Научная статья на тему 'Правовое регулирование права на охрану здоровья и медицинскую помощь при трансплантации органов и (или) тканей человека: сравнительный анализ специального законодательства зарубежных государств по проблеме органного донорства'

Правовое регулирование права на охрану здоровья и медицинскую помощь при трансплантации органов и (или) тканей человека: сравнительный анализ специального законодательства зарубежных государств по проблеме органного донорства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
384
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
RIGHT TO HEALTH CARE AND MEDICAL CARE / DONATION / TRANSPLANTATION / REQUESTED CONSENT / PRESUMPTION OF CONSENT / DONOR'S PASSPORT / ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ / ДОНОРСТВО / ТРАНСПЛАНТАЦИЯ / ИСПРОШЕННОЕ СОГЛАСИЕ / ПРЕЗУМПЦИЯ СОГЛАСИЯ / ПАСПОРТ ДОНОРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Симкина Ирина Владимировна

Автором проводится сравнительный анализ моделей посмертного донорства в правовом регулировании права на охрану здоровья и медицинскую помощь при трансплантации органов и (или) тканей человека в зарубежных государствах. Выявлены пробелы в российском законодательстве в области правового регулирования органного донорства, предложены пути их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Симкина Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE RIGHT TO HEALTH AND MEDICAL CARE FOR ORGAN TRANSPLANTATION AND (OR) HUMAN TISSUES: COMPARATIVE ANALYSIS OF SPECIAL LEGISLATION OF FOREIGN STATES ON THE PROBLEM OF ORGAN DONATION

The author carries out a comparative analysis of models of posthumous donation in the legal regulation of the right to health care and medical care in the transplantation of human organs and (or) tissues in foreign countries. Gaps in the Russian legislation in the field of legal regulation of organ donation are revealed, ways of their elimination are offered.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование права на охрану здоровья и медицинскую помощь при трансплантации органов и (или) тканей человека: сравнительный анализ специального законодательства зарубежных государств по проблеме органного донорства»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЧАСТНОГО ПРАВА

УДК 343.6 ББК 67.408

© 2019 г. Симкина Ирина Владимировна,

преподаватель кафедры государственно-правовых и финансово-правовых дисциплин

Московского финансово-юридического университета (МФЮА).

Тел.: 8 (960) 466-74-95

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СПЕЦИАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ ПО ПРОБЛЕМЕ ОРГАННОГО ДОНОРСТВА

Автором проводится сравнительный анализ моделей посмертного донорства в правовом регулировании права на охрану здоровья и медицинскую помощь при трансплантации органов и (или) тканей человека в зарубежных государствах. Выявлены пробелы в российском законодательстве в области правового регулирования органного донорства, предложены пути их устранения.

Ключевые слова: право на охрану здоровья и медицинскую помощь, донорство, трансплантация, испрошенное согласие, презумпция согласия, паспорт донора.

Simkina Irina Vladimirovna - lecturer of the Department of State law and financial and legal disciplines

of the Moscow Finance and Law University.

LEGAL REGULATION OFTHE RIGHTTO HEALTH AND MEDICAL CARE FOR ORGAN

TRANSPLANTATION AND (OR) HUMAN TISSUES: COMPARATIVE ANALYSIS OF SPECIAL

LEGISLATION OF FOREIGN STATES ON THE PROBLEM OF ORGAN DONATION

The author carries out a comparative analysis of models ofposthumous donation in the legal regulation of the right to health care and medical care in the transplantation of human organs and (or) tissues in foreign countries. Gaps in the Russian legislation in the field of legal regulation of organ donation are revealed, ways of their elimination are offered.

Keywords: right to health care and medical care, donation, transplantation, requested consent, presumption of consent, donor's passport.

В контексте исследования права на охрану здоровья и медицинскую помощь при трансплантации органов и (или) тканей человека как основного субъективного права представляет интерес рассмотрение правового регулирования прав граждан в сфере трансплантации не только в Российской Федерации, но и зарубежных государствах.

Сравнительный анализ специального законодательства различных стран в области органного донорства позволяет определить круг дискуссионных проблем, среди которых можно выделить:

- допустимость неродственных трансплантаций; определение круга лиц, которым запрещено осуществлять донорство органов и (или) тканей человека;

- установление допустимого вреда здоровью для донора;

- формы согласия сторон доноров;

- необходимый объем информации, предоставляемой до операции.

В настоящий момент в большинстве государств современного мира, включая Российскую Федерацию, Соединенные Штаты Америки, Францию, Израиль, Швейцарию, приняты федеральные законы, призванные урегулировать обозначенный выше круг вопросов в сфере трансплантации органов и (или) тканей человека. Однако единый подход к правовому регулированию вопросов, связанных с трансплантацией органов и (или) тканей человека, в специальном законодательстве зарубежных государств так и не выработан.

Одним из таких вопросов, вызывающих большое количество споров, в контексте научного дискурса является понятие «согласие на донорство».

Проведенный сравнительный анализ специального зарубежного законодательства по-

зволяет выделить две модели посмертного донорства: «испрошенное согласие» и «презумпция согласия» («французская модель»).

В первом случае речь идет о так называемом «испрошенном согласии», которое характеризуется волеизъявлением со стороны умершего на осуществление посмертного донорства, выраженным еще при жизни последнего либо соответствующего согласия члена семьи умершего при отсутствии такого волеизъявления [1]. В некоторых зарубежных государствах, например, в ФРГ на законодательном уровне закреплено подтверждение волеизъявления донора в виде документа - паспорта донора. Соответствующая карточка донора предусмотрена и специальным законодательством США.

Модель «испрошенного согласия» имеет законодательное закрепление в таких зарубежных государствах, как Великобритания, США, Германия, Нидерланды, Австралия, Швейцария, Дания, Канада, Ирландия, Новая Зеландия, Голландия, Румыния, Япония и др.

Так, Союзным законом Швейцарии от 8 октября 2004 года «О трансплантации органов, тканей и клеток» (ст. 8) предусмотрена обязанность получения донорского согласия на изъятие органов и (или) тканей человека, при отсутствии такого согласия со стороны потенциального донора, подтверждение волеизъявления умершего может быть предоставлено его близкими родственниками. Необходимо отметить, что данное подтверждение предоставляется только в том случае, если близкие родственники умершего были уверены в согласии на посмертное донорство последнего [2].

Федеральным законом ФРГ от 05 ноября 1997 года «О донорстве, заборе и пересадке органов и тканей» предусмотрено наличие так называемого донорского паспорта, который отражает обязанность граждан ФРГ указать согласие или отказ от изъятия в случае смерти его органов и (или) тканей [3].

Система закупок органов в Соединенных Штатах действует на основе модели выраженного согласия. Это означает, что человек не будет донором, если он или она прямо не заявит об ином. Желание быть донором, как правило, отмечается в водительских правах, в предварительной директиве или карточке жертвователя, являющимися выражением ответственности за принятое решение. Основные вопросы в области трансплантации

регулируются Единообразным актом об анатомическом даре, который действует в большинстве штатов Америки [1].

Акт о человеческих тканях 2004 года в Великобритании детализирует формы испрошенного согласия на изъятие органов и (или) тканей человека [4]. Кроме того, законодательством Великобритании предусмотрена ответственность в виде штрафа и (или) тюремного заключения сроком до трех лет за несоблюдение требования по получению полного осознанного согласия при трансплантации.

Специальным законодательством Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Греции, Израиля, Италии, Испании, Люксембурга, Норвегии, Польши, Португалии, России, Словакии, Словении, Турции, Финляндии, Франции, Швеции, Чехии и других государств предусмотрена «презумпция согласия» донора (французская модель). Французская модель донорства характеризуется либо соответствующим заявлением, данным потенциальным донором еще при жизни, либо выраженным несогласием родственниками последнего, в случае наступления его смерти.

Так, согласно французскому Кодексу здравоохранения (ст. 16.3) для осуществления трансплантации необходимо наличие волеизъявления донора на посмертное изъятие его органов [5].

В соответствии с Законом о трансплантации Испании (п. 2 ст. 5) посмертное донорство производится только в случае, если выраженное несогласие потенциального донора отсутствует [1].

Согласно Закону Хорватии о трансплантации 1980 года (ст. 4) трупные органы подлежат изъятию только при отсутствии возражений со стороны донора при жизни, родителей, супруга либо совершеннолетних детей умершего [1].

Законом Бельгии об изъятии и трансплантации органов предусмотрена письменная форма согласия донора [6].

Письменная форма с нотариальным удостоверением либо письменная форма, удостоверенная донором в полиции в области органной трансплантации, закреплены и специальным законодательством Греции. Законом Греции об изъятии и трансплантации человеческих органов и тканей предусмотрена и устная форма дачи донорского согласия, при условии, что данное согласие

получено в присутствии двоих свидетелей и имеется соответствующая запись в специальном реестре [6].

В Швеции с 1998 года действует презумпция несогласия, однако предшествующая ей модель согласия имеет место быть при проведении «незначительных вмешательств», под которыми принято понимать изъятие мелких органов и желез, например, роговицы.

Необходимо отметить, что в отдельных зарубежных государствах функционирует смешанная система. Так, в Сингапуре действует презумпция согласия и презумпция несогласия (обязательное информированное согласие), которая применяется в отношении лиц, исповедующих ислам.

Сингапурская система основана на применении механизма так называемого «предполагаемого согласия», когда жители и граждане считаются донорами после их смерти в случае, если они не зарегистрировали возражение. Операции по трансплантации органов и (или) тканей человека централизованно управляются Национальным подразделением по трансплантации органов при Министерстве здравоохранения (the National Organ Transplant Unit within the Ministry of Health) [7].

В Российской Федерации господствует доктрина «презумпции согласия» (французская модель). В сфере федерального законодательства в области охраны здоровья при трансплантации органов и (или) тканей человека необходимо отметить Конституцию Российской Федерации (ст. 41), согласно которой за каждым в Российской Федерации закреплено право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Указанному основному праву корреспондирует целый комплекс прав граждан в сфере здравоохранения, в контексте которых можно выделить право на благоприятные условия труда, право на отдых, право на благоприятную окружающую среду, право на доступную и качественную медицинскую помощь, право на получение пособий и другие права [8].

Особо необходимо подчеркнуть и государственные гарантии в сфере здравоохранения, закрепленные на конституционном уровне в Российской Федерации. Так, Конституция РФ (п. 2 ст. 21) устанавливает запрет на проведение медицинских, научных и иных опытов без добровольного согласия лица. Кроме того, в Российской Федерации являются недопустимыми пытки, насилие и другое жестокое

либо унижающее человеческое достоинство обращение или наказание [9].

На конституционном уровне в Российской Федерации (п. 2 ст. 22 Конституции РФ) установлены ограничения в отношении срока задержания (не более сорока восьми часов) [9].

Еще одной такой гарантией государства в сфере здравоохранения является защита материнства и детства (п. 1 ст. 38 Конституции РФ), а также социальное обеспечение наиболее слабо защищенных слоев населения, к последним можно отнести малоимущих, пенсионеров, инвалидов, сирот и других (п. 1 ст. 39 Конституции РФ) [9]. Нормы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, продублированы и в специальном законодательстве данного государства. Например, в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и другие.

На конституционном уровне также установлена ответственность за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (п. 3 ст. 41 Конституции РФ) [8]. Указанная конституционная норма дублируется в Уголовном кодексе Российской Федерации (ст. 237). Под сокрытием в данном случае понимается как утаивание информации, так и несвоевременное оповещение и информирование граждан о явлениях, событиях, фактах, которые создают опасность для жизни и здоровья людей. Согласно указанной статье УК РФ ответственность наступает в равной степени и за предоставление недостоверных, фальсифицированных сведений (искажение информации) о таких событиях.

В рамках специального законодательства, регулирующего вопросы, связанные с трансплантацией, можно также отметить Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Закон Российской Федерации от 22 декабря

1992 года № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека», Закон Российской Федерации от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Закон Российской Федерации от 9 июня

1993 года № 5142-1 «О донорстве крови и

ее компонентов»; «Инструкция о констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга» от 20 декабря 2001 года и другие законы.

Федеральным законодательством Российской Федерации урегулированы не только общие положения в области трансплантации, касающиеся прижизненного и посмертного органного донорства, но и предусмотрена ответственность медицинского персонала учреждений здравоохранения. Законом Российской Федерации от 22 декабря 1992 года №9 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» предусмотрено наступление такой ответственности за разглашение сведений о доноре и реципиенте (ст. 14); за недопустимость продажи органов и (или) тканей человека (ст. 15); материальная ответственность учреждения здравоохранения в случае причинения вреда здоровью донора или реципиента, в связи с нарушением условий и порядка изъятия органов и (или) тканей либо условий и порядка трансплантации (ст. 16) [10].

Трансплантация органов и (или) тканей согласно статье 1 указанного Закона законна, если живой донор и реципиент выражают свое согласие [10]. Необходимо отметить, что перечень человеческих органов, которые разрешены для трансплантации, остается открытым. Согласно Закону Российской Федерации от 22 декабря 1992 года № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (ст. 2) объектами трансплантации могут быть печень, сердце, почка, легкое, костный мозг и другие органы и (или) ткани.

Закрепленная в специальном законодательстве Российской Федерации модель «презумпции согласия» предусматривает наличие права на изъятие органов и (или) тканей человека без обязательного информирования и получения согласия родственников умершего лица, лишь на основании разрешения главного врача лечебного учреждения. Вследствие этого родственники узнают об этом постфактум, потому факт ущемления прав последних - налицо.

Литература

Кроме того, в правовом регулировании изъятия трупных органов в целях трансплантации имеет место быть коллизия двух федеральных законов, которые по-разному интерпретируют один и тот же вопрос. Речь идет о положениях, закрепленных в статьях 8 и 10 Закона РФ от 22 декабря 1992 года № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека», которые вступают в противоречие со статьей 5 Закона РФ от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», согласно которой изъятие трупных органов для трансплантации возможно только с согласия родственников.

В указанном случае целесообразно принимать во внимание правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Определении от 4 декабря 2003 года № 459-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Саратовского областного суда о проверке конституционности статьи 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека"» [11].

В решении Конституционного Суда Российской Федерации отмечается, что установленное Конституцией РФ (ст. 22) право на личную неприкосновенность гарантирует защиту личности от незаконного воздействия, как физического, так и психического. Непосредственно в понятие «физическая неприкосновенность» включается не только прижизненный период существования человеческого организма, но и человеческий организм после смерти человека [11].

В заключение отметим, что анализ специального законодательства зарубежных государств в области трансплантации органов и (или) тканей человека также позволяет констатировать необходимости правового закрепления в Российской Федерации «паспорта донора», посредством которого человек мог бы выразить отказ либо согласие на изъятие его тела органов и (или) тканей после его смерти.

Bibliography

1. Галеева Г. Р. Модель «испрошенного согла- 1. Galeeva G. R. Model of «requested consent»

сия» в российском и зарубежном законодатель- in Russian and foreign legislation in the field of trans-

стве в сфере трансплантации органов и (или) plantation of human organs and (or) tissues // Vest-

тканей человека // Вестник Волжского уни- nik of Volzhsky University named after V. N. Tatish-

верситета имени В. Н. Татищева. 2015. № 4 (83). chev. 2015. №№ 4 (83).

2. URL: http://www.admin.ch/ch/f/rs/8/810.21. fr.pdf.

3. URL: http://www.gesetze-im-internet.de.

4. URL: http://www.lawteacher.net.

5. URL: http://legifrance.gouv.fr.

6. Ильяшенко А. В. Правовое регулирование процедуры трансплантации органов и тканей человека в европейских странах // Труды Академии управления МВД России. 2014. № 1 (29).

7. Chern A. Regulation of organ transplants: comparison between the systems in the United States and Singapore. 2008.

8. Комментарии к Конституции Российской Федерации. М., 2019.

9. Конституция Российской Федерации. М., 2019.

10. Закон РФ от 22 декабря 1992 года № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» // URL: http://www.diaconia.ru.

11. Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 № 459-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Саратовского областного суда о проверке конституционности статьи 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека"» // URL: http://www.legalacts.ru.

2. URL: http://www.admin.ch/ch/f/rs/8/810.21. fr.pdf.

3. URL: http://www.gesetze-im-internet.de.

4. URL: http://www.lawteacher.net.

5. URL: http://legifrance.gouv.fr.

6. Ilyashenko A. V. Legal regulation of the procedure of transplantation of human organs and tissues in European countries // Proceedings of the Academy of internal Affairs of Russia. 2014. № 1 (29).

7. Black A. Regulation of organ transfers: comparison between the systems in the United States and Singapore. 2008.

8. Comments on the Constitution of the Russian Federation. M., 2019.

9. Russian Constitution. M., 2019.

10. The law of the Russian Federation of 22 December 1992, № 4180-1 «About transplantation of bodies and (or) fabrics of the person» // URL: http:// www.diaconia.ru.

11. Definition of the constitutional Court of the Russian Federation of04.12.2003 № 459-O «On refusal to accept for consideration the request of the Saratov regional court to verify the constitutionality of article 8 of the Law of the Russian Federation "On transplantation of human organs and (or) tissues"» // URL: http:// www.legalacts.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.