Научная статья на тему 'Оценка эффективности управления особой экономической зоной промышленно-производственного типа «Лотос»'

Оценка эффективности управления особой экономической зоной промышленно-производственного типа «Лотос» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
370
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА «ЛОТОС» / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / РЕЙТИНГ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / РЕЗИДЕНТЫ / СТАТУС РЕЗИДЕНТА / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / SPECIAL ECONOMIC ZONE LOTOS / MANAGEMENT EFFICIENCY / INVESTMENT ATTRACTIVENESS RATING / MANAGEMENT COMPANY / RESIDENTS / RESIDENT STATUS / INVESTMENT PROJECTS / DIFFERENTIATION OF STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крюкова Екатерина Викторовна, Коваленкова Анастасия Сергеевна

Создание и функционирование особых экономических зон в России направлено на повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности субъектов Российской Федерации и стратегически значимых отраслей. Судостроение традиционно является приоритетным видом экономической деятельности Астраханской области, что обусловило формирование особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Лотос», целевой функцией которой определено формирование локальной цепочки создания судостроительной и машиностроительной продукции на юге России. Эффективность деятельности особых экономических зон является интегрированной характеристикой способности управляющей компании обеспечивать достижение целей создания и функционирования особой экономической зоны. В результате анализа инвестиционной привлекательности особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Лотос» выявлены проблемные направления деятельности управляющей компании: создание инфраструктурных объектов и привлечение резидентов и инвесторов. Содержательная характеристика инвестиционных проектов резидентов (вид экономической деятельности и его соответствие цели функционирования особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Лотос», сроки и объем инвестиций, количество создаваемых рабочих мест, уровень мультипликативного эффекта на экономику региона) позволила сформулировать вывод о необходимости дифференциации государственной поддержки инвестиционных проектов резидентов. Приведены содержательные характеристики проектов резидентов: АО «Судостроительный завод «Лотос», ООО «Гекса-Лотос», ООО «Свои», ООО «МедИнТех», ООО «Атеф-Русс», ООО «Морское композитное судостроение», ООО «ИнПроект», ООО «Протелюкс Лотос», ООО «Стройлидерплюс Лотос», ООО «Гелиос Системс», ООО «Азка Композит», ООО «Навал Дизайн Международный», ООО «Роза» и др. Предложены рекомендации управляющей компании о разработке стратегии привлечения резидентов и инвесторов и установления особых преференциальных режимов для инвестиционных проектов, имеющих стратегическую значимость для развития экономики региона и международного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Крюкова Екатерина Викторовна, Коваленкова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSING EFFICIENCY OF CONDUCTING INDUSTRIAL SPECIAL ECONOMIC ZONE LOTOS

The article highlights the importance of creating and operating the special economic zones in Russia in order to increase the investment attractiveness and competitiveness of the entities and strategically important industries in the Russian Federation. Traditionally, shipbuilding has been a priority economic activity in the Astrakhan region, which has led to creating an industrial special economic zone Lotоs, whose purpose is defined as formation of a local chain of shipbuilding and machine-building products in the south of Russia. The effectiveness of special economic zones is an integrated characteristic of the management company's ability to achieve the goals of creating and operating a special economic zone. As a result of the analysis of investment attractiveness of the industrial special economic zone Lotоs, the problem areas of the management company's activities were identified: creating infrastructure facilities and attracting residents and investors. The substantial characteristic of investment projects of the residents (type of economic activity and its compliance with the objectives of the industrial special economic zone Lotоs, expected period and volume of investment, employment status, level of multiplicative effect on the regional economy) allowed formulating a conclusion about the necessity of differentiation of the state support for the investment projects of residents. There have been given the substantial characteristics of the projects of the residents: Shipbuilding Plant Lotos, JSC; Hexa-Lotos, LLC; Svoi, LLC; MedInTech, LLC; Atef-Russ, LLC; Marine Composite Shipbuilding, LLC; InProect, LLC; Protelux Lotоs, LLC; Stroyliderplus Lotоs, LLC; Helios Systems, LLC; Azka Composite, LLC; Naval Design International, LLC; Roza, LLC, etc. There have been offered the recommendations for the management company on developing a strategy for attracting residents and investors and establishing special preferential treatment for investment projects that are of strategic importance for the development of the regional economy and international cooperation are proposed.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности управления особой экономической зоной промышленно-производственного типа «Лотос»»

DOI: 10.24143/2073-5537-2020-2-60-69 УДК 338.2

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНОЙ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТИПА «ЛОТОС»

Е. В. Крюкова1, А. С. Коваленкова2

1 Астраханский государственный университет, Астрахань, Российская Федерация

2 Астраханский государственный технический университет, Астрахань, Российская Федерация

Создание и функционирование особых экономических зон в России направлено на повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности субъектов Российской Федерации и стратегически значимых отраслей. Судостроение традиционно является приоритетным видом экономической деятельности Астраханской области, что обусловило формирование особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Лотос», целевой функцией которой определено формирование локальной цепочки создания судостроительной и машиностроительной продукции на юге России. Эффективность деятельности особых экономических зон является интегрированной характеристикой способности управляющей компании обеспечивать достижение целей создания и функционирования особой экономической зоны. В результате анализа инвестиционной привлекательности особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Лотос» выявлены проблемные направления деятельности управляющей компании: создание инфраструктурных объектов и привлечение резидентов и инвесторов. Содержательная характеристика инвестиционных проектов резидентов (вид экономической деятельности и его соответствие цели функционирования особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Лотос», сроки и объем инвестиций, количество создаваемых рабочих мест, уровень мультипликативного эффекта на экономику региона) позволила сформулировать вывод о необходимости дифференциации государственной поддержки инвестиционных проектов резидентов. Приведены содержательные характеристики проектов резидентов: АО «Судостроительный завод «Лотос», ООО «Гекса-Лотос», ООО «Свои», ООО «МедИнТех», ООО «Атеф-Русс», ООО «Морское композитное судостроение», ООО «ИнПроект», ООО «Протелюкс Лотос», ООО «Стройлидерплюс Лотос», ООО «Гелиос Системс», ООО «Азка Композит», ООО «Навал Дизайн Международный», ООО «Роза» и др. Предложены рекомендации управляющей компании о разработке стратегии привлечения резидентов и инвесторов и установления особых преференциальных режимов для инвестиционных проектов, имеющих стратегическую значимость для развития экономики региона и международного сотрудничества.

Ключевые слова: особая экономическая зона «Лотос», эффективность управления, рейтинг инвестиционной привлекательности, управляющая компания, резиденты, статус резидента, инвестиционные проекты, дифференциация государственной поддержки.

Для цитирования: Крюкова Е. В., Коваленкова А. С. Оценка эффективности управления особой экономической зоной промышленно-производственного типа «Лотос» // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2020. № 2. С. 60-69. DOI: 10.24143/2073-5537-2020-2-60-69.

Введение

Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Лотос» (ОЭЗ ППТ «Лотос») создана в 2015 г. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации для развития высокотехнологичных производств в судостроении и реализации проектов импортозамещения промышленной продукции.

Результативность функционирования ОЭЗ в России оценивается рядом показателей, среди которых:

- число резидентов;

- количество рабочих мест, созданных на территории ОЭЗ;

- объем привлеченных инвестиций, в том числе иностранных;

- объем выручки от продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, полученных резидентами в результате реализации соглашений об осуществлении деятельности в ОЭЗ;

- объем израсходованных средств федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, направленных на финансирование создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры ОЭЗ;

- объем средств управляющей компании ОЭЗ, полученных от осуществления хозяйственной деятельности и вложенных в создание объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры ОЭЗ;

- объем налогов, уплаченных резидентами и управляющей компанией ОЭЗ в бюджеты бюджетной системы РФ и т. д.

По данным III Национального рейтинга инвестиционной привлекательности ОЭЗ России (2018 г.) ОЭЗ ППТ «Лотос» находится в третьей группе (умеренная инвестиционная привлекательность) [1], занимая десятое (последнее) место среди ОЭЗ ППТ России, что обусловливает необходимость рассмотрения практических аспектов управления ее деятельностью.

Эффективность деятельности управляющей компании ОЭЗ ППТ «Лотос»

Управление деятельностью ОЭЗ ППТ «Лотос» осуществляется специально создаваемым органом - управляющей компанией (УК) в форме публичного акционерного общества (ПАО), основными функциями которого являются создание объектов инфраструктуры для обеспечения функционирования ОЭЗ, управление данными объектами, привлечение резидентов и иных инвесторов и др.

Следовательно, результативность управления особой экономической зоной представляет собой характеристику способности УК обеспечивать достижение целей создания и функционирования ОЭЗ на основе организации системного взаимодействия между субъектами и объектами управления [2].

Как подтверждают результаты III Национального рейтинга инвестиционной привлекательности ОЭЗ России (2018 г.), ОЭЗ ППТ «Лотос» имеет самый низкий рейтинг (10 место) в следующих функциональных блоках: благоприятные условия для предпринимательской деятельности в ОЭЗ (блок 2 рейтинга), обеспеченность ОЭЗ инфраструктурой (блок 3), земельные ресурсы (блок 4), инвестиционная активность резидентов ОЭЗ (блок 5), количественные характеристики проблемных областей которых представлены в табл. 1.

Таблица 1

Проблемные области инвестиционной привлекательности ОЭЗ ППТ «Лотос»

Показатели Значение показателя Место в рейтинге Количество баллов Среднее значение в группе, баллы Лучшее значение, баллы

Блок 2. Благоприятные условия для предпринимательской деятельности в ОЭЗ

Отношение фактически привлеченных резидентов в ОЭЗ к плановому, накопленным итогом, % 84,62 9 0,855 1,0 ОЭЗ ППТ «Липецк», 1,119

Качество предоставляемой информации УК ОЭЗ в ответ на запрос потенциального иностранного резидента, баллы 0 8-10 0 0,7 ОЭЗ ППТ «Калуга», 1,0

Среднегодовое количество привлеченных резидентов, ед. 2,2 7-8 0,88 0,985 ОЭЗ ППТ «Алабуга», 1,288

Блок 3. Обеспеченность ОЭЗ инфраструктурой

Доля свободной мощности объектов инфраструктуры, % 0,89 10 0,437 0,893 ОЭЗ ППТ «Тольятти», 1,334

Возможность оказания строительных услуг силами УК ОЭЗ, баллы 0 9-10 0 0,7 ОЭЗ ППТ «Моглино», 1,0

Блок 4. Земельные ресурсы

Доля занятой площади в общей полезной площади ОЭЗ, % 18,93 10 0,566 1,0 ОЭЗ ППТ «Калуга», 1,664

Окончание табл. 1

Показатели Значение показателя Место в рейтинге Количество баллов Среднее значение в группе, баллы Лучшее значение, баллы

Блок 5. Инвестиционная активность резидентов ОЭЗ

Отношение объема инвестиций резидентов ОЭЗ к арендопригодной площади территории ОЭЗ, занятой резидентами, млн руб./га 10,03 10 0,602 0,952 ОЭЗ ППТ «Алабуга», 1,239

Инвестиционная привлекательность инфраструктуры, % 154,05 8 0,681 0,998 ОЭЗ ППТ «Ступино Квадрат», 1,537

Согласно данным табл. 1 можно выделить следующие основные проблемные направления деятельности УК ОЭЗ ППТ «Лотос»:

- создание и обеспечение функционирования объектов инфраструктуры;

- привлечение резидентов и иных инвесторов, в том числе для создания объектов инфраструктуры ОЭЗ.

Относительно первого направления следует отметить, что введенные в эксплуатацию объемы мощности объектов инфраструктуры (водо-, газо-, электроснабжения и водоотведения) используются резидентами ОЭЗ в среднем на 10 %, единственным негативным фактором в данной сфере выступает 100 % использование действующими резидентами мощности введенных объектов теплоснабжения, что позволяет сделать вывод о необходимости увеличения объема мощности объектов теплоснабжения. В связи с этим рассмотрим более подробно второе проблемное направление деятельности УК ОЭЗ ППТ «Лотос».

При формировании стратегии привлечения резидентов и инфраструктурных инвесторов на площадку ОЭЗ ППТ «Лотос» учитываются потребности предприятий реального сектора экономки, расположенных в Астраханской области, конъюнктура профильных для ОЭЗ «Лотос» рынков в РФ и государств - экономических партнеров России.

В качестве потенциальных резидентов ОЭЗ ППТ «Лотос» в первую очередь рассматриваются иностранные и российские компании, осуществляющие производственную деятельность в соответствии со специализацией ОЭЗ «Лотос»:

- судостроение (в том числе строительство пассажирских судов, рыболовецких судов, маломерных судов);

- производство комплектующих для судостроения;

- производство комплектующих для нефтегазового оборудования (в том числе для добычи и транспортировки углеводородов);

- производство дноуглубительной техники;

- производство кранового оборудования (в том числе производство подъемных механизмов и комплектующих для судостроения и освоения шельфа: портовые и портальные краны, офшорные краны и судовые краны);

- приборостроение;

- машиностроение (в том числе производство двигателей для судов и железнодорожной техники);

- металлообработка;

- химическая промышленность;

- легкая промышленность.

Кроме того, в качестве потенциальных резидентов ОЭЗ «Лотос» рассматриваются иностранные и российские компании, осуществляющие производственную деятельность в иных отраслях, соответствующих программам импортозамещения в России.

В настоящее время УК ПАО «ОЭЗ «Лотос» использует процедуру получения статуса резидента, представленную в табл. 2.

Приведенная в табл. 2 процедура получения статуса резидента соответствует установленным Минэкономразвития РФ требованиям. Однако вызывает сомнение очередность четвертого и пятого подэтапа, т. к. в соответствии с Регламентом работы наблюдательного совета ОЭЗ ППТ «Лотос» от 10.04.2017 г. [4, 5] Наблюдательный совет должен рассматривать вопросы участия

новых резидентов и ознакомления с их бизнес-планами, что возможно, по нашему мнению, только после принятия положительного решения Экспертным советом о целесообразности реализации представленного потенциальным резидентом бизнес-плана.

Таблица 2

Процедура получения статуса резидента ОЭЗ ППТ «Лотос»*

Подэтапы Мероприятие

1 этап

1 Подписание соглашения о намерении

2 Разработка и оформление бизнес-плана в соответствии с установленными требованиями Министерства экономического развития Астраханской области

3 Сдача бизнес-плана на проверку в ПАО «ОЭЗ «Лотос»

4 Проведения Наблюдательного совета

5 Проведение Экспертного совета

6 Подписание соглашения об осуществлении промышленно-производственной деятельности в ОЭЗ ППТ «Лотос», созданной на территории муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области

7 Получение свидетельства о статусе резидента

2 этап

8 Заявление в ПАО «ОЭЗ «Лотос» о предоставлении ориентировочных координат для подготовки схемы границ земельного участка. Предоставление координат от ПАО «ОЭЗ «Лотос»

9 Заключения договора с подрядной организацией изыскательских работ, выполнение кадастровых работ, постановка на государственную регистрацию

10 Заключение договора о проведении оценки земельных участков (для снижения кадастровой стоимости земельного участка)

11 Заявление в комиссию по изменению кадастровой стоимости земельного участка

12 Внесение изменений в Государственный кадастр недвижимости в части уменьшения кадастровой стоимости земельного участка, получение выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН)

13 Передача в ПАО «ОЭЗ «Лотос» выписки из ЕГРН на земельные участки

14 Обращение в ПАО «ОЭЗ «Лотос» с заявлением установленной формы о предоставлении земельного участка в аренду с необходимым пакетом документов для заключения договора, подготовка проекта договора аренды на земельный участок и подписание договора аренды на земельный участок

15 Передача договора аренды на государственную регистрацию и получение регистрации

3 этап

16 Запрос на выдачу технических условий

17 Проектирование

18 Экспертиза

19 Положительное заключение экспертизы

20 Цветовое решение фасадов

21 Сводный план сетей

22 Вертикальная планировка

23 Получение разрешения на строительство до 1 500 м2

24 Межевое дело (вынос в натуру границ участка)

25 Подготовительные и земляные работы перед строительством

26 Начало строительно-монтажных работ

27 Начало/окончание строительства завода

28 Пусконаладочные работы

29 Опытно-промышленная эксплуатация и выход на проектную мощность производства

30 Ввод в эксплуатацию объекта строительства

* Составлено по [3].

На 10.04.2020 г. в ОЭЗ ППТ «Лотос» зарегистрировано 15 резидентов с общим объемом заявленных инвестиций - 29 млрд руб., из них на указанную дату осуществляют производ-

ственную деятельность только 20 %: АО «Судостроительный завод «Лотос» (статус резидента -2016 г.), ООО «Гекса-Лотос» (2017 г.), ООО «Свои» (2015 г.), при этом среднегодовое количество привлеченных резидентов составляет 2,2 ед. (7 и 8 место в рейтинге 2018 г.).

Таким образом, в качестве стратегически значимого направления деятельности УК ОЭЗ ППТ «Лотос» следует признать активизацию процесса привлечения резидентов и инвесторов на основе продвижения ОЭЗ ППТ «Лотос» на внутреннем и внешнем рынках.

Содержательная характеристика проектов резидентов ОЭЗ ППТ «Лотос»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Резиденты ОЭЗ ППТ «Лотос», осуществляющие производственную деятельность, а также запускающие производства в 2020 г. [6, 7]:

1. АО «Судостроительный завод «Лотос» (входит в АО «Объединенная судостроительная корпорация»). Проект: модернизация производства. Текущее состояние: за время работы в ОЭЗ завод почти в 2 раза увеличил свою производительность благодаря модернизации производства, в рамках которой был запущен современный автоматизированный центр по обработке листового и профильного проката, обновлено сварочное оборудование, произведено газоснабжение блока цехов и т. д. Это позволило заводу увеличить портфель заказов, который в 2019 г. составил 8 судов: современные сухогрузы, танкеры-химовозы, баржи-площади, пассажирские круиз-ные суда, в том числе круизный лайнер проекта РУ300УБ «Петр Великий», который был спущен на воду для дальнейшей достройки 24 мая 2019 г., и два речных круизных колесных теплохода проекта «Золотое кольцо». Также АО «ССЗ «Лотос» изготавливает емкости и металлоконструкции для нефтегазовой отрасли и занимается судоремонтом. Объем инвестиций по проекту модернизации - 490 млн руб. Количество созданных рабочих мест по проекту - 213 ед.

2. ООО «Гекса-Лотос». Проект: создание комплексного современного автоматизированного производства геосинтетических материалов из полипропиленовой нити, которые широко применяются в дорожно-строительной отрасли. Текущее состояние: в режиме пусконаладки работает первая очередь завода. Мощность первой очереди составит 150 000 м2 ткани в месяц. При окончательной реализации проекта объем производства достигнет 450 000-500 000 м2 различных геосинтетических тканей в месяц и примерно такой же объем технических тканей другого назначения. ООО «Гекса-Лотос» является дочерним предприятием одного из крупнейших в России производителей тканых и нетканых полимерных материалов различного назначения -компании «Гекса - нетканые материалы». Продукция компании зарегистрирована под собственной торговой маркой. На астраханском предприятии будет выпускаться геосинтетическая ткань шириной 5,4 м - такого формата в России пока не производят нигде. Компания «Гекса-Лотос» планирует ввести в эксплуатацию 6 цехов по производству геосинтетиков на территории ОЭЗ «Лотос». Общий размер инвестиций - 328 млн руб.

3. ООО «Свои» завершает пусконаладочные работы на предприятии по производству трубок капельного орошения по уникальной методике. Инновационная составляющая продукции заключается в возможности использования в ней как биоразлагаемых пластиков собственного производства, так и традиционных полимеров этилена с использованием биоразлагаемых материалов. Инвестиции компании составляют порядка 490 млн руб. Плановая производственная мощность - 200 млн погонных метров трубок в год. Перспектива расширения - до 500 млн м в год. В феврале 2020 г. предприятие осуществило запуск производства.

Резиденты, осуществляющие строительные работы:

4. Ведется строительство завода по производству саморазрушающихся медицинских шприцев третьего поколения компании ООО «МедИнТех». Целью проекта является строительство в Астраханской области высокотехнологичного производства саморазрушающихся шприцев третьего поколения по международным стандартам GMP с производственной мощностью до 200 млн шт. в год и загруженностью производственного оборудования - до 80 %. Плановая производственная мощность предприятия составляет 200 млн штук шприцев в год. Общий размер инвестиций - 762 млн руб.

5. Началось строительство завода по производству рыбных кормов АО «Рыбные корма». Предприятием будут выпускаться продукционные и мальковые корма для различных объектов аквакультуры, выращиваемых в установках замкнутого водоснабжения, садковых хозяйствах,

а также нагульно-пастбищным способом. Общие инвестиционные затраты на проект составят более 1,3 млрд руб. Предполагаемая производственная мощность технологического процесса в рамках проекта составляет 50 тыс. т кормов в год, начиная с сентября 2022 г.

6. ООО «Атеф-Русс» (Азербайджан) реализует проект по строительству завода по производству электротехнического оборудования. Объем инвестиций компании по соглашению -

1 117,4 млн руб. Годовой объем производства при выходе на проектную мощность составит

2 000 комплектов трансформаторов и электрощитового оборудования (порядка 3 600 т в год). В настоящее время на участке проведены необходимые земельные работы, возведен забор, построен контрольно-пропускной пункт для введения режима свободной таможенной зоны. В реализацию проекта компанией планируется инвестировать 238,6 млн руб.

Резиденты, занятые проектированием завода, оформлением земельных участков и иными подготовительными работами:

7. ООО «Морское композитное судостроение» реализует проект по производству инновационных скоростных маломерных судов специального назначения. Инвестиции в проект составят более 1,5 млрд руб. Плановая производственная мощность объекта составляет 20 катеров в год.

8. ООО «ИнПроект» реализует проект по созданию информационно-аналитического центра по сбору и обработке информации, получаемой посредством морских автономных беспилотных средств. В рамках проекта также будет организовано собственное производство морских многоцелевых беспилотных платформ. Плановая производственная мощность объекта составляет 12 морских беспилотных платформ в год. Объем инвестиций по соглашению -191 млн руб.

9. ООО «Протелюкс Лотос» реализует проект по строительству технологического комплекса по производству биопротеина с использованием природного газа. Целью проекта является создание энерготехнологического комплекса для производства кормовых белково-витаминных концентратов (БВК) на основе биомассы микробного белка, получаемого при переработке природного газа с применением бактерий, выделенных из природных источников. При выходе на производственную мощность ежеквартальный объем производства составит до 25 тыс. т, а ежегодный - до 100 тыс. т биопротеина. Объем инвестиций по соглашению - 19,3 млрд руб.

10. ООО «Стройлидерплюс Лотос». Проект - организация производства очистки балластных вод. Целью проекта является создание современного производственного комплекса, ориентированного на выпуск оборудования по очистке балластных вод. В результате реализации проекта на рынок будет выведен новый продукт - высококонкурентное оборудование по очистке балластных вод с высоким экспортным потенциалом. Компания имеет опыт работы с данными системами и договоренность с одним из мировых лидеров в этом сегменте - компанией из Южной Кореи, современное оборудование и опыт которой будут применены в проекте. Система разрабатывается под конкретное судно и зачастую в единственном экземпляре. Технология представляет собой комбинированную систему очистки балластных вод, сочетающую преимущества фильтрации и ультрафиолетового облучения, подходит для установки и эксплуатации на судах любого типа и обеспечивает эффективное дезинфицирование без образования каких-либо токсичных веществ при закачке и сбросе балластных вод. Инвестиции - 133,12 млн руб., количество рабочих мест - 23.

11. ООО «Гелиос Системс». Проект - производство фотоэлектрических солнечных панелей. Солнечные панели представляют собой важнейший инструмент, позволяющий использовать возобновляемый источник энергии - энергию солнца. Единственным видом продукции предприятия будут являться фотоэлектрические солнечные панели мощностью 300 Вт из поли-и монокристаллического кремния. Панели предназначены для использования при строительстве солнечных электростанций, объектов малой энергетики, а также бытового использования. Выращивать кристаллы также планируется в рамках проекта на его последующих этапах реализации. Основные потребители продукции - предприятия Южного федерального округа, а также прикаспийские государства - Иран, Казахстан. Планируемая производительность предприятия составит 1 млн панелей в год суммарной мощностью 300 МВт. Инвестиции - 886,54 млн руб., количество рабочих мест - 90.

Компании, получившие свидетельства резидентов ОЭЗ «Лотос» в 2019-2020 гг.:

12. ООО «Азка Композит». Проект - организация производства стеклопластиковых труб. Стеклопластиковые трубы широко применяются в мире свыше 50 лет как наиболее эффективное и экономичное решение проблемы увеличения срока эксплуатации, надежности и безопасности трубопроводных систем, обновления устаревшего трубопроводного фонда. Ассортимент продукции включает ряд типоразмеров труб, различающихся по диаметру (от 100 до 600 мм), номинальному давлению (Pn = 6; 10; 16) и классу прочности (SN 5 000 и 10 000 Н/м2). Общий объем инвестиций - 766,06 млн руб. Количество создаваемых рабочих мест - 27. Годовой объем производства при выходе на проектную мощность - 176,5 тыс. м труб (диаметр - от 100 до 600 мм).

13. ООО «Навал Дизайн Международный». Проект - организация производства судовых панелей. Инвестором проекта выступают представители итальянского бизнеса, реализующие проекты в области судостроения. Целью проекта является организация производства на территории ОЭЗ ППТ «Лотос» производства судовых панелей, использующихся для отделки интерьера во внутренних помещениях судна, отвечающих всем требованиям Российского Морского Регистра Судоходства (RMRS), системе качества ISO 9001-2015, сертифицированной Итальянским военно-морским регистром и т. д. Общий объем инвестиций - 424 млн руб. Количество создаваемых рабочих мест - 104 ед. Годовой объем производства при выходе на проектную мощность - 392 400 м2.

14. ООО «Роза» (учредитель - компания, входящая в крупный частный иранский холдинг Golrang Industrial Group). Проект - строительство завода по производству бытовой химии в ОЭЗ «Лотос». В рамках проекта планируется выпуск шампуней, гелей для душа, чистящих средств и другой продукции разных иранских брендов, которая соответствует высоким европейским стандартам качества и требованиям экологичности. Благодаря современным технологиям производства полностью исключены вредные стоки и выбросы в атмосферу, а отходы предприятия минимальны. При производстве продукции не используются фосфаты.

Проектная мощность завода - более 9 млн л продукции в год. Планируемые инвестиции -363 млн руб. Количество создаваемых рабочих мест - 119.

15. АО «Технологии - XXI век». Проект - производство инструментальных щеток и абразивных материалов. Инициатором и инвестором выступает семейная итальянская компания Ferragu Abrasivi - ведущий производитель инструментальных щеток в Италии. В рамках проекта планируется освоить производство 18-и наименований продукции, в том числе дисковых и чашечных щеток, шлифовальных кругов, которые широко востребованы в судостроении, трубной промышленности и при строительстве трубопроводов.

Плановая производственная мощность завода - 3,1 млн инструментальных щеток и абразивных материалов ежегодно. Планируемые инвестиции - 828,8 млн руб. Количество создаваемых рабочих мест - 31.

Приведенные содержательные характеристики проектов резидентов ОЭЗ ППТ «Лотос» позволяют выделить следующие реализуемые виды экономической деятельности:

- судостроение и смежные производства: АО «Судостроительный завод «Лотос», ООО «Морское композитное судостроение», ООО «ИнПроект», ООО «Стройлидерплюс Лотос», АО «Технологии - XXI век», ООО «Навал Дизайн Международный»;

- сельское хозяйство и аквакультура: АО «Рыбные корма», ООО «Свои», ООО «Проте-люкс Лотос»;

- обрабатывающие производства: ООО «Азка Композит», ООО «Гелиос Системс», ООО «Атеф-Русс», ООО «Гекса-Лотос», ООО «Роза», ООО «МедИнТех».

Указанные резиденты ОЭЗ ППТ «Лотос» на равных правах пользуются предоставляемыми налоговыми льготами и таможенными преференциями, несмотря на различную степень масштабности и значимости реализуемых ими проектов. В этой связи мы рекомендуем УК ввести дифференциацию степени государственного стимулирования и поддержки резидентов в зависимости от срока и объемов инвестиций, что позволит повысить инвестиционную привлекательность ОЭЗ ППТ «Лотос» для потенциальных инвесторов.

Заключение

Оценка результативности функционирования ОЭЗ ППТ «Лотос» доказала, что не существует идеальных, пригодных на все случаи моделей ОЭЗ, применение которых автоматически гарантирует приток инвестиций, резкое ускорение экономического развития территории. Особые экономические зоны ППТ, ориентированные на создание высокотехнологичных производств, должны учитывать стратегию социально-экономического региона, его специализацию, что определяет направления деятельности потенциальных резидентов. В свою очередь, инвестиционные проекты резидентов ОЭЗ ППТ различаются по срокам, объемам и структуре инвестиционных вложений, их экономической и социальной эффективности, уровню оказания мультипликативного эффекта на экономику региона, повышение качества жизни населения.

Следовательно, УК ОЭЗ должна разрабатывать стратегию привлечения резидентов и инвесторов на территорию ОЭЗ, в рамках которой необходимо дифференцировать степень государственного стимулирования и поддержки резидентов посредством установления особых преференциальных режимов для инвестиционных проектов, имеющих стратегическую значимость для развития экономики региона и международного сотрудничества.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Голубкин И. В., Бухарова М. М., Данилов Л. В. и др. Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России - 2019. М.: Изд-во АКИТ РФ, 2019. 180 с.

2. Фартушина А. С., Карлина Е. П. Проблемы оценки результативности управления особой экономической зоной как формы государственно-частного партнерства // Актуальные проблемы развития экономики региона: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Астрахань, 20 апреля 2017 г.). Астрахань: Сорокин Роман Васильевич, 2017. С. 180-182.

3. Васильев А. Особая экономическая зона как ядро туристско-рекреационного кластера. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. 196 c.

4. Регламент работы наблюдательного совета ОЭЗ ППТ «Лотос» от 10.04.2017 г. URL: https://minec.astrobl.ru/sites/default/files/2017.82.pdf (дата обращения: 12.05.2020).

5. Фартушина А. С. Формирование системы управления особой экономической зоной: теоретический аспект // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Экономика. 2017. № 3. С. 36-40.

6. Карлина Е. П., Коваленкова А. С., Григорьев М. А. Государственно-частное партнерство: модели, формы и механизмы реализации // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Экономика. 2018. № 4. С. 70-77.

7. Крюкова Е. В. Развитие свободной экономической зоны Астраханской области: миф и реальность // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 3: Экономика. Экология. 2017. № 1 (38). С. 62-67.

Статья поступила в редакцию 31.05.2020

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Крюкова Екатерина Викторовна - Россия, 414056, Астрахань; Астраханский государственный университет; канд. экон. наук, доцент; доцент кафедры менеджмента; [email protected].

Коваленкова Анастасия Сергеевна - Россия, 414056, Астрахань; Астраханский государственный технический университет; старший преподаватель кафедры производственного менеджмента; [email protected].

ASSESSING EFFICIENCY OF CONDUCTING INDUSTRIAL SPECIAL ECONOMIC ZONE LOTOS

E. V. Kryukova1, A. S. Kovalenkova2

1 Astrakhan State University, Astrakhan, Russian Federation

2 Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russian Federation

Abstract. The article highlights the importance of creating and operating the special economic zones in Russia in order to increase the investment attractiveness and competitiveness of the entities and strategically important industries in the Russian Federation. Traditionally, shipbuilding has been a priority economic activity in the Astrakhan region, which has led to creating an industrial special economic zone Lotos, whose purpose is defined as formation of a local chain of shipbuilding and machine-building products in the south of Russia. The effectiveness of special economic zones is an integrated characteristic of the management company's ability to achieve the goals of creating and operating a special economic zone. As a result of the analysis of investment attractiveness of the industrial special economic zone Lotos, the problem areas of the management company's activities were identified: creating infrastructure facilities and attracting residents and investors. The substantial characteristic of investment projects of the residents (type of economic activity and its compliance with the objectives of the industrial special economic zone Lotos, expected period and volume of investment, employment status, level of multiplicative effect on the regional economy) allowed formulating a conclusion about the necessity of differentiation of the state support for the investment projects of residents. There have been given the substantial characteristics of the projects of the residents: Shipbuilding Plant Lotos, JSC; Hexa-Lotos, LLC; Svoi, LLC; Me-dlnTech, LLC; Atef-Russ, LLC; Marine Composite Shipbuilding, LLC; InProect, LLC; Protelux Lotos, LLC; Stroyliderplus Lotos, LLC; Helios Systems, LLC; Azka Composite, LLC; Naval Design International, LLC; Roza, LLC, etc. There have been offered the recommendations for the management company on developing a strategy for attracting residents and investors and establishing special preferential treatment for investment projects that are of strategic importance for the development of the regional economy and international cooperation are proposed.

Key words: special economic zone Lotos, management efficiency, investment attractiveness rating, management company, residents, resident status, investment projects, differentiation of state support.

For citation: Kryukova E. V., Kovalenkova A. S. Assessing efficiency of conducting industrial special economic zone Lotos. Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics. 2020;2:60-69. (In Russ.) DOI: 10.24143/2073-5537-2020-2-60-69.

REFERENCES

1. Golubkin I. V., Buharova M. M., Danilov L. V. i dr. Biznes-navigator po osobym ekonomicheskim zonam Rossii - 2019 [Business navigator for special economic zones of Russia - 2019]. Moscow, Izd-vo AKIT RF, 2019. 180 p.

2. Fartushina A. S., Karlina E. P. Problemy ocenki rezul'tativnosti upravleniya osoboj ekonomicheskoj zo-noj kak formy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Aktual'nye problemy razvitiya ekonomiki regiona [Problems of assessing effectiveness of managing special economic zone as form of public-private partnership. Actual problems of economic development in region]. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Astrahan', 20 aprelya 2017g.). Astrahan', Sorokin Roman Vasil'evich Publ., 2017. Pp. 180-182.

3. Vasil'ev A. Osobaya ekonomicheskaya zona kakyadro turistsko-rekreacionnogo klastera [Special economic zone as core of tourist and recreational cluster]. Moscow, LAP Lambert Academic Publishing, 2017. 196 p.

4. Reglament raboty nablyudatel'nogo soveta OEZ PPT «Lotos» ot 10.04.2017 g. [Work schedule of Supervisory Board of industrial SEZ Lotos dated 04/10/2017]. Available at: https://minec.astrobl.ru/sites/default/ files/2017.82.pdf (accessed: 12.05.2020).

5. Fartushina A. S. Formirovanie sistemy upravleniya osoboj ekonomicheskoj zonoj: teoreticheskij aspekt [Developing management system for special economic zone: theoretical aspect]. VestnikAstrahanskogo gosudar-stvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomika, 2017, no. 3, pp. 36-40.

6. Karlina E. P., Kovalenkova A. S., Grigor'ev M. A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: modeli, formy i mekhanizmy realizacii [Public-private partnership: models, forms and implementation mechanisms]. Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomika, 2018, no. 4, pp. 70-77.

7. Kryukova E. V. Razvitie svobodnoj ekonomicheskoj zony Astrahanskoj oblasti: mif i real'nost' [Development of free economic zone in Astrakhan region: myth and reality]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Ekonomika. Ekologiya, 2017, no. 1 (38), pp. 62-67.

Kryukova Ekaterina Viktorovna — Russia, 414056, Astrakhan; Astrakhan State University; Candidate of Economics, Assistant Professor; Assistant Professor of the Department of Management; [email protected].

Kovalenkova Anastasia Sergeevna — Russia, 414056, Astrakhan; Astrakhan State Technical University; Senior Lecturer of the Department of Production Management; [email protected].

The article submitted to the editors 31.05.2020

INFORMA TION ABOUT THE A UTHORS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.