УДК 070
DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10418
С. И. Симакова
Челябинский государственный университет,
Челябинск
ОБРАЗ АРКАИМА В СМИ
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Челябинской области
в рамках научного проекта № 20-412-740012 «Археология и общество: феномен Аркаима в публичной сфере Челябинской области»
В статье отражены промежуточные результаты исследования, выполненного автором, по теме «Археология и общество: феномен Аркаима в публичной сфере Челябинской области» - образ Аркаима в средствах массовой информации. Сформулировав цель статьи как поиск информационного следа СМИ при освещении темы «Аркаим», автор последовательно идет к ее реализации. Структура статьи четко продумана, все ее части логично связаны. Были проанализированы 100 журналистских материалов по темам «история Аркаима» и «формирование отношения к Аркаиму». Для анализа применялись метод сплошной и метод случайной выборки, контент-анализ и метод кейс-стади. В результате автор пришел к выводам: 1) материалы об Аркаиме - это вербальный текст; 2) использование визуального контента - минимальное; 3) содержание материалов - дублирование информации из одного материала в другой.
Ключевые слова: Аркаим, археологический памятник Аркаим, поселение Аркаим, заповедник Аркаим, археология, археология и общество, археология и медиа
Введение
Информация об археологическом памятнике Аркаим знакома многим людям не только в нашей стране, но и за границей. Но чаще имеющаяся доступная информация не дает правдивого и полного представления об этом феномене. В связи с чем тема нашей статьи является актуальной, а само исследование «Археология и общество: феномен Аркаима в публичной сфере Челябинской области» (исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Челябинской области в рамках научного проекта № 20-412-740012) перспективным.
Анализ научной литературы, раскрывающей и объясняющей проблемы Аркаима, подтверждает ее недостаточность как в количественном, так и в качественном отношении. Рассматривая Аркаим как подтему темы «Археология и общество», мы выделяем научные труды следующих авторов: В. М. Андреев [1]; М. В. Загидуллина [5; 6], Д. Г. Зданович [2]; Е. В. Куприянова [7; 8; 9; 10]; Ф. Н. Петров [12]; С. И. Симакова [15]; И. В. Топчий [18]; В. Шнирельман [23].
В статье «Археологическая тематика в СМИ в аспекте "публичной археологии"» [5] речь идет об археологии как о науке, которая интерпретирует древний мир через артефакты древности, а также о перемещении этой науки в публичное пространство - «археология и общество». М. В. Загидуллина - автор статьи - замечает, что с появлением археологов-интеллектуалов, которые могут простым языком донести до публики знание (популяризатор) совпало с ростом возможностей медиа, расширением визуальной культуры, в том числе с появлением научно-популярных программ. Одним из таких людей был Г. Б. Зданович, который большую часть жизни изучал Аркаим, написал десятки книг об этом месте, в том числе и для массового читателя. Но в силу того, что в медиа порой происходит упрощение информации о сложной науке, у профессионалов-археологов существует много претензий к такому подходу к популяризации археологии в целом и Аркаима, в частности. Тем не менее без выхода в медиа и популяризации археологам сложно существовать, главным образом огласка привлекает финансирование раскопок. И поэтому вполне логично, что один из разделов посвящен проблеме «археология и медиа». Выполнив качественный анализ имеющейся научно-популярной литературы, автор резюмирует: «обзор литературы показывает, что существующее состояние проблемы «археология и медиа» (как части
более широкого поля «археология и общество») требует определенных усилий по восполнению возникших лакун и приведению научных знаний этого направления в непротиворечивую системность, которая, в свою очередь, сможет стать основой для интеграции исследований темы «археология и общество» в практику социального управления, гармонизации информационной и социальной политики» [5. С. 47].
О проблеме популяризации археологического знания поселения Аркаим - формирование его искаженного образа - статья Е. В. Куприяновой «Современные механизмы формирования имиджа археологических памятников в общественном сознании с помощью СМИ (на примере поселения бронзового века Аркаим в Челябинской области)» [10]. Исследователем выявлено, что многие публикации в СМИ, описывающие археологические данные, содержат неточности, фактические ошибки и даже антинаучные данные (приводится список таких публикаций). Автор статьи отмечает, что «как для современных, так и для более ранних публикаций остаются характерными гиперболизация и искажение фактов, актуализация значения древних объектов» [10. С. 71]. Если говорить о современных материалах, то, по мнению Е. В. Куприяновой, наблюдается еще одна, дополнительно к перечисленным, тенденция - это «клонирование» текстов из первоначального источника многими сетевыми изданиями.
Анализу сайта заповедника Аркаим посвящена статья И. В. Топчий «Официальный сайт музея: критерии оценки сайта и их апробация на примере портала Челябинского государственного историко-культурного заповедника "Аркаим"» [18]. Наличие успешного сайта - важная составляющая работы любой организации, в том числе музейного комплекса, в глобализированном информационном обществе. Проанализировав сайт по десяти критериям (удобная навигация, дизайн, соответствующий тематике контент, контакты, поиск, виртуальные экспозиции, спец. возможности, кроссплатформенность, автоперевод, конфиденциальность личных данных), автор отмечает: в навигации помогает большое количество полезных блоков; дизайн сайта хоть и минималистичен, но хорошо продуман: хорошее сочетание цветов друг с другом, отбор фотографий, ритмичность страницы и др. В заключении сделан вывод о возможности конкуренции сайта заповедника с другими федеральными проектами в интернете. В качестве рекомендации - добавить англоязычную версию. Таким образом, сайт Аркаима может рассматриваться как прекрасная возможность информировать посетителей об актуальной информации, в том числе научного характера. Что должно положительно сказаться на формировании бренда феномена «Аркаим».
Актуальному вопросу в эпоху визуального поворота - визуальному контенту - посвящена статья «Визуальный образ Аркаима в материалах СМИ» [15]. В статье рассмотрены особенности визуализиции информации в журналистских материалах, посвященных Аркаиму (эмпирической базой исследования послужили 398 журналистских текстов за 2020 год). Автор статьи обращает внимание, что в материалах указанной тематики уделяется недостаточное внимание визуализации контента, а среди применяемых визуальных форматов доминирует статичная фотография. Имеющийся визуальный контент нельзя назвать соответствующим современности. Что, безусловно, сказывается на вовлеченности читателя и возможности получить им (читателем - примечание автора) информацию об Аркаиме.
Как пишет Е. Куприянова в монографии «Аркаим: рождение легенды», Аркаим - это «название, которое археологи дали открытому в 1987 году археологическому памятнику» [8. С. 3]. Исследователь отмечает, что сегодня слово «Аркаим» известно далеко за пределами России. С момента открытия памятника (с 1987-го года), как отмечает исследователь, благодаря Геннадию Борисовичу Здановичу «Аркаим стал для миллионов людей много большим, чем археологическим памятником - историко-культурным заповедником, брендом, местом паломничества, источником вдохновения» [8. С. 3].
Безусловно, огромная роль в распространении информации об Аркаиме принадлежит средствам массовой информации, которые реализуют тем самым информационную функцию. Поставив перед собой цель рассмотреть, какой информационный след при освещении темы «Аркаим» оставляют СМИ, мы выполнили анализ журналистских материалов по обозначенной проблеме.
В результате поиска на Яндекс.Новости за период 2005-2020 годы было обнаружено 1241 журналистских текста, содержащих ключевое слово «Аркаим». Выполненный контент-анализ
позволил выделить следующие тематические группы: археология, псевдоархеология, эзотерика, политика, туризм и т. п. Для статьи мы выделили материалы, освещающие историю Аркаима и формирования отношения к этому месту - 100 материалов (метод сплошной выборки), в том числе спецпроекты об Аркаиме.
История Аркаима в материалах СМИ
Как уже говорилось выше, к этой группе мы отнесли 100 материалов - история затопления и борьбы за сохранение; соотнесение с Троей, Стоунхеджем и др.
Материалы этой группы нам интересны, в первую очередь, с позиций сохранения культурной памяти в целом и исторической памяти, как ее важной части. Процесс формирования сознательного отношения к Аркаиму как национальному достоянию неразрывно связан с позиционированием памятника в СМИ. Прокомментируем как отражались в СМИ некоторые этапы развития археологического памятника. С этой целью мы проанализировали пять материалов, извлеченных в результате случайной выборки из общей базы.
Челябинские археологи А. Епимахов и И. Семьян истории открытия Аркаима, значении «Страны городов» для науки и культуры, околонаучных и ненаучных мифах вокруг Аркаима посвятили свою статью [4]. Авторы подчеркивают важность опубликованных материалов следующим утверждением: «На сегодняшний день Аркаим, увы, стал своеобразным лженаучным брендом. В опредёленной степени это касается и всего круга памятников синташтинского типа, к которым относится Аркаим. <...> Эта статья для портала «Антропогенез» является вкладом авторов в популяризацию научного знания об археологических памятниках Северной Евразии эпохи средней бронзы» [4].
О проблемах юридической принадлежности Аркаима идет речь в статье «По закону и по правде». Автором обозначена очень серьезная проблема, сформулированная Г. Б. Здановичем следующими словами: «Ильменским заповедником мы признаны "сторонней организацией". Наша научная и охранная деятельность за прошедшие 15 лет объявляются "законниками" Ильменского заповедника противозаконной. Теперь там, на Аркаиме, нам ничего не принадлежит. И весь он не принадлежит области. Потому что мы, ученые и вся область, работали на "чужой" земле. Можем ли мы согласиться с этим?» [20].
Михаил Фонотов, автор указанного журналистского материала, обращается к читателю с вопросом: «Так чей же он, наш Аркаим?» [20]. Интригующее начало: «Был бы успех, завистники найдутся. Мы имеем две истины. Первая: Аркаим - детище профессора Г. Здановича. Вторая: Аркаим принадлежит Челябинской области. Говорят, против истины не попрешь. Тем более против двух. Ан нет, прут, и со страшной силой. И вновь, в который раз, перед нами пьеса под названием "Чужой успех"» [20]. Журналист повествует читателю историю развития Аркаима, выделив в своем материале три тематических блока: история спасений, история науки и история захвата. И завершает вопросом: «Что будет? Кто еще раз спасет Аркаим?» [20].
Другой взгляд на Аркаим - место силы, эзотерика - наблюдаем в статье М. Степаненко «Культ Аркаима». Несмотря на то, что статья начинается с раздела «Аркаим научно-археологический» основное содержание статьи - объем и контекст - это его культовое наполнение. Об этом автор повествует в разделах: «Аркаим, как Мекка для оккультистов и сектантов»; «Неоязыческая святыня»; «И масоны тут как тут» [16].
Эту же проблему поднимает Алиса Селезнева, автор журналистского материала «Эксперты: "Сектанты делают на Челябинскую область особую ставку"» [14]. Автор акцентирует внимание на тот факт, что Аркаим, вместо одного из нескольких протогородов, стали представлять центром «мистической силы».
Обращаясь к истории Аркаима, журналист пишет, что подобных протогородов в Челябинской области и Башкирии более двадцати. Их совокупность называют «Страна городов». Но только Аркаим получил громкую известность - это связывают с борьбой археологов за сохранение памятника: отмена дорогостоящего проекта по созданию Караганского водохранилища.
Заметим, что между двумя выше описанными материалами разница более, чем в 10 лет. А проблема остается прежней: «Территория вокруг древнего поселения привлекает представителей различных неоязыческих течений, на чем активно паразитируют опасные секты, вербуя новых сторонников» [14]. Вместе с тем политолог А. Лавров категорично заявляет, что «ни один серьезный исследователь, погруженный в проблематику Аркаима, не подтвердит того
бреда, которым сегодня окружили этот объект. Таит ли этот бред в себе опасность для общества? В определенной степени, да. Он притягивает к себе тех же неоязычников, деятельность которых может привести к межнациональному или межрелигиозному противостоянию» [14].
Очень подробно представлен Аркаим в материале «Чудо в Челябинской области» [22]. Автор подчеркивает, что по мнению ученых он сопоставим со Стоунхенджем - знаменитым мегалитическим сооружением на Солсберийской равнине в южной Англии. В статье представлена история Аркаима, его географические, археологические и астрономические особенности. Приводится устоявшееся мнение, что «в "Стране городов" поражает не богатство материальной культуры - поражает ее удивительная духовность. Это особый мир, где духовностью насыщено все - от поселенческой и погребальной архитектуры до скульптурных изображений, выполненных из камня» [22]. По мнению Г. Б. Здановича, Аркаим - ярчайший пример синкретизма первобытности, слитности и нерасчлененности самых различных начал. Это одновременно и крепость, и храм, и ремесленный центр, и жилой поселок. Заканчивает свой материал автор блоком вопросов, требующих включенности читателя, призывом к вдумчивому переосмыслению полученной в ходе чтения статьи информации: «Возникает вопрос - зачем примитивным, полудиким, как принято было считать, людям, жившим в южноуральских степях, нужен был Аркаим? Может, мы не объективно оцениваем давнее прошлое человечества? Может мы преувеличиваем степень их «примитивности»? Возможно, наши предки были не глупее нас, просто они жили по другим законам, которые нам, к сожалению, не известны» [22].
Аркаим в спецпроектах
По мнению Артема Галустяна - бывший выпускающий редактор спецпроектов «Коммерсанта» - спецпроекты уже давно перестали быть чем-то новым и необычным. Если раньше за формат решались браться только большие и влиятельные редакции с излишками бюджета, то теперь подобные материалы есть у любого уважающего себя медиа [19]. Точного определения термина «спецпроект» не существует. И исследователи, и практики трактуют это понятие по-разному. Так, Д. Макаров в своей статье представляет подборку спецпроектов различных изданий. При этом автор подчеркивает, что спецпроектом может быть лонгрид, выполненный в стандартном оформлении; отдельный сайт на поддомене, в котором будут тесты, видео и сложная верстка (зависит от возможностей редакции и темы); продающие лендинги [11]. «Преимуществами использования такого формата можно назвать: актуальность использования механики, гарантированная аудитория и её высокое вовлечение в проект. Главной особенностью спецпроекта является способность перебить информационный шум. <...> Ещё одним преимуществом является увеличение длительности жизненного цикла проекта. Он размещается на более длительный срок, чем <... > иная публикация» [17].
Именно это предопределило наш исследовательский интерес - спецпроекты, посвященные Аркаиму.
Спецпроект «Между нами, ариями... Где с пользой для здоровья можно сойти с ума» [3].
Текст строится на основе рассказа постоянного посетителя - паломника Аркаима (Юра -примечание автора). Текст дополняется научно-популярной информацией: нам рассказывают о том, как нашли это место, чем оно заинтересовало археологов и ученых; о проживающих на этой территории народах, об их быте и профессиональной деятельности; о том, чем сейчас можно «развлечь» себя на Аркаиме.
Автор проекта придерживается четкой логики повествования: анонс - лирическое отступление - рассказ о человеке, ежегодно приезжающего паломником на Аркаим; основной текст - информация автора дополняется фрагментами комментариев Ивана Кашина, экскурсовода заповедника; рубрика «досье» - здесь резюмируются смыслы Аркаима: Аркаим - это. Для ряда ученых - древняя обсерватория. Для уфологов - город инопланетян. Для экстрасенсов -станция «подзарядки». Для последователей ведических учений - родина Заратустры; рубрика «кстати» - автор знакомит читателя с информацией, которая может вызвать любопытство, пробудить желание посетить это место и очень логично следует за этим информация о том, как можно доехать до этого места.
Познавательный текст сопровождает минимальная визуализация - статичные фотографии и шрифтовые выделения - в виде полужирного начертания и вставок цитат. Фотографии подходят по смыслу, служат логичным дополнением к тексту; вставки привлекают внимание читателя -
разбавляют однообразие вербального текста. Однако существующая минимализация визуального контента в данном материале не оправдана.
Резюмируя анализ данного проекта, мы отмечаем, что вербальная часть текста интересна по содержанию, продумана по форме и стилю подачи материала, вызывает любопытство читателя, чего нельзя сказать о его визуальной составляющей.
Спецпроект «Аркаим: древний город, овеянный мифами» [13] - проект посвящен одной из самых известных достопримечательностей Южного Урала - заповеднику Аркаим. Зачастую Аркаим преподносится как необычное, таинственное место, имеющее даже репутацию аномального. По ходу чтения статьи этот миф приобретает второстепенное значение - на повестку выходят история открытия памятника и его достопримечательности. Продумана логика и дизайн проекта: история открытия «Аркаима»; находки в заповеднике; мифы «Аркаима»; достопримечательности «Аркаима» (Городище, музей «Природы и человека», исторический парк, реконструкция «Курган Темир», жилища медно-каменного века, этнографический музей «Казачья усадьба», стойбище степного кочевника, музей древних производств); степи и горы; как добраться до «Аркаима». Вербальный текст сопровождается статичными фотографиями - не ориентированы на просмотр со смартфона.
Каждый раздел представляет собой самостоятельный блок - его можно читать независимо от остального текста. Вместе с тем последовательное чтение разделов дает более полную картину феномену Аркаим, формирует положительное отношение к этому месту, провоцирует на посещение заповедника.
Спецпроект «Что скрывает древний город Аркаим» [21] - в заголовке заложена интрига, а содержание проекта - ответ на поставленный вопрос. Читатель узнает где и при каких обстоятельствах был найден город, как выглядит, кто и как там жил, почему имеет такое название, что дал Аркаим человечеству, какие есть аналоги этого места и почему туристы так любят это городище - для чего люди туда едут. Материал дополняют рекомендации как добраться до места, где остановиться, что посмотреть и лайфхаки от руководителя музейного отдела заповедника «Аркаим». Текст четко структурирован - в подаче материала используется хронология событий: в начале мы знакомимся со старинным городом, а затем узнаем о его современном состоянии и о том, чем можно заняться, приехав на место - что посмотреть и где заселиться. Оформление вербального текста - текст хорошо распределен, отсутствуют большие монотонные строки -создает достаточно приятное впечатление и позитивное настроение при чтении. Стоит отметить целесообразность использования вставок - оформленных цитат - они там, где и должны быть: полностью встраиваются в линию повествования и дополняют ее. Для визуализации применяются фотографии: все статичные и без ориентации для чтения с телефона. При этом сам текст выглядит эстетично и удобно читается как с компьютера, так и с телефона.
В таблице представлена сводная информация о распределении спецпроектов по тематическим группам, визуальному контенту и организации рассматриваемых материалов (Табл. 1).
Таблица 1
Распределение спецпроектов по тематическим группам, визуальному контенту и организации рассматриваемых материалов
Учитывается ли
Название проекта ссылка Тематическая группа Как представлен визуальный медиаэстетический компонент
контент организации материала
Между нами, ариями... Где с пользой для здоровья можно сойти с ума Ь 1 1 р 8 : / / rg.ru/2017/08/03/ reg-urfo/radi-chego-nuzhno-ehat-v-zapovednik-arkaim.html История; Эзотерика 4 фотографии (статичные, ориентированы на просмотр с ноутбука или стационарного компьютера); Вставки: цитаты, названия рубрик - шрифтовые выделения нет
Аркаим: древний город, овеянный мифами https://uraloved. ти/те81а/ сЬе1уаЫп8кауа-оЫ/ аткздт Туризм Эзотерика 15 фотографий (статичные, ориентированы на просмотр с ноутбука или стационарного компьютера); Яндекс карта частично
Что скрывает древний город Аркаим https://ura.news/ specials/iamural/ news/1036280480 История Туризм Эзотерика 5 фотографий (статичные, ориентированы на просмотр с ноутбука или стационарного компьютера); Вставки - оформленные цитаты нет
Заключение
Подводя итог нашего исследования, промежуточные результаты которого представлены в данной статье, отметим:
Используя метод сплошной выборки, членами временного творческого коллектива, участвующего в научном проекте № 20-412-740012 «Археология и общество: феномен Аркаима в публичной сфере» (исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Челябинской области) была подготовлена база исследования, включающая 1241 (уникальных - без дублей) журналистских текста, содержащих ключевое слово «Аркаим».
В результате контент-анализа были выделены тематические группы: археология, псевдоархеология, эзотерика, политика, туризм и т. п. Для дальнейшей работы мы выделили материалы, освещающие историю Аркаима и формирования отношения к этому месту - 100 материалов (метод сплошной выборки).
Из этой тематической группы, используя метод случайной выборки, для более детального анализа были извлечены журналистские материалы: информационные - 5, в формате спецпроекта - 3.
Выполнен анализ этих материалов, с использованием метода кейс-стади.
Замечено, все материалы содержат блоки, посвященные истории открытия Аркаима, что формирует историческую память у читателя. В то же время следует отметить, что материалы практически дублируют содержание более ранних текстов - при этом ссылки на более ранние материалы, на научно-популярную литературу, архивные данные (где можно было проверить информацию) отсутствуют. Целью нашей статьи не было проверить имеющуюся информацию на истинность, но даже при беглом знакомстве с содержанием мы заметили некоторую фактологическую путаницу [Более подробно об этом см.: 10].
Информация об Аркаиме подается за счет вербального способа - язык написания материалов грамотно сформулирован, эмоционален, доступен для пользователя. Отсутствие
визуального языка коммуникаций или его недостаточность являются особенностями всех проанализированных работ. Мы отмечаем, что в большинстве случаев при организации материала не учитывается медиаэстетический компонент. Последние два фактора лишают материалы об Аркаиме современности, что может сказаться на аудитории потребителей информации.
Список литературы
1. Андреев, В. М. Археологический памятник в современном культурном пространстве: культурологический анализ: специальность 24.00.01 «Теория и история культуры»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии / Андреев Валерий Максимович; «Челябинская государственная академия культуры и искусств». - Челябинск, 2014. - 26 с. - Текст : непосредственный.
2. Аркаим. 1987-1997 Библиографический указатель / Составитель Д. Г. Зданович, Е. И. Коган, Н. Н. Орлова: Вступительное слово Д. Г. Зданович / Челябинский государственный университет; Природно-ландшафтный и историко-археологический центр «Аркаим». -Челябинск, 1999. - 120 с. - Текст: непосредственный.
3. Голкин, Б. Между нами, ариями... Где с пользой для здоровья можно сойти с ума / Б. Голкин. - Текст : электронный // Российская газета : [сайт]. - Неделя № 171 (7337). - URL: https:// rg.ru/2017/08/03/reg-urfo/radi-chego-nuzhno-ehat-v-zapovednik-arkaim.html (дата обращения: 10.09.2021).
4. Епимахов, А. В. Аркаим и Синташта: история открытия и археологическая реальность / А. В. Епимахов, И. Семьян. - Текст : электронный // Антропогенезу : [сайт]. - URL: https:// antropogenez.ru/article/1002/ (дата обращения: 10.09.2021).
5. Загидуллина, М. В. Археологическая тематика в СМИ в аспекте «Публичной археологии» / М. В. Загидуллина. - Текст : непосредственный // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2021. - Т. 27. - № 1. - С. 40-48.
6. Загидуллина, М. В. Как измерить популярность Аркаима? голоса встроенных метрик в контексте теории панмедиатизации / М. В. Загидуллина. - Текст : непосредственный // Горизонты цивилизации. - 2017. - № 8. - С. 38-67.
7. Куприянова, Е. В. Аркаим: популяризация или «попсовость» (к вопросу о проблемах взаимодействия науки и массового сознания) / Е. В. Куприянова. - Текст : непосредственный // Горизонты цивилизации. - 2013. - № 4. - С. 73-88.
8. Куприянова, Е. В. Аркаим: рождение легенды / Научно-популярная монография / Е. В. Куприянова. - Челябинск : Край Ра, 2021. - 224 с. - Текст : непосредственный.
9. Куприянова, Е. В. Поселение Аркаим и популяризация археологии на Южном Урале (к вопросу о проблемах взаимодействия науки и массового сознания) / Е. В. Куприянова. - Текст : непосредственный // Этнографическое обозрение. - 2014. - № 5. - С. 146-161.
10. Куприянова, Е. В. Современные механизмы формирования имиджа археологических памятников в общественном сознании с помощью СМИ (на примере поселения бронзового века Аркаим в Челябинской области) / Е. В. Куприянова. - Текст : непосредственный // Вестник культуры и искусств. - 2021. - № 2 (66). - С. 71-83.
11. Макаров, Д. Что такое спецпроекты и как они выглядят? / Д. Макаров. - Текст : электронный // Medium.com : [сайт]. - 2018. - URL: https://medшm.com/sobaka/что-такое-спецпроекты-и-как-они-выглядят-ee31b04018db (дата обращения: 10.09.2021).
12. Петров, Ф. Н. Поселение Аркаим в культурном пространстве эпохи бронзы / Приложение к альманаху «Дубненское наследие» / Ф. Н. Петров. - Дубна, 2009. - 64 с. - Текст : непосредственный.
13. Распопов, П. Аркаим: древний город, овеянный мифами / П. Распопов. - Текст: электронный // Ураловед : [сайт]. - 2019. - URL: https://uraloved.ru/mesta/chelyabinskaya-obl/ arkaim (дата обращения: 10.09.2021).
14. Селезнева, А. Эксперты: «Сектанты делают на Челябинскую область особую ставку» / А. Селезнева. - Текст : электронный // Полит74 : [сайт]. - 2018. - URL: https://polit74.ru/culture-i-sport/eksperty_sektanty_delayut_na_chelyabinskuyu_oblast_osobuyu_stavku/ (дата обращения: 10.09.2021).
15. Симакова, С. И. Визуальный образ Аркаима в материалах СМИ / С. И. Симакова. -DOI 10.47475/2070-0695-2021-10215. - Текст : непосредственный // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2021. - № 2 (40). - С. 129-142.
16. Степаненко, М. Культ Аркаима / М. Степаненко. - Текст : электронный // Русская линия : [сайт]. - .2007. - URL: https://rusk.ru/st.php?idar=112050 (дата обращения: 10.09.2021).
17. Спецпроект в СМИ: красивый лендинг или эффективный инструмент заявить о себе? // Vc.ru : [сайт]. - 2020. - URL: https://vc.ru/marketing/190463-specproekt-v-smi-krasivyy-lending-iH-effektivnyy-instrument-zayavit-o-sebe (дата обращения: 10.09.2021). - Текст : электронный.
18. Топчий, И. В. Официальный сайт музея: критерии оценки сайта и их апробация на примере портала Челябинского государственного историко-культурного заповедника «Аркаим» / И. В. Топчий. - DOI 10.47475/2070-0695-2021-10303. - Текст : непосредственный // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2021. - № 3 (41). - С. 27-36.
19. Филиппова, А. 5 мифов о спецпроектах / А. Филиппова. - Текст : электронный // Журнал «Журналист» : [сайт]. - № от 22 мая 2020. - URL: https://jrnlst.ru/myths-special-projects (дата обращения: 10.09.2021).
20. Фонотов, М. По закону и по правде / М. Фонотов. - Текст : электронный / Челябинский рабочий. - 2006. - URL: http://urbibl.ru/Stat/Arkaim/po_zakonu_i_pravde.htm (дата обращения: 10.09.2021).
21. Что скрывает древний город Аркаим // Ura.ru : [сайт]. - 2020. - URL: https://ura.news/ specials/iamural/news/1036280480 (дата обращения: 10.09.2021). - Текст: электронный.
22. Чудо в Челябинской области // Правда-TV.ru : [сайт]. - 2008. - URL: https://www.pravda-tv.ru/2008/12/23/317/arheologicheskij-kompleks-arkaim-dre (дата обращения: 10.09.2021). - Текст: электронный.
23. Шнирельман, В. А. Аркаим: археология, эзотерический туризм и национальная идея /
B. А. Шнирельман. - Текст: непосредственный // Антропологический Форум. - 2011. - № 14. -
C.133-167.
THE IMAGE OF ARKAIM IN THE MEDIA
Simakova S. I., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, [email protected] The research was funded by RFBR and Chelyabinsk Region, project number 20-412-740012
The article reflects the intermediate results of the research carried out by the author on the topic "Archeology and Society: the Arkaim Phenomenon in the Public Sphere of the Chelyabinsk Region" - the image of Arkaim in the media. Having formulated the purpose of the article as a search for the information trail of the media when covering the topic "Arkaim", the author consistently goes to its implementation. The structure of the article is well thought out; all its parts are logically connected. Were analyzed 100 journalistic materials on the topics "history of Arkaim" and "the formation of attitudes towards Arkaim". For the analysis, the method of continuous and random sampling, content analysis and the method of case study were used. As a result, the author came to the following conclusions: 1) materials about Arkaim are verbal text; 2) the use of visual content is minimal; 3) content of materials - duplication of information from one material to another.
Key words: Arkaim, archaeological site Arkaim, settlement Arkaim, reserve Arkaim, archeology, archeology and society, archeology and media
References
1. Andreev, V. M. (2014). Arkheologicheskiy pamyatnik v sovremennom kul 'turnom prostranstve: kul'turologicheskiy analiz [Archaeological monument in modern cultural space: cultural analysis]. Chelyabinsk, 26 p. (in Russ.).
2. Zdanovich, D. G., Kogan, E. I. & Orlova, N. N. (1999). Arkaim. 1987-1997 Bibliograficheskiy ukazatel' [Arkaim. 1987-1997 Bibliographic Index]. Chelyabinsk, 120 p. (in Russ.).
3. Golkin, B. (2017). Mezhdu nami, ariyami... Gde s pol'zoy dlya zdorov'ya mozhno soyti s uma [Between us, the Aryans ... Where you can go crazy with health benefits]. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper]. Week number № 171 (7337), available at: https://rg.ru/2017/08/03/reg-urfo/radi-chego-nuzhno-ehat-v-zapovednik-arkaim.html (accessed: 10.09.2021). (in Russ.).
4. Epimakhov, A. V. & Sem'yan, I. Arkaim i Sintashta: istoriya otkrytiya i arkheologicheskaya real'nost' [Arkaim and Sintashta: the history of discovery and archaeological reality]. Antropogenez [Anthropogenesis], available at: https://antropogenez.ru/article/1002/ (accessed: 10.09.2021). (in Russ.).
5. Zagidullina, M. V. (2021). Arkheologicheskaya tematika v SMI v aspekte «Publichnoy arkheologii» [Archaeological topics in the media in the aspect of "Public archeology"]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury [News of the Ural Federal University. Series 1: Problems of Education, Science and Culture], t. 27, 1, pp. 40-48. (in Russ).
6. Zagidullina, M. V. (2017). Kak izmerit' populyarnost' Arkaima? golosa vstroennykh metrik v kontekste teorii panmediatizatsii [How to measure the popularity of Arkaim? voices of embedded metrics in the context of the theory of panmediatization]. Gorizonty tsivilizatsii [Horizons of civilization], 8, pp. 38-67. (in Russ.).
7. Kupriyanova, E. V. (2013). Arkaim: populyarizatsiya ili «popsovost'» (k voprosu o problemakh vzaimodeystviya nauki i massovogo soznaniya) [Arkaim: popularization or "pop" (to the issue of the problems of interaction between science and mass consciousness)]. Gorizonty tsivilizatsii [Horizons of civilization], 4, pp. 73-88. (in Russ.).
8. Kupriyanova, E. V. (2021). Arkaim: rozhdenie legendy : Nauchno-populyarnaya monografiya [Arkaim: the birth of a legend : Popular science monograph]. Chelyabinsk: Kray Ra. 224 p. (in Russ.).
9. Kupriyanova, E. V. (2014). Poselenie Arkaim i populyarizatsiya arkheologii na Yuzhnom Urale (k voprosu o problemakh vzaimodeystviya nauki i massovogo soznaniya) [Settlement of Arkaim and the popularization of archeology in the South Urals (on the issue of the problems of interaction between science and mass consciousness)]. Etnograficheskoe obozrenie [Ethnographic Review], 5, pp. 146-161. (in Russ.).
10. Kupriyanova, E. V. (2021). Sovremennye mekhanizmy formirovaniya imidzha arkheologicheskikh pamyatnikov v obshchestvennom soznanii s pomoshch'yu SMI (na primere poseleniya bronzovogo veka Arkaim v Chelyabinskoy oblasti) [Modern mechanisms of the formation of the image of archaeological monuments in the public consciousness with the help of the media (on the example of the Bronze Age settlement Arkaim in the Chelyabinsk region)]. Vestnikkul 'tury i iskusstv [Bulletin of culture and arts], 2 (66), pp. 71-83. (in Russ.).
11. Makarov, D. (2018). Chto takoe spetsproekty i kak oni vyglyadyat? [What are special projects and how do they look?]. Medium.com [Medium.com], available at: https://medium.com/sobaka/chto-takoe-spetsproekty-i-kak-oni-vyglyadyat-ee31b04018db (accessed: 10.09.2021). (in Russ.).
12. Petrov, F. N. (2009). Poselenie Arkaim v kul'turnom prostranstve epokhi bronzy /Prilozhenie k al'manakhu «Dubnenskoe nasledie» [Settlement Arkaim in the cultural space of the Bronze Age / Supplement to the almanac "Dubna heritage"]. Dubna. 64 p. (in Russ.). (in Russ.).
13. Raspopov, P. (2019). Arkaim: drevniy gorod, oveyannyy mifami [Arkaim: an ancient city covered with myths]. Uraloved [Uraloved], available at: https://uraloved.ru/mesta/chelyabinskaya-obl/ arkaim (accessed: 10.09.2021). (in Russ.).
14. Selezneva, A. (2018). Eksperty: «Sektanty delayut na Chelyabinskuyu oblast' osobuyu stavku» [Experts: "The sectarians make a special stake on the Chelyabinsk region"]. Polit74, available at: https:// polit74.ru/culture-i-sport/eksperty_sektanty_delayut_na_chelyabinskuyu_oblast_osobuyu_stavku/ (accessed: 10.09.2021). (in Russ.).
15. Simakova, S. I. (2021). Vizual'nyy obraz Arkaima v materialakh SMI [Visual image of Arkaim in the media]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija [Sign: problematic field of mdiaeducation], 2 (40), pp. 129-142. DOI 10.47475/2070-0695-2021-10215. (in Russ.).
16. Stepanenko, M. (2007). Kul't Arkaima [The Cult of Arkaim]. Russkaya liniya [Russian line], available at: https://rusk.ru/st.php?idar=112050 (accessed: 10.09.2021). (in Russ.).
17. Spetsproekt v SMI: krasivyy lending ili effektivnyy instrument zayavit' o sebe? (2020). [Special project in the media: a beautiful landing page or an effective tool to make yourself known?]. Vc.ru, available at: https://vc.ru/marketing/190463-specproekt-v-smi-krasivyy-lending-ili-effektivnyy-instrument-zayavit-o-sebe (accessed: 10.09.2021). (in Russ.).
18. Topchii, I. V. (2021). Ofitsial'nyy sayt muzeya: kriterii otsenki sayta i ikh aprobatsiya na primere portala Chelyabinskogo gosudarstvennogo istoriko-kul'turnogo zapovednika «Arkaim» [The official website of the museum: criteria for evaluating the site and their testing on the example of the portal of the Chelyabinsk State Historical and Cultural Reserve "Arkaim"]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija [Sign: problematic field of mdiaeducation], 3 (41), pp. 27-36. DOI 10.47475/20700695-2021-10303 (in Russ.).
19. Filippova, A. (2020). 5 mifov o spetsproektakh [5 myths about special projects]. Zhurnal «Zhurnalist» [Journal "Journalist"], available at: https://jrnlst.ru/myths-special-projects (accessed: 10.09.2021). (in Russ.).
20. Fonotov, M. (2006). Po zakonu i po pravde [By law and by truth]. Chelyabinskiy rabochiy [Chelyabinsk worker], available at: http://urbibl.ru/Stat/Arkaim/po_zakonu_i_pravde.htm (accessed: 10.09.2021). (in Russ.).
21. Chto skryvaet drevniy gorod Arkaim (2020). [What is hiding the ancient city of Arkaim]. Ura. ru, available at: https://ura.news/specials/iamural/news/1036280480 (accessed: 10.09.2021). (in Russ.).
22. Chudo v Chelyabinskoy oblasti (2008). [Miracle in the Chelyabinsk region]. Pravda-TV. ru, available at: https://www.pravda-tv.ru/2008/12/23/317/arheologicheskij-kompleks-arkaim-dre (accessed: 10.09.2021). - Tekst: elektronnyy. (in Russ.).
23. Shnirel'man, V. A. (2011). Arkaim: arkheologiya, ezotericheskiy turizm i natsional'naya ideya [Arkaim: archeology, esoteric tourism and national idea]. Antropologicheskiy Forum [Anthropological Forum], 14, pp. 133-167. (in Russ.).
Симакова Светлана Ивановна, доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.
ORCID: 0000-0001-5248-9459
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Симакова С. И. Образ Аркаима в СМИ // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 4 (42). С. 158-167. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10418.
Simakova S. I. The image of Arkaim in the media // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2021. No 4 (42), pp. 158-167. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10418.