Научная статья на тему 'Свободные экономические зоны Дальнего Востока России: актуальные вопросы таможенного регулирования'

Свободные экономические зоны Дальнего Востока России: актуальные вопросы таможенного регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5238
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ТАМОЖЕННАЯ ПРОЦЕДУРА СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СВОБОДНЫЙ ПОРТ ВЛАДИВОСТОК / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ / SPECIAL ECONOMIC ZONE / CUSTOMS PROCEDURE OF A FREE ZONE / PRIORITY DEVELOPMENT AREA / FREE PORT OF VLADIVOSTOK / RUSSIAN FAR EAST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ниязова Марина Валентиновна

Рассмотрены актуальные вопросы таможенного регулирования свободных экономических зон на примере Дальневосточного региона России. Проведен сравнительный анализ условий и выявлены особенности применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в особых экономических зонах, территориях опережающего социально-экономического развития и свободном порте Владивосток. Рассмотрена специфика создания зоны таможенного контроля на территории свободной экономической зоны и участке резидента. Сделан вывод о ее влиянии на инвестиционную привлекательность на российском и международном уровне. Дана характеристика таможенных инноваций, внедряемых в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special Economic Zones of the Russian Far East:recent trends in customs regulation

The article analyzes the recent trends in customs regulation of special economic zones on the example of the Russian Far East. The author makes a comparative analysis of the conditions and identifies the customs procedure features of a free zone in special economic zones, priority development areas and the free port of Vladivostok. The study focuses on the specifics of a customs control zone creation on the territory of a special economic zone and the resident’s site. The paper gives the characteristics of the customs innovations implemented in the region.

Текст научной работы на тему «Свободные экономические зоны Дальнего Востока России: актуальные вопросы таможенного регулирования»

Свободные экономические зоны Дальнего Востока России: актуальные вопросы таможенного регулирования

Аннотация

Рассмотрены актуальные вопросы таможенного регулирования свободных экономических зон на примере Дальневосточного региона России. Проведен сравнительный анализ условий и выявлены особенности применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в особых экономических зонах, территориях опережающего социально-экономического развития и свободном порте Владивосток. Рассмотрена специфика создания зоны таможенного контроля на территории свободной экономической зоны и участке резидента. Сделан вывод о ее влиянии на инвестиционную привлекательность на российском и международном уровне. Дана характеристика таможенных инноваций, внедряемых в регионе.

Ключевые слова: свободная экономическая зона, таможенная процедура свободной таможенной зоны, территория опережающего социально-экономического развития, свободный порт Владивосток, Дальний Восток России.

Special Economic Zones of the Russian Far East: recent trends in customs regulation

M.V. Niyazova,

Candidate of Economic Sciences, docent Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy - Leading Researcher

The article analyzes the recent trends in customs regulation of special economic zones on the example of the Russian Far East. The author makes a comparative analysis of the conditions and identifies the customs procedure features of a free zone in special economic zones, priority development areas and the free port of Vladivostok. The study focuses on the specifics of a customs control zone creation on the territory of a special economic zone and the resident's site. The paper gives the characteristics of the customs innovations implemented in the region.

Keywords: special economic zone, customs procedure of a free zone, priority development area, free port of Vladivostok, the Russian Far East.

12 - 2016 Российский внешнеэкономический вестник

УДК 332.1+339.543.027.2 ББК 65.9 (2Рос)-56 Н-719

М.В. Ниязова,

кандидат экономических наук, доцент, Владивостокский филиал Российской таможенной академии - ведущий научный сотрудник

Abstract

Основной декларируемой целью создания свободных (специальных, особых) экономических зон (далее - СЭЗ) является «содействие социально-экономическому развитию государств-членов таможенного союза, привлечению инвестиций, созданию и развитию производств, основанных на новых технологиях, развитию транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы или в иных целях, определяемых при создании СЭЗ»1.

Развитие национальных СЭЗ невозможно без применения таможенных инноваций, что обусловлено взятыми Российской Федерацией международными обязательствами при вступлении во Всемирную торговую организацию, создании Евразийского экономического союза, а также ежегодными посланиями Президента России и отечественным законодательством, в т.ч. в таможенной сфере. Более того, Всемирная таможенная организация, определив инновации как «ключевой фактор устойчивого реформирования и модернизации таможенных служб», объявила 2013 год «Годом инноваций» под девизом «Инновации для таможенного прогресса»2.

Цель применения таможенных инноваций - «упрощение таможенных процедур, с одной стороны, и обеспечение безопасности национальных интересов государства, с другой»3.

Всемирная таможенная организация широко трактует таможенные инновации и относит к ним не только разработку или внедрение нового (в таможенной политике, технологии таможенного контроля, осуществлении предпринимательской деятельности), но и «инвестиции во все аспекты работы таможни, в том числе в ее человеческий капитал, который имеет решающее значение в обеспечении непрерывного прогресса и успеха»4.

В узком смысле к таможенным инновациям относят, прежде всего: технологию предварительного информирования; электронное и Интернет-декларирование и его разновидность - технология удаленного выпуска; систему управления рисками; механизм «единого окна»; институт уполномоченных экономических операторов5; инспекционно-досмотровые комплексы (мобильные) и т.д.

1 Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) (ред. от 08.05.2015)

2 Послание Генерального секретаря Всемирной таможенной организации Кунио Ми-курия // Innovation for Customs progress. Январь 2013. http://www.wcoomd.org/en/about-us/ international-customs-day/icd-2013.aspx

3 Теоретические основы оценки инноваций в таможенной сфере / И.А. Топкова, П.Н. Афонин // Экономика и общество: рациональность и ответственность Сборник научных трудов. Под редакцией О. П. Кузнецовой. Омск, 2015. 352 с. С. 250-262.

4 Послание Генерального секретаря Всемирной таможенной организации Кунио Ми-курия // Innovation for Customs progress. Январь 2013. http://www.wcoomd.org/en/about-us/ international-customs-day/icd-2013.aspx

5 О таможенном регулировании в Российской Федерации: федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015)

^ 44

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2016

Местом внедрения таможенных инноваций в СЭЗ является зона таможенного контроля, т.е. обустроенная специальным образом территория СЭЗ для применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны (далее - СТЗ).

К основным правовым документам, регламентирующим применение таможенной процедуры СТЗ и ее завершение, относятся:

□ Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны6 (далее - Соглашение);

□ Таможенный кодекс Таможенного союза7;

□ федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»8;

□ федеральный закон РФ от 22.07.2015 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»9;

□ федеральный закон РФ от 29.12.2014 № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»10;

□ федеральный закон РФ от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток»11;

□ федеральный закон от 29.11.2014 № 377-Ф3 «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»12.

В Российской Федерации таможенная процедура СТЗ может быть применена резидентами13 особой экономической зоны, территории опережающего социаль-

6 Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) (ред. от 08.05.2015)

7 Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)

8 О таможенном регулировании в Российской Федерации: федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

9 Об особых экономических зонах в Российской Федерации: ФЗ РФ от 22.07.2015 № 116-ФЗ

10 О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации ФЗ РФ от 29.12.2014 № 473-ФЗ

11 О свободном порте Владивосток ФЗ РФ от 13.07.2015 № 212-ФЗ

12 О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя: федеральный закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ (ред. от 05.04.2016)

13 Резидент (или участник) свободной экономической зоны - индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, зарегистрированный на территории СЭЗ (или муниципального образования в границах которого расположена) согласно национального законодательства, заключивший с органами управления СЭЗ соглашение об осуществлении деятельности, и включенный в реестр резидентов СЭЗ.

12 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

45 0

но-экономического развития и свободного порта (Владивосток, Севастополь и Республики Крым).

Рисунок

Социально-экономическая характеристика свободных экономических зон России14

Число свободных экономических зон Российской Федерации и приравненных к ним территорий

Число вовлеченных регионов (муниципальных образований)

Количество заявок на статус резидента

Число заключенных оглашений о деятельности (одобренных заявок)

Количество резцдентов, заявивших использование таможенной процедуры

Объем частных инвестиций, млрд. руб.

Число новых рабочих мест, тыс. руб.

Примечание: * где ОЭЗ - особая экономическая зона, ТОСЭР - территория опережающего социально-экономического развития, СПВ - свободный порт Владивосток

Источники: составлено автором на основе данных Особые экономические зоны (URL: http://www.russez.ru/oez), Корпорация развития Дальнего Востока (URL:http://www.erdc. ru/), Особая экономическая зона в Калининградской области (URL:http://minprom.gov39. ru/oez/), Администрация особой экономической зоны Магаданской области (URL:http:// oez.49gov.ru/), Особые экономические зоны // Министерство экономического развития Российской Федерации (URL:http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/main/zone04/). Восточный экономический форум (URL:http://forumvostok.ru), Дальневосточное таможенное управление (URL: http://dvtu.customs.ru/).

14 Данные представлены по состоянию на 01.05.2016 без сведений об ОЭЗ Магаданской и Калининградской областей.

^ 46

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2016

В рамках федерального законодательства на территориях 35 регионов (не считая Республики Крым и г. Севастополь) созданы и развиваются 33 особые экономические зоны15, а также приравненные к ним для целей применения СТЗ - 12 территорий социально-экономического развития и 1 свободный порт, из которых наибольшее число расположено в Дальневосточном федеральном округе - 17, в т.ч. в Приморском крае - 616. Их предварительные социально-экономические показатели представлены на рисунке.

Как следует из рисунка, применение таможенной процедуры СТЗ предусмотрено всеми резидентами СПВ и большинством резидентов ТОСЭР. Также 34 из 146 участников ОЭЗ Магаданской области применяли эту процедуру в 2015 г., и сумма таможенных освобождений составила 702,20 млн руб.17.

В соответствии со ст. 10 Соглашения применение таможенной процедуры СТЗ дает возможность ввоза без уплаты таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования:

□ технологического и промышленного оборудования для создания и модернизации различных производств на территории Российской Федерации;

□ иностранных товаров, используемых в качестве сырья, комплектующих или запчастей, предназначенных для осуществления производственной деятельности;

□ техники, предназначенной для работ и постройки объектов недвижимости.

Также таможенная процедура СТЗ дает при ее завершении возможность признания оборудования и объектов недвижимости товарами ЕАЭС (без уплаты таможенных платежей и таможенного декларирования).

Вид СЭЗ обуславливает условия применения таможенной процедуры СТЗ, которые различаются по территориальному признаку, сроку существования, месту нахождения и границе участка для применения таможенной процедуры СТЗ, обязанности организовать соблюдение режима зоны таможенного контроля, и др. Сравнительная характеристика условий применения процедуры СТЗ в перечисленных территориях представлена в таблице 1.

15 10 лет ОЭЗ так и не стали действенным инструментом поддержки экономики // Счетная палата Российской федерации: официальный сайт. 04.04.2016. http://audit.gov.ru/press_ center/news/26369

16 К свободным экономическим зонам Дальнего Востока относят: ОЭЗ Магаданской области (1999 г.); ОЭЗ промышленно-производственного типа на базе завода «Соллерс» (2014 г.); ОЭЗ портового типа в морском порту Советская Гавань (2009 г.); ОЭЗ туристко-рекреационного типа «Остров Русский» (2010 г.); 12 территорий социально-экономического развития (2014 г.); Свободный порт Владивосток (2015 г.).

17 Отчет об итогах деятельности администрации особой экономической зоны за 2015 год // Администрация особой экономической зоны Магаданской области: официальный сайт. http://oez.49gov.ru/

12 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

47 0

Таблица 1

Сравнительная характеристика условий применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в свободных экономических зонах Российской Федерации

Признак Свободные экономические зоны

ОЭЗ ТОСЭР СПВ

Территория - одного или - одного или - муниципальные

нескольких нескольких образования

муниципальных муниципальных Приморского края:

образований образований в городских округов

в пределах границах одного (Артемовского,

территории одного субъекта РФ; Владивостокского,

или нескольких - не может Большой Камень,

субъектов РФ; создаваться Находкинского,

- не допускается в границах Партизанского,

создание ОЭЗ ОЭЗ или зоны Спасск-Дальний,

на территории территориального Уссурийского) и

муниципального развития; муниципальных

образования, на - не может входить районов

которой создана зона в состав ТОСЭР (Надеждинского,

территориального особая экономическая Шкотовского,

развития зона или зона территориального развития; - могут создаваться на территории объекты, образующие индустриальные (промышленные) парки Октябрьского, Ольгинского, Партизанского, Пограничного, Хасанского, Ханкайского), в том числе территории и акватории морских портов, расположенных на территориях этих муниципальных образований; - не относятся территории, на которых созданы ОЭЗ, зона территориального развития или ТОСЭР

Срок - 49 лет и - 70 лет и может быть - 70 лет и может быть

создания продлению не продлен по решению продлен федеральным

подлежит Правительства РФ законом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ 48

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2016

Место - территория ОЭЗ - приравненные - приравненные

нахождения (участки территории в соответствии с в соответствии с

и границы промышленно- Соглашением к ОЭЗ Соглашением к ОЭЗ

участков для производственных, участки ТОСЭР участки резидентов

применения технико- (земельные участки, СПВ (земельный

таможенной внедренческих, и строения, помещения, участок или иное

процедуры портовых ОЭЗ), открытые площадки, недвижимое

СТЗ находящиеся в расположенные на имущество,

государственной ТОСЭР), находящиеся находящееся во

или муниципальной во владении или в владении или в

собственности, в т.ч. аренде у резидента, аренде у резидента),

предоставленные и обустроенные и портовый и

во владение и (или) оборудованные для логистический

в пользование целей таможенного участки, и

гражданам или контроля в обустроенные и

юридическим соответствии с оборудованные

лицам, а также на требованиями резидентом для целей

земельные участки, таможенного контроля

находящиеся в в соответствии с

собственности требованиями

граждан или

юридических лиц,

обустроенная в

целях проведения

таможенного

контроля

Обязанность - управляющей - резидента ТОСЭР - резидента СП 1В

организовать компании на - индивидуальный - индивидуальный

соблюдение основании предприниматель предприниматель

режима зоны Соглашения об или коммерческая или коммерческая

таможенного управлении ОЭЗ или организация, организация,

контроля уполномоченного зарегистрированный зарегистрированный

Правительством на территории на территории

Российской ОСЭР, заключивший СПВ, заключивший

Федерации соглашение об соглашение об

федеральный орган осуществлении осуществлении

исполнительной деятельности и деятельности и

власти включенный в реестр включенный в реестр

резидентов ТОСЭР резидентов СПВ

12 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

49 0

Основание - решение - заявление - для участка

создания федерального органа резидента ТОСЭР резидента: заявление

зоны исполнительной в произвольной резидента СПВ

таможенного власти, письменной форме в произвольной

контроля осуществляющего письменной форме,

функции создания и в свидетельстве о

функционирования регистрации которого

ОЭЗ по в качестве резидента

согласованию СПВ указано о

с федеральным возможности

органом применения процедуры

исполнительной СТЗ

власти,

уполномоченным

в области

таможенного дела

Решение о - начальник - начальник - для участка

создании таможни, в регионе таможни, в регионе резидента:

зоны деятельности деятельности которой начальник таможни, в

таможенного которой расположены места регионе деятельности

контроля расположены места и территории, где которой расположены

для целей и территории, где создаются такие места и территории,

применения создаются такие зоны таможенного где создаются такие

СТЗ зоны таможенного контроля зоны таможенного

принимает контроля, или контроля

дополнительно

согласовывая с

федеральным

органом

исполнительной

власти,

уполномоченным

в области

таможенного дела

Источники: составлено автором на основе ФЗ РФ от 22.07.2015 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (URL: http://www.consultant.ru/), ФЗ РФ от 29.12.2014 № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (URL: http://www.consultant.ru/), ФЗ РФ от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» (URL: http://www.consultant.ru/), ФЗ от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (URL: http://www. consultant.ru/), ФЗ от 31.05.1999 № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» (URL: http://www.consultant.ru/).

^ 50

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2016

Из таблицы 1 следует, что зона таможенного контроля может создаваться в границах как всей территории СЭЗ, так и ее части - участка, финансирование обустройства которой для применения таможенной процедуры СТЗ, возлагается на управляющую компанию или резидента. Связанные с этим особенности могут затрагивать интересы потенциальных (зарубежных) инвесторов и влиять на эффективность осуществления предпринимательской деятельности. Также необходимо понимать, что, хотя ОЭЗ действуют на территории РФ с 1999 года и наработан значительный опыт применения таможенной процедуры СТЗ, необходима разработка отдельного нормативно-правового регулирования порядка созданияи специальных требований к обустройству зоны таможенного контроля участка резидента ТОСЭР и СПВ, в т.ч. с применением таможенных инноваций.

Следует отметить, что ФТС России разработаны проекты практически всех требуемых приказов. В настоящее время завершена процедура оценки регулирующего воздействия и получено положительное решение по ее итогам проекта приказа ФТС России «Об установлении требований к обустройству и оборудованию территории свободного порта Владивосток, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны» (далее - Проект)18. В соответствии с п. 6 и п. 10 Проекта граница всей территории СПВ (на которой применяется таможенная процедура СТЗ, предусмотренная для портовой и логистической ОЭЗ) и участка резидента (на котором создана зона таможенного контроля и может применяться таможенная процедура СТЗ) должна иметь непрерывное по всему периметру ограждение и места для входа (выхода) физических лиц, для ввоза (вывоза) товаров и транспортных средств. Таким образом, практически 27,8 тыс. кв. км субъекта федерации как территория постоянной зоны таможенного контроля должна быть огорожена, при этом высота ограждения участка резидента должна составлять не менее 2,5 метра.

Также специфику применения СТЗ обуславливает тип территории СЭЗ, а именно: (1) портовый; (2) логистический; (3) промышленно-производственный;(4) технико-внедренческий; (5) участок резидента (см. таблицу 2).

Завершение таможенной процедуры СТЗ зависит от последующих целей использования товаров, помещенных под эту процедуру, - на таможенной территории ЕАЭС либо за её пределами.

Из таблицы 2 следует, что для резидентов ТОСЭР и СПВ существуют принципиальные отличия применения таможенной процедуры СТЗ группы, включающей портовый и логистический типы, от группы, включающей промышленно-произ-водственный и технико-внедренческий типы и участок резидента.

18 Об установлении требований к обустройству и оборудованию территории свободного порта Владивосток, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны: проект приказа ФТС России от 16.08.2015 https://regulatюagov.ш/projects#npa=39039

12 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

51 ^

Таблица 2

Особенности применения таможенной процедуры СТЗ для разных типов территорий СЭЗ (извлечение)

Критерий Тип территории СЭЗ

Портовые и/или логистические участки Промышленно-производственные и технико-внедренческие участки Участки резидентов ТОСЭР и/ или СПВ

Помещение товара под таможенную процедуру СТЗ - автоматически при ввозе на территорию - по желанию резидента

Временное хранение товара - не требуется - в установленном порядке

Декларант товара при помещении под процедуру СТЗ - резидент или иное лицо -только резидент, что подтверждается представлением при таможенном декларировании свидетельства, удостоверяющего регистрацию лица в качестве резидента СПВ либо ТОР, и соглашения об осуществлении деятельности

Тип товаров, находящихся у резидента - только товары, помещенные под процедуру СТЗ - товары, помещенные под различные таможенные процедуры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Декларирование товара - не требуется при ввозе иностранного товара с территории государства, не являющегося членом таможенного союза, или подается в течение 14 дней после его ввоза - подлежат декларированию в общем порядке

Источники: составлено автором на основе Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010, ред. от 08.05.2015) (URL: http://www.consultant.ru/), ФЗ РФ от 22.07.2015 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (URL: http://www. consultant.ru/), ФЗ РФ от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (URL: http://www.consultant.ru/), ФЗ РФ от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» (URL: http://www. consultant.ru/), Дальневосточное таможенное управление (URL:http://dvtu.customs.ru/), ФЗ от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (URL: http://www.consultant.ru/), ФЗ от 31.05.1999 № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» (URL: http://www.consultant.ru/).

^ 52

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2016

Федеральным законодательством предусмотрено введение ряда принципиальных изменений порядка совершения таможенных операций при прибытии и убытии с таможенной территории товаров и транспортных средств. С 1 октября 2016 г. вступают в силу нормы ст. 22 «Особенности осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в пунктах пропуска свободного порта Владивосток» федерального закона от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток», включающие использование таможенных инноваций:

□ осуществление таможенными органами в пунктах пропуска СПВ санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля (надзора) товаров и транспортных средств;

□ обеспечение возможности круглосуточного и бесперебойного пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через границу РФ;

□ предоставление в таможенные органы необходимых для осуществления контроля документов в электронном виде, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью;

□ использование механизма «единого окна» с предварительным (электронным) информированием при осуществлении контроля таможенными органами за пропуском лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в пунктах пропуска;

□ интеграция системы управления рисками в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений.

В результате внедрения таких таможенных инноваций как расширение функций и обеспечение бесперебойной работы таможенных органов произойдет упрощение порядка перемещения товаров через пункты пропуска, расположенные на территории СПВ, в них останется только два контролирующих органа (пограничная и таможенная службы).

Кроме того, изменится существующий сегодня порядок обработки переваливаемых в порту грузов, а также схема принятия решений таможенными органами по товарам и морским судам, основанная на обработке представленной бизнесом предварительной информации и введении электронного документооборота при прохождении государственного контроля. Решения по товарам и морским судам таможенные органы будут принимать заблаговременно, до выгрузки товаров в порту. По информации Дальневосточного таможенного управления «в отношении товаров, по которым таможенным органам предварительная информация не представлена, будет применяться система управления рисками»19.

19 Предварительное информирование на морском транспорте станет обязательным // Таможенная политика на Дальнем Востоке. 2016. № 1. С. 125-126.

12 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

53 0

Предварительное электронное информирование позволит обеспечить:

□ высокую степень детализации сведений о товарах для целей таможенного, санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора;

□ сокращение документов, подлежащих оформлению в связи с проведением экспортных/ импортных операций;

□ снижение временных и финансовых затрат на прохождение таможенных процедур.

Помимо этого, по словам начальника службы организации таможенного контроля Дальневосточного таможенного управления В.А. Теремецкого20, представленные для предварительного (электронного) информирования документы, можно использовать в дальнейшем при взаимодействии с таможней, поскольку стандарты электронных документов совпадают на всех этапах оформления. Например, коносамент, сформированный в программном средстве, может быть представлен и в предварительной информации, и на этапе декларирования и для нужд Россель-хознадзора.

Таким инновационным программным средством может стать КПС «Портал Морской порт»21, которое:

□ учитывает региональный опыт организации морских перевозок;

□ предназначено для документального оформления транспортных средств и товаров, перемещаемых морскими и водными судами через таможенную границу Таможенного союза, на основе электронного документооборота;

□ реализует технологию «единое окно» и обеспечивает информационное взаимодействие между участниками трансграничных перевозок товаров, портовыми службами, таможенными и иными государственными контрольными органами22.

Использование КПС «Портал Морской порт» позволит обеспечить однократность введения информации о морской перевозке, перейти на электронный документооборот при прибытии морских судов, сократить время перевалки за счет сокращения временного хранения и представления предварительной декларации,

20 Материалы расширенного заседания Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности при Дальневосточном таможенном управлении, состоявшегося 29.03.2016. Дальневосточное таможенное управление: официальный сайт. http://dvtu.customs.ru/

21 «Портал «Морской порт» - разработан ФТС России на основе результатов трехлетнего эксперимента, проводимого на таможенных постах «Морской порт Восточный» Находкинской таможни и «Морской порт Владивосток» Владивостокской таможни, и призван обеспечивать взаимодействие всех участников технологического процесса обработки (перевалки) грузов в порту с помощью создания единого информационного поля, в которое заинтересованным лицом однократно вносится информация в отношении прибывающего судна и перемещаемых им товаров.

22 Внешняя подсистема КПС «Портал Морской порт». http://sea.customs.ru

^ 54

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2016

сделать прозрачным процесс принятия решения по конкретному контейнеру на протяжении всего движения контейнера в порту, обеспечить представление информации другим государственным органам. Электронные стандарты передачи данных гарантируют протоколирование всех действий государственных органов, что ожидаемо должно привести к сокращению нарушений прав и интересов предприятий и организаций. И самое главное - обработка контрольными органами предварительной информации до выгрузки грузов в порту приведет к существенному сокращению срока перевалки грузов в морском порту.

Помимо автоматизации прибытия товаров и морских судов предусмотрено представление данных и при убытии морских судов. За исключением предварительных решений, процесс по представлению документов на убытие грузов и взаимодействие с таможенными органами - совпадает. Обеспечен полный цикл электронного документооборота с передачей заинтересованным лицам решений таможенного органа в электронной форме.

Внедрение электронного декларирования, межведомственного электронного взаимодействия личного кабинета участников внешнеэкономической деятельности в информационной системе таможенных органов - другое направление развития таможенных инноваций, способствующее повышению эффективности деятельности таможенной службы по созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности. Сегодня декларант размещает необходимые документы в электронном виде через «личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности» на Интернет-сайт ФТС России и результате при декларировании товаров представляется электронная ссылка на место хранения документа23. Ссылка формируется автоматически, а идентификационный номер документа декларант указывает в графе 44 при заполнении декларации на товары.

Межведомственное электронное взаимодействие позволило отменить необходимость предоставление документов на бумажных носителях и сократить их число. На сегодняшний день при подаче декларации на товары не требуется: контракт (договор) купли-продажи; документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (сертификат соответствия, акт государственного контроля, лицензия на осуществление импортно-экспортных операций); документы, подтверждающие оплату и/или обеспечение уплаты таможенных платежей; документы, подтверждающие соблюдение требований в области валютного контроля; документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию.

Кроме того, ФТС России продвигает такую инновацию, как технология удаленной уплаты таможенных платежей с помощью таможенной платежной карты. Карта предназначена для уплаты таможенных платежей непосредственно в момент таможенного декларирования товаров без предварительного перечисления денеж-

23 Таможня упрощает порядок перемещения товаров // Таможенная политика на Дальнем Востоке. 2016. № 1. С. 126-127.

12 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

55 0

ных средств. Операторами таможенных платежей являются ООО «Таможенная карта» (утв. приказом ФТС России от 01.10.2013 № 1859) и ООО «Мультисер-висная платежная система» (утв. Приказом ФТС России от 01.10.2013 № 1860). Платежи, осуществляемые с помощью карты, отражаются у таможенного инспектора в системе «Лицевые счета» через несколько минут после их свершения, что позволяет оперативно завершить процесс таможенного декларирования и выпуска груза. С помощью карты платежи в режиме on-line можно совершить:

□ на таможенном посту с помощью терминала;

□ удаленно: с помощью терминала в офисе компании - участника ВЭД / таможенного представителя; из программы электронного декларирования (ГТД (Альфа Софт), ВЭД-ДЕКЛАРАНТ (СТМ), ДЕКЛАРАНТ-ЕКС, МОНИТОР-ЭПС (Сигма Софт), АРМ ФЕАНОР (Софт Лэнд), сервис электронного декларирования на портале ФТС России); из личного кабинета.

Преимущества для участника внешнеэкономической деятельности от использования карты сводятся к снижению издержек:

□ финансовых издержек: отсутствие авансирования и переплат, контроль платежей и остатков на банковском счете в режиме on-line,

□ трудовых: отсутствие необходимости управленческого учета совершенных авансовых платежей, оперативность доплаты,

□ решение учетных задач с помощью Архива платежей: предоставление расширенной банковской выписки (вид платежа, номер таможенной декларации, наименование таможенного поста).

* * *

Рассмотрев таможенное регулирование свободных экономических зон на примере Дальневосточного региона России таможенные инновации в свободных экономических зонах, можно сделать вывод, что они направлены, прежде всего, на расширение функций таможенных органов, упрощение порядка перемещения товаров через пункты пропуска, развитие электронного межведомственного документооборота. Обозначенная тенденция способствует реализации приоритетных направлений реализации «Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года»24 и программы «Развития внешнеэкономической деятельности»25. Активизация развития таможенных инноваций в СЭЗ позволит сократить финансовые, временные и трудовые расходы резидентов, сместив акцент на обработку заранее предоставленных первичных электронных документов

24 Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года:распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р

25 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 330. - Режим доступа: КонсультантПлюс. 2016.

^ 56

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2016

и совершенствование взаимодействия между заинтересованными сторонами развития СЭЗ (федеральными органами исполнительной власти, резидентами, управляющими компаниями и др.). Детальная проработка инновационного решения по созданию зоны таможенного контроля участка резидента ТОСЭР и СПВ позволит сконцентрировать ресурсы на осуществлении предпринимательской деятельности и достижении целей создания СЭЗ.

БИБЛИОГРАФИЯ:

10 лет ОЭЗ так и не стали действенным инструментом поддержки экономики // Счетная палата Российской федерации: официальный сайт. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://audit.gov.ru/press_center/news/26369. (10 let OEZ taki ne stalideystvennyminstrumen-tompodderzhkiekonomiki // Schetnaya palata Rossiyskoy federacii: oficialnyy sayt. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)

Администрация особой экономической зоны Магаданской области: официальный сайт. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://oez.49gov.ru/ (Administraciya osoboy eko-nomicheskoy zony Magadanskoy oblasti: oficialnyy sayt. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa) Внешняя подсистема КПС «Портал Морской порт» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sea.customs.ru. (Vneshnyayapodsistema KPS «Portal Morskoy port». [Jelektron-nyjresurs] - Rezhimdostupa)

Восточный экономический форум: официальный сайт. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://forumvostok.ru/ (Vostochnyy ekonomicheskiy forum: oficialnyy sayt. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)

Корпорация развития Дальнего Востока: официальный сайт. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.erdc.ru/ (Korporaciya razvitiya DalnegoVostoka: oficialnyy sayt. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)

Материалы расширенного заседания Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности при Дальневосточном таможенном управлении, состоявшегося 29.03.2016 // Дальневосточное таможенное управление: официальный сайт. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dvtu.customs.ru/ (Materialy rasshirennogo zasedaniya Konsultativnogo soveta po rabote s uchastnikami vneshneekonomicheskoy deyatel-nostipri Dalnevostochnom tamozhennomu pravlenii, sostoyavshegosya 29.03.2016 // Dalne-vostochnoe tamozhennoe upravlenie: oficialnyy sayt. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)

О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя: федеральный закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ (ред. от 05.04.2016). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/ (O razvitii Krymskogo federalnogo okruga i svobodnoy eкonomicheskoy zone na territoriyah Respubliki Krym i goroda federalnogo znacheniya Sevastopolya: federalnyy zakon ot 29.11.2014 № 377-FZ (red. ot 05.04.2016). [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)

О свободном порте Владивосток ФЗ РФ от 13.07.2015 № 212-ФЗ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (O svobodnom porte Vladivostok FZRF ot 13.07.2015 № 212-FZ. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)

О таможенном регулировании в Российской Федерации: федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://

12 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

57 Q

www.consultant.ru/ (O tamozhennom regulirovanii v Rossiyskoy Federacii: federalnyy zakon ot

27.11.2010 № 311-FZ (red. ot 13.07.2015). [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)

О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации ФЗ РФ от 29.12.2014 № 473-Ф3. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/ (O territoriyah operezhayuschego socialno-ekonomicheskogo razvitiya v Rossiyskoy Federacii FZ RF ot 29.12.2014 № 473-FZ. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa) Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ (ред. от 11.03.2016). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant. ru/ (Ob Osoboy ekonomicheskoy zone v Kaliningradskoy oblasti i o vnesenii izmeneniy v nekotorye zakonodatelnye akty Rossiyskoy Federacii: federalnyy zakon ot 10.01.2006 № 16-FZ (red. ot 11.03.2016). [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)

Об Особой экономической зоне в Магаданской области: федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ (ред. от 22.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.01.2015). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Ob Osoboy ekonomicheskoy zone v Magadanskoy oblasti: federalnyy zakon ot 31.05.1999 № 104-FZ (red. ot 22.12.2014) (s izm. i dop., vstup. v silu s 23.01.2015). [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)

Об особых экономических зонах в Российской Федерации: ФЗ РФ от 22.07.2015 № 116-ФЗ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Ob osobyh ekonomicheskih zonah v Rossiyskoy Federacii: FZ RF ot 22.07.2015 № 116-FZ. [Jelektronny jresurs] - Rezhim dostupa)

Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 330. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. consultant.ru/ (Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federacii «Razvitie vneshneekonomicheskoy deyatelnosti» [Elektronnyy resurs]: postanovlenie Pravitelstva RF ot 15.04.2014 № 330. [Jelektronny jresurs] - Rezhim dostupa)

Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Ob utverzhdenii Strategii innovacionnogo razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2020 goda: rasporyazhenie Pravitelstva RF ot

08.12.2011 N 2227-r. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)

Особая экономическая зона в Калининградской области // Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства, и торговли Калининградской области: официальный сайт. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://minprom.gov39.ru/oez/. (Osobaya ekonomicheskaya zona v Kaliningradskoy oblasti // Ministerstvo po promyshlen-noy politike, razvitiyu predprinimatelstva, i torgovli Kaliningradskoy oblasti: oficialnyy sayt. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)

Особые экономические зоны // Министерство экономического развития Российской Федерации: официальный сайт. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://economy.gov. ru/minec/activity/sections/sez/main/zone04/. (Osobyeekonomicheskiezony // Ministerstvo eko-nomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii: oficialnyy sayt. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)

^ 58

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2016

Отчет об итогах деятельности администрации особой экономической зоны за 2015 год // Администрация особой экономической зоны Магаданской области: официальный сайт. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://oez.49gov.ru/. (Otchet ob itogah deyatelnosti administracii osoboy ekonomicheskoy zony za 2015 god // Administraciya osoboy ekonomiches-koy zony Magadanskoy oblasti: oficialnyy sayt. [Jelektronny jresurs] - Rezhim dostupa)

Послание Генерального секретаря Всемирной таможенной организации Кунио Мику-рия // Innovation for Customsprogress. Январь 2013. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.wcoomd.org/en/about-us/international-customs-day/icd-2013.aspx. (Poslanie Gener-alnogo sekretarya Vsemirnoy tamozhennoy organizacii Kunio Mikuriya // Innovation for Customs progress. Yanvar 2013. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)

Предварительное информирование на морском транспорте станет обязательным // Таможенная политика на Дальнем Востоке. 2016. № 1. С. 125-126. (Predvaritelnoe in-formirovanie na morskom transporte stanet obyazatelnym // Tamozhennaya politika na Dalnem Vostoke. 2016. № 1. S. 125-126.)

Россия. Особые экономические зоны // ОАО «Особые экономические зоны»: официальный сайт. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.russez.ru/oez/. (Ros-siya. Osobye ekonomicheskie zony // OAO «Osobye ekonomicheskie zony»: oficialnyy sayt. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)

Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) (ред. от 08.05.2015). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Soglashenie po voprosam svobodnyh (specialnyh, osobyh) ekonomicheskih zon na tamozhennoy territorii Tamozhennogo soyuza i tamozhennoy procedury svobodnoy tamozhennoy zony (zaklyucheno v g. Sankt-Peterburge 18.06.2010) (red. ot 08.05.2015).. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)

Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Tamozhennyy kodeks Tamozhennogo soyuza (red. ot 08.05.2015) (prilozhenie k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Tamozhennogo soyuza, prinyatomu Resheniem Mezhgosudarstvennogo Soveta EvrAzES na urovne glav gosudarstv ot 27.11.2009 N 17). [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)

Таможня упрощает порядок перемещения товаров // Таможенная политика на Дальнем Востоке. 2016. № 1. С. 126-127. (Tamozhnya uproschaet poryadok peremescheniya tovarov // Tamozhennaya politika na Dalnem Vostoke. 2016. № 1. S. 126-127)

Теоретические основы оценки инноваций в таможенной сфере / И.А. Топкова, П.Н. Афонин // Экономика и общество: рациональность и ответственность Сборник научных трудов. Под редакцией О. П. Кузнецовой. Омск, 2015. 352 с. С. 250-262. (Teoreticheskie osnovy ocenki innovaciy v tamozhennoy sfere / I.A. Topkova, P.N. Afonin // Ekonomika i obschestvo: racionalnost i otvetstvennost Sbornik nauchnyh trudov. Podredakciey O. P. Kuznecovoy. Omsk, 2015. 352 s. S. 250-262)

Ю

12 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

59 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.