Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3240
507
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО И ТРАНСПЛАНТАЦИЯ / ТРАНСПЛАНТАЦИЯ ОРГАНОВ / ТРАНСПЛАНТАЦИЯ ТКАНЕЙ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ТКАНЕЙ / ТРАНСПЛАНТАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЗАКОНЫ О ТРАНСПЛАНТАЦИИ / МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО / МОЛЧАЛИВОЕ СОГЛАСИЕ / ДОНОРСТВО ОРГАНОВ / LAW AND TRANSPLANTATION / ORGAN TRANSPLANTATION / TISSUE TRANSPLANTATION / LEGAL REGULATION OF ORGAN TRANSPLANTATION / LEGAL REGULATION OF TISSUE TRANSPLANTATION / TRANSPLANTATION IN THE RUSSIAN FEDERATION / LAWS ON TRANSPLANTATION / MEDICAL LAW / TACIT CONSENT / ORGAN DONATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончаров Владислав Александрович

В настоящей работе раскрывается правовое регулирование трансплантации органов и тканей человека в условиях современной правовой действительности Российской Федерации. Определен механизм реализации принципа молчаливого согласия на изъятие органов и тканей после смерти человека. Проведен сравнительно-правовой анализ уголовно-правовых систем по вопросам незаконного изъятия органов и тканей на примере Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовного кодекса Республики Казахстан. Рассмотрен правовой механизм привлечения к гражданско-правовой ответственности из обязательств, возникших вследствие причинения вреда жизни и здоровью донора или реципиента. Проведен анализ нормативно-правовых и поднормативно-правовых актов, регулирующих вопросы трансплантации органов и тканей человека в Российской Федерации, а также описаны правила установления момента смерти человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF HUMAN ORGAN AND TISSUE TRANSPLANTATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

This paper reveals the legal regulation of human organ and tissue transplantation in the modern legal reality of the Russian Federation. The mechanism for implementing the principle of tacit consent to the removal of organs and tissues after death is defined. The comparative legal analysis of criminal legal systems on the issues of illegal removal of organs and tissues is carried out on the example of the Criminal code of the Russian Federation and the Criminal code of the Republic of Kazakhstan. The legal mechanism of bringing to civil liability from obligations arising as a result of causing harm to the life and health of the donor or recipient is considered. The analysis of normative-legal and sub-normative-legal acts regulating the issues of human organ and tissue transplantation in the Russian Federation, as well as the rules for determining the moment of death of a person are described.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Правовое регулирование трансплантации органов и тканей человека в Российской

Федерации

Legal regulation of human organ and tissue transplantation in the Russian Federation

Гончаров Владислав Александрович

Студент 4 курса Факультет Юридический

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиала государственного казенного образовательного

учреждения высшего образования Российская таможенная академия

РФ, г.Санкт-Петербург e-mail: [email protected]

Goncharov Vladislav

Student 4 term Faculty of Law

V. B. Bobkov St. Petersburg branch of the state educational institution of higher education Russian customs

Academy Russia, Saint-Petersburg e-mail: [email protected]

Аннотация.

В настоящей работе раскрывается правовое регулирование трансплантации органов и тканей человека в условиях современной правовой действительности Российской Федерации. Определен механизм реализации принципа молчаливого согласия на изъятие органов и тканей после смерти человека. Проведен сравнительно -правовой анализ уголовно-правовых систем по вопросам незаконного изъятия органов и тканей на примере Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовного кодекса Республики Казахстан. Рассмотрен правовой механизм привлечения к гражданско-правовой ответственности из обязательств, возникших вследствие причинения вреда жизни и здоровью донора или реципиента. Проведен анализ нормативно-правовых и поднормативно-правовых актов, регулирующих вопросы трансплантации органов и тканей человека в Российской Федерации, а также описаны правила установления момента смерти человека.

Annotation.

This paper reveals the legal regulation of human organ and tissue transplantation in the modern legal reality of the Russian Federation. The mechanism for implementing the principle of tacit consent to the removal of organs and tissues after death is defined. The comparative legal analysis of criminal legal systems on the issues of illegal removal of organs and tissues is carried out on the example of the Criminal code of the Russian Federation and the Criminal code of the Republic of Kazakhstan. The legal mechanism of bringing to civil liability from obligations arising as a result of causing harm to the life and health of the donor or recipient is considered. The analysis of normative -legal and sub-normative-legal acts regulating the issues of human organ and tissue transplantation in the Russian Federation, as well as the rules for determining the moment of death of a person are described.

Ключевые слова: право и трансплантация, трансплантация органов, трансплантация тканей, правовое регулирование трансплантации органов, правовое регулирование трансплантации тканей, трансплантация в Российской Федерации, законы о трансплантации, медицинское право, молчаливое согласие, донорство органов.

Key words: law and transplantation, organ transplantation, tissue transplantation, legal regulation of organ transplantation, legal regulation of tissue transplantation, transplantation in the Russian Federation, laws on transplantation, medical law, tacit consent, organ donation.

С развитием научного прогресса, в условиях современного Российского здравоохранения остро встал вопрос о правовом регулировании трансплантации органов человека. Согласно ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации (далее по тексту - Конституция РФ) Российская Федерация - это правовое государство. Каждое правовое государство, в основу своего существования ставит верховенство права, неотвратимость соблюдения правовых норм. Правовые нормы в любом цивилизованном обществе, в первую очередь, должны гарантировать и защищать права и свободы человека и гражданина, более того, для реализации этой задачи они должны регулировать практически все области жизнедеятельности человека[1].

В Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются высшей ценностью и охраняются государством. Одними из самых первых и важных прав человека являются: право на жизнь; право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Согласно статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, вышеупомянутые правомочия являются нематериальными благами, они неотчуждаемы и непередаваемы в силу закона[2].

Могут возникнуть ситуации, когда вследствие определенных травм или недугов, часть человеческого организма (его органы) утрачивает свою функцию и она подлежит замене. В этом случае необходимо заместить поврежденный или отсутствующий орган. В медицине этот процесс называется - трансплантация.

Трансплантация - раздел медицины, изучающий проблемы трансплантации органов (в частности, почек, печени, сердца), а также перспективы создания искусственных органов. Это относительно молодая отрасль медицины, ее история в отечественном здравоохранении начинается с 50 -ых годов прошлого столетия.

На данный момент эту процедуру регулирует два Федеральных закона.

Первый - общий, это Федеральный закон от 21.11.2011 № 323 -ФЗ (ред. от27.12.2019, с изм. от 13.01.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". В частности для нас представляет наибольший интерес статься 47, в которой закреплено, в каких случаях возможно проводить трансплантацию (пересадку) органов, кто может являться субъектом донорства (донором и реципиентом), презумпция согласия на изъятие органов или тканей, а также иные общие положения[3].

Второй Федеральный закон - специальный, Закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека". В нем и содержится основной массив правового регулирования, свойственного закону, где закреплены специальные нормы, регулирующие вопросы донорства и трансплантации органов. Попробуем разобраться, можно ли назвать эти попадания удачными и закон действительно направлен на правильное и полное правопонимание и правоприменение [4].

В вышеупомянутом законе 16 статей, регулирующих следующий ряд вопросов: закреплены объекты трансплантации, этот список носит открытый характер и дополняется федеральным органом исполнительной власти (ст. 2 Закона РФ № 4180-1), особо оговаривается, что правовое регулирование данного закона не распространяется на органы их части и ткани, которые задействованы в процессе воспроизводства человека (яичники, эмбрионы, сперма, яички, яйцеклетка); определяется правовой статус реципиента и донора (при чем, что первый не всегда должен быть живым человеком), ограничения при пересадке, ответственность работников медицинского учреждения, презумпция согласия на изъятие органов и тканей. Технические и организационные стороны данной процедуры регулируются Приказом Министерства здравоохранения РФ от 31 октября 2012 г. № 567н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "хирургия (трансплантация органов и (или) тканей человека)"[5]. Возможно, что такой синтез сложно назвать удачным, но с другой стороны, излишек правовых норм на практике зачастую лишь сковывает и ограничивает действие медицинских работников.

Для нас наибольший интерес представляет именно презумпция согласия, которая закреплена не только в Законе РФ «О трансплантации» (ст. 8), но ив ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 47). О ней поговорим более предметно, так как в науке и на практике этот вопрос неоднократно обсуждался и более того критиковался.

Если относительно изъятия органов и тканей у живого человека все ясно, оно возможно только в случае явно выраженной воли донора, при этом необходимо заключение соответствующих врачей-специалистов с определением того, что здоровью донора не будет причинен значительный вред, то изъятие органов у трупа возможно только после констатации смерти. Согласно п. 1 ст. 66 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в

Российской Федерации» моментом смерти человека является момент смерти его мозга или его биологической смерти (необратимой гибели человека). Отдельно следует сказать, что более детально вопросы установления биологической смерти или смерти головного мозга установлено Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. N° 950 «Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека»[6].

В любом случае, если человек при жизни не уведомил медицинское учреждение о своем несогласии на изъятие органов из своего тела, то по необходимости сотрудники медицинской организации управомочены изымать органы и ткани, даже без уведомления ближайших родственников. Родственники или законные представители могут выразить свое несогласие на изъятие органов, но сделать это они должны исключительно до момента констатации смерти пациента, в противном случае правовой силы их несогласие после смерти донора не будет иметь никакого значения.

Большинство граждан нашего государства не знают о принципе молчаливого согласия, да и справедливости ради будет сказано, что незнание не является доводом (лат. Ignorantia non est argumentum), но разве это можно назвать соблюдением прав и свобод человека и гражданина, разве законы пишутся в первую очередь не для людей? Основоположники теории естественного права считали, что право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, они находятся в синтезе, и первое произошло в первую очередь из второго. Невозможно игнорировать их взаимосвязь. Законы должны быть в первую очередь для людей и за людей, а не против их. Представляется, что это законодательное решение приносит больше вредного, нежели чем полезного: стимулируется развитие черного рынка по обороту органов, так или иначе нарушатся право человека на неприкосновенность его тела (так называемые соматические права), подрываются нравственные и гуманистические устои общества.

Можно было бы говорить и о позитивных моментах, если бы в рамках реализации презумпции молчаливого согласия изымаемые органы использовались лишь легально и доходили бы до нуждающихся реципиентов. Так, потребность в трансплантации органов, среди граждан Российской Федерации в десять раз превышает проведенные в 2018 году количество операций - 2193 [7].

Безусловно, что рынок нелегального оборота органов и тканей человека существует. Так, органы не могут быть предметом договора купли-продажи и других гражданских договоров за исключением договора об оказании услуг, но с некоторыми особенностями о которых будет сказано ниже. Законодательно это закреплено в ст. 128 Гражданского Кодекса Российской Федерации, где содержится исчерпывающий перечень оборотоспособных объектов гражданских прав. Это значит, что органы человека не могут отчуждаться в рамках гражданского (экономического оборота). Данное законодательное решение более чем справедливо как с позиции морально-нравственных категорий, так и с позиции банальной разумности. Государство, как властный организм, установило жесткую императивность в вопросе жизни и здоровья человека. Как мы понимаем, органы и ткани неотъемлемый элемент жизнеспособности организма. Раз существует необходимость в сохранении и обеспечении нормального функционирования нравственности и всеобщего здравоохранения в обществе, то становится неясно, почему в действующей редакции Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена только одна норма, которая устанавливает уголовную ответственность в сфере трансплантации органов. Статья 120 УК РФ признает уголовно-правовым деянием принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации. Согласно расширительному толкованию диспозиции вышеупомянутой нормы и сложившейся судебной практике, деяние будет оконченным и соответственно признаваться преступным только если живой человек будет принуждаться к изъятию органов путем насилия или угрозой применения насилия. Для данного

состава также обязательна специальная цель - использование изъятых органов или тканей для пересадки другому человеку. Если отсутствует специальная цель, то данные деяния следовало бы квалифицировать по ст. 105 УК РФ (убийство) или по ст. 111 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью), в зависимости от того, какой орган изымается[8].

Собственно это все деяния, которые законодатель обозначил как преступные и соответственно, за которые установлена уголовная ответственность. Для обеспечения законности и правопорядка, одной нормы недостаточно, как минимум необходимо признать преступлениями такие деяние как: незаконный оборот органов или тканей, изъятие органов и тканей в большем количестве, чем позволил донор; изъятие органов и тканей у трупа; дополнить диспозицию ст. 120 УК РФ, а именно - принуждение к изъятию должно быть выражено не только с помощью насилия или угрозой применения насилия, но и путем уговоров, морального насилия. Так, в Уголовном кодексе Казахстанской Республики предусмотренная ответственность за изъятие органов и тканей у трупа ст. 127 УК КР[9]. Непонятно, почему отечественный законодатель ограничился лишь одной нормой, как минимум, можно было перенять уголовный опыт у бывших союзных республик.

Более позитивно решен вопрос о привлечении к гражданской ответственности. Так, согласно п. 4 ст. 2 ФЗ от 21.11. 2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские услуги - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Согласно ч. 2 ст. 779 уже ГК РФ правила, применимые к гражданско-правовому регулированию договора возмездного оказания услуг применяются к договору медицинских услуг. Из этого следует, что если вследствие реализации процедуры по трансплантации органов или тканей донору и реципие нту был причинён вред здоровью, то эти субъекты могут защищать свои права в рамках гражданского законодательство и соответственно воспользоваться любым способом защиты своего нарушенного или оспариваемого права используя как общие нормы гражданского законодательства, так и нормы, применимые к обязательственным и договорным правоотношениям, а в частности, специальными правилами гл. 39 ГК РФ относящиеся к договору возмездного оказания услуг. Наиболее правомерным и разумным представляется использовать такие меры ответственности как: возмещение убытков, взыскание неустойки (если она предусмотрена договором, так как законная неустойка не предусмотрена нормами гл. 39 ГК РФ), компенсация морального вреда. Данная категория дел рассматривается в закрытом судебном заседании согласно ч. 2 ст. 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что справедливо, государство тем самым реализует механизм защиты неприкосновенности частной жизни[10]. Достоверно установить, как судебные органы рассматривают и разрешают материально-правовые споры в сфере трансплантации в рамках настоящей работы не представляется возможным, ввиду отсутствия в открытом доступе данных по этой категории дел.

Список используемой литературы:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Рос. газ. 1993. 25 дек. № 237; СЗ РФ. 03.03.2014. N 9.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51 -ФЗ (ред. от 01.06.2019) // «Собрание законодательства РФ», 13.01.1997, № 2. [Электронный ресурс]: URL:http://www.consultmtru/document/cons_doc_LAW_39331/ (дата обращения: 07.03.2020).

3 .Федеральный закон от 21.11.2011 № 323 -ФЗ (ред. от24.04.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». [Электронный ресурс]:

URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n=121895&req=doc#0014386625289922295 (дата обращения: 07.03.2020).

4.Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22.12.1992 № 4180-1(ред. от 23.05.2016). [Электронный ресурс] :URL:https ://Ьа8е^агаШги/136366/ (дата обращения: 07.03.2020).

5.Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 октября 2012 г. N 567н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "хирургия (трансплантация органов и (или) тканей человека)".[Электронный ресурс]: URL: https://base.garant.ru/7029l240 (дата обращения: 22.02.2020).

6.Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. N 950 'Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека". [Электронный ресурс]: URL: https://base.garant.ru/70231774/ (дата обращения: 22.02.2020).

7.[Электронный ресурс]: URL: https://tass.ru/obschestvo/6458751 (дата обращения: 06.03.2020).

8.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N° 63 -ФЗ (ред. от 18.02.2020). [Электронный ресурс]: URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 07.03.2020).

9.Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V (ред. от 11.01.2020 г.). [Электронный ресурс]: URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31575252 (дата обращения: 07.03.2020).

10.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 02.12.2019). [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/ (дата обращения: 07.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.