ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 332.132
ББК 65.04
И.А. ВАСИЛЬЕВА
ТЕРРИТОРИИ С ОСОБЫМ СТАТУСОМ
В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ*
Ключевые слова: особая экономическая зона, территориально-производственный комплекс, технопарк.
Установление государством особых правовых, организационных и экономических режимов на отдельных территориях используется во многих странах как активное средство региональной политики. Главный аргумент их создания, который выдвигает государственная власть, состоит в том, что введение исключений из общего правового, институционального, экономического пространства должно компенсироваться существенными выгодами как для соответствующих территорий, так и для всей национальной экономики. В системе мировых хозяйственных связей территории с особым статусом рассматриваются как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией и углубления интеграционных экономических процессов. В статье отражены основные вопросы создания и функционирования особых экономических зон, территориально-производственных комплексов. Проведена оценка положительных и отрицательных сторон создания такого вида территорий. Сделан вывод о преимуществе технополисов и технопарков перед другими особыми территориями.
I. VASILEVA
TERRITORIES HAVING A SPECIAL STATUS IN NATIONAL ECONOMIC SYSTEM
Key words: special economic zone, territorial production complex, technology park.
Setting special legal, organizational and economic regimes by the state in certain territories is used in many countries as an active means of regional policy. The main argument for their creation which is put forward by the government states that introduction of exceptions from general legal, institutional, economic space is to be compensated by essential benefits both for respective territories, and for the entire national economy. In the system of world economic relations territories having a special status are considered to be a factor of accelerated economic growth due to activization of international commodity turnover, investments mobilization, exchange of technologies, information and integration economic processe deepening. The article reflects the main issues in creating and functioning of special economic zones, clusters and territorial production complexes. Assessment ofpositive and negative sides in creation of such territories is carried out. The conclusion is drawn on advantage of technopolises and technology parks over other special territories.
Благополучие любой страны напрямую зависит от уровня развития её экономики. В эпоху глобализации и плотного взаимодействия представителей разных государств в сфере бизнеса огромную роль в выборе территории
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-02-00401.
для него имеют действующие условия: система налогов, таможенные пошлины, административное участие. Чем комфортнее ведение бизнеса, тем привлекательнее место для инвесторов. Поэтому в последние 10 лет в России активно развивается организация особых экономических зон, отличающихся максимальным количеством льгот для их резидентов.
Цель исследования - показать территории с особым экономическим статусом в качестве инструмента проведения эффективной социально-экономической политики, направленной на инноватизацию.
Объектом исследования выступают территории с особым экономическим статусом. В процессе исследования применялись общенаучные методы: методы сбора и обработки информации, традиционный анализ литературы, логический анализ и синтез.
Особая экономическая зона (ОЭЗ) представляет собой территорию, ограниченную размером, обладающую юридическим статусом в сравнении с другими территориями, а также льготными экономическими условиями для предприятий. Главная цель создания особых экономических зон заключается в том, что они помогают решать стратегические задачи развития государства и его субъектов.
На рисунке показаны четыре типа особых экономических зон, находящихся в России: технико-внедренческие, туристско-рекреационные, про-мышленно-производственные, портовые зоны.
^^ Промышленно.производетвеные зоны (¡^ Тур и стек о-рекреационные Технико-внедренческие зоны (гГ)
ОЭЗ «Г раед^Сиа
ОЭЗ л^цншсипп КН!у|П>»
сш «Алтайская ■ оэз «ворога ■ «Острое Доднна» ■ Считала» | Русский»
Виды ОЭЗ в России [6]
Существуют и комплексные особые экономические зоны, ими становятся целые регионы, когда есть необходимость предоставить льготы всем или почти всем предпринимателям для поддержки этого региона. Примером такого подхода является Крым, где специальный статус нужен для смягчения пе-
рехода местного бизнеса в российскую экономику, для перестройки под действующее в РФ законодательство.
Первые попытки создать специализированные территории в России были предприняты в 1994 г., но это привело к несоответствиям с действующим законодательством, и проекты были свернуты. Полноценное развитие ОЭЗ в нашей стране началось с 2005 г., принят первый Федеральный закон об особых экономических зонах1.
Где и как лучше создавать особые экономические зоны? Отвечая на этот вопрос, выделяют множество факторов, влияющих на экономический рост особых экономических зон. Среди них можно выделить: развитая производственная инфраструктура, благоприятное транспортное положение, большие запасы природно-ресурсного потенциала.
Предприниматели, осуществляющие деятельность на территории ОЭЗ, могут рассчитывать на часть привилегий, принятых для участников зоны. Условия деятельности должны быть оговорены в соглашении о ведении хозяйствования, заключенного с управляющим органом ОЭЗ.
К началу 2017 г. количество созданных в Российской Федерации свободных экономических зон составляло - 24. В них зарегистрировалось 257 инвесторов, объем инвестиций от которых превысил 200 млрд руб. [1].
У свободных экономических зон имеются свои плюсы и минусы. Примерный перечень положительных сторон выглядит так:
- ОЭЗ - отличный универсальный инструмент для развития отстающей экономики;
- минимальные проблемы при осуществлении таможенного контроля;
- возможность использование самых выгодных схем торговли для развития внешнеэкономических отношений;
- привлекательность государства для важных иностранных инвесторов;
- реструктуризация региональной экономической системы;
- обогащение потребительского рынка новыми товарами и возникновение здоровой конкуренции;
- рост инновационного производства, сопровождающийся переходом предприятий на новый технологический уровень;
- практическое отсутствие рисков для страны в случае возможной неудачи создания ОЭЗ;
- активизация и повышение качества деятельности крупных и средних предпринимателей;
- активное развитие инфраструктуры региона, туристической деятельности и строительства;
- новые рабочие места как для высококвалифицированного персонала, так и для работников низкого уровня.
1 Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Фед. закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons doc LAW 54599.
В перечень отрицательных сторон можно включить следующие:
- формирование «черного рынка». Из-за нулевого таможенного режима товары со всей планеты смогут беспошлинно экспортироваться и импортироваться в СЭЗ, и эти неконтролируемые передвижения могут способствовать развитию контрабандного бизнеса;
- довольно узкая специализация свободной экономической зоны;
- рост жесткой конкуренции между производителями товаров из других областей государства, которые не располагают таможенными послаблениями;
- повышенная вероятность трансформации СЭЗ в очаг контрабандного ввоза товаров в страну.
На сегодняшний день процесс создания и управления ОЭЗ характеризуется формализмом, безнаказанностью, отсутствием исполнительной дисциплины и спроса за принятые решения и их последствия. Реальный экономический эффект от особых экономических зон не достигнут.
Из 758 запланированных объектов сданы в эксплуатацию 526. По плану общая стоимость строительства объектов инфраструктуры оценивалась в 334,2 млрд руб., фактически было потрачено 635 млн руб. [1].
Так, например, в Ульяновской области на ОЭЗ из пяти заявленных резидентов стройку ведут только двое. В Алтайском крае из четырех запланированных ОЭЗ реализуется только одна. Открытие ОЭЗ «Советская гавань» в Хабаровском крае состоялось 6 лет назад, но ни один предприниматель не получил статуса резидента из-за долгих согласований; из выделенных 3 млрд руб. было освоено 44,7 млн руб. [1].
Практически все негативные факторы, которые не способствовали положительному эффекту от внедрения в экономику России СЭЗ, носят организационный характер.
В противоположность названным ОЭЗ можно поставить эффективно развивающийся «Иннополис», представляющий собой наукоград, действующий в форме технопарка.
Технопарками называются агломерации наукоемких фирм, которые могут группироваться вокруг крупного университета, института или лаборатории. Основная задача технопарка - сократить срок внедрения научных идей в практику. В инфраструктуру технопарков входят здания, сооружения и телекоммуникации. Инфраструктура совместно с определенными налоговыми льготами предоставляется новым наукоемким фирмам.
Основной особенностью парка является «зонтичность» его структур. Эти структуры обслуживают начинающих предпринимателей, разработчиков, инженеров с целью обеспечить быстрое и прямое внедрение их разработок и бизнес-планов. Технопарки в основном интересуют научные, конструкторские и технологические разработки, которые связаны с НьТесЬ технологиями. Автор идеи показывает руководству технопарка свой проект, представленный в виде бизнес-плана. При одобрении проекта автору предоставляют «ячейку» - производственный модуль технопарка, где он и работает. Клиенты технопарков на льготных условиях могут использовать услуги телеком-
муникации, прибегать к помощи специалистов бухгалтерии, юридического отдела и т.д. Оплата этих услуг и других расходов при выполнении проекта происходит за счет финансов, предоставленных в кредит технопарком, а иногда даже заинтересованным банком. В этом и проявляется «зонтичность» технопарка. Технопарк получает доход тогда, когда проекты, реализуемые в их стенах, становятся наиболее эффективными и прибыльными. Размещают технопарки в основном вблизи вузов или научно-исследовательских учреждений, которые и обладают кадровым потенциалом для технопарков.
Иннополис - это первый в современной России город, созданный с нуля. Его начали строить в 2012 г. в 40 км от Казани, он открыт в июне 2015 г. Сейчас Иннополис - это три одноимённых проекта: особая экономическая зона, университет и собственно сам город с мэрией и всей инфраструктурой - многоквартирными домами, детским садом, школой, спорткомплексом, медицинским центром, супермаркетом. На старте проекта было заявлено, что к 2030 г. население ИТ-центра страны составит 155 тыс. человек (по плану число жителей должно каждый год увеличиваться на 10 тыс.) [3].
На сегодняшний день 40% площадей технопарка зарезервированы и заключены договора аренды. В технопарке зарегистрированы 47 компаний, из них часть является резидентами, часть - партнёрами [3]. Партнер - это такой статус, который был одобрен президентом Татарстана. По сути, партнеры являются резидентами, но только с полной системой налогообложения. Получается, что партнёры особой экономической зоны в некотором смысле выгодны для показателей бюджета. Компании-резиденты сегодня - это компании, которые освобождаются от уплаты налога на прибыль, имущество, транспорт и др. В сфере информационных технологий основными составляющими являются расходы, связанные с социальными выплатами, на оплату труда. И режим ОЭЗ предоставляет 50%-ное освобождение от таких платежей. Для многих компаний это является драйвером для дальнейшего развития. В городе проживает 2500 жителей, из них 300 детей, работает прогимназия, физико-математический лицей, слушатели которого являются участниками олимпиадного движения. В университете Иннополиса учатся 600 студентов, функционируют 16 лабораторий, вокруг которых сформированы команды [3].
Таким образом, создание технополисов и технопарков - это один из основных путей развития науки, информационных технологий и бизнеса в современных условиях. В большинстве стран такой подход уже показывает хорошие результаты.
Литература
1. За 10 лет ОЭЗ так и не стали действенным инструментом поддержки экономики [Электронный ресурс]. URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/26369.
2. Иваницкая И.П., Васильева И.А. Проблема диспропорциональности социально-экономического развития российских регионов // Научное обозрение. 2016. № 12. С. 236-240.
3. Иннополис эффективен и приносит деньги [Электронный ресурс]. URL: http://old.sn-tat.ru/eksklyuziv/48658-roman-shajkhutdinov-innopolis-efFektiven-i-prinosit-dengi.
4. Кадыров Т.А. Зарубежный опыт создания специальных промышленно-производствен-ных зон как инструмента регионального развития // Экономика и бизнес: теория и практика. 2016. № 8. С. 46-49.
5. Мешкова В.В., Зарецкая Л.П. Правовые основы создания и функционирования свободных экономических зон в Российской Федерации // Молодой ученый. 2016. № 21. С. 413-415.
6. Особые экономические зоны (ОЭЗ) в России в 2017 году [Электронный ресурс]. URL: http://znaybiz.ru/lgoty/osobye-ekonomicheskie-zony/v-rossii.html.
7. Рыльская М.А., Павлов П.В. Концептуальная модель развития особых экономических зон на территории Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 11. С. 2-15.
8. Сиразетдинов Р.М., Салахиева Л.Р. Особые экономические зоны как инструмент инновационного развития национальной экономики: эффективность, тенденции, проблемы и пути их решения // Российское предпринимательство. 2016. Т. 7, № 21.
References
1. Za 10 let OEZ tak i ne stali deystvennym instrumentom podderzhki ekonomiki [For 10 years, the SEZ has not become an effective tool to support the economy]. Available at: http://www.ach.gov.ru/ press_center/news/26369.
2. Ivanitskaya I.P., Vasil'eva I.A. Problema disproportsional'nosti sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya rossiiskikh regionov [Problem of disproportionality of social and economic development of Russian regions]. Nauchnoe obozrenie [Scientific review], 2016, no. 12, pp. 236-240.
3. Kadyrov T.A. Zarubezhnyi opyt sozdaniya spetsial'nykh promyshlenno-proizvodstvennykh zon kak instrumenta regional'nogo razvitiya [Foreign experience of creation of special industrially production zones as instrument of regional development]. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika [Economy and business: theory and practice], 2016, no. 8, pp. 46-49.
4. Innopolis effektiven i prinosit den'gi [Innopolis effective and makes money]. Available at: http://znaybiz.ru/lgoty/osobye-ekonomicheskie-zony/v-rossii.html.
5. Meshkova V.V., Zaretskaya L.P. Pravovye osnovy sozdaniya i funktsionirovaniya svobod-nykh ekonomicheskikh zon v Rossiiskoi Federatsii [Legal bases of creation and functioning of free economic zones in the Russian Federation]. Molodoi uchenyi [The Young scientist], 2016, no. 21, pp. 413-415.
6. Osobye ekonomicheskie zony (OEZ) v Rossii v 2017 godu [Special economic zones (SEZ) in Russia in 2017]. Available at: http://znaybiz.ru/lgoty/osobye-ekonomicheskie-zony/v-rossii.html.
7. Ryl'skaya M.A., Pavlov P.V. Kontseptual'naya model' razvitiya osobykh ekonomicheskikh zon na territorii Rossiiskoi Federatsii [Conceptual model of development of special economic zones in the territory of the Russian Federation]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' [National interests: priorities and safety], 2015, no. 11, pp. 2-15.
8. Sirazetdinov R.M., Salakhieva L.R. Osobye ekonomicheskie zony kak instrument in-novatsionnogo razvitiya natsional'noi ekonomiki: effektivnost', tendentsii, problemy i puti ikh resheniya [Special economic zones as instrument of innovative development of national economy: efficiency, tendencies, problems and ways of their decision]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo [Russian business], 2016, vol. 21, no. 7.
ВАСИЛЬЕВА ИНЕССА АНАТОЛЬЕВНА - старший преподаватель кафедры региональной экономики и предпринимательства, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (inka107@mail.ru).
VASILEVA INESSA - Senior Lecturer of Regional Economy and Business Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.