Научная статья на тему 'Проблемы законодательного регулирования механизма выражения учёта волеизъявления на изъятие органов и (или) тканей из тела человека'

Проблемы законодательного регулирования механизма выражения учёта волеизъявления на изъятие органов и (или) тканей из тела человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
619
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПЛАНТАЦИЯ / ИЗЪЯТИЕ ОРГАНОВ УМЕРШЕГО ЧЕЛОВЕКА / ОРГАНЫ И ТКАНИ / TRANSPLANTATION / REMOVAL OF ORGANS OF A DECEASED PERSON / HUMAN ORGANS AND TISSUES / RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN / POSTHUMOUS DONATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернова Юлия Александровна

Статья посвящена проблемам правового регулирования трансплантации органов и (или) тканей человека в российском праве. Цель работы заключается в раскрытии пробелов и коллизий в современном законодательстве путём анализа нормативно-правовых актов, содержащих нормы, регулирующие отношения по трансплантации органов и (или) тканей человека. В статье анализируются ряд вопросов, а также пути их решения, касающихся прав лиц на трансплантацию органов (или) тканей человека после смерти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGISLATIVE REGULATION OF THE MECHANISM OF EXPRESSING ACCOUNTING OF EVENTS ON THE REMOVAL OF ORGANS AND (OR) TISSUES FROM HUMAN BODY

The article is devoted to the problems of legal regulation of organ transplantation and (or) human tissues in the Russian law. The aim of the work is to disclose the gaps and collisions in the current legislation by analyzing normative legal acts containing norms regulating the relations on transplantation of organs and (or) human tissues. The article analyzes a number of questions, as well as ways to solve them, concerning the rights of individuals to transplant organs (or) human tissues after death.

Текст научной работы на тему «Проблемы законодательного регулирования механизма выражения учёта волеизъявления на изъятие органов и (или) тканей из тела человека»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2018. № 1 (20)

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ВЫРАЖЕНИЯ УЧЁТА ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ НА ИЗЪЯТИЕ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ТКАНЕЙ ИЗ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА

© Ю. А. Чернова

Чернова

Юлия Александровна

студентка 4 курса

Самарский филиал

Московского городского

педагогического

университета

e-mail:

[email protected]

Статья посвящена проблемам правового регулирования трансплантации органов и (или) тканей человека в российском праве. Цель работы заключается в раскрытии пробелов и коллизий в современном законола-тельстве путём анализа нормативно-правовых актов, солержащих нормы, регулирующие отношения по трансплантации органов и (или) тканей человека. В статье анализируются рял вопросов, а также пути их решения, касающихся прав лиц на трансплантацию органов (или) тканей человека после смерти.

Ключевые слова: трансплантация, изъятие органов умершего человека, органы и ткани.

Право человека на распоряжение телом после смерти в целях трансплантации — неотъемлемая, материально обусловленная и гарантированная государством возможность индивида выразить согласие или несогласие на изъятие внутренних органов и (или) тканей из своего или, в случае, если лицо управомочено, чужого тела (после необратимой гибели всего головного мозга) в целях трансплантации внутренних органов (внутреннего органа) и (или) тканей реципиенту [2].

Право на распоряжение телом после смерти в целях трансплантации фактически касается напрямую или косвенно каждого человека. Оно не является прямо закрепленным в Конституции, вместе с тем, прямо затрагивает такие конституционные отношения, как право на достоинство личности (ст. 21), на личную неприкосновенность (ст. 22), на неприкосновенность частной жизни

(ст. 23) и другие конституционные права[1]. Они признаются российскими судами и Европейским судом по правам человека.

Такой пробел в науке обусловлен недостаточным нормативным регулированием права человека на распоряжение телом после смерти в целях трансплантации. В результате применения существующих норм законодательства, регулирующих указанный институт, образуется дисбаланс публичных и частных интересов — прав доноров, их представителей и реципиентов.

Учитывая тот факт, что в Российской Федерации действует презумпция согласия, волеизъявление о согласии на изъятие донорского материала не несёт каких-либо юридических последствий. Однако, вполне вероятно, что факт наличия прижизненного согласия на изъятие донорского материала может способствовать проведению операции по изъятию органов и тканей после смерти в целях трансплантации, так как устраняет возможность наличия незафиксированного в медицинской документации несогласия. Вместе с возможностью приобретения права на распоряжение телом другого человека третьими лицами при взятии на себя обязанности по погребению умершего, нельзя исключать незаконной деятельности лиц по форсированию получения реципиентами донорского материала, что может быть связано с истребованием у реципиентов денежного вознаграждения за ускорение получения органов и (или) тканей.

Данная деятельность может быть пресечена при внесении в законодательство предложенных изменений об ограничении круга иных лиц, способных приобрести право на распоряжение чужим телом при взятии на себя обязательства по погребению умершего.

Согласно ч. 9 статьи 47 указанного закона, волеизъявление управомоченного лица (управомоченных лиц) вносится в медицинскую документацию гражданина. При этом легальное определение медицинской документации отсутствует, что нарушает принцип правовой определённости и ставит под угрозу нарушения право человека на распоряжение телом после смерти. Существует доктринальное толкование медицинской документации, выведенное из ряда нормативных правовых актов — «...под медицинской документацией следует понимать систему медицинских документов установленной формы, которые ведут работники медицинских организаций, с целью регламентации их действий, связанных с диагностическими, лечебными, профилактическими, санитарно — гигиеническими и другими мероприятиями, а также с целью их обобщения и анализа» [5]. Исходя и данного положения, граждане, не имеющие медицинской документации, лишаются права на распоряжение телом после смерти. Вероятнее всего, данное положение ущемляет права иностранцев, у которых может отсутствовать медицинская документация на территории Российской Федерации, а также лиц без определённого места жительства (так как возможен отказ сотрудников медицинского учреждения в составлении медицинской документации гражданина без регистрации по месту жительства). Более того, вне поля правового регулирования остаётся случай, когда гражданин погибает в одном городе, а его медицинская документация остаётся в другом городе.

Проблема может быть решена законодательным регулированием прав иностранцев по вопросам трансплантации органов и тканей человека, а также законодательным закреплением понятия «медицинская документация».

Представляется, что без доступа к медицинской документации умершего изъятие у него органов и (или) тканей производиться медицинскими сотрудниками не должно, что, несомненно, должно быть закреплено в действующем законодательстве Российской Федерации о трансплантации органов и (или) тканей человека. Без доступа к медицинской документации гражданина невозможно оперативно установить заболевания человека, которые могут влиять на возможность трансплантации его органов реципиенту; без доступа к медицинской документации умершего не представляется возможным учёт его волеизъявления об изъятии органов и (или) тканей. Внесение запрета на изъятие донорского материала из тела умершего без доступа к его медицинской документации предотвращает возможность нарушения права на достойное отношение к телу человека после смерти.

В частях 6, 9 статьи 47 Федерального закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» отсутствует чётко сформулированная регламентация по учёту волеизъявления человека о согласии или несогласии на изъятие органов и тканей из тела после смерти. Не указано в присутствии какого количества свидетелей должно быть выражено волеизъявление в устной форме, должны ли эти свидетели являться медицинскими сотрудниками, каким образом и кем должна заноситься данная информация в медицинскую документацию гражданина. Отсутствие закреплённой на законодательном уровне регламентации по осуществлению права человека на распоряжение телом ведёт к затруднениям при реализации указанного права, а, следовательно, к нарушению данного права.

Необходимо закрепить в федеральном законодательстве порядок выражения волеизъявления человека о согласии или несогласии на изъятие донорского материала из его тела после смерти. Данная норма должна быть закреплена именно в федеральном законе, регулирующем трансплантацию в Российской Федерации, а не в подзаконных нормативных актах, так как непосредственно затрагивает права человека. Такое регулирование позволит гражданам реализовать своё право на распоряжение телом после смерти. Отрадно отметить, подобная норма содержится в законопроекте «О донорстве органов человека и их трансплантации» в статье 20 [3].

Исходя из крайне широкого круга лиц, управомоченных законодателем на выражение согласия или несогласия на изъятие донорского материала из трупа, при условии отсутствия прижизненного волеизъявления лица, представляется, что законодатель самостоятельно завёл себя в тупиковое положение, так как согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина. Фактически, Российская Федерация возложила на себя обязанность по нахождению лиц, указанных в федеральном законе «О погребении и похоронном деле», уведомлении их о смерти лица и о возникшем у них праве выразить несогласие на изъятие донорского материала из трупа. Однако, исходя из практики Конституционного Суда Российской Федерации, наличие данных обязанностей государства по обеспечению закреплённого в законодательстве права на распоряжение телом после смерти в Российской Федерации отвергается [1].

Отсутствие в законодательстве обязанности медицинских учреждений оповещать родственников о смерти человека и сообщать им об отсутствии сведений в медицинской документации гражданина об его отказе на изъятие органов и тканей из его тела после смерти лишает родственников и иных управомоченных на распоряжение телом человека после смерти лиц права выразить несогласие на изъятие органов и (или) тканей из тела умершего. В судах общей юрисдикции складывается тенденция по отказу в восстановлении нарушенного права родственников и иных лиц, управомоченных на распоряжение телом умершего.

Мы считаем необходимым законодательное закрепление обязанности медицинских работников, ответственных за решение об изъятии донорского материала из трупа человека (членов консилиума врачей), по принятию разумных возможных мер по оповещению родственников или иных законных представителей о смерти человека и о возникшем у них праве на распоряжение его телом. Вопрос разумных возможных мер, которые могли бы принять медицинские работники, должен решаться в судебном порядке в случае подачи искового заявления о нарушении права на распоряжение телом родственниками. К примеру, к разумным возможным мерам относилось бы уведомление родственников по телефону, указанному в медицинской документации умершего, или личное уведомление родственников, находящихся в медицинском учреждении в связи со смертью их близкого человека.

Все указанные неточности и пробелы в законодательстве ведут к ущемлению конституционных прав граждан, права человека на распоряжение телом после смерти, что является примером несоблюдения Российской Федерацией позитивной обязанности государства по обеспечению прав человека, закреплённой в статьи 17 Конституции Российской Федерации: В российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Вопрос о праве на распоряжение телом после смерти как самим субъектом, так и его родственниками (и иными лицами), затрагивает вопрос о правах граждан, ожидающих пересадки органов. Согласно статистической информации, предоставленной Федеральным государственным бюджетным упреждением (ФГБУ) «Национальный медицинский исследовательский центр трансплантологии и искусственных органов» имени академика В.И. Шумакова» в течение 2017 года (более поздние статистические данные не публиковались) По данным регистра, в 2017 году в Российской Федерации функционировало 52 медицинских учреждений по трансплантации. Лист ожидания трансплантации почки в 2017 году включал 5531 потенциального реципиента, что составляет примерно 13.8% от общего числа 40 000 пациентов, получающих диализ. Уровень донорской активности в 2017 году составил 3.8% на 1 млн. населения, при этом мультиорганных изъятий составила 66.5%, среднего число органов полученных от одного эффективного донора -2.8%. В 2017 году число трансплантаций в Российской Федерации увеличилось на 11.3% по сравнению с 2016 годом. Число пациентов с трансплантированными органами в Российской Федерации приближается к 13 000 [4]. По информации Федеральной службы

государственной статистики (Росстата), в 2017 году в Российской Федерации зафиксировано 1.824.836 умерших [7]. При наличии презумпции согласия в Российской Федерации и острой нехватки донорских материалов для проведения операций по трансплантации жизненно важных органов из 1.824.836 человек только 516(в 2016-432) стали эффективными посмертными донорами в 2017 году [8]. Для сравнения, в 2017 году в Соединённых Штатах Америки зафиксировано 8594 эффективных посмертных доноров при населении 318 мил-лионов человек (действует модель испрошенного согласия), в Испании — 1682 эффективных посмертных донора при населении 46.770.000 человек (действует презумпция согласия). При этом, как отмечается в докладе россий-ского трансплантологического общества, ситуация в Российской Федерации может измениться после формирования новой нормативно-правовой базы, регулирующей медицинскую деятельность больниц (донорских баз) в области посмертного донорства органов.

Необходимо отметить, что из предложенных изменений законодательства о трансплантации органов и тканей человека только регламентация об учёте устного волеизъявления гражданина об изъятии органов и (или) тканей из его тела после смерти в целях трансплантации закреплена в проекте федерального закона «О донорстве органов человека и их трансплантации» (более подробную правовую оценку законопроекта даёт О. В. Романовская в статье «Перспективы реформирования законодательства в сфере трансплантологии»[6]). Важно отметить, что информация об указанном законопроекте отсутствует на сайте Государственной Думы Российской Федерации, однако текст законопроекта опубликован на сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В работе рассмотрены многие проблемы регулирования и реализации права человека на распоряжение телом после смерти, однако некоторые проблемы, такие как вопрос гуманности при уведомлении родственников о смерти человека и одновременном сообщении о появлении у них права на распоряжением телом умершего в целях трансплантации, проблема регулиро-вания выражения волеизъявления родственников (к примеру, по телефону) и другие проблемы подлежат более детальному изучению, чем это возможно в рамках дипломной работы, что также подтверждает актуальность исследуемой темы.

К сожалению, предложенные изменения законодательства, направленные на защиту прав посмертных доноров и третьих лиц, управомоченных на распоряжение чужим телом после смерти, могут негативно повлиять на статистику посмертного донорства в Российской Федерации. Представляется необходимым проведение дополнительных мер по просвещению и инфор-мированию населения о социальной значимости донорства органов человека в целях их трансплантации (в проекте федерального закона «О донорстве органов человека и их трансплантации» этому посвящена отдельная статья — статья 13). Учитывая высокие показатели эффективных посмертных доноров в Соединённых Штатах Америки, где действует модель испрошенного согласия и высокой смертностью в Российской Федерации в связи с дорожно-транспортные происшествиями считаем целесообразным перенять опыт зарубежного законодателя и, при наличии в Российской Федерации презумпции согласия, ввести дополнительную обязательную графу для заполнения при получении водительских прав, в которой бы граждане Российской Федерации закрепляли волеизъявление об изъятии донорского

материала из их тела после смерти. Информация о данном волеизъявлении должна передаваться в медицинское учреждение, где находится медицинская документация гражданина, и в них бы делается соответствующая запись о волеизъявлении гражданина за подписью главного врача медицинского учреждения.

Таким образом, все указанные неточности и пробелы в законодательстве ведут к ущемлению конституционных прав граждан, права человека на распоряжение телом после смерти, что является примером несоблюдения Российской Федерацией позитивной обязанности государства по обеспечению прав человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. № 459-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Саратовского областного суда о проверке конституционности статьи 8 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека», // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, 2004. № 3.

2. Приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга» от 20 декабря 2001 г. № 460 // Российская газета. 30.01.2002. № 18.

3. Проект Федерального закона «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации (подготовлен Минздравом России) (не внесен в Государственную Думу, текст по состоянию на 6 марта 2014 г.) //СПС КонсультантПлюс.

4. Готъе С. В., Хомяков С. М. Донорство и трансплантация органов в Российской Федерации в 2017 году. X сообщение регистра Российского трансплантологического сообщества // Вестник трансплантологии и искусственных органов. 2018. № 20(2). С. 17.

5. Медицинская документация: статус и виды. Юридический отдел. Факультет медицинского права. URL: http://pravo.kormed.ru/prava-pacienta/medicinskaya-dokument aciya/medicinskaya-dokumentaciya-status-vidy-uchet-hranenie-i-oformlenie (дата обращения: 29.11.18).

6. Романовская О. В. Перспективы реформирования законодательства в сфере трансплантологии // Реформы и право. 2014. № 1.

7. Сведения о смертности населения по причинам смерти по Российской Федерации за 2017 год. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ free_doc/2012/demo/edn12- 12.htm (дата обращения: 14.09.2018).

8. Эволюция посмертного донорства в России, Испании, США. URL: http:// www.irodat.org/?p=database&c=RU#data (дата обращения: 12.08.2018).

PROBLEMS OF LEGISLATIVE REGULATION OF THE MECHANISM OF EXPRESSING ACCOUNTING OF EVENTS ON THE REMOVAL OF ORGANS AND (OR) TISSUES FROM HUMAN BODY

Yu. Chernova

The article is devoted to the problems of legal regulation of organ transplantation and (or) human tissues in the Russian law. The aim of the work is to disclose the gaps and collisions in the current legislation by analyzing normative legal acts containing norms regulating the relations on transplantation of organs and (or) human tissues. The article analyzes a number of questions, as well as ways to solve them, concerning the rights of individuals to transplant organs (or) human tissues after death.

Key words: transplantation; removal of organs of a deceased person; human organs and tissues; the rights and freedoms of man and citizen; posthumous donation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.