Научная статья на тему 'Модель «Испрошенного согласия» в российском и зарубежном законодательстве в сфере трансплантации органов и (или) тканей человека'

Модель «Испрошенного согласия» в российском и зарубежном законодательстве в сфере трансплантации органов и (или) тканей человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2711
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПЛАНТАЦИЯ ОРГАНОВ / ORGAN TRANSPLANTS / СОГЛАСИЕ / CONSENT / ИЗЪЯТИЕ ОРГАНОВ / REMOVAL OF ORGANS / ДОНОР / РЕЦИПИЕНТ / ОРГАНЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / HEALTH AUTHORITIES / КУПЛЯ-ПРОДАЖА ОРГАНОВ / SALE OF CRIMES IN THE SPHERE OF ORGAN TRANSPLANTATION / ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ / ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ / DONORS / RECIPIENTS / PRICHINENIE HARM TO HEALTH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галеева Г.Р.

Модель так называемого «испрошенного согласия» означает, что до своей кончины умерший явно заявлял о своем согласии на изъятие органа, либо член семьи четко выражает согласие на изъятие в том случае, когда умерший не оставил подобного заявления. Доктрина «испрошенного согласия» предполагает определенное документальное подтверждение «согласия». Данная модель содержится в ст. 8 Федерального закона «О трансплантации органов и (или) тканей человека». В статье также проводится сравнительно-правовой анализ законодательства в сфере трансплантации органов, касательно изъятия органов у трупа, в странах СНГ и Европейского Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Галеева Г.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF «REQUESTED BY CONSENT» IN RUSSIAN AND INTERNATIONAL LEGISLATION IN THE SPHERE TRANSPLANTATION OF ORGANS AND (OR) FABRICS OF THE PERSON

The model of so-called "requested consent" means that before his death, the deceased is clearly stated their consent to organ removal, or a family member clearly agrees to withdraw in the case where the deceased did not leave such a statement. The doctrine of "requested consent" implies a certain documentary evidence of "consent". This model contained in Art. 8 of the Federal Law "On transplantation of organs and (or) human tissue." The article also presents a comparative legal analysis of the legislation in the field of organ transplantation, regarding the removal of organs from a corpse in the Commonwealth of Independent States and the European Union.

Текст научной работы на тему «Модель «Испрошенного согласия» в российском и зарубежном законодательстве в сфере трансплантации органов и (или) тканей человека»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

УДК: 341+349

ББК: 67.412.1

Галеева Г.Р.

МОДЕЛЬ «ИСПРОШЕННОГО СОГЛАСИЯ» В РОССИЙСКОМ

И ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В СФЕРЕ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Galeeva G.R.

MODEL OF «REQUESTED BY CONSENT» IN RUSSIAN AND INTERNATIONAL LEGISLATION IN THE SPHERE TRANSPLANTATION OF ORGANS AND

(OR) FABRICS OF THE PERSON

Ключевые слова: трансплантация органов, согласие, изъятие органов, донор, реципиент, органы здравоохранения, купля-продажа органов, преступления в сфере трансплантации органов, причинение вреда здоровью.

Keywords: organ transplants, the consent, the removal of organs, donors, recipients, health authorities, sale of crimes in the sphere of organ transplantation, prichinenie harm to health.

Аннотация: модель так называемого «испрошенного согласия» означает, что до своей кончины умерший явно заявлял о своем согласии на изъятие органа, либо член семьи четко выражает согласие на изъятие в том случае, когда умерший не оставил подобного заявления. Доктрина «испрошенного согласия» предполагает определенное документальное подтверждение «согласия». Данная модель содержится в ст. 8 Федерального закона «О трансплантации органов и (или) тканей человека». В статье также проводится сравнительно-правовой анализ законодательства в сфере трансплантации органов, касательно изъятия органов у трупа, в странах СНГ и Европейского Союза.

Abstract: the model of so-called "requested consent" means that before his death, the deceased is clearly stated their consent to organ removal, or a family member clearly agrees to withdraw in the case where the deceased did not leave such a statement. The doctrine of "requested consent" implies a certain documentary evidence of "consent". This model contained in Art. 8 of the Federal Law "On transplantation of organs and (or) human tissue." The article also presents a comparative legal analysis of the legislation in the field of organ transplantation, regarding the removal of organs from a corpse in the Commonwealth of Independent States and the European Union.

Источниками правового регулирования трансплантации органов и тканей человека в Российской Федерации являются Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»1, Закон РФ от 22 декабря 1992 года «О трансплантации органов и (или) тканей человека»2, ведомствен-

1 Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года. Вступил в силу 21 ноября 2011 г.

2 Действует с изменениями и дополнениями, внесёнными Федеральным Законом от 29 ноября 2007 года // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007.- № 7. Ст. 836.

ные положения и инструкции.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О трансплантации органов и (или) тканей человека» забор и использование органов из трупа осуществляется, если умерший при жизни не высказывал возражений против этого, или если возражения не высказывают его родственники. Однако изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его

органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту.

Модель так называемого «испрошенного согласия» означает, что до своей кончины умерший явно заявлял о своем согласии на изъятие органа, либо член семьи четко выражает согласие на изъятие в том случае, когда умерший не оставил подобного заявления. Доктрина «испрошенного согласия» предполагает определенное документальное подтверждение «согласия». Примером подобного документа являются «карточки донора», получаемые в США теми, кто высказывает свое согласие на донорство.

Доктрина «испрошенного согласия» принята в законодательствах по здравоохранению США, Германии, Канады, Франции, Италии, Швеции, Португалии, Австралии. Например, ст. 3 абз. 2 датского Закона 1967 г. № 246 закрепляет требование об уведомлении родственников о смерти лица, из организма которого будет производиться изъятие трансплантанта, чтобы они могли выразить возможное несогласие.

В Швеции данное правило не применяется при «незначительных вмешательствах» - в случае изъятия роговицы, гипофиза и т.п. Данные вмешательства закон допускает даже вопреки воле донора и его родственников.

В соответствии со ст. 3 Закон Республики Таджикистан «О трансплантации органов и (или) тканей человека»1, изъятие органов и (или) тканей у живого донора допускается только в случае, если данным действием его здоровью, по заключению консилиума врачей - специалистов, не будет причинен значительный вред. Трансплантация органов и (или) тканей допускается исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента. Статья 6 Закона указывает на то, что изъятие органа и (или) тканей для трансплантации не допускается у живого донора, не достигшего 18-ти лет (за исключением случаев пересадки костного мозга), либо признанного в установленном порядке недееспособным; также если установлено, что они принадлежат лицу, страдающему болезнью, пред-

1 Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 2007 год, №7, ст. 693

ставляющей опасность для жизни и здоровья реципиента. Изъятие органов и (или) тканей для трансплантации у лиц, находящихся в служебной или иной зависимости от реципиента, не допускается.

Принуждение любым лицом живого донора к согласию на изъятие у него органов и (или) тканей влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Таджикистан. Закон позволяет изъятие органов и (или) тканей у трупа (ст. 11) с согласия близких родственников умершего и разрешения главного врача учреждения здравоохранения при условии соблюдения требований настоящего закона.

В случае, когда требуется проведение судебно-медицинской экспертизы, разрешение на изъятие органов и (или) тканей у трупа должно быть дано также судебно-медицинской службой с уведомлением об этом прокуратуры.

В соответствии со ст. 7 Закона Республики Армения «О трансплантации органов и (или) тканей человека», органы и (или) ткани у трупа в целях трансплантации могут быть изъяты только в случаях, если при жизни данное лицо дало на это письменное согласие в порядке, установленном законодательством Республики Армения. Изъятие же у живого донора органов и (или) тканей для трансплантации реципиенту разрешается, на основании ст. 10 Закона, если:

1) донор в письменной форме предупреждается о возможных осложнениях в связи с предстоящим оперативным вмешательством по изъятию органов и (или) тканей в целях трансплантации за 15 дней до операции;

2) донор добровольно и сознательно выразил в письменной форме согласие на изъятие у него органов и (или) тканей;

3) донор прошел всестороннее медицинское обследование и для изъятия у него органов и тканей имеется заключение о возможности изъятия у живого донора органов и (или) тканей. Порядок выдачи заключения устанавливается Правительством Республики Армения2.

2 ttp://dobroeserdce.uroz.org/pubЩokumenty/zakon_ Iespubliki_armenija_o_transplaиtadi_organov_i_ili_ tkanej_cheloveka/4-1-0-9

Закон Республики Беларусь от 4 марта 1997 г. №28-З «О трансплантации органов и тканей человека»1 также предусматривает забор органов у живого донора только с его согласия. Причем согласие на забор органов может быть в любой момент отозвано, за исключением случаев, когда врачи уже приступили к забору органов и его прекращение либо возврат к первоначальному состоянию невозможны или связаны с угрозой для жизни либо здоровья живого донора в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Помимо этого, живой донор обязан сообщить лечащему врачу государственной организации здравоохранения, осуществляющей забор органов, сведения о перенесенных им либо имеющихся у него заболеваниях и вредных привычках (ст. 10).

В соответствии со ст. 11, забор органов у трупного донора разрешается с момента констатации смерти в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Забор органов у трупного донора не допускается, если государственной организации здравоохранения, руководителю структурного подразделения государственной организации здравоохранения или лицам, исполняющим их обязанности, до момента забора органов представлено заявление о несогласии на забор органов для трансплантации, написанное данным лицом при жизни либо его супругом (супругой), а при его (ее) отсутствии - одним из его близких родственников (родители, дети, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки) или законным представителем. Забор органов у трупного донора не допускается также в случае, если государственная организация здравоохранения была поставлена в известность о несогласии лица на забор органов для трансплантации до его смерти путем устного или письменного заявления в присутствии врача (врачей), других должностных лиц государственной организации здравоохранения, иных лиц, которые могут засвидетельствовать такой отказ.

В США действие института квазисобственности родственников по отношению к

1 hltp://pravo.levonevsky.org/bazaby/zakon/zakbЮ23.hlm

телу умершего достигло такого эффекта, что не практикуется изъятие органов даже в том случае, если донор при жизни выразил свое согласие, а его родственники после смерти запрещают такие действия.

В разное время почти во всех штатах США был введен «Единый акт об анатомическом даре», согласно которому распоряжение своими органами и тканями, всем телом или его частями после смерти лицо может осуществить путем внесения соответствующего текста в карточку жертвователя (донора). Если же умершее лицо не сделало никаких распоряжений, согласие ближайших родственников на совершение таких действий необходимо. 2

Модель (система) «презумпция согласия» (французская), которая предусматривает необходимость заявления либо лица (при жизни), либо его родственников о своем несогласии на изъятие органов после смерти.

Внесенными в 1994 г. во французский кодекс здравоохранения положениями, направленными на обеспечение требований французского Гражданского кодекса о неприкосновенности тела, в ст. 16.3 закреплено общее положение о необходимости предварительного согласия донора на посмертное изъятие его органов в целях трансплантации. В случае если такое согласие при жизни не испрашивалось, врач обязан предпринять все разумные меры, чтобы получить согласие у родственников скон-чавшегося3.

Такую модель также использует законодатель таких стран, как Италия, Австрия, Чехия, Бельгия, Испания, Франция, Финляндия, Норвегия, Польша и др.

Так, испанский Закон о трансплантациях в ст. 5, абз. 2, устанавливает что «экстракции органов либо иных анатомических сегментов умерших, предназначенные для лечебных или научных целей, можно производить только в том случае, если против них не выражено несогласие».

2 Залесская М.В. О проблеме презумпции согласия на посмертное изъятие органов в целях донорства // Гражданин и право. - М., - 2003 г. № 6. С. 7.

3 Залесская М.В. О проблеме презумпции согласия на посмертное изъятие органов в целях донорства // Гражданин и право. - М., - 2003 г. № 6. С. 8.

В ст. 4 хорватского Закона 1980 г. № 664 установлено, что изъятие органа или ткани у трупа допускается, если против изъятия не высказались ни донор при жизни, ни родители, ни супруг либо совершеннолетние дети умершего1.

Специалисты полагают, что принцип «презумпция согласия» является более эффективным, более соответствует целям и интересам клинической трансплантации. Российские же трансплантологи считают, что «процесс получения согласия на изъятие органов по-прежнему является в нашей стране основным фактором, сдерживающим развитие (расширение) донорства». Прямое обращение врачей к пациенту или его родственникам («испрошенное согласие») в силу культурно-исторических особенностей России, как правило, ответного движения не вызывает (одни исследователи называют это «недостаточной цивилизованностью», а другие - «нравственной чуткостью») В то же время принятие врачом решения о «не-испрошенном согласии» в условиях почти полной неинформированности населения по правовым вопросам органного донорства может иметь в дальнейшем негативные последствия для должностного лица со стороны родственников умершего2.

В ранее действовавшем Приказе министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 декабря 1996 года (утратил силу Приказом Минздрава РФ от 14 сентября 2001 г. № 361) «О введении в практику правил производства судебно-медицинских экспертиз» был четко отражен порядок изъятия органов и (или) тканей человека. Так, в п. 7.4.5-7.4.7 предусматривалось, что изъятие органов и (или) тканей человека для целей трансплантации допускается с соблюдением требований Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и требовалось обязательное присутствие судебно-медицинского эксперта. В заключении эксперт указывал, кем и какие органы

1 Сергеев Ю.Д., Поспелова С.И. Правовые аспекты посмертного донорства: современное состояние и проблемы регулирования. Медицинское право № 2 (14), 2006. М.: Издательская группа «Юрист».

2 Юлдашев У.К. Биоэтические аспекты в трансплантологии. http://www.medicalexpress.uz/ ш-dex.php?id=bioethics-article-24&lang=ru

и (или) ткани были изъяты. При этом данное вмешательство не должно было препятствовать диагностике при последующей судебно-медицинской экспертизе трупа и приводить к обезображиванию трупа. Ответственность за соблюдением перечисленных требований несли врачи, производящие изъятие органов и (или) тканей из трупа, и присутствующий при этом судебно-медицинский эксперт. На сегодняшний день в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 мая 2010 г. № 346н «Об утверждении порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации» звучит лишь формулировка о том, что изъятие и заготовка органов и (или) тканей человека для целей трансплантации, а также для клинических, научных и учебно-методических целей осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Обращаясь к вышеизложенному, вспомним, что еще в 1987 году на ХХХ1Х сессии Всемирной медицинской ассамблеи была одобрена Декларация по трансплантации человеческих органов. В данном документе было подвергнуто резкому осуждению коммерческое донорство. Принимая во внимание многообразие систем здравоохранения и права, а также после обширных консультаций со специалистами Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала Свод основополагающих принципов по вопросам трансплантологии. В 1991 году 44 сессия ВОЗ одобрила эти принципы и рекомендовала государствам руководствоваться ими при выработке политики в данной области.

Тревожная информация по этому вопросу была обнародована в российской прессе4. По данным депутата Моссовета А.И. Мироненко, в начале 90-х годов в Москве начала развиваться коммерческая

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 4, ст. 394; № 11, ст. 1225.

4 Красновский Г.Н. Биоэтические и уголовно-правовые проблемы в законе Российской Федерации о трансплантации органов и (или) тканей человека // ... 1993 г., С. 69.

деятельность в области трансплантологии под предлогом получения валюты для лечения отечественных больных пациентов. Одним из первых соглашение с итальянской фирмой для донорского обеспечения пациентов за рубежом заключили Институт трансплантологии и искусственных органов в лице его руководства. Достоянием гласности стало также заключенное соглашение между отечественной фирмой «Экомед», созданной на базе Института скорой помощи им. А.В. Склифосовского, и ее зарубежным контрагентом на поставку 600 почек в год с указанием интенсивности поставки1. Моссовет рассмотрел сложившуюся ситуацию и 13 мая 1992 года принял решение «О коммерческой деятельности в области трансплантации человеческих органов», в котором прямо указал на имеющиеся в постоянной комиссии документы (контракты, договоры, агентское соглашение), подтверждающие намерения пересадки человеческих органов на коммерческой основе с целью получения доходов в СКВ2 (свободной конвертируемой валюте).

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» последние не могут быть предметом купли-продажи. Купля-продажа органов и (или) тканей человека, а также реклама этих действий влекут уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. В этом же законе в ст. 15 устанавливается запрет медицинским учреждениям, которые вправе проводить операции по забору и заготовке органов и (или) тканей, на их продажу. Однако в настоящее время УК РФ не содержит ни одной статьи, в которой бы устанавливалась ответственность за подобного рода деяния. Конечно, при желании можно было бы использовать ст. 175 УК РФ «Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем». Но, во-первых, органы и ткани человека вряд ли подпадают под термин

1 Мироненко А.И. Охота на людей не запрещается? // Вечерняя Москва, 1992, 20 мая.

2 О коммерческой деятельности в области трансплантации человеческих органов: решение Московского городского Совета народных депутатов от 13 мая 1992 г. // Ведомости Моссовета, 1992, № 3,

С. 52-53.

«имущество»; во-вторых, при подобной квалификации из круга преступлений будут выпадать случаи купли-продажи законно добытых анатомических сегментов тела человека (что недопустимо); и, в-третьих, в настоящее время к предметам преступления, предусмотренного ст. 175 УК РФ, не относятся радиоактивные материалы, оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые, сильнодействующие, ядовитые и психотропные вещества, наркотические средства, незаконный оборот которых наказывается по ст. 220, 222, 228, 234 УК РФ. Это связано с тем, что данные предметы относятся к категории ограниченных в гражданском обороте или изъятых из него. Представляется, что органы и ткани человека также относятся к таким предметам, и, следовательно, общественные отношения в сфере их оборота должны иметь специальное уголовно-правовое регулирование. Поэтому логично было бы дополнить действующий УК РФ статьей «Незаконный оборот органов и тканей человека». При этом диспозицию данной статьи можно было бы сформулировать так: «незаконное приобретение, а равно хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта, сбыт органов или тканей человека, а равно реклама данных действий»3.

Уместно предположить, что лицо, незаконно изъявшее орган, может совершить данное преступление не только с целью извлечения прибыли, сбыв его, но и для спасения жизни близкого родственника или самого себя. Также органы могут быть изъяты для фетишизма или религиозных целей. В данном случае мы видим, что отсутствует цель сбыта.

По нашему мнению, целесообразно расширить диспозицию, добавив второй состав и сформулировать его таким образом: «незаконное приобретение, а равно хранение, перевозка или пересылка без целей сбыта органов и (или) тканей человека».

Сегодня сложно представить возможность рекламы незаконного изъятия органов и (или) тканей человека. Каким образом это сделать? По телевидению и радио это нереально. В Интернет-пространстве в принципе

3 Тихонова С. С. Указ. соч. С. 128.

тоже. Причиной тому является жесткое отслеживание подобных действий органами МВД. Производится постоянный мониторинг и в Интернете и в социальных сетях. Нужно отдать должное, ведь подобные действия быстро выявляются, более того незамедлительно устанавливаются и преступники, в отношении которых применяются соответствующие процессуальные меры.

Декоммерциализация пересадок органов и (или) тканей заключается в безвозмездности оказания всех сторон осуществления трансплантации органов и тканей. Здесь речь идет как о возможности поиска подходящего трансплантата, так и о предоставлении самих органов или тканей. Путь платного донорства, наверное, способен несколько увеличить количество выполняемых трансплантаций, однако такой подход неприемлем по ряду причин. «Прежде всего путь платного донорства аморален, так как органы могут получить только те, кто в состоянии заплатить за них большие деньги. Плата за орган подрывает систему донорства, основанную на альтруизме и гуманиз-ме»1.

Своевременным и актуальным можно считать закрепление недопустимости продажи органов и (или) тканей человека в основном законодательном акте по трансплантации в нашей стране: «учреждению здравоохранения, которому разрешено проводить операции по забору и заготовке органов и (или) тканей у трупа, запрещается осуществлять их продажу»2.

Представляется, что данное положение должно касаться и вопросов обмена трансплантатами между лечебными центрами и трансплантационными сообществами. Все основные международные документы по трансплантации органов и тканей предусматривают недопущение коммерциализации пересадок. «Купля-продажа человеческих органов строго осуждается» - провозглашает декларация Всемирной медицинской ассоциации о трансплантации человеческих органов. Расширяя это толкование,

1 Розенталь Р.Л., Соболев В.В., Сондоре А.А. Донорство в трансплантации органов. Рига, 1987. С. 162.

2 Сборник официальных документов Ассоциа-

ции врачей России. М., 1995. С. 38.

запрет на возмездные отношения при осуществлении трансплантации органов и тканей должен касаться и других сторон данного вида лечения. В общем смысле, правилом должно быть положение, согласно которому взаимоотношения между пациентом и врачом в трансплантологии «определяются, с одной стороны, конституционным правом каждого человека на получение бесплатной медицинской помощи, а с другой -конституционной обязанностью государства в лице государственных и муниципальных учреждений здравоохранения оказывать такую помощь» 3.

В 2008 году 135 стран, в том числе Россия, подписали Стамбульскую декларацию, которая установила барьер для коммерческой трансплантации. В этих странах приняли решение проводить трансплантацию органов только для своих граждан, потому что донорских органов не хватает во всем мире. А оказывать помощь иностранцам можно только в случае, если удовлетворен спрос внутри страны.

В настоящее время в Уголовном кодексе РФ содержится несколько статей, посвященных преступлениям, связанным с трансплантацией:

1) п. «м» ч. 2 ст. 105 «Убийство в целях использования органов или тканей потерпевшего».

Анализируя норму указанной статьи, следует понимать, что данное преступление может совершить любое лицо, однако представляется, что для реального использования изъятого органа необходимо присутствие медицинского работника, который обладает определенными знаниями в области трансплантации органов.

Это преступление как оконченное не может быть совершено без участия медицинских работников очень высокой квалификации. По мнению академика В. Шумакова, возможность совершения убийства с выполнением полного цикла пересадки органа в России маловероятна. В этой операции должны участвовать как минимум десять высококвалифицированных врачей, поэтому провести изъятие органа в домашних условиях, вне клиники, в России нереально,

3 Попов В.Л. Правовые основы медицинской деятельности. СПб., 1997. С. 9 - 10.

а пересадить орган - тем более.1

2) п. «ж» ст. 111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное в целях использования органов или тканей потерпевшего».

К преступлениям против здоровья относятся деяния, приведшие к причинению вреда здоровью.

Под вредом здоровью понимают телесные повреждения, нарушения анатомической целостности органов и тканей или их физиологических функций, заболевания или патологические состояния, возникающие в результате воздействия различных факторов внешней среды: механических, физических, химических, биологических, психических.

Под умышленным причинением вреда здоровью, согласно п. «ж» ст. 111 УК РФ, понимается причинение вреда здоровью, выражающееся как в действии, так и в бездействии повлекшего за собой потерю какого-либо органа либо утрату органом его функций. Как квалифицирующий признак рассматривается совершение тех же деяний в отношении лиц в связи с осуществлением ими служебного долга в целях использования органов или тканей потерпевшего. 2

3) ст. 120 «Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации».

Особую опасность представляют случаи принуждения к изъятию органов или тканей с целью последующей трансплантации. Это и явилось главной причиной введения нового состава преступления в Уголовном кодексе РФ.

В соответствии со ст. 120, принуждение к изъятию органов или тканей человека, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения, наказывается лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. То же деяние, совершенное в отношении лица, заведомо для виновного

1 Бородин С.В. Преступления против жизни. -СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. - 467 с. С. 155.

2 Леонтьев О.В. Нарушения норм уголовного права в медицине. - СПб.: СпецЛит, 2002. - 63 с.,

С. 19.

находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного, наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо без такового.

Под принуждением следует понимать как психическое и (или) физическое давление на потерпевшего в любой форме.

Здесь могут быть любые формы угроз, предложения подарков или денег, обещаний, физического насилия или насильственного доставления в медицинское учреждение для производства принудительной операции. 3

Преступление по ст. 120 УК РФ считается оконченным независимо от того, удалось ли виновным лицам склонить кого-либо к изъятию органов и тканей. Указанное преступление совершается только с прямым умыслом. К мотиву преступления относится желание заполучить человече-

4

ские органы и ткани для трансплантации.

Однако законодатель прямо не указывает на то, какие именно извлеченные органы человека предусматриваются как принуждение к их изъятию. Понимается, исходя из положения уголовного законодательства, что любые органы человека, в том числе и не входящие в Перечень объектов для трансплантации также будут составлять состав преступления.

Считаем целесообразным дополнить анализируемый пункт, добавив в него запрет на незаконное изъятие любых органов или тканей, а также частей тела человеческого организма.

3 Глашев А.А. Медицинское право: Практическое руководство для юристов и медиков. - М.: Вол-терс Клувер, 2004. - 208 с. - С. 69.

4 Тирских А.А. Правовой аспект изъятия органов и тканей человека для трансплантации // Актуальные проблемы правового регулирования медицинской деятельности: Материалы 1 -й Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 16 мая 2003 г. / Под общ. ред. д.ю.н. С.Г. Стеценко. М.: Юрист, 2003. - 344 с. - С. 158.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года. Вступил в силу 21 ноября 2011 г. с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Федеральный закон от 22 декабря 1992 года «О трансплантации органов и (или) тканей человека», действует с изменениями и дополнениями, внесёнными Федеральным законом от 29 ноября 2007 года // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. -№ 7. Ст. 836 // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4692/.

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 мая 2010 г. № 346н «Об утверждении порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 4. Ст. 394; № 11. Ст. 1225.

4. О коммерческой деятельности в области трансплантации человеческих органов: решение Московского городского Совета народных депутатов от 13 мая 1992 г. // Ведомости Моссовета. - 1992. - № 3. - С. 52-53.

5. Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2007. - №7. - Ст. 693.

6. Бородин, С.В. Преступления против жизни. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. - 467 с. - С. 155.

7. Глашев, А.А. Медицинское право: Практическое руководство для юристов и медиков. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - 208 с. - С. 69.

8. Залесская, М.В. О проблеме презумпции согласия на посмертное изъятие органов в целях донорства // Гражданин и право. - М., - 2003. - № 6. - С. 8.

9. Красновский, Г.Н. Биоэтические и уголовно-правовые проблемы в законе Российской Федерации о трансплантации органов и (или) тканей человека. // ... - 1993. - С. 69.

10. Леонтьев, О.В. Нарушения норм уголовного права в медицине. - СПб.: СпецЛит, 2002. - 63 с. - С. 19.

11. Мироненко, А.И. Охота на людей не запрещается? // Вечерняя Москва. - 1992, 20

мая.

12. Попов, В.Л. Правовые основы медицинской деятельности. - СПб., 1997. - С. 9 - 10.

13. Розенталь, Р.Л., Соболев В.В., Сондоре А.А. Донорство в трансплантации органов. - Рига, 1987. - С. 162.

14. Сборник официальных документов Ассоциации врачей России. - М., 1995. - С. 38.

15. Сергеев, Ю.Д., Поспелова С.И. Правовые аспекты посмертного донорства: современное состояние и проблемы регулирования // Медицинское право. - 2006. - № 2 (14). - М.: Юрист.

16. Тирских, А.А. Правовой аспект изъятия органов и тканей человека для трансплантации. // Актуальные проблемы правового регулирования медицинской деятельности: Материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 16 мая 2003 г. / под общ. ред. д.ю.н. С.Г. Стеценко. - М.: Юрист, 2003. - 344 с. - С. 158.

17. Тихонова, С. С. Указ. соч. С. 128.

18. Юлдашев, У.К. Биоэтические аспекты в трансплантологии. - Режим доступа: http://www. medicalexpress. uz/index.php?id=bioethics-article-24&lang=ru

19. URL:http://dobroeserdce.ucoz.org/publ/dokumenty/zakon_respubliki_armenija_o_transpl antacii_organov_i_ili_tkanej_cheloveka/4-1 -0-9http://pravo.levonevsky.org/bazaby/zakon/zakb1023.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.