнее время данный медиафеномен все чаще становится объектом научного интереса, появляются монографии на русском языке, диссертации и программные статьи, в которых делаются попытки системного осмысления этого явления.
В процессе работы нами широко использовались общенаучные методы исследования: анализ, синтез, описание, наблюдение, сравнение, обобщение, прогнозирование и так далее.
Общепризнанным является тот факт, что визуальные образы запоминаются быстрее, чем тексты. Кроме того, их гораздо лучше сохраняет человеческая память. Визуализация — это наглядность, доказательность и убедительность. Именно поэтому зрительные образы обрабатываются нашим мозгом как приоритетные — четкие, ясные и конкретные. Рассматривая ситуацию применительно к журналистике, можно констатировать,
что визуализация является для аудитории «ярким фантиком» вкусной конфеты, так как она способна привлечь внимание к журналистскому материалу (выделив его из множества подобных), более того, она «улучшает понимание, запоминание и принятие решений, поскольку использует понятные и простые для восприятия формы. Делая данные доступными и привлекательными, визуализация расширяет читательскую аудиторию» [20. С. 189]. Наконец, «интерпретация сложных данных становится возможной после ее визуализации, через визуализацию информация становится более содержательной, эмоциональной, детализированной и прочно закрепляется в памяти» [19. С. 429].
Визуализация изменяет традиционную журналистику, вооружая ее новыми возможностями и инструментами представления данных. Потенциал этого инструментария давно осознан профессионалами медиасферы. Подтверждением тому являются рекомендации редакторов и ме-диапрактиков по созданию журналистских материалов. Сегодня они в большинстве своем имеют пункты, требующие включать в журналистские произведения визуальные компоненты. В частности, преподаватель кафедры новых медиа и теории коммуникации МГУ, а также автор нескольких учебников А. А. Амзин, описывая эффективные материалы, которые лучше других потребляются и распространяются, пишет, что они должны быть: а) «хорошо структурированными» («10 советов ипотечным заемщикам», «Рейтинг лучших актеров Голливуда» и так далее.); б) содержащими полезные сведения, к которым можно вернуться (каталоги, подборки и проч.); в) «привлекательными вне зависимости от количества опциональных элементов на устройстве» (например, вынос наиболее важного в первые два-три скролла); г) «осмысленно иллюстрированными» [1. С. 109].
И вовсе не обязательно, что эта иллюстративность должна быть легкой, то есть содержащей веселые шаржи, комиксы или фотографии «котиков». В корне неверно приравнивать визуализацию к упрощению. Благодаря визуализации можно раскрыть темы, которые считаются действительно сложными. Например, созданная в русле дата-журналистики инфографика, обобщающая цифры, сводки, статистику, делает информацию не столько проще, сколько доступнее, понятнее и привлекательнее для аудитории, заставляя ее разбираться, размышлять и в конечном счете соз-
давать свой собственный контент. Исследователь дата-журналистики Э. Константара задается вопросом, почему обязательна визуализация журналистики данных, и сама себе на него отвечает следующим образом: «Человеческий мозг любит визуальный контент; с помощью визуализации данные легче понять и сравнить; это привлекает внимание аудитории; читатели могут изучить данные самостоятельно; визуализация "рассказывает" данные» [9]. Кроме того, мы бы добавили к этому списку высокую скорость считывания визуальных медиасообщений. Этот пункт немаловажен и в контексте борьбы массмедиа за реципиента, который сегодня привык ценить свое время, и в плане быстрого понимания медиакон-тента, возможности «схватить» самое важное.
Но дата-журналистский контекст — далеко не единственный пригодный для визуализации. Визуализировать можно все что угодно: экономические кризисы и политические пертурбации, криминальную статистику и показатели в сферах образования и здравоохранения, спортивные итоги и результаты научных исследований, ЧП и аварии, карты и инструкции. Визуализации помогают реконструировать ход событий (если, например, видео отсутствует), наглядно показать тенденции и объяснить самые запутанные ситуации.
Различные темы визуализаций, а также цели и задачи журналистских материалов определяют выбор способа визуализации контента: «понимание форм позволяет выбрать средство, наиболее точно выражающее поставленную задачу. Журналисты и дизайнеры ищут новые формы представления информации, от простейших, подобных детским рисункам, до сложнейших конструкций» [20. С. 192]. Это творческая и весьма нетривиальная задача, особенно с учетом того факта, что типы визуализации многообразны. В частности, по мнению С. Б. Юфкиной, «формами визуализации являются графические символы, фотографии, рисунки, типографика, а также инфографика» [22]. И. Герасимова в попытке структурировать форматы визуализации медийного контента насчитывает «около 9 типов и более 100 подтипов представления информации» и называет в качестве укрупненных типологических единиц такие формы репрезентации медийной информации, как «инфографика, рисунки, фотографии, видео, анимация, карты, принт-скрины (printscreen), а также облако тегов» [4]. Анализируя функционирование белорусских интернет-СМИ, А. А. Градюшко к основным
средствам визуализации контента относит «фотографии, инфографику, видесюжеты» и отмечает, что в последнее время «в социальных медиа получили распространение мемы, коубы (зацикленные видео длиной до 10 секунд), анимиро-ванные фотографии». «Среди гибридных способов представления контента» он выделяет мультимедийные статьи (лонгриды), а также отмечает «распространение технологии представления информации с использованием интерактивных карт» [6. С. 225].
С нашей точки зрения, наибольшим потенциалом среди приведенных выше типов визуализации обладает инфографика.
Медийная инфографика практически в одночасье завоевала отечественное инфопростран-ство. Если еще в конце нулевых использование инфографики было единичным и вызывало вау-эффект, то уже в начале десятых последняя из новинки и маркетинговой находки превратилась в часть рутинного функционирования российских средств массовой информации, более того, в обязательную ее часть. Процесс мгновенного увеличения интереса к инфографике наглядно продемонстрирован в исследовании журнала «Infographer.ru», которое зафиксировало «рост количества запросов в интернете по слову "инфографика" в 8 раз в период с 2008 по 2011 г.» [3. С. 189].
На протяжении последних лет идет активное наращивание площадей, занимаемых инфогра-фикой, оптимизируются процессы ее создания, шлифуются наиболее успешные способы репрезентации инфографических сообщений, инфо-графика активно включается в сложные синтетические жанры журналистской информации (мультимедийные истории). И, конечно, в научном процессе идет активное осмысление практики функционирования инфографики. Можно сказать, что инфографика сегодня находится на пике научной моды. Трактовки термина (и осмысление феномена) предлагают ученые, исследующие различные области знания: педагогику, археологию, биологию, медицину, математику и др. Активный терминологический поиск в этом направлении ведется также и в журналистике. Авторские определения инфографики можно встретить практически в каждой научной статье. По нашему мнению, инфографика — «это альтернативный способ подачи информации, данных и знаний. Говоря об инфографике, подразумевают визуальное представление информации,
данных и знаний. Это такие графики, в которых используется комплексная информация, необходимая для быстрого представления большого ко -личества данных» [5. С. 69]. Е. С. Золотова понимает под медийной инфографикой «способ подачи информации в журналистском материале, основанный на контаминации вербального и визуального кодов с целью наглядного представления статистических и цифровых данных» [8. С. 28]. Близкий подход демонстрируют В. А. Бейненсон и Е. А. Карпухина, которые добавляют трактовке «объема», предлагая рассматривать инфографи-ку в качестве «визуального формата представления информации, основанного на синтезе графических и текстовых элементов, наглядно демонстрирующего закономерности изменения данных (чаще всего количественных) во времени и/или пространстве» [2. С. 307]. По мнению еще одного исследователя медиасферы Ю. В Соколовой, «инфографика — это продукт графического дизайна, содержащий набор графических и текстовых элементов и связей между ними, используемый для передачи информации, раскрывающий причины и цели этих связей в контексте передаваемого знания» [17. С. 257]. Если в предыдущем определении для детализации понятия вводятся категории пространства-времени, то последнее акцентирует причинно-следственные связи, а также рассматривает искомую дефиницию в русле графического дизайна. Однако очевидно, что кардинальных отличий в подходах нет, и мы можем говорить о том, что инфографика описывается учеными в близких категориях: как сочетание текста и изображения, созданного при помощи дизайн-графики, с целью трансляции каких-либо смыслов. Интересную трактовку понятия предлагает Я. В. Лайкова, которая в своем диссертационном исследовании вводит термин «медиаинфографика» и описывает его как «синкретичный формат медиатекста, объединяющего различные жанры журналистики и наглядное изображение, созданное при помощи дизайн-средств» [10. С. 71].
Говоря об инфографике, исследователи зачастую начинают отсчет ее истории с наскальной живописи, которую относят к праинфогра-фическим формам. Далее, как правило, описывается вклад в графический дизайн Леонардо да Винчи, оставившего множество снабженных текстом рисунков, объясняющих анатомию человека, устройство машин, военных изобретений и проч. Ну и, наконец, конкретизируя историю
инфографики применительно к журналистике, вспоминают о том, что 11 марта 1702 г. в английской «Daily Courant» появился материал о визите испанского короля Филиппа V в бухту Кадиз, ко -торый создавший его журналист сопроводил географической картой, «при этом карта с помощью литер указывала не столько на географические объекты, сколько на места и встречи испанского короля. Спецификой этой карты стало то, что все отметки были сделаны журналистом, а не географом. Этот день считается рождением вспомогательной инфографики в газете» [11. С. 57]. Но нужно понимать, что технические возможности журналистики в тот момент были еще очень не совершенными. И полноценная, качественно созданная, многообразная инфографика, воплощенная не в уникальных образцах, а в масшаб-ном направлении, изменившем медиамир в контексте визуализации информации, — прерогатива XX-XXI вв.
Узнаваемый стиль инфографика приобретает с появлением в 1982 г. газеты «USA Today», завоевавшей популярность благодаря ставке на качественно прорисованные картинки, сопровождаемые поясняющими комментариями. «Американские читатели быстро поняли и приняли преимущества такого способа передачи информации: инфографика передавала сообщение быстрее, чем текст (один качественно сделанный рисунок заменял несколько страниц текста) и подробнее, чем стандартная иллюстрация (благодаря детальности рисунка и точным тезисным комментариям). Со временем выяснилось, что инфографика — это не только технология, не только бизнес, но и искусство. При этом степень владения этим искусством напрямую влияет на доходность издательского бизнеса» [16. С. 92].
Современная инфографика представляет собой универсальный инструмент репрезентации информации в перегруженном медиамире. Она повышает эффективность восприятия за счет своей структурированности и функциональной целостности, дает возможность сделать наглядной сложную для восприятия информацию, обобщает тенденции, факты, процессы, демонстрирует связи между объектами и их соотношения, временные шкалы и их изменения, при этом оставаясь гораздо более визуально привлекательной, чем текст. «В инфографике умение журналиста совмещается с навыками дизайнера. Инфографика должна визуально представить самую суть информации, рассказать визуальную историю» [19. С. 429], дать
сознанию и подсознанию пищу для размышлений в виде простых для запоминания символов. «Инфографика — это визуальный конспект. С его помощью можно донести информацию с высоким вирусным потенциалом просто, ярко и красиво. Большие объемы данных сжимаются и трансформируются в графические схемы. Сочетание текста, картинки и дизайна помогает запоминать термины или понятия, которые обычно с трудом воспринимаются в сплошном тексте» [7].
Чтобы инфографика оказалась состоятельной, нужно помнить о том, что эстетическая составляющая в ней не первична, она является следствием качественно сделанного инфографического сообщения. До создания материала должна быть четко поставлена цель, собраны данные и проведена аналитическая работа. И уже тогда должен решаться вопрос о методах визуализации уже практически готовой истории. По мнению исследователей, готовая инфографика должна опираться на следующие принципы: системность, лаконичность, структурированность и логичность организации информации, образность, и, наконец, эстетическая привлекательность [17. С. 258]. Важными моментами, с нашей точки зрения, являются отсутствие дублирования текста картинкой (и наоборот), а также декодируемость символического ряда в инфографическом сообщении.
Тематически применение инфографики в СМИ не ограничено. С одинаковым успехом может быть визуализирован материал о спортивных победах фигуристов, о массовых самоубийствах китов или о деятельности пенсионного фонда. При этом существует целый ряд закономерностей, заставляющих применять этот формат подачи данных чаще. Итак, на практике инфографика применяется прежде всего в тех случаях, «когда необходимо: представить сложную статистическую информацию; визуализировать событие и показать процесс развития действия во времени; организовать работу с большим объемом данных; соотнести географические показатели и социологические данные; представить социально-ориентированную информацию; связать графику с объектом повествования; сделать акцент на материале; добавить полезной информационной нагрузки; предложить читателю внятное и осмысленное представление темы» [21].
В этом контексте не удивляет многообразие видов инфографики, применяемых в средствах массовой информации. Различные концепции, творческие замыслы журналистов, их задачи, на-
значение материалов определяют разные форматы функционирования инфографики. Эти форматы могут быть классифицированы по принципу визуализации контента на две большие группы: «а) количественная визуализация, использующаяся для организации представления количественных (числовых) данных (графики, диаграммы, гистограммы и номограммы, которые, в свою очередь, подразделяются на подгруппы: точечные, линейные, круговые и т. п.); б) качественная визуализация для организации представления совокупности (например, иерархий) объектов и качественных данных (организационные диаграммы; диаграммы трендов; планы-графики, технологические диаграммы; рисунки и схемы, реконструкции; ментальные карты знаний, процессов, сущностей; миниатюры-пиктограммы, иконки, указатели и др.)» [12. С. 165-166]. Выбор способа/формата визуализации медийной истории напрямую коррелирует с ее содержанием. И зависит от автора-создателя инфографическо-го сообщения.
Подводя итог, еще раз отметим, что в XXI в. медийный мир изменился до неузнаваемости, он стал более чем визуальным. «Однако изменение типа медийных контактов не снимает с повестки дня проблему развития критического мышления и компетентности <...> по отношению к медиа-текстам различных видов и жанров» [18. С. 77]. С нашей точки зрения, до определенной степени вернуть интерес к тексту, не опускаясь при этом на уровень желтой журналистики, могут именно визуальные способы подачи информации, прежде всего инфографика.
В качестве примера использования инфографики в СМИ рассмотрим инфографические материалы на сайте AIF.ru. Сайт «AIF.ru» был создан в 1997 г. на базе газеты «Аргументы и факты». Быстро завоевал аудиторию и, пережив перезапуск с новым дизайном и техническим оснащением в 2013 г., в настоящий момент ежемесячно аккумулирует «более 15 млн пользователей (данные за февраль 2014 г.)» и «входит в ТОП-10 самых популярных интернет-СМИ Рунета, по данным Liveinternet и TNS Web Index» [18. С. 77].
Инфографика — важный элемент информационной политики «AIF.ru». Для работы над материалами такого рода в редакции «Аргументов и фактов» сформирован специальный отдел. При этом в онлайн-СМИ публикуется инфографика, созданная как для печатной версии газеты, так и для электронной.
Анализируя инфографический контент в «AIF. ru», прежде всего мы отмечаем его многочисленность. Так, по нашим подсчетам в марте 2017 г. на сайте было опубликовано 35 журналистских материалов, содержащих инфографику, среди которых один спецпроект. В некоторые дни на сайте появлялось до четырех образцов инфографики.
Поскольку «AIF.ru» является общественно-политическим качественно-массовым изданием и охватывает широкий круг тем, то и инфографика на сайте политематична и иллюстрирует журналистские материалы, посвященные экономике, политике, военному делу, медицине, законотворчеству, спорту и т. п. На сайте регулярно появляются материалы так называемого общего интереса, которые популярны всегда, независимо от информационного контекста и происходящих в мире событий. Таким образом, сайт интернет-издания выглядит привлекательным для самых разных слоев населения: от школьников до пенсионеров, от бизнесменов до клерков, от милитаристски настроенных до пацифистов и т. п. Помимо тематического многообразия, веб-ресурс демонстрирует широкий спектр различных видов инфогра-фики, включенных в журналистские материалы. На «АиФ.ги» наиболее часто можно встретить карты, графики, секторные диаграммы, например, «Куда переводят деньги из России» (http://www.aif.ru/dontknows/infographics/kuda_ perevodyat_dengi_iz_rossii_infografika), схемы — «Тактический ракетный комплекс "Точка-У"» (http://www.aif.ru/dontknows/infographics/ takticheskiy_raketnyy_kompleks_tochka-u_ infografika), таймлайны — «Эволюция носителей информации» (http://www.aif.ru/dontknows/ infographics/evolyuciya_nositeley_informacii_ infografika), визуализированные таблицы — «Кандидаты в президенты Франции» (http:// www.aif.ru/dontknows/infographics/kandidaty_v_ prezidenty_francii_infografika), структурированные списки — «Пора выбирать. Как бесплатно поехать в детские лагеря и санатории» (http:// www.aif.ru/money/mymoney/pora_vybirat_kak_ besplatno_poehat_v_detskie_lagerya_i_sanatorii), древовидные диаграммы — «Семейное древо "Крестного отца" Корлеоне» (http://www. aif.ru/dontknows/infographics/semeynoe_drevo_ krestnogo_otca_korleone_infografika), столбиковые диаграммы — «Внешняя торговля России: импорт и экспорт»: «столбики» присутствуют здесь наряду с уже отмеченными секторной диаграммой и списком (http://www.aif.ru/dontknows/
infographics/vneshnyaya_torgovlya_rossii_ import_i_eksport_infografika). Причем инфогра-фика может быть представлена в журналистском тексте только картой или схемой (то есть быть од-нокомпонентной), иллюстрирующей конкретный фрагмент журналистского произведения, как, например, график «Россия: иммиграция и эмиграция за последние 15 лет» в материале «Почему уехавшие в Европу возвращаются?» (http://www.aif. ru/society/opinion/pochemu_uehavshie_v_evropu_ vozvrashchayutsya), а может быть многосоставной, включающей целый набор инфографиче-ских сегментов. Такая инфографика выполняет роль смыслового ядра материала. В качестве примера можно привести статью «Днепровская гидроэлектростанция (ДнепроГЭС)» (http:// www.aif.ru/dontknows/infographics/dneprovskaya_ gidroelektrostanciya_dneproges_infografika), где короткий текст, предваряющий инфографику, актуализирует контент (рассказывая, что 90 лет назад, в 1927 г., в Запорожье началось строительство ДнепроГЭС) и дает краткую справочную информацию о станции. В то время как яркая и красочная инфографика описывает в таймлайне этапы строительства, демонстрирует схему плотины, отмечает местоположение станции на карте и списком дает состав основных сооружений ДнепроГЭС (то есть включает в себя четыре ин-фографических единицы).
Таким образом, можно констатировать, что на сайте «AIF.ru» представлены разнообразные политематические журналистские материалы,
содержащие инфографику, отличающуюся вариативностью видов репрезентации контента. Вместе с тем следует отметить, что инфографика на «AIF.ru» имеет огромные резервы для совершенствования. В частности, не все сообщения, названные инфографикой, можно отнести к таковой. С одной стороны, это не недостаток, но с другой ошибочность в маркировании вводит в заблуждение потенциальную аудиторию, что несолидно для серьезного издания. Впрочем, плюсов инфографики на сайте все же гораздо больше. А минусы открывают прекрасный потенциал для роста качества инфографики.
В заключение стоит отметить, что сегодня средства массовой информации переживают явление так называемого «визуального поворота», когда доминирование визуальной информации оказывает содержательное и структурное воздействие на все уровни медиатекста, на психологию журналистского творчества и медиапотребления. Визуализация медиаконтента привлекает внимание к журналистскому материалу, делает его более доступным пониманию и привлекательным с точки зрения формы, расширяет читательскую аудиторию, увеличивает эмоциональную нагру-женность медиасообщения. Сегодня существует огромное количество форм визуализации журналистского контента (рисунки, фотографии, видео, анимация, карты, принтскрины, облако тэгов и др.), одной из наиболее перспективных среди них представляется инфографика.
Список литературы
1. Амзин, А. А. Адаптивные стратегии медиапроизводства / А. А. Амзин // Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / под ред. С. Балмаевой, М. Лукиной. — Екатеринбург, 2016. — С. 101-115.
2. Бейненсон, В. А. Инфографика как форма визуализации информации в современной отечественной онлайн-журналистике / В. А. Бейненсон, Е. А. Карпухина // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике : сб. ст. / под ред. Н. Ф. Федотовой. — Казань, 2016. — С. 306-311.
3. Бузинова, А. А. Инфографика в визуальных PR-текстах: типология, приемы проектирования / А. А. Бузинова // Вестн. Санкт-Петерб. гос. ун-та. Сер. 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. — 2014. — Вып. 2. — С. 189-199.
4. Герасимова, И. С. Зарубежный опыт визуализации научной информации в массмедиа / И. С. Герасимова // Медиаскоп. — 2016. — Вып. 4. — URL: http://www.mediascope.ru/node/2185. — Дата обращения: 02.04.2017.
5. Горяйнова, А. В. Инфографика — современный подход к визуализации журналистских материалов / А. В. Горяйнова, С. И. Симакова // Знак: проблемное поле медиаобразования. — 2010. — № 2 (5). — С. 68-73.
6. Градюшко, А. А. Белорусская интернет-журналистика в условиях «визуального поворота» / А. А. Гра-дюшко // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования : сб. науч. работ / под ред. Е. А. Кожемякина, А. В. Полонского. — Белгород, 2016. — С. 224-230.
7. Зачем вашему лендингу инфографика // Конструктор Landing Page. 27.04.2015. — URL: http:// lptrend.com/blog//. — Дата обращения: 12.04.2017.
8. Золотова, Е. С. Инфографика как способ повышения эффективности деловых интернет-СМИ / Е. С. Золотова // Изв. Урал. федерал. ун-та. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. — 2015. — № 4 (144). — С. 27-32.
9. Константарас, Э. Думай как дата-журналист : учеб. пособие по дата-журналистике / Э. Констан-тарас // Региональный центр ПРООН для Европы и стран СНГ. — URL: http://www.odecanet.org/data-journalism-manual/. — Дата обращения: 04.04.2017.
10. Лайкова, Я. В. Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн-СМИ : дис. ... канд. филол. наук / Я. В. Лайкова. — М., 2016. — 211 с.
11. Некляев, С. Э. Инфографика: принципы визуальной журналистики / С. Э. Некляев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. — 2010. — № 4. — C. 53-66.
12. Симакова, С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов / С. И. Симакова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2015. — № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. — С. 163-169.
13. Симакова, С. И. Инфографика как способ передачи экономической информации / С. И. Симакова // Изв. высш. учеб. заведений. Урал. регион. — 2014. — № 4. — С. 114-119.
14. Симакова, С. И. Инфографика как средство визуализации экономической информации в СМИ / С. И. Симакова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2014. — № 23 (352). Филология. Искусствоведение. Вып. 92. — С. 77-83.
15. Симакова, С. И. Инфографика: прошлое, настоящее, будущее / С. И. Симакова, В. В. Федотов-ский // Знак: проблемное поле медиаобразования. — 2016. — № 3 (20). — С. 13-25.
16. Смирнова, Е. А. Инфографика в системе журналистских жанров / Е. А. Смирнова // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 8: Литературоведение. Журналистика. — 2012. — Вып. 11. — С. 92-95.
17. Соколова, Ю. В. Инфографика как продукт графического дизайна: проблема определения понятия / Ю. В. Соколова // Культурологические чтения — 2016: материалы международных научно-практических конференций (Екатеринбург, УрФУ, 16-19 марта). — Екатеринбург, 2016. — С. 254-261.
18. Федоров, А. В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям / А. В. Федоров // Инновации в образовании. — 2007. — № 10. — C. 75-108.
19. Шакиров, А. И. Трансформация журналистики в условиях «визуального поворота» / А. И. Шаки-ров, Г. Р. Сафиуллина // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2015. — № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. — С. 425-431.
20. Шевченко, В. Э. Визуальные коммуникации: тенденции форм и технологий передачи информации / В. Э. Шевченко // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2015. — № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. — С. 189-195.
21. Шмелева, Т. В. Язык медиасферы: визуальная составляющая / А. А. Веселова, Т. В. Шмелева // Учен. зап. Новгород. гос. ун-та имени Ярослава Мудрого. — 2015. — № 2. — URL: http://www.novsu.ru/ file/1166002. — Дата обращения: 04.04.2017.
22. Юфкина, С. Б. Инфографика как конвергентный жанр в современных СМИ / С. Б. Юфкина // Огарев-online. — 2015. — № 19. — URL: http://journal.mrsu.ru/wp-content/uploads/2015/07/yufkina_-sta-tya.pdf. — Дата обращения: 04.04.2017.
Сведения об авторе
Симакова Светлана Ивановна — кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. simakovi@mail.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2017. No. 6 (402). Philology Sciences. Iss. 106. Pp. 91—99.
TOOLS OF INFORMATION VISUALIZATION IN THE MEDIA: INFOGRAPHIC
S. I. Simakova
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. simakovi@mail.ru
The article considers one of the tools for visualizing information in the media. Having formulated the goal of the work: the systematization of data on infographics as a promising tool for the representation of information in modern mass media; Concretization of ideas about the use of infographics in the media, its main types and forms, stages of development, the author focuses on the visual turn in mass media, addresses the analysis of existing definitions of infographics, the history of its development, gives examples of applications in the media.
Keywords: visual turn, visualization, infographic, media, information.
References
1. Amzin A.A. Adaptivnye strategii mediaproizvodstva [Adaptive strategies of media production]. Balmae-va S., Lukina M. (eds.). Kak novye media izmenili zhurnalistiku [How new media have changed journalism. 2012-2016]. Ekaterinburg, 2016. Pp. 101-115. (In Russ.).
2. Beinenson V.A., Karpukhina E.A. Infografika v vizual'nyh PR-tekstah: tipologija, priemy proektirovanija [Infographics as a form of information visualization in modern domestic online journalism]. Fedotova N.F. (ed.). Vizual'naja kommunikacija v sociokul'turnoj dinamike [Visual communication in sociocultural dynamics]. Kazan, 2016. Pp. 306-311. (In Russ.).
3. Buzinova A.A. Infografika v vizual'nyh PR-tekstah: tipologija, priemy proektirovanija [Infographics in visual PR-texts: typology, design techniques]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 9: Filologija. Vostokovedenie. Zhurnalistika [Bulletin of St. Petersburg State University. Ser. 9. Philology. Oriental studies. Journalism], 2014, iss. 2, pp. 189-199. (In Russ.).
4. Gerasimova I.S. Zarubezhnyj opyt vizualizacii nauchnoj informacii v massmedia [Foreign experience of visualization of scientific information in mass media]. Mediaskop [Mediascope], 2016, vol. 4. Available at: http://www.mediascope.ru/node/2185, accessed 02.04.2017. (In Russ.).
5. Goryainova A.V., Simakova S.I. Infografika — sovremennyj podhod k vizualizacii zhurnalistskih materi-alov [Infographics — a modern approach to the visualization of journalistic materials]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija [Sign: a problem field of media education], 2010, no. 2 (5), pp. 68-73. (In Russ.).
6. Gradyushko A.A. Belorusskaja internet-zhurnalistika v uslovijah «vizual'nogo povorota» [Belarusian Internet Journalism in Conditions of "Visual Turn"]. Kozhemyakina E.A., Polonsky A.V. (eds.). Diskurs sovre-mennyh mass-media v perspektive teorii, social'nojpraktiki i obrazovanija [Discourse of Modern Mass Media in the Perspective of Theory, Social Practice and Education]. Belgorod, 2016. Pp. 224-230. (In Russ.).
7. Zachem vashemu lendingu infografika [What for to your lending infographic]. Konstruktor Landing Page. 27.04.2015 [Constructor Landing Page. 27.04.2015]. Available at: http://lptrend.com/blog//, accessed 12.04.2017. (In Russ.).
8. Zolotova E.S. Infografika kak sposob povyshenija jeffektivnosti delovyh internet-SMI [Infographics as a way to increase the efficiency of business Internet media]. Izvestija Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 1. Problemy obrazovanija, nauki i kul'tury [Izvestiya Ural Federal University. Ser. 1. The problems of education, science and culture], 2015, no. 4 (144), pp. 27-32. (In Russ.).
9. Konstantaras E. Dumaj kak data-zhurnalist: ucheb. posobie po data-zhurnalistike [Think as a data journalist: Textbook. Manual on data-journalism]. Regional'nyj centr PROON dlja Evropy i stran SNG [UNDP Regional Center for Europe and CIS countries]. Available at: http://www.odecanet.org/data-journalism-manual/, accessed 04.04.2017. (In Russ.).
10. Lyakova Ya.V. Mediainfografika kak format mediateksta v rossijskih onlajn-SMI [Mediainfografika as a format of media text in Russian online media]. Moscow, 2016. 211 p. (In Russ.).
11. Neklyaev S.E. Infografika: principy vizual'noj zhurnalistiki [Infographics: principles of visual journalism]. VestnikMoskovskogo universiteta. Ser. 10: Zhurnalistika [Bulletin of Moscow University. Ser. 10. Journalism], 2010, no. 4, pp. 53-66. (In Russ.).
12. Simakova S.I. Vlijanie novyh tehnologij na vizual'nyj kontent zhurnalistskih materialov [Influence of New Technologies on Visual Content of Journalistic Materials]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2015, no. 5 (360), iss. 94, pp. 163-169. (In Russ.).
13. Simakova S.I. Infografika kak sposob peredachi jekonomicheskoj informacii [Infographics as a way of transferring economic information]. Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Ural'skij region [Izvestiya Vysshikh Uchebnykh Zavedenii. The Ural region], 2014, no. 4, pp. 114-119. (In Russ.).
14. Simakova S.I. Infografika kak sredstvo vizualizacii jekonomicheskoj informacii v SMI [Infographics as a means of visualization of economic information in the media]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2014, no. 23 (352), iss. 92, pp. 77-83. (In Russ.).
15. Simakova S.I., Fedotovsky V.V. Infografika: proshloe, nastojashhee, budushhee [Infographics: past, present, future]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija [Sign: problem field of media education], 2016, no. 3 (20), pp. 13-25. (In Russ.).
16. Smirnova E.A. Infografika v sisteme zhurnalistskih zhanrov [Infographics in the system of journalistic genres]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 8: Literaturovedenie. Zhurnalistika [Bulletin of the Volgograd State University. Ser. 8: Literary criticism. Journalism], 2012, iss. 11, pp. 92-95. (In Russ.).
17. Sokolova Yu.V. Infografika kak produkt graficheskogo dizajna: problema opredelenija ponjatija [Infographics as a product of graphic design: the problem of definition of the concept]. Kul'turologicheskie chteni-ja — 2016 [Cultural readings — 2016]. Ekaterinburg, 2016. Pp. 254-261. (In Russ.).
18. Fedorov A.V. Mediakompetentnost' lichnosti: ot terminologii k pokazateljam [Media Competence of Personality: from Terminology to Indicators]. Innovacii v obrazovanii [Innovations in Education], 2007, no. 10, pp. 75-108. (In Russ.).
19. Shakirov A.I. Safiullina G.R. Transformacija zhurnalistiki v uslovijah «vizual'nogo povorota» [Transformation of Journalism in Conditions of "Visual Turn"]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2015, no. 5 (360), iss. 94, pp. 425-431. (In Russ.).
20. Shevchenko V.E. Vizual'nye kommunikacii: tendencii form i tehnologij peredachi informacii [Visual communications: trends in forms and technologies of information transfer]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University. Philology], 2015, no. 5 (360), iss. 94, pp. 189195. (In Russ.).
21. Shmeleva T.V. Jazyk mediasfery: vizual'naja sostavljajushhaja [The language of the media sphere: the visual component]. Uchenye zapiski Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta imeni JaroslavaMudrogo [Uchenye zapiski Novgorod State University named after Yaroslav the Wise], 2015, no. 2. Available at: http:// www.novsu.ru/file/1166002, accessed_04.04.2017. (In Russ.).
22. Yufkina S.B. Infografika kak konvergentnyj zhanr v sovremennyh SMI [Infographics as a convergent genre in modern media]. Ogarev-online [Ogaryov-online], 2015, no. 19. Available at: http://journal.mrsu.ru/wp-content/uploads/2015/07/yufkina_-statya.pdf, accessed_04.04.2017. (In Russ.).