gs4 права человека ^d
БАБИЧ Дмитрий Владимирович,
соискатель e-mail: [email protected]
12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ТРАНСПЛАНТАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
Аннотация. В статье исследуются нормативные правовые акты в сфере трансплантации органов и тканей человека в Республике Беларусь. Рассматриваются понятие и правовое регулирование объектов и видов трансплантации органов и тканей человека в Республике Беларусь. Трансплантация органов и тканей - одно из наиболее быстро развивающихся сегментов медицины в Республике Беларусь. Особенностью правового регулирования отношений в сфере трансплантации является императивный характер и конкретность положений нормативных актов, практически отсутствующая пробельность исследуемого законодательства. Права реципиентов и доноров защищены в равной степени.
Ключевые слова: трансплантация, инструкция, реципиент, донор, законодательство о трансплантации, медицинское заключение, пересадка органов и тканей, Республика Беларусь, Конституционный суд, Закон «О трансплантации органов и тканей человека», забор органов и тканей, объект гражданско-правовых сделок.
BABICH Dmitry Vladimirovich
applicant
FEATURES OF LEGISLATION REGULATING RELATIONS IN THE FIELD OF TRANSPLANTATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS
Annotation. The article examines the regulatory legal acts in the field of transplantation of human organs and tissues in the Republic of Belarus. The concept and legal regulation of objects and types of transplantation of human organs and tissues in the Republic of Belarus are considered. Organ and tissue transplantation is one of the fastest growing segments of medicine in the Republic of Belarus. A specific feature of the legal regulation of relations in the field of transplantation is the imperative nature and specificity of the provisions of regulatory acts, and the absence of a gap in the studied legislation. The rights of recipients and donors are equally protected.
Key words: transplantation, instruction, recipient, donor, transplantation legislation, medical report, organ and tissue transplantation, Republic of Belarus, Constitutional Court, the Law "On transplantation of human organs and tissues", organ and tissue sampling, object of civil law transactions.
В настоящее время в Республике Беларусь разработана довольно обширная нормативная база в сфере трансплантации органов и тканей. Трансплантация органов и тканей - один из наиболее быстро развивающихся сегментов медицины в стране. Развитие трансплантологии являлось основным направлением, определенным Программой развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы, утвержденной постановлением Совета
министров РБ от 31 августа 2006 г. № 1116. В настоящее время отношения в сфере трансплантации регулируются Законом РБ от 4 марта 1997 г. № 28-З «О трансплантации органов и тканей человека» [1], а также Законом РБ «О здравоохранении», который определяет в ст. 21 основания для констатации смерти и прекращения реанимационных мероприятий [2].
Закон очерчивает сферу своего действия, включая в нее отношения, возникающие при
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019
трансплантации, за исключением, имеющих отношение к процессу воспроизводства человека (яйцеклетка, сперма, яичники, яички либо эмбрионы), крови и ее компонентов, а также тканевых компонентов, используемых для приготовления биоимплантов. Внесенные в Закон изменения от 21 июня 2012 г. дополнили перечень отношений, ранее регламентируемых этим актом. В сферу регулирования Закона вошли гемопоэтические стволовые клетки — комбинация клеток, полученных из костного мозга или периферической крови, в том числе пуповинной, и способных к восстановлению системы кроветворения при ее поражении вследствие заболевания.
В ст. 1 Закона трансплантация органов и (или) тканей человека понимается как замещение у больного путем проведения хирургической операции или манипуляции отсутствующих или поврежденных органов и (или) тканей человека, не способных выполнять свои жизненно важные функции, органами и (или) тканями, изъятыми в результате забора органов и (или) тканей человека.
Перечень объектов трансплантации определяется в подзаконных актах. В настоящее время это перечень органов и тканей человека, подлежащих трансплантации. Как и в Российской Федерации, этот перечень является исчерпывающим. Дополнения в него вносятся в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 5 Закона РБ от 4 марта 1997 г. «О трансплантации органов и тканей человека». В то же время, в отличие аналогичного в Российской Федерации документа, в Республике Беларусь в перечень вошли такие составляющие, которые не представлены в России, например, гемопоэтические стволовые клетки и некоторые мультивисце-ральные комплексы. Такой подход белорусского законодателя позволяет урегулировать отношения, возникающие в сфере трансплантации стволовых клеток, признаваемой в настоящее время одним из наиболее перспективных направлений лечения тяжелых заболеваний. Закон подчеркивает, что органы и (или) ткани человека не могут быть объектом гражданско-правовых сделок, за исключением сделок, носящих безвозмездный характер. Совершение возмездных сделок, а также реклама спроса и (или) предложений органов и (или) тканей человека запрещаются.
Как и в российском праве, белорусское законодательство о трансплантации предусматривает прижизненное и посмертное донорство. Выделение непосредственно в законе таких терминов, как «живой донор» и «умерший донор», вызвано тем, что в Законе уточняются нормы, регулирующие условия и процедуру забора органов и (или) тканей человека у донора в зависимости от его физического состояния.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019
Под умершим донором Закон понимает тело человека, у которого после смерти осуществляется забор органов для трансплантации реципиенту. Ключевой момент правового регулирования в области трансплантологии состоит в том, какую концепцию по изъятию органов и тканей у трупа использует государство. Стандарты Совета Европы отдают решение этого вопроса на усмотрение государства [3].
В Республике Беларусь в основе правил проведения трансплантации лежит так называемая презумпция согласия на изъятие органов и тканей человека после его смерти, трактующая невыражение самим лицом, его близкими родственниками или законными представителями своей воли, либо отсутствие соответствующих документов, фиксирующих ту или иную волю, как наличие положительного волеизъявления на осуществление такого изъятия. Ситуация с трансплантациями в Беларуси кардинально изменилась в 2008 г. - в Закон «О трансплантации органов и тканей человека» именно тогда были внесены положения о «презумпция согласия» [4]. В соответствии с изменениями в законодательстве о трансплантации 2012 г., принятыми Законом РБ от 13 июля 2012 г. № 407-З, гражданам предоставляется возможность отказаться от посмертного донорства [5]. Дееспособные граждане вправе представить в государственную организацию здравоохранения по месту жительства (месту пребывания), а также в иную государственную организацию здравоохранения, в которой им оказывается медицинская помощь, письменное заявление о несогласии на забор органов для трансплантации после смерти. В отношении несовершеннолетних, за исключением тех, которые приобрели в установленном порядке дееспособность в полном объеме, и лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, такое заявление представляется их законными представителями. В отношении лиц, не способных по состоянию здоровья к принятию осознанного решения, данное заявление представляется супругом (супругой) или одним из близких родственников.
Руководитель государственной организации здравоохранения, руководитель структурного подразделения государственной организации здравоохранения или лица, исполняющие их обязанности, в течение шести часов с момента представления в государственную организацию здравоохранения письменного заявления о несогласии на забор органов для трансплантации после смерти представляют соответствующую информацию в Министерство здравоохранения РБ для включения в Единый регистр трансплантации (ст. 10-1 Закона).
Следует отметить, что белорусский Закон о трансплантации - прогрессивный закон, соответствующий общеевропейской практике. Однако изменения, внесенные в Закон, вызвали негативную реакцию у отдельных групп населения, в связи с чем Конституционный суд РБ вынужден был решать вопрос о конституционности его положений и соответствия Конституции РБ. В Решении от 9 июля 2012 г. № Р-757/2012 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам трансплантации органов и тканей человека"» [6] Конституционный суд РБ отметил, что, согласно Конституции, человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (ч. 1 ст. 2); государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в законах (ч. 3 ст. 21); каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст.
24) и право на охрану здоровья (ч. 1 ст. 45); государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности (ст. 25). Ряд положений Закона направлен на сохранение жизни пациента или восстановление его здоровья. Конституционный суд отмечает, что такое правовое регулирование устанавливает баланс прав и законных интересов доноров и реципиентов, согласуется с положениями Конституции РБ, гарантирует права граждан. Закрепленное в Конституции право на неприкосновенность и достоинство личности, обеспечиваемое государством (ст.
25), охватывает не только прижизненный период существования человеческого организма, но и правовую охрану тела умершего, включающую его физическую неприкосновенность и достойное к нему отношение. Исходя из новой редакции, забор органов у умершего донора не допускается, если при жизни данное лицо либо один из его близких родственников или законных представителей до его смерти (до момента забора органов) заявили в установленном порядке о несогласии на забор органов для трансплантации после смерти. Отсутствие соответствующего заявления, свидетельствующего об отрицательном волеизъявлении лица к забору органов после смерти, рассматривается законодателем как предполагаемое согласие стать умершим донором. Конституционный суд отмечает, что закрепление законодателем презумпции согласия человека на изъятие у него органов для трансплантации после смерти в нормах Закона РБ «О трансплантации органов и тканей человека» и ст. 3 «Волеизъявление о достойном отношении к телу после смерти» Закона РБ «О погребении и похоронном деле» свидетельствует о предоставлении государственным организациям здравоохранения права распоряжаться
органами умершего без учета его воли либо без решения одного из его близких родственников или законных представителей, если они не выразили в установленном порядке отрицательного отношения к изъятию органов. При таком правовом регулировании, имеющем положительное значение для развития трансплантологии в Республике Беларусь, преследующем гуманные цели - сохранение жизни реципиента и восстановление его здоровья, важно соблюдать баланс защищаемых конституционных ценностей, надлежащим образом гарантировать реализацию гражданином либо его близкими родственниками или законными представителями права выразить несогласие на забор органов для трансплантации после смерти.
Вместе с тем, по мнению Конституционного суда РБ, нуждаются в дальнейшем законодательном регулировании отношения, касающиеся порядка и условий доступа заинтересованных физических лиц к Единому регистру трансплантации, определения четкого механизма информирования граждан о действующей презумпции согласия на забор органов для трансплантации в случае отсутствия соответствующего отрицательного волеизъявления со стороны гражданина либо его близких родственников или законных представителей. Анализ содержания статей Закона, предусматривающих согласование положений законов Республики Беларусь по вопросам трансплантации органов и тканей человека, показывает, что вносимые изменения и дополнения направлены на обеспечение ясности, определенности применяемых норм права и отдельных терминов с целью дальнейшего совершенствования правового регулирования общественных отношений в области трансплантации органов и тканей человека [7]. Данные изменения и дополнения согласуются с принципом верховенства права (ст. 7 Конституции) и вытекающим из него принципом правовой определенности. На основании изложенного Конституционный суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции РБ.
При посмертном донорстве точное определение на законодательном уровне момента смерти имеет важное значение для трансплантации и определяется в Законе как необратимое прекращение деятельности головного мозга человека (смерть головного мозга), при котором искусственно с помощью лекарственных средств и медицинской техники могут временно поддерживаться его сердечная деятельность и дыхание. На основании ст. 21 Закона РБ от 18 июня 1993 г. (в ред. Закона РБ от 20.06.2008 г.) «О здравоохранении» и ст. 11 Закона РБ от 4 марта 1997 г. «О трансплантации органов и тканей человека»
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019
Министерство здравоохранения РБ приняло Инструкцию о порядке констатации смерти от 20 декабря 2008 г. № 228 [8]. Особенностью этого документа является то, что в нем сосредоточены положения, касающиеся как взрослых, так и лиц младше 18 лет. Для российской трансплантологии отсутствие инструкции о констатации смерти ребенка стало непреодолимой преградой на пути развития детского донорства. Принятый в сентябре 2012 г. документ (постановление Правительства от 23.06.2012 г. «Об утверждении Инструкции о констатации смерти») воспроизвел положения Закона и не привнес ничего нового. В Республике Беларусь, согласно Инструкции, констатация смерти пациента осуществляется консилиумом врачей государственной организации здравоохранения, в которой находится пациент, с привлечением при необходимости врачей других организаций здравоохранения. Констатация смерти пациента осуществляется консилиумом в случае, когда: у пациента имеется сердечная деятельность; пациенту выполняется искусственная вентиляция легких; имеются предварительные данные о полной и необратимой утрате функций головного мозга у пациента (далее - смерть головного мозга). При этом причинами, способными привести к смерти головного мозга, могут быть: тяжелая черепно-мозговая травма; массивное субарахноидальное или внутримозговое кровоизлияние различной этиологии; обширное ишемиче-ское нарушение мозгового кровообращения с отеком и дислокацией мозга; гипоксическое и ишеми-ческое повреждение мозга любой этиологии, в том числе при длительной сердечно-легочной реанимации; температура тела пациента выше 32.2 градуса Цельсия; среднее артериальное давление выше 55 мм рт. ст. у лиц старше 18 лет, а у детей - согласно возрастным нормам. В случае, если клиническое обследование, выполненное консилиумом, доказало или подтвердило данные о смерти мозга, для констатации консилиумом смерти пациента последний должен установить причину поражения центральной нервной системы и определить, может ли она привести к смерти головного мозга; исключить все потенциально обратимые состояния со сходной клинической картиной, провести клиническое обследование, которое должно подтвердить отсутствие сознания, координированных движений и двигательных реакций в ответ на болевые раздражители. Смерть пациента констатируется консилиумом в случае, если каждое из двух клинических обследований, выполненных консилиумом с интервалом не менее 6 часов друг от друга, подтвердило смерть головного мозга на основании подпункта неизменяющихся показателей. В состав консилиума для констатации смерти пациента включаются врачи с
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019
опытом работы по специальности не менее пяти лет, в том числе врач-реаниматолог; врач-невролог или врач-нейрохирург; иные врачи-специалисты для проведения дополнительных инструментальных исследований. В состав консилиума для констатации смерти не могут быть включены врачи-специалисты, принимающие участие в заборе и трансплантации органов и (или) тканей человека.
Констатация смерти у детей младше одного года осуществляется: в возрасте от семи дней до двух месяцев в случае, когда два клинических обследования, выполненных консилиумом с интервалом не менее 48 часов друг от друга, подтвердили отсутствие клинических признаков жизни, при двух выполненных с интервалом не менее 48 часов исследованиях, указанных в настоящей Инструкции, отсутствует электрическая активность мозга пациента, а также подтверждено отсутствие спонтанного дыхания, тест на которое проводится только во время второго обследования. В возрасте от двух месяцев до одного года в случае, когда два клинических обследования, выполненных консилиумом с интервалом не менее 24 часов друг от друга, подтвердили отсутствие клинических признаков жизни, указанных в п/п. 6.3 п. 6 настоящей Инструкции, и при двух выполненных с интервалом не менее 24 часов исследованиях, отсутствует электрическая активность мозга пациента, а также подтверждено отсутствие спонтанного дыхания, тест на которое проводится только во время второго обследования.
Диагностика смерти мозга у детей в возрасте до семи дней не выполняется.
Эксплантация органов и тканей достаточно жестко урегулирована подзаконными актами, определяющими порядок ее проведения. Забор органов у трупного донора для трансплантации проводится:
- государственными организациями здравоохранения, имеющими специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности, включающее работы и услуги по забору, трансплантации органов и (или) тканей;
- в специально оборудованных помещениях государственных организаций здравоохранения, имеющих операционную и отделение интенсивной терапии и реанимации (анестезиолого-реани-мационное отделение) для аппаратного поддержания функционального резерва органов и (или) тканей человека, искусственного поддержания его сердечной деятельности и дыхания;
- врачами-трансплантологами и членами бригады, обеспечивающими забор органов государственных организаций здравоохранения, врачами-патологоанатомами патологоанатомических
бюро (отделений), врачами-хирургами отдела биотрансплантатов Государственной службы медицинских судебных экспертиз (далее - ГСМСЭ) в отделениях (отделах) ГСМСЭ.
Координацию взаимодействия по подготовке и проведению забора органов у трупного донора с момента констатации смерти осуществляют: врачи-специалисты территориальных отделений по координации забора донорских органов для трансплантации государственных организаций здравоохранения; врачи-хирурги отдела биотрансплантатов ГСМСЭ.
Помимо посмертного, законодательство регулирует и прижизненное донорство. В соответствии с Законом, живой донор - лицо, добровольно давшее в установленном порядке согласие на забор органов и (или) тканей человека (далее - забор органов) для трансплантации органов и (или) тканей человека (далее - трансплантация) реципиенту.
В целях защиты отдельных категорий граждан Законом введена норма, ограничивающая круг лиц, которые могут быть живыми донорами. Так, в соответствии со ст. 7, живыми донорами не могут быть несовершеннолетние лица (за исключением случаев забора костного мозга, гемопоэ-тических стволовых клеток); лица, признанные в установленном порядке недееспособными, а также лица, страдающие психическими расстройствами (заболеваниями); лица, у которых обнаружены заболевания, являющиеся опасными для жизни и здоровья реципиента; беременные женщины; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, не являющиеся супругом (супругой) или близкими родственниками реципиента (за исключением случаев забора костного мозга, гемопоэтических стволовых клеток) [9]. К близким родственникам относятся родители, усыновители (удочерители), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки. Представляется, что ограничение круга живых доноров будет способствовать ограничению купли-продажи органов и тканей.
Перед забором органов донор имеет право на получение полной и объективной информации о состоянии своего здоровья и последствиях, которые могут наступить в связи с осуществлением забора органов. Согласие на забор органов может быть в любой момент отозвано, за исключением случаев, когда врачи уже приступили к забору органов и его прекращение либо возврат к первоначальному состоянию невозможны или связаны с угрозой для жизни либо здоровья живого донора. Живой донор после осуществления у него забора органов имеет право на получение компенсации расходов, связанных с необхо-
димостью восстановления его здоровья в связи с забором органов; получение пособия по временной нетрудоспособности на период нетрудоспособности, наступившей в связи с забором органов. Инвалидность живого донора, наступившая в связи с забором органов, приравнивается к инвалидности, связанной с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием. В то же время донор обязан сообщить лечащему врачу государственной организации здравоохранения, осуществляющей забор органов, сведения о перенесенных им либо имеющихся у него заболеваниях и вредных привычках.
Забор органов для трансплантации у живого донора разрешается при соблюдении следующих условий:
- письменного предупреждения живого донора лечащим врачом государственной организации здравоохранения о возможном ухудшении его здоровья в связи с забором органов для трансплантации;
- наличия добровольного согласия живого донора на забор органов, выраженного в письменной форме, удостоверенного нотариально;
- проведения всестороннего медицинского обследования живого донора и наличия заключения консилиума врачей-специалистов о возможности забора у него органов для трансплантации.
Забор костного мозга или гемопоэтических стволовых клеток у несовершеннолетнего лица, которое не приобрело дееспособности в полном объеме, осуществляется с письменного согласия его законного представителя, удостоверенного нотариально, и органа опеки и попечительства. При письменном или устном возражении несовершеннолетнего лица забор костного мозга или гемопоэтических стволовых клеток не допускается.
Законодательство Республики Беларусь защищает не только интересы доноров, но и реципиентов. Потребность в трансплантации определяется на основании Инструкции о порядке вынесения заключения о необходимости трансплантации, принятой Постановлением Министерства здравоохранения РБ от 29.08.2012 № 134 [10]. Заключение выносится в государственных организациях здравоохранения, имеющих право в установленном законодательством Республики Беларусь порядке осуществлять трансплантацию. Основанием для рассмотрения врачебным консилиумом необходимости трансплантации является такое состояние пациента, которое свидетельствует о том, что никакими иными методами оказания медицинской помощи невозможно сохранить жизнь пациента или восстановить его здоровье. В случае установления консилиумом врачей необходимости проведения трансплантации
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019
составляется медицинское заключение по форме согласно приложению к настоящей Инструкции. Медицинское заключение оформляется в трех экземплярах, первый из которых выдается реципиенту, второй - направляется в государственную организацию здравоохранения по месту его жительства, месту его пребывания (по месту работы, службы, учебы - при наличии ведомственных организаций здравоохранения), третий - хранится в государственной организации здравоохранения, консилиумом врачей которой выдано данное медицинское заключение. Государственной организацией здравоохранения, врачебным консилиумом которой вынесено заключение, сведения о нем в письменном виде в течение одного дня с момента вынесения данного заключения передаются в Республиканский центр трансплантации органов и тканей на базе государственного учреждения здравоохранения «9-я городская клиническая больница» для дальнейшей координации деятельности по оптимальному подбору пар донор - реципиент. Если по истечении трех лет со дня выдачи реципиенту медицинского заключения трансплантация ему необходимых органа и (или) ткани не была произведена, необходимость проведения трансплантации должна быть установлена повторно в порядке, определенном указанной Инструкцией. В этом случае реципиенту выдается новое медицинское заключение.
Трансплантация осуществляется только с письменного согласия реципиента. При этом реципиент должен быть письменно предупрежден о возможном ухудшении его здоровья в результате предстоящего медицинского вмешательства. Если реципиентом является несовершеннолетнее лицо, которое не приобрело дееспособности в полном объеме, либо лицо, признанное в установленном порядке недееспособным, то трансплантация осуществляется с письменного согласия его законного представителя.
Трансплантация реципиенту, не способному по состоянию здоровья к принятию осознанного решения, осуществляется с письменного согласия супруга (супруги) или одного из близких родственников. В исключительных случаях, когда промедление в проведении трансплантации угрожает жизни реципиента, а близкие родственники лица отсутствуют или установить их местонахождение невозможно, решение о проведении трансплантации принимается врачебным консилиумом, а при невозможности собрать его - врачом-специалистом, осуществляющим трансплантацию, с оформлением записи в медицинских документах и последующим уведомлением об этом должностных лиц государственной организации здравоохранения в течение суток.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.
Законодательство о трансплантации учитывает и регулирует не только современные направления трансплантации в форме пересадки органов и тканей, но и перспективные методы лечения тяжелых заболеваний - клеточную трансплантацию [11].
Белорусский законодатель разработал правовые основания не только для лечения лиц, достигших совершеннолетия, но и детей. При этом правила констатации момента смерти у детей жестко формализованы, с одной стороны, и не ограничивают проведение реанимационным мероприятий по времени - с другой.
Особенностью правового регулирования отношений в сфере трансплантации являются императивный характер и конкретность положений нормативных актов, практически отсутствующая пробельность исследуемого законодательства.
Интересы реципиентов и доноров защищены в равной степени. Создание Регистра трансплантации позволит оперативно оказать медицинскую помощь лицам, нуждающимся в трансплантации, осуществлять контроль над использованием органов и тканей и предотвратить нарушение права лица на выражение несогласия с посмертным донорством.
Серьезное превентивное значение имеет контроль со стороны прокуратуры за соблюдением закона при эксплантации и использованием донорских органов и тканей.
Подводя итоги рассмотрения белорусского законодательства о трансплантации, полагаю необходимым отметить большую сбалансированность и соблюдение интересов всех сторон процесса трансплантации в белорусском праве. Представляется, что отдельные законотворческие решения, касающиеся контроля над использованием донорских органов и процедурой их эксплантации, создание единого для республики Регистра трансплантации, участие в осуществлении процедуры трансплантации прокуратуры существенно снижают криминальный потенциал исследуемой сферы и могут быть восприняты законодателем Российской Федерации.
Список литературы:
[1] Закон Республики Беларусь от 4 марта 1997 г. № 28-З «О трансплантации органов и тканей человека» // Ведамасц Нацыянальнага сходу Рэспублш Беларусь. - 1997. - № 9, ст. 196.
[2] Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-Х11 «О здравоохранении» // Звязда. - 1993. - 6 авг.
[3] Баранов В.М. Проблемы обеспечения соответствия Конституции России международным стандартам в области прав человека / В.М. Баранов, М.А. Пшеничнов // Российский конституционализм: проблемы и решения: материалы Междунар. конф. - М.: Изд-во ИГП РАН, 1999. - С. 205 - 210.
[4] Закон Республики Беларусь от 9 января 2007 г. № 207-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей человека»» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2007. - № 15, 2/1304.
[5] Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 407-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам трансплантации органов и тканей человека» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - 2012. - 2/1959.
- 19 июля.
[6] Решение от 9 июля 2012 г. № Р-757/2012 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам трансплантации органов и тканей человека"» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь.
- 2012. - 6/1221. - 21 июля.
[7] Кондрашова Т.В. К вопросу об единстве терминологии в уголовном законодательстве и праве // Вестник НУ им. Н.И. Лобачевского: Власть и право. - Вып. 2(7). - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2003. - С. 322 - 326.
[8] Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. № 228 «Об утверждении Инструкции о порядке констатации смерти и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 июля 2002 г. № 47» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2009. - № 30, 8/20250.
[9] Тасаков С. Искусственное прерывание беременности (аборт): уголовно-правовые аспекты / С. Тасаков, А. Шумилов // Уголовное право. - 2004. - № 2. - С. 69.
[10] Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 августа 2012 г. № 134 «О некоторых вопросах трансплантации органов и тканей человека» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2012. - № 11.
[11] Современная медицина и право / Я. Дргонец, П. Холлендер; пер. со словац. Л.И. Бадь.
- М.: Юрид. лит., 1991. - 336 с.
Spisok literatury:
[1] Zakon Respubliki Belarus' ot 4 marta 1997 g. № 28-Z «O transplantacii organov i tkanej cheloveka» // Vedamasci Nacyyanal'naga skhodu Respubliki Belarus'. - 1997. - № 9, st. 196.
[2] Zakon Respubliki Belarus' ot 18 iyunya 1993 g. № 2435-XII «O zdravoohranenii» // Zvyazda. -1993. - 6 avg.
[3] Baranov V.M. Problemy obespecheniya sootvetstviya Konstitucii Rossii mezhdunarodnym standartam v oblasti prav cheloveka / V.M. Baranov, M.A. Pshenichnov // Rossijskij konstitucionalizm: problemy i resheniya: materialy Mezhdunar. konf. -M.: Izd-vo IGP RAN, 1999. - S. 205 - 210.
[4] Zakon Respubliki Belarus' ot 9 yanvarya 2007 g. № 207-Z «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Zakon Respubliki Belarus' \"O transplantacii organov
1 tkanej cheloveka\"» // Nacional'nyj reestr pravovyh aktov Respubliki Belarus'. - 2007. - № 15, 2/1304.
[5] Zakon Respubliki Belarus' ot 13 iyulya 2012 g. № 407-Z «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v nekotorye zakony Respubliki Belarus' po voprosam transplantacii organov i tkanej cheloveka» // Nacional'nyj pravovoj Internet-portal Respubliki Belarus'. - 2012. - 2/1959. - 19 iyulya.
[6] Reshenie ot 9 iyulya 2012 g. № R-757/2012 «O sootvetstvii Konstitucii Respubliki Belarus' Zakona Respubliki Belarus' "O vnesenii izmenenij i dopolnenij v nekotorye zakony Respubliki Belarus' po voprosam transplantacii organov i tkanej cheloveka"» // Nacional'nyj pravovoj Internet-portal Respubliki Belarus'. - 2012. - 6/1221. - 21 iyulya.
[7] Kondrashova T.V. K voprosu ob edinstve terminologii v ugolovnom zakonodatel'stve i prave // Vestnik NU im. N.I. Lobachevskogo: Vlast' i pravo. -Vyp. 2(7). - N. Novgorod: Izd-vo NNGU, 2003. - S. 322 - 326.
[8] Postanovlenie Ministerstva zdravoohraneniya Respubliki Belarus' ot 20 dekabrya 2008 g. № 228 «Ob utverzhdenii Instrukcii o poryadke konstatacii smerti i priznanii utrativshim silu postanovleniya Ministerstva zdravoohraneniya Respubliki Belarus' ot
2 iyulya 2002 g. № 47» // Nacional'nyj reestr pravovyh aktov Respubliki Belarus'. - 2009. - № 30, 8/20250.
[9] Tasakov S. Iskusstvennoe preryvanie beremennosti (abort): ugolovno-pravovye aspekty / S. Tasakov, A. Shumilov // Ugolovnoe pravo. - 2004. - № 2. - S. 69.
[10] Postanovlenie Ministerstva zdravoohraneniya Respubliki Belarus' ot 29 avgusta 2012 g. № 134 «O nekotoryh voprosah transplantacii organov i tkanej cheloveka» // Nacional'nyj reestr pravovyh aktov Respubliki Belarus'. - 2012. - № 11.
[11] Sovremennaya medicina i pravo / Ya. Drgonec, P. Hollender; per. so slovac. L.I. Bad'. - M.: Yurid. lit., 1991. - 336 c.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019