Научная статья на тему 'Проблемы функционирования особых экономических зон в России'

Проблемы функционирования особых экономических зон в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3140
405
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / АРЕНДА / ИНФРАСТРУКТУРА / МАРКЕТИНГ / НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / РЕЗИДЕНТ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / SPECIAL ECONOMIC ZONES / INVESTMENTS / INVESTMENT POLICY / RENT / INFRASTRUCTURE / MARKETING / TAX RATES / REGIONAL BUDGET / RESIDENT / CUSTOM DUTIES / FEDERAL BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старостина Маргарита Игоревна

В статье рассматриваются проблемы развития особых экономических зон, расположенных на территории России. Одним из первых шагов, сделанных Правительством России для стимулирования регионального развития, а также поддержки промышленности, стало создание особых экономических зон на территории страны. Несмотря на то что некоторые ОЭЗ существуют более 10 лет, результаты их деятельности значительно отстаютот запланированных показателей. Это связано с проблемами, возникающими на разных стадиях выполнения проекта создания и функционирования ОЭЗ: от планирования доконтроля за расходованием бюджетных средств до осуществления управления территорией. Для улучшения инвестиционных показателей необходимо применение комплексных мер, которые выведут территории на новый качественный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Performance issues of special economic zones in Russia

This article provides an overview of the issues experienced by Russia’s special economic zones. One of the first steps taken by the Russian government to promote regional development and industrial support was the creation of special economic zones (SEZ) in the country. Despite the fact that certain SEZs were established more than 10 years ago, their performance is significantly lagging behind the forecasted indicators. This is due to the problems that arise at different stages of establishment and functioning of SEZ, including the lack of control over spending the budget funds and inefficient management of the zone. Increasing investment into a SEZ requires the use of integrated measures that should improve the zone’s performance.

Текст научной работы на тему «Проблемы функционирования особых экономических зон в России»

Проблемы функционирования особых экономических зон в России

УДК 339.9+339.7 ББК 65.5+65.268 С-773

М.И. Старостина,

Всероссийская академия внешней торговли, кафедра мировой и национальной экономики - преподаватель

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы развития особых экономических зон, расположенных на территории России. Одним из первых шагов, сделанных Правительством России для стимулирования регионального развития, а также поддержки промышленности, стало создание особых экономических зон на территории страны. Несмотря на то что некоторые ОЭЗ существуют более 10 лет, результаты их деятельности значительно отстают от запланированных показателей. Это связано с проблемами, возникающими на разных стадиях выполнения проекта создания и функционирования ОЭЗ: от планирования до контроля за расходованием бюджетных средств до осуществления управления территорией. Для улучшения инвестиционных показателей необходимо применение комплексных мер, которые выведут территории на новый качественный уровень.

Ключевые слова: Особые экономические зоны, инвестиции, инвестиционная политика, аренда, инфраструктура, маркетинг, налоговые ставки, региональный бюджет, резидент, таможенные пошлины, федеральный бюджет.

Performance issues of special economic zones in Russia

M.I. Starostina,

Russian Foreign Trade Academy, Department of World and National Economy - Lecturer

This article provides an overview of the issues experienced by Russia's special economic zones. One of the first steps taken by the Russian government to promote regional development and industrial support was the creation of special economic zones (SEZ) in the country. Despite the fact that certain SEZs were established more than 10 years ago, their performance is significantly lagging behind the forecasted indicators. This is due to the problems that arise at different stages of establishment and functioning of SEZ, including the lack of control over spending the budget funds and inefficient management of the zone. Increasing investment into a SEZ requires the use of integrated measures that should improve the zone's performance.

Keywords: Special Economic Zones, investments, investment policy, rent, infrastructure, marketing, tax rates, regional budget, resident, custom duties, federal budget.

Abstract

8 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

13 Q

9 июня 2016 года было объявлено, что Президент России Владимир Путин поручил Правительству Российской Федерации прекратить создание особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития. Функции управления ОЭЗ передаются региональным властям до тех пор, пока не будет выработана единая система стратегии работы зон, а также разработан эффективный механизм государственного финансирования строительства инфраструктуры. По данным контрольного управления Президента РФ, с 2006 года на особые экономические зоны было потрачено 186 млрд руб., из которых 24 млрд не были использованы. Помимо этого, сумма налоговых и таможенных поступлений составила только 40 млрд руб.1. Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на широкое использование в международной практике, в России ОЭЗ на данный момент не оправдывают ожиданий экономических властей страны. В связи с этим представляется важным проанализировать особенности создания и функционирования российских ОЭЗ.

Создание особых экономических зон является одним из основных инструментов, используемых в международной практике для ускорения экономического роста и развития ключевых отраслей экономики. В конце 1990-х - начале 2000-х годов Правительством Российской Федерации был сделан первый шаг, стимулирующий приток инвестиций в наиболее важные отрасли экономики, который заключался в принятии федеральных законов о создании особых экономических зон на территории Калининградской и Магаданской областей. Несмотря на существенные экономические вызовы, с которыми сталкивались регионы (кризис 2008 года, недостаточное развитие органов управления и нормативно-правовой базы, высокий уровень коррупции), эта инициатива стала ключевым стимулом для их развития. С 2005 по 2015 год ВРП Калининградской области вырос на 240%, а Магаданской - на 226%, в то время как объем инвестиций в основной капитал показал рост на 120% и 530% соответственно2. Это произошло благодаря изменению налогового и административного режимов в регионах.

Следующим шагом в формировании особых экономических зон на территории России стало принятие Федерального закона ,№116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»3, целью которого было привлечение инвестиций, как иностранных, так и российских, для стимулирования развития производственных отраслей и инфраструктуры. Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом, создаваемые новые особые экономические зоны подпадали под управление АО «Особые экономические зоны» и были разделены по четырем ти-

1 Особые зоны по специальным ценам. Окунь С., Скоробогатько Д. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/3008286

2 Рассчитано автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B14_14p/Main.htm

3 Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"

^ 14

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2016

пам, исходя из сферы деятельности. В частности, в российском законодательстве были выделены следующие типы ОЭЗ:

A) Промышленно-производственные зоны организуются в регионах со значительными запасами природных ресурсов, с разветвленной транспортной инфраструктурой, а также с наличием крупных промышленных предприятий. Целью создания данных зон является формирование условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, создания современных промышленно-про-изводственных комплексов, отвечающих мировым стандартам, способных обеспечить развитие высокотехнологичных производств по выпуску продукции глубокой промышленной переработки.

Б) Технико-внедренческие ОЭЗ создаются в крупных научных центрах, обладающих научно-техническим потенциалом. К основным целям формирования данных территорий можно отнести:

- содействие созданию инновационной экономики;

- развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;

- развитие производства новых видов продукции;

- сохранение и наращивание потенциала высококвалифицированных научно-технических и рабочих кадров;

- коммерциализация результатов научно-технической деятельности.

B) Туристско-рекреационные ОЭЗ формируются в регионах с возможностями для развития туризма (пляжного, экстремального, оздоровительного и др.) с целью повышения конкурентоспособности данного вида услуг на территории России.

Г) Портовые ОЭЗ размещаются в регионах, наиболее близких к морским торговым путям и воздушным коридорам4. Они создаются для повышения качества транспортно-логистической инфраструктуры, а также для стимулирования экс-порта5. На 1 января 2016 года в России действовало 33 особых экономических зоны (см. таблицу 1).

Таблица 1

Классификация особых экономических зон в России

Технико-внедренческие ОЭЗ Промышленно-производственные ОЭЗ Туристско-рекреационные ОЭЗ Портовые ОЭЗ

г. Москва, «Зеленоград» г. Астрахань Республика Алтай, «Алтайская долина» Ульяновская область, «Ульяновск-Восточный»

4 Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/main/

5 Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ»Об особых экономических зонах в Российской Федерации». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182765;fld=134;dst=1000000001,0;r ^=0.000015224330127239227

8 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

15 ^

Технико-внедренческие ОЭЗ Промышленно-производственные ОЭЗ Туристско-рекреационные ОЭЗ Портовые ОЭЗ

Московская область, «Дубна» г. Владивосток Республика Бурятия, «Байкальская гавань» Хабаровский край, «Советская Гавань»

г. Санкт-Петербург Липецкая область, «Липецк» Алтайский край, «Бирюзовая Катунь» Мурманская область

Томская область, «Томск» Республика Татарстан, «Алабуга» Ставропольский край, «Гранд Спа Юца»

Республика Татарстан, «Иннополис» Самарская область, «Тольятти» Иркутская область, «Ворота Байкала»

Московская область, «Исток» Свердловская область, «Титановая долина» Приморский край, «Остров Русский»

Псковская область, «Моглино» Туристический кластер в СКФО, Краснодарском крае и Республике Адыгея

Калужская область, «Людиново» Тверская область, «Завидово»

Московская область, «Ступино Квадрат»

Московская область, «Исток»

Источник: составлено автором на основе данных Министерства экономического развития, Правительства Российской Федерации и Российская газета. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/main/, http://government.ru/ docs/ и http://rg.ru/2016/01/12/istok-site-anons.html

В данной таблице не учтены зоны, расположенные в Магаданской и Калининградской областях, поскольку они были созданы до разграничения зон по типам их деятельности и не предусматривают какого-то определённого направления.

В соответствии с Федеральным законом, целью деятельности особых экономических зон, вне зависимости от направлений их деятельности, является привлечение инвестиций в ключевые отрасли экономики посредством предоставления определенных преференций, которые включают:

^ 16

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2016

Льготные ставки налогообложения. Зарегистрированные на территории особых экономических зон компании обязаны платить налоги на прибыль от ведения своей деятельности в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, по ставке, которая зависит от типа зоны (см. таблицу 2).

Таблица 2

Ставки по налогу на прибыль для резидентов ОЭЗ

•с

•с

42

а £

¡3

к с

»а

а £

а

т%г

^

С §

и а

--о

а

а §

а

а

£

0 % на 5 лет

^

С

Й 3 а

а

^

а

I

с

< а

§

с £

^

С

Й 3 а а с

а »

а §

и

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а £

0 % на 10 лет (для резидентов, объединенных в кластер) 0 % - 13,5 %

Т%

- в Федеральный бюджет

18%

0 % - 13,5 %

0 % -13,5 %

0 % -13,5 %

- в региональный бюджет

Источник: статья 284 Налогового Кодекса Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.rU/10900200/37/#block_284

Таким образом, резиденты ОЭЗ получили существенные налоговые преференции по сравнению с компаниями, зарегистрированными вне льготных территорий. Технико-внедренческие и туристско-рекреационные ОЭЗ освобождены от уплаты налога на прибыль в федеральный бюджет, а для портовых и промышленно-произ-водственных ОЭЗ применяется базовая ставка в 2%. Что касается выплаты налога на прибыль в региональный бюджет, то для всех ОЭЗ подход общий: ставка не должна превышать 13,5%. Так, на 1 июня 2014 года сумма всех выплат по налогу на прибыль составила 11 млрд рублей: 7 521 млрд рублей в промышленно-про-изводственных ОЭЗ, 3 316 млрд рублей в технико-внедренческих ОЭЗ, 14 млрд рублей в туристско-рекреационных ОЭЗ и 7 млрд рублей в портовых ОЭЗ6. Со-

6 Рассчитано автором на основе данных Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/ activity/sections/sez/main/

8 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

17 ^

ответственно, лидерами по объему выплат налога на прибыль являются промышленно-производственные ОЭЗ. Это, прежде всего, связано с тем, что они являются наиболее развитыми особыми экономическими зонами на территории России, а также с тем, что ставка налога в этих зонах выше, чем в технико-внедренческих и туристско-рекреационных ОЭЗ. Следует отметить, что у промышленно-произ-водственных и портовых ОЭЗ налоговые режимы очень похожи, но в реальности в бюджет поступает в 1 000 раз больше средств из промышленно-производственных зон, чем из портовых, что обусловлено отставанием логистических территорий по количеству резидентов.

Таможенные льготы, которые заключаются в отмене таможенных пошлин, налогов и нетарифных мер регулирования для товаров, ввозимых на территорию особых экономических зон из других государств.7

Система «одного окна», предусматривающая получение государственных услуг в одном месте (заключение договоров аренды, покупки земельных участков, получение разрешения на строительство и так далее), возможность осуществления документооборота в электронном виде и проверки статуса обработки отправленных документов.

Льготные условия аренды, которые определяются методикой расчета арендной платы Министерства экономического развития РФ. Данная методика включает расчет арендной платы, как за земельные участки, так и за недвижимое имущество. Так, резиденты особых экономических зон обязаны производить арендные платежи за земельные участки в соответствии со следующей формулой:

АП = Pmax x Ki,

где Pmax - максимальный размер арендной платы за земельные участки, составляющий 2 процента их кадастровой стоимости в год;

Ki - понижающий коэффициент, который меняется в зависимости от типа ОЭЗ, суммы инвестирования и срока деятельности резидента.

Например, в промышленно-производственных ОЭЗ для компаний, осуществляющих инвестиции в размере 10 млн евро, данный показатель составляет 0,9, но в случае достижения инвестициями 30 млн евро, этот коэффициент был бы равен 0,5.

Если земельные участки были взяты в аренду с целью строительства и эксплуатации недвижимого имущества, то при определении арендного платежа используется формула:

АП= 2% x КС x N.

где КС - кадастровая стоимость земельного участка;

N - понижающий коэффициент, равный 0, 001.

7 Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/preferences/ customstreatment/

^ 18

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2016

В случае, если резидент хочет взять в аренду объект недвижимого имущества, то арендная плата будет определяться следующей формулой: АП = S x Ср x Ni,

где S - площадь объекта;

Ср - ставка арендной платы за 1 кв. м в год, установленная независимой оценкой;

Ni - понижающий коэффициент, который зависит от типа особой экономической зоны и срока договора аренды.

Например, в технико-внедренческих ОЭЗ в течение первого года действия договора аренды данный показатель составляет 0,5, в течение второго года - 0,55, а начиная с третьего года - 0,6.8

Помимо перечисленных преференций, резиденты ОЭЗ получают другие преимущества, связанные с ведением их деятельности в зависимости от типа зоны, например, ускоренную амортизацию основных средств, которая возможна на территории промышленно-производственных и туристско-рекреационных ОЭЗ9.

Благодаря политике применения льгот для резидентов в особых экономических зонах было зарегистрировано на 31 декабря 2015 года 633 юридических лица, из которых на технико-внедренческие ОЭЗ приходится 416 резидента, на промышленно-производственные - 152, туристско-рекреационные - 59 и на портовые - 6 (см. рисунок 1).

Как видно из рисунка 1, наиболее привлекательными для инвесторов в России стали технико-внедренческие ОЭЗ. Это связано с особенностями деятельности этих зон, поскольку резиденты заинтересованы инвестировать в развитие новейших технологий, так как они являются наиболее рентабельными. Помимо этого, у технико-внедренческих ОЭЗ есть дополнительные преференции: резиденты не платят налог на прибыль в федеральный бюджет в течение 5 лет10.

Следует отметить, что план по привлечению резидентов в ОЭЗ выполнен только на 80%. Лидерами по данному показателю являются промышленно-производ-ственные зоны. На их территории количество зарегистрированных резидентов составляет 101% от запланированной величины, причем «Алабуга» выполнила данный план на 146%, а «Липецк» - на 104%. Что касается технико-внедренческих ОЭЗ, то количество резидентов составило только 71%, в основном, за счет «Томска» (83%), Дубны (74%) и Санкт-Петербурга (73%). В туристско-рекреационных

8 Методика расчета арендной платы по договорам аренды земельных участков, расположенных в пределах территорий особых экономических зон. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=134555;fld=134;d st=100028;rnd=189271.26868800655938685;;ts=01892713872180129401386

9 Преференции и льготы резидентам особых экономических зон. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.xn—dtbhaacat8bfloi8h.xn--p1ai/oez_lgoty

10 Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/main/

8 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

19 Q

и портовых ОЭЗ количество резидентов составило 63% вместо 86% запланированных показателей. Это связано, прежде всего, со сложностью формирования туристической инфраструктуры, которая требует существенных финансовых затрат.

Структура размещения резидентов по типам ОЭЗ

Рисунок 1

Источник: составлено автором на основе данных Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://economy.gov. ru/minec/activity/sections/sez/main/

С момента начала деятельности особых экономических зон резидентами в общей сложности было инвестировано около 101 млрд рублей (см. рисунок 2). Как видно из рисунка 2, основным типом ОЭЗ, привлекающим инвестиции, стали про-мышленно-производственные зоны, объемы инвестирования в которые на 1 июля 2014 года достигли 82 млрд рублей11, в том числе, в «Алабуге» - 59 млрд рублей, «Липецке» - 23 млрд рублей, «Тольятти» - 351 млн рублей и «Титановой долине» - 8 млн. Основной причиной высоких объемов инвестирования стал тот факт, что ОЭЗ были сформированы на базе уже существующих производств.

Следующим типом ОЭЗ по объему инвестиций стали технико-внедренческие ОЭЗ, которые привлекли около 18 млрд рублей: г. Санкт-Петербург - 6 млрд рублей, «Томск» - 5 млрд рублей, «Дубна» - 4 млрд рублей и «Зеленоград» - 3 млрд рублей12.

11 Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/main/

12 Там же

^ 20

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2016

Рисунок 2

Структура инвестирования резидентов по видам ОЭЗ на 1 июля 2014 года, %

Источник: составлено автором на основе данных Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://economy.gov. ru/minec/activity/sections/sez/main/

Туристско-рекреационные ОЭЗ привлекли 927 млн рублей инвестиций: «Бирюзовая Катунь» - 619 млн рублей, «Ворота Байкала» - 126 млн рублей, «Байкальская гавань» - 105 млн рублей, «Алтайская долина» - 77 млн рублей.

В портовые ОЭЗ поступило только 81 млн рублей инвестиций, которые были направлены в «Ульяновск-Восточный».

По данным Министерства экономического развития РФ, объемы инвестирования составили всего 42% от запланированного показателя. Технико-внедренческие ОЭЗ выполнили план на 83%, причем на долю ОЭЗ «Томск» пришлось 102%. У промышленно-производственных зон объемы инвестирования составили 69% от запланированного показателя. Следует отметить, что если в «Алабуге» план выполнен на 164%, то в «Моглино» и «Людиново» этот показатель оказался практически нулевым. Туристско-рекреационные и портовые ОЭЗ достигли только 12% и 4% от запланированных показателей соответственно. По данным на 1 июля 2014 года, государственные инвестиции значительно превышают частные (см. таблицу 3).

8 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

21 Q

Таблица 3

Соотношение государственных и частных инвестиций основных особых экономических зон на 1 июля 2014 года

Технико-внедренческие ОЭЗ Промышленно-производственные зоны ОЭЗ Туристско-рекреационные ОЭЗ Портовые ОЭЗ

Название Соотношение государственных и частных инвестиций Название Соотношение государственных и частных инвестиций Название Соотношение государственных и частных инвестиций Название Соотношение государственных и частных инвестиций

г. Москва, «Зелено-град» 1/0,15 Липецкая область, «Липецк» 1/3 Республика Алтай, «Алтайская долина» 1/0,02 Ульяновская область, «Ульяновск-Восточный» 1/0,1

Московская область, «Дубна» 1/0,37 Республика Татарстан, «Алабуга» 1/3 Республика Бурятия, «Байкальская гавань» 1/0,02

г. Санкт-Петербург 1/0,6 Самарская область, «Тольятти» 1/0,2 Алтайский край, «Бирюзовая Катунь» 1/0,2

Томская область, «Томск» 1/0,39 Иркутская область, «Ворота Байкала» 1/0,8

Источник: составлено автором на основе данных Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://economy.gov. ru/minec/activity/sections/sez/main/

Частные инвестиции существенно отстают как от плановых, так и от государственных, что связано с некоторыми проблемами функционирования ОЭЗ, в числе которых можно выделить следующие:

Недостаточное развитие исследований рынков сбыта продукции ОЭЗ. При формировании особых экономических зон важную роль должно играть использование маркетинговых стратегий13. Данные стратегии должны ориентироваться на разные целевые группы: от инвесторов до представителей государственного аппарата. Такие стратегии в России отсутствуют и реализация возможностей маркетинга недостаточна, в особенности, за рубежом.

13 Чернявская Ю.А. Маркетинговая стратегия особой экономической зоны - основа региональной социально-экономической системы. // ИнВестРегион, № 4, 2008. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.v-itc.ru/investregion/2008/04/pdf/2008-04-02.pdf

^ 22

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2016

Период регистрации филиалов и представительств в ОЭЗ может составить около года. Он включает в себя проведение предварительных переговоров, разработку проекта согласно официальным требованиям, получение согласования от профильных ведомств и соответствующих региональных властей. Следует также отметить, что форма бизнес-плана для потенциальных резидентов ОЭЗ регламентирована приказами Министерства экономического развития, отступление от которых не допустимо14.

НЕДОСТАТОЧНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ

При формировании ОЭЗ требуется значительное финансирование для того, чтобы создать наиболее привлекательные условия для будущих инвесторов. Это финансирование направляется как на развитие инфраструктуры, так и на проведение маркетинговых процедур. Так, на 1 июля 2014 года из государственного бюджета было выделено 68,6 млрд рублей15 (см. рисунок 3).

Рисунок 3

Финансирование из федерального бюджета на 1 июля 2014 года по типам ОЭЗ, %.

о%

■ Технико-внедренческие ОЭЗ

■ Пр о мыишенно-пронзвоцственные ОЭЗ

Туристско-рекреационные ОЭЗ

■ Портовые ОЭЗ

Источник: составлено автором на основе данных Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://economy.gov. ru/minec/activity/sections/sez/main/

14 Фурщик М.А., Шутова А.В. Особые экономические зоны: опыт и перспективы. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://media.rspp.ru/document/1/c/8/c8bc836c9fee82 d7c4450d4b85dc7c22.pdf

15 Рассчитано автором на основе данных Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/ activity/sections/sez/main/

8 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

23 Q

Как видно из рисунка 3, лидерами по привлечению средств из государственного бюджета стали технико-внедренческие и промышленно-производственные ОЭЗ. Около 14 млрд рублей было направлено на развитие ОЭЗ в Татарстане - «Алабу-га», профильными направленими деятельности в которой являются развитие автомобилестроения, нефтехимической промышленности, производство строительных материалов, а также товаров массового назначения16. На сентябрь 2015 г. на территории Алабуги зарегистрирована 41 компания, среди которых ООО «Форд Соллерс Елабуга», ЗАО «Полиматиз», ЗАО «Интерскол-Алабуга», ООО «Роквул-Волга» и другие17.

Финансирование ОЭЗ производится не только из федерального бюджета, но также из бюджетов субъектов Российской Федерации, на территории которых данные зоны располагаются. На 1 июля 2014 года финансирование имело следующую структуру:

A) технико-внедренческие ОЭЗ были профинансированы на 51% из федерального бюджета, а на 49% - из бюджетов субъектов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Б) промышленно-производственные получили 63% финансирования из федерального бюджета и 37% - из региональных бюджетов;

B) туристско-рекреационные ОЭЗ получили только 23% средств из местных бюджетов, а остальные средства были направлены из государственного бюджета;

Г) портовые ОЭЗ были профинансированы на 77% из региональных бюджетов и на 23% - из государственного бюджета.

Следует отметить, что с начала деятельности ОЭЗ в 2009 году и до 1 июля 2014 года плановые объемы финансирования из бюджетов были исполнены в среднем на 38% (34% обязательств было исполнено из федерального бюджета и 42% - из регионального), причем распределение ресурсов было весьма неравномерным. Промышленно-производственные ОЭЗ получили только 62% от плановых ассигнований, технико-внедренческие - 52,10%, туристско-рекреационные - 31% и портовые - 6,5%, что недостаточно для эффективного функционирования зон.

Средства, полученные из федерального и местных бюджетов, были направлены, прежде всего, на развитие «инфраструктурных преференций»18, а именно: строительство транспортных коммуникаций, теплосетей, электрических сетей, газоснабжения, водоснабжения, а также развитие социальной инфраструктуры. Так, на 1 июля 2014 года было построено всего 133 объекта инфраструктуры (см. рисунок 4).

16 Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Алабуга". [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.business-gazeta.ru/company/64/

17 ОЭЗ «Алабуга». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://alabuga.rU/about/#residents

18 Буров М., Наумова Ю. Особые экономические зоны: теория инновационного развития. // Проблемы теории и практики управления №5, 2012 с. 59-67.

^ 24

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2016

Рисунок 4

Количество объектов инфраструктуры, построенных за счет бюджетных

средств на 1 июля 2014 года

ПортоЕые ОЭЗ

Туристско-рекре анионные ОЭЗ

Промышенно-проггзБодсгвенные ОЭЗ

Технико-внедренческие ОЭЗ

О 10 20 30 40 50 60 70 S0

Источник: составлено автором на основе данных Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://economy.gov. ru/minec/activity/sections/sez/main/

Как видно из рисунка 4, по количеству построенных объектов инфраструктуры портовые ОЭЗ значительно отстают от других видов зон, что, прежде всего, связано с технологическими трудностями создания логистических узлов. Важно отметить, что все четыре объекта инфраструктуры портовых ОЭЗ были построены в Ульяновской области и являются объектами таможенной, транспортной и инженерной инфраструктуры19. Что касается туристско-рекреационных ОЭЗ, то значительная часть объектов (31) была построена в «Байкальской гавани» Республики Бурятия. Они включают в себя организацию водоснабжения и канализационных систем, строительство автодороги Хаим-Бычье озеро, набережной, улично-до-рожной сети и т.д.20. Среди промышленно-производственных ОЭЗ наиболее развитой является Алабуга, с даты основания которой были построено 11 объектов как транспортной, так и коммунальной инфраструктуры. Развитие инфраструктуры в технико-внедренческих ОЭЗ отличается тем, что оно предусматривает помимо

19 Россия. Особые экономические зоны. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.russez.ru/oez/port/ulyanovsk_region/ulyanovsk/

20 Россия. Особые экономические зоны. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.russez.ru/oez/tourism/buryatia/bajkalskaya_gavan/construction_schedule/

8 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

25 Q

организации логистики и энергоснабжения строительство научно-внедренческих центров и так далее. Так, например, в «Томске» было построено 23 объекта, среди которых Центр биотехнологий, а в «Дубне» - 21 объект, в том числе объекты инфраструктуры для Российского центра программирования21.

Несмотря на существенные государственные затраты на формирование инфраструктуры в ОЭЗ, во многих регионах она недостаточно развита для того, чтобы привлечь резидентов. Так, например, в «Дубне» присутствует острый дефицит жилых помещений, из-за чего сильно ограничены возможности привлечения и закрепления на производстве молодых и высококвалифицированных специалистов; недостаточны энергетические мощности для расширения числа функционирующих предприятий, существуют и проблемы транспортной доступности22.

Трудности с развитием инфраструктуры ОЭЗ в том числе связаны с недостаточным контролем за использованием средств, выделяемых из государственного и регионального бюджетов. Так, например, в Ульяновске было выделено 7,7 млрд рублей из государственного и регионального бюджетов, но дополнительные объекты инфраструктуры так и не были построены23.

Еще одной проблемой, осложняющей функционирование ОЭЗ, стало то, что для каждого типа ОЭЗ предусмотрен очень узкий круг деятельности для резидентов, что делает работу на территории особой экономической зоны не всегда интересной для компаний, которые функционируют в сфере сложных взаимосвязанных технологических и логистических процессов. Например, в портовых ОЭЗ разрешена производственная деятельность, связанная только с ремонтом судов, переработкой рыбы и простые сборочные операции24. Следовательно, предприятия, размещенные на территории ОЭЗ, не могут осуществлять производственную деятельность по переработке товара в месте погрузки, и товары для изменения их качества должны дополнительно транспортироваться в другие районы.

В России особые экономические зоны являются отдельными не интегрированными25 между собой территориями, что также затрудняет деятельность производственных или транспортных компаний, заинтересованных в участии в научно-исследовательских разработках. Это также подтверждает недостаточное взаимодействие между бизнес-структурами и наукой.

21 Россия. Особые экономические зоны. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.russez.ru/oez/innovation/mo/dubna/construction_schedule/

22 Особые экономические зоны России: проблемы развития. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.tpp-inform.ru/analytic_journal/2430.html

23 Особые экономические зоны. . [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. russez.ru/oez/port/ulyanovsk_region/ulyanovsk/

24 Буров М., Наумова Ю. Указ. соч., №5, 2012 с. 59-67.

25 Анализ особых экономических зон в России. // БИКИ, №102, 2012 с.2-3.

^ 26

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2016

В особых экономических зонах практически отсутствует система государственных заказов, которые, помимо привлечения резидентов, ориентируют государственные инвестиции на развитие высокотехнологичных производств, а также формируют инновационную политику страны26.

В мировой практике, наряду с предоставлением прямых льгот в особых экономических зонах, существуют формы косвенной поддержки, такие как: инвестиционное консультирование, содействие в патентной защите, централизованный PR и т. д. Однако на территории России данная деятельность недостаточно развита, несмотря на то, что она необходима для привлечения инвесторов.

В российских особых экономических зонах также не предусмотрен особый режим для иностранных инвесторов, роль которых нельзя недооценивать вследствие следующих факторов:

а) приток иностранных инвестиций способствует росту капиталовложений в инновационные отрасли промышленности;

б) иностранные компании вместе с финансовыми вложениями приносят передовые технологии и опыт, в которых заинтересована российская экономика;

в) иностранные инвестиции способствуют развитию инновационных отраслей не только в рамках внутреннего спроса, но и в глобальной экономике, что сделает российские предприятия более конкурентоспособными на мировом рынке;

г) привлечение иностранных компаний помогает диверсифицировать российское промышленное производство27.

Несмотря на существующие проблемы, ограничивающие деятельность особых экономических зон на территории России, они оказывают существенное влияние на развитие промышленности и инфраструктуры регионов, что, в свою очередь, приводит к улучшению их экономического климата.

Так, с момента формирования особых экономических зон на территории областей рост ВРП составил: Калужская область - 314%, Астраханская область - 281%, Самарская область - 159%28. Такой рост, прежде всего, связан с ростом обрабатывающей промышленности. На рисунке 5 показана стоимость отгруженных товаров, произведенных обрабатывающей промышленностью муниципальных образований, где сформированы крупнейшие особые экономические зоны.

26 К вопросу о влиянии государственных заказов на инновации. Невзоров О.Ю. Вестник СамГУ, № 10 (101)2012. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vestnik-old.samsu.ru/ articles/101_26.pdf

27 Анализ особых экономических зон в России, БИКИ № 103 от 11 сентября 2012 года

28 Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#

8 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

27 ^

Рисунок 5

Рост стоимости отгруженных товаров обрабатывающей промышленности Елабужского и Дмитровского муниципальных районов, млн рублей

Источник: составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/scripts/db_inet2/ passport/pass.aspx?base=munst46&r=46608000

Как видно из рисунка 5, в Елабужском и Дмитровском муниципальных районах с 2009 по 2013 год наблюдался устойчивый рост объемов производимой продукции, что связано с формированием благоприятных условий для резидентов, размещавших там свои предприятия. В общей сложности с 2009 по 2013 год рост производимой продукции в Елабужском муниципальном районе составил 575%, а в Дмитровском муниципальном районе - 65%. В 2014 году ситуация изменилась из-за общего ухудшения условий для экономического роста в стране вследствие кризиса на Украине.

^ 28

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2016

Следует отметить, что формирование особых экономических зон носит долгосрочный характер. Так, например, наиболее успешные зоны в Дубае и Сингапуре были созданы более 30 лет назад29. Несмотря на недолгое существование российских особых экономических зон, официальное начало которым было положено 10 лет назад, уже есть существенные успехи. Так, в качестве примера можно назвать Липецкую область, где зарегистрированы крупнейшие российские и иностранные компании, занимающиеся высокотехнологичным производством (ООО «РосМед-Технолоджи-Липецк», ООО «Йокохама Р. П. З.», ООО «Бекарт-Липецк»)30, а Республику Татарстан, которая ориентирована на создание благоприятных условий для развития промышленности (основные резиденты - ООО «Форд Соллерс Ела-буга», ООО «Алабуга-Моторс», ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно»31). Также интересен опыт ОЭЗ «Завидово», за год существования которой уже заявлено более 22,5 млрд инвестиций32.

Таким образом, несмотря на существенный рост количества особых экономических зон в России, только несколько территорий работают эффективно. Для улучшения функционирования особых экономических зон необходимо реализовывать комплексный подход к их развитию, адаптированный к возможностям и особенностям каждого региона. Точечные меры, направленные на решение отдельных вопросов, вряд ли смогут обеспечить эффективное привлечение инвестиций, развитие производства и рост валового регионального продукта.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Федеральный Закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (Federal'nyj Zakon ot 22.07.2005 N 116-FZ «Ob osobyh jekonomicheskih zonah v Rossijskoj Federacii»)

Анализ особых экономических зон в России. // БИКИ №102, 2012 с.2-3 (Analiz osobyh jekonomicheskih zon v Rossii. BIKI №102, 2012 s.2-3)

Буров М., Наумова Ю. Особые экономические зоны: теория инновационного развития. //Проблемы теории и практики управления №5, 2012 с. 59-67 (Burov M., Naumova Ju. Osobye jekonomicheskie zony: teorija innovacionnogo razvitija. //Problemy teorii i praktiki upravlenija №5, 2012 s. 59-67)

Мкртчян Н. Внутренние миграции населения России в последнее десятилетие. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://polit.ru/article/2003/02/13/582506/ (Mkrtchjan N. Vnutrennie migracii naselenija Rossii v poslednee desjatiletie. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

29 Лютова М. «В начале пути каждая ОЭЗ - это абсолютно венчурный проект». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russez.ru/oez/industrial/lipetsk_region/lipetsk/

30 «В начале пути каждая ОЭЗ - это абсолютно венчурный проект». Лютова М. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russez.ru/oez/industrial/lipetsk_region/lipetsk/

31 Особые экономические зоны. Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. russez.ru/oez/industrial/tatarstan/alabuga/

32 Лютова М. Указ. соч. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti. ru/economics/characters/2015/06/10/595933-v-nachale-puti-kazhdaya-oez-eto-absolyutno-venchurnii-proekt

8 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

29 Q

История ОЭЗ в России. // «Коммерсант Власть» №43 от 3 ноября 2014 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2602479 (Istorija OJeZ v Rossii. «Kommersant Vlast'» №43 ot 3 nojabrja 2014 goda. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Невзоров О.Ю. К вопросу о влиянии государственных заказов на инновации. //Вестник СамГУ № 10 (101)2012. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vestnik-old.samsu.ru/ articles/101_26.pdf (Nevzorov O.Ju. K voprosu o vlijanii gosudarstvennyh zakazov na innovacii. //Vestnik SamGU, № 10 (101)2012. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Какие новые особые экономические зоны появятся в России? [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.aif.ru/dontknows/file/1159900 (Kakie novye osobye jekonomicheskie zony pojavjatsja v Rossii? [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Чернявская Ю.А. Маркетинговая стратегия особой экономической зоны - основа региональной социально-экономической системы. //ИнВестРегион № 4, 2008. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.v-itc.ru/investregion/2008/04/pdf/2008-04-02. pdf (Chernjavskaja Ju.A. Marketingovaja strategija osoboj jekonomicheskoj zony - osnova regional'noj social'no-jekonomicheskoj sistemy. InVestRegion № 4, 2008. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/main/ (Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.business-gazeta.ru/company/64/ (Osobaja jekonomicheskaja zona promyshlenno-proizvodstvennogo tipa «Alabuga». [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Фурщик М.А., Шутова А.В. Особые экономические зоны: опыт и перспективы. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://media.rspp.ru/document/1/c/8/c8bc836c9fee82d7 c4450d4b85dc7c22.pdf (Furshhik M.A., Shutova A.V Osobye jekonomicheskie zony: opyt i perspektivy. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Окунь С., Скоробогатько Д. Особые зоны по специальным ценам. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/3008286 (Okun' S., Skorobogat'ko D. Osobye zony po special'nym cenam. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Особые экономические зоны России: проблемы развития. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.tpp-inform.ru/analytic_journal/2430.html (Osobye jekonomicheskie zony Rossii: problemy razvitija. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

ОЭЗ «Алабуга». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://alabuga.ru/about/#residents (OJeZ «Alabuga». [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Россия. Особые экономические зоны. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.russez.ru/oez/port/ulyanovsk_region/ulyanovsk/ (Rossija. Osobye jekonomicheskie zony. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/# (Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Эксперт РА. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.raexpert.ru/database/ countries/russian_federation/ (Jekspert RA. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

^ 30

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.