УДК 070; 069
DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10303
И. В. Топчий
Челябинский государственный университет,
Челябинск
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МУЗЕЯ: КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ САЙТА И ИХ АПРОБАЦИЯ НА ПРИМЕРЕ ПОРТАЛА ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ЗАПОВЕДНИКА «АРКАИМ»
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Челябинской области в рамках
научного проекта № 20-412-740012
Цель статьи заключается в разработке критериев для анализа сайтов музеев и их апробация. В результате анализа научных источников, законодательства Российской Федерации, а также рекомендация веб-разработчиков были разработаны критерии оценки сайтов музейной тематики. Критерии и план анализа протестированы на официальном портале Челябинского государственного историко-культурного заповедника «Аркаим».
Ключевые слова: музей, сайт музея, анализ сайта, археологический музей, Аркаим.
Первые музейные сайты, появившиеся в середине 1990-х гг. представляли собой не полноценные сайты с большим объемом информации, а небольшие домашние страницы с минимальным набором данных. Но даже при этом А. В. Лебедев в статье «Музейные представительства в Интернет. Российский и зарубежный опыт», вышедшей в 1998 рассуждал о том, что совсем скоро количество виртуальных посетителей музея превысит число реальных посетителей, а «центральное место в системе музейных public relations займут "Internet relations"» [3. С. 73]. Спустя 20 лет слова исследователя подтверждают П. О. Васильева, Д. В. Качуровская, А. В. Михайлова, С. Э. Феоктисова, говоря о том, что «процесс дигитализации, ускоренные темпы развития IT-технологий и повсеместное распространение различных электронных устройств сделали цифровой PR перспективным направлением в сфере музейных коммуникаций» [13].
По данным портала museum.ru количество российских музеев, имеющих официальный сайт, за 20 лет выросло в 15 раз - с 200 (1998 г.) до 3064 (2021 г.) [7].
Пандемия короновирусной инфекции и введенный в результате ее распространения локдаун, спровоцировали еще более интенсивный переход всех сфер жизни и культуры, в частности, в онлайн режим. На данный момент сайт музея - это не только место хранения медиафайлов, доступных к просмотру онлайн. Создание собственного интернет-портала позволяет музею лучше интегрироваться в систему зарубежных и российских музеев; позволяет привлечь новых посетителей; открывает дополнительные возможности для представления коллекций; позволяет вести более эффективную коммерческую деятельность [3]. Сегодня практически каждый музей имеет свой сайт, обязательными элементами которого являются информация об актуальных выставках и экспонатах, возможность онлайн-покупки билета, отдельной «фишкой» является предоставление экскурсии в онлайн- или 3d-формате. Вместе с тем, чтобы сайт привлекал посетителей, он должен быть комфортным в использовании и простым в навигации.
Разработка критериев анализа сайта
Так как в качестве примера для анализа мы выбрали сайт регионального музея на археологическую тематику, то нам было важно изучить исследования анализа официальных порталов, затрагивающие именно эти аспекты. Одним из таких исследований является работа К. А. Червонюк [14]. Автор исследует ресурс регионального музея и отмечает взаимосвязь между созданием и продвижением официального сайта с тем, что музей становится популярной достопримечательностью региона. М. А. Смирнова помимо регионального аспекта, рассматривала типологический аспект направленности музея. Акцент в работе сделан на визуальную составляющую сайта. Исследователь считает, что дизайн официальных порталов архитектурно-этнографических музеев должен иметь отсылки к истории и культуре, должен
применять фирменные цвета и узоры в качестве подложек и паттернов [12. С. 50]. М. В. Рыгалова отмечает, что региональные или муниципальные музеи выполняют научно-просветительские, воспитательные, культурные функции [10. С. 23]. Большинство исследователей сходятся, что типовая структура музейного сайта включает разделы с информацией о возможностях посещения музея, историей, экспозициях, выставках, реже о коллекциях, экскурсиях, публикациях.
Отдельная группа исследований посвящена такому направлению как «виртуальный музей». Авторы пытаются дать определение этому понятию, выделяют функции виртуальных музеев и их особенности. Е. С. Юдкина рассматривает функциональные возможности виртуальных музеев, направленные на просвещение населения, а также дает такое определение виртуального музея: «организация (или учреждение), существующая только в определенных условиях, занимающаяся сбором, хранением и трансляцией каких-либо памятников» [15. С. 225]. К функциям такого музея исследователь относит образовательную, коммуникативную, духовно-просветительскую, социальную, мобилизационную, развлекательную. Т. Е. Максимова, отмечает, что цифровые копии объектов культурного наследия - это только один из видов виртуальных экспонатов. Множество виртуальных экспонатов существуют только в виртуальном мире, не имея «реального» оригинала, например, объекты компьютерного искусства [4. С. 109]. Автор рассуждает о важности виртуальных музеев, отмечая, что они обладают «значительным познавательным и исследовательским потенциалом и активно содействуют сохранению культурного наследия» [4. С. 111]. Н. Н. Грибовская и О. А. Гуринович проводят сравнительный анализ типов выставок - традиционной и виртуальной - и отмечают, что виртуальная выставка более доступна, более динамична. Кроме этого, она многофункциональна, эргономична, интерактивна [2. С. 465].
Разработка критериев для анализа качественного музейного сайта потребовала изучения исследований на схожую тематику. Исследователи Н. И. Гендин и Н. И. Колкова предлагают при анализе сайта ориентироваться на четыре 4 группы критериев оценки качества официальных сайтов: 1) критерии оценки качества контента; 2) критерии оценки качества сервисных характеристик; 3) критерии оценки качества дизайна и эргономических характеристик; 4) критерии оценки качества программной реализации [1. С. 23]. По мнению А. Б. Перловой при оценке сайтов необходимо обращать внимание на информативность, оформление, структуру, обновляемость, техническое исполнение и обратную связь [8].
H. С. Скорик и В. К. Михайлов предлагают в качестве критериев оценки использовать критерий производительности сайта [Скорик, Михайлов]. А. А. Яшина и В. В. Антропова оценивают сайты с точки зрения юзабилити. Под термином юзабилити авторы понимают то, насколько продуктивен и удобен в использовании сайт [16]. Е. В. Минькова предложила критерии оценки сайтов СМИ, которые, как мы считаем, могут быть применимы и к анализу сайтов заведений культуры [5].
Стоит отдельно отметить, что в Российской Федерации есть четко прописанные требования к информации, которая должна быть представлена на сайте учреждения культуры. Они задокументированы в Приказе Минкультуры России от 20.02.2015 № 277. К обязательной информации, представленной на сайте, относится следующая: 1) общая информация об организациях культуры (полное и краткое наименование, учредительные документы, структура организации, ФИО и должности руководителей); 2) информация о деятельности организации культуры (сведения о видах услуг, документы о деятельности, результаты предоставления услуг); 3) иная информация (на усмотрение самой организации) [9].
Проанализировав научные источники, учитывая требования официальных органов, а также принимая во внимание рекомендации веб-дизайнеров [11] мы выделили десять критериев успешности музейного сайта [См. 6]):
I. Удобство в навигации по сайту.
2. Продуманный дизайн.
3. Наполнение сайта контентом, соответствующим тематике музея.
4. Способ связи / контакты.
5. Упрощенный поиск.
6. Наличие виртуального музея.
7. Специальные возможности.
8. Кроссплатформенность и кроссбраузерность.
9. Автоматический перевод сайта на другие языки.
10. Конфиденциальность личных данных.
Для апробации и уточнения критериев проанализируем официальный сайт историко-ландшафтного заповедника «Аркаим» (https://arkaim-center.ru/).
Анализ официального сайта Челябинского государственного историко-культурного заповедника «Аркаим»
Удобство в навигации по сайту. Навигация по сайту включает в себя несколько элементов, главным из которых является меню. На данном ресурсе оно расположено в двух местах - вверху и внизу страницы. Вверху страницы используется меню типа «гамбургер», которое не мешает визуальному восприятию основного содержания страницы и при этом умещает в себе достаточно большой объем информации (Рис. 1). При нажатии на иконку обложка страницы перекрывается всплывающим блоком с тремя столбцами. Основная информация о заповеднике располагается в первом столбце, пункты меню набраны прописными буквами для акцентирования внимания. Хотя дизайнеры не рекомендуют в качестве акцента использовать прописное начертание слов, мы считаем, что в данном случае такое выделение оправдано. Другие два столбца содержат ссылки на внутренние страницы сайта, которые могут быть интересны пользователю и дают детальное представление о содержимом сайта. Например, второй столбец перенаправляет на страницы с научно-популярным контентом и схемы заповедника. Третий столбец - предоставляет информацию о научной деятельности заповедника.
Внизу страницы меню зафиксировано и занимает блок, размером с экран. Внешний вид меню одинаков на всех страницах, что позволяет посетителю быстро адаптироваться и понять принцип перехода (Рис. 2). При выборе одного из пунктов меню происходит перенаправление на внутреннюю страницу сайта, с которой продолжить навигацию можно несколькими способами -дальнейшим переходом по кнопке «Подробнее», вызовом меню, нажатием на логотип и возвратом на главную страницу, либо нажатием кнопки «Назад».
Кроме того, в навигации помогают специальные кнопки, при нажатии на которые, происходит переход к другому блоку или странице. Эти кнопки помимо надписи содержат знак стрелочки (Рис. 1).
АРКАИМ Челябинский
государственный историко-культурный заповедник версия для слабовидящих < меню ^
Рис. 1. Главная страница сайта Челябинского государственного историко-культурного заповедника «Аркаим». Меню «гамбургер» и кнопка «Все экскурсии» с изображением стрелки
Челябинский
(Й)АРКАИМ Министерство культуры государственный закрыть X
Челябинской области историко-культурный
заповедник
О ЗАПОВЕДНИКЕ
КАК ДОБРАТЬСЯ
ЭКСКУРСИИ
СОБЫТИЯ
НОВОСТИ
ПРОЖИВАНИЕ
ЦЕНЫ
ВАЖНО ЗНАТЬ КОНТАКТЫ
Виртуальный тур Экскурсии онлайн Видео
Бронзовое кольцо Карта
История заповедника Опрос
Научные темы
Публикации
Охрана памятников
Конференции и доклады
Экспедиции
Документация
Рис. 2. Меню сайта Челябинского государственного историко-культурного заповедника
«Аркаим»
Дизайн. Дизайн сайта достаточно хорошо продуман. На первом экране главной страницы мы видим обложку со статичным изображением (Рис. 1). Перед нами схема поселения. Но считать смысл могут только посетители, знающие историю данного заповедника. Случайный посетитель не поймет, что перед ним. По нашему мнению, данную обложку следовало бы сделать либо уже, либо добавить какой-то динамики. На данный момент именно на этой части страницы слишком много воздуха.
Цвета сочетаются друг с другом. В качестве основных цветов выбраны коричневый и белый. Коричневый цвет ассоциируется с землей, почвой, что очень символично для археологического заповедника. Указанные цвета используются как в качестве визуального оформления блоков, подложек на изображениях, так и в качестве цветового решения текста. Белый текст на коричневом фоне выглядит достаточно контрастно и легко воспринимается читателем, что нельзя сказать о коричневом тексте на белом фоне. В этом случае контрастность недостаточная. Следовало бы либо подобрать более насыщенный коричневый цвет, либо увеличить размер шрифта.
Отдельно стоит отметить фото-контент. Изображения для обложек блоков подобраны гармонично. Яркие фотографии, которые выбиваются из общей цветовой гаммы, приглушаются частичным коричневым затемнением.
Соблюдается правило чередования текста и изображения, замена их местами. Этот эффект задает ритм странице и удерживает внимание пользователя.
Дизайн типовой страницы сайта (не главной) минималистичен. Страница представляет собой коричневый текст на белом фоне. Под текстом располагается блок с фотографиями. Иногда галерея изображений располагается справа от текста.
Контент. Как мы уже отмечали ранее, согласно Приказу Минкультуры России от 20 февраля 2015 г. № 277 на сайте должна быть указана вся информация об учреждении культуры (учредительные документы, отчеты о деятельности, информация о руководителях и т. д.). На сайте историко-культурного заповедника «Аркаим» такая информация присутствует в полном объеме (страница «О заповеднике»). Кроме того, на сайте представлена достаточно обширная информация о заповеднике: историческая справка; состав заповедника (музеи, исторический парк, ветряная мельница и т. д.) с подробным описанием каждой составляющей; афиша мероприятий, запланированных в заповеднике с подробным описанием события; информация о правилах посещения заповедника, возможности проживания, условиях бронирования и т. п.; новости, связанные с заповедником. Стоит отметить, что на сайте нет информации, не связанной с Аркаимом и это является несомненным плюсом сайта. Каждая рубрика функциональна и четко предоставляет информацию, которая в ней должна быть.
Тип контента достаточно разнообразный. Это не только текст и изображения местности. Это и статичная рисованная карта страны городов, интерактивная карта страны городов, записанные видео-экскурсии, панорамные экскурсии. В разделе «Видео» представлены мультфильм об Аркаиме, видеозаписи научно-популярного проекта «Аркаим online», видеоанонсы мероприятий. Как мы упоминали ранее, ссылки на данные разделы представлены во втором столбце меню.
На сайте представлены и результаты научной деятельности сотрудников заповедника, а также научные мероприятия, проводимые в заповеднике.
Способ связи / контакты. Контактные данные находятся на отдельной странице, попасть на которую можно, выбрав соответствующий пункт меню. На странице представлены почтовый адрес в г. Челябинске, а также адрес нахождения самого заповедника в Брединском районе, номера телефонов всех представительств, а также специальных служб (отдела бронирования, столовой, экскурсионной службы). Также на странице присутствуют ссылки на социальные сети. Стоит отметить, что ссылки на аккаунты в социальных сетях расположены и на главной странице, причем они дублируются в нескольких местах.
Также присутствует страница «Как добраться», которая расположена в основном меню. На странице представлены несколько вариантов как можно добраться до заповедника. Помещены точные координаты места, схема маршрута до заповедника через Челябинскую область, а также встроена интерактивная карта Google (Рис. 3).
При всей подробности представленной информации, возможно стоило бы добавить ссылку на страницу «Как добраться» на страницу «Контакты». И наоборот.
Рис. 3. «Как добраться» до историко-культурного заповедника «Аркаим» (https://arkaim-center.ru/index.php/way, дата обращения 20.07.2021)
Упрощенный поиск. На ресурсе, на котором предполагается представление большого объема информации, необходим отдельно реализованный поиск по ключевым словам. На ресурсе Челябинского государственного историко-культурного заповедника «Аркаим» он есть. Иконка лупы расположена рядом со ссылками на социальные сети в верхней части экрана справа как на главной, так и на внутренних страницах.
Виртуальный музей. О необходимости наличия такого музея на сайтах мы уже говорили выше. Современное учреждение культуры должно предоставлять посетителям своего сайта возможность познакомиться с местом, с экспонатами. Наличие виртуального музея позволяет побывать в нем даже тем, кто находится за много километров от него. На анализируемом сайте представлена панорамная экскурсия по заповеднику с возможностью перехода по горячим точкам. Управление передвижением происходит с помощью мыши. При нажатии на «горячую
точку» происходит перемещение на другую локацию. Перемещение по территории возможно либо с помощью переключений локаций в нижней части экрана, либо с помощью выбора нужной локации из списка в верхней части экрана (Рис. 4). Если вы не хотите самостоятельно управлять перемещением, можно выбрать «Автотур».
Рис. 4. «Виртуальный тур». Способы перемещения по локациям (https://arkaim-center.ru/sites/ default/files/3D/index.html, дата обращения 20.07.2021)
Виртуальный музей организован достаточно хорошо. Экспонаты, которые находятся на природе, можно рассмотреть достаточно четко и детально. Но экспонаты «Музея человека и природы» мы рассмотреть не можем. Мы видим общий план экспозиции, видим общий план экспонатов, но детально рассмотреть экспонаты и описания к ним мы не можем. Это является небольшим минусом данного виртуального музея.
Кроме «виртуальной экскурсии» историко-культурный заповедник «Аркаим» предлагает «Экскурсии онлайн». Это записанные видео-экскурсии по заповеднику с комментариями археологов и работников заповедника.
Специальные возможности. Специальные возможности - это, в первую очередь, те дополнительные функции сайта, которые позволяют без проблем работать с ним и получать нужную информацию лицам с ограниченными возможностями. Например, использование субтитров в видео, версия для слабовидящих, аудиогид и т. п.
На анализируемом нами ресурсе представлена версия для слабовидящих. При выборе этого режима страница принимает другой вид. Меняется структура блоков, они идут последовательно друг за другом. Есть возможность выбрать одну из трех цветовых гамм сайта, изменить размер текста и интервалы (Рис. 5).
Размер: • | А | А Цвет: | Ц | Д Ц Интервал:| X1 | Х2 Картинки: |обыана« ^¿¡¡¡)
Челябинский
(Ö) АРКАИМ государственный историко-культурный заповедник меню —
Рис. 5. Версия сайта для слабовидящих (https://arkaim-center.ru/, дата обращения 20.07.2021)
Кроссплатформенность и кроссбраузерность. Одним из главных условий качественного сайта для многих разработчиков является возможность ресурса перестраиваться под разные устройства (компьютер, ноутбук, телефон, планшет и т. п.). А также сайт должен корректно отображаться во всех браузерах. Мы протестировали исследуемый сайт на нескольких браузерах (Edge, Google Chrome, Safari) - сайт отображается корректно. При уменьшении
размера окна сайт перестраивается, и вся информация остается доступна. Кроме того, мы протестировали сайт на нескольких устройствах и убедились в кроссплатформенности сайта.
Автоматический перевод сайта на другие языки. Так как одной из задач создания сайта музеи ставят перед собой задачу интегрироваться в систему зарубежных и российских музеев, то наличие варианта представления информации на другом языке является несомненным плюсом. К сожалению, сайт Челябинского государственного историко-культурного заповедника «Аркаим» предлагает изучение информации только на русском языке.
Тем не менее нам удалось найти страницу с возможностью просмотра контента на английском языке. Это раздел «Карта», который предлагает просмотр интерактивной карты Google Maps с отмеченными на ней объектами. Каждому объекту добавлено описание. Карту можно просматривать на русском и английском языках. Помимо карты на странице представлен список объектов заповедника. Все элементы списка представляют собой гиперссылки. При нажатии на элемент списка происходит переадресация на страницу с текстовым описанием, которое представлено на двух языках (русском и английском).
Конфиденциальность личных данных. По нашему мнению, на сайте в обязательном порядке должен быть специальный блок с указанием условий использования персональных данных музеем и самим сайтом. Многие сайты для выполнения тех или иных действий требуют авторизации на сайте. Например, для бронирования билетов онлайн. На анализируемом нами сайте нет возможности создания личного кабинета, а значит собирать персональные данные через сайт организация не планирует.
Заключение
Анализ научных источников, законодательства Российской Федерации в отношении учреждений культуры, а также рекомендации разработчиков сайтов позволили нам выделить критерии для анализа официального портала музея. Мы считаем, что разработанные нами критерии универсальные и могут быть использованы не только для анализа сайтов музейной тематики, но и для анализа сайтов в целом.
Проведенный анализ сайта Челябинского государственного историко-культурного заповедника «Аркаим» показывает, что даже региональные музеи могут конкурировать в интернет-пространстве с федеральными. Могут иметь хорошие, продуманные сайты для привлечения новых посетителей. А создание виртуальных туров позволяет посетить музей даже находясь за много километров от места. По результатам нашего исследования мы можем сделать вывод, что сайт соответствует нашим критериям. Единственной рекомендацией для разработчиков является пожелание добавить перевод сайта на другие языки.
Список литературы
1. Гендин, Н. И. Создание официальных сайтов и задачи целевой подготовки в системе повышения квалификации руководящих кадров организаций культуры: новый этап реализации идей С. А. Сбитнева / Н. И. Гендин, Н. И. Колкова. - Текст: непосредственный // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 42. - С. 20-29.
2. Грибовская, Н. Н. Виртуальный музей как форма приобщения молодежи к историческому наследию и национальной культуре / Н. Н. Грибовская, О. А. Гуринович. -Текст: непосредственный // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. - 2020. -№ 3-2. - С. 464-466.
3. Лебедев, А. В. Музейные представительства в Интернет. Российский и зарубежный опыт / А. В. Лебедев. - Текст: непосредственный // Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века / сост. и научн. ред. Н. А. Никишин. - Москва: Прогресс-Традиция, 1999. - С. 73-82.
4. Максимова, Т. Е. Виртуальные музеи vs традиционные музеи: преимущества виртуальных экспонатов / Т. Е. Максимова. - Текст: непосредственный // Исторические, философские политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 4-3 (30). - С. 109 -111.
5. Минькова, Е. В. Анализ официального сайта СМИ (на примере издания «Южноуральская панорама») / Е. В. Минькова. - Текст: непосредственный // Медиачтения СКФУ: взгляд молодых
исследователей: сборник материалов Международной научно-практической конференции (Ставрополь, 20-21 мая 2021 г.) / О. А. Ганжара, И. А. Орден. - Ставрополь, 2021. - С. 236-238.
6. Минькова, Е. В. Британский музей и Лувр: сравнительный анализ официальных сайтов: курсовая работа / Е. В. Минькова. - Челябинск: Челябинский государственный университет, 2021. - 33 с.
7. Музеи России: [сайт]. - URL: www.museum.ru (дата обращения: 08.07.2021).
8. Перлова, А. Б. Сайт как средство продвижения музея (на примере Республиканского музея изобразительных искусств республики Марий Эл) / А. Б. Перлова. - Текст: непосредственный // Студенческая наука и 21 век. - 2017. - № 15. - С. 157-159.
9. Приказ Минкультуры России от 20 февраля 2015 г. № 277 «Об утверждении требований к содержанию и форме предоставления информации о деятельности организаций культуры, размещаемой на официальных сайтах уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций культуры в сети «Интернет» // Минтруд России. - 2015. - https:// mintrud.gov.ru/docs/mintrud/analytics/65 (дата обращения: 20.02.2021). - Текст: электронный.
10. Рыгалова, М. В. Веб-сайты как средство презентации музеев (на примере муниципальных музеев Алтайского края) / М. В. Рыгалова. - Текст: непосредственный // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). - 2018. - № 3 (17). - С. 22-25.
11. Смирнова, И. Частые ошибки дизайна веб-страницы / И. Смирнова, М. Белая, Ю. Засс. - Текст: электронный // Tilda Education. - URL: https://tilda.education/design-mistakes (дата обращения: 20.06.2021).
12. Смирнова, М. А. Анализ дизайна информационных сайтов этнографических музеев-заповедников России / М. А. Смирнова. - Текст: непосредственный // Культура и искусство в современном образовательном пространстве: материалы всероссийской научно-практической конференции, Кострома, 27 февраля 2017 года / Костромской государственный университет; Ответственный редактор Т. В. Луданова, редактор Н. Е. Мусинова. - Кострома: Костромской государственный университет, 2017. - С. 46-51.
13. Цифровой маркетинг и «нарративный музей» // Музей в цифровую эпоху: Перезагрузка / П. О. Васильева, Д. В. Качуровская, А. В. Михайлова, С. Э. Феоктисова. - Текст: электронный. - Москва: Издательские решения, 2019. - 190 с. - URL: http://mmbook-hse.ru/ books/27/ (дата обращения: 12.07.2021).
14. Червонюк, К. А. Роль веб-сайта в деятельности музея / К. А. Червонюк. - Текст: непосредственный // Современная наука: идеи, которые изменят мир: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Брянск, 22-23 ноября 2018 года. - Брянск: Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, 2018. - С. 278-280.
15. Юдкина, Е. С. Просветительские возможности виртуальных музеев / Е. С. Юдкина. -Текст: непосредственный // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: STADIA HISTORICA JENIUM. - 2020. - № 1 (16). - С. 222-230.
16. Яшина, А. А. Юзабилити интернет-СМИ: медиаобразовательный потенциал / А. А. Яшина, В. В. Антропова. - Текст: непосредственный // Медиасреда. - 2019. - № 15. - С. 188-192.
OFFICIAL SITE OF THE MUSEUM: CRITERIA FOR ASSESSING THE SITE AND THEIR APPROBATION ON THE EXAMPLE OF THE PORTAL OF THE CHELYABINSK STATE HISTORICAL AND CULTURAL RESERVE "ARKAIM"
Topchii I. V., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, [email protected] The research was funded by RFBR and Chelyabinsk Region, project number 20-412-740012
The purpose of the article is to develop criteria for the analysis ofmuseum sites and their approbation. As a result of the analysis of scientific sources, the legislation of the Russian Federation, as well as the recommendation of web developers, criteria for evaluating museum-related sites were developed: ease of navigation on the site; thoughtful design; filling the site with content corresponding to the theme of
jhjik: npoS^eMHoe no.ie MegHao6pa30BaHHH. 2021. № 3 (41)
the museum; communication method / contacts; simplified search; the presence of a virtual museum; special abilities; cross-platform and cross-browser compatibility; automatic translation of the site into other languages; confidentiality of personal data. The criteria and the analysis plan were tested on the official portal of the Chelyabinsk State Historical and Cultural Reserve "Arkaim". The authors came to the conclusion that regional museums can compete with federal museums. May have good, well thought out sites to attract new visitors. And the creation of virtual tours allows you to visit the museum even when you are many kilometers from the place.
Key words: museum, museum site, site analysis, archaeological museum, Arkaim.
References
1. Gendin, N. I. & Kolkova, N. I. (2015). Sozdanie ofitsial'nykh saytov i zadachi tselevoy podgotovki v sisteme povysheniya kvalifikatsii rukovodyashchikh kadrov organizatsiy kul'tury: novyy etap realizatsii idey S. A. Sbitneva [Creation of official sites and the tasks of targeted training in the system of advanced training of management personnel of cultural organizations: a new stage in the implementation of SA Sbitnev's ideas]. VestnikKemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 42, pp. 20-29.
2. Gribovskaya, N. N. & Gurinovich, O. A. (2020). Virtual'nyy muzey kak forma priobshcheniya molodezhi k istoricheskomu naslediyu i natsional'noy kul'ture [The virtual museum as a form of introducing young people to the historical heritage and national culture]. Bol'shaya Evraziya: razvitie, bezopasnost', sotrudnichestvo [Greater Eurasia: development, security, cooperation], 3-2, pp. 464-466.
3. Lebedev, A. V. (1999). Muzeynye predstavitel'stva v Internet. Rossiyskiy i zarubezhnyy opyt [Museum representations on the Internet. Russian and foreign experience]. Muzey i novye tekhnologii. Naputi k muzeyu XXI veka / sost. i nauchn. red. N. A. Nikishin [Museum and new technologies. On the way to the museum of the XXI century / comp. and scientific. ed. N.A. Nikishin]. Moscow: Progress-Tradition, pp.73-82.
4. Maksimova, T. E. (2013). Virtual'nye muzei vs traditsionnye muzei: preimushchestva virtual'nykh eksponatov [Virtual museums vs traditional museums: advantages of virtual exhibits]. Istoricheskie, filosofskie politicheskie i yuridicheskie nauki, kul 'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice], 4-3 (30). - S. 109 -111.
5. Min'kova, E. V. (2021). Analiz ofitsial'nogo sayta SMI (na primere izdaniya «Yuzhnoural'skaya panorama») [Analysis of the official website of the media (on the example of the publication "South Ural Panorama")]. Mediachteniya SKFU: vzglyad molodykh issledovateley : sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Stavropol', 20-21 maya 2021 g.) / O. A. Ganzhara, I. A. Orden [Media readings of NCFU: the view of young researchers: collection of materials of the International Scientific and Practical Conference (Stavropol, May 20-21, 2021) / O. Ganzhara, I. A. Order]. Stavropol'. Pp. 236-238.
6. Min'kova, E. V. (2021). Britanskiy muzey i Luvr: sravnitel'nyy analiz ofitsial'nykh saytov [British Museum and the Louvre: a comparative analysis of official sites]. Chelyabinsk: Chelyabinskiy gosudarstvennyy universitet. 33 p.
7. Muzei Rossii [Museums of Russia], available at: www.museum.ru (accessed: 08.07.2021).
8. Perlova, A. B. (2017). Sayt kak sredstvo prodvizheniya muzeya (na primere Respublikanskogo muzeya izobrazitel'nykh iskusstv respubliki Mariy El) [The site as a means of promoting the museum (on the example of the Republican Museum of Fine Arts of the Republic of Mari El)]. Studencheskaya nauka i 21 vek [Student science and the 21st century], 15, pp. 157-159.
9. Prikaz Minkul'tury Rossii ot 20 fevralya 2015 g. № 277 «Ob utverzhdenii trebovaniy k soderzhaniyu i forme predostavleniya informatsii o deyatel'nosti organizatsiy kul'tury, razmeshchaemoy na ofitsial'nykh saytakh upolnomochennogo federal'nogo organa ispolnitel'noy vlasti, organov gosudarstvennoy vlasti sub"ektov Rossiyskoy Federatsii, organov mestnogo samoupravleniya i organizatsiy kul'tury v seti «Internet» [Order of the Ministry of Culture of Russia dated February 20, 2015 No. 277 "On approval of requirements for the content and form of providing information on the activities of cultural organizations posted on the official websites of the authorized federal executive
body, state authorities of the constituent entities of the Russian Federation, local governments and organizations culture on the Internet].MintrudRossii [Ministry of Labor of Russia], available at: https:// mintrud.gov.ru/docs/mintrud/analytics/65 (accessed: 20.02.2021).
10. Rygalova, M. V. (2018). Veb-sayty kak sredstvo prezentatsii muzeev (na primere munitsipal'nykh muzeev Altayskogo kraya) [Web sites as a means of presenting museums (on the example of municipal museums of the Altai Territory)]. Uchenye zapiski (Altayskaya gosudarstvennaya akademiya kul'tury i iskusstv) [Scientific notes (Altai State Academy of Culture and Arts)], 3 (17), pp. 22-25.
11. Smirnova, I., Belaya, M. & Zass, Yu. Chastye oshibki dizayna veb-stranitsy [Frequent mistakes in web page design]. Tilda Education [Tilda Education], available at: https://tilda.education/design-mistakes (accessed: 20.06.2021).
12. Smirnova, M. A. (2017). Analiz dizayna informatsionnykh saytov etnograficheskikh muzeev-zapovednikov Rossii [Analysis of the design of information sites of ethnographic museums-reserves of Russia]. Kul'tura i iskusstvo v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve : materialy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Kostroma, 27 fevralya 2017 goda /Kostromskoy gosudarstvennyy universitet; Otvetstvennyy redaktor T. V. Ludanova, redaktor N. E. Musinova [Culture and art in the modern educational space: materials of the All-Russian scientific and practical conference, Kostroma, February 27, 2017 / Kostroma State University; Responsible editor T. V. Ludanova, editor N. E. Musinova]. Kostroma: Kostroma State University, pp. 46-51.
13. Vasil'eva, P. O., Kachurovskaya, D. V., Mikhaylova, A. V. & Feoktisova, S. E. (2019). Tsifrovoy marketing i «narrativnyy muzey» [Digital marketing and "narrative museum"]. Muzey v tsifrovuyu epokhu: Perezagruzka [Museum in the digital age: Reload]. Moscow: Publishing solutions. 190 p., available at: http://mmbook-hse.ru/books/27/ (accessed: 12.07.2021).
14. Chervonyuk, K. A. (2018). Rol' veb-sayta v deyatel'nosti muzeya [The role of the website in the activities of the museum]. Sovremennaya nauka: idei, kotorye izmenyat mir : Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Bryansk, 22-23 noyabrya 2018 goda [Modern science: ideas that will change the world: Materials of the All-Russian scientific and practical conference, Bryansk, November 22-23, 2018]. Bryansk: Bryansk State University named after Academician I. G. Petrovsky. Pp. 278-280.
15. Yudkina, E. S. (2020). Prosvetitel'skie vozmozhnosti virtual'nykh [Educational opportunities of virtual museums]. Vestnik nauchnoy assotsiatsii studentov i aspirantov istoricheskogo fakul'teta Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya: STADIA HISTORICA JENIUM [Bulletin of the Scientific Association of Students and Postgraduates of the Faculty of History of the Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Series: STADIA HISTORICA JENIUM], 1 (16), pp. 222-230.
16. Yashina, A. A. & Antropova V. V. (2019). Yuzabiliti internet-SMI: mediaobrazovatel'nyy potentsial [Usability of Internet media: media educational potential]. Mediasreda [Media environment], 15,pp.188-192.
Топчий Ирина Владимировна - и. о. директора Института повышения квалификации и переподготовки кадров, старший преподаватель кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики, Челябинский государственный университет, Челябинск.
ORCID: 0000-0001-8601-9041
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Топчий И. В. Официальный сайт музея: критерии оценки сайта и их апробация на примере портала Челябинского государственного историко-культурного заповедника «Аркаим» // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 3 (41). С. 27-36. DOI: 10.47475/2070-0695-202110303.
Topchii I. V. Official site of the museum: criteria for assessing the site and their approbation on the example of the portal of the Chelyabinsk state historical and cultural reserve "Arkaim" // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2021. No 3 (41), pp. 27-36. DOI: 10.47475/2070-0695-202110303.