Научная статья на тему 'СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ВОПРОСЫ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И(ИЛИ) ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ВОПРОСЫ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И(ИЛИ) ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
960
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПЛАНТАЦИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ТРАНСПЛАНТОЛОГИЯ / ХИРУРГИЯ / ОРГАН / ТКАНЬ ЧЕЛОВЕКА / ДОНОР / РЕЦИПИЕНТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / TRANSPLANTATION / EXPERIMENTAL AND CLINICAL TRANSPLANTOLOGY / SURGERY / ORGAN / HUMAN TISSUES / DONOR / RECI PIENT / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бакирова Миляуша Айдаровна

Статья посвящена важной проблеме российского законодательства в области здравоохранения - трансплантации органов и тканей человека. В данной статье анализируются международные правовые акты и акты Российской Федерации, регулирующие вопросы трансплантации органов и(или) тканей человека. Даётся характеристика основных положений нормативно-правовых актов, касающихся правовой регламентации процедурных аспектов трансплантации. Опираясь на сформулированные положения, автор акцентирует. внимание на наличии, пробелов в действующем, законодательстве, регламентирующем правовые основы трансплантации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бакирова Миляуша Айдаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF LEGAL ACTS REGULATING THE TRANSPLANTATION OF ORGANS AND (OR) HUMAN TISSUES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to an important problem of Russian legislation in the field of healthcare - transplantation of human organs and tissues. This article analyzes international legal acts and acts of the Russian Federation governing the transplantation of organs and (or) human tissues. The characteristic of the main provisions of regulatory legal acts related to the legal regulation of the procedural aspects of transplantation is given. Based on the formulated provisions, the author emphasizes. attention to the presence of gaps in the current legislation governing the legal basis of transplantation.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ВОПРОСЫ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И(ИЛИ) ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Система нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы трансплантации органов и(или) тканей человека в Российской Федерации

The system of legal acts regulating the transplantation of organs and (or) human tissues in the

Russian Federation

Бакирова Миляуша Айдаровна

Студент 2 курса Факультет Институт права Башкирский государственный университет г. Уфа, ул. Достоевского 131 e-mail: [email protected]

Bakirova Milyausha Aidarovna

Student 2 term Faculty of Institute of law Bashkir State University Ufa, st. Dostoevsky 131 e-mail: [email protected]

Аннотация.

Статья посвящена важной проблеме российского законодательства в области здравоохранения — трансплантации органов и тканей человека. В данной статье анализируются международные правовые акты и акты Российской Федерации, регулирующие вопросы трансплантации органов и(или) тканей человека. Даётся характеристика основных положений нормативно-правовых актов, касающихся правовой регламентации процедурных аспектов трансплантации. Опираясь на сформулированные положения, автор акцентирует. внимание на наличии, пробелов в действующем, законодательстве, регламентирующем правовые основы транс плантации.

Annotation.

The article is devoted to an important problem of Russian legislation in the field of healthcare - transplantation of human organs and tissues. This article analyzes international legal acts and acts of the Russian Federation governing the transplantation of organs and (or) human tissues. The characteristic of the main provisions of regulatory legal acts related to the legal regulation of the procedural aspects of transplantation is given. Based on the formulated provisions, the author emphasizes. attention to the presence of gaps in the current legislation governing the legal basis of transplantation.

Ключевые слова: трансплантация, экспериментальная и клиническая трансплантология, хирургия, орган, ткань человека, донор, реципиент, законодательство.

Key words: transplantation, experimental and clinical transplantology, surgery, organ, human tissues, donor, reci pient, legislation.

Многие державы мира ведут активную социальную политику, что также говорит о хорошем экономическом положении в стране. Одними из основных задач государства являются обеспечение высокого уровня жизни и охрана здоровья граждан. Российская Федерация не является исключением. В основополагающем документе - Конституции РФ - содержится положение о том, что ее политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, поэтому решение социальных проблем является одной их основных задач в государственном управлении.

Еще в 2006 году в обращении Президента РФ к Федеральному Собранию РФ были сформулированы такие задачи как: модернизация системы здравоохранения, обеспечение доступности медицины широким слоям общества и выработка стандартов медицинских услуг.

Указом Президента РФ от 6 июня 2019 г. «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» поручено обеспечить к 2021 году:

- увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 74 лет

- снизить младенческую смертность

- снизить смертность лиц трудоспособного возраста

- снизить смертность от заболеваний системы кровообращения

- снизить смертность от новообразований

- снизить смертность от дорожно-транспортных происшествий.

Современная демографическая ситуация в стране говорит о высокой смертности населения в мирное время. По данным Росстата в РФ за 2019 год погибло около 380 тыс. человек трудоспособного возраста на 100 тыс. населения. Данная статистика показывает проблему совершенствования нормативно-правовой базы в сфере здравоохранения. Одной из самых перспективных отраслей в настоящее время является трансплантология. Она занимается проблемами трансплантации органов и созданием искусственных.

Повышение качества здравоохранения ускорит преодоление демографического кризиса. Особое внимание следует уделить развитию одного из направлений - трансплантации органов и (или) тканей человека, на основе которого зачастую говорят о высоком уровне здравоохранения в стране. На сегодняшний день развитие медицины позволяет врачам делать сложнейшие операции в области трансплантологии. Однако остаются нерешенными вопросы по правовому регулированию трансплантации органов и (или) тканей.

По сравнению с высокоразвитыми странами Европы и Америки, Российская Федерация занимает крайне низкую позицию в количестве и качестве проведений операций по трансплантации органов и(или) тканей. Трансплантация органов и (или) тканей человека является острой проблемой и нуждается в совершенствовании законодательства при ее организации и проведении. Необходимо отметить, что в Российской Федерации в данный момент отсутствует законотворчество по трансплантации органов и(или) тканей человека, отсутствует нормативное регулирование посмертного донорства, законодательство по регулированию детского посмертного донорства, не урегулировано функционирование медицинских учреждений, в которых осуществляются заготовки донорских органов для последующей пересадки.

Для реализации данных пунктов необходимо предусмотреть оказание медицинской помощи посредством трансплантации, а также внедрение данной помощи в государственные программы, что позволит уменьшить смертность и увеличить продолжительность жизни.

Реализация указанных задач, поставленных Президентом РФ, а также достижение поставленных целей с внедрением трансплантации органов и (или) тканей человека невозможна без административно-правового регулирования, поскольку, как отмечает Ю.Н. Старил, именно "административно -правовые нормы предусматривают установленные государством, его органами представительной либо исполнительной власти, местной администрацией правила должного или возможного поведения субъектов административного права, соблюдение которых обеспечивается специальными мерами государственного воздействия" , то есть административно-правовое регулирование трансплантации органов и (или) тканей человека заключается в издании административно-правовых норм, установленных государством, либо органами исполнительной власти правил должного поведения, а также оказание воздействия на управляемые объекты.

Соответственно, необходимо проанализировать систему нормативно-правовых органов в сфере трансплантации органов, во-первых, для выявления качественного уровня государственного управления, а во -вторых, для выделения пробелов нормативно-правового регулирования в данной сфере. На наш взгляд систему нормативно-правовых актов следует разделить на две группы:

- Международно-правовые акты регулирующие трансплантацию органов и(или) тканей

- Нормативно-правовые акты РФ, регулирующие общественные отношения в сфере трансплантации органов и(или) тканей.

Рассмотрим последовательно данные категории.

1) Международно-правовые акты, которые не регулируют конкретно область трансплантации, но содержат основополагающие права человека: - Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

- Конвенция о защите прав человека и основных свобод . Конвенция направлена на более детальное указание прав и свобод человека, в том числе международную защиту прав и свобод человека. - Европейская Социальная Хартия ЕТ8 № 163, пересмотренная в Страсбурге 3 мая 1996 года . Данная Хартия детально регламентирует социальные права и свободы человека. В ней, в частности, статьей 11 закрепляется право на охрану здоровья.

Вторая группа международных актов регулируют конкретно вопросы трансплантации органов, но РФ их не ратифицировала, следовательно они не являются источником российского права.

На наш взгляд, рассмотрение этих документов все же имеет значение, во-первых, потому что Россия является частью международного сообщества и ведет политику, направленную на ратификацию международных актов, во-вторых, европейские страны идут на передовой в сфере трансплантации органов и(или) тканей человека, и их опыт в правовом регулировании может пригодиться в отечественном законодательстве.

К данным документам относится Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины от 19 ноября 1996 года (далее - Конвенция о защите прав и человеческого достоинства) . В ней оговаривается о защите достоинства и личности человека, и каждому гарантируется соблюдение его неприкосновенности, а также других прав в связи с применением биологии и медицины.

В данной конвенции закрепляется положение о согласии лица, которому будет осуществлено вмешательство в сферу его здоровья. Человек, давая согласие на вмешательство, имеет право его отозвать.

Конвенцией по защите прав человека и человеческого достоинства также предусматривается порядок изъятия и пересадки донорских органов. В ней указывается, что изъятие органа у живого донора осуществляется в интересах рецепиента, и в случае отсутствия пригодного органа или ткани у умершего и отсутствия альтернативного метода лечения, а также при наличии согласия донора.

Еще одним документом, регулирующим данную сферу является Стамбульская Декларация, принятая Стамбульским саммитом от 30 апреля 2008 года . В 2004 году Всемирная организация здравоохранения (далее -ВОЗ) призвала участников декларации принять меры по защите наиболее уязвимых и бедных слоев населения от трансплантационного туризма и продажи органов и тканей.

2) Нормативно-правовые акты РФ, регулирующие права граждан в сфере здравоохранения. К данной группе нормативно-правовых актов относят документы регулирующие не только вопросы трансплантации, но и здоровья в целом. В первую очередь сюда относится Конституция РФ.

Конституция РФ устанавливает, что права и свободы человека являются высшей ценностью, а также признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. В ст. 41 закрепляется право человека на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, также, закрепляется положение о развитии государственной системы здравоохранения, поощряется деятельность по укреплению здоровья населения, развитие физической культуры и спорта. Одним из основных законов, регулирующих общественные отношения в области медицины является Федеральный Закон от 21 ноября 2011 года № 323 "Об основах охраны здоровья граждан в РоссийскойФедерации" (далее - закон об основах охраны здоровья граждан). Данный закон устанавливает ряд основополагающих принципов в сфере охраны здоровья граждан. Их рассмотрение имеет важное значение, так как они действуют в сфере правового регулирования и распространяют свое действие на весь спектр оказания медицинской помощи, в том числе и трансплантацию органов и(или) тканей человека.

Нормы права непосредственно регулирующие трансплантацию органов и(или) тканей регулируются в ст. 47 данного закона. В статье указывается на возможность оказания медицинской помощи, путем трансплантации, если другие методы лечения не способны сохранить жизнь пациента, либо восстановить его здоровье. Проанализировав данную статью, можно сделать вывод, что законодатель выделяет несколько видов донорства:

1. Изъятие органов и (или) тканей человека для трансплантации у живого донора при наличии его информированного добровольного согласия.

Изъятие можно проводить если соблюдены все требования закона, а именно:

- если имеется заключение врачебной комиссии медицинской организации с привлечением соответствующих врачей-специалистов, оформленное в виде протокола о том, что здоровью гражданина не будет причинен значительный вред;

- если лицо достигло 18 лет или признано дееспособным;

- если имеется информированное добровольное согласие совершеннолетнего дееспособного реципиента, а в отношении несовершеннолетнего или недееспособного - наличие информированного добровольного согласия одного из родителей или иного законного представителя. 2. Изъятие органов и (или) тканей человека для трансплантации у трупа при наличии волеизъявления о согласии или о несогласии на изъятие органов и (или) тканей из своего тела после смерти.

Главной особенностью посмертного донорства является правовой механизм разрешения изъятия органов и(или) тканей у трупа. В случае отсутствия несогласия совершеннолетнего, дееспособного умершего, данное несогласие могут выразить близкие родственники. Изъятие органов и (или) тканей для трансплантации у трупа не допускается, если медицинская организация на момент изъятия поставлена в известность о том, что данное лицо при жизни либо иные лица, установленные законом, заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей.

Наряду с положением о согласии или несогласии пациента, стоит еще один важный вопрос определения времени смерти человека. Положение законодательства устанавливает, что моментом смерти человека является момент смерти его мозга или его биологической смерти. Диагноз смерти мозга устанавливается консилиумом врачей медицинской организации. Еще одним признаком смерти является наличие трупных изменений. Также, данный закон устанавливает, что реанимационные мероприятия считаются уже нецелесообразными и не проводятся, если:

- была констатирована смерть человека на основании смерти мозга и проводимые реанимационные мероприятия неэффективны;

- при неэффективности проведения реанимационных мероприятий в течение 30 минут;

- при отсутствии у новорожденного признаков сердцебиения после 10 минут с момента начала проведения реанимационных мероприятий.

3. Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие общественные отношения в сфере трансплантации органов и (или) тканей человека.

Вопросы, непосредственно связанные с трансплантацией органов и(или) тканей человека регулирует Федеральный закон от 22 декабря 1992 года N° 4180 "О трансплантации органов и (или) тканей человека" (далее - закон о трансплантации). В нем указывается, что трансплантация органов и(или) тканей осуществляется для спасения жизни и восстановления здоровья человека, и осуществляется на основе других законов РФ. Для осуществления трансплантации органов и(или) тканей человека закон устанавливает определенные требования и условия. Основным условием является то, что консилиум врачей должен заключить, что здоровью человека не

будет причинен вред. Проведение трансплантации осуществляется на основании медицинских показаний в соответствии с общими правилами проведения хирургических операций. Также, в законе определяется перечень органов и(или) тканей человека, которые являются объектом трансплантации, устанавливает круг живых доноров.

Донором не может быть лицо:

- не достигшее возраста - 18 лет;

- признанное недееспособным;

- страдающее болезнью, которое может оказать негативное влияние на рецепиента;

- находящегося в служебной или иной зависимости от рецепиента.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что законодатель избрал презумпцию согласия на трансплантацию органов и(или) тканей человека.

К проблемам, возникающим на основе анализа нормативных актов о трансплантации органов и(или) тканей человека следует отнести:

1) В законе о трансплантации органов и (или) тканей человека установлен такой правовой механизм разрешения трансплантации, как презумпция согласия на посмертное органное донорство. Данное положение является ключевым, так как является основным "источником" получения органов и(или) тканей для пересадки. Но в данную норму необходимо ввести ряд конкретизирующих поправок.

2) В нормах о трансплантации отсутствуют понятия детского донорства и посмертного детского донорства. В настоящий момент несовершеннолетним лицам пересаживают органы взрослых людей, что не всегда идет в пользу.

3) В законе о трансплантации не установлен принцип равнодоступности для пациентов, которые ожидают донорские органы. Данный принцип должен основываться на учете как времени нахождения больного в листе ожидания, так и медицинских показаний. Кроме того, он должен защитить пациентов, ожидающих донорские органы, от дискриминации по расовому, религиозному и иным убеждениям.

Таким образом, рассмотрев систему законодательных актов в сфере медицины и трансплантологии можно сделать следующие выводы:

Во-первых, создать единую информированную базу доноров и рецепиентов, в которых будут данные о согласии или несогласии на трансплантацию органов и(или) тканей человека.

Во-вторых, принять нормативно-правовой акт, в котором будут исчерпывающие условия о порядке изъятия органов и(или) тканей человека.

В-третьих, внести изменения в закон о трансплантации и добавить положения о детском донорстве и детском посмертном донорстве.

В-четвертых, внести в закон о трансплантации понятие равнодоступности трансплантации органов и(или) тканей человека.

В-пятых, принять нормативно правовой акт, в котором регламентируется процедура констатации факта смерти человека в условиях, когда основные функции организма поддерживаются искусственно.

Список используемой литературы:

1. 'Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. «Стамбульская декларация о трансплантационном туризме и торговле органами» от 30 апреля 2008 года.[Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 3 августа 2018 г. № 323 -ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru

4. Федеральный закон от 22.12.1992 N 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (с посл. изм. и доп. от 23.05.2016 N 149-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru

5. Указ Президента РФ от 06.06.2019 N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 года № 459 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса саратовского областного суда о проверке конституционности статьи 8 закона российской федерации "о трансплантации органов и (или) тканей человека» //Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru

7. Административное право: учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - 4-е изд., пересмотр, и доп. -М.: Норма, 2016. С. 139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.