DOI: 10.18287/2542-0461-2020-11-2-49-55 Дата: поступления статьи / Submitted: 14.01.2020
УДК 332.122 после рецензирования / Revised: 21.02.2020
Щ^и Научная статья / Scientific article принятия статьи / Accepted: 25.05.2020
Т.А. Оруч
Поволжский государственный университет сервиса, г. Тольятти, Российская Федерация E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2398-5298
Особые экономические зоны России: оценка эффективности деятельности
и практика привлечения инвестиций
Аннотация: Вступление Российской Федерации в число пяти наиболее крупных мировых экономик может быть обеспечено за счет реализации новых инвестиционных проектов в промышленной сфере, увеличения степени локализации производства, а также внедрения инновационных производственных технологий. Все это является необходимыми условиями для выхода российской экономики на устойчивую траекторию роста, повышения конкурентоспособности предприятий на международном рынке высокотехнологичной продукции. Основным способом реализации поставленной задачи стал переход к модели роста, основанной на повышении инвестиционной привлекательности России и инвестиционной активности предприятий. Один из основных драйверов формирования экономики нового поколения -развитая инфраструктура, ключевым элементом которой служат особые экономические зоны. Созданные и функционирующие в России особые экономические зоны являются важным инструментом привлечения инвестиций и масштабным проектом по развитию экономики регионов страны за счет привлечения инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности. В процессе многочисленных исследований было выявлено, что создание в регионах, имеющих высокий уровень инвестиционного развития и привлекательности, особых экономических зон имеет положительное влияние нового особого режима ведения предпринимательской деятельности на результаты инвестиционного развития регионов страны. В статье рассматриваются показатели эффективности деятельности особых экономических зон и приводится оценка их инвестиционной привлекательности.
Ключевые слова: особые экономические зоны, типы ОЭЗ, элементы особого режима ОЭЗ, показатели, эффективность, инвестиционная привлекательность, эффективность привлечения инвестиций, рейтинг инвестиционной привлекательности ОЭЗ.
Цитирование. Оруч Т.А. Особые экономические зоны России: оценка эффективности деятельности и практика привлечения инвестиций // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2020. Т. 11. № 2. С. 49-55. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0461-2020-11-2-49-55. Информация о конфликте интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
T.A. Oruch
Volga Region State University of Service, Togliatti, Russian Federation E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2398-5298
Special economic zones of Russia: evaluation of efficiency of activity and practice of attracting investments
Abstract: Russia's entry into the five largest economies in the world will be ensured through the implementation of new investment projects in industry, increasing the level of production localization and the mass introduction of advanced production technologies. This is a necessary condition for the Russian economy to enter a stable growth path, increase the competitiveness of enterprises in the world market of high-tech products. The only way to accomplish this task is to switch to a growth model based on increasing the investment attractiveness of Russia and the investment activity of enterprises. One of the main drivers of the formation of a new generation economy is a developed infrastructure, the key element of which are special economic zones. The special economic zones created and functioning in Russia are an important tool for attracting investments and a large-scale project to develop the economy of the country's regions by attracting investments in priority types of economic activity. In the process of numerous studies, it was found that the creation in regions with a high level of investment development and attractiveness of special economic zones has a positive effect of a new special regime of doing business on the results of investment development of the country's regions. The article discusses the performance indicators of special economic zones and provides an assessment of their investment attractiveness.
Key words: special economic zones, types of special economic zones, elements of a special regime of special economic zones, indicators, efficiency, investment attractiveness, investment attraction efficiency, investment attractiveness rating of special economic zones.
Citation. Oruch T.A. Special economic zones of Russia: evaluation of efficiency of activity and practice of attracting investments. Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie = Vestnik of Samara University. Economics and Management, 2020, vol. 11, no. 2, pp. 49-55. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0461-2020-11-2-49-55. (In Russ.)
Information on the conflict of interest: author declares no conflict of interest.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
© Татьяна Анатольевна Оруч - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Многофункциональная экономика и развитие территории», Поволжский государственный университет сервиса, 445017, Самарская область, г. Тольятти, ул. Гагарина, 4.
© Tatyana A. Oruch - Candidate of Economic Sciences, associate professor of the Department of Multifunctional Economics and Territory Development, Volga Region State University of Service, 4, Gagarin Street, Togliatti, 445017, Russian Federation.
Введение
В регионах Российской Федерации создаются и функционируют особые экономические зоны (ОЭЗ) 4 типов: промышленно-производственного, технико-внедренческого, туристско-рекреационного типа и портовые особые экономические зоны. На настоящий момент в России действует 26 ОЭЗ (10 промышленно-производственных, 6 технико-внедренческих, 9 туристско-рекреационных и 1 портовая) [1].
За годы функционирования ОЭЗ в стране общий объем заявленных инвестиций составил порядка 900 млрд рублей, вложенных частных инвестиций - более 360 млрд рублей (в том числе 203,9 млрд рублей иностранных инвестиций), было создано более 36 тысяч рабочих мест, уплачено порядка 79,3 млрд рублей налогов и таможенных платежей. В структуре прямых инвестиций по источникам финансирования преобладают частные инвестиции резидентов, которые в 2018 году нарастающим итогом составляют 91,3 %, что является положительным фактором развития инвестиционной деятельности региона и отражает заинтересованность частного сектора в развитии отдельных регионов и продуктивную работу государства в обеспечении условий роста инвестиционной привлекательности регионов. Наглядным в этом плане представляется не только рост доли частных инвестиций резидентов ОЭЗ нарастающим итогом, но и создание и развитие отдельных особых экономических зон без участия государственного финансирования как на федеральным, так и на региональном уровне. Получается, что особые экономические зоны направлены на создание привлекательных условий для реализации долгосрочных инвестиционных проектов [2].
В этой связи возникает необходимость оценки эффективности деятельности особых экономических зон, а также изучения вопроса привлечения инвестиций в них. В статье исследование выполняется на примере особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Тольятти» (ОЭЗ ППТ «Тольятти»).
Ход исследования
Одним из наиболее эффективных инструментов пространственного развития экономики России служит «государственный институт ОЭЗ, давно зарекомендовавший себя в качестве драйвера реализации высокотехнологичных проектов в приоритетных отраслях экономики страны и повышения ее инвестиционной привлекательности в целом» [3]. Успешность развития ОЭЗ во многом зависит от обеспечения максимально комфортных условий для осуществления на их территории предпринимательской деятельности.
Особой экономической зоной является «территория, которая имеет особый юридический статус по отношению к остальной территории страны и льготные экономические условия для предпринимателей» [1]. Основные элементы особого режима предпринимательской деятельности таких экономических зон представлены на рис. 1 [4].
Особый административный режим • Снижение административных барьеров, принцип "одного окна"
Особый налоговый режим • Снижение ставок налога на прибыль и социальных взносов, освобождение от земельного и транспортного налогов на 5 лет „
Особый таможенный режим - > • Режим свободной таможенной зоны
Вся необъходимая инфраструктура > • Офисные помещения, газ, вода, энергия и т. д.
Гарантии - •Неизменность предоставленных преференций гарантируется Правительством РФ
> Прозрачная система управления ОЭЗ • Задействованные в управлении органы: Минэкономразвития России, ОЭЗ, субъекты РФ
Доступ к квалифицированным кадровым ресурсам > • Научные и образовательные центры
Рис. 1 - Элементы особого режима предпринимательской деятельности ОЭЗ Fig. 1 - Elements of a special business regime of the SEZ
Рассматривая ОЭЗ ППТ «Тольятти», необходимо отметить, что «созданная в 2010 г. ОЭЗ сегодня является одним из лидеров федерального проекта по созданию особых экономических зон в регионах России. ОЭЗ расположена в непосредственной близости от г. Тольятти (2 км) и крупнейшего российского автосборочного завода альянса АВТОВАЗ - Renault - Nissan, GM-АВТОВАЗ. Большая часть территории ОЭЗ обеспечена всеми видами инфраструктуры и энергоресурсов из числа необходимых для ведения промышленно-производственной деятельности. При локализации производства в ОЭЗ инвесторы могут получить значительные преимущества и льготы, гарантированные государством» [5].
Показатели, характеризующие деятельность ОЭЗ ППТ «Тольятти», отображены в табл. 1.
Таблица 1 - Показатели эффективности деятельности ОЭЗ ППТ «Тольятти» за 2011-2018 гг.
Table 1 - Performance indicators of the SEZ PPT «Togliatti» for 2011-2018
Показатели Годы
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Объем осуществленных инвести- 58 510 1828,75 4413,13 5362,75 6887 7022,3 5365,8
ций в создание объектов инфра-
структуры, млн руб.
Количество резидентов - 5 11 15 16 18 20 22
Количество работающих - - - 1 5 6 8 10
производств
Доля работающих производств в - - - 6,7 31,3 33,3 40,0 45,5
общем количестве резидентов, %
Объем осуществленных резиден- 1,9 3,53 286,48 3561,63 7130,94 8678 10409,40 12361,2
тами инвестиций, млн руб.
Количество созданных резиден- - 12 86 206 284 574 1077 1321
тами рабочих мест
Объем налогов и таможенных - 44,8 110,8 230 440,22 297,5 521,9 368,2
платежей, перечисленных рези-
дентами в бюджет, и использо-
ванных резидентами налоговых
льгот, млн руб.
Объем полученной резидентами - - - 91,57 888,01 3999 6974,94 4475,8
выручки, млн руб.
В 2018 году количество резидентов в ОЭЗ «Тольятти» выросло до 22, из них 9 компаний с иностранным участием. По отраслевой принадлежности преобладают компании, занимающиеся производством автомобилей или компонентов и частей к ним, к таким компаниям относятся: ООО «ТПВ Рус» (производство автомобильных сидений), ООО «Эдша» (производство частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей), ООО «Джей Ви Системз» (производство автомобильных кузовов и автодеталей, оказание логистических и инженерно-исследовательских услуг), ООО «СИЕ Аутомотив Рус» (производство литых алюминиевых деталей для двигателей легковых автомобилей), ООО «Нобель Автомотив Русиа» (производство систем передачи рабочих жидкостей автомобилей; производство стеклоомывателей, гибких тросов, металлических деталей), ООО «Хай-Лекс Рус» (производство тросов парковочного тормоза, для управления АКПП и МКПП, тросов стеклоподъемников, тросов открывания багажника и лючка заливной топливной горловины) и др. Положительным фактором развития ОЭЗ ППТ «Тольятти» является рост доли работающих производств в общем количестве резидентов, данный показатель имеет положительную тенденцию в анализируемом периоде. В этот период наблюдается как рост количества резидентов ОЭЗ, так и объема привлеченных частных инвестиций, но их эффективность вызывает сомнения. По состоянию на 2018 год на создание одного рабочего места потрачено 13,41 млн рублей инвестиций. Общий объем налоговых льгот и таможенных преференций, полученных резидентами в 2018 г., составил 125,5 млн рублей. А в виде налоговых отчислений и таможенных платежей бюджет получил 242,7 млн рублей [6].
На данный момент нет однозначного ответа об эффективности привлечения инвестиций за счет развития и функционирования особых экономических зон. Так, в работе М.В. Морошкиной и С.А. Мяки на основе сравнительного анализа темпов инвестиционного развития регионов в 20052015 гг. показано, что создание ОЭЗ незначительно влияет на динамику инвестиций в регионы [2]. Однако можно утверждать, что ОЭЗ - это важный инструмент для развития экономики страны, привлечения инвестиций и расширения взаимовыгодного международного сотрудничества в различных сферах экономики и промышленности [7].
Для оценки инвестиционной привлекательности ОЭЗ ППТ «Тольятти» воспользуемся данными III Национального рейтинга инвестиционной привлекательности ОЭЗ России [3]. В таблице 2 отражены показатели инвестиционной привлекательности ОЭЗ ППТ «Тольятти» в детализованном виде.
По результату рейтинга ОЭЗ ППТ «Тольятти» относится к достаточно привлекательным с инвестиционной точки зрения особым экономическим зонам, шестое итоговое место в рейтинге 2018 года (рост инвестиционной привлекательности по сравнению с 2017 годом, когда ОЭЗ находилась на седьмом месте) [8].
В рейтинге анализируемого года ОЭЗ ППТ «Тольятти» входит в пятерку сильнейших ОЭЗ по обеспеченности инфраструктурой. Доля свободной мощности объектов инфраструктуры - 77,55 %. Стоимость продажи земельного участка в ОЭЗ составляет 2,81 % по отношению к региональному значению (3-е место среди ОЭЗ ППТ, показатель 4,3). Так, аренда земельного участка обойдется резиденту ОЭЗ «Алабуга» в среднем в 3 руб./кв. м, в то время как в ОЭЗ «Тольятти» - 5,5 руб./кв м. В ОЭЗ ППТ «Тольятти» существует понижающий коэффициент на аренду земельного участка в зависимости от объема капитальных вложений, что способствует привлечению потенциальных резидентов. О последнем свидетельствует высокий объем инвестиций резидентов ОЭЗ к арендопригодной площади территории ОЭЗ, занятой резидентами (3-е место, 125,72 млн руб./га, показатель 5,1).
Низкий рейтинг ОЭЗ ППТ «Тольятти» получила в функциональном блоке «Инвестиционная привлекательность региона» из-за высоких инвестиционных рисков и уровня налоговой нагрузки. Действующий налоговый режим для инвестора в ОЭЗ «Тольятти» выгоден для проектов со сроком окупаемости до 5 лет. Для крупных инвестиционных проектов в промышленности, на которые ориентирована ОЭЗ «Тольятти», в последние годы характерно увеличение сроков окупаемости (значительно более 5 лет). Шкала налога на прибыль, жестко привязанная к определенным годам, также обуславливает невыгодный режим для вновь входящих инвесторов. При запуске проекта в 2019 году инвестор, планирующий получать прибыль через 6 лет, будет платить по ставке 15,5 %, что выше, чем предусмотрено в настоящий момент в других особых экономических зонах промышленно-производственного типа [9].
Таблица 2 - Показатели инвестиционной привлекательности ОЭЗ ППТ «Тольятти» за 2018 год Table 2 - Indicators of investment attractiveness of the SEZ PPT «Togliatti» for 2018
Индикатор, единица измерения Рейтинг (от 1 до 10) Значение Кол-во баллов Среднее значение баллов Лучшая ОЭЗ Кол-во баллов
1-й ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ БЛОК (S1): ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА РОССИИ 9 1,202 1,315 ОЭЗ ППТ «Липецк» 1,584
ПОДГРУППА 1 «Эффективность экономической и инвестиционной деятельности» 10 - 1,211 1,670 ОЭЗ ППТ «Липецк» 2,256
Объем инвестиций в основной капитал, % от ВРП 8 18,63 0,791 1,000 ОЭЗ ППТ «Лотос» 1,454
Уровень налоговой нагрузки для потенциального резидента ОЭЗ,% 10 1,90 0,000 0,850 ПОЭЗ «Ульяновск» 0,000
Уровень содействия РОИВ в привлечении инвестиций, баллов 9 3,67 3,667 4,081 ОЭЗ ППТ «Узловая» 4,800
Инвестиционный риск, баллов 10 0,80 0,786 1,002 ОЭЗ ППТ «Моглино» 1,133
Коэффициент Энгеля,% 8 0,076 0,812 1,416 ОЭЗ ППТ «Липецк» 3,428
ПОДГРУППА 1.2 «Обеспеченность региона трудовыми ресурсами» 3 - 1,193 1,000 ОЭЗ ППТ «Ступино Квадрат» 1,585
Коэффициент плотности населения, чел./кв. км 2 59,61 1,159 1,000 ОЭЗ ППТ «Ступино Квадрат» 3,292
Трудовой потенциал, % 1 49,64 1,060 1,000 ОЭЗ ППТ «Тольятти» 1,060
Уровень профессионального образования, чел. на 10 тыс. чел. населения 2 69,84 1,361 1,000 ОЭЗ ППТ «Алабуга» 1,686
2-И ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ БЛОК (S2): БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОЭЗ 7 0,761 0,842 ОЭЗ ППТ «Алабуга» 1,048
Продолжительность получения разрешения на строительство, дней 4-10 7 0,714 0,800 ОЭЗ ППТ «Узловая» 1,000
Среднегодовое количество привлеченных резидентов, ед. 5 2,44 0,927 0,985 ОЭЗ ППТ «Алабуга» 1,288
Наличие инфраструктуры СТЗ, построенной УК ОЭЗ, баллов 10 0,00 0,000 1,000 ОЭЗ ППТ «Титановая долина» 1,000
Отношение фактически привлеченных резидентов в ОЭЗ к плановому значению накопленным итогом с момента начала функционирования ОЭЗ,% 4-7 100,00 1,011 1,000 ОЭЗ ППТ «Липецк» 1,119
Наличие наград ОЭЗ в международном рейтинге «fDi Global Free Zones», баллов 1-5 1,00 1,000 0,500 ОЭЗ ППТ «Тольятти» 1,000
Качество предоставляемой информации УК ОЭЗ в ответ на запрос потенциального иностранного резидента, баллов 1-7 1,00 1,000 0,700 ОЭЗ ППТ «Калуга» 1,000
Наличие у УК ОЭЗ компетенций для привлечения иностранных инвесторов, баллов 10 0,50 0,500 0,850 ОЭЗ ППТ «Моглино» 1,196
Уровень выживаемости резидентов ОЭЗ,% 9 88,00 0,948 1,000 ОЭЗ ППТ «Лотос» 1,077
3-Й ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК (S3): ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ОЭЗ ИНФРАСТРУКТУРОЙ 4 - 0,965 0,858 ОЭЗ ППТ «Ступино Квадрат» 1,077
Отношение фактически построенных объектов инфраструктуры к плановому значению, %. 9 84,62 0,824 1,020 ПОЭЗ «Ульяновск» 1,203
Доля свободной мощности объектов инфраструктуры, %. 1 77,55 1,334 0,893 ОЭЗ ППТ «Тольятти» 1,334
Транспортная доступность ОЭЗ, баллов 8 0,70 0,700 0,820 ОЭЗ ППТ «Липецк» 1,000
Возможность оказания строительных услуг силами УК ОЭЗ, баллов 1-6 1,00 1,000 0,700 ОЭЗ ППТ «Моглино» 1,000
4-Й ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК (S4): ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ 7 - 0,377 0,489 ОЭЗ ППТ «Моглино» 0,906
Доля занятой площади в общей полезной площади ОЭЗ,% 9 21,00 0,628 1,000 ОЭЗ ППТ «Калуга» 1,664
Отношение стоимости аренды земельного участка в ОЭЗ к региональному значению, % в год 8 13,63 0,027 0,154 ОЭЗ ППТ «Моглино» 1,000
Отношение стоимости продажи земельного участка в ОЭЗ к региональному значению, % 3 2,81 0,475 0,313 ОЭЗ ППТ «Моглино» 1,000
5-Й ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК (S5): ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ РЕЗИДЕНТОВ ОЭЗ 6 - 0,982 0,975 ОЭЗ ППТ «Липецк» 1,234
Отношение объема инвестиций резидентов ОЭЗ к арендопригодной площади территории ОЭЗ, занятой резидентами, млн руб./га 3 125,72 1,132 0,952 ОЭЗ ППТ «Алабуга» 1,239
Инвестиционная привлекательность инфраструктуры, % 6 230,37 0,833 0,998 ОЭЗ ППТ «Ступино Квадрат» 1,537
6-Й ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК (S6): ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ ИНТЕРНЕТ-САЙТА ОЭЗ 4 1,031 1,000 ОЭЗ ППТ «Лотос» 1,084
Качество интернет-сайта на русском языке, баллов 6 1,02 1,016 1,000 ОЭЗ ППТ «Алабуга» 1,202
Качество интернет-сайта на английском языке, баллов 8 0,97 0,974 ОЭЗ ППТ «Лотос» 1,059
Удобство пользования интернет-сайтом для резидента ОЭЗ, баллов 4 4,60 1,104 1,000 ОЭЗ ППТ «Узловая» 1,200
Итоговое место 6 - 8,4 8,6 ОЭЗ ППТ «Алабуга» 9,9
Низкий рейтинг в функциональном блоке «Благоприятные условия для предпринимательской деятельности в ОЭЗ» обусловлен отсутствием инфраструктуры Свободной таможенной зоны, построенной УК ОЭЗ, и относительно высокой продолжительностью получения разрешения на строительство объектов ОЭЗ. УК ОЭЗ «Тольятти» обеспечивает индивидуальный подход и оперативно отвечает на
новые запросы потенциальных резидентов. В интересах инвесторов УК ОЭЗ предоставляет широкий спектр услуг, с консалтинга и помощи резиденту, составления бизнес-плана и иных необходимых документов до выполнения собственными силами полного спектра строительных (показатель 3,4), ремонтных работ по конкурентоспособной цене на региональном рынке. Все указанные мероприятия значительно упрощают процедуру реализации резидентами ОЭЗ инвестиционных проектов и свидетельствуют об эффективности деятельности УК ОЭЗ [10].
В настоящее время в РФ идет довольно активный процесс формирования частным сектором инновационных бизнес-планов, создания инновационных структур и новых технологических площадок в регионах для развития промышленности. Но они зачастую не могут быть реализованы в силу существующих инфраструктурных ограничений. Именно создание ОЭЗ ППТ с непосредственным участием государства в подготовке и реализации подобных производственных зон является залогом дальнейшего успешного функционирования промышленных производств. Подобное создание ОЭЗ на первоначальных этапах может быть не всегда оправдано со стороны государства с точки зрения бюджетной эффективности [11].
Одна из причин низкой бюджетной эффективности состоит в имеющихся сложностях учета всех составляющих и факторов влияния формируемых новых проектов ОЭЗ имеющимися традиционными методами дисконтирования денежных потоков в границах проведения анализа проектов. В ряде случаев проект ОЭЗ в целом не будет являться эффективным (для государства в лице региона) и может быть не принят.
Таким образом, для эффективной деятельности особых экономических зон необходимо разрабатывать и реализовывать меры по внедрению новых механизмов управления ОЭЗ, совершенствовать процедуры продвижения ОЭЗ всех типов на внутренних и внешних рынках, в случаях финансового кризиса разрабатывать и применять системы поддержки резидентов ОЭЗ при реализации их проектов [12].
Заключение
Наряду с очевидными преимуществами в виде создания благоприятного инвестиционного климата регионов, стимулирования промышленного производства и развития инновационных отраслей производства ОЭЗ помогают решить на федеральном уровне ряд системных проблем РФ, таких как исторически сложившиеся диспропорции в развитии отдельных регионов страны. Практика организации особых экономических зон не только активизирует развитие экономики региона, но и структурирует ее и дает эффект синергии за счет появления кластеров. Так, в ОЭЗ ТПП «Тольятти» значительная часть резидентов относится к автомобильной, химической и фармацевтической промышленности, что продиктовано производственным профилем города.
Библиографический список
1. Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. Москва: ИНФРА-М, 2011. 307 с.
2. Синенко О.А., Цыганова Т.Д. Особые экономические зоны России: практика применения налоговых льгот и оценка эффективности // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2018. Т. 17. № 1. С. 166-191. DOI: https://doi.org/10.15826/vestnik.2018.17.L008.
3. Морошкина М.В., Мяки С.А. Результаты инвестиционного развития российских регионов, на территориях которых функционируют особые экономические зоны // Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16. № 9. С. 1735-1748. DOI: https://doi.Org/10.24891/re.16.9.1735.
4. Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России - 2019 / И.В. Голубкин, М.М. Бухарова, Л.В. Данилов [и др.]; Ассоциация развития кластеров и технопарков России. Москва: АКИТ РФ, 2019. 180 с.
5. Скорничено Н.Н. Формирование инвестиционного потенциала как фактор устойчивого развития муниципального образования // Инновационные процессы в формировании интегрированных структур региональных промышленных комплексов Поволжья: сб. материалов междунар. научно-практич. конф. Самара: АНО «Издательство СНЦ», 2017. С. 118-123. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28967643.
6. Голощапова Т.В. Стратегический подход к обобщенной оценке потенциала региона // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2. С. 117-120. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/strategicheskiy-podhod-k-obobschennoy-otsenke-potentsiala-regiona.
7. Ерохина Л.И., Ченцова Н.М. Перспективы развития инвестиционной привлекательности г. о. Тольятти // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 1 (33). С. 6568. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21243637.
8. Курносова Е.А. Экономические аспекты реализации инновационного процесса в разрезе региональной сферы услуг // Наука - промышленности и сервису. 2012. № 7. С. 103-106. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21304631.
9. Комаревцева О.О. Разработка программы повышения инвестиционной привлекательности региона как инструмент развития территории // Актуальные проблемы формирования инвестиционного потенциала и управления инвестиционными рисками в Орловской области: сб. науч. тр. по материалам научно-практич. конф. (20 октября 2012 г.). Ч. 1. / ФГБОУВПО ОГУ. Орел: Изд-во ФГБОУВПО ОГУ, 2012. С. 86-90.
10. Камдин А.Н., Ельмеева И.Г. Особые экономические зоны: проблемы и особенности функционирования на региональном уровне // Молодой ученый. 2013. № 5. С. 312-317. URL: https://moluch.ru/archive/52/6713.
11. Басенко А.М., Григорян Э.М. Особые экономические зоны в Российской Федерации: монография. Ростов. гос. экон. ун-т «РИНХ», Фак. коммерции и маркетинга. Ростов-на-Дону: Ростов.гос. экон. ун-т «РИНХ», 2009. 247 с.
12. Шарапов С.А. Свободные экономические зоны. Москва: Юнити-Дана, 2014. 167 с. References
1. Danko T.P., Okrut Z.M. Free economic zones in the world economy. Moscow: INFRA-M, 2011, 307 p. (In Russ.)
2. Sinenko O.A., Tsyganova T.D. Special Economic Zones of Russia: Practice of Application of Tax Incentives and Assessment of Efficiency. Bulletin of Ural Federal University. Series Economics and Management, 2018, vol. 17, no. 1, pp. 166-191. DOI: https://doi.org/10.15826/vestnik.2018.17.L008. (In Russ.)
'3. Moroshkina M.V., Myaki S.A. The results of the investment development of the Russian regions with Special Economic Zones. Regional Economics: Theory and Practice, 2018, vol. 16, no. 9, pp. 1735-1748. DOI: https://doi.org/10.24891/re.16.9.1735. (In Russ.)
4. Golubkin I.V., Bukharova M.M., Danilov L.V. et al. Business navigator for special economic zones of Russia -2019; edited by the Association for the Development of Clusters and Technology Parks of Russia. Moscow: AKIT RF, 2019, 180 p. (In Russ.)
5. Skornichenko N.N. Formation of investment potential as a factor in the sustainable development of the municipal formation. In: Innovative processes in the formation of integrated structures of regional industrial complexes of the Volga Region: collection of materials of an international research and practical conference. Samara: ANO «Izdatel'stvo SNTs», 2017, pp. 118-123. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28967643. (In Russ.)
6. Goloshchapova T.V. Strategic approach to the generalized assessment of the region potential. Azimut naucnyh issledovanij: ekonomika i upravlenie = ASR: Economics and Management, 2018, vol. 7, no. 2, pp. 117-120. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskiy-podhod-k-obobschennoy-otsenke-potentsiala-regiona. (In Russ.)
7. Erokhina L.I., Chentsova N.M. Development prospects of investment attractiveness of Togliatti. Vestnik of Volga Region State University of Service. Series: Economics, 2014, no. 1 (33), pp. 65-68. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21243637. (In Russ.)
8. Kurnosova E.A. Economic aspects of realization of innovative process in a section of a regional services sphere. Science to industry and service, 2012, no. 7, pp. 103-106. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21304631. (In Russ.)
9. Komarevtseva O.O. Development of a program to increase the investment attractiveness of the region as a tool for the development of the territory. In: Topical issues of formation of investment potential and investment risk management in the Oryol region: collection of scientific papers based on the materials of the research and practical conference (October 20, 2012). Part 1. Orel: Izd-vo FGBOUVPO OGU, 2012, pp. 86-90. (In Russ.)
10. Kamdin A.N., Elmeeva I.G. Special economic zones: problems and features of functioning at the regional level. Molodoy uchenyy, 2013, no. 5, pp. 312-317. Available at: https://moluch.ru/archive/52/6713. (In Russ.)
11. Basenko A.M., Grigoryan E.M. Special economic zones in the Russian Federation: monograph. Rostov-on-Don: Rostov.gos. ekon. un-t «RINKh», 2009, 247 p. (In Russ.)
12. Sharapov S.A. Free economic zones. Moscow: Yuniti-Dana, 2014, 167 p. (In Russ.)