Научная статья на тему 'Сравнительный анализ эффективности деятельности СЭЗ в России'

Сравнительный анализ эффективности деятельности СЭЗ в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2942
492
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ / ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЕ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ И ПОВЛЕЧ ПОРТОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЭЗ / БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА И АНАЛИЗ / INDUSTRIAL / TECHNICAL INNOVATION / TOURIST AND RECREATIONAL AND POWLES PORT ECONOMIC ZONE / PERFORMANCE OF THE SEZ / SCORE AND ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев А.Н., Щукина А.Я.

Целью работы является оценка эффективности свободных экономическх зон в России с начала их функционирования. Для этого в работе были выявлены количественные показатели действующих экономических зон в данной стране. А также на основе отчета Министерства потребления экономического развития внеавторами была рассчитана балльная оценка от 1 до 5 баллов, на основе чего было осуществлено ранжирование среди этих зон с учётом их деятельности. Анализ показал, что на сегодняшний день в РФ менее эффективными являются туристические и портовые экономические зоны. Вместе с тем в работе был проведен краткий обзор зарубежного опыта по развитию ОЭЗ, который можно заимствовать для развития аналогичных зон в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF EFFICIENCY OF ACTIVITIES OF SEZ IN RUSSIA

The aim of the work is to assess the effectiveness of free economic zones in Russia from the beginning of their operation. To do this, the work identified quantitative indicators of existing economic zones in the country. As well as on the basis of the report of the Ministry of consumption of economic development, the authors calculated a score, from 1 to 5 points, on the basis of which ranking among these zones was carried out, taking into account their activities. The analysis showed that today in Russia tourist and port economic zones are less effective. At the same time, the work carried out a brief review of foreign experience in the development of SEZs, which can be borrowed for the development of similar zones in Russia.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ эффективности деятельности СЭЗ в России»

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

СИСТЕМ

УДК: 330; 504.062 ББК: 65.28

Васильев А.Н., Щукина А.Я.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СЭЗ В РОССИИ

Vasil'evA.N., SchykinaA.Ya.

COMPARATIVE ANALYSIS OF EFFICIENCY OF ACTIVITIES OF SEZ IN RUSSIA

Ключевые слова: производственно-промышленные, технико-внедренческие, турист-ско-рекреационные и портовые экономические зоны, показатели эффективности ОЭЗ, балльная оценка и анализ.

Keywords: industrial, technical innovation, tourist and recreational andpowles port economic zone, performance of the SEZ, score and analysis.

Аннотация: целью работы является оценка эффективности свободных экономическх зон в России с начала их функционирования. Для этого в работе были выявлены количественные показатели действующих экономических зон в данной стране. А также на основе отчета Министерства экономического развития авторами была рассчитана балльная оценка от 1 до 5 баллов, на основе чего было осуществлено ранжирование среди этих зон с учётом их деятельности.

Анализ показал, что на сегодняшний день в РФ менее эффективными являются туристические и портовые экономические зоны.

Вместе с тем в работе был проведен краткий обзор зарубежного опыта по развитию ОЭЗ, который можно заимствовать для развития аналогичных зон в России.

Abstract: the aim of the work is to assess the effectiveness of free economic zones in Russia from the beginning of their operation. To do this, the work identified quantitative indicators of existing economic zones in the country. As well as on the basis of the report of the Ministry of consumption of economic development, the authors calculated a score, from 1 to 5 points, on the basis of which ranking among these zones was carried out, taking into account their activities. The analysis showed that today in Russia tourist and port economic zones are less effective. At the same time, the work carried out a brief review offoreign experience in the development of SEZs, which can be borrowed for the development of similar zones in Russia.

Оценка эффективности функционирования особых экономических зон за период с начала их функционирования и до 2017 г. осуществленна в соответствии с пунктом 5 правил оценки эффективности функционирования ОЭЗ, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г. № 491 «Об утверждении правил оценки эффективности функционирования особых экономических зон».

В таблице 1 приведена оценка эффективности функционирования ОЭЗ. Таблица

составлена на основании отчета Министерства экономического развития РФ «О результатах функционирования особых экономических зон за 2017 год и за период с начала функционирования»1.

1http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/i2144a23-78d2-44a3-8230-c36a8b24b43b/report2017.pdf?MOD=AJP ERES &CACHEID=f2144a23-78d2-44a3-8230-c36a8b24b43b

Таблица 1 - Показатели эффективности деятельности ОЭЗ в РФ

№ п/п Наименование показателя ППЗ ТВЗ ТРЗ ПЗ Всего

1 Общее количество созданных рабочих мест в ОЭЗ (ед.) 13315 14464 587 55 28421

2 Общее количество зарегистрированных резидентов ОЭЗ (ед.) 197 374 66 19 656

3 Суммарный объем инвестиций (млрд. руб.) 200162 88263,06 2609,63 1023,27 292057,96

4 Суммарный объем выручки от продажи товаров, работ, услуг (млрд. руб.) 386270 136878,49 742,08 409,11 524299,68

5 Общее количество объектов инженерной инфраструктуры, построенных на территории ОЭЗ и сданных в эксплуатацию в 2017 г. (ед.) 68 88 39 3 198

6 Суммарный объем налоговых платежей, уплаченных резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней РФ (млрд. руб.) 14159 19671,07 137,42 30,30 33997,79

7 Общий объем выделенных средств на создание инфраструктуры ОЭЗ из федерального, регионального и местных бюджетов (млрд. руб.) 46358 77006,04 22171,59 1261,63 146797,26

8 Суммарный объем таможенных платежей, уплаченных резидентами ОЭЗ (млрд. руб.) 30292 1708,18 0 2,34 32002,52

9 Общий объем налоговых льгот (в т. ч. льгот по уплате таможенных платежей), полученных резидентами ОЭЗ (млрд. руб.) 20776 4164,45 20,64 27,04 24988,13

Из таблицы видно, что производственно-промышленные зоны (ППЗ) имеют лучшие значения по некоторым показателям, таким как: суммарный объем инвестиций, суммарный объем выручки и объём налоговых льгот.

Технико-внедренческие зоны (ТВЗ) занимают лидирующие позиции по таким показателям, как: общее количество созданных рабочих мест, общее количество заре-гистрированныхрезидентов ОЭЗ, по количе-

ству построенных и сданных в эксплуатацию объектов инженерной инфраструктуры на территории ОЭЗ в 2017 г. и по количеству выделенных средств на создание инфраструктуры.

Показатели туристско-рекреационных (ТРЗ) и портовых (ПЗ) зон значительно ниже, в отличие от вышеупомянутых зон.

В таблице 2 представлены баллы за выполнение плановых показателей ОЭЗ в РФ.

Таблица 2 - Баллы за выполнение плановых показателей ОЭЗ в РФ

№ п/п Наименование показателя ППЗ ТВЗ ТРЗ ПЗ

1 Общее количество созданных рабочих мест в ОЭЗ (ед.) 5 5 3 1

2 Общее количество зарегистрированных резидентов ОЭЗ (ед.) 5 5 5 5

3 Суммарный объем инвестиций (млн руб.) 5 5 2 1

4 Суммарный объем выручки от продажи товаров, работ, услуг (млн руб.) 5 5 3 2

5 Общее количество построенных на территории ОЭЗ и сданных в эксплуатацию объектов инженерной инфраструктуры в 2017 г. (ед.) 5 5 5 5

6 Суммарный объем налоговых платежей, уплаченных резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней РФ (млн руб.) 5 5 3 1

7 Общий объем выделенных средств на создание инфраструктуры ОЭЗ из федерального, регионального и местных бюджетов (млн руб.) 5 5 4 3

Таблица составлена на основании отчета Министерства экономического развития РФ «О результатах функционирования особых экономических зон за 2017 год и за период с начала функционирования». Следующий отчет за период с начала функционирования ОЭЗ по 2018 г. будет составлен в течение 2019 года.

На основании полученных средневзвешенных значений производится оценка эффективности функционирования особой экономической зоны с применением следующих критериев:

от 4 баллов до 5 баллов - эффективное функционирование особой экономической зоны;

от 3 баллов до 4 баллов - достаточно эффективное функционирование особой экономической зоны;

от 2 баллов до 3 баллов - условно-эффективное функционирование особой экономической зоны с необходимостью совершенствования по отдельным направлениям;

от 1 балла до 2 баллов - низкий уровень эффективности функционирования особойэкономической зоны.

Ниже 1 балла - неэффективное функционирование особой экономической зоны.

Таким образом, можно сказать, что «ППЗ» и «ТВЗ» имеют эффективное функционирование, а вот у «ТРЗ» и «ПЗ» эффективность функционирования значительно ниже по некоторым показателям. Турист-ско-рекреационные зоны имеют условно-эффективное функционирование по таким показателям, как: количество созданных рабочих мест, объём инвестиций и общий объем выручки.

Портовые зоны имеют низкий уровень эффективности по количеству созданных рабочих мест, по объему инвестиций и условно-низкий уровень по объему выручки.

Практика показывает, что промыш-ленно-производственные ОЭЗ в России на сегодняшний день функционируют успешно. Среди них можно выделить наиболее эффективные: «Липецк» (Липецкая область) и «Алабуга» (Республика Татарстан), результаты приносят также «Титановая долина» (Свердловская область), «Моглино»

(Псковская область) и «Людиново» (Калужская область). Среди технико-внедренческих ОЭЗ следует выделить ОЭЗ «Санкт-Петербург» (Санкт-Петербург), где сформировано ядро фармацевтического кластера, а также ОЭЗ «Дубна» (Московская область), являющаяся нанотехнологическим кластером.

Что касается туристско-рекреацион-ных и портово-логистических ОЭЗ, то стоит выделить ТРЗ в Алтайском крае и ПЛЗ в Ульяновской области, которые добились положительных результатов за последние годы. Отдельно стоить отметить туристско-рекреационные зоны в Карачаево-Черкесской Республике (входящей в туристический кластер в СКФО) и в Иркутской области, которые, несмотря на отсутствие плана развития, на месте не стояли.

К неудачным примерам создания ту-ристско-рекреационных зон следует отнести ТРЗ в Чеченской Республике (входящую в туристический кластер в СКФО), в Республиках Алтай и Бурятия, которые пока не достигли прогнозных значений.

Особые экономические зоны в России можно увидеть на рисунке 1.

Создание СЭЗ давно является одним из самых перспективных направлений развития экономики. Свободные экономические зоны способствуют развитию частного бизнеса, поднятию производства, повышению занятости населения, увеличению налоговых поступлений в бюджет региона и страны.

Положительно влияют такие зоны и на мировые хозяйственные связи, увеличивая международный товарооборот, объемы финансового оборота, углубления интеграции, позиционирует страны и их экономики как более открытые.

Причем самый удачный опыт был в тех странах, которые предлагали инвесторам уже полностью подготовленные участки. Имеется в виду подведение всех коммуникаций, электроэнергии, готова вся документация (Испания).

Самый интересный и полезный для России представляется опыт таких стран, как Мексика, Ирландия, Польша, Венгрия, США и Китай.

Опыт Мексики полезен потому, что у

нее с Россией похожи экономические условия, при которых было принято решение об образовании таких зон: сырьевая ориентированность экономики и цели, интеграция и

привлечение иностранных инвестиций, очень хорошие результаты по экономическому росту вследствие работы СЭЗ.

Рисунок 1 - ОЭЗ в России

Китайский опыт применения на практике идеи свободных экономических зон стал практически одним из самых успешных в мире.

Это в первую очередь невиданные до этого в мире темпы экономического роста, большие объемы привлеченных иностранных инвестиций, большое повышение производительности труда и впервые за всю историю Китая - открытость внешней политики.

Основу успеха СЭЗ в этих странах составляет I хорошее планирование первоначальных стадий их развития и гибкость управления.

Собственные затраты стран на СЭЗ по привлечению иностранных инвестиций составили в среднем 4 доллара на 1 доллар зарубежных инвестиций (институт Востоковедения РАН). В Китае, например, это соотношение составило 5,5 к 1.

Причины и время создания свободных экономических зон у каждого государства

различаются. В I промышленно развитых странах - США, Великобритании, Франции - свободные экономические зоны создавались для расширения внешнеэкономических I связей, совершенствования региональной политики, оживления мелкого и среднего бизнеса, выравнивания межрегиональных различий.

В развивающихся странах, в отличие от промышленно развитых стран, СЭЗ создавались в основном для привлечения иностранного капитала, технологий и модернизации промышленности.

Так как образование СЭЗ требует значительных капиталовложений, то для государства, от которого требуются такие вложения, это становится большой проблемой. Поэтому без большой воли и целеустремленности руководителей государства и слаженной работы всех государственных органов по поводу образования и функционирования таких зон они нежизнеспособны. Таким образом, можно сделать вывод, что для

эффективного функционирования свободных экономических зон государством должна быть создана вся необходимая инфраструктура.

При многочисленных примерах успешного функционирования свободных экономических зон имеют место и неудачные попытки их организации. Так, в Шри Ланке, Гватемале, Либерии, Сенегале свободные экономические зоны существовали очень недолго по разным причинам. Это, в основном, войны, плохое законодательство, коррупция и бюрократия, а также отсутствие страхования иностранных инвестиций (пример - «Expo-Business-Chisinau»)

Говоря об успехах или провалах использования таких инструментов в экономике, как СЭЗ, мы подразумеваем эффективность или отдачу от немалых материальных вложений и усилий по их созданию. А также достижение поставленных целей создания СЭЗ.

В странах с развитой рыночной экономикой создание ОЭЗ - это инструмент отдельной региональной политики, т.е. ОЭЗ создаются именно в таких регионах, где возникает необходимость изменить уровень промышленно-экономического и социально-политического развития.

Во всех странах, благодаря этим зонам, стимулируется экспорт и развиваются новые технологии, применяются инновации,

которые не могут «пробить» традиционные, устоявшиеся стереотипы хозяйствования и управления на действующих предприятиях. Так как инвестиционные режимы таких зон благоприятны для внешних и внутренних инвестиций, экономика страны, в которой созданы СЭЗ, быстрее и глубже интегрируется в мировую экономику. В сегодняшней ситуации это актуально для экономики любой страны, так как происходит глобализация всех процессов и сфер влияния.

Главными критериями отбора территории создания ОЭЗ в таких странах служат уровень денежных доходов населения и процент безработных. Специальные экономические условия развития не могут быть предоставлены всем, поэтому количество таких регионов строго ограничено. В связи с этим особой чертой развития ОЭЗ в развитых странах с реальным сектором является возможность придать толчок экономическому развитию выбранных территорий.

Во многих странах ОЭЗ доказали свою эффективность; например, в таких странах, как США и Япония, уже достаточно давно и успешно реализуются проекты по созданию и функционированию ОЭЗ. Такие зоны здесь начали появляться еще в 30-х гг. ХХ в. За это время они вполне доказали свою эффективность, став образцом для многих стран мира. Проведем анализ деятельности ОЭЗ США и ОЭЗ Японии в таблице 3.

Таблица 3 - Анализ деятельности ОЭЗ США и Японии.

Показатели США Япония

1 2 3

Виды ОЭЗ - технопарки; - предпринимательские зоны; - зоны внешней торговли - зоны свободного импорта; - зоны свободной торговли; - технопарки; - СЭЗ, связанные со структурными реформами

Порядок создания - в портах въезда в страну или на прилегающих к ним территориях; - территориально сгруппированная совокупность научных лабораторий и производственных помещений; - возникают спонтанно, по инициативе отдельных личностей; - создаются по указанию правительств отдельных штатов - вблизи крупных морских и аэропортов; - выделяются на основании характеристик населения данной территории

Продолжение таблицы 3

Деятельность - физические лица, фирмы, корпорации строят здания и другие сооружения, которые удовлетворяют их потребностям; приводит к сокращению социальных бюджетных расходов и увеличению налоговых поступлений в бюджеты различных уровней; - венчурным фирмам при коммерческом освоении перспективных научных и технологических проектов на льготных предоставляется имущество в аренду - ведутся исследования в области высоких технологий. К исследованиям привлекаются ученые и специалисты из других стран, в том числе из России; - способствуют экономическому развитию регионов, привлечению в них прямых инвестиций

Льготы и преимущества - федеральный уровень. Снижение налогов на 5 % при строительных и ремонтных работах. - уровень штатов. Налог на доходы предприятия снижается на 50 %. Налог на продажу оборудования и строительных материалов уменьшается на 100% При импортировании на территорию США импортер уплачивает таможенную пошлину либо на иностранный товар, либо на компоненты, иностранные, при производстве и переработке отдельным изобретателям и ученым, а также венчурным фирмам предоставляется помощь - инвесторам предоставляется преференциальный режим налогообложения; - предоставляются гарантии по кредитам на приобретение помещений и оборудования; - мелкие и средние компании имеют возможность получения льготных условий страхования аналогичных кредитов; - беспошлинный ввоз товаров и сырья на территории страны с целью его временного хранения или переработки в порту

Особенности длительный период развития и становления («Силиконовая долина» - 35 лет; парк-треугольник Северной Каролины - 30 лет) активное участие государства в процессе создания и развития ОЭЗ, особенно при образовании зон научно-технического типа

Недостатки - неспособность привлечения к сотрудничеству достаточного числа предпринимателей, венчурных компаний и инвесторов; - низкий уровень системы управления; - отсутствие четкой специализации; - отсутствие налаженного взаимодействия с промышленными предприятиями доминирующая роль государства в процессе создания и управления

Зарубежный опыт показывает, что при наличии четко продуманной стратегии и программы ОЭЗ являются одним из эффективных инструментов развития экономики отдельных регионов и повышения конкурентоспособности производства.

К сожалению, Россия достаточно поздно к этому пришла. С одной стороны, раньше не сформировались предпосылки для внедрения свободных экономических зон в экономическую деятельность государ-

ства, а с другой стороны, она может использовать удачный опыт других стран.

Развитие ОЭЗ в России происходит крайне непоследовательно. Например, туристические зоны в Калининградской области и Краснодарском крае были закрыты из-за отсутствия резидентов. При этом желающие стать резидентами были, но местные власти и бизнес не смогли договориться. Тяжело идет развитие транспортных ОЭЗ в России: аэропортовая зона «Ульяновск- Восточный»

смогла найти нескольких резидентов только после полутора лет переговоров. В портово-логистических зонах в Хабаровском крае и Мурманске резидентов по-прежнему нет. Первую из них даже собирались закрыть, однако в итоге правительство приняло решение расширить зону, включив в нее и порт Ванино. Оказалось, что этот проект изначально имел слабое экономическое обоснование: Байкало-Амурская магистраль, заканчивающаяся в ОЭЗ «Советская Гавань», не могла пропустить столько грузов, сколько закладывалось в проекте1.

Большинство российских ОЭЗ себя не оправдали: они просто стали очередным очагом неэффективного расходования бюджетных средств. А вот промышленные зоны, в которых производится в основном сборка зарубежной техники, быстро окупаются, и, скорее всего, они бы заработали и без всяких льгот. Что же касается других типов ОЭЗ, то они оказались неуспешными по причине отсутствия серьезной проработки проектов. Именно так обстоят дела с портовыми ОЭЗ, многие туристические зоны, которые широко анонсировались, в реальности появились лишь в нескольких регионах.

Проблемы функционирования и невысокая эффективность особых экономических зон в России вызваны многими причинами.

Во-первых, в РФ определена слишком жесткая типизация ОЭЗ, что сильно ограничивает возможности формирования эффективных кластеров. Например, инновационная экономика подразумевает тесную связь научно-технических разработок и производства, но эти виды деятельности предлагается осуществлять в различных ОЭЗ (технико-внедренческой и промышленно-производст-венной соответственно). Существует негласное правило, согласно которому региону нежелательно предоставлять более одной особой экономической зоны.

Во-вторых, по мировым меркам российские ОЭЗ обладают относительно малыми налоговыми льготами, поэтому не очень привлекательны для глобальных инвесторов. Фактически государство снижает толь-

1 Сайт Русская планета [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://rusplt.ru/sub/economy

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ко региональные и местные налоги, что де-лаетэтот инструмент менее интересным для субъектов федерации. В то время как резиденты зарубежных ОЭЗ имеют и другие виды поддержки. Им оказывается консультационная помощь, обеспечивается централизованный маркетинг и связи с общественностью, предоставляется льготное кредитование. В некоторых случаях могут вводиться даже специальные тарифы на ресурсное обеспечение.

В-третьих, проблемы создают слишком большие размеры территорий ОЭЗ. Зонами внушительных масштабов крайне тяжело эффективно управлять и обеспечить им необходимый контроль, к тому же для их инфраструктурного обустройства требуются солидные капиталовложения, которые

государство не всегда в состоянии обеспе-

2

чить .

Существуют несколько необходимых условий привлечения резидентов на ОЭЗ. Во-первых, нужно обозначить сегменты промышленности, также типы производств, которые окажутся наиболее предпочтительными. Этим типам должны подходить географическое положение, инфраструктура, особенности менеджмента и деловые связи. Во-вторых, важно определить вероятные типы производств в случае возникновения близких к основным типам предложений.

Так, регионы, привлекая инвесторов, должны отдавать себе отчет в том, что необходимы четкие положения о порядке инвестирования, их правовая защита, государственное страхование и стабильность гарантий для иностранных инвесторов, система налоговых льгот и механизмов их получения, чтобы обеспечить инвесторов благоприятными условиями его активности. Стоит отметить, что нужно направить работу налоговых органов на содействие инвесторам, получившим льготы от руководства региона, включая федеральные. Даже несмотря на престиж бренда и необходимые условия функционирования, инвестор может изменить направление своей деятельности в сторону другого региона в случае, если посчитает отношение к его работе со стороны региона неуважительным или об-

2 Сайт Россия Сегодня [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ria.ru/economy

наружит иные препятствия.

Успех программы создания ОЭЗ в России напрямую зависит от того, в какой степени удастся в особых экономических зонах создать экономическую систему, максимально приближенную к идеальной — с четкими правилами игры, минимальными бюрократическими издержками и максимальной конкурентной средой, что сделало бы инвестиционный климат в зонах наиболее благоприятным.

Можно выделить некоторые ошибки, допускаемые при организации СЭЗ:

1 ) иностранные предприниматели обычно приглашаются в зону после того, как там создана необходимая инфраструктура, а капиталовложения в инфраструктуру составляют основную долю всех затрат, связанных с созданием и функционированием СЭЗ;

2) совершенно не обоснованный расчет на крупные прибыли уже после двух -трех лет их функционирования;

3) высокая степень коррупции.

Проведем анализ ситуации в развитии

особых экономических зон на сегодняшний день (далее ОЭЗ) в России.

Хотя в России эти зоны существовали уже в 90-е, интенсивное развитие они получили только в начале 21 века, когда Президент В.В. Путин взял под особый патронаж их создание. В начале 2000-х встал вопрос о том, как эффективно потратить «нефтяные» деньги.

Активно продвигать эту идею стал в то время глава Минэкономразвития Герман Греф. Затем мировой финансовый кризис и обострение политических отношений между Евросоюзом, США и Россией, вылившихся в экономические санкции ускорило необходимость масштабной деятельности по созданию СЭЗ.

Это время больших системных проблем в экономике, и выходом из них виделось ускорение научно-технического развития на основе новейших техники и технологий. Был учтен лучший опыт создания и функционирования свободных зон в мире. И на сегодняшний день созданы все необходимые предпосылки для создания и функционирования таких зон:

- определены цели и задачи создания ОЭЗ - активизация инвестиционного про-

цесса на приоритетных направлениях, диверсификация российской экономики и вывод ее на инновационный путь развития;

- определены способы достижения -формирование в ОЭЗ благоприятной среды ведения предпринимательской деятельности;

- определены принципы создания особых экономических зон: экономическая окупаемость, высокая технологичность и эффективность, современная инфраструктура и архитектура, эффективные методы управления;

- создано достаточно полное законодательство (ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ), внесены изменения в Налоговый, Гражданский, Земельный (ст. 22, 39.6); Таможенный, Градостроительный (ст. 36, 45) кодексы РФ) Федеральный закон «Обособых экономических зонах в Российской Федерации» включает в себя основные понятия и положения по созданию и прекращению действия статуса ОЭЗ, по управлению ОЭЗ, по определению статуса резидентов ОЭЗ, о таможенном регулировании, о налогообложении и режиме землепользования в ОЭЗ, о гарантиях прав инвесторов и ряд других положений по реализации закона;

- определены органы обеспечения деятельности особых экономических зон: Министерство экономического развития Российской Федерации (департамент особых экономических зон, проектов развития регионов и моногородов); ОАО «Особые экономические зоны», субъекты Российской Федерации и т.д.;

- определены льготные режимы для этих зон: налоговый, финансовый, денежно-кредитный, таможенный, административный, инвестиционный и т.д.

Таким образом, можно сделать несколько выводов, проведя сравнительный анализ эффективности производственно-промышленных зон СЭЗ России.

По итогам анализа производственно-промышленные зоны (ППЗ) и технико-внедренческие зоны (ТВЗ) занимают лидирующие позициии по всем показателям.

Туристско-рекреационные зоны (ТРЗ) и портовые зоны (ПЗ) имеют более низкие

показатели. сии эффективны или условно эффективны

Все особые экономические зоны Рос- по всем показателям.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник. - М.: Юристъ, 2015. - 366 с.

2. Андреев, В.К. Правовое регулирование создания и деятельности особых экономических зон // Государство и право. - 2016. - №7. - С. 43-47.

3. Архипов, А.Ю., Черковец, О.В. Внешнеэкономическая деятельность российских регионов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2017. - 192 с.

4. Доронина, Н.Г. Особые экономические зоны во внешнеэкономической деятельности // Журнал российского права. - 2017. - № 6. - С. 95-105.

5. Дятлова, Е.В., Юсупов, Т.З. Правовое регулирование особых экономических зон как инструмента развития экономики Российской Федерации // Молодой ученый. - 2017. - №7. -С. 342-345.

6. Игнатов, В.Г. Свободные экономические зоны // В.Г. Игнатов, В.И. Бутов. - М.: Ось-89, 2017. - 192 с.

7. Сайт «Россия Сегодня» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/ economy

8. Сайт «Русская планета» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusplt.ru/sub/ economy

9. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение о мире к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27. 11. 2009 № 17).

10. Федеральный закон «О свободных экономических зонах», принятый Государственной Думой РФ и одобренный Советом Федерации 28 июня 2000 г. постановлением № 180-СФ, не утвержден Президентом Российской Федерации.

11. Федеральный закон от 22 января 1996 г. «Об особой экономической зоне в Калининградской области» // Российская газета. - 1996, 26 января. - № 767. - С. 3.

12. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22. 07. 2005 № 116-ФЗ.

13. Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1994 г. «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику РФ» // Российская газета. - 1994, 2 октября. - № 435. - С. 4-5.

14. Постановление Правительства РФ от 07.07.2016 №643 «О порядке оценки эффективности функционирования особых экономических зон» // СЗ РФ. - 2005. - № 52 (ч. 3). -Ст. 5748.

15. Сайт Россия. Особые экономические зоны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russez.ru

16. Сайт «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

17. Сайт Правительства России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru

18. Сайт «Газета. Ру» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gazeta.ru

19. Сайт «Российская газета» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru

20. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.