Научная статья на тему 'Проблемы инвестиционной привлекательности особых экономических зон регионов России'

Проблемы инвестиционной привлекательности особых экономических зон регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1320
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / РЕГИОНЫ РОСИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SPECIAL ECONOMIC ZONES / EVALUATION / REGIONS OF RUSSIA / INVESTMENT ATTRACTION / REGIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиев Магомедрасул Магомедович, Абакарова Рабият Шамсулвараевна

Инвестиции в создание и развитие особых экономических зон имеют важное значение как для социально-экономического развития страны в целом, так и для субъектов РФ. Важным фактором для экономического роста и развития особых экономических зон является повышение объема инвестиций и их экономической эффективности как инструмента формирования и развития инновационной экономики. Не менее актуальной является проблема создания эффективного механизма реализации взвешенной и последовательной государственной политики по привлечению инвестиций в особые экономические зоны. Исследуются проблемы инвестиционной привлекательности особых экономических зон регионов России. Рассмотрены новые подходы к осуществлению региональной политики инновационного развития региона. Отмечается необходимость совершенствования региональной политики за счет стимулирования регионов к самостоятельному получению доходов и повышению уровня социально-экономического развития. Анализируется проблема передачи полномочий по управлению особыми экономическими зонами на региональный уровень. Рассматриваются особенности деятельности особых экономических зон различных типов. Проведен анализ привлечения инвестиций в особые экономические зоны с учетом особенностей российского федерализма. Описан опыт привлечения инвесторов в особые экономические зоны Российской Федерации, отмечена важность создания особой экономической зоны для решения задачи формирования туристско-рекреационного кластера. Результат исследования – комплексное рассмотрение особых экономических зон как особого механизма, способствующего повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности всего государства и его отдельных отраслевых институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of investment appeal of special economic zones in russian regions

Investments into the creation and development of special economic zones are important for socio-economic development of the country as a whole, and for the subjects of the Russian Federation. An important factor for economic growth and development of special economic zones is to increase the volume of investments and improve their cost-effectiveness, as an instrument of formation and development of innovative economy. No less urgent is the problem of establishing an effective mechanism for the implementation of a balanced and consistent government policy to attract investments to the special economic zones. The article investigates the problem of investment attractiveness of the special economic zones of the Russian Federation. The article deals with new approaches to the implementation of regional policy and innovative development of the region. It noted the need to improve regional policy by encouraging regions to generate independent income and improv the socio-economic development. The problem of the transfer of authority for management of special economic zones at the regional level has been considered. The features of activity of special economic zones of various types have been described. The authors also analyzed the attraction of investments in special economic zones, taking into account the peculiarities of the Russian federalism. The experience of attracting investors to special economic zones of Russia has positive and negative examples. In particular, we highlighted the importance of creating a special economic zone for the solution of the problem of the formation of the tourist-recreational cluster. The result of the study was a comprehensive review of special economic zones as a special mechanism for improving the investment attractiveness and competitiveness of the entire country and its individual sectoral institutions.

Текст научной работы на тему «Проблемы инвестиционной привлекательности особых экономических зон регионов России»

Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. Том 10, № 1, 2017

УДК 330.322

DOI: 10.18721/JE.10110

М.М. Гаджиев, Р.Ш. Абакарова

ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РЕГИОНОВ РОССИИ

Инвестиции в создание и развитие особых экономических зон имеют важное значение как для социально-экономического развития страны в целом, так и для субъектов РФ. Важным фактором для экономического роста и развития особых экономических зон является повышение объема инвестиций и их экономической эффективности как инструмента формирования и развития инновационной экономики. Не менее актуальной является проблема создания эффективного механизма реализации взвешенной и последовательной государственной политики по привлечению инвестиций в особые экономические зоны. Исследуются проблемы инвестиционной привлекательности особых экономических зон регионов России. Рассмотрены новые подходы к осуществлению региональной политики инновационного развития региона. Отмечается необходимость совершенствования региональной политики за счет стимулирования регионов к самостоятельному получению доходов и повышению уровня социально-экономического развития. Анализируется проблема передачи полномочий по управлению особыми экономическими зонами на региональный уровень. Рассматриваются особенности деятельности особых экономических зон различных типов. Проведен анализ привлечения инвестиций в особые экономические зоны с учетом особенностей российского федерализма. Описан опыт привлечения инвесторов в особые экономические зоны Российской Федерации, отмечена важность создания особой экономической зоны для решения задачи формирования туристско-рекреационного кластера. Результат исследования — комплексное рассмотрение особых экономических зон как особого механизма, способствующего повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности всего государства и его отдельных отраслевых институтов.

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ; ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ; РЕГИОНЫ РОССИИ; ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ; РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.

M.M. Gadzhiev, R.Sh. Abakarova

PROBLEMS OF INVESTMENT APPEAL OF SPECIAL ECONOMIC ZONES IN RUSSIAN REGIONS

Investments into the creation and development of special economic zones are important for socio-economic development of the country as a whole, and for the subjects of the Russian Federation. An important factor for economic growth and development of special economic zones is to increase the volume of investments and improve their cost-effectiveness, as an instrument of formation and development of innovative economy. No less urgent is the problem of establishing an effective mechanism for the implementation of a balanced and consistent government policy to attract investments to the special economic zones. The article investigates the problem of investment attractiveness of the special economic zones of the Russian Federation. The article deals with new approaches to the implementation of regional policy and innovative development of the region. It noted the need to improve regional policy by encouraging regions to generate independent income and improv the socio-economic development. The problem of the transfer of authority for management of special economic zones at the regional level has been considered. The features of activity of special economic zones of various types have been described. The authors also analyzed the attraction of investments in special economic zones, taking into account the peculiarities of the Russian federalism. The experience of attracting investors to special economic zones of Russia has positive and negative examples. In particular, we highlighted the importance of creating a special economic zone for the solution of the problem of the formation of the tourist-recreational cluster. The result of the study was a comprehensive review of special economic zones as a special mechanism for improving the investment attractiveness and competitiveness of the entire country and its individual sectoral institutions.

SPECIAL ECONOMIC ZONES; EVALUATION; REGIONS OF RUSSIA; INVESTMENT ATTRACTION; REGIONAL POLICY.

Введение. Анализ привлечения инвестиций в особые экономические зоны необходимо проводить с учетом особенностей российского федерализма. По мнению участников научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации предпринимаемые Правительством РФ меры по повышению жизненного уровня регионов в целом не эффективны. Соблюдение принципов федерализма предполагает для регионов возможность обеспечения жителей определенным уровнем доходов, предоставления высокого уровня социальных услуг, в том числе образования и здравоохранения. Но относительно высокий (по сравнению с остальными регионами) уровень жизни наблюдается сегодня в ограниченном количестве субъектов РФ [13, 16, 30].

Согласно данным Счетной палаты в период 2011—2016 гг. число регионов с профицитом бюджета снизилось в три раза, государственный долг регионов возрос на 1,1 трлн р. (до 2,3 трлн р.). Наблюдаемое в последние годы исполнение бюджетов субъектами с дефицитом средств привело к проблемам в исполнении социальных обязательств [18].

Достаточно долго проводилась политика выравнивания бюджетов регионов за счет перераспределения средства федерального бюджета, однако до настоящего времени подавляющее большинство субъектов РФ убыточны, что требует разработки новых подходов к осуществлению региональной политики. За пять лет действия программы по сокращению различий социально-экономического развития регионов уровень межрегиональной дифференциации возрос. Согласно данным Росстата максимальный уровень валового регионального продукта (ВРП) на душу населения в 2001 г. в 17 раз превосходил минимальный. Такой же показатель в 2014 г. показал значение уже в 41 раз.

Цель исследования заключается в необходимости проведения анализа существующих проблем инвестиционной привлекательности особых экономических зон регионов Российской Федерации для дальнейшей разработки предложений по совершенствованию формирования благоприятного инвестиционного климата и привлечению инвестиционных ресурсов в создание и развитие ОЭЗ в России, а также предложений по совершенствованию

привлекательности ОЭЗ в условиях формирования в стране инновационной экономики.

Существующая система региональной политики и централизация доходно-расходных операций бюджета на федеральном уровне приводит к снижению мотивации региональных властей в развитии территорий. Необходимо совершенствовать региональную политику за счет стимулирования регионов к самостоятельному получению доходов и повышению уровня социально-экономического развития. Инструменты, предлагаемые Министерством экономического развития РФ (особые экономические зоны, территории опережающего развития, технопарки и др.), являются недостаточно эффективными и не решают проблем регионов [15, 18].

В рамках федеральной адресной инвестиционной программы в 2015 г. было исполнено только 93,3 % от запланированного, в том числе в региональном сегменте — на 89,8 %. По отдельным объектам исполнение программы составило на федеральном уровне лишь 50 %, региональном — на 25 %.

В последние годы федеральным центром передано регионам 117 полномочий, для исполнения которых недостаточно регионального финансирования. Социально-экономическое состояние регионов не позволяет говорить о том, что данные средства, полученные в рамках перераспределения от Министерства финансов, были эффективно расходованы.

Методика и результаты исследования. Мы разделяем существующее мнение, что для более эффективного финансирования региональных бюджетов необходимо обеспечить субъекты РФ постоянными источниками финансирования, что позволит более обоснованно планировать поступления средств в местные бюджеты.

По результатам отчета Счетной палаты сделан вывод, что несогласованность решений управленцев ОЭЗ привела к неэффективному использованию средств федерального бюджета [9]. Первые особые экономические зоны созданы в 2005 г., основной целью было объявлено привлечение внутренних и внешних инвестиций, прежде всего, в высокотехнологичные производства, формирование импортозамещающего производства, туризма и судостроения.

Расходы инвесторов при осуществлении деятельности в ОЭЗ были на 30 % меньше среднероссийских показателей. За 10 лет деятельности в особых экономических зонах осуществляли деятельность более 400 инвесторов, в том числе около 80 — представители 29 стран. Резидентам зон было предоставлено более 22,6 млрд таможенных и налоговых льгот [6, 23].

На начало 2016 г. в регионах существовало 33 зоны (9 промышленно-производственного типа, 6 технико-внедренческого типа, 15 ту-ристско-рекреационного типа и 3 портовые зоны). В августе 2014 г. было предложено закрыть две ОЭЗ, в которых за три предыдущих года не появилось ни одного инвестора. По результатам последней проверки Счетной палаты президент поручил закрыть 10 неэффективных, приостановить формирование новых и разработать единую стратегию развития ОЭЗ, о необходимости которой речь ведется несколько лет. Все действующие в настоящее время особые экономические зоны должны будут переданы регионам [9].

Большинство зон, рекомендуемых к закрытию, являются туристско-рекреацион-ными. Данное направление оказалось наименее проработанным, что привело к внутренней конкуренции и распылению ресурсов между ними без достаточной проработки перспектив привлечения инвесторов, что широко представлено в современной экономической литературе [7, 21, 22, 30].

В настоящее время Министерство экономического развития РФ работает над передачей регионам полномочий по управлению ОЭЗ. Это требует подготовки изменений в Федеральном законе «Об особых экономических зонах в РФ», которые будут направлены на создание нового порядка формирования и функционирования ОЭЗ.

До 1 октября 2016 г. Министерство экономического развития РФ обязалось провести оценку эффективности всех российских экономических зон, эффективности деятельности всех участников (от управляющей компании до резидентов). Особое внимание уделяется показателям рентабельности, а также соотношению частных и государственных инвестиций [26, 27].

Кроме того, министерство ввело обязательную финансовую ответственность регио-

нов за деятельность особых экономических зон, расположенных на их территории. По результатам анализа деятельности ОЭЗ сделан вывод, что основными факторами успеха особых зон служат высокая квалификация менеджеров и заинтересованность региональных властей в реализации проектов [19, 30].

По данным МЭР в рамках закона об ОЭЗ на территории России создано 34 зоны четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, портовые и турист-ско-рекреационные. В них зарегистрировано более 450 резидентов, из которых порядка 80 — иностранные инвесторы [12, 17].

Опыт привлечения инвесторов в особые экономические зоны в России насчитывает достаточное количество как позитивных, так и негативных примеров.

Удачным примером грамотного управления инвестиционной привлекательностью региона может служить Ульяновская область, где в рамках 13 инвестиционных проектов за семь месяцев 2016 г. привлечено свыше 110 млрд р., что позволяет сформировать дополнительные 4400 рабочих мест для жителей региона. В период 2005—2015 гг. в регион привлечено свыше 800 млрд р., при этом объем инвестиций в основной капитал предприятий возрос более чем в 2,5 раза. Значимую роль в реализации инвестиционных проектов сыграла и ОЭЗ «Ульяновск» [11].

Эффективность инвестиционной деятельности в немалой степени обеспечивается наличием специально разработанной для региона инвестиционной стратегией, сформированной правительством области совместно с инвестиционной компанией «Делойт». Основным направлением развития инвестиционной политики области является привлечение инвестиционных средств в инновационные и прорывные технологии в рамках Национальной технологической инициативы. Инвестиционная деятельность будет направлена на формирование территории с особым инновационным и инвестиционным климатом «Технокампус», предполагающей высокую концентрацию площадок для разработок и исследований. Кроме высокотехнологичных направлений будут реализованы проекты в сферах транспорта, альтернативной энергетики, здоровья и медицины. Для повышения эффективности инвестиционной деятельно-

сти планируется разработка пяти новых индустриальных парков [11].

ОЭЗ в г. Томске — технико-внедренческая зона, где в настоящее время осуществляют деятельность 64 резидента. Основными направлениями деятельности резидентов являются информационные технологии и производство электроники, нанотехнологии и разработка новых материалов, медицинские и биотехнологии, а также ресурсосберегающие технологии. Кроме того, осуществляется строительство экспоцентра и инжинирингового центра.

По результатам первого полугодия 2016 г. резидентами зоны инвестировано 1,2 млрд р. (на 45 % больше показателей прошлого периода), создано свыше 200 рабочих мест. За 10 лет работы особой экономической зоны произведено продукции более чем на 10 млрд р. (в том числе на 1 млрд за последнее полугодие). За время существования зоны резидентами зоны уплачено более 1,6 млрд р. налоговых платежей. Преимуществом является то, что вся произведенная продукция основана на собственных разработках резидентов зоны и поставляется в 158 стран мира [20].

ОЭЗ в Калининградской области имеет особый статус и регулируется специальным Федеральным законом 2006 г. «Об особой экономической зоне в Калининградской области...» [1]. За прошедший период (2006— 2016 гг.) резидентами зоны стали 107 предприятий, которые вложили в качестве инвестиций более 93 млрд р.

В 2015 г. резидентами ОЭЗ стали восемь компаний с общим объемом инвестиций в 5,5 млрд р. В марте 2016 г. подписан закон, снижающий минимальный необходимый размер инвестиций для получения статуса резидента зоны с 150 до 50 млн р. при осуществлении деятельности в туристско-рекреационной деятельности, обрабатывающих производствах, в сфере рыболовства, рыбоводства и сельского хозяйства [2].

В связи с данными изменениями общий объем инвестиций в ОЭЗ в 2016 г. снизился (по сравнению с 2015 г.) и составил 2,3 млрд р., несмотря на рост количества новых резидентов. Из 10 новых компаний шесть получили статус резидента после снижения инвестиционного порога [25]. Сферой интересов новых резидентов стали полиграфическое производство, пищевое производство, туризм,

производство мебели. Половина новых проектов реализуются компаниями, которые уже осуществляют деятельность в регионе.

ОЭЗ «Долина Алтая» создана в 2007 г., строительство началось в 2009 г. Основой проекта для развития туристско-рекреацион-ной зоны должно было стать искусственное озеро площадью 51 га и глубиной 5 м, на берегу и островах которого планировалось строительство отелей, пляжей, клубов с ежегодной пропускной способностью 120 тыс. чел. До настоящего времени озеро не заполнено из-за комплекса проблем, при этом затраты составили уже более 1 млрд р., общие затраты составили 2,8 млрд р. федерального финансирования и 1,4 млрд р. — регионального, 520 млн р. потратит «Газпром» на строительство газопровода. Планируемые инвестиции в целом составляют 9,7 млрд р., в том числе 5,9 млрд р. из федерального бюджета, 3,2 млрд р. — из регионального. Сумма частных инвестиций должна составить 10 млрд р. [5].

В целом создание особой экономической зоны должно было решить задачу формирования туристско-рекреационного кластера и увеличить поток организованных туристов (значительно количество самостоятельных туристов негативно отражается на состоянии окружающей среды). Руководство Республики Алтай в настоящее время осуществляет проверку документов и оформляет полномочия по управлению ОЭЗ.

ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае можно считать наиболее успешной из всех туристско-рекреационных зон России. С 2007 г. общее количество посетителей составило более 2,5 млн чел. В 2015 г. наблюдалось 440 тыс., за полгода 2016 г. — 120 тыс. чел.

Зона включает 21 объект 17 резидентов с общим объемом частных инвестиций свыше 800 млн р. Формирование зоны происходило в рамках совместной работы региона и федерального центра за счет финансирования со стороны обеих сторон. Со стороны региона все необходимые работы выполнены в полном объеме и в установленные сроки, включая передачу средств и объектов в уставный капитал акционерного дочернего общества «ОЭЗ» и формирования инфраструктуры. Кроме предусмотренных соглашением работ, выполнены строительство газопровода и ЛЭП за счет соглашений с «Газпромом» и нацио-

нальной электросетевой компанией. Однако несмотря на полное выполнение обязательств регионом, со стороны федерального бюджета вместо запланированных 7,9 млрд р. направлено только 4,3 млрд р. (со стороны АО «ОЭЗ»). Из-за нехватки финансирования объекты внутренней инженерной инфраструктуры, построенные еще в 2012—2013 гг. до сих пор не введены в эксплуатацию [10].

Еще одной успешной туристско-рекреационной зоной можно считать особую экономическую зону всесезонного курорта «Ар-хыз» в Карачаево-Черкессии. В зоне в настоящее время осуществляют деятельность 25 резидентов с общим объемом инвестиций 6 млрд р. Для строительства и эксплуатации объектов зоны создано свыше 1,5 тыс. рабочих мест, 80 % которых занимают местные жители, что положительно влияет на социально-экономическое развитие региона [14].

Первые туристы посетили курорт в тестовом режиме в 2013 г. С этого времени курорт посетило (по официальным данным) свыше 350 тыс. чел.

Ключевыми объектами курорта в настоящее время являются туристические деревни Лунная поляна и Романтик на южноориентированном склоне. В течение двух горнолыжных сезонов инвесторами зоны планируется строительство средств размещения различных форматов, ресторанных, развлекательных и оздоровительных комплексов, предприятий общественного питания, автокемпингов и других объектов инфраструктуры.

Было отмечено, что в строительстве курорта активно использовались возможности частно-государственного партнерства. В развитии особой экономической зоны принимают активное участие Министерство по делам Северного Кавказа РФ, правительство региона, АО «Курорты Северного Кавказа» [8].

Одной из первых зон, переданных для управления региональным властям, стала ОЭЗ «Зеленоград». Министерством экономического развития РФ и правительством Москвы подписано соглашение, подтверждающее передачу властям города полномочий по управлению ОЭЗ. Одновременно с передачей управления подписано соглашение с новой управляющей компанией, которая должна глубже и эффективнее подходить к развитию зоны.

ОЭЗ технико-внедренческого типа «Зеленоград» создана в 2006 г., в 2014 г. мэр

г. Москвы обращался к Президенту РФ с предложением о передаче зоны в ведение региона. Поводом послужило значительное количество резидентов (37 % из 35 компаний), которые не вели деятельность на территории зоны.

На тот момент в ОЭЗ «Зеленоград» зарегистрировано 35 резидентов, 37 % из них деятельность не вели. Преобладающая сфера деятельности в ОЭЗ — микроэлектроника [28].

В Республике Татарстан за последние годы сформированы и развиваются десятки промышленных площадок, способствующих привлечению инвестиций в экономику региона. Среди них можно назвать ОЭЗ «Ала-буга» (48 резидентов), «Иннополис» (15 резидентов), 5 индустриальных площадок, 9 технопарков, свыше 50 площадок местного уровня. Экономическое развитие в республике проходит в кластерах интенсивного развития, где инвесторам предлагаются льготные условия ведения деятельности.

Основным местом инновационного развития региона является особая экономическая зона «Алабуга» — крупнейшая промыш-ленно-производственная зона России. В зоне создано свыше 5,5 тыс. рабочих мест, резиденты ОЭЗ заплатили 13,8 млрд р. налогов. ОЭЗ обеспечивает шестую часть валового регионального продукта региона.

Процесс подготовки инвесторов к получению статуса резидента особой экономической зоны занимает около трех месяцев, а в ряде случаев и больше. Руководство ОЭЗ подробно анализирует бизнес-планы потенциальных резидентов, проверяет финансовую состоятельность, в том числе компаний-стартапов. После получения статуса резидентом управляющая компания помогает решать возникающие проблемы, в том числе с финансированием [29, 31].

В рамках контрактов сумма запланированных инвестиций составляет 153,7 млрд р., уже освоенных — 100,2 млрд р. На долю особой экономической зоны приходится 66 % полученной выручки среди всех подобных промышленных площадок страны. Государственные вложения в инфраструктуру зоны составили 25,7 млрд, что в несколько раз меньше частных инвестиций.

Резидентами зоны информационных технологий являются 15 компаний, еще 10 ждут заключения соглашений. Резидентами в сфере инновационных технологий произведено про-

дукции в 2015 г. на 120 млрд р., что составляет 7 % всего промышленного производства республики. Преимуществом зоны является наличие университета — нового вуза, специализирующегося на образовании и научных исследованиях в сфере информационных технологий.

В регионе разработана и принята Стратегия социально-экономического развития на период до 2030 г., в которой обозначены основные направления международного и регионального сотрудничества. Благодаря поддержке руководства Республики Татарстан, удается привлекать зарубежные инвестиции. В ОЭЗ «Алабуга» создан и активно функционирует инвестиционный департамент, который ориентируется на привлечение не только западных инвесторов, но и инвесторов из стран Азии.

К 2019 г. запланирован объем уплаченных резидентами зоны налогов, полностью компенсирующий федеральные вложения в инфраструктуру ОЭЗ, к 2023 г. — увеличение количества резидентов до 120. При этом ежегодный объем налоговых платежей возрастет в 10 раз — до 32 млрд р. [3].

Для повышения эффективности деятельности ОЭЗ принято решение о передаче на баланс зоны гостиницы водоканала Елабуги, ТЭЦ и мультимодального логистического центра. Наличие собственных объектов инженерной инфраструктуры позволит резидентам зоны получать доступ к необходимым ресурсам в полном объеме [4].

Выводы. Рассмотренный опыт управления особыми экономическими зонами в регионах России позволяет сделать вывод, что при наличии заинтересованности регионального ру-

ководства в развитии ОЭЗ можно достичь значительных финансовых результатов.

Основными причинами, ограничивающими активное развитие ОЭЗ на территории РФ, являются низкий объем инвестиций, отсутствие четко сформулированной государственной концепции и законодательной базы создания и функционирования ОЭЗ, невыгодное географическое положение предполагаемых для размещения ОЭЗ территорий по отношению к внутреннему рынку и экспорту.

Таким образом, необходимо совершенствование государственной поддержки инвестиционной привлекательности страны в целях создания и развития на ее территории ОЭЗ. Поддержка должна выражаться в привлечении инвестиционных ресурсов для сбалансированного развития территорий страны, стимулировании создания и развития инновационных и высокотехнологических производств в точках «инновационного роста», выравнивании внутренних и внешних условий предпринимательства. Должны быть сформулированы предложения по проведению мероприятий организационно-экономического характера, способствующих стимулированию инвестиционной привлекательности России и увеличению в ее субъектах ОЭЗ.

Направлениями дальнейших исследований является разработка комплекса мер по совершенствованию инвестиционной привлекательности ОЭЗ, которые могут быть использованы государственными органами для повышения эффективности инвестиционной поддержки как действующих, так и будущих резидентов ОЭЗ.

СПИСОК Л

1. Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. (в действующей ред. 2016 г.).

2. О внесении изменений в статью 4 Федер. закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ: Федер. закон № 70-ФЗ от 11.03.2016 г. (в действующей ред. 2016 г.).

3. Аюпов И. ОЭЗ «Алабуга» окупит госвложения в инфраструктуру в 2019 году. URL: http://rt.rbc.ru/tatarstan/11/07/2016/57839c1f9a7947f a47e7cfc4 (дата обращения: 31.08.2016).

4. Буракова С. Сумма новых инвестиций для

ОЭЗ «Алабуга» составила 6,5 млрд рублей. URL: http://rt.rbc.ru/tatarstan/18/08/2016/57b576349a7947 450c3d0b90 (дата обращения: 31.08.2016).

5. Власти считают эффективно потраченными бюджетные средства на ОЭЗ «Долина Алтая». URL: http://tass.ru/obschestvo/3491918 (дата обращения: 31.08.2016).

6. Воздвиженская А.В. В России установят новый порядок работы ОЭЗ. URL: https://rg.ru/2016 /06/09/mer-v-rossii-ustanoviat-novyj-poriadok-raboty-oez.html (дата обращения: 31.08.2016).

7. Волков А.В., Сатаненко О.А., Таймазов А.В. Особые экономические зоны: перспективы и проблемы функционирования // Ученые записки: [науч.-теорет. журнал]. 2008. № 8. С. 21—25.

8. Главы КЧР и Минкавказа осмотрели строящиеся объекты курорта «Архыз». URL: http://tass.ru/ novosti-partnerov/3463587 (дата обращения: 31.08.2016).

9. Гордеев В. СМИ узнали о поручении Путина закрыть десять особых экономических зон. URL: http://www.rbc.ru/politics/09/06/2016/5758df2 a9a79470b08c184b9 (дата обращения 31.08.2016).

10. Губернатор Алтайского края: «Бирюзовая Катунь» — единственная реально работающая ОЭЗ в РФ. URL: http://tass.ru/sibir-news/3473238 (дата обращения: 31.08.2016).

11. За семь месяцев в Ульяновскую область привлечено 13 проектов на сумму 110 млрд рублей. URL: http://tass.ru/novosti-partnerov/3560399 (дата обращения: 31.08.2016).

12. Заборовская О.В., Танина А.В. Оценка информации об инфраструктуре туризма региона, предоставляемой информационно-туристским центром Ленинградской области // Журнал правовых и экономических исследований. 2015. № 3. С. 97—102.

13. Костенко Е.В. Особые экономические зоны в контексте устойчивого регионального развития // Устойчивое развитие: наука и практика: [междунар. электрон. журнал]. 2012. № 2(9). С. 52.

14. КСК: ОЭЗ «Архыза» лучше остальных ту-ристско-рекреационных зон России привлекает инвесторов. URL: http://tass.ru/v-strane/3527268 (дата обращения: 31.08.2016).

15. Кушелева И.А. Организация многоканального финансирования инвестиционных проектов субъектов инновационной деятельности // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2011. № 5(132). С. 189—193.

16. Мельник Г. Вернут ли регионы государству 2,3 триллиона рублей. URL: http://audit.gov.ru/pr ess_center/publications-in-mass-media/26978?sphrase_ id=2433727 (дата обращения: 31.08.2016).

17. Минэкономразвития РФ рекомендовало к закрытию в основном ОЭЗ туристско-рекреа-ционного типа. URL: http://tass.ru/ekonomika/3518190 (дата обращения: 31.08.2016).

18. Проверка деятельности акционерного общества «Особые экономические зоны» и юридических лиц, созданных для управления особыми экономическими зонами в субъектах Российской Федерации, в части, касающейся эффективности использования средств федерального бюджета, государственного имущества и иных средств при создании и функционировании особых экономических зон в Российской Федерации: [отчет о результатах контрольного мероприятия]. URL: http://audit.gov.ru/activities/bulleten/875/26840/?sphr ase_id=2433727 (дата обращения: 31.08.2016).

19. Пушкин А.В., Богданов И.Г. Особые экономические зоны в России. Правовое регулирование. М.: Tenzor Consulting group, Альпина Бизнес Букс, 2009.

20. Резиденты томской ОЭЗ в первом полугодии на 45 % увеличили инвестиции. URL: http:// tass.ru/sibir-news/3541457 (дата обращения: 31.08.2016).

21. Родионов Д.Г. Экономико-организационные проблемы экономической безопасности развития машиностроения в условиях вступления во Всемирную торговую организацию // Мир экономики и права. 2012. № 2. С. 16-19.

22. Родионов Д.Г., Рудская И.А., Горовой А.А. Разработка механизма реализации оценки и планирования потребности в основных объектах социальной инфраструктуры территорий // Инновационная экономика и промышленная политика региона (ЭК0ПР0М-2014): сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. 2014. С. 138-159.

23. Рыбаков С.А., Орлова Н.А. Особые экономические зоны в России: Налоговые льготы и преимущества. М.: Вершина, 2006. Гл. 1. С. 12—13.

24. Рысухина Д.В., Коровин В.Е. Современные проблемы повышения инвестиционной привлекательности российской экономики // Молодой ученый. 2016. № 8.8. С. 28—30.

25. Снижение инвестпорога увеличило число резидентов Калининградской ОЭЗ. URL: http://kal iningrad.rbc.ru/kaliningrad/freenews/574bf3209a79476be 647215c (дата обращения: 31.08.2016).

26. Сухорукова О.А., Барбина А.М. Создание особой экономической зоны как способ стимулирования региональной экономики // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения: матер. III Междунар. науч.-практ. конф. Курск, 2013. Т. 1. С. 37—40.

27. Травинский П.С. Инвестиции в особые экономические зоны: проблемы и перспективы // Вестник университета (Государственный университет управления). 2011. № (6).

28. Управление особой экономической зоной «Зеленоград» передано Москве. URL: http://tass.r u/moskva/3518619 (дата обращения: 31.08.2016).

29. Фурщик М.А., Шутова А.В., Прозоров М.С., Савельев А.В., Горячева М.А. Особые экономические зоны: опыт и перспективы / под ред. М.А. Фурщика, А.В. Шутовой. М.: Изд. дом «Медиа Инфо Групп», 2014. 212 с.

30. Алетдинова А.А., Бабкин А.В., Байков Е.А. и др. Методология управления инновационной деятельностью экономических систем : моногр. СПб.: Изд-во СПбПУ, 2014. 598 с.

31. Чернявская Ю.А., Рубцова Л.Н. Механизм создания особых экономических зон в современных условиях // Проблемы современной экономики. 2009. № 3.

ГАДЖИЕВ Магомедрасул Магомедович — профессор кафедры менеджмента Дагестанского государственного университета народного хозяйства, доктор экономических наук. E-mail: ra9898@mail.ru

АБАКАРОВА Рабият Шамсулвараевна — методист Налогового факультета Дагестанского государственного университета народного хозяйства. E-mail: Abakarovarabiyat@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Ob Osoboi ekonomicheskoi zone v Kaliningradskoi oblasti i o vnesenii izmenenii v nekotorye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii: Feder. zakon № 16-FZ ot 10.01.2006 g. (v deistvuiushchei red. 2016 g.). (rus)

2. O vnesenii izmenenii v stat'iu 4 Feder. zakona «Ob Osoboi ekonomicheskoi zone v Kaliningradskoi oblasti i o vnesenii izmenenii v nekotorye zakonodatel'nye akty RF: Feder. zakon № 70-FZ ot 11.03.2016 g. (v deistvuiushchei red. 2016 g.). (rus)

3. Aiupov I. OEZ «Alabuga» okupit gosvlozheniia v infrastrukturu v 2019 godu. URL: http://rt.rbc.ru /tatarstan/11/07/2016/57839c1f9a7947fa47e7cfc4 (data obrashcheniia: 31.08.2016). (rus)

4. Burakova S. Summa novykh investitsii dlia OEZ «Alabuga» sostavila 6,5 mlrd rublei. URL: http://rt.rbc.ru/tatarstan/18/08/2016/57b576349a7947 450c3d0b90 (data obrashcheniia: 31.08.2016). (rus)

5. Vlasti schitaiut effektivno potrachennymi biudzhetnye sredstva na OEZ «Dolina Altaia». URL: http://tass.ru/obschestvo/3491918 (data obrashcheniia: 31.08.2016). (rus)

6. Vozdvizhenskaia A.V. V Rossii ustanoviat novyi poriadok raboty OEZ. URL: https://rg.ru/2016/06/ 09/mer-v-rossii-ustanoviat-novyj-poriadok-raboty-oez. html (data obrashcheniia: 31.08.2016). (rus)

7. Volkov A.V., Satanenko O.A., Taimazov A.V. Osobye ekonomicheskie zony: perspektivy i problemy funktsionirovaniia. Uchenye zapiski: nauch.-teoret. zhurnal. 2008. № 8. S. 21-25. (rus)

8. Glavy KChR i Minkavkaza osmotreli stroiashchiesia ob"ekty kurorta «Arkhyz». URL: http://tass.ru/novosti-partnerov/3463587 (data obrashcheniia: 31.08.2016). (rus)

9. Gordeev V. SMI uznali o poruchenii Putina zakryt' desiat' osobykh ekonomicheskikh zon. URL: http://www.rbc.ru/politics/09/06/2016/5758df2a9a794 70b08c184b9 (data obrashcheniia 31.08.2016). (rus)

10. Gubernator Altaiskogo kraia: «Biriuzovaia Katun'» - edinstvennaia real'no rabotaiushchaia OEZ v RF. URL: http://tass.ru/sibir-news/3473238 (data obrashcheniia: 31.08.2016). (rus)

11. Za sem' mesiatsev v Ul'ianovskuiu oblast' privlecheno 13 proektov na summu 110 mlrd rublei. URL: http://tass.ru/novosti-partnerov/3560399 (data obrashcheniia: 31.08.2016). (rus)

12. Zaborovskaia O.V., Tanina A.V. Otsenka informatsii ob infrastrukture turizma regiona, predostavliaemoi informatsionno-turistskim tsentrom Leningradskoi oblasti. Zhurnal pravovykh i ekonomicheskikh issledovanii. 2015. № 3. S. 97-102. (rus)

13. Kostenko E.V. Osobye ekonomicheskie zony v kontekste ustoichivogo regional'nogo razvitiia. Ustoichivoe razvitie: nauka i praktika: mezhdunar. elektron. zhurnal. 2012. № 2(9). S. 52. (rus)

14. KSK: OEZ «Arkhyza» luchshe ostal'nykh turistsko-rekreatsionnykh zon Rossii privlekaet investorov. URL: http://tass.ru/v-strane/3527268 (data obrashcheniia: 31.08.2016). (rus)

15. Kusheleva I.A. Multi-channel financing mechanisms of investment projects for subjects of innovation. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2011, no. 5(132), pp. 189—193. (rus)

16. Mel'nik G. Vernut li regiony gosudarstvu 2,3 trilliona rublei. URL: http://audit.gov.ru/press_center /publications-in-mass-media/26978?sphrase_id=2433727 (data obrashcheniia: 31.08.2016). (rus)

17. Minekonomrazvitiia RF rekomendovalo k zakrytiiu v osnovnom OEZ turistsko-rekreatsionnogo tipa. URL: http://tass.ru/ekonomika/3518190 (data obrashcheniia: 31.08.2016). (rus)

18. Proverka deiatel'nosti aktsionernogo obshchestva «Osobye ekonomicheskie zony» i iuridicheskikh lits, sozdannykh dlia upravleniia osobymi ekonomicheskimi zonami v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii, v chasti, kasaiushcheisia effektivnosti ispol'zovaniia sredstv federal'nogo biudzheta, gosudarstvennogo imushchestva i inykh sredstv pri sozdanii i funktsionirovanii osobykh ekonomicheskikh zon v Rossiiskoi Federatsii: otchet o rezul'tatakh kontrol'nogo meropriiatiia. URL: http://audit.gov.ru/activities/bulleten/875/26840/?sphr ase_id=2433727 (data obrashcheniia: 31.08.2016). (rus)

19. Pushkin A. V., Bogdanov I.G. Osobye ekonomicheskie zony v Rossii. Pravovoe regulirovanie. M.: Tenzor Consulting group, Al'pina Biznes Buks, 2009. (rus)

20. Rezidenty tomskoi OEZ v pervom polugodii na 45 % uvelichili investitsii. URL: http://tass.ru/ sibir-news/3541457 (data obrashcheniia: 31.08.2016). (rus)

21. Rodionov D.G. Ekonomiko-organizatsionnye problemy ekonomicheskoi bezopasnosti razvitiia mashinostroeniia v usloviiakh vstupleniia vo Vsemirnuiu torgovuiu organizatsiiu. Mir ekonomiki i prava. 2012. № 2. S. 16—19. (rus)

22. Rodionov D.G., Rudskaia I.A., Gorovoi A.A. Razrabotka mekhanizma realizatsii otsenki i planirovaniia potrebnosti v osnovnykh ob"ektakh sotsial'noi infrastruktury territorii. Innovatsionnaia ekonomika i promyshlennaia politika regiona (EKOPROM-2014): sb. tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 2014. S. 138—159. (rus)

23. Rybakov S.A., Orlova N.A. Osobye ekonomicheskie zony v Rossii: Nalogovye l'goty i preimushchestva. M.: Vershina, 2006. Gl. 1. S. 12—13. (rus)

24. Rysukhina D.V., Korovin V.E. Sovremennye problemy povysheniia investitsionnoi privlekatel'nosti rossiiskoi ekonomiki. Molodoi uchenyi. 2016. № 8.8. S. 28—30. (rus)

25. Snizhenie investporoga uvelichilo chislo rezidentov Kaliningradskoi OEZ. URL: http://kaliningrad. rbc.ru/kaliningrad/freenews/574bf3209a79476be647215 c (data obrashcheniia: 31.08.2016). (rus)

26. Sukhorukova O.A., Barbina A.M. Sozdanie osoboi ekonomicheskoi zony kak sposob stimulirovaniia regional'noi ekonomiki. Upravlenie soisial'no-ekonomicheskim razvitiem regionov: problemy i puti ikh resheniia: mater. Ill Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Kursk, 2013. T. 1. S. 37—40. (rus)

27. Travinskii P.S. Investitsii v osobye ekonomicheskie zony: problemy i perspektivy. Vestnik universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniia). 2011. № (6). (rus)

28. Upravlenie osoboi ekonomicheskoi zonoi «Zelenograd» peredano Moskve. URL: http://tass.ru/ moskva/3518619 (data obrashcheniia: 31.08.2016). (rus)

29. Furshchik M.A., Shutova A.V., Prozorov M.S., Savel'ev A.V., Goriacheva M.A. Osobye ekonomicheskie zony: opyt i perspektivy. Pod red. M.A. Furshchika, A.V. Shutovoi. M.: Izd. dom «Media Info Grupp», 2014. 212 s. (rus)

30. Aletdinova A.A., Babkin A.V., Baikov E.A. i dr. Metodologiia upravleniia innovatsionnoi deiatel'nost'iu ekonomicheskikh sistem : monogr. SPb.: Izd-vo SPbPU, 2014. 598 s. (rus)

31. Cherniavskaia Iu.A., Rubtsova L.N. Mekhanizm sozdaniia osobykh ekonomicheskikh zon v sovremennykh usloviiakh. Problemy sovremennoi ekonomiki. 2009. № 3. (rus)

GADZHIEV Magomedrasul M. — Dagestan State University of National Economy. E-mail: ra9898@mail.ru ABAKAROVA Rabiiat Sh. — Dagestan State University of National Economy. E-mail: Abakarovarabiyat@mail.ru

Статья поступила в редакцию: 11.01.17

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.