Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ К. ПИГРОВА В КАЧЕСТВЕ РЕГЕНТА: НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ К. ПИГРОВА В КАЧЕСТВЕ РЕГЕНТА: НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
98
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К. К. ПИГРОВ / РЕГЕНТ ЦЕРКОВНОГО ХОРА / В. Д. ВЕНЕВСКИЙ / ПРИДВОРНАЯ ПЕВЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА / РОСТОВСКИЙ СОБОР РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ / ГАЗЕТА "ЮЖНЫЙ ТЕЛЕГРАФ" / ОДЕССА / А. Т. ГРЕЧАНИНОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шадрина Алла Валерьевна

В статье на основании анализа ранее не фигурировавших в научном обороте источников рассмотрен первый этап профессиональной деятельности выдающегося русского и советского хорового дирижера К. К. Пигрова. Его творческий путь определялся традициями ставропольских духовных школ и Придворной певческой капеллы, что обусловило формирование будущего хормейстера прежде всего как церковного регента. Профессиональная деятельность К. К. Пигрова началась в 1901 году. Окончив регентский класс Капеллы, он получил приглашение в Ростов-на-Дону в качестве регента хора собора Рождества Богородицы, а также преподавателя пения Коммерческого училища. После вступления в должность К. К. Пигров был вынужден заново формировать хор и обучать певчих в соответствии со своими представлениями о хоровой звучности. На данном этапе профессиональной деятельности им разрабатывались основные технические приемы, ставшие в дальнейшем визитной карточкой выдающегося хормейстера, - «органное звучание» и принципы ансамблевого исполнительства, которые были описаны К. К. Пигровым в книге «Руководство хором». Деятельность молодого регента не была по достоинству оценена прихожанами собора, что следует признать характерной чертой южного провинциального города. Наряду с практической работой регента, К. К. Пигров занимался также воспитанием будущих регентов в среде певчих соборного хора. Будучи преподавателем Коммерческого училища, он создал детский хор, демонстрировавший высокий уровень исполнительского мастерства. Реализация всех перечисленных направлений профессиональной деятельности, намеченных К. К. Пигровым в Ростове-на-Дону, была продолжена в Ставрополе и Одессе, где исполнение сочинений А. Т. Гречанинова хором Одесского кафедрального собора под управлением К. К. Пигрова удостоилось высокой оценки самого композитора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PIGROV'S WORK AS A PRECENTOR: UNKNOWN BIOGRAPHY PAGES

Based on the analysis of the sources which have never been introduced to scientific operation, this article touches on the first stage of the professional activity of the outstanding Russian and Soviet choirmaster K. Pigrov. His creative way was predetermined by the traditions of the seminaries of the city of Stavropol and those of the Court Chapel, which made for the formation of the future choirmaster mainly as a precentor. K. Pigrov's professional activity started in 1901. After finishing the Chapel's precentor course, he was invited to the city of Rostov-on-Don to work as the precentor at the Cathedral of the Blessed Virgin Nativity and as a singing teacher at the Commercial School. Upon coming into office, K. Pigrov had to form the choir anew and teach the singers according to his conception of choir sonority. It was at the first stage of his professional activity when he made up his basic techniques which would become the signature of the outstanding choirmaster: "the organ sonority" and the ensemble principles, which K. Pigrov described later in his Conducting a Choir. The young precentor's work was not estimated at its true worth by the attenders of the Cathedral, which was typical for the southern provincial city. Along with the precentor activity, K. Pigrov also educated future precentors among the singers of the Cathedral's choir. As a teacher of the Commercial School, he established a children's choir that showed high-level performing skills. K. Pigrov continued implementing all his professional activities, which he started in Rostov-on-Don, later in Stavropol, and in Odessa where the cathedral choir conducted by K. Pigrov performed the works of A. Grechaninov, with the performance being highly appraised by the composer.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ К. ПИГРОВА В КАЧЕСТВЕ РЕГЕНТА: НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ»

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЮГА РОССИИ MUSICAL CULTURE OF SOUTH OF RUSSIA

УДК 94(47)

DOI: 10.52469/20764766 2021 01 121

А. В. ШАДРИНА

Южный научный центр Российской Академии наук

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ К. ПИГРОВА В ДОЛЖНОСТИ РЕГЕНТА: НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ

В статье на основании анализа ранее не фигурировавших в научном обороте источников рассмотрен первый этап профессиональной деятельности выдающегося русского и советского хорового дирижера К. К. Пигрова. Его творческий путь определялся традициями ставропольских духовных школ и Придворной певческой капеллы, что обусловило формирование будущего хормейстера прежде всего как церковного регента. Профессиональная деятельность К. К. Пигрова началась в 1901 году. Окончив регентский класс Капеллы, он получил приглашение в Ростов-на-Дону в качестве регента хора собора Рождества Богородицы, а также преподавателя пения Коммерческого училища. После вступления в должность К. К. Пигров был вынужден заново формировать хор и обучать певчих в соответствии со своими представлениями о хоровой звучности. На данном этапе профессиональной деятельности им разрабатывались основные технические приемы, ставшие в дальнейшем визитной карточкой выдающегося хормейстера, - «органное звучание» и принципы ансамблевого исполнительства, которые были описаны

К. К. Пигровым в книге «Руководство хором». Деятельность молодого регента не была по достоинству оценена прихожанами собора, что следует признать характерной чертой южного провинциального города. Наряду с практической работой регента, К. К. Пигров занимался также воспитанием будущих регентов в среде певчих соборного хора. Будучи преподавателем Коммерческого училища, он создал детский хор, демонстрировавший высокий уровень исполнительского мастерства. Реализация всех перечисленных направлений профессиональной деятельности, намеченных К. К. Пигровым в Ростове-на-Дону, была продолжена в Ставрополе и Одессе, где исполнение сочинений А. Т. Гречанинова хором Одесского кафедрального собора под управлением К. К. Пигрова удостоилось высокой оценки самого композитора.

Ключевые слова: К. К. Пигров, регент церковного хора, В. Д. Веневский, Придворная певческая капелла, Ростовский собор Рождества Богородицы, газета «Южный телеграф», Одесса, А. Т. Гречанинов.

Для цитирования: Шадрина А. В. Деятельность К. К. Пигрова в качестве регента: неизвестные страницы биографии // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 1. С. 121-127. DOI: 10.52469/20764766_2021_01_121

A. SHADRINA

The Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences

K. PIGROV'S WORK AS A PRECENTOR: UNKNOWN BIOGRAPHY PAGES

Based on the analysis of the sources which have never been introduced to scientific operation, this article touches on the first stage of the professional activity of the outstanding Russian and Soviet choirmaster K. Pigrov. His creative way was predetermined by the traditions of the seminaries of the city of Stavropol and those of the Court Chapel, which made for the formation of the future choirmaster mainly as a precentor. K. Pigrov's professional activity started in 1901. After finishing the Chapel's precentor course, he was invited to the city of Rostov-on-Don to work as the precentor at the Cathedral of the Blessed Virgin Nativity and as a singing teacher at the Commercial School. Upon coming into office, K. Pigrov had to form the choir anew and teach the singers according to his conception of choir sonority. It was at the first stage of his professional activity when he made up his basic techniques which would become the signature of the outstanding choirmaster: "the organ sonority" and

the ensemble principles, which K. Pigrov described later in his Conducting a Choir. The young precentor's work was not estimated at its true worth by the attenders of the Cathedral, which was typical for the southern provincial city. Along with the precentor activity, K. Pigrov also educated future precentors among the singers of the Cathedral's choir. As a teacher of the Commercial School, he established a children's choir that showed high-level performing skills. K. Pigrov continued implementing all his professional activities, which he started in Rostov-on-Don, later in Stavropol, and in Odessa where the cathedral choir conducted by K. Pigrov performed the works of A. Grechaninov, with the performance being highly appraised by the composer.

Key words: K. Pigrov, church choir precentor, V. Venevsky, Court Chapel, Rostov Cathedral of the Blessed Virgin Nativity, "Southern Telegraph newspaper", Odessa, A. Grechaninov.

For citation: Shadrina A. K. Pigrov's work as a precentor: Unknown biography pages // South-Russian musical anthology. 2021. No. 1. Pp. 121-127. DOI: 10.52469/20764766_2021_01_121

31 9 IS

В истории отечественного профессионального хорового исполнительства имя Константина Константиновича Пигрова занимает важнейшее место. При этом, согласно комментариям музыковедов, обращавшихся к изучению творческого пути выдающегося хормейстера, сведения о его жизни и воззрениях отличаются обилием лакун, что не благоприятствует объективной и полномасштабной оценке вклада К. К. Пигрова в развитие хорового искусства. Снятие цензурно-идеоло-гических ограничений в постсоветский период позволило осветить деятельность Константина Константиновича как церковного регента в соборах Юга России. Сегодня в научный оборот введены источники, выявленные исследователями на протяжении последних десятилетий и характеризующие упомянутый аспект деятельности

К. К. Пигрова, по сути, в течение длительного времени замалчиваемый и неизвестный даже специалистам.

Историография, посвященная личности К. К. Пигрова, не может быть названа обширной. Отличающиеся предельной краткостью сведения о нем опубликованы в отечественной «Музыкальной энциклопедии» [1, ст. 287] и «Хоровом словаре» Н. В. Романовского. Несколько более обширное повествование о личности выдающегося хормейстера содержится в предисловии К. Б. Птицы к книге К. К. Пигрова «Руководство хором», выпущенной в 1964 году [2, с. 3-20]. Тридцать лет спустя это предисловие с сокращениями было переиздано в сборнике статей К. Б. Птицы «О музыке и музыкантах» [3, с. 13-31]. Заметим, что в упомянутой работе обильно цитируется рукописная «Автобиогра-

фия» К. К. Пигрова; однако вплоть до настоящего времени эта рукопись остается неизданной. Большой вклад в изучение творческого наследия К. К. Пигрова внесли педагоги кафедры хорового дирижирования Одесской национальной музыкальной академии им. А. В. Неждановой (в советский период - Одесской государственной консерватории). Так, И. А. Шатова защитила кандидатскую диссертацию «Стилевые основы Одесской хоровой школы», в которой значительное внимание уделялось деятельности К. К. Пигрова. В 2013 году диссертация И. А. Шатовой была издана в виде монографии [4], однако весьма ограниченный тираж этого издания оказался причиной его труднодоступности для широкого круга хормейстеров и всех интересующихся историей хорового исполнительства. Кроме того, названным автором был разработан курс лекций «Одесская хоровая школа: традиции и современность», также фактически недоступный современной профессиональной аудитории. В последние годы заметной работой, содержащей неизвестные ранее сведения о К. К. Пигро-ве как регенте Одесского кафедрального собора, стала публикация прот. Г. Каюна «Традиции церковного пения в Одесской митрополии» [5].

Источниками, свидетельствующими о деятельности К. К. Пигрова в качестве регента собора Рождества Богородицы Ростова-на-Дону в начале 1900-х годов, являются публикации в газете «Южный телеграф» [6; 7; 8], а также отдельные документы, хранящиеся в Государственном архиве Ростовской области [9, л. 51-51об.].

Сегодня общеизвестными фактами жизни и творческого пути К. К. Пигрова могут быть признаны: его обучение в Ставропольском духовном училище и Ставропольской духовной семинарии; обучение в регентском классе Придворной певческой капеллы; руководство как церковными, так и светскими хорами в Ростове-на-Дону, Ставрополе, Одессе; преподавательская деятельность в учебных заведениях этих же городов. После переезда в Одессу, где К. К. Пигров на протяжении нескольких лет трудился в качестве регента церковного хора и учителя пения в образовательных учреждениях, он был приглашен на педагогическую работу в Одесскую консерваторию, где создал школу подготовки хормейстеров, названную его именем. Выдающиеся заслуги профессора К. К. Пигрова в области хорового искусства были отмечены присвоением почетного звания заслуженного деятеля искусств Украинской ССР (1956). Кроме того, в 1930-1939 годах он сформировал и в течение нескольких лет возглавлял первый профессиональный хоро-

вой коллектив Молдавии - капеллу «Дойна» [1, ст. 287].

Даже краткий обзор жизненного пути К. К. Пигрова позволяет утверждать, что его творческий путь определялся традициями отечественных духовных учебных заведений, включая Придворную певческую капеллу, что обусловило формирование будущего хормейстера прежде всего как церковного регента. О воспитании в традициях церковного пения свидетельствуют и воспоминания самого К. К. Пигрова: в селе Малой Джалге, где проживала семья Пигровых, хором местной церкви руководил регент-самоучка Д. И. Слюсарь. «Под его управлением, - писал К. К. Пигров, - большой хор, человек в 40, пел простые церковные напевы a cappella <...>. Так называемое простое пение исполнялось звучно, искренне и даже впечатляюще» (цит. по: [3, с. 13]).

Обучаясь в Ставропольской духовной семинарии, К. К. Пигров воспитывался под руководством «талантливого и просвещенного учителя пения В. Д. Веневского» [3, с. 14]. Вспоминая о нем, К. К. Пигров писал: «Веневского, проработавшего в Ставрополе свыше сорока лет, знает весь Северный Кавказ. Он оставил о себе память как замечательный педагог, неутомимый работник в области школьного пения, прекрасный дирижер хора и талантливый композитор. Это был человек незаурядного масштаба, крупный общественный работник музыкальной культуры» (цит. по: [3, с. 14]). Скорее всего, именно влиянием В. Д. Веневского обусловливалось стремление К. К. Пигрова уделять большое внимание педагогической деятельности. Выполняя обязанности регента соборных хоров, он, как правило, обучал регентскому делу всех желающих из числа певчих.

В 1898 году, по окончании Ставропольской духовной семинарии, К. К. Пигров поступил в регентский класс Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге. Как отмечал К. Б. Птица, с этого момента «жизнь молодого музыканта была безраздельно посвящена любимому делу» [3, с. 14]. Обучаясь в регентском классе Капеллы, К. К. Пигров воспринял ее лучшие традиции и проникся любовью к сочинениям композиторов «Нового направления» в русском богослужебном певческом искусстве. Дальнейшее служение К. К. Пигрова в качестве регента сопровождалось неустанными попытками привить и певчим, и прихожанам аналогичное отношение к этим сочинениям. После 1920 года Пигров смог реализовать унаследованные им лучшие традиции Придворной певческой капеллы и как регент, и как профессор Одесской консерватории.

Профессиональная деятельность К. К. Пи-грова началась в 1901 году. Окончив регентский класс Придворной певческой капеллы, он получил приглашение в Ростов-на-Дону на должность учителя пения в местное Коммерческое училище, а также на вакантное место регента хора собора Рождества Богородицы. (Его предшественник В. Г. Шкляревский, руководивший этим хором около 30 лет, скончался, скорее всего, в середине 1901 г.) [8, с. 2]1. В наследство молодому регенту остался неплохо обученный коллектив. Как вспоминал позднее К. К. Пигров, «я застал хор, укомплектованный прекрасными мужскими голосами и хорошими, опытными певцами-мальчиками. Хор был небольшой, человек 35» (цит. по: [3, с. 17]). Однако, скорее всего, после вступления молодого регента в должность большинство певчих покинуло хор. Согласно утверждению одного из читателей газеты «Южный телеграф» (ноябрь 1902 г.), «остатки хора г[осподина] Шкляревского были взяты (лучшие детские голоса и часть взрослых певчих) его помощником г[осподином] Дудниковым, а некоторые из них уволены по болезни и по другим причинам... Новому регенту пришлось вновь почти создавать хор» [6, с. 2].

Сложившаяся ситуация не смутила К. К. Пи-грова. В своей «Автобиографии» он писал, что с большим энтузиазмом принялся за работу, которая подразумевала как поиск новых певчих, так и обучение мальчиков [3, с. 17]. В основу его работы с хором было положено освоение новых технических приемов для преодоления ансамблевых трудностей, «.новое направление в способах звучания и распределения звучащих тонов аккорда. Усиленно работал над слиянием хоровых групп в совершенный унисон при удвоениях. Одним словом, сделал все, чтобы достигнуть органоподобного звучания» (цит. по: [3, с. 17]). Именно этот технический прием в скором времени стал «визитной карточкой» К. К. Пигрова.

Деятельность молодого регента не была по достоинству оценена жителями южного провинциального города. Спустя год после начала работы К. К. Пигрова в должности руководителя соборного хора, на страницах ростовской городской газеты «Южный телеграф» появились критические отзывы недовольных. Так, некая группа, именовавшаяся «прихожанами собора», огласила собственное намерение подать церковному старосте С. Кошкину петицию «.о перемене регента ввиду того, что теперешний регент <...> не хочет ничего делать, а потому и хор с

1 Напомним, что статус кафедрального

был присвоен указанному собору два десятилетия спустя (1919 г.), в связи с учреждением Ростовской и Таганрогской епархии.

каждым днем приходит в упадок» [6, с. 2]. В духе провинциальных газет того времени, у названной группы сразу нашелся оппонент, который в своем письме на имя редактора (опубликованном 12 ноября 1902 г.) сообщал, что выступление неведомых «прихожан» собора представляет собой не адекватную оценку состояния соборного хора (и, соответственно, профессионализма К. К. Пигрова), а лишь отражение существующего и характерного для Ростова-на-Дону упорного сопротивления всему новому. Основываясь на собственных воспоминаниях, аноним «Старый регент» указывал, что подобная история сопровождала и первые месяцы работы прежнего регента: «.когда только приехал покойный В. Г. [Шкляревский. - А. Ш.] в Ростов, и ему тогда, как и теперь К. К. Пигрову, пришлось начинать дело сызнова, так как при его предшественниках совершенно дело находилось в упадке» [6, с. 2]. Недовольство, спровоцированное деятельностью В. Г. Шкляревского и повлекшее за собой просьбу на имя старосты собора об увольнении регента, послужило видимой причиной отбытия последнего в Таганрог, откуда его затем просили вернуться. После возвращения В. Г. Шклярев-ского «прихожане собора десятки лет наслаждались прекрасным пением этого хора» [там же]. Спустя несколько дней в защиту дирижера выступил аноним «Любитель», который, вопреки мнению «прихожан», дал оценку К. К. Пигро-ву как прекрасному регенту, отлично исполняющему «свой, правда, небольшой репертуар» (21 ноября 1902 г.) [7, с. 2]. Ограниченный репертуар хора, по мнению «Любителя», следовало признать единственным недостатком в работе К. К. Пигрова [там же].

Финалом полемики относительно профессиональных качеств молодого регента и оценки его деятельности явилась статья «О пении ростовского соборного хора», опубликованная в «Южном телеграфе» полтора месяца спустя (5 января 1903 г.) [8, с. 2-3]. Автором статьи, выступившим под псевдонимом «Диез», предположительно был В. И. Сокальский - композитор, пианист и дирижер, на рубеже 1900-х годов работавший в Харькове и занимавший должность музыкального критика в местной газете «Южный край» [10, с. 81]. Очевидно, что критик, прекрасно знакомый с богослужебным певческим репертуаром, принадлежал к числу ценителей хорового пения. Это придает весьма значительную ценность его наблюдениям о характерных особенностях звучания хора под управлением К. К. Пигрова. В статье упоминалось то, чему впоследствии выдающийся хормейстер неизменно уделял пристальное внимание: мягкость

вступления, совместные окончания, владение исполнительской динамической подвижностью. При этом цитируемый автор подчеркивал, что «выполненные хором оттенки» обусловливались смыслом песнопения и не производили впечатления искусственности. Важной представлялась и констатация уверенного владения разными стилями, обнаруживаемого хором, - от «простого пения» до весьма замысловатой музыки А. Л. Веделя, требующей разнообразных певческих навыков [8, с. 2].

Хотя негативное отношение части ростовской общественности к К. К. Пигрову в качестве регента соборного хора сохранялось, дирижер смог переломить ситуацию, организовав в Ростове-на-Дону ряд общедоступных концертов, на которых исполнялись как «оригинальная хоровая музыка» (т. е. авторская), так и обработки народных песен. Для участия в концертах хормейстер привлек два ростовских церковных хора [3, с. 17]. Как впоследствии писал К. К. Пигров, «наши общедоступные концерты приобрели большую популярность и вызвали одобрение. Все они проходили на высоком профессиональном уровне, а некоторые были особенно впечатляющими <...>. За свои огорчения и неудачи в церковном хоре я был сторицею вознагражден» (цит. по: [3, с. 18]).

Помимо любви к хоровому искусству, определившей жизненный путь К. К. Пигрова, его смолоду отличало тяготение к педагогической работе. После окончания регентского класса Придворной певческой капеллы (где, вспоминал позднее Пигров, «нас <...> не только учили, но, самое главное, воспитывали», - цит. по: [3, с. 15]) дирижер не прекращал педагогической деятельности в общеобразовательных школах. Его работа с детьми всегда была отмечена выдающимися достижениями, приносящими радость соприкосновения с хоровой музыкой не только самим исполнителям, но и слушателям, которые высоко оценивали концертные выступления школьных коллективов, основанных К. К. Пигровым. Подтверждением этому является рассказ дирижера о состоявшемся под его управлением концерте детского хора Коммерческого училища в Ростове-на-Дону: «Помню, как особенно удачно пели хор Веневского "На горе растет калина". Выразительность и одухотворенность исполнения заставили полный зал слушателей замереть в оцепенении, а со сцены лились чарующие звуки детских звонких голосов, то нежно затухающих, то снова усиливающихся в строжайшей пропорциональной звуковой симметрии. Я переживал счастливые минуты художественного восторга» (цит. по: [3, с. 17]).

Ко времени работы К. К. Пигрова в соборе Рождества Богородицы относится и упоминание о трудах хормейстера как воспитателя будущих регентов. В 1944 году священник Ростовской и Таганрогской епархии Илья Кузьмич Бутенко (р. 1891) свидетельствовал в своей анкете, представленной в связи с необходимостью регистрации уполномоченным Совета по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров по Ростовской области: «С 1904 по 1909 гг. был певчим собора Рождества Богородицы Ростова-на-Дону. Там же у регента Пи-грова К. К. получил регентское образование» [9, л. 51-51об.]. По завершении курса обучения будущий священник занимал должность регента церковного хора в селе Пешково Ростовской области (с 1909 по 1911 гг.), позднее - регента собора Рождества Богородицы в Ростове-на-Дону (1911-1917 гг.), сменив на этой должности своего учителя К. К. Пигрова. Тогда же И. К. Бутен-ко окончил Ростовское музыкальное училище. С 1917 по 1920 годы он работал учителем пения, регентом и псаломщиком в церкви Петровского реального училища (Ростов-на-Дону). После испытаний, перенесенных на протяжении раннего советского периода, 28 октября 1942 года И. К. Бутенко был рукоположен в священный сан [9, л. 51об.]. Однако благодарная память о работе под руководством К. К. Пигрова и собственной причастности к подвижническому труду этого мастера сохранялась священником И. К. Бутенко на протяжении многих лет.

Покинув Ростов-на-Дону, К. К. Пигров переехал в Ставрополь, где продолжал работать регентом, одновременно ведя широкую просветительскую деятельность и организовывая общедоступные хоровые концерты. Успехи, которых достиг церковный хор под управлением К. К. Пигрова, позволили дирижеру в 1911 году привлечь этот коллектив к открытию театрального сезона, введя, таким образом, своих подопечных в сферу профессионального исполнительства за пределами богослужебного певческого репертуара [3, с. 19].

С 1914 года К. К. Пигров проживал в Одессе, «городе певцов и песен - русском Неаполе» [3, с. 19]. Здесь он на протяжении многих лет работал регентом Одесского кафедрального собора. В отличие от Ростова-на-Дону, регентская деятельность К. К. Пигрова в Одессе не только приносила безусловное удовлетворение дирижеру и служила прекрасной школой для будущих хормейстеров, но и была высоко оценена А. Т. Гречаниновым. Маститый композитор, посетив Одессу, побывал в местном соборе и весьма положительно отозвался о профессиональных

качествах К. К. Пигрова, управлявшего процессом исполнения гречаниновских сочинений за службой [5].

Итак, в творческой судьбе выдающегося отечественного хорового дирижера К. К. Пигрова безусловно важная роль принадлежала регентскому делу. Профессиональная деятельность хормейстера начиналась в Ростове-на-Дону, где он с 1901 года исполнял обязанности регента

хора в соборе Рождества Богородицы и учителя пения в Коммерческом училище. В целом труды К. К. Пигрова на донской земле были оценены достаточно позитивно, хотя отдельными группами прихожан и высказывалась критика в его адрес. Несколько позднее К. К. Пигрову удалось реализовать свой многогранный исполнительский и педагогический потенциал, работая в кафедральных соборах Ставрополя и Одессы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кацева М. Д. Пигров Константин Константинович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1978. Т. 4. Ст. 287.

2. Птица К. Б. Константин Константинович Пигров (Очерк жизни и творческой деятельности) // Пигров К. К. Руководство хором: учеб. пособие / под ред. К. Б. Птицы. М.: Музыка, 1964. С. 3-20.

3. Птица К. Б. Константин Константинович Пигров // Птица К. Б. О музыке и музыкантах: сб. ст. М.: Мистикос Логинов, 1995. С. 13-31.

4. Шатова И. А. Стилевые основы Одесской хоровой школы. Одесса: Астропринт, 2013. 184 с.

5. Каюн Г., прот. Традиции церковного пения в Одесской митрополии // Андреевский вестник (Одесса). 2006. № 13. URL: http://www.odseminary. orthodox.ru/magazine/13/Kaun.htm (дата обращения: 05.02.2021).

6. Старый регент. О соборном хоре (Письмо редактору) // Южный телеграф. 1902. № 77 (12 ноября). С. 2.

7. Любитель. О соборном хоре (Письмо в редакцию) // Южный телеграф. 1902. № 86 (21 ноября). С. 2.

8. Диез [Сокальский В. И.]. О пении ростовского соборного хора // Южный телеграф. 1903. № 126 (5 января). С. 2-3.

9. Государственный архив Ростовской области. Ф. Р-4173. Оп. 4. Д. 197: Регистрационное дело. Белокалитвинский район. Введенская церковь г. Белая Калитва: 1945-1962 гг.

10. Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке: Био-библиографический словарь музыкальных критиков и лиц, писавших о музыке в дореволюционной России и СССР: в 4 т. М.: Сов. композитор, 1979. Т. III. 207 с.

„ REFERENCES «,

1. Katseva M. Pigrov Konstantin Konstanti-novich [Konstantin Pigrov]. In: Muzykal'naya entsiklopediya [Encyclopedia of Music]: in 6 vol. Editor-of-chief Yu. Keldysh. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, 1978. Vol. 4. Col. 287.

2. Ptitsa K. Konstantin Konstantinovich Pigrov (Ocherk zhizni i tvorcheskoy deyatel'nosti) [Konstantin Pigrov (An Essay of His Life and Creative Activities)]. In: Pigrov K. Rukovodstvo khorom [Choir Leadership]. Ed. by K. Ptitsa. Moscow: Muzyka, 1964. Pp. 3-20.

3. Ptitsa K. Konstantin Konstantinovich Pigrov [Konstantin Pigrov]. In: Ptitsa K. O muzyke i muzykantakh [On Music and Musicians]: collect-

ed articles. Moscow: Mistikos Loginov Publishing, 1995. Pp. 13-31.

4. Shatova I. Stilevye osnovy Odesskoy khoro-voy shkoly [The Stylistic Foundations of the Odessa Choir School]. Odessa: Astroprint, 2013. 184 p.

5. Kayun G., prot. Traditsii tserkovnogo peniya v Odesskoy mitropolii [Church Singing Traditions in the Odessa Metropolis]. In: Andreevskiy vestnik (Odessa) [Saint Andrew Bulletin (Odessa)]. 2006. No. 13. URL: http://www.odseminary.orthodox.ru/ magazine/13/Kaun.htm (date of application: 05.02. 2021).

6. Staryj regent. O sobornom khore (Pis'mo re-daktoru) [On the Cathedral Choir (Letter to the Ed-

itor)]. In: Yuzhnyj telegraf [Southern Telegraph].

1902. No. 77 (November 12). P. 2.

7. Lyubitel'. O sobornom khore (Pis'mo v redak-tsiyu) [On the Cathedral Choir (Letter to the Editorial Board)]. In: Yuzhnyj telegraf [Southern Telegraph]. 1902. No. 86 (November 21). P. 2.

8. Diez [V. Sokal'skiy]. O penii rostovskogo so-bornogo khora [On Singing of the Rostov Cathedral Choir]. In: Yuzhnyj telegraf [Southern Telegraph].

1903. No. 126. January 5. Pp. 2-3.

9. Gosudarstvennyj arkhiv Rostovskoy oblas-ti [State Archives of the Rostov Region]. F. R-4173. Op. 4. D. 197: Registratsionnoe delo. Belokalitvins-

kiy rayon. Vvedenskaya tserkov' g. Belaya Kalitva: 1945-1962 gg. [Registration File. Belaya Kalitva District. Introducing Church in Belaya Kalitva City: 1945-1962].

10. Bernandt G., Yampol'skiy I. Kto pisal o muzyke: Bio-bibliograficheskiy slovar' muzykal'nykh kri-tikov i lits, pisavshikh o muzyke v dorevolyu-tsionnoy Rossii i SSSR [Who Wrote About Music: Bio-bibliographic Dictionary of Music Critics and People Who Wrote about Music in the Pre-revolu-tionary Russia and USSR]: in 4 vol. Moscow: Sovets-kiy kompozitor, 1979. Vol. 3. 207 p.

Шадрина Алла Валерьевна

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Южный научный центр Российской Академии наук Россия, 344006, Ростов-на-Дону

bergson@yandex.ru ORCID: 0000-0002-1925-0216

Alla V. Shadrina

Ph. D. (History), Senior researcher The Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences Russia, 344006, Rostov-on-Don

bergson@yandex.ru ORCID: 0000-0002-1925-0216

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.