Научная статья на тему 'Особые экономические зоны России: анализ, проблемы и пути их решения'

Особые экономические зоны России: анализ, проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3371
512
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / МАКРОЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИИ / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ниязбекова Шакизада Утеулиевна, Назаренко Оксана Владимировна, Буневич Константин Георгиевич, Иванова Ольга Сергеевна

Актуальность выбранной темы заключается в том, что особые экономические зоны созданные и функционирующие в России играют важную роль в экономике. Сформулированы основные проблемы функционирования особых экономических зон, а также их создания в настоящее время, предложены пути их решения. Описаны направления повышения эффективности функционирования особых экономических зон в России и их дальнейшие перспективы. В Российской Федерации особые экономические зоны стали создаваться как федеральный проект на территории регионов начиная с 2005 года и предполагали существенную поддержку федерального центра. Основными проблемами развития ОЭЗ являются следующие: · за выделенные федеральные бюджетные средства не была надлежащего контроля, то есть отсутствовала действенная система контроля; · слабо проработаны плановые документы федерального органа управления и регионов; · более чем в половине зон отсутствовали перспективные планы развития; · строительство объектов инфраструктуры значительно отставали по срокам, что, несомненно, привело к снижению инвестиционной привлекательности; · за функционирование ОЭЗ отвечали федеральные власти, что привело к равнодушию и отсутствию ответственности регионов за функционирование зон; · снижение уровня обоснования размеров бюджетных инвестиций и др. Функционирование российских особых экономических зон на сегодняшний день характеризуется как недостаточное. Сейчас они способны предложить иностранным инвесторам не так много, даже несмотря на выделяемые различного рода преференции. Основной причиной неуспеха большинства ОЭЗ и вообще самого института особых экономических зон в России явилось двойственный стандарт к принципам создания и развития зон. С одной стороны, не была в оговорённые сроки подготовлена необходимая для функционирования ОЭЗ инфраструктура, а с другой не ослабевал контроль за деятельностью резидентов зон со стороны управляющих органов. Помимо этого, бюрократия и коррупция значительно снижали быстроту и эффективность принятия решений применительно к функционированию ОЭЗ и деятельности резидентов в них. Результатом данной статьи является то, что рассматриваемые особые экономические зоны являются стратегически значимыми, однако анализ показал, что существуют проблемы и недостатки в нормативно-правовой базе и др моментах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ниязбекова Шакизада Утеулиевна, Назаренко Оксана Владимировна, Буневич Константин Георгиевич, Иванова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особые экономические зоны России: анализ, проблемы и пути их решения»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМ

ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 332.146

Ниязбекова Шакизада Утеулиевна,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры финансов и кредита,

ЧОУ ВО «Московский университет имени С.Ю. Витте»,

г. Москва, Российская Федерация.

Назаренко Оксана Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры финансов и кредита,

ЧОУ ВО «Московский университет имени С.Ю. Витте»,

г. Москва, Российская Федерация.

Буневич Константин Георгиевич,

кандидат экономических наук, доцент,

заведующий кафедрой финансы и кредит,

ЧОУ ВО «Московский университет имени С.Ю. Витте»,

г. Москва, Российская Федерация.

Иванова Ольга Сергеевна,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры финансов и кредита,

ЧОУ ВО «Московский университет имени С.Ю. Витте»,

г. Москва, Российская Федерация.

Niyazbekova Shakizada Uteulievna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Department of Finance and Credit

PEI HE «S.U. Vitte Moscow University»,

Moscow, Russian Federation.

Nazarenko Oxsana Vladimirovna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Department of Finance and Credit

PEI HE «S.U. Vitte Moscow University»,

Moscow, Russian Federation.

Bunevich Konstantin Georgievich,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Head of the Department of Finance and Credit

PEI HE «S.U. Vitte Moscow University»,

Moscow, Russian Federation.

Ivanova Olga Sergeevna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Department of Finance and Credit

PEI HE «S.U. Vitte Moscow University»,

Moscow, Russian Federation.

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ: АНАЛИЗ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

SPECIAL ECONOMIC ZONES OF RUSSIA: ANALYSIS, PROBLEMS AND THEIR SOLUTIONS

Актуальность выбранной темы заключается в том, что особые экономические зоны созданные и функционирующие в России играют важную роль в экономике. Сформулированы основные проблемы функционирования особых экономических зон, а также их создания в настоящее время, предложены пути их решения. Описаны направления повышения эффективности функционирования особых экономических зон в России и их дальнейшие перспективы.

213

В Российской Федерации особые экономические зоны стали создаваться как федеральный проект на территории регионов начиная с 2005 года и предполагали существенную поддержку федерального центра. Основными проблемами развития ОЭЗ являются следующие:

• за выделенные федеральные бюджетные средства не была надлежащего контроля, то есть отсутствовала действенная система контроля;

• слабо проработаны плановые документы федерального органа управления и регионов;

• более чем в половине зон отсутствовали перспективные планы развития;

• строительство объектов инфраструктуры значительно отставали по срокам, что, несомненно, привело к снижению инвестиционной привлекательности;

• за функционирование ОЭЗ отвечали федеральные власти, что привело к равнодушию и отсутствию ответственности регионов за функционирование зон;

• снижение уровня обоснования размеров бюджетных инвестиций и др.

Функционирование российских особых экономических зон на сегодняшний день характеризуется как недостаточное. Сейчас они способны предложить иностранным инвесторам не так много, даже несмотря на выделяемые различного рода преференции.

Основной причиной неуспеха большинства ОЭЗ и вообще самого института особых экономических зон в России явилось двойственный стандарт к принципам создания и развития зон. С одной стороны, не была в оговорённые сроки подготовлена необходимая для функционирования ОЭЗ инфраструктура, а с другой — не ослабевал контроль за деятельностью резидентов зон со стороны управляющих органов. Помимо этого, бюрократия и коррупция значительно снижали быстроту и эффективность принятия решений применительно к функционированию ОЭЗ и деятельности резидентов в них.

Результатом данной статьи является то, что рассматриваемые особые экономические зоны являются стратегически значимыми, однако анализ показал, что существуют проблемы и недостатки в нормативно-правовой базе и др моментах.

Ключевые слова: федеральный бюджет, особые экономические зоны, макроэкономика, инвестиции, бюджетная политика.

The relevance of the chosen topic is that the special economic zones created and functioning in Russia play an important role in the economy. The main problems of the functioning of special economic zones, as well as their creation at present, are formulated, and ways to solve them are proposed. The directions of increasing the efficiency of the functioning of special economic zones in Russia and their future prospects are described.

In the Russian Federation, special economic zones began to be created as a federal project in the regions since 2005 and assumed substantial support from the federal center. The main problems of the development of the SEZ are the following:

• for the allocated federal budget funds there was no proper control, that is, there was no effective control system;

• planning documents of the federal government and regions are poorly developed;

• more than half of the zones lacked long-term development plans;

• construction of infrastructure facilities was far behind in terms, which undoubtedly led to a decrease in investment attractiveness;

• the federal authorities were responsible for the functioning of the SEZ, which led to indifference and the lack of responsibility of the regions for the functioning of the zones;

• reducing the level of substantiation of the size of budget investments, etc.

The functioning of Russian special economic zones today is characterized as insufficient. Now they are able to offer not so much to foreign investors, even despite various preferences allocated.

The main reason for the failure of most of the SEZ and in general of the institution of special economic zones in Russia was the dual standard for the principles of the creation and development of zones. On the one hand, the infrastructure necessary for the operation of the SEZ was not prepared within the stipulated time frame, and on the other hand, control over the activities of the residents of the zones by the governing bodies did not weaken. In addition, bureaucracy and corruption significantly reduced the speed and efficiency of decision-making in relation to the functioning of the SEZ and the activities of residents in them.

The result of this article is that the special economic zones under consideration are strategically significant, however, analysis has shown that there are problems and shortcomings in the regulatory framework and other aspects.

Keywords: federal budget, special economic zones, macroeconomics, investments, fiscal policy.

ВВЕДЕНИЕ

Экономику России последних лет с позиций управления государственным бюджетом можно охарактеризовать как переходную в следующую фазу развития. Макроэкономическая ситуация последних лет, шоки кризиса выявили экономические и финансовые проблемы в стране. Экономика столкнулась с проблемами дестабилизации, которые в свою очередь повлияли на национальную бюджетную систему и, следовательно, на устойчивость государственного бюджета. На данный момент модель наполнения бюджета в большей степени из нефтегазовых доходов уже изжила себя, теперь возникла острая необходимость изменения модели финансирования государственного бюджета, поиска новых источников расходов.

Проблема диверсификации доходов государственного бюджета обсуждаются в политических и научных кругах России. Так, одним из выходов исследователи увидели формирование бюджета, обеспечивающего инновационную инвестиционную деятельность государства. Одним из направлений реализации этой идеи стало создание и развитие институтов развития, среди из противоречивых являются особые экономические зоны (далее — ОЭЗ), главными принципами которых были государственное инвестирование в строительство объектов инфраструктуры, привлечение бизнеса налоговыми льготами и в долгосрочной перспективе развитие российских территорий и последующий экономический рост.

214

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Идея создания особых экономических зон строилась на необходимости включения России в международное разделение труда, реализации основных принципов открытости экономики, доминирования экспортной специализации. За счет экономической модернизации страны необходимо было обеспечить достойный уровень качества жизни населения, комфортную среду для творческой и личной жизни, обрести свободное и гуманное общество, все это и на сегодняшний день остается в ряду стратегических задач России. Особенность такого перехода к инновационному социально-ориентированному пути развития состоит в том, что в нашей стране предстоит решить одновременно задачи и догоняющего, и опережающего развития.

Источником финансирования инвестиционных процессов является государственный бюджет. Одним из институтов поиска новых точек роста был институт особых экономических зон.

Цель исследования заключается в изучении принципов формирования и расходования средств государственного бюджета, механизма привлечения и финансирования инвестиций, принципов ГЧП и способов активизации инвестиционной деятельности в российских регионах с целью достижения конкурентных преимуществ, обеспечения условий устойчивого экономического роста и интеграции страны в систему мирохозяйственных связей.

В трудах П.В. Павлова [2], Т.К. Блохиной [12], П.И. Вахрина [1] рассматриваются вопросы особой экономической зоны, проблемы и др. Все это обуславливает необходимость дальнейших исследований данной проблемы. РЕЗУЛЬТАТЫ

Особые экономические зоны служат созданию инженерной, транспортной, инновационной и социальной инфраструктуры территорий на которых расположены и призваны обеспечить сбалансированное развитие регионов Российской Федерации.

При этом важно правильно понимать сущность бюджетной политики. Экономист П.И. Вахрин считает, что «бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы, в том числе на предстоящий финансовый год» [1].

Проведем оценку необходимости формирования и эффективности расходования средств бюджета Российской Федерации на примере создания и развития особых экономических зон. Для начала необходимо понять сушность государственного бюджета: формирование доходов и направления расходов. Динамика расходов федерального бюджета Российской Федерации представлена ниже (рис. 1).

Из рисунка 1 видно, по статье «фактическое исполнение по состоянию на 01.03.2015 года» показало увеличение, по статье «% к ВВП» показала колебания с 2011 года по 2017 года за ряд лет.

Создание СЭЗ/ОЭЗ давно является одним из самых перспективных направлений развития экономики. С целью решения задач интенсивного развития экономики и выхода на международные рынки многие страны мира создали на своих территориях свободные/особые экономические зоны (далее — ОЭЗ).

I I фактическое исполнение по состоянию на 01.03.2015 I ¡утверждено законом А % к ВВП

Рис. 1. Динамика расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2011-2017 годы (Составлено по материалам [5])

215

По данным ООН в мире насчитывается несколько тысяч ОЭЗ/СЭЗ с набором самых различных льгот и преференций для инвесторов.

Особые экономические зоны/территории — это реальный способ привлечь необходимые для развития регионов инвестиции.

Общепринятый понятийный аппарат касающийся свободных/особых экономических зон не выработан. Главной причиной этого являются постоянные изменения общей концепции зон путем добавления новых элементов.

В рисунке 2 представлен проект создания ОЭЗ, который разделен на четыре периода развития, у каждой свои нюансы.

Таблица 1. Количество ОЭЗ РФ по состоянию на 01.09.2018 *

привлечению инвесторов

Рис. 2. Стадии развития СЭЗ / ОЭЗ (Разработано авторами)

При этом наиболее важным в процессе создания ОЭЗ является прединвестиционный период, который подразумевает маркетинговые, географические исследования и экономико-финансовые расчеты.

Формирование инвестиционного режима, наиболее подходящего имеющимся условиям в конкретной модели зоны проводится на основе оценки потенциальных возможностей территории. Отметим, что

на практике известны два пути финансирования создания ОЭЗ:

1. За счет бюджетных средств государства.

2. Путем создания юридического лица (смешанная форма, частная форма собственности) [3].

В Российской Федерации насчитывается 11 особых экономических зон (табл. 1).

Часть зоны ориентировано на внешний, другие — на внутренний рынок. Источниками инвестирования на этапе создания зоны чаще являются государственные корпорации. Для более четкого понимания и дальнейшей оценки эффективности создания бюджета развития на примере создания особых экономических зон необходимо обратиться к анализу бюджетной системы Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бюджетные инвестиции сконцентрированы на повышение социально-экономических показателей, как

№ Наименование

1 АО «ОЭЗ»

2 АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга»

3 АО «ОЭЗ ППТ «Липецк»

4 АО «ОЭЗ ТВТ «Дубна»

5 АО «ОЭЗ ТВТ «Томск»

6 АО «ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь»

7 АО «ОЭЗ ППТ «Тольятти»

8 ОАО «ПОЭЗ «Ульяновск»

9 АО «ОЭЗ ППТ «Калуга»

10 ОЭЗ ППТ «Узловая»

11 АО «ОЭЗ «Санкт-Петербург»

* Разработано по изученным материалам

216

на отдельных территориях, так и на территории страны в целом. Различного рода преференции, таможенные и налоговые льготы, непосредственное финансирование строительства инфраструктуры являются способами достижения этих целей. В табл. 2 представлены налоговые режимы для резидентов ОЭЗ и основные характеристики.

Таблица 2. Налоговые режимы для резидентов ОЭЗ *

Вид налога Мера поддержки Тип особой экономической зоны

ОЭЗ ППТ ОЭЗ ТВТ ОЭЗ ТРТ тур. кластер ОЭЗ ПТ

Освобождение от налога

НДС при реализации (работы, услуги) нет нет нет нет есть

Налог на Снижение федеральная часть нет 0 »/о1 нет 0 %2 нет

прибыль организаций ставки региональная часть для всех типов ОЭЗ — не более 13,5%

ускоренная амортизация есть нет есть есть нет

Налог на имущество Освобождение от уплаты для всех типов ОЭЗ сроком на 10 лет

организации

Земельный Освобождение от уплаты для всех типов ОЭЗ сроком на 5 лет, для судостроительных

налог налога организаций промышленно-производственных зон - на 10 лет

Страховые взносы Снижение тарифа3 21 % ТВД 21 % ТВД нет 21 % нет

Свободная О свобождение от уплаты 4 есть

таможенная НДС и пошлин при ввозе есть есть нет нет

зона товаров

Примечания:

1 до 2018 г.;

2 до 2023 г.;

3 указан тариф за 2018 г.; ТВД — технико-внедренческая деятельность;

в ОЭЗ портового типа при ввозе товаров также дается освобождение от уплаты акцизов.

* Разработано по материалам [4]

Социально-экономическому развитию отдельных территорий и для оживления малого и среднего бизнеса заметная роль принадлежит свободным экономическим зонам, но этого недостаточно, чтобы отнести в универсальный способ модернизации экономики и обеспечения условий для внедрения инноваций.

С целью оживления предпринимательской деятельности в конкретном регионе или акцента на развитие той или иной отрасли экономики в мировой практике создаются свободные экономические зоны. ОЭЗ способны стать полюсами научно-технического, экономического, торгового, социального роста страны. Кроме того, в ОЭЗ можно отладить модель открытой экономики и рассмотреть возможные пути интеграции в мировую экономику. Но без четко сформулированного бюджета развития образование свободных экономических зон, особенно в развивающихся странах, невозможно, так как необходимы значительные капиталовложения и последующие огромные усилия государства по развитию ОЭЗ.

Одним из важнейших условий успешного функционирования ОЭЗ в РФ вляется применение данной методики оценки эффективности функционирования на стадиях выхода ОЭЗ/СЭЗ на проектную мощность. В целом общепринятой методики оценки эффективности функционирования СЭЗ/ОЭЗ не существует. Вышеназванный подход, можно рассматривать как двусторонний: с одной стороны, он позволяет проводить количественную оценку, однако с другой стороны, учитывая то, что сам принцип ОЭЗ/СЭЗ заключается в привлечении инвесторов через снижение налогов и приведет к значительному занижению показателя эффективности. Более приемлемым является оценка социально-экономического развития региона/территории, на которой создана ОЭЗ/СЭЗ, с вычленением из общего объема региональных показателей развития, величины показателей ОЭЗ/СЭЗ.

В практике, в соответствии с Постановлением Правительства РФ с 2016 года введены новые правила оценки эффективности функционирования ОЭЗ [5]. Министерство экономического развития РФ занимается оценкой ОЭЗ. Ежегодно оценку и анализ будут проводить в отношении каждой ОЭЗ по целому перечню показателей.

Кроме того, для оценки эффективности рассчитываются абсолютные и относительные количественные показатели эффективности.

217

Россия, в общем, переняла во многом опыт создания ОЭЗ/СЭЗ у других стран, но, к сожалению, льготы и преференции во многих зонах становятся средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских группировок, а не средством привлечения иностранных инвестиций. Стратегически важным направлением является реализация потенциала географического положения России, как транспортного узла и припортовых территорий различных направлений. Отметим, что в РФ недостаточно развиваются институты свободных экономических зон.

Утверждена 41 государственная программа, в том числе государственная программа «Реализация государственной национальной политики» [6].

В России создано 34 ОЭЗ следующих типов (табл. 3).

Таблица 3. Классификация ОЭЗ в России *

Технико-внедренческие ОЭЗ Промышленно-про-изводственные ОЭЗ Туристско-рекреационные ОЭЗ Портовые ОЭЗ

ОЭЗ «Санкт-Петербург» г. Санкт-Петербург ОЭЗ «Моглино Псковская о бласть ОЭЗ «Завидово» Тверская область ОЭЗ «Ульяновск» Ульяновская область

ОЭЗ «Исток» Московская область ОЭЗ «Калуга» Калужская область Кластер «Курорты Северного Кавказа»

ОЭЗ «Дубна» Московская область ОЭЗ «Узловая» Т ульская область ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» Алтайский край

ОЭЗ «Технополис Москва» г. Москва ОЭЗ «Липецк» Липецкая область ОЭЗ «Ворота Байкала» Иркутская область

ОЭЗ «Иннополис» Республика Татарстан ОЭЗ «Ступино Квадрат» Московская область ОЭЗ «Байкальская гавань» Республика Бурятия

ОЭЗ «Томск» Т омская область ОЭЗ «Тольятти» Самарская область

ОЭЗ «Лотос» Астраханская область

ОЭЗ «Алабуга» Республика Татарстан

ОЭЗ «Титановая Долина» Свердловская область

* Разработано по изученным материалам

Существует шесть особых экономических зон технико-внедренческого типа/ инновационного, которые находятся в городах Москва, Санкт-Петербурге, Томск, в Московской области и Республике Татарстан. Сегодня самая успешная из них «Дубна» в Московской области. Портовые ОЭЗ находятся в следующих регионах:

• Мурманская область;

• «Советская Гавань» (Хабаровский край);

• «Ульяновск — Восточный» (Ульяновская область).

Наибольшее количество резидентов насчитывается в ОЭЗ технико-внедренческого типа (далее ОЭЗ ТВТ) — более 300 (табл. 4). Это связано в большей степени с особенностями деятельности компаний в ОЭЗ такого типа: в основном резидентами ОЭЗ ТВТ становятся малые предприятия, характер которых не требует большой численности и следовательно больших территорий, достаточно только офиса. В то же время, для этого типа ОЭЗ характерен высокий процент уходов — 26,2 % от общего количества компаний, внесенных в реестр резидентов, его покинули.

Анализ показал, что ОЭЗ ТВТ резко замедлили рост числа резидентов к 2011: в 2011 году реестр пополнили 38 компаний, а покинули 20; в 2012 году аналогичные показатели составили 17 и 12 компаний соответственно; в 2013 году — 37 и 27, а в 2014 году количество пришедших и ушедших резидентов — 25 фирм. В 2015 году темп прироста увеличился — на фоне санкций со стороны Запада, продолжающихся после присоединения Крыма, и государственного курса на импортозамещение.

Общий объем инвестиций резидентов ОЭЗ составил более 221 млрд RUB, в том числе за 2016 году более 40 млрд RUB.

Анализ показал, что в 2016 году Счетная палата Российской Федерации выявила низкую эффективность работы особых экономических зон.

218

Таблица 4. Количество резидентов ОЭЗ за 2011-2017 годы *

Наименование Годы

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Технико-внедренческие 216 221 231 231 267 305 336

Промышленно-производственные 51 66 86 108 121 162 171

Туристско -рекреационные 40 38 34 43 56 60 62

Логистические 3 5 6 6 5 11 11

* Разработано по изученным материалам

1 января 2018 года в статью 284 Налогового кодекса РФ внесены поправки, касающиеся деятельности ОЭЗ. Так, ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, для резидентов особых экономических зон снижена с 3 % до 2 %. Для резидентов же технико-внедренческих ОЭЗ с 1 января 2018 года прекратила действие нулевая ставка по налогу на прибыль. Теперь они обязаны перечислять в бюджет 3 % от прибыли. Также в технико-внедренческих ОЭЗ, ставка страховых взносов с 2018 года увеличилась на 7 процентов, с 14 % до 21 %. Данные изменения обоснованы тем, что льготы предоставляются государством с целью развития проектов в ОЭЗ в течение определенного периода, по истечению которого проекты должны выйти на окупаемость и приносить свою часть налогов в бюджет.

За время существования ОЭЗ, начиная с 2006 года, на создание и развитие из федерального бюджета было выделено 121888,7 млн RUB.

Анализ показал, что ОЭЗ туристического кластера на развитие выделено 21903,9 млн RUB, однако положительных результатов до сих пор нет, объем уплаченных резидентами налогов составляет лишь 32,8 млн RUB.

Объем полученных льгот и объем осуществлённых резидентами инвестиций также малы (29,06 млн RUB и 553 млн RUB соответственно). Еще одним критерием несостоятельности ОЭЗ туристического кластера является факт, что отдельные особые экономические зоны, на развитие которых было выделено меньше денежных средств, на сегодняшний день показали положительные результаты своего функционирования.

Уплата налога на прибыль в региональный бюджет происходит по ставке не превышающей 13,5 % и применяется всеми ОЭЗ. Так, объем используемых налоговых льгот в части, зачисляемой в федеральный бюджет, полученных резидентами ОЭЗ за 2016 год составил 508,74 млн RUB; в части, зачисляемой в региональный и местный бюджеты — 3 199,81 млн RUB.

На создание 1-го рабочего места на территориях ОЭЗ в среднем было затрачено 9,1 млн RUB бюджетных средств, а если учесть инвестиции, вложенные резидентами ОЭЗ эта цифра увеличится до 21 млн RUB.

За время существования ОЭЗ не стал инструментом поддержки национальной экономики.

Четыре ОЭЗ — эффективны, это технико-внедренческого типа в Татарстане («Алабуга»), в Липецкой, Самарской областях и в Санкт-Петербурге, из них только одна ориентирована на разработку и внедрение инноваций — «Санкт-Петербург».

На сегодняшний день ОЭЗ «Алабуга», где формируется центр развития авто — и судостроительных технологий.

Анализ показал, что ОЭЗ не все столь успешны на сегодняшний день. По результатам проверки 17 площадок, на которых расположены ОЭЗ, проведенной в 2015 году активистами ОНФ, из 758 запланированных объектов сданы в эксплуатацию 526. По плану общая стоимость строительства объектов инфраструктуры оценивается в 334,2 млрд RUB, а по факту это 635 млн RUB [8].

Например, туристическо-рекреационная зона «В гостях у сказки» в Иркутской области начала свою деятельность в 2007 году, были разработаны концепция и план развития стоимостью 119 млн RUB. По результатам проверки, оказалось, что это пустая заболоченная местность, где не произведено никаких работ за все время. Эта зона не эффективна, то есть, в конце концов, получили убыток в 119 млн RUB, а если ещё грубо подсчитать упущенную выгоду, то с банковским процентом за 9 лет убыток достигнет 226 млн [9].

Ещё один пример, технико-внедренческий кластер в Зеленограде, на выделенном участке земли построены 2 объекта на частные деньги за 1,5 млрд и за 100 млн RUB, которые не вступили в эксплуатацию из-за невыполненных обязательств государства и региона по обеспечению инфраструктурой и неподключением электроэнергии.

219

В Алтайском крае из четырех запланированных ОЭЗ реализуется только одна. Это «Озеро Алтай», на нее было выделено из бюджета 1 млрд RUB. По факту эта зона не введена в строй, не видела ни одного туриста, а в отчетах отражена как введенная в эксплуатацию.

Среди неэффективных оказалась портовая ОЭЗ «Советская Гавань» в Хабаровском крае, торжественное открытие которой состоялось 6 лет назад, из выделенных трех млрд освоено было 44,7 млн RUB. По сей день ни один предприниматель не получил статуса резидента по причине долгих (1-2 года) согласований. Относительно ОЭЗ в Мурманске, созданной осенью 2010 года, говорится, что за 2014 и 2015 годы (по состоянию на 01.01.2016 года) не создано ни одного рабочего места.

Пример по несоответствию отчетов в Ульяновской области и реальности, которые проверили активисты Народного фронта, где на ОЭЗ из пяти заявленных резидентов стройку ведут только двое. АО «ОЭЗ» отчиталось о наличии таможенного пункта в 2013 году, но на самом деле ни один объект там не введен в эксплуатацию. На него выделено из бюджета 7 млрд RUB, освоен 1 млрд. На какие объекты были освоены бюджетные деньги до сих пор не ясно.

Прекратили свое существование 10 ОЭЗ. За 2015 год по результатам проверки Счетной палаты РФ в 2016 году было ликвидировано восемь неэффективных ОЭЗ.

Ликвидация восьми неэффективных ОЭЗ позволила сократить обязательства федерального бюджета на 6,1 млрд RUB. ОЭЗ продолжат существование в 17 регионах [10].

С момента создания ОЭЗ прошло более двенадцати лет, поэтому необходимо делать выводы об их эффективности. Всего на создание ОЭЗ потрачено более 221 млрд RUB средств государственного бюджета, однако результаты их работы пока нельзя назвать удовлетворительными.

Анализ показал, что претензии Счетной палаты РФ позволили сделать такие выводы, как создание незначительного количества рабочих мест. Председатель Счетной палаты Т. Голикова обосновала так:

• На создание 1-го рабочего места израсходовано 10,2 млн RUB;

• низкая налоговая отдача. Общий объем налоговых льгот и таможенных преференций, полученных резидентами, превысил 38,8 млрд RUB. В виде налоговых отчислений и таможенных платежей бюджет получил 28 млрд RUB (в основном за счёт ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типов);

• правовая база ОЭЗ желает более точной корректировки;

• низкое качество управления со стороны Мининстерства экономического развития РФ, региональной власти и самих управляющих компаний в зонах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Считаем, что отказываться от идеи ОЭЗ из-за различных негативных процессов и нынешних результатов нельзя, так как это долгосрочные вложения и уже вложены огромные средства из федерального бюджета и субъектов РФ.

Основными причинами неудовлетворительной работы ОЭЗ являются коррупционные вопросы, недостаточное развитиеправовой базы [7]. В правовой базе для регионов и АО в части ОЭЗ не предусмотрено никаких санкций.

Перечисленные причины являются субъективными. Всеми выгодами экономического механизма ОЭЗ, с помощью которого предполагалось решить проблемы экономических взаимоотношений федерального центра и субъектов РФ, воспользовались отдельные организации и чиновники.

Для минимизации затрат фирм-инвесторов заложен «принцип одного окна», чтобы снизить бюрократические процедуры. Но не следует забывать о том, что административные процедуры оказываются в ведении чиновничьего аппарата, а стало быть, никто не застрахован от чиновничьего произвола и следовательно, коррупционной практики. Хотя политика администрации зоны может действительно иметь важное значение для принятия решения инвестировать или нет для иностранного инвестора [8].

Практически все негативные факторы и перечисленные причины, которые не позволили эффективно внедрить в экономику России ОЭЗ, носят организационный характер. Рекомендуется продолжать использовать имеющийся потенциал страны: благоприятное транспортно-географическое положение, богатства, природные и энергетические ресурсы, квалифицированные кадры и рабочая сила, ученые и инженеры, мощнейшие производства военно-промышленного комплекса, геополитическое положение.

Идея государственного ивестирования примененная для института особых экономических зон показала себя неэффективной. К сожалению средства государственного бюджета, направляемые для развития территорий Российской Федерации, были потрачены в большинстве случаев впустую. Построенная за счет этих средств инфраструктура в настоящее время не используется в полную силу и утрачивает свою работоспособность.

К финансированию отдельных программ свободной экономической зоны можно привлекать средства долгосрочных банковских кредитов [12].

Льготы не всегда являются решающим фактором при выборе площадки, вследствие крайне продолжительного подготовительного этапа. В России система грантов для ОЭЗ не применяется. Вместо этого создана цепочка структур Департамент в Мининстерства экономического развития РФ — АО «ОЭЗ» —

220

администрация региона, «размывающая» целевые деньги. Необходима персональная ответственность каждого чиновника в вышеперечисленной цепочке и не определены меры ответственности за невыполнение сроков различных согласований, строительства объектов и использование средств, не получим эффекта. Вместе с тем необходимо отметить и положительные моменты создания и функционирования ОЭЗ в России.

Таким образом, в Государственной думе планируют принять новый закон, предусматривающий снижение финансовых рисков при запуске различных коммерческих проектов, в частности, при создании особых экономических зон (ОЭЗ). В ближайшее время их количество может увеличиться до 30, причем все они получат опережающее развитие. Какие регионы получат преимущества, пока не ясно. Регионы, попадающие под действие нового закона, будут выбраны, исходя из приоритетов инвесторов, в том числе иностранных. Постоянное взаимодействие с иностранными инвесторами предоставляет РФ новые экономические и финансовые возможности для сотрудничества, при этом будут значительно снижены риски при запуске различных коммерческих проектов.

Как отмечают эксперты, проблемы, связанные с присвоением статуса ОЭЗ, для каждого конкретного региона могут быть свои.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации / П.И. Вахрин [Электронный ресурс]. — М.: ЮРИСТ, 2014. — Режим доступа: openbudget.karelia.ru/books/conf2/d1.htm - _ftn1 (дата обращения: 29.08.2018).

2. Павлов П.В. Оценка эффективности функционирования особых экономических зон: правовое регулирование и экономическое содержание / П.В. Павлов // Административное и муниципальное право. — 2014. — No 6.

3. О порядке оценки эффективности функционирования особых экономических зон: Постановление Правительства РФ от 07 июля 2016 г. № 643 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: docs.cntd.ru/document/420366001 (дата обращения: 29.08.2018).

4. Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации по итогам 2016 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: static.government.ru/media/files/ i0d1XvJka1R0C7eEgp2p5nHHhbnHyVH8.pdf (дата обращения: 24.08.2018).

5. Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: economy.gov.ru/ (дата обращения: 17.09.2018).

6. Ушли в болото: в чем Счетная палата обвиняет «Особые экономические зоны» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.rbc.ru/economics/05/04/2016/5702af839a7947125a9bd138 (дата обращения: 17.09.2018).

7. Иркутская ОЭЗ «В гостях у сказки» существует только документально, а в реальности ее нет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.eastrussia.ru/news/irkutskaya-oez-v-gostyakh-u-skazki-sushchestvuet-tolko-dokumentalno-a-v-realnosti-ee-net/ (дата обращения: 19.08.2018).

8. Счетная палата РФ вновь раскритиковала эффективность работы ОЭЗ [Электронный ресурс] — Режим доступа: tass.ru/ekonomika/4170698 (дата обращения 17.08.2018).

9. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от

18.07.2017) [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения 17.08.2018).

10. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны / Р.И. Зименков. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 224 с.

11. Мельникова Л.В. Оценка географических направлений инвестиционных потоков / Л.В. Мельникова // Регион: экономика и социология. — 2010. — № 3. — С. 81-101.

12. Jorgenson D. The Theory of Investment Behavior / D. Jorgenson. // Determinants of Investment Behavior. — Ferber R. (ed.).New York: NBER, 1967.

13. Особые экономические зоны [Электронный ресурс] // Официальный сайт Россия. — Режим доступа: www.russez.ru (дата обращения: 29.08.2018).

14. Громов В.В. Проблемы и пути развития налогообложения резидентов ОЭЗ на федеральном уровне / В.В. Громов [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.nifi.ru/images/FILES/Journal/Archive/2018/1/statii_2018_1/fm_2018_1_ _03.pdf (дата обращения: 27.08.2018)

15. Блохина Т.К. Мировые финансовые рынки / Т.К. Блохина [Электронный ресурс] — Режим доступа: books.google.ru/ books?id=TpKMCgAAQBAJ&printsec=frontcover&dq= %D0 %B1 %D0 %BB %D0 %BE %D1 %85 %D0 %B8 %D0 %BD %D0 %B0+ %D1 %82+ %D0 %BA+ %D0 %BC %D0 %B8 %D1 %80 %D0 %BE %D0 %B2 %D1 %8B %D0 %B5+ %D1 %84 %D0 %B8 %D0 %BD %D0 %B0 %D0 %BD %D1 %81 %D0 %BE %D0 %B2 %D1 %8B %D0 %B5+ %D1 %80 %D1 %8B %D0 %BD %D0 %BA %D0 %B8&hl (дата обращения 20.09.2018)

16. Кулик Д.А. Особенности функционирования свободной экономической зоны в Республике Крым / Д.А. Кулик, О.Г. Блажевич // Бюллетень науки и практики. — 2017. — № 8 (21). — С. 227-231.

SPISOK LITERATURY

1. Vakhrin P.I. Byudzhetnaya sistema Rossiyskoy Federatsii / P.I. Vakhrin. — M.: YURIST, 2014. — Rezhim dostupa: openbudget.karelia.ru/books/conf2/d1.htm - _ftn1 (data obrashcheniya: 29.08.2018).

2. Pavlov P.V. Otsenka effektivnosti funktsionirovaniya osobykh ekonomicheskikh zon: pravovoye regulirovaniye i ekonomicheskoye soderzhaniye / P.V. Pavlov // Administrativnoye i munitsipal'noye pravo. — 2014. — No 6.

3. O poryadke otsenki effektivnosti funktsionirovaniya osobykh ekonomicheskikh zon: Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 07 iyulya 2016 g. № 643 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: docs.cntd.ru/document/420366001 (data obrashcheniya:

29.08.2018).

4. Svodnyy godovoy doklad o khode realizatsii i otsenke effektivnosti gosudarstvennykh programm Rossiyskoy Federatsii po itogam 2016 goda [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: static.government.ru/media/files/i0d1XvJka1R0 C7eEgp 2p5nHHhbnHyVH8.pdf (data obrashcheniya: 24.08.2018).

221

5. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya RF [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: economy.gov.ru/ (data obrashcheniya: 17.09.2018).

6. Ushli v boloto: v chem Schetnaya palata obvinyayet «Osobyye ekonomicheskiye zony» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.rbc.ru/economics/05/04/2016/5702af839a7947125a9bd138 (data obrashcheniya: 17.09.2018).

7. Irkutskaya OEZ «V gostyakh u skazki» sushchestvuyet tol'ko dokumental'no, a v real'nosti yeye net [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.eastrussia.ru/news/irkutskaya-oez-v-gostyakh-u-skazki-sushchestvuet-tolko-dokumentalno-a-v-realnosti-ee-net/ (data obrashcheniya: 19.08.2018).

8. Schetnaya palata RF vnov' raskritikovala effektivnost' raboty OEZ [Elektronnyy resurs] — Rezhim dostupa: tass.ru/ ekonomika/4170698 (data obrashcheniya 17.08.2018).

9. Ob osobykh ekonomicheskikh zonakh v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 22.07.2005 N 116-FZ (red. ot 18.07.2017) [Elektronnyy resurs] — Rezhim dostupa: www.consultant.ru (data obrashcheniya 17.08.2018).

10. Zimenkov R.I. Svobodnyye ekonomicheskiye zony / R.I. Zimenkov. — M.: Yuniti-Dana, 2012. — 224 s.

11. Mel'nikova L.V. Otsenka geograficheskikh napravleniy investitsionnykh potokov / L.V. Mel'nikova // Region: ekonomika i sotsiologiya. — 2010. — № 3. — S. 81-101.

12. Jorgenson D. The Theory of Investment Behavior / D. Jorgenson. // Determinants of Investment Behavior. — Ferber R. (ed.).New York: NBER, 1967.

13. Osobyye ekonomicheskiye zony [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy sayt Rossiya. — Rezhim dostupa: www.russez.ru (data obrashcheniya: 29.08.2018).

14. Gromov V.V. Problemy i puti razvitiya nalogooblozheniya rezidentov OEZ na federal'nom urovne / V.V. Gromov

[Elektronnyy resurs] — Rezhim dostupa: www.nifi.ru/images/FILES/Journal/Archive/2018/1/statii_2018_1/fm_2018_1_03.pdf

(data obrashcheniya: 27.08.2018)

15. Blokhina T.K. Mirovyye finansovyye rynki / T.K. Blokhina [Elektronnyy resurs] — Rezhim dostupa: books.google.ru/ books?id=TpKMCgAAQBAJ&printsec=frontcover&dq= %D0 %B1 %D0 %BB %D0 %BE %D1 %85 %D0 %B8 %D0 %BD %D0 %B0+ %D1 %82+ %D0 %BA+ %D0 %BC %D0 %B8 %D1 %80 %D0 %BE %D0 %B2 %D1 %8B %D0 %B5+ %D1 %84 %D0 %B8 %D0 %BD %D0 %B0 %D0 %BD %D1 %81 %D0 %BE %D0 %B2 %D1 %8B %D0 %B5+ %D1 %80 %D1 %8B %D0 %BD %D0 %BA %D0 %B8&hl (data obrashcheniya 20.09.2018)

16. Kulik D.A. Osobennosti funktsionirovaniya svobodnoy ekonomicheskoy zony v Respublike Krym / D.A. Kulik, O.G. Blazhevich // Byulleten' nauki i praktiki. — 2017. — № 8 (21). — S. 227-231.

Статья поступила в редакцию 13 января 2019 года Статья одобрена к печати 3 апреля 2019 года

222

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.