Научная статья на тему 'Правовое положение донора в законодательстве России и странах Содружества независимых государств'

Правовое положение донора в законодательстве России и странах Содружества независимых государств Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
850
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПЛАНТАЦИЯ / ДОНОР / СОГЛАСИЕ / ИЗЪЯТИЕ ОРГАНОВ / ТКАНИ ЧЕЛОВЕКА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / TRANSPLANTATION / DONOR / CONSENT / REMOVAL OF ORGANS / HUMAN TISSUE / HUMAN RIGHTS / MEDICAL CARE

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Галеева Г.Р.

В статье рассмотрено правовое положение донора по российскому законодательству и законодательству стран СНГ, призванному регулировать правомерное изъятие органов и тканей человека и их трансплантацию. Донорство органов является добровольной процедурой жертвования собственными органами в пользу конкретного лица или неопределенного круга лиц. Необходимо соблюдать юридические и медицинские условия при изъятии и пересадке органов и (или) тканей от трупа: смерть донора должна быть установлена в соответствующем порядке, разрешение главного врача учреждения здравоохранения на изъятие органа и (или) ткани у трупа, волеизъявление самого донора при жизни или его родственников. Конституционным судом указана «презумпция согласия» на трансплантацию, что вызывает споры между родственниками посмертных доноров и медицинской организацией, где произошло изъятие органов. Также исследован законопроект, предложенный министерством здравоохранения России, где разработан регистр доноров органов прижизненный и посмертный, формирование которого позволило бы избежать оспаривания действий медицинских работников в суде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL STATUS OF THE DONOR IN THE LEGISLATION OF RUSSIA AND THE COUNTRIES OF THE COMMUNITY OF INDEPENDENT STATES

The article discusses the legal status of the donor under Russian law and the laws of the CIS countries, designed to regulate the lawful removal of human organs and tissues and their transplantation. Organ donation is a voluntary procedure for donating one’s own organs to a specific person or an indefinite number of persons. Legal and medical conditions must be observed when removing and transplanting organs and / or tissues from a corpse: the donor’s death must be established in an appropriate manner, the permission of the head physician of the health care institution to remove the organ and / or tissue from the corpse, the will of the donor during his lifetime his relatives. The Constitutional Court indicated a “presumption of consent” for transplantation, which causes disputes between the relatives of the post-mortem donors and the medical organization where the organs were removed. The draft law proposed by the Ministry of Health of Russia, which developed a register of organ donors lifetime and posthumous, the formation of which would avoid challenging the actions of medical workers in court, was also investigated

Текст научной работы на тему «Правовое положение донора в законодательстве России и странах Содружества независимых государств»

МЕЖДУНАРОДНОЕ И КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

УДК: 341+349

ББК: 67.412.1

Галеева Г.Р.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДОНОРА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ И СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Galeeva G.R.

THE LEGAL STATUS OF THE DONOR IN THE LEGISLATION OF RUSSIA

AND THE COUNTRIES OF THE COMMUNITY OF INDEPENDENT STATES

Ключевые слова: трансплантация, донор, согласие, изъятие органов, ткани человека, права человека, оказание медицинской помощи.

Keywords: transplantation, donor, consent, removal of organs, human tissue, human rights, medical care.

Аннотация: в статье рассмотрено правовое положение донора по российскому законодательству и законодательству стран СНГ, призванному регулировать правомерное изъятие органов и тканей человека и их трансплантацию. Донорство органов является добровольной процедурой жертвования собственными органами в пользу конкретного лица или неопределенного круга лиц. Необходимо соблюдать юридические и медицинские условия при изъятии и пересадке органов и (или) тканей от трупа: смерть донора должна быть установлена в соответствующем порядке, разрешение главного врача учреждения здравоохранения на изъятие органа и (или) ткани у трупа, волеизъявление самого донора при жизни или его родственников.

Конституционным судом указана «презумпция согласия» на трансплантацию, что вызывает споры между родственниками посмертных доноров и медицинской организацией, где произошло изъятие органов. Также исследован законопроект, предложенный министерством здравоохранения России, где разработан регистр доноров органов - прижизненный и посмертный, формирование которого позволило бы избежать оспаривания действий медицинских работников в суде.

Abstract: the article discusses the legal status of the donor under Russian law and the laws of the CIS countries, designed to regulate the lawful removal of human organs and tissues and their transplantation. Organ donation is a voluntary procedure for donating one's own organs to a specific person or an indefinite number of persons. Legal and medical conditions must be observed when removing and transplanting organs and / or tissues from a corpse: the donor's death must be established in an appropriate manner, the permission of the head physician of the health care institution to remove the organ and / or tissue from the corpse, the will of the donor during his lifetime his relatives.

The Constitutional Court indicated a "presumption of consent" for transplantation, which causes disputes between the relatives of the post-mortem donors and the medical organization where the organs were removed. The draft law proposed by the Ministry of Health of Russia, which developed a register of organ donors - lifetime and posthumous, the formation of which would avoid challenging the actions of medical workers in court, was also investigated

По сравнению с 2010 годом Федеральная служба государственной статистики1 отмечает, что по данным отчета Министер-

1 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://cbsd.gks.ru/

ства здравоохранения «Продолжительность жизни по итогам 2017 года в России выросла до 72,7 года, а смертность в стране снизилась. В 2017 году ожидаемая продолжительность жизни составила 72,7 года (рост на 0,83 года по сравнению с 2016 годом -

71,87 года). Рост продолжительности жизни коснулся и мужчин, и женщин. Мужчины: 67,51 года (рост на 1,01 года по сравнению с 2016 годом), женщин: 77,64 года (рост на 0,58 года по сравнению с 2016 годом)»1. Однако данный факт не является утешительным ввиду того, что во всех российских регионах серьезное ухудшение состояния здоровья касается почти всех возрастных слоев населения и показатели смертности высоки. Стоит отметить, что наряду с такими заболеваниями, как рак, инфаркт, особое место занимает и поражение внутренних органов человека. Одним из способов спасения жизни и восстановления здоровья граждан является трансплантация органов и (или) тканей человека2.

Девиз трансплантологии звучит оптимистично и утверждающе: «Уходя из этой жизни, не забирай с собой органы. Они нужны нам здесь» . В 1992 году законодательство России было приведено в соответствие с принципами защиты прав и достоинства человека в сфере медицины, учитывая нормы и общие принципы гуманности, провозглашенные международным сообществом, разработанными Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Основная позиция ВОЗ по вопросу о праве человека на свое тело после смерти сводится к признанию этого права по аналогии права человека распоряжаться своей собственностью после смерти.

На сегодняшний день источниками правового регулирования трансплантации органов и тканей человека в Российской Федерации являются Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Фе-дерации»4, Закон РФ от 22 декабря 1992 го-

1 Продолжительность жизни при рождении по регионам России (ожидаемая) за 2015 год (Обн.2018) http://www.statdata.ru/spg_reg_rf

2 Савостьянова Н.В. Актуальные вопросы правового регулирования отношений в сфере охраны здоровья человека в современной России. // Материалы 2-й Всероссийский научно-практической конференции. Москва, 26 марта 2004 г. / Под общ. ред. д. ю. н. С.Г. Стеценко. М.: Изд-ая группа «Юрист», 2004. - С. 206.

3 Актуальные проблемы развития трансплантологии [Электронный ресурс] - Режим доступа: ht:tp://www.medicшs.rшЪsшrgery/patient/aktшalnye-problemy-razvitiya-transplantologii-26792.phtml

4 Федеральный закон «Об основах охраны здоро-

да «О трансплантации органов и (или) тканей человека»5, ведомственные положения и инструкции.

Перечень органов человека - объектов трансплантации, учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека, учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека утвержден Законом РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22 декабря 1992 г., а также Приказом Министерства здравоохранения РФ и Российской академии медицинских наук от 4 июня 2015 г. № 306н/3 «Об утверждении объектов трансплантации»6. В утвержденный Перечень входят: амниотическая оболочка; белочная оболочка; васкуляризированный комплекс мягких тканей, включающий дермальный слой, подкожную жировую клетчатку и мышцы; верхняя конечность и ее фрагменты; височная фасция; глазное яблоко (роговица, склера, хрусталик, сетчатка, конъюнктива); кишечник и его фрагменты; комплекс сердце-легкое; кости свода черепа; костный мозг; легкое; нижняя конечность и ее фрагменты; нижняя челюсть; печень; почка; поджелудочная железа с двенадцатиперстной кишкой; селезенка; сердце; эндокринные железы (гипофиз, надпочечники, щитовидная железа, паращитовидная железа, слюнная железа, яичко); подкожная жировая клетчатка подошвенной области стопы; серозная капсула печени; сосуды (участки сосудистого русла); трахея; фиброзная капсула почки.

Приказ значительно расширяет Перечень объектов трансплантации, учреждений здравоохранения, осуществляющих транс-

вья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № З23-Ф3 (ред. 03.07.2016). [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_121895/

5 Закон РФ от 22.12.1992 № 4180-1 (ред. от 23.05.2016) «О трансплантации органов и (или) тканей человека». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.consшltant.rш/cons/cgi/online.cgi?req= doc;base=LAW;n=198266

6 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации, Российской академии наук от 04.06.2015 № 306н/3 «Об утверждении перечня объектов трансплантации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=181448

плантацию органов и (или) тканей человека, и Перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека.

Пересадка органов и (или) тканей может быть применена только в том случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни и восстановления здоровья больного (реципиента). Для проведения данной операции необходимо иметь медицинское заключение о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека1. В соответствии со ст. 5 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития России № 258 от 25 мая 2007 г. «О медицинском заключении о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека» заключение выдается консилиумом врачей государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, входящих в Перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека. В состав консилиума врачей центра трансплантации утверждается главным врачом. В него входят лечащий врач, хирург, анестезиолог, а при необходимости - врачи других специальностей. По результатам проведения очной консультации и дополнительным лабораторным исследованиям больного консилиумом врачей определяется решение о выдаче больному заключения. Данное заключение выдается пациенту лично, а лицам, не достигшим 15 лет, и гражданам, признанным в установленном законном порядке недееспособными, - их законным представителям. На его основании больной имеет возможность направить все медицинские документы в центр трансплантации для решения вопроса о включении в «лист ожидания» и госпитализации для оперативного лечения - трансплантации органов и (или) тканей человека.

Законом предусмотрено два вида трансплантации: от живого донора и от трупного.

1 Приказ Минздравсоцразвития России №258 от 25 мая 2007 г. «О медицинском заключении о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rosminzdrav.ru/documents/7817-prikaz-minzdravsotsrazvitiya-rossii-258-ot-25-maya-2007-g

Трансплантация органов и (или) тканей от живого донора осуществляется с его письменного согласия. При этом он должен быть предупрежден о возможных осложнениях для его здоровья. Если донор не достиг совершеннолетия либо признан в установленном порядке недееспособным, то согласие на забор органов и (или) тканей дают его родители или законные представители. Пересадка органов и (или) тканей реципиенту без согласия донора либо без согласия его родителей или законного представителя возможно в исключительных случаях, когда медлить нельзя и осуществление соответствующей операции необходимо, чтоб сохранить жизнь реципиенту.

Заметим, что современная медицинская практика, в большинстве случаев, производит изъятие органов и (или) тканей у трупа, нежели у живого донора2, п. 1 ст. 11 Закона предусматривает изъятие для трансплантации трупные органы и ткани. Возможно, данный подход верный, потому как это единственная возможность получить непарный орган, также исключается возможность причинения вреда жизни и здоровью донора.

Необходимо соблюдать юридические и медицинские условия при изъятии и пересадке органов и (или) тканей от трупа: смерть донора должна быть установлена в соответствующем порядке, разрешение главного врача учреждения здравоохранения на изъятие органа и (или) ткани у трупа, волеизъявление самого донора при жизни или его родственников .

Вполне подробно и полно сконструи-

2 Сергеев Ю.Д., Поспелова С.И. Правовые аспекты посмертного донорства: современное состояние и проблемы регулирования. // Медицинское право [Текст]: федеральный научно-практический журнал. - М.: Издательская группа «Юрист». - 2006 г. № 2. -С. 3.

3 Галеева Г.Р. Констатация смерти как право на изъятие органов и (или) тканей человеческого тела по Российскому законодательству // Евразийский юридический журнал. - 2011. - № 3 (34) - С. 133.

4 Галеева, Г.Р. Некоторые пробелы законодательства в области правового регулирования трансплантации органов и тканей человека // Материалы VIII Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» // Актуальные проблемы юридической науки. Часть II. - 2011. С. 21.

ровано специальное законодательство в сфере органного донорства и их трансплантации в странах СНГ. Исследовав правовое положение донора, можно заметить, что в целом нормативные акты России и законы о трансплантации органов и тканей человека на постсоветском пространстве пересекаются. Так, в соответствии со ст. 3 Закон Республики Таджикистан «О трансплантации органов и (или) тканей человека»1, изъятие органов и (или) тканей у живого донора допускается только в случае, если данным действием его здоровью, по заключению консилиума врачей - специалистов, не будет причинен значительный вред. Трансплантация органов и (или) тканей допускается исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента. Статья 6 Закона указывает на то, что изъятие органа и (или) тканей для трансплантации не допускается у живого донора, не достигшего 18-ти лет (за исключением случаев пересадки костного мозга), либо признанного в установленном порядке недееспособным; также если установлено, что они принадлежат лицу, страдающему болезнью, представляющей опасность для жизни и здоровья реципиента. Изъятие органов и (или) тканей для трансплантации у лиц, находящихся в служебной или иной зависимости от реципиента, не допускается.

Принуждение любым лицом живого донора к согласию на изъятие у него органов и (или) тканей влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Таджикистан. Закон позволяет изъятие органов и (или) тканей у трупа (ст. 11) с согласия близких родственников умершего и разрешения главного врача учреждения здравоохранения при условии соблюдения требований настоящего Закона.

В случае, когда требуется проведение судебно-медицинской экспертизы, разрешение на изъятие органов и (или) тканей у трупа должно быть дано также судебно-

1 Закон Республики Таджикистан «О трансплантации органов и (или) тканей человека»// Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 2007 год, №7, ст. 693. [Электронный ресурс] - Режим доступа:

//www.mmk.tj/ru/library/zakon_respuЫiki_tadzhikistan

_ o_transplantacii_organov.doc

медицинской службой с уведомлением об этом прокуратуры.

В соответствии со ст. 7 Закона Республики Армения «О трансплантации органов и (или) тканей человека», органы и (или) ткани у трупа в целях трансплантации могут быть изъяты только в случаях, если при жизни данное лицо дало на это письменное согласие в порядке, установленном законодательством Республики Армения.

Изъятие же у живого донора органов и (или) тканей для трансплантации реципиенту разрешается, на основании ст. 10 Закона, если:

1) донор в письменной форме предупреждается о возможных осложнениях в связи с предстоящим оперативным вмешательством по изъятию органов и (или) тканей в целях трансплантации за 15 дней до операции;

2) донор добровольно и сознательно выразил в письменной форме согласие на изъятие у него органов и (или) тканей;

3) донор прошел всестороннее медицинское обследование и для изъятия у него органов и тканей имеется заключение о возможности изъятия у живого донора органов и (или) тканей. Порядок выдачи заключения устанавливается Правительством Республики Армения2.

Закон Республики Беларусь от 4 марта 1997 г. №28-З «О трансплантации органов и тканей человека»3 также предусматривает забор органов у живого донора только с его согласия (ст. 8). Причем согласие на забор органов может быть в любой момент отозвано, за исключением случаев, когда врачи уже приступили к забору органов и его прекращение либо возврат к первоначальному состоянию невозможны или связаны с угрозой для жизни либо здоровья живого донора, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (ст. 9). Помимо этого, живой донор обязан

2 Закон Республики Армения «О трансплантации органов и (или) тканей человека». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dobroeserdce.ucoz.org/ puЫ/dokumenty/zakon_respubИki_armemja_o_transplan tacii_organov_ i_iИ_tkanej_cheloveka/4 -1-0-9

3 Закон Республики Беларусь от 4 марта 1997 г. №28-З «О трансплантации органов и тканей человека» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base. spinform. rш/show_doc.fwx?rgn=2036

сообщить лечащему врачу государственной организации здравоохранения, осуществляющей забор органов, сведения о перенесенных им либо имеющихся у него заболеваниях и вредных привычках (ст. 10).

В соответствии со ст. 11 забор органов у трупного донора разрешается с момента констатации смерти в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Государственным комитетом судебных экспертиз Республики Беларусь.

Забор органов у умершего донора не допускается, если при жизни данное лицо либо близкие родственники, законные представители до его смерти заявили о несогласии на забор органов для трансплантации после смерти в порядке, установленном настоящим Законом. Забор органов у умершего донора также не допускается, если руководителям государственной организации здравоохранения, органа Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, руководителям структурного подразделения государственной организации здравоохранения, органа Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь или лицам, исполняющим их обязанности, до момента забора органов представлено заявление о несогласии на забор органов для трансплантации, написанное супругом (супругой), а при его (ее) отсутствии - одним из близких родственников или законным представителем умершего донора. Забор органов у трупного донора не допускается также в случае, если государственная организация здравоохранения, орган Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь были поставлены в известность о несогласии лица на забор органов для трансплантации до его смерти путем устного или письменного заявления в присутствии врача-специалиста (врачей-специалистов), других должностных лиц государственной организации здравоохранения, органа Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, иных лиц, которые могут засвидетельствовать такой отказ.

Запрещается участие врачей-специалистов, которые будут осуществлять трансплантацию, а также членов бригад, обеспечивающих забор органов, в констата-

ции смерти человека, тело которого предполагается использовать для забора органов.

В случае, если умерший донор подлежит судебно-медицинской экспертизе или патологоанатомическому исследованию, письменное разрешение на забор органов у умершего донора должно быть дано соответственно государственным медицинским судебным экспертом либо врачом-патологоанатомом, присутствующими на операции по забору органов.

В целях осуществления контроля за использованием органов и (или) тканей человека, а также оперативного оказания медицинской помощи лицам, нуждающимся в трансплантации, введена ст. 10-2 - Единый реестр трансплантации. Порядок создания и ведения Единого регистра трансплантации определяется Советом Министров Республики Беларусь.

В Единый регистр трансплантации включаются сведения:

1) о лицах, которым проведена трансплантация;

2) о лицах, которые в установленном настоящим Законом порядке заявили о несогласии на забор органов для трансплантации после смерти.

Считаем, что наиболее проработанным и отвечающим современным реалиям является законодательство Республики Беларусь. Однако, расширяя Единый реестр трансплантации, хотелось бы увидеть в нем и соответствующий регистр доноров, то есть лиц, выразивших согласие на изъятие органа или тканей в установленном законом порядке.

Министерством здравоохранения Российской Федерации разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации».

Указанный законопроект, представленный для публичного обсуждения на интернет-сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации, предполагает в развитие положений статьи 47 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и в целях достижения большей прозрачности всего процесса донорства органов человека и их трансплантации ведение Министерством здравоохранения

Российской Федерации Федерального регистра доноров органов, реципиентов и донорских органов, состоящего из четырех регистров (Регистр волеизъявлений граждан о согласии или несогласии на изъятие их органов после смерти в целях трансплантации потенциальному реципиенту; Регистр доноров при посмертном донорстве органов и органов, изъятых при его осуществлении в целях трансплантации потенциальному реципиенту; Регистр прижизненных доноров, предоставивших при жизни свои органы в целях родственной трансплантации, и органов, предоставленных в целях трансплантации; Регистр реципиентов и органов, предоставленных в целях трансплантации).

Законопроектом предусматривается более детализированная процедура выражения гражданином соответствующего волеизъявления, в том числе в устной форме, учета волеизъявлений, получения медицинской организацией информации о наличии (отсутствии) волеизъявления гражданина, реализации близкими родственниками права заявить о несогласии на изъятие органов в случае отсутствия волеизъявления гражданина, включая информирование их о констатации смерти гражданина, которая сопровождается документированием (фиксацией) совершаемых действий.

Обсуждение проекта федерального закона «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации» и развернувшаяся публичная дискуссия по наиболее актуальным вопросам рассматриваемой медицинской отрасли отражают демократический процесс выработки рационального, обоснованного и справедливого законодательного решения на основе общественного консенсуса для обеспечения баланса интересов доноров и реципиентов. Только проведение свободной публичной дискуссии по столь важному вопросу, каким является нормативная модель выражения согласия на изъятие органов и тканей человека после его смерти для трансплантации, позволит выработать вариант его разрешения, отвечающий конституционным целям и ценностям и одновременно отражающий существующие социальные (этические, моральные, религиозные) предпочтения. Это позволит также - вне зависимости от избранной модели законодательной регламентации правил получения со-

гласия на изъятие органов человека после его смерти - заложить основу широкого информирования населения о таких правилах1.

В законопроекте нашли своё отражение и понятия прижизненный донор - донор 18 лет и старше, дееспособный, выразивший согласие предоставить и (или) предоставивший при жизни свой донорский орган в целях родственной трансплантации, и посмертный донор - донор в возрасте 1 года и старше, донорские органы которого используются в целях трансплантации. То есть детское посмертное донорство предусмотрено только в возрасте от 1 года. Этот вопрос давно обсуждался и в обществе, и среди учёных-трансплантологов, которые не раз пытались закрепить данную норму в специальном законодательстве. Можно смело утверждать, что новый законопроект «О донорстве органов и их трансплантации» сможет регулировать трансплантацию органов взрослых и детей2.

К сожалению, не один год прошел с момента опубликования законопроекта «О донорстве органов и их трансплантации», однако до сих пор он так и не принят. Думается, что со вступлением в законную силу данный нормативный акт смог бы урегулировать наиболее сложные и пробельные отделы в сфере изъятия органов и тканей человека и дать ход формированию регистра прижизненных и посмертных доноров. Говоря о регистре посмертных доноров, российский законодатель наконец легализовал бы детское посмертное донорство, в котором остро нуждаются больные дети, которые вынуждены получать медицинскую помощь в виде трансплантации органов за границей.

1 Определение Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2016 г. № 224-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бирюковой Татьяны Михайловны, Саблиной Елены Владимировны и Сабли-ной Нэлли Степановны на нарушение их конституционных прав статьей 8 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71246368/

2 Галеева Г.Р. Некоторые аспекты предлагаемых изменений законодательства в области трансплантации органов в России. Проект федерального закона «О донорстве органов человека и их трансплантации» // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2014. - № 4(81). - С. 8.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://cbsd.gks.ru/

2. Продолжительность жизни при рождении по регионам России (ожидаемая) за 2015 год (Обн.2018). - Режим доступа: http://www.statdata.ru/spg_reg_rf

3. Савостьянова, Н.В. Актуальные вопросы правового регулирования отношений в сфере охраны здоровья человека в современной России: материалы 2-й Всероссийский научно-практической конференции. Москва, 26 марта 2004 г. / под общ. ред. д. ю. н. С.Г. Стеценко. - М.: Юрист, 2004. - С. 206.

4. Актуальные проблемы развития трансплантологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: h'ttp://www.medicus.ru/hsurgery/patient/aktualnye-problemy-razvitiya-transplantologii-26792.phtml

5. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. 06.03.2019) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/

6. Закон РФ от 22.12.1992 № 4180-1 (ред. от 23.05.2016) «О трансплантации органов и (или) тканей человека» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=198266

7. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации, Российской академии наук от 04.06.2015 № 306н/3 «Об утверждении перечня объектов трансплантации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc;base=LAW;n=181448

8. Приказ Минздравсоцразвития России №258 от 25 мая 2007 г. «О медицинском заключении о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.rosminzdrav.ru/documents/7817-prikaz-minzdravsotsrazvitiya-rossii-258-ot-25-maya-2007-g

9. Сергеев, Ю.Д., Поспелова, С.И. Правовые аспекты посмертного донорства: современное состояние и проблемы регулирования // Медицинское право [Текст]: федеральный научно-практический журнал. - М.: Юрист, 2006 г. - № 2. - С. 3.

10. Галеева, Г.Р. Констатация смерти как право на изъятие органов и (или) тканей человеческого тела по российскому законодательству // Евразийский юридический журнал. - 2011. -№ 3(34). - С. 133.

11. Галеева, Г.Р. Некоторые пробелы законодательства в области правового регулирования трансплантации органов и тканей человека: материалы VIII Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» // Актуальные проблемы юридической науки. Часть II. - 2011. - С. 20-22.

12. Закон Республики Таджикистан «О трансплантации органов и (или) тканей человека»// Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2007. - №7. - С. 693 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: //www.mmk.tj/ru/library/zakon_respuЫiki_tadzЫkistan_ o_transplantacii_organov.doc

13. Закон Республики Армения «О трансплантации органов и (или) тканей человека» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dobroeserdce.ucoz.org/publ/dokumenty/ zakon_respubliki_armenij a_o_transplantacii_organov_ i_ili_tkanej_cheloveka/4-1 -0-9

14. Закон Республики Беларусь от 4 марта 1997 г. №28-З «О трансплантации органов и тканей человека» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=203 6

15. Определение Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2016 г. № 224-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бирюковой Татьяны Михайловны, Саблиной Елены Владимировны и Саблиной Нэлли Степановны на нарушение их конституционных прав статьей 8 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71246368/

16. Галеева, Г.Р. Некоторые аспекты предлагаемых изменений законодательства в области трансплантации органов в России. Проект федерального закона «О донорстве органов человека и их трансплантации» // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2014. - № 4(81). -С. 4-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.