Научная статья на тему 'Нотный архив кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону: история формирования и особенности структуры'

Нотный архив кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону: история формирования и особенности структуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
482
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ РОСТОВА-НА-ДОНУ / АРХИЕРЕЙСКИЙ ХОР / НОТНЫЙ АРХИВ / ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ЮГА РОССИИ / CATHEDRAL OF THE NATIVITY OF THE MOST HOLY MOTHER OF GOD IN ROSTOV-ON-DON / BISHOP''S CHOIR / MUSIC ARCHIVE / CHURCH-CHORAL ARTS OF SOUTHERN RUSSIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шадрина А.

Статья посвящена истории создания и анализу состава нотного архива кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону, формировавшегося с конца 1940-х по 1960-е годы. Начало собранию было положено, в связи с основанием Архиерейского хора, его регентами М. Скрипниковым и И. Коваленко. В процессе формирования в нотный архив вошли певческие библиотеки регентов Ростовской области и других регионов. Основой нотного архива является коллекция рижского регента И. Шер-шунова, закупленная и оставленная в дар собору митрополитом Вениамином (Федченковым). Помимо этого, в певческое собрание вошли коллекции А. Трофимова (обновленческий Покровский собор г. Шахты), Н. Спиридонова и В. Соколова (Москва), а также более скромные по объему собрания М. Ступницкого, А. Коханова, М. Волгина, С. Кузьменко, А. Сорокина, В. Пащенко, П. Губина (Вологда). Состоящий из 9 коллекций (1273 единицы хранения) нотный архив содержит автографы ряда церковных композиторов и печатные издания известных издательств Москвы и Санкт-Петербурга. Собрание, сохранившееся в аутентичном виде, характеризует предпочтения южно-российских регентов и певчих XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical archive in the cathedral of the Nativity of The Most Holy Mother of God in Rostov-on-Don: the history of formation and the features of structure

The article is devoted to the history of formation and analysis of the composition as applied to the musical archive, located in the Cathedral of the Nativity of The Most Holy Mother of God in Rostov-on-Don. The archive was formed in the period from the end of the 1940s to 1960s. The collection was started in view with the foundation of the Bishop's choir by its precentors M. Skripnikov and I. Kovalenko. During the process of sheet music archive forming it was extended with the libraries by the precentors from Rostov and other regions. The basis of the musical archive is the collection of the regent I. Shershunov from Riga, purchased and left as a gift to the Cathedral by Metropolitan Veniamin (Fedchenkov). Also the archive includes the collections of A. Trofimov (Renovationist Cathedral of the Intercession of town Shachty), M. Spiridonov and V. Sokolov (Moscow), as well as more modestly sized collections of M. Stupnikov, A. Kokhanov, M. Volgin, S. Kuzmenko, A. Sorokin, V. Paschenko, P. Gubin (Vologda). Consisting of 9 collections (1273 items) music archive contains autographs of a number of Church composers and printed editions of the famous publishing houses of Moscow and St. Petersburg. The collection has been preserved in authentic form characterizes the preferences of the South-Russian precentors and singers of the XXth century.

Текст научной работы на тему «Нотный архив кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону: история формирования и особенности структуры»

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЮГА РОССИИ MUSICAL CULTURE OF THE SOUTH OF RUSSIA

■i 1» « и

А. В. ШАДРИНА

Южный научный центр Российской Академии наук

НОТНЫЙ АРХИВ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ РОСТОВА-НА-ДОНУ: ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

И ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ

-• - - ф - - -

Статья подготовлена в рамках базовой темы

бюджетного финансирования ЮНЦ РАН № 01-16-09 (ФАНО 0256-2014-0012)

На протяжении последнего двадцатилетия певческое искусство Русской православной церкви всё чаще избирается в качестве объекта исследования: ежегодно публикуются научные статьи, монографии, продолжается издание фундаментальной серии «Русская духовная музыка в документах и материалах». Однако региональный аспект данной проблемы продолжает оставаться неразработанным. Это связано в большинстве случаев с отсутствием или недоступностью источников. Исключением стал нотный архив кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону. Анализ хранящихся в нём рукописных и печатных памятников показал, что данное нотное собрание - уникальный культурный пласт, свидетельствующий об истории и региональных особенностях церков-но-певческого искусства Юга России. Исходя из этого, введение в научный оборот комплекса церковно-певческих памятников донского региона, содержащихся в нотном архиве собора, представляется актуальным.

Историография проблемы находится в стадии формирования. В 2014 г. на основе рукописей, хранящихся в нотном архиве собора Рождества Богородицы, была опубликована монография «Донские церковные композиторы второй половины XIX - середины XX века» [7]. В том же году, в рамках XIX Димитриевских образовательных чтений, состоялся доклад об истории создания нотного архива собора Рождества Богородицы [9]. В качестве дополнения к формирующейся

историографии можно рассматривать публикации, посвящённые истории церковно-певческих коллективов Дона [8] либо жизни и деятельности одного из регентов собора Рождества Богородицы, известного церковного композитора М. Скрипникова [6].

Источниковой базой исследования служат рукописные хоровые партитуры и печатные издания нотного архива собора Рождества Богородицы Ростова-на-Дону. Поскольку с 1928 г. в СССР был прекращён выпуск духовно-музыкальных сочинений, их «...копирование и распространение в течение нескольких десятилетий осуществлялось преимущественно рукописным способом в регентской среде» [4, с. 571]; именно рукописные источники представляются ныне особенно ценными. В соответствии с традицией, на партитурах обозначались год переписывания, автограф, в редких случаях указывался источник, с которого была переписана партитура. Немалое количество партитур содержат посвящения и сообщения. Формирование певческого собрания собора было завершено в 1960-х гг., хотя некоторые регенты, возглавлявшие Архиерейский хор с 1960 по 1990-е гг., продолжали его в определённой степени пополнять.

В 2016 г., применительно к условиям целевого гранта конкурса «Православная инициатива», полученного Епархиальным управлением Ростовской и Новочеркасской епархии Донской митрополии, описываемое собрание было преобразовано в архивный фонд, разделённый на

9 описей (коллекций), которые формировались по принципу принадлежности конкретному составителю. Последующее описание архива структурируется в соответствии с проведённым разделением.

Формирование певческого собрания ростовского собора Рождества Богородицы началось в

1947 г. Этот процесс был связан с именами выдающихся личностей, сыгравших значительную роль в истории культуры Дона: еп. Сергия (Ларина), игум. Пимена (Извекова), будущего патриарха Московского и всея Руси, а также видных ростовских регентов И. Коваленко и М. Скрипникова.

Епископ Сергий (Ларин) приехал в Ростов-на-Дону не ранее ноября 1947 г., и одним из первых его действий оказалось распоряжение о формировании Архиерейского хора. Градского благочинного прот. И. Ковалевского обязали «немедленно» вызвать хористов церковных хоров по списку1. Хор был сформирован, и, скорее всего, его регентом стал известный церковный композитор и хормейстер (вернувшийся к этой профессии в годы оккупации Ростова-на-Дону - см.: [1, с. 2]) М. Скрипников, 4 апреля 1944 г. рукоположенный в сан священника2. 1 апреля

1948 г. регентом Архиерейского хора был назначен видный хормейстер, выпускник Придворной певческой капеллы И. Коваленко3. Первое нотное собрание ростовского собора Рождества Богородицы формировалось И. Коваленко и М. Скрипниковым. Поскольку М. Скрипников оставил в соборе немало автографов, его коллекция к настоящему времени выделена как отдельная опись.

Коллекция И. Коваленко включает в себя 112 единиц хранения. Её содержание свидетельствует о практических богослужебных задачах составителя. Особенностью коллекции являются 6 партитур неизвестного московского церковного композитора И. Ейбоженко. Три из них представляют собой автографы, причём партитура «Стихиры на Блаженны» снабжена пояснительной запиской автора: «"Во царствии" поется в До мажоре на мотив "Спаси, Господи, люди Твоя". От стиха "Яко тии Бога узрят" правый хор начинает петь стихиры до конца. <...> Каждый воскресный и др[угие] праздники стихиры поются разные. Насчёт того, чтобы, как Вы, Иван Фёдорович, рекомендовали, мне послать эту вещь на имя Вашего дорогого Владыки, я считаю посылать такую вещь просто неудобным».

Интерес вызывает партитура (предположительно автограф) другого неизвестного московского церковного композитора Петра Копчёнкова, датированная 1949 г. Скорее всего,

и И. Ейбоженко, и П. Копчёнков были знакомыми И. Коваленко. Помимо песнопений московских композиторов, в данную коллекцию входят 6 партитур известного таганрогского регента и церковного композитора Ф. Войленко.

Значительный интерес представляют обработки для хора, выполненные самим И. Коваленко. Из них особого внимания заслуживает партитура А. Веделя «В молитвах неусыпаюшую». Поскольку регент не располагал опубликованными изданиями этого композитора, он предпринял попытку реконструкции партитуры, снабдив её следующим замечанием: «Оригиналы произведений Веделя исчезли, и множество регентов, зачастую не понимая специфичности стиля этого великого композитора, изменяли, искажали, приспособляли, особенно solo тенора, к своим солистам, не способным к тем сложным фразам, которые блестяще исполнял сам Ведель. Это меня вынудило редактировать, приближая к подлинникам, которые имелись у моего отца (регента), плюс оставшиеся у меня на всю жизнь в памяти исполнительские воспоминания о таких знаменитых солистах, как тенора Ф. Архангельский (Ростов - Козлов), Чернуха (Харьков), Чмелевский (Харьков), Рыбаков (Тамбов - Козлов), Щербенко (Тамбов - Козлов), Федорченко (Сумы), Морус (Сумы - Ростов)».

Коллекция И. Коваленко позволяет вынести суждение о нём как о выдающемся регенте. Это подтверждает и уникальный факт - в 1950-х гг. о концерте Архиерейского хора Ростова-на-Дону под управлением мастера была напечатана статья в журнале «Наука и религия».

Особенность коллекции М. Скрипникова, состоящей из 50 единиц хранения, заключается в том, что 32 из 50 партитур представляют собой автографы композитора. Среди них наличествуют оригинальные сочинения, редакции известных песнопений («Помилуй мя, Господи» А. Ве-деля и др.), а также малоизвестные в певческих кругах партитуры других авторов, например, «Панихида» К. Стеценко, переписанная рукой М. Скрипникова.

Основой нотного архива собора Рождества Богородицы является коллекция рижского регента Ивана Григорьевича Шершунова, состоящая из 270 единиц хранения. Эта нотная библиотека была закуплена митрополитом Вениамином (Федченковым), возглавлявшим Ростовскую и Новочеркасскую епархию с 1951 по 1955 гг., перевезена в Ростов-на-Дону и передана в распоряжение регента Архиерейского хора И. Коваленко. На каждой партитуре и партии этой коллекции проставлен личный штамп митрополита.

Иван Григорьевич Шершунов окончил Рижское духовное училище (1898) и Рижскую духовную семинарию (1904)4. Одновременно с исполнением обязанностей учителя он трудился в качестве регента в разных храмах Риги. О личности И. Шершунова и его трудах на ниве руководителя церковного певческого коллектива свидетельствует дарственный автограф на партитуре «Под Твою милость» А. Попова: «<...> Взбаламученное революцией житейское море на своих гребнях выбросило много людской нечисти, заживо похоронив всё прекрасное, идейное, что было в нашей дорогой родине. Борьба за существование в настоящий момент сделала людей хуже животных. Появился новый тип беспринципного, безжалостного в своём стремлении к материальным благам и почестям человека. Скромность, идейность и незаметная кропотливая работа настоящих тружеников культурного дела часто уступают дорогу болтунам и крикунам, о себе трещащих на всех углах. Не так ли, дорогой Иван Григорьевич, обстоит дело и на нашем музыкальном поприще? Жатвы много, делателей мало. Скромно и идейно Вы трудитесь в своем храме, славя Бога в святых песнопениях. Пойте Богу нашему, пойте, пойте разумно! Вот девиз Вашей работы. Вы есть тот деятель-воспитатель, который за свою 25-летнюю трудную работу заслужил ту жатву и который с чистым сердцем может её собрать в свою житницу. <...> Искренне Вас уважающий А. Попов. Рига. 7Д 1929 г.».

Нотная библиотека И. Шершунова свидетельствует об эрудиции, профессионализме и безупречном вкусе регента. Основу этого нотного собрания составляют произведения композиторов Нового направления русской церковной музыки. Культура переписывания нот позволяет каждую партитуру, выполненную рукой И. Шершунова, квалифицировать как исторический источник, поскольку он по завершении переписывания нередко делал пометки либо о музыкальных впечатлениях, либо о личных скор-бях, связанных в большинстве случаев с переживаниями времён Великой Отечественной войны.

Четвёртое собрание нотного архива собора Рождества Богородицы составляет коллекция регента обновленческого Покровского собора г. Шахты Александра Александровича Трофимова, до уклонения в обновленчество служившего псаломщиком в г. Калач-на-Дону5. Анализ коллекции, состоящей из 63 единиц хранения, дает основания предположить, что в ростовский кафедральный собор была передана часть его библиотеки. Исходя из состава собрания, можно сделать выводы о предпочтениях южно-российских регентов и певчих. Наряду с незаменимыми

в церковно-певческом репертуаре песнопениями А. Веделя, С. Дегтярёва, Д. Бортнянского и А. Архангельского, в коллекцию входят партитуры А. В. Александрова (Величания на двунадесятые праздники), П. Гребенщикова, И. Ишина, К. Куралесина, А. Кьянского, А. Мисникова и других малоизвестных церковных композиторов. Благодаря А. Трофимову сохранилась ранее неизвестная партитура прославленного донского этнографа А. Листопадова «Разбойника благоразумнаго», которая отсутствует в соответствующем личном фонде Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М. И. Глинки.

Пятое собрание нотного архива, состоящее из 8 единиц хранения, включает в себя партитуры, помеченные личной подписью Николая Михайловича Спиридонова, предположительно работавшего регентом в Первом кадетском корпусе Москвы. Судя по ремарке И. Коваленко, обнаруженной на партитуре Г. Рютова «Отче наш», эти ноты были закуплены регентом во время одной из командировок, совершаемых для пополнения библиотеки собора.

Аналогичным по истории формирования является шестое собрание, состоящее из 29 единиц хранения и получившее наименование «Коллекция Соколова Василия Николаевича» по имени владельца партитур, запечатлённому на штампах. Вероятнее всего, эти ноты были куплены И. Коваленко одновременно с партитурами из коллекции Н. Спиридонова, поскольку среди нот В. Соколова имеются две партитуры, изначально принадлежавшие Н. Спиридонову, а затем помеченные штампом В. Соколова. Поскольку ноты, скорее всего, отбирались И. Коваленко, характерной особенностью коллекции является наличие редко исполняемых в богослужебной практике партитур таких авторов, как А. Астафьев, Н. Венедиктов, В. Галичников, Н. Добровольский, Линьков, М. Остроглазов.

Основным собранием нотного архива собора Рождества Богородицы, предназначавшимся для употребления за богослужением, является коллекция партитур без помет, состоящая из 446 единиц хранения. В неё, помимо источников, не имеющих указаний о принадлежности, вошли небольшие собрания регентов Михаила Петровича Ступницкого, Александра Константиновича Коханова, Михаила Трофимовича Волгина, Сергея Максимовича Кузьменко, Алексея Тимофеевича Сорокина, В. Пащенко, П. Губина (Вологда). К настоящему времени их личности не установлены. Жемчужиной коллекции является рукопись неизвестной партитуры Дж. Сарти «Днесь ад рыдает».

Собрание позволяет сформировать представление о репертуаре Архиерейского хора на протяжении 40 лет. Здесь очевидны предпочтения, характерные для певческих традиций Юга России. Во-первых, гласовое пение Архиерейского хора ограничивалось обиходом Н. Бахметева, причём в широком расположении. Песнопения Ирмологиона исполнялись исключительно в изложении А. Львова. Наибольшее количество сочинений таких авторов, как А. Архангельский, Н. Бахметев, С. Богословский, Д. Бортнянский, А. Ведель, Г. Давидовский, С. Дегтярёв, Б. Додо-нов, свящ. М. Ерхан, свящ. В. Зиновьев, А. Львов, Г. Рютов, В. Сунгуров, Я. Шевцов, свидетельствует о том, что в Ростове-на-Дону отдавалось предпочтение яркой, нарядной, эмоционально насыщенной музыке композиторов эпохи итальянского влияния на русское церковно-певче-ское искусство, композиторов эпохи немецкого влияния, а также произведениям, изобилующим сольными фрагментами. Композиторы Нового направления, включая П. Чеснокова и А. Кастальского, на Дону успеха не имели, хотя Архиерейский хор располагал их сочинениями. Судя по отметкам регентов 1960-1990-х годов, эта музыка не исполнялась.

На протяжении Х1Х-ХХ вв. как ростовские, так и новочеркасские соборные регенты особенно ценили малоизвестную богослужебную музыку региональных композиторов. Так, по сообщению воронежского протоиерея Т. Донецкого, до революции 1917 г. в Области войска Донского «широкой известностью» и «особенной любовью» пользовались ныне утраченные и неизвестные сочинения воронежских церковных композиторов Н. Вариводы и Я. Склобовского [3, с. 417-425]. Вплоть до 2010-х гг. в репертуаре хора ростовского кафедрального собора в качестве наиболее употребляемых фигурировали песнопения регента новочеркасского Вознесенского войскового собора и преподавателя Донской духовной семинарии свящ. М. Ерхана, ростовского (впоследствии украинского) хормейстера Г. Давидовского (в 1908 г. он организовал в Ростове-на-Дону хоровую капеллу, в 1912 г. возглавил трёхлетние регентские классы при музыкальном училище Ростовского отделения Императорского русского музыкального общества [5, с. 174], в 1918-1924 гг. преподавал в Донской советской консерватории [2, с. 99]). К излюбленным пес-

нопениям регентов и певчих ростовского кафедрального следует также отнести сочинения таганрогского регента, выпускника Ленинградской консерватории Ф. Войленко, свящ. М. Скрипни-кова. Особенной любовью пользовались сочинения Я. Шевцова.

В собрание «Печатные издания» вошло 138 единиц хранения - публикаций ведущих издательств Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме того, в собрании представлены партитуры, выпущенные в Ростове-на-Дону. Помимо общеупотребительных изданий (Обиход Н. Бах-метева, Церковно-певческий сборник и др.), в коллекцию включены опубликованные партитуры таких композиторов, как А. Андреев-Ок-сар, С. Бзуль, свящ. М. Георгиевский, А. Есаулов, В. Завадский, С. Лепехин, Н. Царёв-Лунин.

Последняя коллекция, состоящая из 15 7 единиц хранения, была сформирована в 2016 г. Ее история характерна для ныне утраченных певческих собраний ростовских приходских церквей. В 1980-х гг. часть нотного архива собора Рождества Богородицы по просьбе прот. П. Свя-тенюка, возглавлявшего тогда Архиерейский хор в качестве регента, была отделена и передана ему Анной Даниловной Поповой, на протяжении 38 лет - бессменным заместителем регента и библиотекарем Архиерейского хора. В 2016 г., после длительных переговоров, ноты были возвращены. Коллекция получила имя А. Поповой. В названном собрании преобладают сочинения А. Веделя, С. Дегтярёва, Д. Бортнянского, А. Архангельского, Г. Рютова, В. Самсоненко, Я. Шевцова. Здесь также присутствуют партитуры донских композиторов свящ. М. Ерхана, М. Скрипникова, Ф. Войленко и И. Коваленко. Особенностью собрания являются две неизвестные рукописные партитуры почитаемого на Юге России прот. Иоанна Домовского.

Итак, нотный архив кафедрального собора Рождества Богородицы Ростова-на-Дону, насчитывающий 1273 единицы хранения, представляет собой уникальное явление в постсоветском пространстве. Речь идёт о сохранившемся в аутентичном виде собрании рукописей и печатных изданий русской литургической музыки XVIII-XX вв., включающем произведения, неизвестные большинству музыковедов и исполнителей. Указанная особенность архива позволяет считать характеризуемое собрание бесценным.

ПРИМЕЧАНИЯ „

1 Архив Ростовской и Новочеркасской епархии. Личное дело протоиерея Иоанна Алексеевича Ковалевского. Л. 14.

2 Ставленническая свящ. М. Скрипникова. Из личного архива Е. Шварцман, внучки свящ. М. Скрипникова.

3 Архив Ростовской и Новочеркасской епархии. Личное дело И. Коваленко. Л. 3-4; Государ-

ственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. Р-4173. Оп. 6. Д. 1. Л. 3-4.

4 Латвийский государственный исторический архив (ЛГИА). Ф. 1632. Оп. 1. Д. 20736. Л. 5.

5 Центр хранения архивной документации г. Шахты Ростовской области (ЦХАД). Ф. Р-33. Оп. 2. Д. 6. Л. 104.

ЛИТЕРАТУРА „

1. Вечная память убиенным за веру Христову // Голос Ростова. 1942. № 8 (27 августа). С. 2.

2. Гировский Е. Донская консерватория (Воспоминания) // Культура донского края: страницы истории: сб. науч. тр. Ростов н/Д: РГПИ, 1993. С. 98-112.

3. Донецкий Т., свящ. Духовные композиторы Воронежской епархии // Воронежские епархиальные ведомости. 1905. № 10. С. 409-440.

4. Издательства и издания духовно-музыкальные // Православная энциклопедия: в 55 т. М.: Православная энциклопедия, 2009. Т. XXI. С. 562-589.

5. Разные известия // Хоровое и регентское дело. 1912. № 9. С. 174-176.

6. Сорокина У. Судьба композитора (о творчестве М. Ю. Скрипникова) // Мшшш: Вестник СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова. 2014. № 4. С. 28-34.

7. Шадрина А. Донские церковные композиторы второй половины XIX - середины XX века. Ростов-на-Дону: Антей, 2014. 248 с.

8. Шадрина А. Церковные хоры и регенты Дона 1920-1950-х гг.: к проблеме осмысления культурного наследия региона // Богослужебные практики и культовые искусства в полиэтническом регионе: материалы Междунар. науч. конф. Майкоп: Изд-во Магарин О. Г., 2016. С. 211-233.

9. Шадрина А., Осадчая Г. Нотный архив Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы как важнейший компонент церковно-певческой культуры Дона // Князь Владимир: Цивилизационный выбор Руси: Материалы XIX Димитриевских образовательных чтений. Ростов н/Д: ДГТУ, 2014. С. 131-134.

REFERENCES

1. Vechnaia pamiat' ubiennym za veru Khris-tovu [Memory Live for Ever to All Slain for Their Faith in Christ]. Golos Rostova [Rostov Voice]. 1942. No. 8 (August 27). P. 2.

2. Girovskiy E. Donskaia konservatoriya (Vospominaniya) [Conservatoire of Don Region (Memories)]. Kul'tura donskogo kraia: Stranitsy istorii [Culture of the Don Region: The Pages of History]: collected research works. Rostov-on-Don: Rostov State Pedagogical Institute, 1993. P. 98-112.

3. Donetskiy T., svyasch. Dukhovnye kompozi-tory Voronezhskoi eparkhii [Spiritual Composers of the Voronezh Eparchy]. Voronezhskie eparkh-ial'nye vedomosti [Voronezh Eparchial Gazette]. 1905. No. 10. P. 409-440.

4. Izdatel'stva i izdaniya dukhovno-muzykal'nye [Publishing Houses and Publishers in Sacred Music]. Pravoslavnaia entsiklopediya [Orthodox Ency-

clopaedia]: in 55 vol. Moscow: Pravoslavnaia entsiklopediya Press, 2009. Vol. XXI. P. 562-589.

5. Raznye izvestiia [Various News]. Khorovoe i regentskoe delo [Choral and Precentor's Work]. 1912. No. 9. P. 174-176.

6. Sorokina U. Sud'ba kompozitora (o tvorchestve M. Yu. Skripnikova) [The Fate of the Composer (M. Skripnikov's Creative Work)]. Musicus [Musicus: Bulletin of Saint Petersburg State N. Rimsky-Korsa-kov Conservatoire]. 2014. No. 4. P. 28-34.

7. Shadrina A. Donskie tserkovnye kompozitory vtoroi poloviny XIX - serediny XX veka [The Don Church Composers of the Second Half of the XIXth - the Middle of the XXth Century]. Rostov-on-Don: Antei Press, 2014. 248 p.

8. Shadrina A. Tserkovnye khory i regenty Dona 1920-1950-kh gg.: k probleme osmysleniya kul'tur-nogo naslediya regiona [Church Choirs and Precen-

tors of the Don Region in the 1920-1950s: the Problem of Understanding of Cultural Heritage of the Region]. Bogosluzhebnye praktiki i kul'tovye iskusstva v po-lietnicheskom regione [Liturgical Practices and Religious Arts in the Polyethnic Region]: materials of International research conference. Maikop: O. Magarin Press, 2016. P. 211-233.

9. Shadrina A., Osadchaia G. Notnyi arkhiv ros-tovskogo kafedral'nogo sobora Rozhdestva Pres-

viatoi Bogoroditsy kak vazhneishiy komponent tserkovno-pevcheskoi kul'tury Dona [Musical Archive in the Rostov Cathedral of the Nativity of the Most Holy Mother of God as an Essential Component of Church-Singing Culture of the Don]. Kniaz' Vladimir: Tsivilizatsionnyi vybor Rusi [Prince Vladimir: Civilization Choice of Russia]: materials of the XlXth Demetrius Readings. Rostov-on-Don: Don State Technical University, 2014. P. 131-134.

-- НОТНЫЙ АРХИВ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА --

РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ РОСТОВА-НА-ДОНУ: ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ

Статья посвящена истории создания и анализу состава нотного архива кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону, формировавшегося с конца 1940-х по 1960-е годы. Начало собранию было положено, в связи с основанием Архиерейского хора, его регентами М. Скрипниковым и И. Коваленко. В процессе формирования в нотный архив вошли певческие библиотеки регентов Ростовской области и других регионов. Основой нотного архива является коллекция рижского регента И. Шер-шунова, закупленная и оставленная в дар собору митрополитом Вениамином (Федченковым). Помимо этого, в певческое собрание вошли коллекции А. Трофимова (обновленческий Покровский

собор г. Шахты), Н. Спиридонова и В. Соколова (Москва), а также более скромные по объёму собрания М. Ступницкого, А. Коханова, М. Волгина, С. Кузьменко, А. Сорокина, В. Пащенко, П. Губина (Вологда). Состоящий из 9 коллекций (1273 единицы хранения) нотный архив содержит автографы ряда церковных композиторов и печатные издания известных издательств Москвы и Санкт-Петербурга. Собрание, сохранившееся в аутентичном виде, характеризует предпочтения южно-российских регентов и певчих XX в.

Ключевые слова: кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону, Архиерейский хор, нотный архив, церковно-пев-ческое искусство Юга России.

--MUSICAL ARCHIVE IN THE CATHEDRAL--

OF THE NATIVITY OF THE MOST HOLY MOTHER OF GOD IN ROSTOV-ON-DON: THE HISTORY OF FORMATION AND THE FEATURES OF STRUCTURE

The article is devoted to the history of formation and analysis of the composition as applied to the musical archive, located in the Cathedral of the Nativity of The Most Holy Mother of God in Rostov-on-Don. The archive was formed in the period from the later 1940s to 1960s. The collection was started in view with the foundation of the Bishop's choir by its precentors M. Skripnikov and I. Kovalenko. During the process of sheet music archive forming it was extended with the libraries by the precentors from Rostov and other regions. The basis of the musical archive is the collection of the regent I. Shershunov from Riga, purchased and left as a gift to the Cathedral by Metropolitan Veniamin (Fedchenkov). Also the archive includes the collections of A. Tro-fimov (Renovationist Cathedral of the Intercession

of town Shachty), M. Spiridonov and V. Sokolov (Moscow), as well as more modestly sized collections of M. Stupnikov, A. Kokhanov, M. Volgin, S. Kuzmenko, A. Sorokin, V. Paschenko, P. Gubin (Vologda). Consisting of 9 collections (1273 items) music archive contains autographs of a number of Church composers and printed editions of the famous publishing houses of Moscow and St. Petersburg. The collection has been preserved in authentic form characterizes the preferences of the South-Russian precentors and singers of the XXth century.

Key words: Cathedral of the Nativity of the Most Holy Mother of God in Rostov-on-Don, Bishop's choir, music archive, church-choral arts of Southern Russia.

Шадрина Алла Валерьевна

кандидат исторических наук, научный сотрудник Южный научный центр Российской Академии наук Россия, 344006, Ростов-на-Дону e-mail: [email protected]

Shadrina Alla V.

PhD in Historical Sciences, Research worker Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences Russia, 344006, Rostov-on-Don e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.