Вестник ПСТГУ
Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 36. С. 163-180 БОТ: 10.15382Мш^201936Л63-180
канд. искусствоведения, доцент кафедры музыковедения, композиции
и методики музыкального образования Краснодарского государственного
Аникиенко Сергей Викторович,
института культуры,
член Союза композиторов России, член Союза журналистов России
Российская Федерация, 350072,
г. Краснодар, ул. 40-летия Победы, д. 33
ОИСГО: 0000-0003-0356-4963
Влияние Придворной капеллы
НА ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ
Кубанской области:
к ИСТОРИИ ВОПРОСА
С. В. Аникиенко
Аннотация: В статье впервые на основе архивных документов рассматриваются вопросы воздействия традиций Придворной певческой капеллы на церковно-певческую практику в самом молодом административном регионе Российской империи — Кубанской области. Ее выпускники-регенты работали в войсковом певческом хоре Кубанского казачьего войска с 1859 г. Однако это были единичные случаи, а не продуманная система, что не позволяло хору вести профессиональную подготовку руководителей церковно-певческих коллективов многочисленных городских и станичных приходов в регионе.
Воспитанники капеллы на Кубани в начале ХХ в. внесли значительный вклад в развитие церковного Обихода и традиций духовных песнопений. Многотомное музыкальное переложение годового круга нотного церковного пения, сделанное преподавателем пения Андреем Яковлевичем Губаревым и изданное им на собственные средства, стало универсальным изданием для изучения, прежде всего в школах и начальных училищах. Простота переложений делала эти сборники доступными для использования регентами любого уровня подготовки; а впервые введенные в структуру текста подробные богослужебные указания помогали псаломщикам и причетникам понять ход Богослужения. Духовно-музыкальные сочинения и переложения Григория Митрофановича Концевича имели другую направленность и были предназначены для исполнения певческими коллективами разного уровня подготовки, в том числе и школьными хорами. Архивные документы и публикации в газетах того времени помогают восстановить некоторые биографические сведения о екатеринодарских регентах.
Ключевые слова: Придворная певческая капелла, Придворный обиход, Ека-теринодар, церковное пение, Г. М. Концевич, А. Я. Губарев, музыкально-издательская деятельность, Кубанский войсковой певческий хор.
Императорская Придворная певческая капелла внесла значительный вклад в развитие музыкально-духовной культуры России. 4 сентября 1846 г. Высочайшим повелением Николая I было предписано «при Богослужениях употреблять только лишь Придворное пение, за исключением церквей, в коих искони ведутся другие напевы»1.
Формирование Придворного обихода происходило в несколько этапов. Заключительной точкой его развития стало издание «Обихода Бахметева» (1869). Этот сборник, отражавший петербургскую традицию церковного пения, сыграл, как отмечал Е. М. Левашов, «важную роль в истории церковного искусства», так как не только представил определенную творческую тенденцию2, но и оказал существенное влияние на последующую практику богослужебного пения в России. В отечественном музыкознании этот вопрос изучается на протяжении более ста лет. К нему неоднократно обращались прот. Д. Разумовский, прот. В. Металлов, А. В. Преображенский, И. А. Гарднер. Нашел он свое отражение и в работах современных исследователей: Н. Ю. Плотниковой3, Е. Г. Артемовой4, Т. Д. Ду-ховской5 и др. В их трудах достаточно подробно изложены условия возникновения Придворного обихода, и они создают прочный фундамент для дальнейшего изучения темы.
Однако при этом вопрос о влиянии петербургской церковно-певческой школы на творчество музыкантов южных регионов России в научной литературе до сих пор практически не нашел своего отражения. Изучение как этой проблемы, так и биографики6 регентов юга России находится еще в стадии становления. Наиболее подробно на сегодняшний день в работах А. В. Шадриной7 и А. В. Вальченко8 исследовано творчество в XIX — нач. XX в. церковных компози-
1 Цит. по: Регентский класс при Придв[орной] Певческой Кап[елле] // Русская музыкальная газета. 1904. № 19-20. С. 517.
2 Левашов Е. М. Традиционные жанры православного певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова. 1825-1917. М.: ТехноИнфо, 1994. С. 6.
3 Плотникова Н. Ю. Многоголосные формы обработки древних роспевов в русской духовной музыке XIX — начала XX века: дис. ... канд. искусствоведения. М., 1996.
4 Артемова Е. Г. Духовно-музыкальная культура Петербурга рубежа XIX — ХХ веков. М.: Перо, 2015.
5 Духовская Т. Д. Придворный обиход и его влияние на современную церковно-певческую практику // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. М., 2000. С. 532-538.
6 Биографика — междисциплинарная наука, включающая решение проблем, связанных с историографическими, источниковедческими, теоретическими и методическими аспектами изучения и формирования биографий личностей как исторически, политически, педагогически и социально значимых, так и выполняющих второстепенную, вспомогательную роль в контексте трудов названной принадлежности (Петровская И. Ф. Биографика: Введение в науку и обозрение источников биографических сведений о деятелях России 1801-1917 годов. СПб.: Logos, 2003).
7 Шадрина А. В. Донские церковные композиторы второй половины XIX — середины XX в. Ростов н/Д: Антей, 2014; Она же. Донской церковный композитор и регент А. Т. Ершов: возвращение из небытия // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире / ред.-сост. С. И. Хватова. Майкоп: Изд-во «Магарин О. Г.», 2017. С. 622-632 и др.
8 Вальченко А. В. Из истории Придворной Певческой капеллы в Таганроге (1825-1862) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2004. № 1. С. 77-85.
торов Дона. Вопросы развития церковно-певческой культуры на Кубани в этот период еще не попадали в поле зрения ученых.
Кубанская область была одним из наиболее молодых территориальных образований Российской империи. Для большинства населения региона церковное хоровое пение всегда было самым доступным и востребованным видом музыкального искусства. Это связано, прежде всего, с восприятием и исполнительскими возможностями, а также включением православной церковной обрядности во все сферы жизни. Только в 1910 г. в административном центре области Екатеринодаре9 было 18 православных храмов, 10 приходских церквей, один молитвенный дом, одна монастырская церковь и пять домовых церквей10. Не по одному храму было и в каждой казачьей станице. В период царствования Александра III почти в каждом станичном и городском храме создавался церковный хор. Во многих станицах к пению в храмах активно подключались хоры местных учебных заведений. Такое количество певческих коллективов необходимо было обеспечить не только профессионально подготовленными регентскими кадрами, но и доступным нотным материалом.
Заметим, в Кубанской области еще с 1811 г. действовал Войсковой певческий хор. По мнению его последнего регента (1917—1919) Я. М. Тараненко, что этот коллектив стал «рассадником регентов для станиц родного казачества», сложилась устойчивая мифологема о первостепенной роли Кубанского войскового певческого хора в подготовке церковных регентов и распространении церковного пения в регионе. Именно поэтому местные исследователи утверждают, что «долгие годы войсковой певческий хор оставался единственным местом, где готовили сведущих регентов станичных церковных хоров», ибо «по окончании певческой службы большинство казаков, уволенных на льготу, возвращались в родные станицы, где становились регентами местных церковных хоров»11.
Между тем бывшие воспитанники войскового хора свидетельствовали, что здесь «певчих учили механическому пению»12, только гамме и размеру такта. Бывший регентом в 1864—1870 гг. учитель пения Михаил Лебедев, которому впервые в истории коллектива было вменено в обязанности обучать мальчиков музыкальной грамоте, выучивал с ними интервалы. Но о подробном изучении теории музыки речь никогда не шла. Современник писал, что «все выучивались по слуху или, как у нас говорили, "под скрипку". Знаменитый бас [Алексей] Середа, несмотря на то что более 20 лет состоял в хоре, все-таки остался малограмотным и смотрел в книгу, зажмурив глаза, поелику ничего не понимал»13.
9 Ныне г. Краснодар.
10 Храмы Екатеринодара // Кубанские областные ведомости. 1910. 14 июля.
11 Жадан В. А. Войсковой певческий хор и его роль в становлении церковного пения в Черномории и Кубанской области (XIX — начало XX в.) // Из истории Кубанского казачьего хора: материалы и очерки / сост., общ. ред. В. Г. Захарченко. Краснодар: ДиапазонВ, 2006. С. 176.
12 Живило К. Мои воспоминания из пребывания в Войсковом певческом хоре // Кубанские областные ведомости. 1907. 18 авг.
13 Переясловцев. По поводу статьи «Почему не преподается пение в народных школах Куб[анской] обл[асти]?» // Кубанские областные ведомости. 1882. 8 мая.
Кубанское войско дважды делало попытки подготовить квалифицированных регентов в Придворной певческой капелле из собственных кадров. Для этого за счет войсковой казны в Санкт-Петербург отправлялись на обучение наиболее способные певчие из войскового хора. В Государственном архиве Краснодарского края (ГАКК) сохранились документы, свидетельствующие, что первыми учениками капеллы от Кубанского казачьего войска с января 1858 по июнь 1859 г. были урядники Терпелец (Терпилец) и Бибик14. Однако они не окончили полного курса обучения, поэтому «для занятия места регентов окончательно не подготовлены».
Следующая попытка обучения кубанских казаков регентскому делу в Придворной певческой капелле относится к 1862 г. После двухлетних согласований с главнокомандующим Кавказской армией к августу 1864 г. были назначены к обучению «на полный курс», то есть на три года, два способных певчих — 18-летние урядник Константин Белинский и казак Трофим Бондаревский15. Однако уже вскоре выяснилось, что Белинский оказался неспособным к изучению регентского дела и был отправлен домой16. Бондаревский же окончил трехлетний курс обучения и вернулся домой17; никаких сведений о его дальнейшей деятельности нами не установлено.
Однако главенствующая роль в подготовке церковных регентов на Кубани принадлежала отнюдь не Войсковому певческому хору. Инициатива проведения в 1896 г. первых в Екатеринодаре регентских церковно-певческих курсов принадлежала музыканту-любителю Сергею Николаевичу Каменеву (1864—1905); их руководителем был приглашен известный педагог и хормейстер Алексей Николаевич Карасев. По их результатам более 100 народных учителей области, псаломщиков и регентов получили удостоверения на право организовать хор18. В дальнейшем подобные учебные занятия ежегодно проводились различными екатеринодарскими любительскими музыкальными объединениями. С 1909 г. регентский класс был открыт в музыкальном училище Екатеринодарского отделения ИРМО. Однако все это не решало в полной мере проблемы профессиональной подготовки руководителей церковно-певческих коллективов в регионе.
Другим животрепещущим вопросом церковно-певческой практики в Кубанской области оставался репертуар для народных и ученических хоровых коллективов. В этом отношении показательно свидетельство современника:
14 ГАКК. Ф. 318. Оп. 2. Д. 651. Л. 1 об. Моисей Варфоломеевич Терпелец стал первым казаком-регентом Войскового хора (со 2 ноября 1859 по декабрь 1864 г.). Митрофан Никитич Бибик был его помощником, а с апреля по август 1870 г. исполнял обязанности регента Войскового хора. До этого хором, по определению командующего войсками Кубанской области генерал-адъютанта графа Евдокимова, «управляли войсковые офицеры и священники» (Там же. Л. 1).
15 Там же. Л. 15; Кияшко И. И. Войсковые певческий и музыкантский хоры Кубанского казачьего войска. 1811—1911 годы: Исторический очерк столетия их существования. Екатери-нодар: Тип. Кубан. обл. правления, 1911. С. 57.
16 ГАКК. Ф. 318. Оп. 2. Д. 651. Л. 29 об.
17 Кияшко И. И. Указ. соч. С. 58.
18 Более подробно см.: Аникиенко С. В. «Чем больше будет пения, тем лучше станут люди» (неизвестное письмо Н. Ф. Финдейзена в Екатеринодар) // Художественное образование и наука. 2018. № 4. С. 70-78.
«В некоторых станицах [Кубанской области] любители пения... припоминая слышанные ими когда-то нотные мотивы песнопений, сами аранжируют на слух песнопения, воображая, что мотивы, сочиненные ими, те же, что и в нотах; но при таком сочинении мотив песнопения принимает чисто светский характер, не соответствующий богослужению; мотивы эти близко подходят к [народным] песням "Из-за гор горы едут мазуры", "При долинушке стояла", "Молодка" и проч. Мне не раз приходилось, слышав пение таких хоров, спрашивать: какое это "Отче наш" пели? — Симоновское, отвечают; какую Херувимскую? — № 7, а в их пении нет и десятой доли ни Симоновского, ни № 7, так что знакомому с этими сочинениями нельзя узнать, что это они»19.
В таких условиях настоящим подвижничеством стала деятельность по созданию переложений и обработок церковных напевов двух наиболее ярких выпускников Придворной певческой капеллы — екатеринодарских регентов Андрея Яковлевича Губарева и Григория Митрофановича Концевича.
Г. М. Концевич (1863—1937) был одной из ключевых фигур музыкальной культуры региона. Первые сведения о его деятельности в литературе появились еще в 1910-е годы20. Основные этапы его жизненного и творческого пути неоднократно освещались в работах краснодарских исследователей21. Сын церковного пономаря, он родился в станице Старонижестеблиевской Темрюкского отдела Кубанской области22. Первоначальное музыкальное образование Концевич получает в Кубанской войсковой учительской семинарии, после чего в школе станицы Тенгинской он организует хор. С 1889 г. он преподает пение и музыку в учительской семинарии, где вновь организует хор и оркестр. В 1889—1891 гг. обучается на регентских курсах при Придворной певческой капелле23, с 1892 по 1906 г. руководит Кубанским войсковым хором. Как уже отмечалось ранее, к этому времени коллектив, насчитывающий без малого 200 лет истории, находится в весьма плачевном состоянии. С 1 октября 1906 г. усилиями Концевича при войсковых хорах открывается двухклассная школа для мальчиков с оркестровым и хоровым отделениями. С 1910 г. Концевич остается учителем пения и фольклористом в Войсковом хоре. Одновременно он служит преподавателем музыки и пения, руководителем хоров различных учебных заведений города, с 1909 г. преподает на регентских и учительских курсах музыкального училища Екатеринодарского отделения ИРМО. Издает несколько сборников кубанских
19 Nemo. Почему не преподается пение в народных школах Кубанской области? // Кубанские областные ведомости. 1882. 13 марта.
20 См.: Кияшко И. И. Указ. соч. С. 101.
21 См.: Фольклорист, композитор Г. М. Концевич. М.: РПК «Ф-Принт», 2013; Захарчен-ко В. Г. Слово о Концевиче // Музыкальный фольклор адыгов в записях Г. М. Концевича / сост. Ш. С. Шу. Майкоп: Республиканское издательско-полиграфич. объединение «Адыгея», 1997. С. 10—14; Ерёменко С. И. Предан песне: Деятельность Г. М. Концевича в досоветский период // Кубань: проблемы культуры и информатизации. 2000. № 1. С. 14—17 и др.
22 Ныне Красноармейский район Краснодарского края.
23 В акте о работе вольнонаемным регентом в войсковой хор 1 июня 1901 г. (ГАКК. Ф. Р-1610. Оп. 10. Д. 71. Л. 23) Концевич указал, что окончил Придворную певческую капеллу со званием регента.
народных песен под названием «Из репертуара Кубанского войскового певческого хора»24.
За большие заслуги Концевич утверждается в звании личного почетного гражданина Екатеринодара25.
После 1917 г. работает в отделе народного образования, преподает в Краснодарском музыкальном техникуме, возглавляет двухгодичные хормейстерские курсы. После принятия решения о создании Кубанского казачьего хора в 1936 г. становится его первым художественным руководителем.
В 1995 г. в родной станице Г. М. Концевича на здании библиотеки была открыта мемориальная доска музыканту. Сегодня его имя носит регулярно проводимый в Краснодарском государственном институте культуры Международный фестиваль-конкурс молодых исполнителей народных песен.
Об Андрее Яковлевиче Губареве (1861 — после 1920) сегодня не известно даже узким специалистам. Весьма скудные сведения о нем частично уже были обнародованы нами26. Губарев не принадлежал к казачьему сословию. Окончив Придворную певческую капеллу со званием регента, он с сентября 1884 г. работает учителем пения во многих учебных заведениях Екатеринодара. В каждом из них им создаются ученические хоровые коллективы, активно участвующие в музыкальной жизни города: они выступают на торжественных актах в самих учебных заведениях, принимают участие в разнообразных концертах, многочисленных вокально-музыкальных вечерах. Есть сведения об их участии в церковных службах. Активное участие Губарев принимал и в работе Екатеринодарского кружка любителей музыки (1889-1899), занимаясь там с любительским хоровым коллективом.
С 4 февраля по 29 марта 1891 г. Губарев был регентом войскового певческого хора. В 1896 г. музыкант приглашается в состав экзаменационной комиссии Ека-теринодарских летних курсов пения, проводимых А. Н. Карасевым. А в 1910— 1912 гг. он одновременно был и преподавателем регентских курсов в музыкальном училище Екатеринодарского отделения ИРМО27.
В январе 1919 г. от правительства Кубанской республики Губаревым было получено разрешение на открытие в Екатеринодаре учительских регентских курсов, однако материалов об их деятельности нами не обнаружено.
Имеется информация, что Губарев был не только педагогом, но и являлся регентом церковного хора. Так, например, в 1899 г. в одной из заметок в прессе
24 Ряд исследователей предполагают, что это были народные песни, собранные в 1903 г. А. А. Кошицем (см.: Чумаченко В. К. Тайна Александра Кошица // Родная Кубань. 2000. № 2. С. 143-144).
25 ГАКК. Ф. Р-1610. Оп. 10. Д. 71. Л. 9.
26 Аникиенко С. В. «Годовой круг нотного церковного пения» А. Губарева: опыт осмысления православного осмогласия // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире / ред.-сост. С. И. Хватова. Майкоп: Изд-во «Магарин О. Г.», 2017. С. 489—501.
27 В 1911/1912 уч. году одновременно с Губаревым преподавателем этих курсов в училище был Михаил Фабианович Гнесин. Чрезвычайно редко упоминая имена своих коллег по работе в переписке, Гнесин тем не менее отметил 10 сентября 1912 г. в письме жене из Екатеринодара: «В школе всё те же преподаватели, кроме ушедшего регента Губарева» (РГАЛИ. Ф. 2954. Оп. 1. Ед. хр. 241. Л. 70).
сообщалось: «На днях я был у обедни в больничной церкви. Пел хор Губарева. Что за прекрасное пение. Поневоле позавидуешь той окраине, потому что она имеет возможность часто слышать такое пение. "Херувимская" Алябьева, "Милость мира" Турчанинова, "Достойно есть" Киевское и "Отрину сердце" — концерт Бортнянского были исполнены мастерски»28. В декабре 1915 г. городская дума избрала его на должность ктитора этой церкви, но Губарев, «за отсутствием свободного времени», от должности отказался29.
Губарев стал одним из тех немногих екатеринодарских педагогов, чья 25-летняя, а позже и 30-летняя творческая деятельность были широко отмечены в городе. Как писала областная газета «Кубанские ведомости», «за 30 долгих лет своей вокально-педагогической деятельности г. Губарев оказался довольно популярным человеком, тем более что в прошлом музыка и пение у нас, на Кубани, являлись, безусловно, предметом большой роскоши»30. Это свидетельствует о том большом вкладе, который музыкант внес в развитие общей музыкальной культуры региона.
В течение 1909—1914 гг. Губаревым на собственные средства был издан капитальный труд под названием «Годовой круг нотного церковного пения, изложенный по напевам Придворного нотного обихода на 3 однородных голоса для мужского, женского или детского хоров в партитуре, пригодной для игры на фортепиано или фисгармонии», который состоял из 10 выпусков в 16 книгах.
Практика издания в России подобных «Кругов песнопений» имела к этому времени богатую историю. Начиная от «Круга простого церковного пения, издавна употребляемого при Высочайшем дворе» (1830), можно вспомнить крюковое издание так называемого морозовского «Круга церковного древнего знаменного пения» (1884), «Песнопения годового круга Богослужений обычного напева» свящ. Д. Аллеманова (1907), вышедший в двух выпусках «Круг церковных песнопений обычного напева Московской епархии» (1910—1911), «Спутник псаломщика: песнопения годичного круга богослужений с требоисправлениями», выдержавший в 1911—1916 гг. три (!) издания, и др.
Однако Губарев нашел свою структуру «Круга» (таблица 1), отличную от уже изданных31. Полный комплект представлял собой четыре крупных блока, объединявших воскресные службы, службы Двунадесятым праздникам32, основные славословные, полиелейные и бденные службы33, а также службы из Постной и Цветной триоди. Следует заметить, что отдельного выпуска с Пасхальными песнопениями Губаревым не планировалось.
28 Летопись областной жизни // Кубанские областные ведомости. 1899. 15 июля.
29 Отказ от должности // Кубанский курьер. 1915. 20 дек. Речь идет о старейшем храме Екатеринодара — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», освященном в 1844 г.
30 Эгоист. Простые речи. Пой песни... IV // Кубанские ведомости. 1916. 10 февр.
31 Публиковалась на задней стороне обложки сборников.
32 При этом хотя подвижные праздники Цветной триоди были отнесены в соответствующий раздел, но Вход Господень во Иерусалим остался в этом разделе.
33 По сложившейся на Кубани традиции, службы некоторым особо почитаемым святым, не имеющим согласно Типикону праздничного знака (св. вмц. Екатерине, св. прор. Илии, св. равноап. Марии Магдалине, св. вмч. Пантелеимону), заменяются бденными.
Таблица 1
Структура «Годового круга нотного церковного пения» А. Я. Губарева
Выпуск Книга Название
I СЛУЖБЫ ВОСКРЕСНЫЕ
1 Всенощное бдение. (Великая вечерня. Утреня. Первый час)
2 Церковное осмогласие. (Стихиры воскресные на Господи воззвах с запевами и Богородичны-догматики. Тропари воскресные на Бог Господь. Всякое дыхание)
3 Ирмосы воскресные
II Литургия св. Иоанна Златоуста с приложением Литургии св. Василия Великого
III Повседневные молитвы. Молебны.
IV Пение на панихиде
V СЛУЖБЫ ВЕЛИКИМ ПРАЗДНИКАМ
1 Песнопение на Рождество Христово. (Последование часов, певаемых в Навечерии Рождества Христова. Вечерня. Великое повечерие. Утреня. Литургия. Молебное пение)
2 Обрезанию Господню и св. Василию Великому (1 января). Богоявлению Господню (6 января). Сретению Господню (2 февраля). Благовещению Пресвятой Богородицы (25 марта). На Вход Господень во Иерусалим (Неделя Ваий)
3 Преображению Господню (6 августа). Успению Пресвятой Богородицы (15 августа). Рождеству Пресвятой Богородицы (8 сентября). Воздвижению Креста Господня (14 сентября). На Вход во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября)
VI СЛУЖБЫ СРЕДНИМ ПРАЗДНИКАМ
1 Происхождению древ Креста Господня (1 августа). Усекновению главы св. Иоанна Предтечи (29 августа). Перенесение мощей св. блгв. кн. Александра Невского (30 августа). Прп. Сергию Радонежскому (25 сентября). Св. ап. и ев. Иоанну Богослову (26 сентября). Покрову Пресвятой Богородицы (1 октября).
2 Трем свтт.: Петру, Алексию и Ионе (5 октября). Казанской иконе Божи-ей Матери (22 октября и 8 июля). Св. архистратигу Михаилу (8 ноября). Св. вмц. Екатерине (24 ноября). Свт. Николаю Чудотворцу (6 декабря). Св. прор. и Предтече Господню Иоанну Крестителю (7 января).
3 Св. вмч. и Победоносцу Георгию (23 апреля). Перенесению мощей св. Николая Чудотворца (9 мая). Св. равноапп. Мефодию и Кириллу (11 мая). Св. апп. Петру и Павлу (29 июня). Св. прор. Илии (20 июля). Св. мироносице Марии Магдалине (22 июля). Св. вмч. Пантелеимону (27 июля)
СЛУЖБЫ ИЗ ТРИОДИ ПОСТНОЙ И ЦВЕТНОЙ
VII Пение на каждый день первой седмицы Великого поста. (Утреня. Часы. Вечерня. Великое повечерие. Литургия Преждеосвященных Даров)
VIII Пение на каждый день Страстной седмицы. (Утреня. Часы. Великое повечерие. Литургия Преждеосвященных Даров)
Выпуск Книга Название
IX Пение во Святую и Великую неделю Пасхи, с приложением порядка службы молебна, панихиды, литии и погребения
X В неделю св. ап. Фомы. Преполовению Пятидесятницы, с приложением малого освящения воды. Вознесению Господню. В Неделю св. Пятидесятницы (Троица)
Такой большой объем издания связан с тем, что автор, помимо подробной нотной записи всего необходимого материала (иногда в нескольких вариантах), дает, пожалуй, впервые в русской церковно-певческой практике, подробные указания на особенности порядка той или иной службы согласно Типикону, а также приводит возгласы священника, диакона и указания чтецу (ил. 1). Попытка размещения в нотном сборнике богослужебных указаний значительно повышала практическую ценность сборника и делала каждую книгу «Круга» по сути справочно-методическим указателем для основных церковных богослужений годового цикла. Помимо этого, Губарев преследовал еще одну цель. «Мы думаем, — писал он в предисловии к каждому из выпусков, — что наш сборник
Ил. 1. Фрагмент сборника А. Я. Губарева «Пение на каждый день Страстной седмицы». Из фондов Российской государственной библиотеки (Москва)
окажется не бесполезным пособием не только для ученических хоров и их руководителей, но и для наших причетников и псаломщиков, которые часто при знании нот не знают, что и как петь на два или три однородных голоса»34.
Проведенный нами ранее анализ35 показал принципиальные отличия переложений Губарева от «Обиход Бахметева» (1869). Хоровая партитура была записана в скрипичном ключе на двух нотоносцах. Это позволяло сыграть ее на фортепиано или фисгармонии даже слабо подготовленному музыканту. Использование скрипичного ключа также облегчало разучивание произведений и под широко использовавшуюся в то время в церковно-певческой практике скрипку36. Кроме того, издание Губарева носило универсальный характер: «Годовой круг», рассчитанный на трехголосный однородный состав хора, допускал двухголосное и даже унисонное исполнение. Этому способствовало практически постоянное удвоение верхних голосов в терцию.
Более подробный анализ сборников затруднен в связи с отсутствием полного комплекта. На сегодняшний день в Российской государственной библиотеке нами обнаружено всего два разрозненных выпуска — песнопения первой седмицы Великого поста и Страстной седмицы.
Еще один из выпусков сборника до недавнего времени находился в библиотеке Екатеринодарской духовной семинарии (Краснодар). Однако наши попытки ознакомиться с ним не увенчались успехом, и в настоящее время его судьба неизвестна.
Сборник Губарева был предназначен, прежде всего, учителям-регентам, учащимся учительских семинарий и народных школ. Поэтому определением Ученого комитета Министерства народного просвещения от 20 марта 1910 г. № 8690 он был допущен «к классному употреблению в низших учебных заведениях в качестве пособия при преподавании пения»37. Также издание было одобрено учебным комитетом ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны, занимавшегося управлением благотворительностью в России (определение № 24525 от 13 октября 1910 г.)38.
«Годовой круг нотного церковного пения», составленный Губаревым, получил одобрение и со стороны Святейшего Правительствующего Синода. Его определением № 706 от 5—19 февраля 1907 г. было получено разрешение на использование изложенного в книге материала при церковном Богослужении. А учебный комитет при Святейшем Синоде допустил «Годовой круг» Губарева в библиотеки мужских и женских духовных училищ.
В ГАКК сохранился отзыв о сборниках Губарева, сделанный Г. М. Концеви-чем (ил. 2). Музыкант просил начальника Кубанской области и наказного атамана Кубанского казачьего войска приобрести издания для станичных школ. Резолюция начальника войскового штаба Кубанского казачьего войска генерал-майора
34 Годовой круг нотного церковного пения. Вып. 7: Пение на каждый день 1-й седмицы Великого поста / А. Я. Губарев, перелож. Екатеринодар, 1914. С. 2.
35 Аникиенко С. В. «Годовой круг ... ». С. 495.
36 Регенты давали тон не по камертону (как это принято сегодня), а по скрипке.
37 ГАКК. Ф. 396. Оп. 1. Д. 10208. Л. 42 об.
38 Там же.
А. И. Кияшко предписывала «собирателю кубанских казачьих песен»39 сообщить, «насколько. книги. "Годового круга нотного церковного пения" А. Я. Губарева заслуживают рекомендации в приказании по войску для выписки станицами»40.
Этот документ, полный доброжелательности, добавляет еще один штрих к общей характеристике Григория Митрофановича, данной нами выше: «Годовой круг нотного церковного песнопения регента А. Губарева переложен на три голоса и приспособлен исключительно как пособие для учебных заведений, где имеются однородные хоры. Первые 4 выпуска — 1) Всенощное бдение, 2) Литургия Иоанна Златоустого и Василия Великого, 3) Повседневные молитвы и молебны, 4) Пение на панихиде — переложены по напевам Придворно-нотного обихода в легкой и доступной аранжировке с подробным указанием порядка церковных служб — полезно заполняют тот пробел в школьной церковно-нотной литературе, который был так заметен до настоящего времени.
Желание автора распространить свой труд среди учебных заведений заслуживает содействия уже на основании определений: 1) Ученого комитета Министерства народного просвещения и 2) Ученого комитета ведомства учреждений императрицы Марии, по которым вышедшие из печати переложения "допущены" и "одобрены" в качестве пособия при преподавании пения в низших учебных заведениях.
Учитель пения при Куб. войск. певческом хоре
и собиратель кубанских казачьих песен Г. М. Концевич.
26 февраля 1911 года.
Екатеринодар»41.
В итоге приказанием Кубанскому казачьему войску № 13 от 3 марта 1911 г. сборник Губарева был признан весьма полезным и рекомендован к выписке для станичных школ.
Отметим, что сборники Губарева пользовались популярностью не только на территории Кубанской области. Нами обнаружен отклик преподавателя церковного пения в старших классах Воронежского епархиального женского училища протоиерея Тихона Донецкого, который писал, что «труд г. Губарева представляет по своим выдающимся качествам приятное явление в церковно-богослужебной музыкальной литературе. <...> Опытный и глубоко образованный регент, г. Губарев дает ценные и весьма полезные, в особенности для малоопытных учителей и учительниц народных школ, указания при разучивании и исполнении песнопений в его труде...»42.
Есть свидетельство, что А. Я. Губарев широко использовал эти сборники в своей педагогической деятельности. Это практическое пособие упоминается в списке «Учебников, руководств и пособий», приложенном им к своей «Музыкально-учебной программе регентско-учительских курсов» (1919)43.
39 Официальная должность Г. М. Концевича в Кубанском казачьем войске.
40 ГАКК. Ф. 396. Оп. 1. Д. 10208. Л. 7-7 об.
41 Там же. Л. 43 об. Публикуется впервые.
42 Донецкий Т. Библиографическая заметка // Воронежские епархиальные ведомости. 1911. № 16. С. 426-427.
43 ГАКК. Ф. Р-5. Оп. 1. Д. 195. Л. 8.
%
И^Пг^-иХл-О ЬО ^¡/ЛИАЛЛЪО. А,- 3~Ъ
к^О. т^ио гоихюси и п^огио^оЬ^лл-оь кимгъ \лл<и>6иъ д аЛ цтбшхухл Ъивецъю^
Х^ГЬ иММЪНУУГЪ СЛ/ о-^ ОсО^Ш^- щ
Со а/нлих, ^хоиплумтад/ю и, Иаыилщ, , 3) ■лялиИму^^ -(¿е аеЛ^, Ч)
Нля- илХ/Нллясгсдп», — ихсьг^хожхн^ч, гиэ НШ1лъ&а^м>ъ ¡Хрмл^ео-рпо - нятпл-кало о-Ьшсо^а^ 1А- (1^-ьои/ пес^рлкпьихиь пе^иЯ^к,си 1^ерлссв1-иьчсА> сиумс^*,
— поиц/ънс Ъ(Хгьо1л/н&п>'тп ггъотгь (а^и^ггол ьили?Церк&в нл- кл-т-нли. мм-пвуы'оф*
КЛИтго^Мзио Ьь-илл пъсик/ъ 3-СЦЛЛЛ» те/Н/и с Н/Олаого Аг^ ого б^ц^алг^и^,
ОК&^са'Н^ адтч^рхъ ^с^сл^ьо^-г^амлллгье УЬоъи пг^-и^^ь (уъг^ю уиг^ибсосъ Ъ-сиЗе^е^йо
СО-^гьм/СтЙ1Д ^исй о-силвси-ш^ Огуге^гъмншу : I) Угси-Юлс
Дбаки^т^гствО/ На-(го-С|и<2ло ГЦго свп>«)ьмл4 и 3/) 'СеиАи^пглтиг, П/ГЬдеиса-пйа УцшнуМ'
иммрмтрмцк М-О^им, , - г*<7 ^ бнше-^ш^ щъ гшьо^гм^ Ми-ил,, ^огц)и1сМ'
и- I, бй »мхчг-тавгь ггвсвйи* мдис ПЛНХЛ КиПШЛАЛЛ
^хлм-плм, 1-игьыл бри^ гиъв^исоазд
и/ со^-шлт«. •Су^соносмлсТ, (счМеЛбгис*, гиъсг^тл 3? ДС- ^СсН/^е&иЛЛ
ЙЛ><рев(кии)> ¡изкнии 1 кгаамьяго во«
Ил. 2. Отзыв Г. М. Концевича о сборниках А. Я. Губарева «Годовой круг нотного церковного пения». Из фондов Государственного архива Краснодарского края
Духовно-музыкальные произведения Г. М. Концевича также впервые попадают в сферу научного исследования. Нотного материала до наших дней дошло чрезвычайно мало. В Российской государственной библиотеке (Москва) хранится сборник переложений для церковно-приходских и народных министерских училищ44, а в Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург) — два издания духовных хоровых сочинений45.
Однако этим список хоровых сочинений Концевича, предназначенных для Богослужений, не исчерпывается46. Имеется информация47, что с 1901 г. на собственные средства музыкантом были выпущены и другие нотные издания: «Господи, спаси благочестивыя» и «Святый Боже»; «Ектения сугубая»; «Отца, и Сына, и Святаго Духа»; «Достойно есть»; «Великое славословие» (все в одной
44 Концевич Г. М. Молебное пение на избранные случаи и некоторым святым. Екатери-нодар, 1907.
45 Концевич Г. М. Елицы во Христа крестистеся. Кресту Твоему покланяемся. Екатерино-дар, 1907; Он же. Милость мира и Тебе поем. Екатеринодар, 1907.
46 Возможно, духовных произведений Концевичем было написано гораздо больше. Согласно официальному ответу архива ФСБ по Краснодарскому краю, при его аресте сотрудниками УНКВД 10 сентября 1939 г. было «уничтожено по акту 12 846 экз. изъятой у Концевича Г. М. литературы, духовно-монархических и музыкальных сочинений (брошюр), часть из которых вышла из-под пера самого хозяина» (цит. по: Чумаченко В. К. Указ. соч. С. 144).
47 Этот список опубликован на задней стороне обложки изданий песнопений Концевича.
тетради)48; «Ныне Силы Небесные»; «Вкусите и видите» (в одной тетради); «Повседневные молитвы для городских, церковно-приходских и министерских училищ» (на два и три однородных голоса).
Все перечисленные издания были объединены автором под единым заголовком «Духовно-музыкальные сочинения и переложения». При этом складывается впечатление некоторой бессистемности. Под единым названием собраны были произведения для разных составов (как смешанного, так и однородного, двух- и трехголосного хора), разного уровня сложности (наравне с развернутыми хоровыми полотнами размещены простейшие переложения для учащихся церковноприходских и городских училищ); вместе с повседневными песнопениями автор помещает и исполняемые Великим постом на Литургии Преждеосвященных Даров «Ныне Силы Небесные», а также причастен «Вкусите и видите».
Сборник «Молебное пение на избранные случаи и некоторым святым» с приложением прошений в порядке служб (ил. 3) был предназначен для низших учебных заведений и рассчитан на три однородных голоса. Он состоит из четырех разделов: молебны на начало учебного года, свт. Николаю Чудотворцу, св. блгв. кн. Александру Невскому и благодарственный молебен в день восшествия на престол и в день коронования императора Николая II, то есть охватывает все необходимые для учеников того времени случаи. В переложениях автор использует напевы Придворного нотного обихода, а ектении и прокимны носят простейший характер. В сборник также включены ноты малого и большого «Многолетий» Д. С. Бортнянского.
Собственно нотного материала здесь достаточно мало. Зато подробнейшим образом изложены все возгласы священника и диакона. В этом просматривается некоторое влияние работы А. Я. Губарева.
«Елицы во Христа крестистеся» и «Кресту Твоему» — авторские сочинения Концевича, написанные в традиционном стиле с типичной гармонической формулой I—IV—V—I для смешанного четырехголосного хора.
Совершенно другого склада «Милость мира», песнопение центральной части Божественной Литургии. В музыкальной стилистике произведения чувствуется влияние итальянской и немецкой музыки, которое с большим трудом было преодолено Придворной певческой капеллой в конце XIX — начале ХХ века: полифонические приемы изложения материала, довольно развитая гармоническая структура с отклонениями в тональности 1-й степени родства, достаточно развитое голосоведение и шестиголосное изложение музыкального материала. Это сочинение имеет ярко выраженный концертный характер.
Рецензий на изданные духовные произведения Концевича, как и сведений об их исполнении на Кубани, нами не обнаружено. Однако имеется информация, что «Милость мира», «Елицы» и концерты «Ныне силы» и «Славословие» регулярно исполнялись русским хором в Лондоне49. В начале 1912 г. его заведующий, некий С. Заминский, обратился к Концевичу с просьбой «пожертвовать»
48 Были рассчитаны на исполнение школьными хорами ([«Духовно-музыкальные сочинения» Г. М. Концевича]: реклама // Кубанские областные ведомости. 1901. 17 февр.).
49 Вероятно, речь идет о хоре храма Успения Пресвятой Богородицы в Лондоне.
Ил. 3. Обложка нотного сборника Г. М. Концевича «Молебное пение». Из фондов Российской государственной библиотеки (Москва)
их хору, потому что они «признаны в Лондоне как прекрасные вокальные произведения и поются русским хором уже давно»50.
Таким образом, традиции Придворной капеллы оказали определенное влияние на духовно-певческую культуру Кубанской области. Ее выпускники не только руководили Войсковым певческим хором Кубанского казачьего войска, но и творчески осмысливали русское церковно-певческое наследие.
«Годовой круг нотного церковного пения», составленный екатеринодар-ским педагогом и регентом Андреем Яковлевичем Губаревым, не остался просто фактом в истории музыкальной культуры Кубани. Не выходя за канонические рамки, автор смог сделать структуру церковного Обихода удобной для изучения в учебных заведениях и для использования регентами любого уровня подготовки. Указания на особенности той или иной церковной службы, введенные Губаревым в текст издания, сделали его универсальным и помогали псаломщикам и причетникам понять ход и структуру Богослужения. Издание Губарева существенно упрощало и делало доступным классический Обиход нотного церковного пения, став достаточно популярным на Кубани и в других регионах России.
Духовно-музыкальные сочинения и переложения Григория Митрофанови-ча Концевича, рассчитанные на певческие коллективы разного уровня подготовки, особенно для школьных хоров, также пользовались определенной популярностью.
Однако сегодня, оставшись в единичных разрозненных экземплярах в крупнейших библиотеках страны, переложения и сочинения Губарева и Концевича представляют интерес только для историков.
Источники
РГАЛИ. Ф. 2954. Оп. 1. Ед. хр. 241. ГАКК. Ф. 396. Оп. 1. Д. 10208. ГАКК. Ф. Р-5. Оп. 1. Д. 195. ГАКК. Ф. Р-1610. Оп. 10. Д. 71.
Nemo. Почему не преподается пение в народных школах Кубанской области? // Кубанские областные ведомости. 1882. 13 марта. [«Духовно-музыкальные сочинения» Г. М. Концевича]: реклама // Кубанские областные
ведомости. 1901. 17 февр. Живило К. Мои воспоминания из пребывания в Войсковом певческом хоре // Кубанские областные ведомости. 1907. 18 авг. Летопись областной жизни // Кубанские областные ведомости. 1899. 15 июля. Отказ от должности // Кубанский курьер. 1915. 20 дек.
Переясловцев. По поводу статьи «Почему не преподается пение в народных школах
Куб[анской] обл[асти]?» // Кубанские областные ведомости. 1882. 8 мая. Русские вокальные произведения за рубежом // Кубанский казачий листок. 1912. 23 марта.
Храмы Екатеринодара // Кубанские областные ведомости. 1910. 14 июля. Эгоист. Простые речи. Пой песни... IV // Кубанские ведомости. 1916. 10 февр.
50 Русские вокальные произведения за рубежом // Кубанский казачий листок. 1912. 23 марта.
Список литературы
Аникиенко С. В. «Годовой круг нотного церковного пения» А. Губарева: опыт осмысления православного осмогласия // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире / ред.-сост. С. И. Хватова. Майкоп: Изд-во «Магарин О. Г.», 2017. С. 489-501.
Аникиенко С. В. «Чем больше будет пения, тем лучше станут люди» (неизвестное письмо Н. Ф. Финдейзена в Екатеринодар) // Художественное образование и наука. 2018. № 4. С. 70-78.
Артемова Е. Г. Духовно-музыкальная культура Петербурга рубежа ХГХ-ХХ веков. М.: Перо, 2015.
Вальченко А. В. Из истории Придворной певческой капеллы в Таганроге (1825-1862) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2004. № 1. С. 77-85.
Донецкий Т. Библиографическая заметка // Воронежские епархиальные ведомости. 1911. № 16. С. 426-427.
Духовская Т. Д. Придворный обиход и его влияние на современную церковно-певческую практику // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. М., 2000. С. 532-538.
Еременко С. И. Предан песне: Деятельность Г. М. Концевича в досоветский период // Кубань: проблемы культуры и информатизации. 2000. № 1. С. 14-17.
Жадан В. А. Войсковой певческий хор и его роль в становлении церковного пения в Черномории и Кубанской области (XIX — начало XX в.) // Из истории Кубанского казачьего хора: материалы и очерки / сост., общ. ред. В. Г. Захарченко. Краснодар: Диа-пазонВ, 2006. С. 172-178.
Захарченко В. Г. Слово о Концевиче // Музыкальный фольклор адыгов в записях Г. М. Концевича / сост. Ш. С. Шу. Майкоп: Республиканское издательско-полиграфич. объединение «Адыгея», 1997. С. 10-14.
Кияшко И. И. Войсковые певческий и музыкантский хоры Кубанского казачьего войска. 1811-1911 годы: Исторический очерк столетия их существования. Екатеринодар: Тип. Кубан. обл. правления, 1911.
Левашов Е. М. Традиционные жанры православного певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова. 1825-1917: Исторический очерк, нотография, библиография. М.: ТехноИнфо, 1994.
Плотникова Н. Ю. Многоголосные формы обработки древних роспевов в русской духовной музыке XIX — начала XX века : дис. ... канд. искусствовед. М., 1996.
Регентский класс при Придв[орной] Певческой Кап[елле] // Русская музыкальная газета. 1904. № 19-20. Стб. 516-519.
Фольклорист, композитор Г. М. Концевич / ред.-сост. П. Ткаченко. М.: РПК «Ф-Принт», 2013.
Чумаченко В. К. Тайна Александра Кошица // Родная Кубань. 2000. № 2. С. 141-144.
Шадрина А. В. Донские церковные композиторы второй половины XIX — середины XX в. Ростов н/Д: Антей, 2014.
Шадрина А. В. Донской церковный композитор и регент А. Т. Ершов: возвращение из небытия // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире / ред.-сост. С. И. Хватова. Майкоп: Изд-во «Магарин О. Г.», 2017. С. 622-632.
Нотные издания
Годовой круг нотного церковного пения. Вып. 7. Пение на каждый день 1-й седмицы Великого поста / А. Я. Губарев, перелож. Екатеринодар, 1914.
Годовой круг нотного церковного пения. Вып. 8. Пение на каждый день Страстной седмицы / А. Я. Губарев, перелож. Екатеринодар, 1914.
Концевич Г. М. Елицы во Христа крестистеся. Кресту Твоему покланяемся. (Духовно-музыкальные сочинения для смешанного хора). Екатеринодар, 1907.
Концевич Г. М. Милость мира и Тебе поем. (Духовно-музыкальные сочинения для смешанного хора). Екатеринодар, 1907.
Концевич Г. М. Молебное пение на избранные случаи и некоторым святым. Екатеринодар, 1907.
Influence of the Court Capella on Church-Singing Practice of Kuban Region: to the History of the Question
Abstract: Drawing on archival documents, this article studies for the first time questions of the influence of traditions of the Court Capella on church-singing practice in the youngest administrative region of the Russian Empire, i.e. Kuban region. Its alumni choir masters had been working in the military choir of Kuban cossack army since 1859. But these were separate instances rather than a specifically designed system, which did not allow the choir to provide professional training for heads of church-singing groups of numerous urban and rural parishes of the region. Alumni of the Capella in Kuban region in the early 20th century made a significant contribution in the development of church Obikhod and traditions of spiritual chants. The multivolume musical version of the annual circle of church singing by notes carried out by the teacher of singing Andrey Yakovlevich Gubarev and published at his own expense became a commonly used study material in schools and elementary colleges. The simplicity of the versions made these collections accessible to choir masters of any level of training, while the detailed church-service instructions, for the first time included in the structure of the text, helped sextons and the clergy to understand the order of the church service. Spirital musical works by Grigoriy Matrofanovich Kontsevich belong a different direction and were designed for performing by singing ensembles of various levels of training, including school choirs. Archival documents and newspaper publications of that time help to reconstruct certain pieces of biographical information about choir masters of Ekaterinodar.
2019. Vol. 36. P. 163-180
DOI: 10.15382/sturV201936.163-180
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.
Sergey Anikienko, Candidate of Sciences in Art Criticism, Associate Professor, Department of Musicology, Composition and Methods of Teaching Music, Krasnodar State Institute of Culture, 33 Ulitsa 40-letiya Pobedy, Krasnodar 350072, Russian Federation ORCID: 0000-0003-0356-4963
S. Anikienko
Keywords: Court Capella, Court Obikhod, Ekaterinodar, church singing, G. M. Kont-sevich, A. Ya. Gubarev, musical publishing, military singing choir.
References
Anikienko S. (2017) "«Godovoi krug notnogo tserkovnogo peniia» A. Gubareva: opyt osmysleniia pravoslavnogo osmoglasiia" ["Annual Circle of Church Singing by Notes" by A. Gubarev: the Experience of Understanding the Orthodox Octoechos], in Bogosluzhebnyepraktiki i kul'tovye iskusstva v sovremennom mire [Liturgical Practices and Sacred Arts in the Modern World]. Maikop. Pp. 489-501 (in Russian).
Anikienko S. (2018) "«Chem bol'she budet peniia, tem luchshe stanut liudi» (neizvestnoe pis'mo N. F. Findeizena v Ekaterinodar)" ["The More Singing, the Better the People will Become" (An Unknown Letter by Nikolay Findeisen to Ekaterinodar)]. Khudozhestvennoe obrazovanie i nauka, 4, pp. 70-78 (in Russian).
Artemova E. (2015) Dukhovno-muzykal'naia kul'tura Peterburga rubezhaXIX—XXvekov [Spiritual and Musical Culture of St Petersburg of the Late 19th — Early 20th Centuries]. Moscow (in Russian).
Chumachenko V. (2000) "Taina Aleksandra Koshitsa" [The Mystery of Alexander Koshits]. RodnaiaKuban', 2, pp. 141-144 (in Russian).
Dukhovskaia T. (2000) "Pridvornyi obikhod i ego vliianie na sovremennuiu tserkovno-pevcheskuiu praktiku" [Court Obikhod and its Influence on Modern Church Singing Practice]. Ezhegodnaia bogoslovskaya konferentsiia Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo bogoslovskogo instituta [Annual Theological Conference of St. Tikhon Orthodox Theological Institute]. Moscow. Pp. 532-538 (in Russian).
Eremenko S. (2000) "«Predan pesne» (Deyatel'nost' G. M. Kontsevicha v dosovetskii period)" ["Devoted to the Song" (Work of G.M. Kontsevich in the Pre-Soviet Period]. Kuban': problemy kul'tury i informatizatsii, 1, pp. 14-17 (in Russian).
Levashov E. (1994) Traditsionnye zhanrypravoslavnogopevcheskogo iskusstva v tvorchestve russkikh kompozitorov ot Glinki do Rakhmaninova [Traditional Genres of Orthodox Singing in Works of Russian Composers from Glinka to Rakhmaninov]. Moscow (in Russian).
Shadrina A. (2014) Donskie tserkovnye kompozitory vtoroipoloviny XIX — serediny XXvv. [Church Composers of Don Region of the Second Half of the 19th — mid-20th Centuries]. Rostov-na-Donu.
Shadrina A. (2017) "Donskoi tserkovnyi kompozitor i regent A. T. Ershov: vozvrashchenie iz nebytiia" [Church Composer and Regent of Don Region A. T. Ershov: Return from Oblivion"]. Bogosluzhebnye praktiki i kul'tovye iskusstva v sovremennom mire [Liturgical Practices and Sacred Arts in the Modern World]. Maikop. Pp. 622-632 (in Russian).
Val'chenko A. (2004) "Iz istorii Pridvornoi pevcheskoi kapelly v Taganroge (1825-1862)" [From the History of the Court Capella in Taganrog (1825-1862)]. Yuzhno-Rossiiskii muzykalnyi al'manakh, 1, pp. 77-85 (in Russian).
Zakharchenko V. (1997) "Slovo o Kontseviche" [A Word about Kontsevich], in Muzykalnyi fol'klor adygov v zapisyakh G. M. Kontsevicha [Musical Folklore of the Adygs in Recordings of G. M. Kontsevich]. Maikop. Pp. 10-14 (in Russian).
Zhadan V. (2006) "Voiskovoi pevcheskii khor i ego rol' v stanovlenii tserkovnogo peniia v Chernomorii i Kubanskoi oblasti (XIX — nachalo XX v.)" [Military Singing Choir and its Role in the Formation of Church Singing in the Black Sea Region and Kuban Region (19th — Early 20th Centuries], in Iz istorii Kubanskogo kazach 'ego khora: materialy iocherki [From the History of Kuban Cossack Choir: Materials and Essays]. Krasnodar. Pp. 172-178 (in Russian).