Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЮГА РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. НА ПРИМЕРЕ НОТНОГО АРХИВА ЦЕРКВИ ВСЕХ СВЯТЫХ Г. ТАГАНРОГА'

ОСОБЕННОСТИ ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЮГА РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. НА ПРИМЕРЕ НОТНОГО АРХИВА ЦЕРКВИ ВСЕХ СВЯТЫХ Г. ТАГАНРОГА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОТНЫЙ АРХИВ ЦЕРКВИ ВСЕХ СВЯТЫХ Г. ТАГАНРОГА / ЦЕРКОВНЫЕ КОМПОЗИТОРЫ ДОНА / Ф. ВОЙЛЕНКО / А. ЕРШОВ / Г. ДАВИДОВСКИЙ / М. СКРИПНИКОВ / ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЮГА РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ СТОЛЕТИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шадрина Алла Валерьевна

В статье представлен аналитический обзор нотного архива церкви Всех святых (г. Таганрог), формировавшегося на протяжении 19401990-х годов. Отмечено, что в настоящее время храм является обладателем весьма значительного собрания литургических песнопений. В указанном архиве содержатся многочисленные хоровые произведения, опубликованные на рубеже XIX-XX веков, в том числе издания сочинений А. Веделя и П. Турчанинова. Несомненный интерес представляет собрание рукописных партитур церковных композиторов Дона и Юга России, песнопениям которых отдавалось предпочтение регентами хора церкви Всех святых. В частности, обнаружены сочинения, принадлежащие регентам Ф. Войленко (Таганрог) и А. Ершову (Новочеркасск), известному музыкальному деятелю Юга России Г. Давидовскому, а также М. Скрипникову и Я. Шевцову, чьи произведения являются сегодня неотъемлемой частью богослужебного репертуара церковных хоров Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского краев. Данная находка позволяет обо значить ряд характерных особенностей церковно-певческой культуры Юга России, связанных с интенсивным взаимодействием русской и малороссийской культур. Значимым представляется наблюдение о репертуарном воздействии нотного собрания Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы на формирование архива церкви Всех святых в Таганроге. Отчасти благодаря тому, что один из регентов упомянутой церкви возглавил Архиерейский хор Ростовского кафедрального собора, в нотном собрании таганрогского храма появилось большое количество рукописных партитур из архива собора, скопированных регентами церкви Всех святых. В целом, нотный архив таганрогского храма представляет собой ценный памятник церковно-певческой культуры Юга России второй половины минувшего века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF THE SOUTHERN RUSSIAN CHURCH SINGING CULTURE IN THE SECOND HALF OF THE TWENTIETH CENTURY ON THE EXAMPLE OF THE ALL SAINTS CHURCH IN TAGANROG

The analytical review of the music archives of All Saints church in Taganrog is represented in the article. The named archives developed for a period of the 1940-1990s, and to date All Saints church is a possessor of the considerable collection of liturgical chants. The numerous choral works to be published on the boundary of the 19-20th centuries (included the editions of works by A. Vedel and P. Turchaninov) are containing in the mentioned archives. The collection of manuscript scores by church composers of the Don region and the Southern Russia (whose chants were preferred by the precentors of the All Saints church) is of unquestionable interest. In particular the works by the precentors F. Voylenko (Taganrog) and A. Ershov (Novocherkassk), and the well-known music culture worker G. Davidovskiy, as well as M. Skripnikov and Ya. Shevtsov (their chants are the integral part of the contemporary liturgical repertoire of church choirs in the Rostov region, Krasnodar and Stavropol territories), are revealed. This find allows emphasize some typical features of the Southern Russian church singing culture to be connected with intensive reciprocity between Russian and Little Russian cultures. The author of the article establishes the repertoire influence the music collection of the Cathedral of the Nativity of the Blessed Virgin in Rostov-on-Don conformably to developing music archive of the All Saints church in Taganrog. The number of manuscript scores from the music collection of the Cathedral to be copied by precentors of the All Saints church appeared in the music archive of this temple since one of these precentors was at the head of the Bishops choir in the Cathedral. As a whole the music archive of the All Saints church in Taganrog represents the valuable monument of the Southern Russian church singing culture in the second half of the 20th century.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЮГА РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. НА ПРИМЕРЕ НОТНОГО АРХИВА ЦЕРКВИ ВСЕХ СВЯТЫХ Г. ТАГАНРОГА»

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЮГА РОССИИ MUSICAL CULTURE OF THE SOUTH OF RUSSIA

УДК 794(47) DOI: 10.52469/20764766_2021_03_118

А. В. ШАДРИНА

Южный научный центр Российской Академии наук

ОСОБЕННОСТИ ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЮГА РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX в. НА ПРИМЕРЕ НОТНОГО АРХИВА ЦЕРКВИ ВСЕХ СВЯТЫХ г. ТАГАНРОГА

В статье представлен аналитический обзор нотного архива церкви Всех святых (г. Таганрог), формировавшегося на протяжении 19401990-х годов. Отмечено, что в настоящее время храм является обладателем весьма значительного собрания литургических песнопений. В указанном архиве содержатся многочисленные хоровые произведения, опубликованные на рубеже Х1Х-ХХ веков, в том числе издания сочинений А. Веделя и П. Турчанинова. Несомненный интерес представляет собрание рукописных партитур церковных композиторов Дона и Юга России, песнопениям которых отдавалось предпочтение регентами хора церкви Всех святых. В частности, обнаружены сочинения, принадлежащие регентам Ф. Войленко (Таганрог) и А. Ершову (Новочеркасск), известному музыкальному деятелю Юга России Г. Давидовскому, а также М. Скрипникову и Я. Шевцову, чьи произведения являются сегодня неотъемлемой частью богослужебного репертуара церковных хоров Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского краев. Данная находка позволяет обо-

значить ряд характерных особенностей церков-но-певческой культуры Юга России, связанных с интенсивным взаимодействием русской и малороссийской культур. Значимым представляется наблюдение о репертуарном воздействии нотного собрания Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы на формирование архива церкви Всех святых в Таганроге. Отчасти благодаря тому, что один из регентов упомянутой церкви возглавил Архиерейский хор Ростовского кафедрального собора, в нотном собрании таганрогского храма появилось большое количество рукописных партитур из архива собора, скопированных регентами церкви Всех святых. В целом, нотный архив таганрогского храма представляет собой ценный памятник церковно-певческой культуры Юга России второй половины минувшего века.

Ключевые слова: нотный архив церкви Всех святых г. Таганрога, церковные композиторы Дона, Ф. Войленко, А. Ершов, Г. Давидовский, М. Скрипников, церковно-певческая культура Юга России второй половины ХХ столетия.

Для цитирования: Шадрина А. В. Особенности церковно-певческой культуры Юга России второй половины XX в. на примере нотного архива церкви Всех святых г. Таганрога // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 3. С. 118-124. DOI: 10.52469/20764766_2021_03_118

A. SHADRINA

The Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences

THE FEATURES OF THE SOUTHERN RUSSIAN CHURCH SINGING CULTURE IN THE SECOND HALF OF THE TWENTIETH CENTURY ON THE EXAMPLE OF THE ALL SAINTS CHURCH IN TAGANROG

The analytical review of the music archives of All Saints church in Taganrog is represented in the article. The named archives developed for a period of the 1940-1990s, and to date All Saints church is a possessor of the considerable collection of liturgical chants. The numerous choral works to be published on the boundary of the 19-20th centuries (included the editions of works by A. Vedel and P. Turchaninov) are containing in the mentioned archives. The collection of manuscript scores by church composers of the Don region and the Southern Russia (whose chants were preferred by the precentors of the All Saints church) is of unquestionable interest. In particular the works by the precentors F. Voylenko (Taganrog) and A. Ershov (Novocherkassk), and the well-known music culture worker G. Davidovskiy, as well as M. Skripnikov and Ya. Shevtsov (their chants are the integral part of the contemporary liturgical repertoire of church choirs in the Rostov region, Krasnodar and Stavropol territories), are revealed. This find allows emphasize some typical features

of the Southern Russian church singing culture to be connected with intensive reciprocity between Russian and Little Russian cultures. The author of the article establishes the repertoire influence the music collection of the Cathedral of the Nativity of the Blessed Virgin in Rostov-on-Don conformably to developing music archive of the All Saints church in Taganrog. The number of manuscript scores from the music collection of the Cathedral to be copied by precentors of the All Saints church appeared in the music archive of this temple since one of these precentors was at the head of the Bishops choir in the Cathedral. As a whole the music archive of the All Saints church in Taganrog represents the valuable monument of the Southern Russian church singing culture in the second half of the 20th century.

Key words: music archive of the All Saints church in Taganrog, church composers of the Don region, F. Voylenko, A. Ershov, G. Davidovskiy, M. Skrip-nikov, the Southern Russian church singing culture in the second half of the 20th century.

For citation: Shadrina A. The features of the Southern Russian church singing culture in the second half of the twentieth century on the example of the All Saints church in Taganrog // South-Russian Musical Anthology. 2021. No. 3. Pp. 118-124. DOI: 10.52469/20764766_2021_03_118

W 9 «С

В музыкальной культуре России значимая роль принадлежит церковно-пев-ческому искусству, чьи представители - регенты церковных хоров, певчие и композиторы - не только внесли ощутимый вклад в становление хоровых коллективов и соответствующую область исполнительства конца XIX - начала XX вв., но и содействовали формированию обширного корпуса литургических песнопений, предназначавшихся для исполнения во время богослужений.

Церковно-певческая культура Москвы и Санкт-Петербурга сегодня освещена в достаточной степени, чего нельзя сказать о регионах.

Особый интерес в данном отношении представляет Ростовская область, с характерной для нее синкретичностью церковно-певческого наследия (подразумеваются многообразные взаимодействия русских и малороссийских традиций, обусловленные историческим процессом формирования указанного региона). Поскольку изучение церковно-певческой культуры Юга России сейчас пребывает в начальной стадии, обращение к нотным архивам храмов, сохранившимся до настоящего времени, следует признать актуальным.

В довольно скромной библиографии, относящейся к упомянутой проблеме, ныне пред-

ставлены два направления: с одной стороны, -исследования, посвященные певческой культуре Юга России; с другой, - изыскания, связанные с нотными архивами храмов Ростовской области. Первой монографической работой, освещающей проблемы донского церковно-певческого искусства Дона XVIII - начала XX вв., явилось диссертационное исследование А. В. Вальчен-ко (2004; см.: [1]), позднее опубликованное в переработанном и дополненном виде [2]. В 2017 году У. В. Сорокиной была защищена диссертация, посвященная церковно-певческой культуре Ростова-на-Дону [3]. В рамках апробации результатов диссертационного исследования упомянутым автором были опубликованы статьи «Судьба композитора (о творчестве М. Ю. Скрипникова)» [4] и «Церковно-певческая культура Ростова-на-Дону в начале XX столетия» [5]. Аналитический обзор нотных архивов, которыми располагают ныне храмы Ростовской области, представлен сегодня в единственной работе

- нашей статье «Нотный архив кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону: история формирования и особенности структуры» [6]. Безусловным достоинством перечисленных работ является выявление значительного числа имен отечественных музыкантов, посвятивших свою жизнь церковно-певческому искусству Ростовской области, и хоровых коллективов, сыгравших важную роль в его становлении и развитии.

Публикуемая статья подытоживает исследовательские наблюдения, сопутствующие изучению нотного архива церкви Всех святых г. Та-ганрога1. В качестве источников, позволивших определить основные этапы формирования вышеуказанного нотного архива, фигурируют документы Государственного архива Ростовской области - 2 тома регистрационного дела Всех-святской кладбищенской церкви г. Таганрога за 1945-1988 гг. (см.: [7; 8]).

Нотный архив храма Всех святых г. Таганрога представляет собой собрание хоровых партитур и комплектов партий к ним, предназначенных для исполнения во время уставных богослужений годичного круга. Данный комплекс подразделяется на печатные сборники конца XIX

- начала XX вв., отдельные опубликованные партитуры того же периода, а также собрание рукописей, переданных церкви Всех святых г. Таганрога из других храмов Юга России.

1 В настоящее время по инициативе настоятеля данного храма свящ. И. Ковалева соответствующее нотное собрание готовится к передаче в Архив Ростовской-на-Дону епархии как фондовое включение в составе нотного архива кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону.

Состав вышеупомянутого нотного архива во многом объясняется историей певческого коллектива, трудившегося в данной церкви на протяжении 1945-1988 гг. Как и другие храмы Ростовской области, церковь Всех святых г. Таганрога была открыта для совершения богослужений в период оккупации Таганрога (19411943 гг.). В 1944 году, после изменения (с 1943 г.) политики Советского государства в отношении религиозных организаций и учреждения Совета по делам Русской Православной Церкви, началась регистрация соответствующих храмов. Община церкви Всех святых г. Таганрога была зарегистрирована 21 апреля 1945 г. [7, л. 11]. Скорее всего, именно с этого времени в храме началось формирование певческого коллектива и нотной библиотеки. Поскольку в данной церкви, находившейся на территории кладбища, служило 3 священника, богослужения не ограничивались воскресными всенощными бдениями, литургиями и службами двунадесятых праздников. Вплоть до конца 1980-х годов в богослужениях принимали участие 2 хора: правый (большой, обычно состоявший из 14-19 человек) и левый (малый, в котором числилось 3-5 человек).

Учитывая требования к документации, ежегодно предоставляемой уполномоченному Совета по делам религий (до 1965 г. - Совета по делам Русской православной церкви) по Ростовской области, пофамильные списки состава певческих коллективов подавались с 1961 г. С этого времени состав хора менялся следующим образом:

1961 г.: регент - Левченко Кузьма Феодуло-вич, женская группа хора - 9 чел., мужская группа хора - 4 чел. [8, л. 3];

1962 г.: регент - Лисенко Стефан Иванович, женская группа хора - 10 чел., мужская группа хора - 4 чел. [8, л. 21];

1970 г.: регент - Ирюпин Григорий Миронович, женская группа хора - 13 чел., мужская группа хора - 6 чел. [8, л. 181];

1977 г.: регент - Медведева Зинаида Яковлевна, женская группа хора - 12 чел., мужская группа хора - 5 чел. [8, л. 189];

1981 г.: регент - Яковенко Мария Николаевна, женская группа хора - 10 чел., мужская группа хора - 4 чел. [8, л. 229];

1982 г.: регент - Яковенко Мария Николаевна, женская группа хора - 10 чел., мужская группа хора - 4 чел. [8, л. 239];

1983 г.: регент - Скрыник Владимир Анатольевич, женская группа хора - 9 чел., мужская группа хора - 6 чел. [8, л. 247];

1985 г.: регент - Скрыник Владимир Анатольевич, женская группа хора - 12 чел., мужская группа хора - 8 чел. [8, л. 281];

1986 г.: регент - Скрыник Владимир Анатольевич, женская группа хора - 12 чел., мужская группа хора - 10 чел. [8, л. 294];

1987 г.: регент - Скрыник Владимир Анатольевич, женская группа хора - 13 чел., мужская группа хора - 10 чел. [8, л. 350].

Как видим, несмотря на периодическую смену регентов, данный коллектив отличался стабильностью, с тенденцией к расширению состава за счет привлечения дополнительных певчих-мужчин.

Стабильный состав певчих позволял исполнять за службой хоровые песнопения, требующие основательной профессиональной подготовки. В соответствии с возможностями коллектива формировалась и нотная библиотека. Представляет интерес обширная коллекция печатных изданий, фигурирующих в нотном архиве церкви Всех святых г. Таганрога. Упомянем, в частности, следующие сборники: «Избранные духовно-музыкальные сочинения А. Л. Веделя (1767-1808) (К столетию со дня смерти композитора)» под ред. В. Г. Петрушевского. Вып. 1 (Киев, 1911; в состав данного издания вошли: № 1. Ныне отпущаеши (партитура утрачена); № 2. Иже херувимы (фрагмент); № 3. Милость мира; № 4. Достойно есть; № 5. Отче наш; № 6. Да исполнятся уста наша); «Полное собрание духовно-музыкальных сочинений прот. П. Турчанинова» под ред. А. Кастальского; «Полное собрание духовно-музыкальных сочинений Дм. Бортнянского» под ред. П. Чайковского; «Пение на панихиде, извлеченное из обихода нотного церковного пения, при Высочайшем дворе употребляемого, для четырехголосного смешанного хора в упрощенном переложении» (СПб., б. г.); «Воскресные службы осьми гласов, положены для хора, гармониума или фортепиано С. Зайцевым» (М., 1898); собрание песнопений того же С. Зайцева (На Рождество Христово, Богоявление и Благовещение, С нами Бог, На реках Вавилонских); «Мелодии знаменного, киевского, греческого и болгарского распевов в систематизации и обработке Ю. Извекова».

Помимо вышеперечисленных циклов и сборников, в нотном архиве содержатся партитуры отдельных сочинений, опубликованных в начале XX века (А. Архангельский, М. Багрецов, К. Базарнов, Н. Белов, П. Воротников, В. Гиренко, П. Григорьев, П. Иванов, И. Лавровский, Г. Маре-нич, К. Маркевич, Ф. Мясников и др.).

Значительный интерес представляет собрание рукописных партитур церковных композиторов Дона и Юга России, чьей музыке отдавалось безусловное предпочтение регентами хора церкви Всех святых. Поскольку сегодня литурги-

ческая музыка этих композиторов не изучена в полной мере, приведем названия соответствующих партитур, которые сохранились в нотном собрании таганрогского храма.

Наибольшее число песнопений принадлежит выдающемуся церковному композитору Федору Феофановичу Войленко, который на протяжении 1920-х годов состоял в должности регента Никольской церкви г. Таганрога. Будучи сподвижником епископа Иосифа (Чернова) и противодействуя обновленческому расколу в Таганроге, Ф. Ф. Войленко был дважды арестован [9, л. 178-178 об.]. В 1930 г. он поступил в Ленинградскую консерваторию, но в период каникул неизменно возвращался в Таганрог [там же, л. 178 об.]. Как завершился жизненный путь Ф. Ф. Войленко, до сих пор остается неизвестным. Творческое наследие композитора к настоящему времени также не изучено. В нотном архиве церкви Всех святых г. Таганрога хранятся следующие партитуры Ф. Ф. Войленко: Хвалите имя Господне (c-moll), Тропари по непорочных, Великое славословие (B-dur), Благослови, душе моя, Господа (на литургии), Трисвятое, Милость мира (G-dur), Милость мира (Е-dur), Ектения на литии, Сугубая ектения.

Свидетельством того, что память о новочеркасском регенте и церковном композиторе А. Т. Ершове (он был расстрелян в 1938 г. [10, л. 33-33 об.]), сохранялась в последующий период, является партитура его песнопения Хвалите имя Господне, исполнявшегося хором церкви Всех святых.

Значимая роль в репертуаре церковных хоров принадлежит литургическим сочинениям Г. Давидовского. В 1908 г. Григорий Митрофано-вич Давидовский организовал в Ростове-на-Дону хоровую капеллу, отличавшуюся высоким исполнительским мастерством. Помимо хормейстерской деятельности, он сочинил около 80 хоровых произведений и обработок [11, с. 32]. В 1912 году Г. Давидовский возглавил трехлетние регентские классы при музыкальном училище Ростовского отделения Императорского Русского музыкального общества [12, с. 174]. После организации Донской советской консерватории (1918-1927 гг.) [13, л. 9, 21] он преподавал в этом учебном заведении, готовя профессиональных вокалистов [14, с. 99-100]. Литургическая музыка Г. Давидовского и сегодня является неотъемлемой частью богослужебного репертуара многих храмов крупных городов Ростовской области. В нотном архиве церкви Всех святых г. Таганрога сохранились партитуры Г. Давидовского: Отче наш (solo soprano), Ныне отпущаеши (solo tenor), Милость мира (c-moll), Сугубая ектения, - кото-

рые исполнялись довольно часто, о чем можно судить по степени их сохранности.

Важной составляющей нотного архива являются партитуры М. Скрипникова: Блажен муж (e-moll), Малое славословие, Хвалите имя Господне (solo baritone), От юности моея, Благослови, душе моя, Господа (на литургии), Отца и Сына, Душе моя, Великая ектения. Заслуживают особого упоминания также партитуры Я. Шевцова: Богородице Дево, радуйся (solo soprano и tenor), Величит душа моя Господа, Великое славословие (d-moll), Во царствии Твоем, Трисвятое, Верую (D-dur), Отца и Сына, Сугубая ектения (по-гречески), Стихира на Благовещение.

Как и все нотные библиотеки храмов, открытых в послевоенный период, собрание церкви Всех святых формировалось, помимо прочего, благодаря поступлениям хоровых партитур из закрывающихся церквей. Скорее всего, именно так в таганрогском храме оказались рукописные ноты, снабженные печатью: «г. Кисловодск. Пан-телеймоновская церковь».

Автографы, обнаруженные на рукописных нотах, позволили идентифицировать некоторых представителей церковно-певческого искусства Ростовской области. Так, например, И. Пруссин-ский, чья музыка нередко исполнялась в храмах Ростова-на-Дону, был церковным композитором послевоенного периода, лично знакомым с регентами Ростовской области. Михаил Трофимович Волгин, чьим именем надписан ряд партитур (в частности, представленных сегодня в нотном архиве ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы), идентифицирован как регент Крестовоздвиженской церкви г. Таганрога.

Изучение нотного архива церкви Всех святых г. Таганрога позволило выявить его тесную связь с нотным архивом Ростовского собора Рождества Пресвятой Богородицы. Об этом свидетельствуют, к примеру, обнаружившиеся 6 партитур из коллекции рижского регента И. Г. Шершунова, приобретенной митрополитом Вениамином (Федченковым) для Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы [6, с. 90-91]. Каким образом эти партитуры оказались в Таганроге, еще предстоит выяснить,

поскольку на соответствующих экземплярах (в отличие от нот соборного архива) фигурирует только личная печать И. Г. Шершунова - при отсутствии печати митрополита Вениамина (Фед-ченкова),

О тесной связи с коллекцией ростовского собора свидетельствуют и рукописные копии сочинений таких церковных композиторов, как Ишин, Ейбоженко, Копченков, И. Ф. Коваленко (в конце 1940-1950-х гг. он состоял в должности регента Архиерейского хора Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы). Скорее всего, названные партитуры были скопированы регентами хора храма Всех святых с разрешения К. Ф. Левченко, который после Таганрога возглавил Архиерейский хор Ростовского кафедрального собора.

Помимо вышеперечисленных партитур, в нотном архиве церкви Всех святых г. Таганрога представлены и другие, причем весьма многочисленные, нотные рукописи, вызывающие исследовательский интерес и принадлежащие к числу памятников церковно-певческой культуры Юга России.

Итак, аналитический обзор нотного архива церкви Всех святых г. Таганрога позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, нотное собрание данного храма относится к немногим архивным комплексам Юга России, сохранившимся до настоящего времени. Во-вторых, указанный архив наглядно свидетельствует о том, что церковно-певческая культура храма Всех святых отличалась достаточно высоким исполнительским уровнем. В-третьих, регентами хора отдавалось предпочтение литургическим сочинениям периода немецкого влияния (первая половина XIX в.), тогда как песнопения русских церковных композиторов «нового направления» в богослужебной практике использовались в редчайших случаях (их перечень исчерпывается тремя партитурами П. Г. Чеснокова и «Символом веры» А. Т. Гречанинова). В-четвертых, нотный архив отразил почтительное отношение к музыке региональных композиторов, которая являлась неотъемлемой частью богослужебного репертуара, исполняемого хором храма Всех святых г. Таганрога.

» ЛИТЕРАТУРА

1. Вальченко А. В. Хоровое пение в музыкальной культуре Дона (XVIII - начало XX века): дис. ... канд. иск.: 17.00.02. Ростов н/Д, 2004. 249 с.

2. Вальченко А. В. Хоровое искусство на Дону (XVIII - начало XX века): моногр. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2014. 300 с.

3. Сорокина У. В. Церковно-певческая культура провинциального города в XX столетии (на примере г. Ростова-на-Дону): дис. ... канд. иск.: в 2 т. Ростов н/Д, 2017. Т. 1. 97 с.

4. Сорокина У. В. Судьба композитора (о творчестве М. Ю. Скрипникова) // Мшшш: Вестник СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова. 2014. № 4. С. 28-34.

5. Сорокина У. В. Церковно-певческая культура Ростова-на-Дону в начале XX столетия // Культура и искусство Юга России. 2016. № 3. С. 5-10.

6. Шадрина А. В. Нотный архив кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону: история формирования и особенности структуры // Культура и искусство Юга России. 2017. № 2. С. 89-95.

7. ГАРО. Ф. Р-4173. Оп. 6. Д. 77. Регистрационное дело Всехсвятской кладбищенской церкви г. Таганрога. Т. 1. 327 л.

8. ГАРО. Ф. Р-4173. Оп. 6. Д. 78. Регистрационное дело Всехсвятской кладбищенской церкви г. Таганрога. Т. 2. 427 л.

9. Архив Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ростовской области (Архив УФСБ РФ по РО). Д. П-38243. Уголовно-следственное дело Чернова Иосифа Михайловича и др. 1936 г. 220 л.

10. Архив УФСБ РФ по РО. Д. П-40625. Уголовно-следственное дело Ершова Александра Тимофеевича. 1938 г. 33 л.

11. Романовский Н. В. Хоровой словарь. Л.: Музыка, 1972. 136 с.

12. [Без подписи]. Разные известия // Хоровое и регентское дело. 1912. № 9. С. 174-176.

13. ГАРО. Ф. 301. Оп. 9. Д. 450. Дело об утверждении устава консерваторий Ростов-ского-на-Дону отделения Музыкального общества. 1918 г. 26 л.

14. Гировский Е. Ф. Донская консерватория (Воспоминания) // Культура донского края: Страницы истории: сб. науч. тр. Ростов н/Д: Изд-во РГПИ, 1993. С. 98-112.

,, REFERENCES

1. Val'chenko A. Khorovoe penie v muzykal'noy kul'ture Dona (XVIII - nachalo XX veka) [Choral singing in the musical culture of the Don (the 18th -early 20th century)]: Ph. D. Thesis. Rostov-on-Don, 2004. 249 p.

2. Val'chenko A. Khorovoe iskusstvo na Donu (XVIII - nachalo XX veka) [Choral art on the Don (the 18th - early 20th century)]: research work. Rostov-on-Don: S. Rachmaninov Rostov State Conservatory, 2014. 300 p.

3. Sorokina U. Tserkovno-pevcheskaya kul'tu-ra provintsial'nogo goroda v XX stoletii (na primere g. Rostova-na-Donu) [Church-singing culture of a provincial city in the 20th century (on the example of Rostov-on-Don)]: Ph. D. Thesis: in 2 vol. Rostov-on-Don, 2017. Vol. 1. 97 p.

4. Sorokina U. Sud'ba kompozitora (o tvorches-tve M. Yu. Skripnikova) [The fate of the composer (about the creative work by M. Skripnikov)]. In: Musicus: Vestnik SPbGK im. N. A. Rimskogo-Kor-sakova [Musicus: Bulletin of N. Rimsky-Korsakov

St. Petersburg State Conservatory]. 2014. No. 4. Pp. 28-34.

5. Sorokina U. Tserkovno-pevcheskaya kul'-tura Rostova-na-Donu v nachale XX stoletiya [Church-singing culture of Rostov-on-Don at the beginning of the 20th century]. In: Kul'tura i iskusstvo Yuga Rossii [Culture and Art of the Southern Russia]. 2016. No. 3. Pp. 5-10.

6. Shadrina A. Notnyy arkhiv kafedral'nogo sobora Rozhdestva Presvyatoy Bogoroditsy Rosto-va-na-Donu: istoriya formirovaniya i osobennosti struktury [Music archive of the Cathedral of the Nativity of the Blessed Virgin in Rostov-on-Don: The history of formation and features of the structure]. In: Kul'tura i iskusstvo Yuga Rossii [Culture and Art of the Southern Russia]. 2017. No. 2. Pp. 89-95.

7. Gosudarstvennyy arkhiv Rostovskoy oblas-ti [State Archives of the Rostov Region]. F. R-4173. L. 6. D. 77. Registratsionnoe delo Vsekhsvyatskoy kladbishchenskoy tserkvi g. Taganroga [Registra-

tion list of the All Saints cemetery Church in Taganrog]. Vol. 1. 327 s.

8. Gosudarstvennyy arkhiv Rostovskoy oblas-ti [State Archives of the Rostov Region]. F. R-4173. L. 6. D. 78. Registratsionnoe delo Vsekhsvyatskoy kladbishchenskoy tserkvi g. Taganroga [Registration list of the All Saints cemetery Church in Taganrog]. Vol. 2. 427 s.

9. Arkhiv Upravleniya Federal'noy sluzhby bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii po Rostovskoy oblasti [Archive of the Office of the Federal Security Service of the Russian Federation for the Rostov Region]. L. P-38243. Ugolovno-sledstvennoe delo Chernova Iosifa Mikhaylovicha. 1936 g. [Criminal investigation case of Iosif Chernov (1936)]. 220 s.

10. Arkhiv Upravleniya Federal'noy sluzhby bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii po Rostovskoy oblasti [Archive of the Office of the Federal Security Service of the Russian Federation for the Rostov Region]. L. P-40625. Ugolovno-sledstvennoe delo Er-

shova Aleksandra Timofeevicha. 1938 g. [Criminal investigation case of Alexander Ershov (1938)]. 33 s.

11. Romanovskiy N. Khorovoy slovar' [Choral Dictionary]. Leningrad: Muzyka, 1972. 136 p.

12. Bez podpisi [Without author's name]. Raz-nye izvestiya [Different News]. In: Khorovoe i re-gentskoe delo [Choral and Precentor's Work]. 1912. No. 9. Pp. 174-176.

13. Gosudarstvennyy arkhiv Rostovskoy oblasti [State Archives of the Rostov Region]. F. 301. L. 9. D. 450. Delo ob utverzshdenii ustava konservatoriy Rostovskogo-na-Donu otdeleniya Muzykal'nogo obshchestva [List about Approval of Regulations of Rostov-on-Don branch of Musical Society]. 26 s.

14. Girovskiy E. Donskaya konservatoriya (Vospominaniya) [Don Conservatory (Memories)]. In: Kul'tura donskogo kraya: Stranitsy istorii [Culture of the Don Region: Pages of History]: collected research works. Rostov-on-Don: Rostov State Pedagogical Institute, 1993. Pp. 98-112.

Шадрина Алла Валерьевна

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Южный научный центр Российской Академии наук Россия, 344006, Ростов-на-Дону

[email protected] ORCID: 0000-0002-1925-0216

Alla V. Shadrina

Ph. D. (History), Senior researcher The Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences Russia, 344006, Rostov-on-Don

[email protected] ORCID: 0000-0002-1925-0216

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.