Научная статья на тему 'Особенности ценностной структуры профессионального самосознания курсантов ГПС МЧС России'

Особенности ценностной структуры профессионального самосознания курсантов ГПС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
556
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ЦЕННОСТИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / A PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS / VALUES / TERMINAL VALUES / INSTRUMENTAL VALUES / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васягина Н. Н., Демченко О. Ю.

В статье представлен анализ содержания терминальных и инструменталь-ных ценностей как одного из компонентов профессионального самосознания кур-сантов противопожарной службы МЧС России. Выявлена динамика ценностных ориентаций в процессе обучения. Показаны различия в структуре ценностей кур-сантов факультета техников пожарной безопасности и факультета инженеров по-жарной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностной структуры профессионального самосознания курсантов ГПС МЧС России»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 316. 64

Н. Н. Васягина,

О. Ю. Демченко

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНОЙ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ

ГПС МЧС РОССИИ

В статье представлен анализ содержания терминальных и инструментальных ценностей как одного из компонентов профессионального самосознания курсантов противопожарной службы МЧС России. Выявлена динамика ценностных ориентаций в процессе обучения. Показаны различия в структуре ценностей курсантов факультета техников пожарной безопасности и факультета инженеров пожарной безопасности.

Ключевые слова: профессиональное самосознание, ценности, терминальные ценности, инструментальные ценности, ценностные ориентации.

The article focuses on the analysis of content terminal and instrumental values. They are components of cadet’s professional self-consciousness from fire fighting service of the Russian Emergency Situations Ministry. The moving forces of value orientations in the educational process are revealed. Distinctions in the value structure of cadets from technician fire safety faculty and engineering fire safety faculty are maintained.

Key words: a professional self-consciousness, values, terminal values, instrumental values, value orientations.

Период обучения будущих специалистов в системе высшей профессиональной подготовки играет определяющую роль в развитии профессионального самосознания. Профессиональное самосознание - это сложное личностное образование, выступающее связующим звеном между личностью и деятельностью, позволяющее в процессе своего формирования достигать оптимального результата как в личностной, так и в профессиональной сфере. Это положение подтверждают исследования Л. О. Шарапова, Л. М. Митиной, О. Н. Москаленко, И. Л. Федоршиной и др.

На этапе профессиональной подготовки осуществляется переход от учебно-познавательной к учебно-профессиональной и затем - к реальной профессиональной деятельности. По мере включения субъекта в учебнопрофессиональную деятельность происходит совершенствование его взаимосвязи с предметным и социальным миром, обусловленное спецификой

профессии. Данное обстоятельство является необходимым условием дальнейшего развития профессионального самосознания субъекта в сторону все большей адекватности и достаточной дифференцированности. Кроме того, в ходе обучения профессиональное самосознание выступает в качестве существенного регулятора поведения и деятельности; от уровня его сформированности зависит процесс развития профессионала, темп, успешность овладения профессиональной деятельностью, вхождение в профессиональную общность. Об этом свидетельствуют исследования Э. Ф. Зе-ера, Б. Д. Парыгина, А. А. Бодалева, О. С. Зубрисской, Е. А. Климова, Е. М. Борисовой, М. И. Мельниковой и др.

Изучение вопросов развития профессионального самосознания невозможно без учета особенностей организации данного личностного образования. Проанализировав работы, посвященные исследованию структуры профессионального самосознания (О. В. Богданова, И. В. Вачкова, Е. В Дьяченко, И. О. Косаревой, Н. Г. Красноруцкой, А. К. Марковой, Т. Л. Мироновой, Л. М. Митиной, О. Н. Москаленко, Л. О. Шарапова и др.), заметим, что единой точки зрения относительно данной проблемы нет, однако при всем многообразии вариантов преобладающей является трехкомпонентная структура профессионального самосознания, которая включает в себя когнитивный, аффективно-оценочный и поведенческий компоненты. Каждый из этих компонентов имеет свою содержательную наполненность.

Так, содержание когнитивного компонента определяется через систему представлений о себе как субъекте профессионального развития, индуцируемую в профессиональный образ «Я как сотрудник», а также знания о своей профессии; аффективно-оценочный компонент рассматривается через призму таких характеристик, как параметры профессиональной самооценки (степень адекватности, уровень), отношение к себе как к личности, сотруднику (приятие/неприятие себя как личности, сотрудника, самоуважение), отношение к своей профессии; содержание поведенческого компонента представлено мотивационно-ценностными, регулятивными и действенными аспектами.

Следует отметить, что совокупность перечисленных компонентов образует единство профессионального самосознания и определяет направленность и содержание профессиональной деятельности. Однако особенности ценностной структуры профессионального самосознания мы можем рассмотреть только в рамках поведенческого компонента.

Как уже было отмечено, одной из важнейших составляющих поведенческого компонента профессионального самосознания является его ценностно-смысловое содержание, поскольку оно служит основным источником мотивации поведения личности и является главным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида. Об этом свидетельствуют данные многих исследований. Так, Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядов, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев, А. Г. Асмолов, Г. Г. Дилиген-ский, Ю. М. Жуков относят личностные ценности к главным условиям порождения смыслов деятельности, которые отвечают за создание эталонно-

го образа будущего и определяют особенности внутреннего побуждения личности в соответствии со «значением-для-меня» (А. Н. Леонтьев), с «субъективным отношением» (С. Л. Рубинштейн), с «доминирующим отношением личности» (В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев), с «тем, ради чего осуществляются действия» (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев).

Интересно отметить, что в классической психологии существует две основных парадигмы определения ценностей. Согласно первой, ценности выражают то, что является наиболее желательным и эмоционально привлекательным, соответствующим идеальному состоянию бытия личности или общности людей [4; 6; 8 и др.]. В этом случае именно система ценностей личности как «глубинный критерий» [4] выбора «модели должного», или «модели потребностного будущего» [8], будет определять в сознании субъекта перспективу и стратегию жизненного пути личности. Р. В. Габдреев рассматривает наличие в сознании четкого представления о будущем и планов на будущее (без гарантии их реализации) как когнитивную перспективу личности.

В свете второй парадигмы ценность выражает эмоционально предпочитаемый модус поведения или действий. Так, в концепции М. Рокича ценность представлена как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или существования есть индивидуально или социально предпочтительный в сравнении с каким-либо иным способом поведения или существования в аналогичной ситуации [10]. Выделяя три типа убеждений - экзистенциальные, оценочные и прогностические, М. Рокич относит ценности к последнему, третьему типу, позволяющему ориентироваться в желательности/нежелательности способа поведения (операциональные, инструментальные ценности) и существования (смысловые, терминальные ценности). Первые выполняют роль критерия при оценке и выборе модуса поведения, тогда как терминальные ценности активизируются при оценке и выборе целей деятельности и приемлемых способов их достижения. В свою очередь, исследователи терминальных ценностей разбивают их на два больших класса в зависимости от их направленности на социум или на индивида (Оллпорт, Маслоу и др). Соотношение этих ценностей у каждого человека различно и в значительной мере определяет его поведение и позицию.

При этом, исходя из понимания приоритетной значимости личностных ценностей в смыслообразовании, следует ожидать, что профессиональное самосознание будет формироваться согласно данной системе ценностей, как бы подтверждая своей деятельностью ценностно-смысловое отношение (Б. С. Братусь, В. А. Бодров, Л. Д. Сыркин, Г. М. Андреева, Д. А. Леонтьев и др.).

Исследование терминальных и инструментальных ценностей как одного из компонентов профессионального самосознания было проведено нами на базе Уральского института Государственной противопожарной службы. В нем приняли участие 350 курсантов, обучающихся на разных курсах и факультетах, из них 150 чел. - на факультете техников пожарной безопасности (ФТПБ), и 200 чел. - на факультете инженеров пожарной безопасности (ФИПБ).

Анализ полученных данных показал, что для курсантов обоих факультетов (ФТПБ и ФИПБ) самой значимой терминальной ценностью является активная жизнь (5,84 от общего среднего значения по всей выборке). При этом для курсантов ФТПБ общее среднее значение этой ценности составляет 5,33, а для курсантов ФИПБ - 6,22. При сопоставлении полученных данных с результатами по шкале «инструментальные ценности» было выявлено, что ценность «активная жизнь» реализуется у курсантов обоих факультетов за счет «высоких запросов» (ФТПБ - 7,39; ФИПБ - 7,69). Это можно объяснить тем, что высокие притязания способствуют постановке новых целей, проявлению повышенной активности. Однако неадекватно завышенный уровень притязаний личности может быть причиной внутриличностного и межличностного конфликтов, повышения уровня тревожности.

На втором и третьем местах в составе значимых терминальных ценностей курсантов стоят здоровье (7,81 от общей выборки) и интересная работа (7,94 от общей выборки). Актуальность данных ценностей обусловлена, с нашей точки зрения, спецификой профессионально-психологического отбора, в соответствии с требованиями которого в институте могут обучаться только физически здоровые и профессионально-мотивированные кандидаты. Однако иерархия этих терминальных ценностей различна: для курсантов ФТПБ интересная работа - вторая по значимости ценность (7,69), а здоровье - третья (7,96), у курсантов ФИПБ указанные ценности занимают противоположные положения - здоровье стоит на втором месте (7,69), а интересная работа - на третьем (8,14). Указанные расхождения объясняются, по нашему мнению, более высокими требованиями отбора курсантов инженерного факультета по сравнению с техниками, а также спецификой обучения на факультетах, предполагающей активную вовлеченность в профессиональную деятельность техников (наличие стажировок со второго курса, преобладание технических дисциплин, практическая направленность курса) за короткий, по сравнению с курсантами ФИПБ, срок обучения (3 года). Обучение на факультете ФИПБ также предполагает активное участие в профессиональной деятельности, однако это погружение носит более равномерный характер, его динамика менее интенсивна за счет преобладания на первых курсах общегуманитарного блока дисциплин. Терминальная ценность «интересная работа» у курсантов ФТПБ и ФИПБ реализуется при помощи такой инструментальной ценности, как воспитанность, а ценность «здоровье» обеспечивается «аккуратностью». Полученные данные свидетельствуют о том, что курсанты обоих факультетов адекватно выбирают основные средства достижения жизненных целей.

Четвертой по степени важности ценностью является для курсантов жизненная мудрость (8,29 от общей выборки: ФТПБ - 8,17, ФИПБ - 8,38). Актуальность данной ценности определяется содержанием профессионально-важных качеств курсантов, так как изначально будущая деятельность предполагает их социальную нормативность, рационализм и обстоятельность. «Жизненная мудрость» реализуется у курсантов ФТПБ (8,63) и ФИПБ (8,39) за счет «жизнерадостности».

Дальнейшее распределение терминальных ценностей по факультетам идентично. Так, пятой по значимости ценностью среди общей выборки является материально обеспеченная жизнь (8,94), при этом для курсантов ФТПБ она составляет 8,77 и реализуется за счет «чуткости», для курсантов ФИПБ - 9,07 и реализуется за счет «независимости».

Наименьшую значимость для курсантов двух факультетов имеют такие ценности, как уверенность в себе (11,89) - 18-е место, творческая деятельность (11,80) - 17-е место, счастье других (11,17) - 16-е место, развлечения (10,59) - 15-е место, счастливая семейная жизнь (10,58) -

14-е место. Полученные результаты носят противоречивый характер, поскольку в соответствии с возрастными особенностями респондентов для них должны быть характерны обратные тенденции в развитии исследуемых ценностей. Этот парадокс, по нашему мнению, также объясняется спецификой отбора и предъявляемых к учебной и служебной деятельности курсантов требований. Так, под влиянием межличностных отношений, реализуемых по принципам единоначалия и субординации, четкой регламентации учебной и служебной деятельности уставами, приказами, распоряжениями и прочими нормативными документами, происходит преломление личностной идентичности курсанта и, как следствие этого, снижаются свобода личностного выбора, диапазон притязаний, уверенность в себе, стремление к творческой деятельности и т. д., ведь «всякая инициатива наказуема». Данный факт заставляет задуматься о наличии тенденции к формированию профессиональных деформаций личности уже на этапе обучения.

Итак, для курсантов ГПС МЧС России ведущими терминальными ценностями являются активная жизнь, интересная работа, здоровье, жизненная мудрость, материально обеспеченная жизнь. Существенных различий в выборе терминальных ценностей у курсантов ФТПБ и ФИПБ не обнаружено, однако наблюдаются различия в выборе ценностей-средств.

Следует отметить, что дифференциация ценностей в процессе обучения неоднозначна и имеет свои особенности.

В ходе нашего исследования было установлено, что на первом году обучения к значимым для курсантов обоих факультетов ценностям относятся: активная жизнь (5,7- ФТПБ; 5,24 - ФИПБ), здоровье (7,58 - ФТПБ; 6,82 - ФИПБ), интересная работа (7,82 - ФТПБ, 7,72 - ФИПБ), жизненная мудрость (8,26 - ФТПБ, 8,36 - ФИПБ). На втором курсе обоих факультетов ценность «интересная работа» перемещается на второе место (7,26 -ФТПБ, 7,82 - ФИПБ). Дальнейшее распределение ценностей у курсантов второго курса представлено следующей иерархией: третье место у студентов ФТПБ занимает здоровье (7,62), ФИПБ - материально обеспеченная жизнь (8,02). На третьем курсе ФИПБ выбор терминальных ценностей идентичен выбору первокурсников (активная жизнь (6,06), здоровье (6,66), интересная работа (7,64), жизненная мудрость (7,88)). Опрос третьекурсников ФТПБ выявил следующие показатели: активная жизнь (5,44), интересная работа (7,98), жизненная мудрость (8,32), интеллектуальное

развитие (8,54). Значимость данных ценностей для курсантов, с нашей точки зрения, обусловлена осознанностью ценности знаний, и поскольку третий курс ФТПБ является выпускным, то можно предположить, что превалирующей ценностью в этот период будет выступать интересная работа. Курсанты четвертого курса ФИПБ отдают предпочтение следующим терминальным ценностям: активная жизнь (7,84), наличие хороших друзей (7,96), красота природы и искусства (8,2), интеллектуальное развитие (8,4). Полученные данные свидетельствуют о том, что курсанты осознают ценность дружбы, поскольку большую часть своего времени они вынуждены проводить совместно (учебная, служебно-боевая и хозяйственная деятельность); кроме того, на данном этапе происходит осознание возможности расширения своего кругозора и общей культуры.

Минимальную значимость имеют такие ценности, как уверенность в себе, для курсантов ФТПБ третьего курса (12,4) и курсантов первого и второго курсов ФИПБ (12,88 и 12,54 соответственно), свобода поступков - для первокурсников ФТПБ (11,74), творческая деятельность - для курсантов второго курса ФТПБ (12,06), а также третьего и четвертого курсов ФИПБ (12,76 и 12,72).

Таким образом, в формировании профессионального самосознания курсантов ГПС МЧС России играют роль такие ценности, как активная жизнь, интересная работа, здоровье, жизненная мудрость, материально обеспеченная жизнь.

В целом можно говорить о том, что от курса к курсу у учащихся наблюдается определенная динамика в осознанности ценностей. Старшекурсников отличает более высокий уровень осознанности конечных ценностей-целей, определяющих вектор жизнедеятельности. Однако респонденты факультета ФИПБ (особенно первых курсов) слабо дифференцируют предпочтения ценностей-средств достижения целей, поскольку их выбор инструментальных ценностей обусловлен ситуативными факторами. С нашей точки зрения, этот факт объясняется тем, что погружение в профессиональную деятельность на инженерном факультете происходит более равномерно, его интенсивность снижена за счет преобладания на первых курсах общегуманитарного блока дисциплин.

Следует констатировать, что ценностная структура профессионального самосознания курсантов в период обучения претерпевает изменения, выражающиеся в том, что выбор ценностей-целей, а также ценностей-средств с каждым курсом становится более осознанным, дифференцированным и приобретает профессиональную направленность. Эти изменения необходимо учитывать при подготовке будущих специалистов в системе высшего профессионального образования. Необходимо иметь в виду, что интенсивное погружение в профессиональную деятельность в ходе обучения (выездные и практические занятия, стажировки) в большей степени способствует развитию профессионального самосознания, что подтверждают данные о ценностных ориентациях курсантов, обучающихся на факультете техников пожарной безопасности. Несколько мед-

леннее происходит становление ценностной структуры у курсантов инженерного факультета, поскольку их включение в профессиональную деятельность происходит позже из-за более длительного срока обучения.

Полученные в ходе нашего исследования данные можно рассматривать как основания для целенаправленной работы с курсантами ФИПБ по осмыслению и преобразованию поведенческого компонента профессионального самосознания, выступающего своего рода ресурсом развития адекватных ценностей-средств для достижения уже сформированных, имеющих стабильный характер и направляющих деятельность ценностей-целей. Курсанты технического факультета нуждаются в психологическом сопровождении личностного развития (поиск путей формирования личностной идентичности, личностного самоопределения) и коррекционной работе по оптимизации ценностного выбора.

Коррекционная работа должна заключаться в создании в процессе профессионального обучения таких психолого-педагогических условий, которые направлены на преодоление противоречия между целями обучения (освоение и развитие учебно-познавательной деятельности) и результатом профподготовки (освоение профессиональной деятельности). Устранить это противоречие возможно путем изменения деятельности обучаемых с учетом ее становления. Реализация развивающейся профессионально-ориентированной деятельности обусловливает выбор адекватных развивающих и развивающихся технологий обучения.

Литература

1. Асмолов А. Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В. и др. Некоторые перспективы исследования смысловых образований личности // Психология личности: сб. ст. / сост. А. Б. Орлов. М.: ООО «Вопр. психологии», 2001.

2. Бодалев А. А. Вершина развития взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998.

3. Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. 1999. Т. 20. № 5.

4. Будинайте Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопр. психологии. 1993. № 5.

5. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. М.: РАГС, 2000.

6. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для вузов. Екатеринбург, 2003.

7. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1998.

8. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 2003.

9. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности: Методол. проблемы соц. психологии. М., 1975.

10. Rokeach М. The nature of human values. N. Y.: Free Press, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.