с
РАЗВИТИЕ
УДК 382(075.8)
JEL: R1, R12, R38, R5, R58
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА: РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Павел Павлович Богданенко 1
1 ФГОБУ ВПО «Московский государственный институт международных отношений (университет)» Министерства иностранных дел Российской Федерации 119454, г. Москва, Проспект Вернадского, 76 1 Аспирант кафедры МЭО и ВЭС МГИМО (У) МИД России E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию: 21.05.2015
Одобрена: 01.06.2015
Аннотация
Предметом статьи являются российские особые экономические зоны. Данный институт в нашей стране известен с конца 80-ых гг. прошлого столетия. В ряде регионов с целью привлечения дополнительных инвестиций были созданы первые ОЭЗ. И, как показала практика, несмотря на ряд неудач в отдельных субъектах Российской Федерации, особые экономические зоны могут являться действенным инструментом экономического развития региона. Примером одной из наиболее успешных зон может служить созданная в 1991 г. Калининградская особая экономическая зона, роль резидентов которой в валовом региональном продукте за двадцать четыре года стала довольно значительной. Цель данной работы - показать результаты ее деятельности и значение среди других российских ОЭЗ. Методологической базой исследования являются сравнительный анализ, анализ причинно-следственных связей, а также исторический метод. Текущие результаты деятельности Калининградской зоны, а также структура инвестиций по отраслям представлены в данной статье. Кроме этого автор анализирует итоги развития зон, находящихся под управлением государственной компании ОАО «Особые экономические зоны», их специализацию. Несмотря на объявленный в 2008 г. руководством страны приоритет высоких технологий и инновационных отраслей, основное развитие в нашей стране получили не технико-внедренческие, а промышленно-производственные зоны. При этом туристско-рекреационные и портовые зоны до сих пор обделены достаточным вниманием инвесторов. Среди промышленно-производственных особых экономических зон по уровню развития выделяются зоны в Липецкой области (ОЭЗ «Липецк») и республике Татарстан (ОЭЗ «Алубуга»). В статье проводится сравнение основных показателей данных промышленно-производственных зон с показателями ОЭЗ в Калининградской области. И как показывает данный анализ, самой развитой ОЭЗ, «локомотивом» среди всех российских особых экономических зон является Калининградская ОЭЗ, которая по всем показателям превосходит значения в двух рассматриваемых зонах, а по большинству - превышает их суммарные значения.. Ключевые слова: особая экономическая зона (ОЭЗ); Калининградская область; резиденты; ОАО «ОЭЗ»; промышленно-производ-ственная зона; технико-внедренческая зона; туристско-рекреационная зона; портовая зона; инвестиции;льготный режим. Для ссылки: Богданенко П. П. Калининградская особая экономическая зона: результаты и эффективность деятельности //МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. №2(22). С. 161-166.
В России свободные экономические зоны стали создаваться в конце 1980-х гг. В декабре 1989 г. вышло постановление правительства СССР о создании СЭЗ в городах Выборг и Находка. В 1990 г. Верховный Совет РСФСР утвердил предложения по организации СЭЗ «Ева» в Еврейской автономной области и СЭЗ «Кузбасс» в Кемеровской области.
Кроме СЭЗ экономического профиля было объявлено о создании научно-производственных территориальных комплексов («Технополис Заречный») и эколого-экономических зон («Горный Алтай») [6].
К середине 1990-х гг. официально утвержденных СЭЗ было уже 15 [1]. Однако далеко не все СЭЗ в России выдерживали испытание временем, да и государственная политика по отношению к ним отличалась непоследовательностью. Примерами наиболее успешно действующих крупных зон мо-
гут служить уже упоминаемая СЭЗ «Находка» в Приморском крае и особая экономическая зона в Калининградской области.
Успехи Калининградской особой экономической зоны
Особая экономическая зона (ОЭЗ) в Калининградской области была создана в 1991 году. Экономические цели ее создания заключались в том, чтобы обеспечить особые условия для развития российского промышленного производства, обеспечить высокий уровень занятости и качества жизни населения, а также сформировать благоприятный климат для реализации инвестиционных проектов с участием иностранного капитала.
В 1996 году ее статус был закреплен федеральным законом от 22.01.1996 г. №13-ФЗ «Об ОЭЗ в Калининградской области».
Произошедшие в области, России в целом и в мире изменения диктовали необходимость приведения существовавшего режима зоны в соответствие с реалиями. В результате появился Федеральный закон № 16-ФЗ «Об ОЭЗ в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», подписанный Президентом Российской Федерации 10 января 2006 г. Этот закон вступил в действие 1 апреля 2006 года. Специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности на территории Калининградской области установлен до 2031 г. К нему относятся:
• льготы по налогу на прибыль и имущество организаций;
• гарантии неувеличения ставок по федеральным налогам (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации);
• облегченное оформление виз для представителей резидентов, инвесторов, а также лиц, приглашенных для обсуждения возможностей сотрудничества в Особой экономической зоне.
Вместе с тем, отдельные положения Федерального закона № 13-Ф3, касающиеся таможенных льгот, сохранили свое действие в отношении предприятий, осуществлявших внешнеэкономическую деятельность до 2006 года. Действие переходного периода предусматривалось до 1 апреля 2016 года.
В соответствии с логикой нового закона в регионе создается новая структура экономики с увеличением капиталоемкости предприятий, появлением новых экспортоориентированных производств. При этом старые предприятия должны были в течение 10 лет переходного периода перестроить свою деятельность, подготовившись к отмене таможенных льгот.
Благодаря действию режима ОЭЗ, в течение последних нескольких лет социально-экономическое развитие Калининградской области отличается от остальных регионов СЗФО РФ. Здесь отмечаются опережающие темпы роста индекса промышленного производства за счет обрабатывающих отраслей промышленности, динамический рост жилищного строительства, денежных доходов населения и оборота розничной торговли.
За время действия закона достигнуты следующие результаты:
• В Реестр резидентов зоны в Калининградской области с 2006 г. включены 135 предприятий, из
которых на 1 января 2014 г., 89 - действующие резиденты.
• По состоянию на январь 2014 г. общий объем осуществленных ин-вестиционных вложений в проекты резидентов ОЭЗ в Калининградской области превышает 91,6 млрд. руб. При этом свыше 14 млрд. руб. были инвестированы в 2013 г.
• На 01.01.2014 было создано свыше 10 тыс. рабочих мест [2, с. 5] (1,9% от экономически активного населения области).
• Объем производства, выполненных работ и услуг предприятий-резидентов в 2013 г. составил 76,1 млрд. руб. (14,7% от всего объема, выполненного организациями Калининградской области) и увеличился по сравнению с 2012 г. на 19% [2, с. 68].
• Сумма фактически уплаченных налогов резидентами ОЭЗ (по данным годовой отчетности резидентов) в бюджеты всех уровней в 2012 г. составила более 4 млрд. рублей, в 2013 г. этот показатель достиг 6 млрд. руб.
Структура инвестиций по видам экономической
деятельности выглядит следующим образом:
• производство продуктов питания - 30%;
• предоставление транспортных и логистических услуг - 24%;
• управление объектами недвижимости - 14%;
• производство телевизионной и другой бытовой электронной техники - 7%;
• химическое производство - 8%;
• производство строительных материалов - 6%;
• сельское хозяйство - 4%;
• производство автомобилей - 3%;
• прочее - 4% [7].
Среди наиболее крупных инвесторов можно выделить следующие компании:
• ЗАО «Содружество Соя» вложило инвестиции в объеме 6,4 млрд. руб. на реализацию проекта по строительству производственного терминального комплекса по глубокой переработке маслосодержащих культур южнее п. Волочаев-ское Калининградской области.
• ЗАО «Алко-Нафта» инвестировало 2 млрд. руб. в проект по строительству и эксплуатации завода по производству ПЭТФ (полиэтиленте-рефталата) мощностью 220 тыс. т в год. Данная продукция является сырьем для изготовления пластмассовых изделий и пластиковой упаковки, используемых в различных отраслях промышленности.
• ЗАО «БалтНафта» инвестировало 1,4 млрд. руб. в проект по строительству перевалочной
M.I.R. (Modernization. Innovation. Reseches), 2015, no. 2 (22), pp. 161-166
базы нефтепродуктов в промышленно-произ-водственной зоне города Светлый. Основной вид продукта - мазут М-100 (наиболее трудоемкий с точки зрения слива с железнодорожной цистерны).
• ООО «СОЮЗ-ТТМ» вложило инвестиции в объеме 1,3 млрд. руб. в инвестиционный проект по строительству предприятия по переработке растительных жиров, расположенном в г. Калининграде.
• ООО «КенигИнтерБалт» инвестировало 1 млрд. руб. в реализацию проекта, нацеленного на создание нового гостиничного комплекса, ориентированного на обслуживание туристов и отдыхающих, прибывающих на Калининградское взморье.
Таким образом, за 24 года удалось создать ОЭЗ, являющуюся заметным подспорьем в экономике Калининградской области.
Достижения Особых экономических зон
Созданные в постсоветский период ОЭЗ действовали на основе отдельных законов. В связи с планами правительства открыть ряд зон возникла необходимость создания единой правой базы, что привело к подготовке и принятию в 2005 г. Федерального закона №116 «Об ОЭЗ в Российской Федерации».
Развитием зон, действующих в соответствии с ФЗ №116, в России занимается специально созданная управляющая компания - ОАО «Особые экономические зоны», единственным акционером которого является государство.
Под управлением ОАО «ОЭЗ» находится 17 зон: 6 промышленно-производственных (ППЗ), 5 технико-внедренческих (ТВЗ), 4 туристско-рекреацион-ных (ТРЗ) и 2 портовых (ПЗ).
ОАО «ОЭЗ» осуществляет следующие функции:
• создание объектов инфраструктуры внутри территории для обеспечения функционирования ОЭЗ;
• эксплуатация данных объектов;
• привлечение инвесторов;
• разработка проекта планировки зон и представление его на утверждение в уполномоченный орган;
• управление и распоряжение земельными участками и иными объектами недвижимости, расположенными в границах ОЭЗ и находящимися в государственной или муниципальной собственности;
• получение технических условий присоединения объектов капитального строительства к сетям
инженерно-технического обеспечения и передача этих условий компаниям, осуществляющим строительство и реконструкцию в границах зон [3, с. 21].
Со времени появления первых ОЭЗ в 2006 г. были достигнуты определенные успехи: объем заявленных частных инвестиций составляет более 393 млрд. руб. (на ППЗ приходится 171 млрд руб. (43,5% от всех заявленных инвестиций), ТВЗ - 160 млрд. (40,7%), ТРЗ - 58 (14,8%), а на ПЗ - лишь 4 млрд. руб. (1,0%)). При этом количество резидентов на конец 2012 г. достигло 323 компании, из которых около 30% с участием иностранного капитала. Кроме этого 15 коммерческих организаций утратили статус резидента в 2012 г., а за весь период функционирования ОЭЗ лишились резидент-ства 45 компаний [5].
Стоит отметить, что большая часть резидентов зарегистрирована в ТВЗ - 214, в ППЗ - лишь 65, а в ТРЗ и ПЗ - 39 и 5 соответственно [3, с. 17]. Количество созданных резидентами рабочих мест достигло 8 тыс. человек [8].
Объем выручки от продажи товаров, работ, за 2012 год составил 29,7 млрд. рублей, что равно 0,13% ВРП (нарастающим итогом за период с начала функционирования - 56,8 млрд. рублей). Объем налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, за 2012 год - 3 млрд. рублей.
Если сравнить средний объем заявленных инвестиций на одного резидента по типам зон, то наибольшее значение этого показателя будет в ППЗ, где оно равняется 2,63 млрд. руб., наименьшее - в ТВЗ - 0,75 млрд. руб. В ТРЗ данный показатель составил 1,49 млрд. руб., а в ПЗ - 0,8 млрд. руб. В среднем по всем зонам, находящимся под управлением ОАО «ОЭЗ» - 1,21 млрд. руб.
Однако если посмотреть на объем осуществленных инвестиций, то цифры здесь будут несколько иными. Так, на 31.12.2012, их общая сумма составляет 68,8 млрд. руб. (17,5% к заявленным). Из них на ППЗ приходится 58 млрд. руб. (84,3% от общего объема осуществленных инвестиций), на ТВЗ - 10,3 млрд. (15%), ТРЗ - 0,5 млрд. (0,7%), а на ППЗ всего 0,01 млрд. руб.
При расчете осуществленных инвестиций на 1 резидента, получаются следующие данные: в промышленно-производственных зонах - на 1 инвестора приходится 0,89 млрд. руб. (34% от заявленных), в технико-внедренческих - 0,048 млрд. (6,5%), в туристско-рекреационных - 0,013 (0,9%), в портовых - 0,002 млрд. руб. (0,3%). Таким образом, наибольшая доля осуществленных инвестиций к заявленным - в ППЗ. В других типах зон данное отношение значительно ниже.
В 2012 г. темпы роста инвестиционной активности в российских ОЭЗ замедлились: объем заявленных привлеченных инвестиций увеличился на 24 млрд. руб. (в 2011 г. - на 95 млрд. руб.), а количество резидентов увеличилось на 32 компании (в 2011 г. 70 компаний стали резидентами [4, с. 8]). При этом практически весь объем новых заявленных инвестиций пришелся на ППЗ - 21 млрд. руб., на ТВЗ - лишь 2,9 млрд., а на ПЗ - 0,9 млрд. Резидентами промышленно-производственных зон стало 15 компаний (прирост составил 27,5%), технико-внедренческих - также 15 (+1,5%), в портовые зоны пришли 2 новые компании [3, с. 17]. При этом, как мы видим, основной интерес для инвесторов представляют ППЗ.
Для того чтобы понять успешность той или иной зоны, можно сравнить отношения объемов частных инвестиций к объемам государственных. Первым признаком эффективности ОЭЗ является кратное превышение данным показателем значения 1. Однако только лишь две зоны - ППЗ «Алабуга» и ППЗ «Липецк» - соответствуют этому критерию (у обоих он равен 2). В ТВЗ «Зеленоград», «Томск», «Дубна», «Санкт-Петербург», ТРЗ «Бирюзовая гавань» объем государственных инвестиций существенно превышает объем частных.
Низкие аналогичные показатели по другим ОЭЗ обусловлены следующими причинами. Основные инвестиции осуществляются резидентами на этапе строительства собственных объектов на территории зоны. ППЗ в Республике Татарстан и Липецкой области созданы в 2005 году. В настоящее время на территориях указанных ОЭЗ значительное количество резидентов уже построило собственные производственные объекты и приступило непосредственно к осуществлению промышленно-производственной деятельности. Тогда как ППЗ в Самарской и Свердловской областях создаются с конца 2010 года, ПЗ в Ульяновской области - с конца 2009 года. И резиденты данных зон в настоящее время осуществляют мероприятия, предшествующие строительству собственных объектов (по проведению межевых работ при постановке земельного участка на кадастровый учет, проведение инженерных изысканий, проектирование и т.п.).
Значительное количество резидентов ТВЗ осуществляют свою деятельность на арендуемых площадях и строительство собственных объектов не планируют, в связи с чем, объем осуществляемых данными резидентами ОЭЗ инвестиций является незначительным.
Специализация зон достаточно разнонаправ-лена. Так, ППЗ специализируются в следующих областях:
• автомобилестроение и производство компонентов (присутствует во всех 6 зонах данного типа);
• производство строительных материалов;
• химическая промышленность;
• машиностроение и приборостроение;
• товары народного потребления.
Однако ряд отраслей являются приоритетными только в одной ОЭЗ. Например, предприятия авиастроения, судостроения, ракетостроения, медицины - в ППЗ «Титановой долины», энергетическое оборудование, высокие технологии - лишь в ППЗ «Липецк».
ТВЗ заинтересованы в привлечении инвестиций в такие сектора, как: информационные технологии, электроника, нанотехнологии, биотехнологии, медицинские технологии, средства связи, фармацевтика, точное приборостроение, ядерная физика и энергосберегающие технологии.
Специализацией ТРЗ является экологический, спортивный, приключенческий, семейный и круиз-ный туризм.
В ПЗ осуществляется предоставление логистических, диспетчерских услуг, технического обслуживания, ремонта и переоборудования техники.
Калининградская ОЭЗ - локомотив среди зон с особым льготным режимом
Несмотря на попытки развития инноваций в нашей стране, инвесторы не спешат вкладывать свои средства в ТВЗ. Инвестиции в ТРЗ и ПЗ еще менее значительны. Основной интерес для них представляют промышленно-производственные зоны.
Калининградскую комплексную зону, действующую на основе отдельного федерального закона, по составу отраслей, к которым относятся ее резиденты, можно сравнить с ППЗ, находящимися под управлением государственной компании «ОЭЗ». При этом, как мы видим, по своему экономическому значению она превосходит все российские зоны, действующие по ФЗ №116, вместе взятые.
Как уже было сказано, основной объем инвестиций идет в ППЗ, самыми успешными из которых являются зоны «Алабуга» и «Липецк». Рассмотрим их подробнее и сравним с Калининградской ОЭЗ.
Обе зоны были созданы постановлениями правительства в конце 2005 г. С тех пор было проведено немало работ и достигнуты определенные успехи. Так, компаниями-резидентами на 01.01.2013 было создано 2527 и 2041 рабочих мест соответственно. При этом в Калининградской ОЭЗ в 2 раза больше, чем в данных зонах вместе взятых. Если сравнивать отношения работников зон к общему
M.I.R. (Modernization. Innovation. Reseches), 2015, no. 2 (22), pp. 161-166
экономически активному населению региона, в котором находится ОЭЗ, то данные и здесь в пользу Калининградской зоны. Так в Татарстане данный показатель равен 0,12%, в Липецкой области - 0,32%, а в регионе-лидере - 1,9%.
По объемам выручки от проданных товаров, услуг и работ за 2012 г., которые составили 19,7 млрд. руб., ОЭЗ в Татарстане значительно превосходит результаты других ППЗ. У зоны в Липецкой области результаты скромнее - 4,8 млрд. руб. [5]. При этом ОЭЗ «Алабуга» отстает от Калининградской ОЭЗ по этому показателю в 3,5 раза.
Сравним данный показатель с объемом товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг на региональном уровне. Так, в Республике Татарстан доля объема реализации продукции резидентов ОЭЗ в валовом региональном продукте с каждым годом возрастает - с 0,79% в 2008 году до 1,23% в 2012 году. В Липецкой области доля объема реализации продукции резидентов зоны в ВРП также постоянно растет - с 0,12% в 2006 году до 0,47% в 2012 году. При этом невысокие значения данного показателя связаны в основном с увеличением объемов производства градообразующих предприятий данного региона, не являющихся резидентами ОЭЗ. В Калининградской области доля резидентов зоны в общем объеме составляет 14,7%.
По выплате налогов в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации ситуация выглядит тем же образом. На протяжении 2012 года компании-резиденты ППЗ «Алабуга» и «Липецк» выплатили 1,04 и 0,37 млрд. руб. соответственно [5]. В Калининградской зоне этот показатель составил 4 млрд. руб.
По количеству резидентов данные ОЭЗ также уступают Калининградской ОЭЗ. На 1 января 2013 г. в ППЗ «Алабуга» и «Липецк» было 33 и 22 резидента соответственно против 89.
При сравнении объемов осуществленных инвестиций в зоны мы можем видеть такую же ситуацию (91,5 млрд. руб. в Калининградской области против 37,8 и 20,5 млрд. в Татарстане и Липецкой области).
Таким образом, можно сделать вывод, что в целом построение ОЭЗ в Российской Федерации достигло определенных результатов: привлекаются инвестиции, создаются рабочие места, компании-резиденты осуществляют выплаты в бюджеты всех уровней.
Однако, несмотря на объявленный в 2000-х годах на высшем государственном уровне приоритет высокотехнологичных отраслей, основное развитие получили промышленно-производственные (куда направляется основной объем инвестиций), а не технико-внедренческие ОЭЗ. В тоже время объем инвестиций в туристско-рекреационные и портовые зоны находится на довольно низком уровне.
Среди ППЗ, находящихся под управлением ОАО «ОЭЗ», наилучших результатов добились ППЗ «Алабуга» и «Липецк», в которых объем частных инвестиций превысил объем государственных в 2 раза. Несмотря на это, доля компаний-резидентов данных зон в ВРП остается незначительной, что говорит о существующем потенциале для их развития.
При этом стоит отметить резко выделяющийся уровень Калининградской ОЭЗ комплексного типа, являющейся одним из первых успешных проектов в данном направлении. Созданная в 1991 г. зона играет значительную роль в экономике Калининградской области. По своему значению среди всех российских ОЭЗ она стоит на первом месте, являясь своего рода «локомотивом» отечественной практики зонирования.
Список литературы
1. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 223 с
2. Отчет о результатах функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области в 2013 году.
3. Годовой отчет ОАО «ОЭЗ» за 2012 год; Режим доступа: http://www.russez.ru/disclosure_ informаtion/oаo_oez/godovie_otcheti/
4. Годовой отчет ОАО «ОЭЗ» за 2011 год; Режим доступа: http://www.russez.ru/disclosure_ information/oao_oez/godovie_otcheti/
5. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2012. Министерство экономического развития Российской Федерации, 2013г.
6. Неучева М.Ю. Эволюция особых экономических зон в Российской Федерации // Российское предпринимательство. 2011. № 7 (2). С.160.
7. Режим доступа: http://minprom.gov39.ru/oez/ index.php
8. Режим доступа: http://council.gov.ru/structure/ committees/5/activity/round_tables/32669
M.I.R. (Modernization. Innovation. Reseches)
ISSN 2411-796X (Online) ISSN 2079-4665 (Print)
RESECHES
KALININGRAD SPECIAL ECONOMIC ZONE: RESULTS AND PERFORMANCE
Pavel P Bogdanenko
Abstract
The subject of the article is Russian special economic zones. Institute of Special Economic Zones in the Russian Federation is known since the late 80-es of the last century. In some regions, in order to attract additional investments the first SEZ were created. And, as a result, despite a series of setbacks in some parts of the country, it has been shown that special economic zones can be an effective tool for economic development. An example of one of the most successful zones is the Kaliningrad special economic zone, established in 1991. The role of its residents in gross regional product per twenty-four years has become quite significant. The purpose of this work is to show the results of operations of Kaliningrad SEZ and its value among other Russian SEZs. The methodological base of the research is comparative analysis, cause-effect relationships, as well as historical method. The current results of its operations, as well as the structure of investment by industry are presented in this article. In addition, the author analyzes specialization and the results of development of zones that are under the control of the state-owned JSC "SEZ". Despite the declared in 2008 by the government priority of high-tech and innovative industries, mainly industrial production zones have been developed in our country, but not technical innovation ones. Thereby touristic recreation and port zones are still deprived of sufficient investor attention. Among industrial production special economic zones, in terms of development, we can highlight zones in the Lipetsk region (SEZ "Lipetsk") and the Republic of Tatarstan (SEZ "Alabuga"). The main indicators of these industrial production zones are compared with those of the SEZ in the Kaliningrad region. And as shown by this analysis, the Kaliningrad SEZ is the most developed SEZ, and is the "locomotive" of all Russian special economic zones: all its indicators exceed the values in two other analyzed areas, and the majority - more than their total value. Keywords: the Special Economic Zone (SEZ); Kaliningrad region; residents; JSC "SEZ"; industrial-production zone; technical innovation zone; touristic recreation zone; port zone; investments; preferential treatment.
Correspondence: Bogdanenko Pavel P., Moscow State Institute of International Relations (University) (76, Vernadsky prospect, Moscow, 119454), Russian Federation, [email protected]
Reference: Bogdanenko P. P. Kaliningrad special economic zone: results and performance. M.I.R. (Modernization. Innovation. Reseches), 2015, no. 2 (22), pp. 161-166.
References
1. Zimenkov R.I. Svobodniy ecomomicheskiey zoni [Free economic zones]. M.: UNITY-DANA, 2005. 223 p. (in Russ.).
2. Otchet o rezultatach funktionirovaniy Osoboy economicheskoy zoni v Kaliningradskoy oblasti v 2013 gody [Report on the results of the operation of the Special Economic Zone in the Kaliningrad region in 2013] (in Russ.).
3. Godovoy otchet OAO "OEZ" za 2012 god [Annual report of JSC "SEZ" for 2012] (in Russ.); Available at: http://www.russez.ru/disclosure_ information/oao_oez/godovie_otcheti/
4. Godovoy otchet OAO "OEZ" za 2011 god [Annual report of JSC "SEZ" for 2011] (in Russ.); Available at: http://www.russez.ru/disclosure_ information/oao_oez/godovie_otcheti/
5. Otchet o rezultatach funktionirovanya osobich economicheskich zon za 2012 [Report on the results of the operation of special economic zones for 2012]. The Ministry of Economic Development, 2013 (in Russ.).
6. Neucheva M.U. Evolutia osobich economicheskich zon v Rossiyskoy Federazii [Evolution of special economic zones in the Russian Federation]. Rossiyskoye predprinimatelstvo = Russian Entrep-reneurship, 2011, no. 7 (2), pp.160. (in Russ.)
7. Available at: http://minprom.gov39.ru/oez/ index.php
8. Available at: http://council.gov.ru/structure/ committees/5/activity/round_tables/32669