Научная статья на тему 'Особые экономические зоны в СССР и Российской Федерации (1980-2018)'

Особые экономические зоны в СССР и Российской Федерации (1980-2018) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
956
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / СССР / РОССИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / SPECIAL ECONOMIC ZONES / USSR / RUSSIA / INVESTMENT ATTRACTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жериборов Денис Сергеевич, Князева Елена Геннадьевна

Рассматривается вопрос о создании и функционировании особых экономических зон как территорий с особым юридическим статусом в СССР и Российской Федерации в период с 1980-х годов до настоящего времени. Авторами уделяется внимание истории развития особых экономических зон в разные временные интервалы: с 1980 по 1990, с 1990 по 2000, с 2000 по 2005, с 2005 по 2016 годы. Актуальность статьи обусловлена тем, что привлечение иностранных инвестиций является приоритетным вопросом для руководства любого государства, в частности, для Российской Федерации в разные периоды истории. Отмечается, что важность создания особых экономических зон обусловлена необходимостью привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов РФ как одного из вариантов сотрудничества субъектов Федерации с зарубежными финансовыми группами, поскольку такое экономическое взаимодействие позволяет решать множество социально-значимых вопросов. Анализируются трудности создания свободных экономических зон после распада Советского Союза в условиях политической и экономической нестабильности. Показано, что в последние несколько лет руководство страны принимает меры для эффективного развития данных зон как особого инструмента успешного развития российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жериборов Денис Сергеевич, Князева Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special Economic Zones in USSR and Russian Federation (1980-2018)

The question of the creation and functioning of special economic zones as territories with special legal status in the USSR and the Russian Federation in the period from the 1980s to the present time is considered. The authors pay attention to the history of development of special economic zones in different time intervals: from 1980 to 1990, from 1990 to 2000, from 2000 to 2005, from 2005 to 2016. The relevance of the article is due to the fact that the attraction of foreign investment is a priority issue for the leadership of any state, in particular, for the Russian Federation in different periods of history. It is noted that the importance of creating special economic zones is due to the need to attract foreign investment in the economy of the regions of the Russian Federation as one of the options for cooperation of the subjects of the Federation with foreign financial groups, since such economic interaction allows to solve many socially significant issues. The difficulties of creating free economic zones after the collapse of the Soviet Union in the conditions of political and economic instability are analyzed. It is shown that in the last few years the country’s leadership is taking measures for the effective development of these zones as a special tool for the successful development of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Особые экономические зоны в СССР и Российской Федерации (1980-2018)»

Жериборов Д. С. Особые экономические зоны в СССР и Российской Федерации (1980— 2018) / Д. С. Жериборов, Е. Г Князева // Научный диалог. — 2019. — № 3. — С. 246—260. — DOI: 10.24224/2227-1295-2019-3-246-260.

Zheriborov, D. S., Knyazeva, E. G. (2019). Special Economic Zones in USSR and Russian Federation (1980—2018). Nauchnyi dialog, 3: 246-260. DOI: 10.24224/2227-1295-2019-3-246260. (In Russ.).

WEB OF <JC | E RI H J MWTL^'B,^

h---

LIBRARY.

УДК 94(470)"1980/2018":332.122 DOI: 10.24224/2227-1295-2019-3-246-260

Особые экономические зоны в СССР и Российской Федерации (1980—2018)

© Жериборов Денис Сергеевич (2019), orcid.org/0000-0003-2662-1107, старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения, Уральский гуманитарный институт, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия), dsurfu@yandex.ru.

© Князева Елена Геннадьевна (2019), orcid.org/0000-0002-9876-6471, Scopus ID 57192254905, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита, Высшая школа экономики и менеджмента, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия), keg55@list.ru.

Рассматривается вопрос о создании и функционировании особых экономических зон как территорий с особым юридическим статусом в СССР и Российской Федерации в период с 1980-х годов до настоящего времени. Авторами уделяется внимание истории развития особых экономических зон в разные временные интервалы: с 1980 по 1990, с 1990 по 2000, с 2000 по 2005, с 2005 по 2016 годы. Актуальность статьи обусловлена тем, что привлечение иностранных инвестиций является приоритетным вопросом для руководства любого государства, в частности, для Российской Федерации в разные периоды истории. Отмечается, что важность создания особых экономических зон обусловлена необходимостью привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов РФ как одного из вариантов сотрудничества субъектов Федерации с зарубежными финансовыми группами, поскольку такое экономическое взаимодействие позволяет решать множество социально-значимых вопросов. Анализируются трудности создания свободных экономических зон после распада Советского Союза в условиях политической и экономической нестабильности. Показано, что в последние несколько лет руководство страны принимает меры для эффективного развития данных зон как особого инструмента успешного развития российской экономики.

Ключевые слова: особые экономические зоны; СССР; Россия; инвестиционная привлекательность.

1. Введение

Первый таможенный склад появился на территории Советского Союза в 1980 году, в преддверии Московской Олимпиады, в Бутове. До 1991 года он был единственным, однако затем в течение года было образовано ещё четыре аналогичных склада. Режим таможенных складов в международном праве устанавливается для хранения ввезенных товаров без взимания таможенных пошлин, а также экспортируемых товаров с освобождением от пошлин.

Руководство СССР в конце 1980-х годов, несмотря на серьезные экономические проблемы, пыталось провести экономические реформы. Так, постановления Верховного Совета РСФСР: № 106-1 от 14.07.1990 года «О создании зон свободного предпринимательства», № 165-1 от 13.09.1990 года «О создании зон свободного предпринимательства» и № 1545-1 от 04.07.1991 года «Об иностранных инвестициях в РСФСР» — были направлены на привлечение иностранного капитала в различные сектора экономики.

Согласно статьям 41 и 42 закона № 1545-1 «О создании зон свободного предпринимательства», особые экономические зоны (далее — ОЭЗ) открывались с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В ОЭЗ устанавливался следующий льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием:

— упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями;

— налогообложение по льготным ставкам — до 50 %, установленным для иностранных инвесторов на территории РСФСР;

— понижение ставки платы за пользование землей и другими природными ресурсами;

— предоставление права на долгосрочную аренду сроком до 70 лет;

— понижение таможенных пошлин на ввоз, вывоз товаров;

— упрощенный порядок пересечения границ, въезда и выезда иностранных граждан, в том числе безвизового;

— наличие права безлицензионного экспорта и импорта, предусмотренное законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей инвестиций более 30 %.

2. ОЭЗ в Российской Федерации в 1990—2000 годах

После распада СССР в РФ продолжали действовать законы РСФСР, однако безграмотная и недальновидная политика руководства страны в во-

просах открытия и управления ОЭЗ, практически превращавшая ОЭЗ в неконтролируемые офшоры, привела к тому, что с 1990 по 2000 годы в России были открыты 24 свободные экономические зоны (далее — СЭЗ1). К 1993 году почти 30 % всей территории России объявлялось территорией свободных экономических зон. Постепенно политика изменялась, и количество субъектов РФ, в которых действовали СЭЗ, составило 11 с общей площадью примерно 1 млн кв. км (7 % всей территории страны) с проживающими на ней 18,5 миллионами человек (13 % населения России на 2000 год).

Ошибки при организации ОЭЗ привели к тому, что, пытаясь привлечь иностранные инвестиции и в спешном порядке предоставляя право субъектам РФ открывать СЭЗ, руководство страны по сути создавало офшорные территории. Данная ситуация сложилась из-за отсутствия в законодательстве норм, регулирующих свободные экономические зоны, которые в свою очередь различались и предоставляемыми экономическими льготными режимами, и инфраструктурой, и даже площадью, на которой они открывались. Кроме того, дороги, склады и прочая необходимая инфраструктура требовали крупных денежных вложений, а государство не могло обеспечить сооружение требуемой инфраструктуры.

Необходимо отметить, что в тот период некоторые СЭЗ все же смогли привлечь в российскую региональную экономику небольшой, но реальный иностранный капитал. В качестве примера можно привести открытые совместные предприятия с участием иностранных инвесторов в Находке, Калининграде, Магадане, а также на Сахалине.

В то же время многие предприимчивые россияне под видом участия в СЭЗ через иностранных партнеров и различные фирмы выводили выделяемые из федерального бюджета деньги за рубеж, причиняя ущерб государству на сотни миллионов рублей. В СЭЗ прокуратурой Российской Федерации было выявлено огромное количество эпизодов, когда руководство совместных предприятий занималось подлогом, мошенничеством и в итоге выводило деньги за рубеж в нарушение действующего национального законодательства. Правоохранительные органы страны отмечали, что в указанных зонах и регионах стремительно развивается теневой бизнес.

1 В российском законодательстве принят термин ОЭЗ (особая экономическая зона), в научной литературе функционирует и синонимичный термин СЭЗ (свободная экономическая зона). В данной работе эти термины также используются для обозначения одного понятия: ограниченной территории с особым юридическим статусом, который выражается в льготных налоговых или таможенных условиях для национальных или иностранных предпринимателей, созданной для решения социально-экономических задач развития государства, отдельных регионов или отраслей.

Так, нередко СЭЗ использовались в качестве канала перекачки стратегического сырья, дефицитных ресурсов и валюты из России за границу.

Свободные экономические зоны, открытые в России того времени, не имели ничего общего с СЭЗ, действовавшими за рубежом. Выводы правоохранительных органов и прокуратуры РФ послужили основанием для закрытия большей части СЭЗ. Неэффективность работы данных образований подвигла правительство РФ начать работу над новыми законодательными актами, регламентирующими деятельность СЭЗ. Важно учесть, что в России с начала 1990-х годов только осложнялась социально-политическая обстановка, велись военные действия на Кавказе, массово закрывались предприятия, ухудшалась экономическая ситуация. Все это в итоге привело к глубокому экономическому кризису 1990-х годов, особенно ярко проявившемуся в 1998 году. Внутренние социально-экономические проблемы не позволили правительству России довести до конца разработку закона о СЭЗ.

В качестве иллюстрации к сказанному можно привести, например, закон «Об особой экономической зоне Калининградской области», принятый в 1996 году. Целью данного закона было «создание благоприятных условий для социально-экономического развития Российской Федерации и Калининградской области» [Об особой..., 1996]. В законе было зафиксировано, что создаваемая в Калининградской области СЭЗ является «зоной-территорией» в пределах всей территории области. При этом авторами в закон целенаправленно было заложено положение о том, что федеральный центр должен направлять денежные средства для нужд области. Законодатели при толковании указанного закона подменили положение о привлечении иностранного капитала, инновационных технологий, направленных на развитие СЭЗ, положением о получении денег от Правительства РФ.

Американский экономист Дж. Кейнс утверждал, что инвестиции в те или иные отрасли являются доходом для владельца ресурсов — трудовых, капитальных, природных. Доходы, полученные владельцами ресурсов, будут израсходованы на приобретение потребительских и капитальных благ, что принесет их владельцам дополнительный доход. Тот, в свою очередь, будучи вновь потрачен, принесет кому-то новый доход и т. д. [цит. по: Ко-окуева и др., 2016].

В Российской Федерации в 1990-е годы были предприняты попытки провести глобальные реформы во всех сферах жизни государства, но власть была неспособна оказать поддержку иностранным инвесторам, поэтому в стране долгие годы отмечался дефицит долгосрочных инвестиционных ресурсов.

Руководство страны понимало, что, перенимая мировой опыт открытия СЭЗ, оно могло бы способствовать решению ряда приоритетных для России проблем в области стабилизации и подъема экономики, возрождения регионов, развития внешнеэкономической деятельности и международных контактов. К концу 90-х годов РФ предпринимала попытки вывести экономику из кризиса, с этой целью, например, в 1999 году вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации № 160-ФЗ от 9 июля 1999 года «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [Об иностранных..., 1999].

3. Новый этап развития ОЭЗ в 2000—2005 годах

В начале 2000-х годов в России наступает время масштабных экономических преобразований и реформ. Одной из наиболее актуальных задач в тот период для государства остается привлечение на российские предприятия иностранного капитала, самого передового оборудования и технологий.

Герман Греф, занимавший пост министра экономического развития и торговли Российской Федерации, в конце 2001 года предложил новую концепцию открытия в России ОЭЗ. Г. Греф, предложил перенять опыт работы ОЭЗ у Китайской Народной Республики, так как экономические показатели ОЭЗ по привлечению инвестиций были очень высокими. Министр надеялся, что и в России может произойти такое же экономическое «чудо», которое позволит «перезагрузить» экономику РФ.

Уже в 2002 году Министерство экономического развития и торговли инициировало обсуждение подготовленных инициатив о создании и деятельности ОЭЗ, надеясь, что они станут драйвером роста для экономики России. Однако Министерство финансов РФ, в частности, министр Алексей Кудрин, премьер-министр РФ Михаил Касьянов, а также Таможенный комитет Государственной думы РФ отказались поддерживать идею об открытии новых ОЭЗ в стране [Фролов, 2002], аргументируя свою позицию следующим образом:

— экономические потери для федерального бюджета от ранее закрытых зон, действовавших на территории РФ до 2000 года, составили порядка 100 млрд рублей;

— создание ОЭЗ приводит к увеличению коррупции и бюрократии;

— отсутствует контроль за беспошлинным ввозом в ОЭЗ продукции и товаров.

Г. Греф, отвечая оппонентам, настаивал на том, что ОЭЗ позволят:

— привлечь новые технологии;

— приобретенный опыт по обслуживанию резидентов в дальнейшем удастся распространить на все ОЭЗ страны.

А. Кудрин выступал за сохранение правил конкуренции и был против предоставления налоговых льгот, он предлагал сразу начать повсеместно улучшать инвестиционный климат. При этом все руководство России понимало, что нормативно-правовая база РФ имеет серьезные противоречия, не позволяя безболезненно для российских секторальных производителей и компаний получать от иностранцев имеющиеся у них денежные средства и технологии.

Для решения экономико-социальных задач необходимо было предпринять конкретные шаги, поэтому точку в споре между МРЭТ и МФ РФ поставил президент Владимир Путин, постановивший: «зонам быть» [Сит-никова, 2013]. Вследствие этого Правительством РФ было принято решение о необходимости кодификации всех нормативно-правовых актов РФ, посвященных СЭЗ, в единый федеральный закон.

Итогом кропотливой, но довольно быстрой работы по кодификации законодательства стало подписание 23 июля 2005 года Президентом РФ В. Путиным закона «Об особых экономических зонах» [Об особых..., 2005]. Создаваемые зоны должны были дать толчок для развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, транспортной инфраструктуры и производства новых видов продукции.

4. Промежуточные итоги функционирования ОЭЗ в РФ в 2005—2016 годах

1 апреля 2016 года Владимир Путин провёл совещание по актуальным экономическим вопросам, в котором приняли участие Председатель Правительства Дмитрий Медведев, Первый заместитель Председателя Правительства Игорь Шувалов, помощник Президента Андрей Белоусов, Министр финансов Антон Силуанов, Министр экономического развития Алексей Улюкаев, председатель Счётной палаты Татьяна Голикова и председатель Центрального банка Эльвира Набиуллина. По итогам указанного совещания Президент РФ поручил Правительству Российской Федерации провести анализ эффективности расходов инвестиционного характера, осуществляемых за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе в целях создания и развития особых экономических зон, и представить предложения по оптимизации таких расходов к 24 мая 2016 года [Совещание., 2016].

Российская ежедневная общественно-политическая газета «Коммерсантъ» 9 июня 2016 года сообщила, что Владимир Путин 27 мая поручил

Правительству РФ разработать единую стратегию работы ОЭЗ, проверить обоснованность бюджетных инвестиций, а также разработать механизмы по передаче ОЭЗ в ведение руководства регионов РФ. Кроме того, в поручении отмечалось, что приостанавливается создание новых ОЭЗ до разработки единых подходов к их открытию и прекращается работа неэффективных ОЭЗ по итогам проверок Счетной палаты и Генпрокуратуры. По поручению курирующего вопрос вице-премьера Дмитрия Козака (ДК-П13-3206) Минэкономики должно представить правительству проект доклада президенту до 17 июня и сообщать о прогрессе раз в полгода [Окунь и др., 2016].

Отметим, что в период с 2005 по 2016 годы на территории 31 региона РФ функционировало 36 ОЭЗ. По мнению Кари Лиухто, доктора экономических наук Высшей школы экономики г. Турку (Финляндия), маркетинговая деятельность руководства российских ОЭЗ плохо реализовыва-лась на внутрироссийском рынке и практически полностью отсутствовала на рынках зарубежных стран [ЬшЫо, 2009]. Заключение Лиухто подтверждали и итоги проверок ОЭЗ российским руководством: по результатам аудита Правительство РФ с 2010 по 2016 годы досрочно прекратило деятельность 10-ти ОЭЗ.

Проверка деятельности ОЭЗ, осуществленная сотрудниками Счетной Палаты РФ (далее — СП РФ), установила, что на 1 января 2017 года общая стоимость инфраструктуры ОЭЗ составила 383,2 млрд руб., из них выделено федеральным бюджетом — 127,7 млрд руб., региональными — 104,1 млрд руб., управляющими компаниями (далее — УК) — 24,5 млрд руб., иными внебюджетными источниками — 51,9 млрд руб. В период с 2005 по 2016 годы на финансирование создания и развития ОЭЗ, а также на содержание объектов инфраструктуры Центр предоставил 127,1 млрд руб.

По данным СП РФ, ОЭЗ за время своего функционирования не стали действенным инструментом поддержки национальной экономики. В ходе анализа эксперты СП РФ пришли к выводу о том, что реальный экономический эффект от функционирования ОЭЗ не достигнут. Аудитор Счетной Палаты РФ сделал следующее заявление: «За 11 лет существования ОЭЗ создано всего 21,1 тыс. рабочих мест. В среднем на создание одного рабочего места на территориях ОЭЗ направлено 9,1 млн руб. бюджетных средств, а с учетом инвестиций, вложенных резидентами ОЭЗ, этот показатель увеличивается до 21 млн рублей» [Рюмин, 2017]. Создание рабочего места в ОЭЗ оценивалось в 10,2 млн рублей, что соответствует средней заработной плате в РФ за 25 лет ^сМй, 2017]. По итогам доклада Счетной

Палаты РФ Президент РФ в июне 2016 года наложил мораторий на создание новых ОЭЗ в РФ из-за проблем эффективности расходования бюджетных средств на их создание.

5. Изменения в развитии ОЭЗ в России в 2017—2018 годах

Неэффективность функционирования ОЭЗ с привлечением бюджетных средств подвигла руководство страны к принятию ряда мер, призванных изменить ситуацию. Так, был внесен ряд поправок в налоговое законодательство. 27 ноября 2017 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». В нем указано, что для резидентов ОЭЗ ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, составляет 2 % [О внесении..., 2017а].

Кроме того, Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 146 и 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» [О внесении., 2017б]. Согласно внесенным в ФЗ поправкам, устанавливаются особенности налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по передаче на безвозмездной основе имущества акционерным обществом, которое создано в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ и 100 процентов акций которого принадлежит РФ, и созданными с его участием для указанных целей хозяйственными обществами, являющимися УК ОЭЗ, органам государственной власти регионов РФ и органам местного самоуправления [Там же].

Другие меры по изменению ситуации в сфере функционирования ОЭЗ были связаны непосредственно с организацией работы данных зон или с ее прекращением. Так, например, Правительство РФ приняло постановление от 25 января 2017 года № 69, в котором установлено, что обязательства по строительству объектов инновационной, инженерной, транспортной, социальной и другой инфраструктуры особой экономической зоны ту-ристско-рекреационного типа в Тверской области переданы имеющемуся ключевому инвестору, который будет создавать инфраструктуру этой ОЭЗ за счёт собственных средств без привлечения средств федерального и регионального бюджетов [Об изменении., 2017]

В декабре 2017 года Правительство РФ постановлением от 6 декабря 2017 года № 1477 досрочно прекратило деятельность неэффективной особой экономической зоны промышленно-производственного типа (далее — ОЭЗ ППТ) во Владивостоке [О досрочном., 2017].

В феврале 2018 года в рамках работы Госсовета в Ростове-на-Дону по вопросам развития промышленного потенциала в регионах губерна-

тор Новгородской области Андрей Никитин обратился к Президенту РФ с просьбой снять введенный в 2016 году мораторий и разрешить подать заявку на открытие в области новой ОЭЗ «Центр» для развития промышленности региона [Заседание президиума..., 2018].

3 июля 2018 года В. В. Путин подписал Федеральный закон «О признании утративших силу отдельных положений статьи 9 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»» [О признании., 2018]. Законом предусматривается возможность продления срока существования ОЭЗ, созданных до 1 января 2012 года, в течение 180 дней со дня его вступления в силу. При этом устанавливается, что продление срока существования таких ОЭЗ будет осуществляться путём заключения дополнительных соглашений к соглашениям о создании особых экономических зон.

Постановлением от 18 августа 2018 года №2 963 Правительство РФ увеличило площадь ОЭЗ ППТ «Титановая долина» в Свердловской области за счёт земельных участков, расположенных в Екатеринбурге и на территории Сысертского городского округа области. На новой площадке планируется разместить предприятия микроэлектроники, машиностроения, станкостроения, авиастроения и комплектующих, предприятия по производству медицинского оборудования [Об особой., 2018].

Председатель Правительства РФ Д. Медведев подписал постановление № 1774 от 30 декабря 2018 года о создании ОЭЗ ППТ на территории Ново-усманского муниципального района Воронежской области (далее — ОЭЗ «Центр») в целях содействия развитию экономики Воронежской области, формирования благоприятных условий для реализации российскими и иностранными компаниями инвестиционных промышленных проектов, создания новых рабочих мест [О создании., 2019]. На территории ОЭЗ «Центр» планируется развитие металлургического производства (в том числе для нужд авиастроения), химической промышленности, промышленности строительных материалов, производства оборудования для пищевой промышленности, тяжёлого машиностроения, энергетического машиностроения, электрохимической и кабельной промышленности, нефтегазового машиностроения, станкоинструментальной промышленности, судостроительного оборудования (в части судового комплектующего оборудования), радиоэлектронной промышленности, фармацевтической и медицинской промышленности, гражданского авиастроения, двигателестроения.

К настоящему времени от шести компаний — потенциальных резидентов ОЭЗ «Центр» — получены подтверждения о намерениях реализовать

на её территории инвестиционные проекты с объёмом запланированных инвестиций более 3,5 млрд рублей. Предполагается, что к 2028 году объём инвестиций потенциальных резидентов ОЭЗ «Центр» составит более 9 млрд рублей. Будет создано более 1,4 тыс. рабочих мест. Объём выручки потенциальных резидентов от продажи товаров, работ, услуг превысит 75 млрд рублей, а совокупный объём налоговых и таможенных платежей в бюджеты всех уровней от ОЭЗ «Центр» — более 12 млрд рублей [Там же].

6. Заключение

По состоянию на 1 января 2019 года на территориях 24 регионов действуют 27 ОЭЗ, из них 11 промышленно-производственного типа, 6 технико-внедренческого типа, 9 туристско-рекреационного типа и 1 портового типа.

Создание и развитие ОЭЗ в СССР и РФ прошло несколько этапов:

Первый этап. Принятие руководством СССР и РСФСР законов о деятельности СЭЗ. Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (1991), в котором целая глава была посвящена СЭЗ, заметно упорядочил процесс их образования. Согласно указанному законодательному акту, СЭЗ открывались для привлечения иностранных инвестиций, высококачественного оборудования, технологий и управленческого опыта, расширения экспортного потенциала. В СЭЗ устанавливался льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием — упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями. В 1993 году был принят Таможенный кодекс РФ, в котором имелись нормы для создания свободных таможенных зон и свободных складов, являющихся одной из разновидностей СЭЗ.

Второй этап. Принятый в 1995 году Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Он определял, что особый территориальный режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности на территории СЭЗ устанавливается федеральным законом о СЭЗ, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Экономический урон от неэффективной организации деятельности таких зон и неправомерных действий участников этой деятельности был для государства колоссальным.

Третий этап. Принятый в 2005 году Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2005 №2 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Он является специализированным федеральным законом, регламентирующим основные положения функционирования особых экономических зон РФ. Всего до середины 2016 годы на территории РФ действовало 33 ОЭЗ.

Четвертый этап. Введенный в 2016 году Президентом РФ В. Путиным мораторий на создание и расширение ОЭЗ по итогам заседания Госсовета в Ростове-на-Дону был отменен. Результатом снятия моратория является открытие новой ОЭЗ «Центр» в Воронежской области и возможность создание портовой ОЭЗ в Астраханской области.

Таким образом, ОЭЗ как территории с особым юридическим статусом, льготными налоговыми и таможенными условиями в РФ не смогли раскрыть свой потенциал и стать по-настоящему «драйвером» роста экономик регионов и Центра. Только после 2016 года начинается переформирование системы ОЭЗ и создается перспектива использования их в качестве особого экономического инструмента, способствующего развитию экономики России.

Источники

1. Заседание Президиума Госсовета по вопросу развития промышленного потенциала регионов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. — 01 февраля 2018. — Режим доступа : http://kremlin.ru/events/president/news/56768.

2. О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 27.11.2017 (а) № 348-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-27112017-n-348-fz-o-vnesenii-izmenenii/.

3. О внесении изменений в статьи 146 и 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 27.11.2017 (б) № 351-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71719218/.

4. О досрочном прекращении существования особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории г. Владивостока : постановление Правительства Российской Федерации от 06.12.2017 № 1477 [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201712150004.

5. О признании утратившими силу отдельных положений статьи 9 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" : Федеральный закон от 3 июля 2018 г. № 176-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71879772/#ixzz5Ыa7lJeJ.

6. О создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Центр" на территории Воронежской области : постановление Правительства Российской Федерации 30 декабря 2018 г. № 1774 [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://government.ru/docs/35310.

7. Об изменении порядка финансирования особой экономической зоны в Тверской области : постановление Правительства Российской Федерации от 25 января

2017 года № 69 [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://government.ru/ docs/26301/.

8. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации № 160-ФЗ от 9 июля 1999 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-09071999-n-160-fz-ob/.

9. Об Особой экономической зоне в Калининградской области : Федеральный закон Российской Федерации от 22.01.1996 № 13-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://base.garant.ru/10105937/.

10. Об особой экономической зоне промышленно-производственного типа, созданной на территории Свердловской области : постановление Правительства РФ от 18 августа 2018 № 963 [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://base. garant.ru/72023266/#friends.

11. Об особых экономических зонах в Российской Федерации : Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:// legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-22072005-n-116-fz-ob/.

12. Совещание по экономическим вопросам. События [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. — 01 апреля 2016. — Режим доступа : http:// kremlin.ru/events/president/news/51628.

Литература

1. Коокуева В. В. Оценка эффективности деятельности ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типа / В. В. Коокуева, Ю. С. Церце-ил // Фундаментальные исследования. — 2016. — № 11-1. — С. 189—195.

2. Окунь С. Особые зоны по специальным ценам [Электронный ресурс] / С. Окунь, Д. Скоробогатько // Коммерсантъ. 09 июня 2016. — Режим доступа : https://www.kommersant.ru/doc/3008286.

3. Рюмин А. Не в полной мере обосновано увеличение в 2016 г. уставного капитала АО «ОЭЗ» на сумму 5,2 млрд руб. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Счетной палаты РФ. 10 апреля 2017. — Режим доступа : http://audit.gov.ru/ press_center/news/29969.

4. Ситникова В. А зоны здесь тихие [Электронный ресурс] / В. Ситникова // Коммерсант Власть. 11 марта 2013. — Режим доступа : https://www.kommersant.ru/ doc/2142997._

5. Фролов С. Греф торопит бизнес в «зону» [Электронный ресурс] / С. Фролов // Независимая газета. 04 сентября 2002. — Режим доступа :_http://www.ng.ru/ economics/2002-09-04/3_gref.html?id_user=Y.

6. Liuhto K. Special Economic Zones in Russia — What do the zones offer for foreign firms? [Electronic resource] / K. Liuhto // Electronic Publications of Pan-European Institute. — 2009. — № 2. — Pp. 104—122. — Access mode : https://link.springer.com/ chapter/10.1057%2F9780230337015_7.

7. Schütt S. Zehn Sonderwirtschaftszonen in Russland vor dem Aus [Electronic resource] / S. Schütt // Ostexperte.de. — 14 Juni 2016. — Access mode : https://ostexperte. de/10-sonderwirtschaftszonen-in-russland-vor-dem-aus/.

Special Economic Zones in USSR and Russian Federation (1980—2018)

© Zheriborov Denis Sergeyevich (2019), orcid.org/0000-0003-2662-1107, senior lecturer, Department of Foreign Religious Studies, Ural Institute for Humanities, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (Yekaterinburg, Russia), dsurfu@ yandex.ru.

© Knyazeva Elena Gennadyevna (2019), orcid.org/0000-0002-9876-6471, Scopus ID 57192254905, Doctor of Economics, professor, Department of Finances, Monetary Circulation and Credit, Higher school of Economics and Management, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (Yekaterinburg, Russia), keg55@list.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The question of the creation and functioning of special economic zones as territories with special legal status in the USSR and the Russian Federation in the period from the 1980s to the present time is considered. The authors pay attention to the history of development of special economic zones in different time intervals: from 1980 to 1990, from 1990 to 2000, from 2000 to 2005, from 2005 to 2016. The relevance of the article is due to the fact that the attraction of foreign investment is a priority issue for the leadership of any state, in particular, for the Russian Federation in different periods of history. It is noted that the importance of creating special economic zones is due to the need to attract foreign investment in the economy of the regions of the Russian Federation as one of the options for cooperation of the subjects of the Federation with foreign financial groups, since such economic interaction allows to solve many socially significant issues. The difficulties of creating free economic zones after the collapse of the Soviet Union in the conditions of political and economic instability are analyzed. It is shown that in the last few years the country's leadership is taking measures for the effective development of these zones as a special tool for the successful development of the Russian economy.

Key words: special economic zones; USSR; Russia; investment attractiveness. Material resources

O dosrochnom prekrashchenii sushchestvovaniya osoboy ekonomicheskoy zony pro-myshlenno-proizvodstvennogo tipa na territorii g. Vladivostoka: postanov-leniye Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 06.12.2017№ 1477. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201712150004. (In Russ.).

O priznanii utrativshimi silu otdelnykh polozheniy statyi 9 Federalnogo zakona "O vne-senii izmeneniy v Federalnyy zakon "Ob osobykh ekonomicheskikh zon-akh v Rossiyskoy Federatsii" i otdelnyye zakonodatelnyye akty Rossiyskoy Federatsii": Federalnyy zakon ot 3 iyulya 2018 g. № 176-FZ. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71879772/#ixzz5hla7lJeJ. (In Russ.).

O sozdanii osoboy ekonomicheskoy zony promyshlenno-proizvodstvennogo tipa "Tsentr" na territorii Voronezhskoy oblasti: postanovleniye Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii 30 dekabrya 2018 g. № 1774. Available at: http://government.ru/ docs/35310. (In Russ.).

O vnesenii izmeneniy v statyu 284 chasti vtoroy Nalogovogo kodeksa Rossiyskoy Fed-eratsii: Federalnyy zakon ot 27.11.2017 (a) № 348-FZ. Available at: http:// legalacts.m/doc/federalnyi-zakon-ot-27112017-n-348-fz-o-vnesenii-izmen-enii/. (In Russ.).

O vnesenii izmeneniy v statyi 146 i 170 chasti vtoroy Nalogovogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii: Federalnyy zakon ot 27.11.2017 (b) № 351-FZ. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71719218/. (In Russ.).

Ob inostrannykh investitsiyakh v Rossiyskoy Federatsii: Federalnyy zakon Rossiyskoy Federatsii № 160-FZ ot 9 iyulya 1999 goda. Available at: http://legalacts.ru/ doc/federalnyi-zakon-ot-09071999-n-160-fz-ob/. (In Russ.).

Ob izmenenii poryadka finansirovaniya osoboy ekonomicheskoy zony v Tverskoy oblasti: postanovleniye Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 25 yanvarya 2017 goda № 69. Available at: http://government.ru/docs/26301/. (In Russ.).

Ob Osoboy ekonomicheskoy zone v Kaliningradskoy oblasti: Federalnyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 22.01.1996 № 13-FZ. Available at: https://base.garant. ru/10105937/. (In Russ.).

Ob osoboy ekonomicheskoy zone promyshlenno-proizvodstvennogo tipa, sozdannoy na territorii Sverdlovskoy oblasti: postanovleniye Pravitelstva RF ot 18 av-gusta 2018 № 963. Available at: https://base.garant.ru/72023266/#friends. (In Russ.).

Ob osobykh ekonomicheskikh zonakh v Rossiyskoy Federatsii: Federalnyy zakon ot 22.07.2005 № 116-FZ. Available at: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-22072005-n-116-fz-ob/. (In Russ.).

Soveshchaniye po ekonomicheskim voprosam. Sobytiya (2016). In: Ofitsialnyy sayt Prezidenta RF. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/51628. (In Russ.).

Zasedaniye Prezidiuma Gossoveta po voprosu razvitiya promyshlennogo potentsiala re-gionov (2018). In: Ofitsialnyy sayt Prezidenta RF. Available at: http://krem-lin.ru/events/president/news/56768. (In Russ.).

References

Frolov, S. (2002). Gref toropit biznes v «zonu». In: Nezavisimaya gazeta. Available at: http://www.ng.ru/economics/2002-09-04/3_gref.html?id_user=Y.

(In Russ.).

Liuhto, K. (2009). Special Economic Zones in Russia — What do the zones offer for foreign firms? Electronic Publications of Pan-European Institute, 2: 104—122. Available at: https://link.springer.com/chapter/10.1057% 2F9780230337015_7.

Kookuyeva, V. V., Tsertseil, Yu. S. (2016). Otsenka effektivnosti deyatelnosti OEZ pro-myshlenno-proizvodstvennogo i tekhniko-vnedrencheskogo tipa. Funda-mentalnyye issledovaniya, 11-1: 189—195. (In Russ.).

Okun', S., Skorobogatko, D. (2016). Osobyye zony po spetsialnym tsenam. In: Kom-mersant. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3008286. (In Russ.).

Ryumin, A. (2017). Ne v polnoy mere obosnovano uvelicheniye v 2016 g. ustavnogo kapitala AO «OEZ» na summu 5,2 mlrd rub. In: Ofitsialnyy sayt Schet-noy palaty RF. Available at: http://audit.gov.ru/press_center/news/29969. (In Russ.).

Schütt, S. (2016). Zehn Sonderwirtschaftszonen in Russland vor dem Aus. In: Ostex-perte.de. Available at: https://ostexperte.de/10-sonderwirtschaftszonen-in-russland-vor-dem-aus/.

Sitnikova, V. (2013). A zony zdes' tikhiye. In: Kommersant Vlast'. Available at: https:// www.kommersant.ru/doc/2142997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.