УДК 338.242
Фатихова Лариса Энгельсовна
кандидат экономических наук, доцент Набережночелнинского института (филиала) Казанского (Приволжского) федерального университета
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РАМКАХ ВТО ПРОМЫШЛЕННОПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОЭЗ РОССИИ
Fatikhova Larisa Engelsovna
PhD in Economics, Assistant Professor, Naberezhnye Chelny Institute (branch) of Kazan (Volga Region) Federal University
INTERMEDIATE PERFORMANCE RESULTS AND PROSPECTS OF FUTURE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL SPECIAL ECONOMIC ZONES OF RUSSIA IN TERMS OF ACCESSION TO THE WTO
Аннотация:
Статья посвящена анализу деятельности и оценке перспектив развития промышленно-производственных особых экономических зон в рамках участия России в ВТО. На основе изучения отечественного опыта создания и функционирования промышленно-производственных зон сделан вывод о том, что именно этот тип ОЭЗ является наиболее перспективным в ближайшее время на территории России. При этом учитывается фактор вступления страны в ВТО, что может повлиять на отдельные элементы льготного режима ОЭЗ.
Ключевые слова:
промышленно-производственная зона, особая экономическая зона, инвестиционный процесс, инфраструктура ОЭЗ, инновационно-промышленный центр, ВТО, льготный режим.
Summary:
This research examines the performance of the Russian industrial Special Economic Zones (SEZ) after the accession to the World Trade Organization. The article uses the retrospective analysis of implementing the SEZ and full comparative analysis of the efficiency of industrial SEZ. The author infers that this particular type of SEZ is the most prospective in the short-term development conditions of Russia. Besides, the author gives a detailed analysis of how the accession to the WTO influences the special conditions of the Special Economic Zones mechanism.
Keywords:
industrial special economic zones, special economic zones, investment process, SEZ infrastructure, innovation and industry centre, WTO, preferential tax treatment.
Формирование и развитие особых экономических зон (ОЭЗ) началось в России с принятием в 2005 г. Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (№ 116-ФЗ). Особые экономические зоны (ОЭЗ) - это масштабный федеральный проект, направленный на развитие регионов путем привлечения прямых российских и иностранных инвестиций. Они призваны стать мощными точками роста экономики в нескольких ключевых сферах: промышленности, логистике, инновациях и туризме.
Однако сегодня многие указывают, что они не в полной мере оправдывают надежды. Большинству их них не удалось выйти на те уровни привлечения инвестиций, которые планировались. Сегодня жизнь требует совершенствования нормативно-правовой основы ОЭЗ, а также пересмотра других механизмов, от которых зависит эффективность работы инвесторов.
В последнее время вновь оживилась разработка путей развития ОЭЗ. Осмысливается практика их функционирования, разрабатываются новые варианты концепций законопроектов о территориальных образованиях с особыми экономическими условиями функционирования (как в целом, так и применительно к конкретным особым экономическим зонам) [1].
Промышленно-производственные зоны (ППЗ) на данный момент являются наиболее успешными типом ОЭЗ. Они расположены в наиболее развитых с экономической точки зрения регионах России. Для них характерно преобладание промышленных предприятий, а также наличие разветвленной транспортной инфраструктуры, богатых природных ресурсов и квалифицированной рабочей силы.
В настоящее время на территории Российской Федерации зарегистрировано 6 особых экономических зон промышленно-производственного типа: «Липецк» (Липецкая область), «Алабуга» (Республика Татарстан), «Тольятти» (Самарская область), «Титановая долина» (Свердловская область), «Моглино» (Псковская области) и «Людиново» (Калужская область).
Прошедшие восемь лет функционирования ППЗ позволяют подвести первые итоги их работы. Этот период был непростым: создавалась нормативно-правовая база, формировалась система управления ОЭЗ; отрабатывались механизмы привлечения резидентов; создавалась инфраструктура.
Как показывает практика, формирование и развитие ППЗ идет противоречиво. С одной стороны, строится инфраструктура, увеличивается количество резидентов, растут экономические показатели [2]. С другой - эффективность освоения выделенных средств, а также деятельности резидентов остается низкой. Застройка свободных площадей ППЗ идет медленно, прирост числа резидентов заметно отстает от намеченных планов (таблица 1).
Таблица 1 - Характеристика освоения территорий ППЗ, по состоянию на 01.11.2013 г.
ППЗ Площадь, га Число резидентов
отведенная освоенная запланировано зарегистрировано
всего в т. ч. в 2013 г.
«Липецк» 1024 624 45 29 6
«Алабуга» 1997,34 1000 120 36 3
«Тольятти» 660 278 н/д 13 6
«Титановая долина» 584 н/д 60 4 2
«Моглино» 215 н/д н/д 1 1
«Людиново» 316 н/д 22 - -
Всего 4796 1902 н/д 83 18
Источник: Информация Минэкономразвития о земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности, расположенных в границах ОЭЗ и не сданных в аренду (economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/main/zone01/; oao-oez.ru/).
К настоящему времени во всех шести ППЗ России осуществляют производственную деятельность 83 частных компании. Прирост их числа в 2013 г. составил 18 компаний.
Рассмотрим инвестиционные процессы в этих зонах. Инженерная, транспортная, таможенная и иная инфраструктура ППЗ создается за счет средств бюджетов всех уровней. Резидентам предоставляется земельный участок необходимой площади, к которому подводятся инженерные коммуникации (тепло, электричество, газ, вода и т. д.). Это позволяет частным компаниям - операторам ППЗ существенно снижать издержки на создание новых предприятий. В то же время государство недостаточно финансирует проекты по созданию инфраструктуры ППЗ, а выделенные средства плохо осваиваются (таблица 2).
Таблица 2 - Инвестиционный процесс в инфраструктуру ППЗ
(государственные инвестиции), млрд руб., по состоянию на 01.11.2013 г.
ППЗ Запланированные инвестиции Реализованные инвестиции
«Липецк» 17,9 7,6
«Алабуга» 36,4 18,7
«Тольятти» 8,0 1,4
«Титановая долина» 16,5 н/д
«Моглино» 3,2 н/д
«Людиново» 3,2 н/д
Всего 85,2 27,7
Источник: economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/main/zone01/indexres
По данным ОАО «Особые экономические зоны», в 2013 г. подтвердили свою эффективность одни из первых созданных ОЭЗ ППТ «Алабуга» в Республике Татарстан и ОЭЗ ППТ «Липецк» в Липецкой области. За прошедший год в них удалось привлечь порядка 30 млрд рублей инвестиций зарубежных компаний и будет создано более 6 тыс. рабочих мест [3].
В связи с эффективным развитием и отсутствием свободных площадей Минэкономразвития России совместно с субъектами Российской Федерации и управляющими компаниями проработан вопрос расширения указанных ОЭЗ. ОЭЗ ППТ «Алабуга» увеличена на 22,6 га, где планируется строительство железнодорожных путей, а в состав ОЭЗ ППТ «Липецк» рассматривается возможность включение площадки в Елецком муниципальном районе площадью 1273,83 га. Продолжают активно развиваться недавно созданные ОЭЗ, находящиеся в стадии обустройства инфраструктуры, такие как ППЗ «Титановая долина» в Свердловской области, «Тольятти» в Самарской области и «Моглино» в Псковской области. За прошедший год в них удалось привлечь зарубежных инвестиций порядка 13 млрд руб. и планируется создание около 2 тыс. рабочих мест.
«Молодость» российских промышленно-производственных ОЭЗ не дает возможности провести объективную оценку деятельности и достаточности их количества в Российской Федерации. Некоторые созданные зоны фактически еще не функционируют либо функционируют на малую мощность из-за недостатка резидентов.
Каждый случай очень индивидуален - имеют значение и тип ОЭЗ, и ее масштаб, и расположение, и многие другие факторы. Налоговые и финансовые льготы сами по себе не являются
достаточным условием успешного функционирования ОЭЗ. Все ОЭЗ обладают «инкубационным периодом» - как правило, это от пяти до десяти лет с момента создания. В течение этого времени создается «критическая масса» - подготовленные площадки со специальной инфраструктурой, промышленной либо инновационной. Реальный экономический эффект ОЭЗ, ощутимый в масштабах страны, становится заметен лишь через 10-15 лет. Мировой опыт показывает, что период возврата денежных средств по промышленно-производственным особым экономическим зонам составляет не менее семи-восьми лет.
Таким образом, наиболее эффективными, с точки зрения привлечения резидентов и скорости выхода на проектную мощность, в России являются ОЭЗ промышленно-производственного типа. Исходя из практики функционирования ОЭЗ в России, именно в зоны этого типа удается привлечь крупнейших инвесторов, в том числе международных. Кроме того, в данных зонах сосредоточено наибольшее количество резидентов и наблюдается высокая загрузка мощностей. Сравнительно небольшое количество промышленно-производственных зон в совокупности с их высокой эффективностью позволяет утверждать, что именно этот тип ОЭЗ является наиболее перспективным направлением на ближайшее время.
Перспективы развития промышленно-производственных ОЭЗ России будут связаны и со вступлением России в ВТО. В рамках участников ВТО в России ОЭЗ будут создаваться и функционировать в соответствии с требованиями данной организации. Хотя в соглашениях ВТО отсутствуют прямые указания на действующие в ОЭЗ системы льгот и стимулов, эксперты признают, что соглашения ВТО делают многие льготы и стимулы нелегитимными и запрещенными для использования. Целый ряд преференций, которые традиционно предоставляются резидентам ОЭЗ, полностью или частично попадают в список запрещенных или «спорных» мер поддержки [4].
Проблема в том, что сегодня при вывозе иностранных и российских товаров (продуктов их переработки), помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, за пределы ОЭЗ ввозные таможенные пошлины не взимаются, а вывозные - подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта. Если иностранные товары ввозятся резидентом ОЭЗ на территорию особой экономической зоны и на них распространяется режим свободной таможенной зоны, ввозная пошлина и НДС не уплачиваются.
Таможенные ставки на экспортные товары стран-участниц ВТО в России должны быть существенно снижены, а в ряде случаев РФ обязуется снизить до нуля равными ежегодными долями ставки таможенных пошлин на определенные товары в течение трех лет после присоединения к ВТО. При экспорте российских товаров такие же положения действуют и для России.
К числу запрещенных могут быть отнесены также льготные тарифы на коммунальные услуги и льготы по арендным платежам. С режимами ВТО не согласуются и любые виды регулирования, которые обеспечивают действующим в ОЭЗ фирмам преференции при закупке и использовании сырья, деталей, комплектующих и оборудования местного производства.
Таким образом, действующий сегодня статус ОЭЗ противоречит требованиям ВТО, так как нарушается принцип равноправия сторон, принятый странами-участницами. В деловом сообществе идут разговоры о полном расформировании особых зон или полном их перерождении в новые формы в рамках ВТО. Возможно, особые экономические зоны в РФ будут модернизированы юридически и станут инновационно-промышленными центрами развития (типа «Сколково»). В скором времени ОЭЗ приведут в юридическое соответствие с требованиями ВТО, а также теми изменениями, которые были внесены в федеральные законы РФ в последнее время.
Исходя из результатов проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что российские промышленно-производственные особые зоны имеют большой потенциал. Дальнейшее их развитие связано с условиями функционирования уже в рамках ВТО. Главное - определить справедливые и выгодные для всех участников правила игры.
Ссылки:
1. Государственно-частное партнерство: теория, методология и практика / науч. ред. А.Г. Зельднер. М., 2011. 209 с.
2. Там же.
3. Фатихова Л.Э., Ахмадеева О.А. Роль ОЭЗ в кластерном развитии региона (на примере Республики Татарстан) // Теория и практика общественного развития. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://www.teoria-practica.ru/-5-2014/economics/fatikhova-akhmadeeva.pdf (дата обращения 27.04.2014).
4. Условия присоединения России к ВТО [Электронный ресурс] 11Р1_: http://wto.wtcmoscow.ru/about_wto/wto/russia_com-mitments/ (дата обращения 25.04.2014).