Научная статья на тему 'Методика оценки результативности функционирования особых экономических зон'

Методика оценки результативности функционирования особых экономических зон Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1736
467
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / SPECIAL ECONOMIC ZONE / TECHNIQUE OF ASSESSMENT OF PRODUCTIVITY / REGION ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меньщикова Вера Ивановна, Передкова Инна Валерьевна

В статье предложена методика оценки результативности функционирования особых экономических зон (ОЭЗ), включающая: отбор совокупности показателей, характеризующих результаты функционирования особой экономической зоны, а также показателей, отражающих влияние особой экономической зоны на развитие экономики региона, на территории которого она создана; ранжирование особых экономических зон и выстраивание итогового рейтинга на основе критерия «результативность функционирования – вклад в развитие экономики региона»; группировку ОЭЗ в соответствии с установленным критерием. Обоснована следующая типология особых экономических зон по критерию «результативность функционирования – вклад в развитие экономики региона»: результативно функционирующие ОЭЗ со значительным вкладом в развитие экономики региона, ОЭЗ со средней результативностью и незначительным вкладом в развитие экономики региона, ОЭЗ с низкими уровнями результативности и вклада в развитие экономики региона, нерезультативные ОЭЗ, не привносящие вклада в развитие экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF THE ASSESSMENT OF PRODUCTIVITY OF FUNCTIONING OF SPECIAL ECONOMIC ZONES

In article the technique of an assessment of productivity of functioning of the special economic zones (SEZ), including: selection of set of the indicators characterizing results of functioning of a special economic zone, and also the indicators reflecting influence of a special economic zone on development of economy of the region in which territory it is created; ranging of special economic zones and forming of a total rating on the basis of criterion «productivity of functioning – a contribution to development of economy of the region»; SEZ group according to the established criterion is offered. The following typology of special economic zones by criterion «productivity of functioning – a contribution to development of economy of the region» is proved: productively functioning SEZ with the significant contribution to development of economy of the region, SEZ with average productivity and an insignificant contribution to development of economy of the region, SEZ with low levels of productivity and a contribution to development of economy of the region, not productive SEZ which aren't introducing a contribution to development of economy of the region.

Текст научной работы на тему «Методика оценки результативности функционирования особых экономических зон»

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

В. И. МЕНЬЩИКОВА, И. В. ПЕРЕДКОВА

В статье предложена методика оценки результативности функционирования особых экономических зон (ОЭЗ), включающая: отбор совокупности показателей, характеризующих результаты функционирования особой экономической зоны, а также показателей, отражающих влияние особой экономической зоны на развитие экономики региона, на территории которого она создана; ранжирование особых экономических зон и выстраивание итогового рейтинга на основе критерия «результативность функционирования - вклад в развитие экономики региона»; группировку ОЭЗ в соответствии с установленным критерием. Обоснована следующая типология особых экономических зон по критерию «результативность функционирования - вклад в развитие экономики региона»: результативно функционирующие ОЭЗ со значительным вкладом в развитие экономики региона, ОЭЗ со средней результативностью и незначительным вкладом в развитие экономики региона, ОЭЗ с низкими уровнями результативности и вклада в развитие экономики региона, нерезультативные ОЭЗ, не привносящие вклада в развитие экономики региона.

Ключевые слова: особая экономическая зона, методика оценки результативности, экономика региона.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) - это эффективный инструмент поддержки регионов и стимулирования их саморазвития, которое рассматривается как проявление в действии совокупности рыночных механизмов на региональном уровне и означает различные возможности: для частного инвестора (снизить риски ведения бизнеса в условиях повышенной нестабильности); для государства (оказать содействие в развитии отечественных отраслей экономики); для населения, живущего на территории региона, где создана особая экономическая зона (получить новую работу и поднять уровень своих доходов); для региона (получить инвестиции в экономику и укрепить бюджетообразующие структуры региона) [2]. Особая экономическая зона выполняет в данном случае роль специфичного катализатора динамичного развития региональной экономики, способствующего ускоренному экономическому росту территории.

Если в мире функционирует несколько тысяч территорий с особым экономическим статусом, то в России их число относительно невелико. Их системное развитие началось в 2005 г., с момента принятия Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [8], в котором закреплены основные условия для создания ОЭЗ, а также типы ОЭЗ и их ключевые характеристики. Так, на территории России к началу 2013 г. было создано 27 ОЭЗ четырех типов:

- 6 ОЭЗ промышленно-производственного типа (ППТ) (в Республике Татарстан, Липецкой, Самарской, Свердловской, Псковской и Калужской областях);

- 5 ОЭЗ технико-внедренческого типа (ТВТ) (в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, г. Томске, в г. Дубне Московской области, Республике Татарстан);

- 13 ОЭЗ туристско-рекреационного типа (ТРТ) (в том числе туристический кластер в Севе-ро - Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республики Адыгея, состоящий из

7 ОЭЗ);

- 3 ОЭЗ ПТ (в Ульяновской и Мурманской областях, Хабаровском крае).

Причем в 2012 г. в Российской Федерации созданы 3 особые экономические зоны:

- ОЭЗ промышленно-производственного типа «Моглино» на территории Псковского района Псковской области [7];

- ОЭЗ ТВТ «Иннополис» на территориях Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан [5];

- ОЭЗ ППТ на территории муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» Калужской области [6].

ОЭЗ ТРТ на территории Ставропольского края включена в состав туристического кластера, предусмотренного постановлением Правительст-

ва Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 833 [3].

Досрочно прекращено существование ОЭЗ ТРТ на территории Зеленоградского района Калининградской области [4].

В целом проведенное исследование показало, что до сих пор не существует общепринятой методики, позволяющей оценить результативность функционирования особых экономических зон. Синтез научной литературы и ведущих разработок по данной тематике [1; 2; 10] позволил предложить авторскую методику оценки результатив-

ности функционирования ОЭЗ, включающую несколько этапов:

1 этап - отбор совокупности показателей, характеризующих результаты функционирования особой экономической зоны, а также показателей, отражающих влияние особой экономической зоны на развитие экономики региона, на территории которого она создана.

Основные показатели, необходимые для анализа результативности функционирования особых экономических зон, представлены в таблице 1 .

Таблица 1

Основные показатели, необходимые для анализа результативности функционирования ОЭЗ

Показатели, характеризующие результаты функционирования особой экономической зоны Показатели, отражающие влияние особой экономической зоны на развитие экономики региона, на территории которого она создана

- количество резидентов ОЭЗ, в том числе количество резидентов с участием иностранных инвесторов (ед.); - количество рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ на ее территории (ед.); - общий объем инвестиций, осуществленных резидентами на территории ОЭЗ (в том числе капитальных вложений) (млн руб.); - объем выручки от продажи товаров, работ, услуг за вычетом НДС, акцизов и сумма доходов (млн руб.); - объем средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местных бюджетов, направленных на финансирование создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры ОЭЗ (млн руб.); - объем налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ (млн руб.); - объем таможенных платежей, уплаченных резидентами ОЭЗ (млн руб.); - количество объектов инженерной инфраструктуры, построенных на территории ОЭЗ и введенных в эксплуатацию (ед.). - удельный вес количества рабочих мест, созданных на территории ОЭЗ, к численности трудоспособного населения территориального образования, на территории которого она расположена (%); - удельный вес выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг в объеме ВРП субъекта РФ (%); - удельный вес объема налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ, в объеме налогов, уплаченных в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ налогоплательщиками, зарегистрированными в субъекте РФ, на территории которого создана ОЭЗ (%).

Проанализируем значения обозначенных показателей по особым экономическим зонам, функционирующим сегодня на территории России. Так, в ходе исследования было выявлено, что по состоянию на 1 января 2013 г. на территориях ОЭЗ зарегистрировано 323 резидента ОЭЗ. Это всего лишь 87 % от планов развития ОЭЗ. За весь период функционирования ОЭЗ 45 компаний утратили статус резидента ОЭЗ.

К началу 2013 г. на территориях ОЭЗ создано

8 069 рабочих мест (72 % от планов развития), осуществлено инвестиций (в том числе капитальных вложений) в соответствии с соглашениями об осуществлении деятельности на общую сумму 69 301 млн руб. (91 % от плановых значений). При этом объем инвестиций, осуществленных коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, утратившими статус

резидента ОЭЗ в связи с расторжением соглашений об осуществлении деятельности в ОЭЗ составил в 2012 г. 13 млн руб. (нарастающим итогом за период с начала функционирования - 256 млн руб.). Объем выручки от продажи товаров, работ, за 2012 год составил 29 725 млн руб. (нарастающим итогом за период с начала функционирования - 56 814 млн руб.).

Объем налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, за 2012 г. составил

2 955 млн руб. (135 % от плановых значений). При этом объем таможенных платежей, уплаченных резидентами ОЭЗ, составил нарастающим итогом по состоянию на 1 января 2013 г. - 4 372 млн руб. Объем используемых налоговых льгот и льгот по уплате таможенных платежей, полученных резидентами ОЭЗ за 2012 г. составил 1 557

млн руб., нарастающим итогом по состоянию на

1 января 2013 г. - 6 474 млн руб.

За 2012 г. на территориях ОЭЗ построен и введен в эксплуатацию 21 объект инженерной инфраструктуры, это составляет 36 % от плановых значений.

Заметим, что только ОЭЗ промышленнопроизводственного типа привлекают большинство инвестиций на свои территории и производят основ-

ную массу продукции. Так, объем выручки от продажи произведенных товаров, работ, услуг в 2012 г. составил 25,91 млрд руб. (рис. 1). Остальные особые экономические зоны не смогли добиться таких результатов. Например, объем предоставленных услуг резидентами ОЭЗ туристического типа составил в 2012 г. всего 15 млн руб. [9]. Такая низкая активность, прежде всего, обусловлена незавершенностью объектов инфраструктуры данной зоны.

30 1 25 -20 -15 -10 -5 -0 -

25,91

4,6

3,8

3,5

Ш-

15

0,104

0,012

ППТ

ТВТ

ТРТ

ЛТ

0

□ Объем выручки от продажи товаров, работ, услуг (млрд. руб.)

□ Количество рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ (тыс. ед)

Рис. 1. Показатели функционирования ОЭЗ по их видам в 2012 г. (млн руб.)

При этом следует отметить, что общее количество рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ ППТ нарастающим итогом за период существования ОЭЗ сократилось на 1 159 чел., что обусловлено сокращением штатной численности сотрудников резидента ОЭЗ Республики Татарстан ООО «СОЛЛЕРС-Елабуга» в связи с прекращением деятельности данного резидента ОЭЗ.

На территориях ОЭЗ ТВТ к началу 2013 г. было зарегистрировано 214 резидентов ОЭЗ (81% от плановых значений), из них в 2012 г. зарегистрировано 15 резидентов ОЭЗ (41 % от плановых значений). В 2012 г. 12 резидентов ОЭЗ исключены из реестра резидентов ОЭЗ в связи с расторжением соглашений об осуществлении деятельности, нарастающим итогом по состоянию

1 января 2013 г. - 39 резидентов [9].

На территории ОЭЗ ТВТ за весь период функционирования ОЭЗ создано 3 350 рабочих мест (89 % от плановых значений), из них в 2012 г. - 529 рабочих мест. Объем осуществлен-

ных инвестиций резидентами ОЭЗ ТВТ за 2012 г.

- свыше 4 000 млн руб. (61 % от Планов развития), нарастающим итогом за весь период функционирования ОЭЗ - более 10 200 млн руб. (76 % плановых значений). Объем выручки от продажи товаров, работ, за 2012 г. составил 3 800 млн руб. (нарастающим итогом за период с начала функционирования - 11 151 млн руб.). Объем налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации за 2012 г.составил 1 502 млн руб. (277 % от плановых значений). Объем таможенных платежей, уплаченных резидентами ОЭЗ за год оценки эффективности составил 134 млн руб., нарастающим итогом по состоянию на 1 января 2013 г. -394 млн руб. В 2012 г. на территориях ОЭЗ построены и введены в эксплуатацию 4 объекта инженерной инфраструктуры (14 % от плановых значений).

Всего за период функционирования ОЭЗ резидентами ОЭЗ ТВТ получено 633 результата ин-

теллектуальной деятельности (табл. 2), при этом ционирования ОЭЗ (84 - за 2012 г.), из которых

получено 336 патентов за период с начала функ- внедрено 53 (30 в 2012 г.).

Таблица 2

Количество полученных результатов интеллектуальной деятельности

Наименование ОЭЗ Новые технологии и продукция, созданные на территории ОЭЗ (шт.)

всего по состоянию на 01.01.2013 г. за год оценки эффективности в том числе патенты на территории ОЭЗ (шт.)

Получены Внедрены

всего по состоянию на 01.01.2013 г. за год оценки эффективности всего по состоянию на 01.01.2013 г. за год оценки эффективности

ОЭЗ в г. Санкт-Петербурге 54,0 30,0 24 15 4 3

ОЭЗ в г. Москве 15 7 164 47 3 2

ОЭЗ в Московской области 143 69 34 3 30 19

ОЭЗ в г. Томске 421 93 114 19 16 6

Итого по ТВЗ 633 199 336 84 53 30

По состоянию на 1 января 2013 г. на территориях ОЭЗ ТРЗ зарегистрировано 39 резидентов ОЭЗ (85 % от плановых значений), из них в 2012 г. новых резидентов ОЭЗЗ ТРТ не зарегистрировано. В отчетном периоде 2 резидента ОЭЗ исключены из реестра резидентов ОЭЗ в связи с расторжением соглашений об осуществлении деятельности, нарастающим итогом по состоянию 1 января 2013 г. -

3 резидента ОЭЗ.

На территории ОЭЗ ТРТ за отчетный период создано 7 рабочих мест (1 % от плановых значений), нарастающим итогом за весь период функционирования ОЭЗ - 104 рабочих мест (8 % от плановых значений). Объем осуществленных инвестиций резидентами ОЭЗ ТРТ за 2012 г. -338 млн руб. (5,5 % от плановых значений), нарастающим итогом за весь период функционирования ОЭЗ - более 660 млн руб. (10 % плановых значений). Объем выручки от продажи товаров, работ за 2012 г. составил 15 млн руб. (нарастающим итогом за период с начала функционирования - 50 млн руб.). Объем налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ ТРТ в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации за 2012 г. составил 4,7 млн руб. (2 % от плановых значений). В 2012 г. на территориях ОЭЗ построены и введены в эксплуатацию 6 объектов инженерной инфраструктуры (43 % от плановых значений) [9].

В настоящее время основная часть резидентов ОЭЗ ТРТ находится на стадии строительства собственных гостиничных комплексов на территории ОЭЗ, в связи с чем показатель среднегодовой загрузки номерного фонда туристических

объектов, созданных резидентами ОЭЗ, является незначительным.

На территориях портовых ОЭЗ по состоянию на 1 января 2013 г. зарегистрировано 5 резидентов ОЭЗ (100 % от плановых значений), из них в 2012 г. зарегистрировано 2 резидента ОЭЗ ПТ (100 % от плановых значений).

На территории ОЭЗ ПТ за отчетный период создано 10 рабочих мест (12 % от плановых значений), нарастающим итогом за весь период функционирования ОЭЗ - 12 рабочих мест (8 % от плановых значений). Объем осуществленных инвестиций резидентами ОЭЗ ПТ за 2012 г. -

0,24 млн руб. (0,024 % от плановых значений), нарастающим итогом за весь период функционирования ОЭЗ - 0,24 млн руб. (0,022 % плановых значений). Объем налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ ПТ в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации за 2012 г. составил 0,57 млн руб.

Что касается показателей, отражающих влияние особой экономической зоны на развитие экономики региона, на территории которого она создана, то здесь ситуация следующая (табл. 3).

Наиболее высокие показатели достигнуты по ОЭЗ ППТ в Республике Татарстан и Липецкой области. Вместе с тем, в целом по всем ОЭЗ показатели, отражающие влияние функционирования ОЭЗ на социально-экономическое развитие региона, на территории которого она создана, являются заведомо низкими в связи с тем, что указанные показатели приводятся в сравнении с аналогичными показателями в целом по субъекту Российской Федерации. Так, например, показатели

деятельности резидентов ОЭЗ ТВТ в г. Дубне Московской области приводятся в сравнении с аналогичными показателями в целом по Московской области, включающей в себя большое количество территориальных образований. В объем налогов, уплаченных налогоплательщиками, зарегистрированными в субъекте Российской Федерации, на

территории которого создана ОЭЗ, включены все налоги, поступившие как от юридических лиц субъекта, так и все налоги, уплаченные физическими лицами данного субъекта, тогда как показатель уплаченных налогов резидентами ОЭЗ представлен с учетом предоставления налоговых преференций резидентам ОЭЗ.

Таблица 3

Показатели, отражающие влияние особой экономической зоны на развитие экономики региона,

на территории которого она создана

ОЭЗ Отношение количества рабочих мест, созданных на территории особой экономической зоны к численности трудоспособного населения муниципального образования, на территории которого расположена ОЭЗ Уд. вес выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг в объеме ВРП субъекта РФ, % Уд. вес объема налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации , в объеме налогов, уплаченных в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации налогоплательщиками, зарегистрированными в субъекте Российской Федерации, на территории которого создана ОЭЗ

ОЭЗ в Алтайском крае 0,25 0,004 0,005

ОЭЗ в г. Москве 0,58 0,01 0,01

ОЭЗ в г. Санкт-Петербурге 0,11 0,04 0,2

ОЭЗ в г. Томске 0,41 0,39 0,16

ОЭЗ В Липецкой области 4,64 1,6 1,5

ОЭЗ в Московской области 0,28 0,01 0,02

ОЭЗ в Республике Алтай 0,32 0 0,01

ОЭЗ в Республике Бурятия 0,53 0 0,01

ОЭЗ в Республике Татарстан 4,74 1,4 0,3

ОЭЗ в Самарской области 0,08 0,1 0

ОЭЗ в Свердловская обл. 0,02 0 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОЭЗ в Ульяновской области 0,002 0 0

ОЭЗ в Хабаровском крае 0 0 0

ОЭЗ ТРЗ в Иркутской области 0,01 0 0

2 этап - ранжирование особых экономических зон в зависимости от их типа и выстраивание итогового рейтинга на основе критерия «результативность функционирования - вклад в развитие экономики региона».

Ранжирование проводилось следующим образом: чем выше уровень показателя, характеризующего результаты функционирования ОЭЗ в регионе, тем выше устанавливался ранг (1 - максимальный). Аналогично осуществлялось ранжирование и для показателей, отражающих влияние ОЭЗ на развитие экономики региона.

В результате применения экономико-статистических методов исследования был получен следующий итоговый рейтинг ОЭЗ на основе крите-

рия «результативность функционирования -вклад в развитие экономики региона» (табл. 4).

3 этап - группировка ОЭЗ в соответствии с установленным критерием.

Применение экономико-статистических методов анализа позволило сгруппировать особые экономические зоны, функционирующие в России, на четыре группы (табл. 5):

1 тип - результативно функционирующие ОЭЗ со значительным вкладом в развитие экономики региона (ОЭЗ в Татарстане и Липецкой области);

2 тип - ОЭЗ со средней результативностью и незначительным вкладом в развитие экономики региона (ОЭЗ в г. Томске, г. Москве, г. Санкт-Петербурге и Московской области);

3 тип - ОЭЗ с низкими уровнями результативности и вклада в развитие экономики региона (ОЭЗ в Республике Бурятия, Алтайском крае, Республике Алтай и Самарской области);

Рейтинг особых экономических зон р

4 тип - нерезультативные ОЭЗ, не привносящие в развитие экономики региона (ОЭЗ в Хабаровском крае, Свердловской, Ульяновской и Иркутской областях).

Таблица 4

іов РФ по состоянию на 01.01.2013 г.1

место ОЭЗ Рейтинг по результативности функционирования ОЭЗ место ОЭЗ Рейтинг по вкладу в развитие региона, на территории которого расположена ОЭЗ

1 ОЭЗ в Республике Татарстан 1,5 1 ОЭЗ в Липецкой области 1,33

2 ОЭЗ в Липецкой области 3,125 2 ОЭЗ в Республике Татарстан 1,67

3 ОЭЗ в г. Томске 3,875 3 ОЭЗ в г. Томске 4

4 ОЭЗ в г. Москве 4,125 4 ОЭЗ в г. Москве 5

5 ОЭЗ в г. Санкт-Петербурге 4,25 5 ОЭЗ в г. Санкт-Петербурге 5,67

6 ОЭЗ в Московской области 4,875 6 ОЭЗ в Московской области 6

7 ОЭЗ в Алтайском крае 7 6 ОЭЗ в Республике Бурятия 6

8 ОЭЗ в Самарской области 7,75 7 ОЭЗ в Республике Алтай 6,67

9 ОЭЗ в Республике Бурятия 7,875 8 ОЭЗ в Алтайском крае 7,33

10 ОЭЗ в Республике Алтай 8,375 8 ОЭЗ в Самарской области 7,33

11 ОЭЗ в Ульяновской области 9,875 8 ОЭЗ в Хабаровском крае 7,33

12 ОЭЗ в Свердловская области 10,125 9 ОЭЗ в Свердловская обл. 9

13 ОЭЗ ТРЗ в Иркутской области 10,25 10 ОЭЗ ТРЗ в Иркутской области 9,33

14 ОЭЗ в Хабаровском крае 11,25 11 ОЭЗ в Ульяновской области 9,67

Таблица 5

Группировка ОЭЗ регионов РФ по критерию «результативность функционирования - вклад

в развитие экономики региона»

Диапазон рейтинга Группа ОЭЗ Тип ОЭЗ

до 3,64 результативно функционирующая ОЭЗ со значительным вкладом в развитие экономики региона ОЭЗ в Республике Татарстан ОЭЗ в Липецкой области ППТ ППТ

от 3,65 до 5,69 ОЭЗ со средней результативностью и незначительным вкладом в развитие экономики региона ОЭЗ в г. Томске ОЭЗ в г. Москве ОЭЗ в г. Санкт-Петербурге ОЭЗ в Московской области ТВТ ТВТ ТВТ ТВТ

от 5,7 до 7,74 ОЭЗ с низкими уровнями результативности и вклада в развитие экономики региона ОЭЗ в Республике Бурятия ОЭЗ в Алтайском крае ОЭЗ в Республике Алтай ОЭЗ в Самарской области ТРТ ТРТ ТРТ ППТ

свыше 7,74 нерезультативные ОЭЗ, не привносящие вклада в развитие экономики региона ОЭЗ в Хабаровском крае ОЭЗ в Свердловской области ОЭЗ в Ульяновской области ОЭЗ ТРЗ в Иркутской области ЛТ ППТ ЛТ ТРТ

1 Из расчетов исключены ОЭЗ туристко-рекреационного типа, созданные на территории Северного Кавказа, Краснодарского края и Республики Адыгея, перешедшие под управление в туристический кластер, ОЭЗ промышленно-производственного типа, созданные в 2012 г. в Калужской и Псковской областях, а также ОЭЗ технико-внедренческого типа, созданная в Республике Татарстан.

Как видно из таблицы 5, наиболее результативно функционирующими особыми экономическими зонами являются ОЭЗ промышленно -производственного типа, а менее результативными - туристского и логистического.

В заключение необходимо отметить, что данная методика может выступать методическим обеспечением процесса принятия соответствующих обоснованных решений органами управления особыми экономическими зонами и региональными органами власти.

Литература

1. Капустина Е.С. Оценка эффективности функционирования особых экономических зон в России // Российское предпринимательство. 2011. № 6 (1). С. 168-173.

2. Московцев В. В., Московцева Л. В. Особые экономические зоны: теория и практика // Инновационный Вестник Регион. 2008. № 4. С. 2-7.

3. О включении особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Ставропольского края в состав туристического кластера, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 833: постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1434. URL: http://www.garant.ru

4. О досрочном прекращении существования особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Зеленоградского района Калининградской области: постановление Правительства РФ от 18 декабря 2012 г. № 1330. URL: http:// www.garant.ru

5. О создании на территориях Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан особой экономической зоны техниковнедренческого типа: постановление Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. № 1131. URL: http:// www.garant.ru

6. О создании на территории муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» Калужской области особой экономической зоны про-

мышленно-производственного типа: постановление

Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 1450. иКЬ: http://www.garant.ru.

7. О создании на территории Псковского района

Псковской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа: постановление

Правительства РФ от 19 июля 2012 г. № 729. иКЬ: http://www.garant.ru

8. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ. иКЬ: http://www.garant.ru

9. иКЬ: www.russez.ru

10. иКЬ: http://www.economy.gov.ru

* * *

TECHNIQUE OF THE ASSESSMENT OF PRODUCTIVITY OF FUNCTIONING OF SPECIAL ECONOMIC ZONES

V. I. Menshchikova, I. V. Peredkova

In article the technique of an assessment of productivity of functioning of the special economic zones (SEZ), including: selection of set of the indicators characterizing results of functioning of a special economic zone, and also the indicators reflecting influence of a special economic zone on development of economy of the region in which territory it is created; ranging of special economic zones and forming of a total rating on the basis of criterion «productivity of functioning - a contribution to development of economy of the region»; SEZ group according to the established criterion is offered. The following typology of special economic zones by criterion «productivity of functioning - a contribution to development of economy of the region» is proved: productively functioning SEZ with the significant contribution to development of economy of the region, SEZ with average productivity and an insignificant contribution to development of economy of the region, SEZ with low levels of productivity and a contribution to development of economy of the region, not productive SEZ which aren't introducing a contribution to development of economy of the region.

Key words: special economic zone, technique of assessment of productivity, region economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.