www.volsu.ru
DOI: https://doi.org/ 10.15688/jvolsu3.2017.1.7
УДК 332.122 ББК 65.04
РАЗВИТИЕ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ: МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ
Екатерина Викторовна Крюкова
Кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента,
Астраханский государственный университет
ул. Татищева, 20а, 414056 г. Астрахань, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассмотрены задачи, процессы и проблемы, требующие разрешения в особых экономических зонах, образованных на территории России, как институтов развития национальной экономики в условиях политики импортозамещения.
Особые экономические зоны (ОЭЗ), являясь одним из инструментов привлечения иностранного капитала, диверсификации хозяйства, перевода промышленности страны на инновационный путь развития, выступают реальным драйвером экономического роста регионов. На примере особой экономической зоны Астраханской области проведена сравнительная характеристика основных процессов ее развития; обоснованы конкретные недостатки в работе управляющей компании - публичного акционерного общества «Лотос». Выявлены неравномерность и замедленность развития, структурные диспропорции, низкая ответственность в деятельности стейкхолдеров, недостаточная активность фирм-резидентов и связанных с ними групп, высокая степень неопределенности достижения окупаемости и эффективности проектов ОЭЗ.
По результатам проведенного анализа актуализированы задачи дальнейшего развития астраханской ОЭЗ: привлечение значительных ресурсов в освоение месторождений природных ресурсов, активизация геолого-разведочных работ, технологическое усовершенствование существующих мощностей, строительство новых уникальных объектов на предприятиях судостроения.
Ключевые слова: регион, свободная экономическая зона, хозяйственный комплекс, государственная поддержка, инвестиционная привлекательность, инфраструктура.
Обладая высоким инновационным потенциалом, российская экономика характеризуется недостаточным уровнем развития инфраструктуры, которая позволяет быстро и выгодно для предпринимателей и инвесторов конвертировать этот потенциал в высокие технологии [1]. Устанавливая специальные преференциальные условия на отд дельных территориях посредством форми-щ рования особых экономических зон (далее -^ ОЭЗ), возможно обеспечить более интенсив© ный приток внешних инвестиций и создать
необходимые условия для технологической модернизации производства.
Особые экономические зоны являются одним из инструментов привлечения иностранного капитала, диверсификации хозяйства, перевода промышленности страны на инновационный путь развития, поддержки приоритетных отраслей и модернизации экономики в целом.
Процесс формирования ОЭЗ должен рассматриваться как особо значимый проект. И в этом случае он требует более гибкой, спе-
цифической методики управления, которая может быть основана на проектном подходе.
Главной характеристикой ОЭЗ является особая форма государственного вмешательства в экономику в целях сокращения издержек. Иными словами, это территория, где соблюдается принцип «таможенной экстерриториальности». Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством применяются в отношении импортируемых товаров на другие территории данной страны. Это означает, что товары, ввозимые в ОЭЗ из-за границы, не декларируются как ввоз на территорию принимающей страны. Но в то же время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его. При этом ОЭЗ являют собой анклав, где товары, ввозимые на территорию из-за границы, не декларируются как ввоз принимающей страны [2].
В широком смысле под свободными экономическими зонами (далее - СЭЗ) понимается суверенная территория государства (государств), являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечиваются производство и распределение общественного продукта для достижения определенной и конкретной общенациональной интегрированной корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузионному расширению ее границ [5; 6; 7; 10].
Российские ученые В. Игнатов и В. Бутов определяют свободные экономические зоны как «ограниченные территории, морские и авиационные порты, в которых действуют специальные экономические условия для предпринимателей, как резидентов, так и нерезидентов, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач» [4, с. 12].
Профессор К.А. Семенов весьма лаконично охарактеризовал такие зоны как «обо-
собленные части национального экономического пространства, на которых применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства» [9].
Приведенные определения ОЭЗ отражают их специфические черты - территориальность, льготность, анклавность, локальность, контрастность, экстерриториальность, открытость.
1. Территориальность - насыщенность внутренних рынков высококачественными товарами и услугами первоначально за счет стимулирования импорта; закрепление на мировом рынке высоких технологий; хозяйственное освоение новых территорий; развитие международных культурных связей.
2. Льготность - особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей.
3. Анклавность - обособление части национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях государства.
4. Локальность - максимальная компактность ОЭЗ, поскольку только в этом случае можно рассчитывать на положительный эффект от ее функционирования (речь идет о предопределяемой развитой территориальной инфраструктуре).
5. Контрастность - существенное отличие инвестиционного климата ОЭЗ от такового на других территориях страны и иных государств.
6. Экстерриториальность - системы защиты от нежелательных форм и аспектов взаимодействия ОЭЗ и остальной территории страны.
7. Открытость - ОЭЗ не может и не должна быть изолирована от окружающей среды. Работая на экономику в целом, она активно взаимодействует с ней по самому широкому числу каналов, выступая в качестве одного из важнейших преобразующих факторов.
Широкое распространение особых экономических зон привело к тому, что организация специальных налоговых режимов стала не самым действенным инструментом привлечения прямых иностранных инвестиций.
Актуальным становится поиск других региональных преимуществ, позволяющих
оптимизировать деятельность территориальных хозяйственных анклавов. Как правило, в качестве таковых «естественных» преимуществ указывают какие-либо особенности географического размещения. Например, близость к крупным транспортным узлам, промышленным и добывающим производствам и другим территориям с активно развивающимися рынками. Такие преимущества могут обеспечить относительно более низкие производственные издержки за счет доступа к дешевой рабочей силе, объектам инфраструктуры, исходному сырью и продуктам переработки. Указанные «естественные» преимущества будут иметь положительное действие на развитие и функционирование ОЭЗ только в случае долгосрочной политической стабильности территории зоны. После учета «естественных» преимуществ необходимо определить, чем они могут быть дополнены. С этой целью формируется законодательство, устанавливающее особый порядок ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности на данной территории. Отдельно должны быть проработаны механизмы снятия административных барьеров для субъектов хозяйственной деятельности ОЭЗ.
Следует также учитывать комплекс других экономических, производственных и социальных факторов. Например, среди них такие как развитие фундаментальных прикладных исследований; возрастание конкурентной борьбы на рынках капитала, сырья, товаров и услуг; существенный рост внешнеэкономической деятельности.
Рассмотрим развитие ОЭЗ на примере Астраханской области с учетом экономической целесообразности их функционирования.
Особая экономическая зона в Астраханской области создана для компаний, ориентированных на нефтегазовые проекты на Каспийском шельфе. В первую очередь в особой зоне планируется размещать производства радионавигационного оборудования, судовых систем, электрооборудования, компании, развивающие морские операции, конструкторские бюро. По мнению властей Астраханской области, ОЭЗ, которая позволит России улучшить на Каспии свои позиции в сфере судостроения, даст толчок реализации
шельфовых проектов Казахстана, Туркмении и Азербайджана. Управляющей компанией ОЭЗ стало публичное акционерное общество (ПАО) «Лотос».
ОЭЗ «Лотос» сформирована в Наримановском районе Астраханской области на берегу р. Волги. Площадь территории ОЭЗ -9,8 кв. км. Для ее резидентов предусмотрена железнодорожная и автотранспортная инфраструктура. Территория зоны имеет автомобильное сообщение с федеральной трассой «М 6», а также свой причал. В 40 минутах пути на автомобиле находится международный аэропорт «Астрахань» [8]. Якорным резидентом ОЭЗ «Лотос» выступает АО «Судостроительный завод "Лотос"» (входит в структуру АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК)). Завод спроектирован и построен для строительства судов класса река-море, а также оффшорных конструкций, предназначенных для разведки и добычи нефти и газа на континентальных шельфах морей и океанов.
Особая экономическая зона «Лотос» -базовая площадка для реализации программы импортозамещения ОСК и всего российского судостроения. Кроме того, ОЭЗ ориентирована также на реализацию программ импорто-замещения в нефтегазовом секторе, портовом хозяйстве, в сфере железнодорожного транспорта и других отраслях.
В настоящий период те задачи, которые были поставлены перед руководством ПАО «Лотос», в целом выполнены, хотя можно было бы достичь и более высоких результатов (см. таблицу).
Первым иностранным производителем астраханской ОЭЗ стала азербайджанская компания ООО «АТЕФ РУСС», деятельность которой направлена на создание силовых трансформаторов различных типов. Стоит отметить, что на данный момент на территории региона подобные предприятия отсутствуют. При выходе на проектную мощность завода в две тысячи комплектов трансформаторов и электрощитового оборудования в год компания планирует занять около 4,5 % рынка отечественного производства и заместить долю импорта трансформаторного оборудования украинских и китайских производителей в объеме не менее 30 %.
Таблица
Сравнительная характеристика процессов развития свободной экономической зоны
Астраханской области
Мифы Реальность
Сформированы основные направления деятельности публичного акционерного общества (ПАО) Наличие законодательства о СЭЗ (116 федеральных законов об особых экономических зонах и направлениях их деятельности), конкретизирующего: - привлечение резидентов, в первую очередь в ОЭЗ; - создание инфраструктуры ОЭЗ; - управление эксплуатацией этой инфраструктуры; - оказание помощи резидентам в их практической деятельности
СЭЗ создавалась для развития судостроения в РФ, освоения каспийского шельфа, оказания логистических услуг и реализации проекта международного транзитного транспортного коридора «Север - Юг» Получили статус резидентов всего две компании
Закончены и завершены все процедуры, связанные с организацией компании. Был создан серьезный профессиональный коллектив Небольшой на сегодняшний день коллектив, по штату 18 человек, все высокие профессионалы, каждый в своей отрасли
Начата практическая реализация основных направлений деятельности Приступили только к разработке проектно-сметной документации и непосредственно к строительству объектов инфраструктуры
Основной реализатор программы развития СЭЗ - это объединенная судостроительная корпорация (ОСК), которая в настоящий момент формирует конкретные задания для заводов, входящих в ее состав. Формируется перечень «критичных» технологий строительства судов с применением деталей и конструкций, ввозимых из зарубежных стран 2015 г. прошел под знаком санкций против РФ, и вся промышленность, в том числе и судостроение, столкнулась с введенными ограничениями, не позволяющими осуществлять закупку необходимых средств производства на зарубежных рынках
Подписание соглашения ОСК и ПАО «Лотос», направленное на обеспечение синхронизации основных направлений деятельности по развитию судострои-тельства, основанной на импортозамещении ОСК является единственной базовой площадкой для объединенной судостроительной корпорации в РФ
Привлечение на территорию СЭЗ иностранных производителей, владеющих уникальными современными технологиями В рамках специального инвестиционного контракта, если министерство промышленности подписывает таковой с производителем, предоставляются специальные формы финансовой поддержки, которые оказывает министерство промышленности через фонд поддержки, и целый ряд других системных подходов по льготированию, позволяющие бизнесу, как иностранному, так и российскому, действительно получить уникальные условия для открытия производства. Азербайджанская компания ООО «АТЕФ РУСС» стала первым иностранным резидентом астраханской ОЭЗ
Примечание. Составлено автором.
Кроме того, в 2016 г. ПАО «Лотос» завершило строительство первого этапа таможенной инфраструктуры ОЭЗ «Лотос», включающей посты для железнодорожного, водного и автомобильного транспорта, а также стоянку для автомобилей, приходящих с грузом [3].
В целом Астраханская зона признана в составе пяти других особо эффективной в решении общенациональной задачи импортоза-мещения и имеет приоритет в развитии. Однако актуальными задачами ее дальнейшего
функционирования остаются привлечение значительных ресурсов в освоение целого ряда каспийских месторождений, активизация геолого-разведочных работ, технологическое усовершенствование существующих мощностей, строительство новых, большей частью уникальных объектов на предприятиях судостроения. Развитие СЭЗ в части решения указанных проблем позволит достичь укрепления экономических позиций России в Каспийском регионе, увеличения доли судостроения и высокотехнологичной продукции на мировом рын-
ке, роста налоговых поступлений в федеральный, региональный и местный бюджеты, привлечения инвестиций в региональную экономику, простимулирует социально-экономическое развитие Астраханской области за счет создания новых рабочих мест и промышленных объектов.
Разработка направлений региональной экономической политики по повышению результативности функционирования ОЭЗ, стимулирующих развитие экономики региона, должна базироваться на дифференцированном подходе, предусматривающем учет фазы ее жизненного цикла путем формирования комплекса мер повышения эффективности деятельности зоны. Для фазы инфраструктурного строительства ОЭЗ целесообразны меры активизирующего характера, направленные на инфраструктурное обустройство, привлечение предприятий-резидентов и инвесторов. Повышение эффективности функционирования ОЭЗ на фазе формирования инвестиционной привлекательности требует мер стимулирующего характера, позволяющих ускорить наращивание масштабов основной деятельности резидентов зоны. По достижении зрелости ОЭЗ эффективность деятельности обеспечивается мерами поддержки условий деловой и социальной среды, способствующих стабильному функционированию зоны.
Комплекс направлений региональной экономической политики по повышению эффективности функционирования ОЭЗ с учетом фазы их жизненного цикла должен включать: расширение полномочий исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, на территории которого располагается ОЭЗ, по координации и управлению процессом развития ОЭЗ; снижение административных барьеров; формирование гарантийных инвестиционных фондов; контроль и корректировка ранее заключенных соглашений с резидентами ОЭЗ и др.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Буянова, М. Э. Принятие решения о коммерциализации НТР в условиях деятельности экономического кластера / М. Э. Буянова, М. С. Широ // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2015. -
№ 2 (31). - С. 58-69. - DOI: http://dx.doi.org/10.15688/ jvolsu3.2015.2.6.
2. Васильев, Л. И. СЭЗ: мифы и действительность / Л. И. Васильев // Биржевые ведомости. -2003. - № 1.
3. Завершено строительство первого этапа таможенной инфраструктуры астраханской «ОЭЗ «ЛОТОС». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://special.astrobl.ru/news/93935. - Загл. с экрана.
4. Игнатов, В. Г. Свободные экономические зоны / В. Г. Игнатов, В. И. Бутов. - М. : Ось-89, 1997. - 192 с.
5. Иншаков, О. В. Особые экономические зоны как институт развития наноиндустрии: провалы, проблемы и перспективы / О. В. Иншаков, Е. В. Крюкова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2015. - № 1 (30). - С. 6-17. - DOI: http://dx.doi.Org/10.15688/jvolsu3.2015.1.1.
6. Иншаков, О. В. Особые экономические зоны как институт развития наноиндустрии: сущность, структура, совершенствование / О. В. Иншаков, Е. И. Иншакова, Е. В. Крюкова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2014. - № 6 (29). - С. 82-113. -DOI: http://dx.doi.org/10.15688/>ч>ки3.2014.6.9.
7. Мальков, Э. Д. Зоны свободной торговли в практике международных экономических отношений / Э. Д. Мальков // БИКИ. - 1955. - № 95. - С. 2-6.
8. ОЭЗ «Лотос» нацелена на судостроение и нефтегазовый сервис. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: https://casp-news.ru/projects/ economics/oez-lotos-natselena-na-sudostroeшe-i-neftegazovyy. - Загл. с экрана.
9. Семенов, Г. Развитие свободных экономических и оффшорных зон / Г. Семенов // Российский экономический журнал. - 1995. - № 11. - С. 35-36.
10. Смородинская, П. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы / П. Смородинская, А. Капустин // Вопросы экономики. - 2001. - № 12. - С. 23-46.
REFERENCES
1. Buyanova M.E., Shiro M.S. Prinyatie resheniya o kommertsializatsii NTR v usloviyakh deyatelnosti ekonomicheskogo klastera [Making Decision on Commercialization of Scientific and Technological Revolution in the Conditions of Economic Cluster Activity]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3, Ekonomika. Ekologiya [Science Journal of Volgograd State University. Global Economic System], 2015, no. 2 (31), pp. 58-69. DOI: http://dx.doi.org/ 10.15688/jvolsu3.2015.2.6.
2. Vasilyev L.I. SEZ: mify i deystvitelnost [Free Economic Zone: Myths and Reality]. Birzhevye vedomosti, 2003, no. 1, p. 8.
3. Zaversheno stroitelstvo pervogo etapa tamozhennoy infrastruktury astrakhanskoy «OEZ «LOTOS» [Ehe First Stage of Construction of Astrakhan Lotos SEZ Customs Infrastructure is Finished]. Available at: https://special.astrobl.ru/news/93935.
4. Ignatov V.G., Butov V.I. Svobodnye ekonomicheskie zony [Free Economic Zones]. Moscow, Os-89 Publ., 1997. 192 p.
5. Inshakov O.V., Kryukova E.V. Osobye ekonomicheskie zony kak institut razvitiya nanoindustrii: provaly, problemy i perspektivy [Special Economic Zones as an Institute of Nanotech Industry Development: Failures, Problems and Prospects]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Ekonomika. Ekologiya [Science Journal of Volgograd State University. Global Economic System], 2015, no. 1 (30), pp. 6-17. DOI: http:/ /dx.doi.org/10.15688/jvolsu3.2015.1.1.
6. Inshakov O. V Osobye ekonomicheskie zony kak institut razvitiya nanoindustrii: sushchnost, struktura, sovershenstvovanie [Special Economic Zones as an
Institute of Nanotech Industry Development: Essence, Structure, Improvement]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Ekonomika. Ekologiya [Science Journal of Volgograd State University. Global Economic System], 2014, no. 6 (29), pp. 82-113. DOI: http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu3.2014.6.9.
7. Malkov E.D. Zony svobodnoy torgovli v praktike mezhdunarodnykh ekonomicheskikh otnosheniy [Free Trade Areas in the Practice of International Economic Relations]. BIKI, 1955, no. 95, pp. 2-6.
8. OEZ «Lotos» natselena na sudostroenie i neftegazovyy servis [The Lotos SEZ is Aimed at Shipbuilding and Oil and Gas Service]. Available at: https://casp-news.ru/projects/economics/oez-lotos-natselena-na-sudostroenie-i-neftegazovyy.
9. Semenov G. Razvitie svobodnykh ekonomicheskikh i offshornykh zon [Development of Free Economic and Offshore Zones]. Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal, 1995, no. I1, pp. 35-36.
10. Smorodinskaya P., Kapustin A. Svobodnye ekonomicheskie zony: mirovoy opyt i rossiyskie perspektivy [Free Economic Zones: International Experience and Russian Prospects]. Voprosy ekonomiki, 2001, no. 12, pp. 23-46.
DEVELOPMENT OF FREE ECONOMIC ZONE OF THE ASTRAKHAN REGION: MYTH AND REALITY
Ekaterina V. Kryukova
Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor, Department of Management,
Astrakhan State University
Tatishcheva St., 20a, 414056 Astrakhan, Russian Federation
Abstract. The article deals with the tasks, processes and problems demanding permission in the special economic zones formed in the territory of Russia as an institute of development of national economy in the conditions of import substitution policy.
The Special Economic Zones (SEZ) being one of instruments of attraction of the foreign capital, diversification of economy, transfer of the industry of the country to an innovative way of development, act as the real driver of economic growth of regions. On the example of the special economic zone of the Astrakhan region the comparative characteristic of the main processes of its development is carried out; actual shortcomings of Lotos OJSC management are proved. The author reveals unevenness and slowness of development, structural disproportions, low responsibility of stakeholders, insufficient activity of resident firms and the related groups, high degree of uncertainty of achievement of payback and efficiency of projects of the SEZ.
The results of the carried-out analysis let implement the tasks of further development of the Astrakhan SEZ - attraction of considerable resources into the development of fields of natural resources, activization of geological and exploration works, technological improvement of the existing capacities, construction of new unique objects at the shipbuilding enterprises.
Key words: region, free economic zone, economic complex, state support, investment attractiveness, infrastructure.