Научная статья на тему 'Значение гуманистической направленности личности в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России'

Значение гуманистической направленности личности в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
332
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / РЕСУРСЫ / PROFESSIONAL SUCCESS / VALUABLE SEMANTIC REGULATION / TERMINAL VALUES / EMOTIONAL BURNOUT / RESOURCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова С. П., Минина И. Н.

Рассмотрено значение гуманистической направленности личности в качестве ресурсов для компенсации негативных воздействий профессиональной среды и повышения успешности служебной деятельности сотрудника ГПС МЧС России. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи жизненных ценностей личности и уровня выраженности синдрома эмоционального выгорания среди курсантов и сотрудников территориальных подразделений ГПС с различной направленностью терминальных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE OF THE HUMANISTIC ORIENTATION OF THE PERSON IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING OF EMPLOYEES THE OF STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA

Value of a humanistic orientation of the person as resources for indemnification of negative influences of the professional environment and increase of success of office activity of the employee the of State fire service of EMERCOM of Russia is considered. Results of empirical research of interrelation of vital values of the person and level of expressiveness of a syndrome of emotional burnout among cadets and employees of territorial divisions with a various orientation of terminal values are presented.

Текст научной работы на тему «Значение гуманистической направленности личности в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России»

ЗНАЧЕНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ

С.П. Иванова, кандидат психологических наук, доцент; И.Н. Минина.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Рассмотрено значение гуманистической направленности личности в качестве ресурсов для компенсации негативных воздействий профессиональной среды и повышения успешности служебной деятельности сотрудника ГПС МЧС России. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи жизненных ценностей личности и уровня выраженности синдрома эмоционального выгорания среди курсантов и сотрудников территориальных подразделений ГПС с различной направленностью терминальных ценностей.

Ключевые слова: профессиональная успешность, ценностно-смысловая регуляция, терминальные ценности, эмоциональное выгорание, ресурсы

VALUE OF THE HUMANISTIC ORIENTATION OF THE PERSON IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING OF EMPLOYEES THE OF STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA

S.P. Ivanova; I.N. Minina.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

Value of a humanistic orientation of the person as resources for indemnification of negative influences of the professional environment and increase of success of office activity of the employee the of State fire service of EMERCOM of Russia is considered. Results of empirical research of interrelation of vital values of the person and level of expressiveness of a syndrome of emotional burnout among cadets and employees of territorial divisions with a various orientation of terminal values are presented.

Key words: professional success, valuable semantic regulation, terminal values, emotional burnout, resources

В период активных социально-экономических преобразований, способствующих изменению ценностно-смысловых ориентиров в социуме, личностно-профессиональное благополучие сотрудников Государственной противопожарной службы (ГПС) представляет собой важную составляющую кадровой политики МЧС России. Выявление и смягчение негативных последствий в процессе профессиональной реализации человека является одной из задач сохранения надежности и работоспособности личного состава. От уровня профессионализма личного состава ГПС и спасательных подразделений зависит успешное решение задач, возложенных на Министерство. Высокая степень овладения сотрудником своей профессией базируется на приобретении им необходимого объема теоретических

знаний и практических навыков в процессе профессиональной подготовки в учебном заведении.

Формулировка профессиональной успешности специалиста экстремального профиля обозначена в статье А.Н. Печникова и А.А. Склярова. Авторы определяют её как обобщенную оценку способности специалиста эффективно реализовывать свой творческий потенциал в сфере профессиональной деятельности, которая базируется на результативности выполнения всего комплекса функциональных обязанностей [1]. Качество выполнения сотрудником своей профессиональной роли во многом зависит от того, насколько он понимает, принимает и усваивает её специфику.

На основании теоретического исследования феномена успешности и анализа условий прохождения службы личным составом можно выделить в структуре успешности профессиональной деятельности сотрудника ГПС МЧС России характеристики, зависящие от профессионализма субъекта труда, и характеристики, являющиеся внешними по отношению к нему, к которым относятся созданные организацией необходимые условия для служебной деятельности. В их числе можно назвать экономические, материально-технические, социально-психологические, правовые и эргономические составляющие. Внешние оценки деятельности со стороны профессионального сообщества и социума также являются значимым фактором в многомерном понятии успешности. Положительный вектор этих отношений посредством социального подкрепления способствует стимулированию активности личности в исполнении своих служебных обязанностей.

Психологические переменные, важные для изучения феномена успешности, определяются многокомпонентным понятием профессионализма. Описывая общую структуру этого понятия как систему элементов, С.А. Дружилов в своих исследованиях предполагает существование трех его подсистем, каждая из которых имеет свою структуру. В этом построении учёный опирается на три ведущих критерия, выделенных Ю.П. Поваренковым: профессиональная продуктивность, профессиональная идентичность, профессиональная зрелость. Причем соразмерность и гармоничное сочетание этих показателей будет способствовать психическому здоровью и дальнейшему профессиональному росту личности.

Влияние экстремальных условий деятельности на сотрудника ГПС проявляется в развивающемся у него функциональном состоянии. Человек может достигать высоких показателей в труде ценой постоянного переутомления и стрессов. Психологическое сопровождение деятельности личного состава предусматривает своевременную активизацию личностных ресурсов, в качестве внутренних потенциалов для достижения позитивных результатов в службе. К данным ресурсам можно отнести структурообразующие компоненты вышеуказанных подсистем профессионализма. В их качестве С. А. Дружилов выделяет профессионально-важные качества: профессиональную направленность, удовлетворенность профессией, профессиональное самосознание и т.д. [2].

Восприятие сотрудником ГПС МЧС России личной успешности в профессиональной деятельности не является постоянным значением и определяется вариативностью компонентов, входящих в её структуру. Согласно гипотезе исследования индивидуальные различия в предрасположенности к сохранению ресурсного состояния могут быть взаимосвязаны с ценностно-смысловой сферой профессиональной деятельности и определятся соотношением нравственно-деловой и эгоистически-престижной направленностей в личностных установках.

Идентичность, или внутреннее соответствие личности избранной профессии, является важным качеством, свидетельствующим об успешной интернализации профессиональных ценностей, способствующим активности человека в профессиональной деятельности. Разные люди, обладая примерно равным набором стратегий поведения, по-разному воспринимают одни и те же рабочие ситуации и выбирают неодинаковые приемы решений возникших трудностей. Поэтому исследовать психологические факторы необходимо с позиций внутреннего мира человека, в котором система убеждений и ценностей регулируют его

восприятие и представление о жизненных ситуациях, определяют отношение к профессии и интерпретацию своих действий.

Согласно В.Н. Мясищеву, профессиональная деятельность человека является предметом его отношений. Причем, значения характеристик отношения к работе могут иметь разнополюсную направленность от отвращения до страстного увлечения деятельностью, и с множеством переходов от одного к другому. Наряду с непосредственным отношением, существует опосредствованное. Непосредственное отношение определяется отношением к процессу, к цели и обстановке служебной деятельности; оно также определяется активным или пассивным психофизиологическим состоянием.

Опосредствованное отношение определяется местом ожидаемого результата деятельности в системе целей личности [3].

Разрабатывая стратегии повышения качества подготовки специалистов экстремального профиля деятельности, исследователи обращают внимание на эффективность аксиологического подхода к решению этой задачи. Волков А.В. указывает в качестве ключевой инновации в процессе формирования профессиональной компетентности специалистов МЧС ориентацию на формирование и развитие творческой личности, понимание ценности избранной профессии [4].

Профессиональные ценности - это ориентиры, на основе которых человек избирает, осваивает и выполняет свою профессиональную деятельность. Они характеризуются степенью доминирования, определенным знаком, степенью осознанности и степенью изменчивости. На основе доминирующей ценности человек сознательно осуществляет профессиональный выбор. Тем не менее, важно учитывать, что под влиянием профессиональной деятельности у человека могут измениться некоторые ценности, и могут быть созданы новые, которых не было раньше. Если человек осуществляет свой выбор на основе утилитарной ценности, то его выбор вероятно будет неустойчивым, что впоследствии может привести к разочарованию в избранной профессии.

С целью исследования процесса ценностно-смысловой регуляции деятельности было проведено изучение личностных ценностей у курсантов (пк=85) третьего курса факультета «Пожарная безопасность» Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России и сотрудников территориальных подразделений ГПС МЧС России (пс=68), заочно обучающихся на втором курсе факультета «Пожарная безопасность» университета. Применялась методика «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной [5].

Изучаемые терминальные ценности относятся к разнонаправленным группам -духовно-нравственные ценности и эгоистически-престижные (прагматические). К первым относятся: саморазвитие, духовная удовлетворенность, креативность и активные социальные контакты, отражающие нравственно-деловую (гуманистическую) направленность. Соответственно, ко второй подгруппе ценностей относятся: престиж, достижения, материальное положение, сохранение индивидуальности. На основании результатов выраженности ценностных предпочтений все обследуемые были разделены по трем группам: с гуманистической, неопределенной и прагматической направленностью (табл.1).

С позиции психологического подхода, при изучении сложно-структурированного явления профессионализма, необходимо учитывать успешность адаптации к условиям исполнения должностных обязанностей, которая предусматривает формирование способности к регуляции своих состояний, в том числе с целью развития устойчивости к формированию негативного отношения к выполняемой работе. В процессе исследования с помощью методики В.В. Бойко было проведено изучение у респондентов выраженности синдрома эмоционального выгорания, являющегося выработанным личностью механизмом психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [6]. Проведенный теоретический анализ показывает, что синдром выгорания сопровождается нарушением баланса ресурсов жизнедеятельности. При нарушении гармонизации личностных и профессиональных

ценностей может развиться кризисное состояние, которое приводит к необходимости восстановление потерянного равновесия между требованиями профессиональной среды и своими сугубо индивидуальными особенностями.

Таблица 1. Результаты исследования направленности личности у сотрудников

ГПС МЧС России в 2010-2011 гг.

Участники исследования Гуманистическая Неопределенная Прагматическая

Курсанты (пк=85) 31 чел. (37%) 9 чел. (10 %) 45 чел. (53 %)

Сотрудники территориальных подразделений (пс=68) 41 чел. (60%) 6 чел. (9 %) 21 чел. (31 %)

С целью изучения психологических факторов, компенсирующих негативные воздействия профессиональных условий, была рассмотрена достоверность различий выраженности синдрома эмоционального выгорания во взаимосвязи с преобладающей направленностью жизненных ценностей личности сотрудников ГПС МЧС России, с применением статистической обработки полученных результатов с помощью ^критерия Стьюдента. Полученные эмпирические значения (1эмп.=2,7) между показателями уровня выгорания в группах курсантов с выраженной гуманистической и группах курсантов с прагматической направленностью находятся в зоне статистической значимости (р<0,01). Между группами сотрудников территориальных подразделений ГПС, разделенных по ведущим показателям направленности личности, статистически достоверных различий в выраженности выгорания не выявлено.

В связи с тем, что у большинства сотрудников ГПС, имеющих определенный стаж боевой деятельности в подразделениях, синдром эмоционального выгорания не сформирован, то из общего числа обследуемых (пс=68) были выделены респонденты (пс=32), у которых хотя бы одна из фаз эмоционального выгорания сформировалась, либо находится в стадии формирования. Логичность данного выделения обусловлена тем, что распространенность и уровень выраженности симптомов выгорания у курсантов статистически достоверно выше 0эмп=4,3), чем у сотрудников территориальных подразделений. Возможно, это объясняется тем, что у зрелого огнеборца уже пройден этап профессионального становления, определены конкретные профессиональные цели, выработаны механизмы профессионального самосохранения, что обеспечивает успешную адаптацию к требованиям службы. При заданном условии обследования только тех сотрудников, у которых хотя бы одна из фаз эмоционального выгорания сформировалась, либо находится в стадии формирования, выявлено, что уровень выгорания у опытных сотрудников ГПС с прагматической направленностью личностных ценностей достоверно выше 0амп =4), чем с гуманистической (табл. 2).

В дальнейшем из исследования эмоционального выгорания у курсантов были исключены те значения, которые не превышали уровня, свидетельствующего о начале формирования фаз. При этом выгорающих испытуемых с преобладанием в жизненных стратегиях ценностей личностного роста оказалось в 2,2 раза меньше (пкг=13), чем ориентированных на внешние ценности в ущерб внутренним (пкп=29), при изначальной соответствующей разнице между составами групп в 1,5 раза (пкг=31, пкп=45).

Таблица 2. Статистические данные попадания предварительных гипотез

в доверительный интервал

Научная идея (Н1) 1-эмпирич. 1-критич. а=0.05/ а=0.01 Вероятность ошибки

В группе курсантов с прагматической направленностью (пкп=45) уровень выраженности эмоционального выгорания достоверно выше, чем в группе курсантов с гуманистической направленностью (пкг=31) 2,7 1,99 2,64 р<0,01

В группе, состоящей из опытных сотрудников с прагматической направленностью (псп =21), уровень выраженности эмоционального выгорания достоверно выше, чем у опытных сотрудников с гуманистической направленностью (псг =41) 2,0 2,0 2,66 р=0,05

Уровень выраженности симптомов выгорания у курсантов (пк=85) статистически достоверно выше, чем у опытных сотрудников (пс=68). 4,3 1,98 2,61 р<0,001

Наблюдается прямолинейное увеличение среднего арифметического значения показателя уровня выгорания в зависимости от направленности терминальных ценностей личности в прагматическую сферу интересов (рис.).

140 120 100 80 60 40 20 0

Курсанты Сотрудники

Гуманистическая Неопределенная Прагматическая

Рис. 1. Средние значения выраженности уровня эмоционального выгорания у респондентов с различной направленностью (в баллах)

Таким образом, у различных категорий сотрудников ГПС МЧС России выявлена взаимосвязь между выраженностью уровня развития синдрома эмоционального выгорания и вектором направленности жизненных ценностей личности, под которыми понимается совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Эта тенденция к закономерности во взаимосвязи изучаемых психологических факторов дает основание

предполагать в качестве значимой причины устойчивости к развитию симптомов эмоционального выгорания - направленность ценностных ориентаций сотрудников «помогающей профессии» в нравственно-деловую сферу. Данный факт подтверждается исследованиями американских психологов. Они научно обосновали, что преобладание в структуре личности внутренних стремлений, основанных на ценностях личностного роста, здоровья, служения обществу, ведет к повышению уровня психического здоровья. А доминирование внешних стремлений, оценка которых зависит от других людей, приводит к низким показателям психического благополучия [7].

Службу, связанную с самоотверженной деятельностью в экстремальных условиях, желательно избирать людям, обладающим гуманистической направленностью личности, так как профессия огнеборца предусматривает совершение поступков, лично ему непосредственно невыгодных и даже опасных, но приносящих пользу другим. Если эта суть профессии занимает центральное место в структуре смысложизненных ориентаций личности сотрудника МЧС, то обретается профессиональная идентичность, ведущая к профессиональному долголетию. Падение интереса к своей профессиональной деятельности, индивидуализм и ориентированность на материальное благополучие являются серьезными предпосылками формирования и развития синдрома эмоционального выгорания. Во всех его симптомах присутствуют факторы рассогласования ожиданий субъекта с профессиональной средой - неудовлетворённость условиями и результатами труда. Отсутствие предупредительных мероприятий по своевременной коррекции физического и эмоционального состояния сотрудников приводит к снижению факторов профессиональной успешности.

По мнению Е. В. Снеговой, особенно актуальным в современных условиях становится всестороннее изучение проблемы стартового кризиса профессиональной карьеры, под которым обозначена пространственно-временная, когнитивная, эмоциональная и конативная, внутренне или внешне обусловленная дезинтеграция личности, вызванная противоречиями в ситуации ее профессионального самоопределения и развития [8]. Возможно, данным понятием объясняется наблюдаемое значительное превышение уровня эмоционального выгорания у курсантов третьего курса профессионально-ориентированного обучения в сравнении с более опытным личным составом. При одинаковых организационных условиях курсанты по-разному реагируют на трудности, сопровождающие их профессиональное становление. Это предполагает, что на начальном этапе профессионализации не у всех удовлетворяются значимые для них потребности, объектами которых стали личностные ценности, послужившие основанием для принятия добровольного решения о профессиональном самоопределении.

Согласно доктрине В. Франкла, смыслы (в том числе и труда) не изобретаются, не создаются самим индивидом; их нужно искать и находить [9]. Универсальных смыслов не существует, но у людей, принадлежащих к одному сообществу, имеются похожие. В системе «помогающих» профессий альтруистические смыслы труда обладают исключительно высокой ценностью. Они обнаруживаются в процессе освоения специалистом своей деятельности, претерпевают изменения в связи со специфическим содержанием трудовых задач на различных этапах профессионализации и позволяют осознанно преодолевать негативные явления в профессиональной деятельности. Глубокому и осмысленному решению сотрудников ГПС МЧС России сохранить верность профессии спасателя способствует интернализация таких профессиональных ценностей, как работа с элементами риска, спасение людей, социальная значимость профессии и возможность саморазвития личности. Результатом усвоения смыслов труда является их активное воспроизводство в процессе своей деятельности. Таким образом, гуманистическую направленность, которая определяется положительным отношением личности к себе и обществу, можно рассматривать в качестве ресурсов преодолевающего поведения, активное использование которых будет способствовать успешности процесса профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России.

Литература

1. Печников А.Н., Скляров А. А. Направления развития и задачи психологического обеспечения подготовки специалистов экстремального профиля // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2009. № 2(3). С. 4-10.

2. Дружилов С. А. Профессионализм человека как объект психологического изучения: системный подход // Вестник Балтийской педагогической академии. 2003. Вып. 52. С. 40-46.

3. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2004. 400 с.

4. Волков А.В. Аксиологический подход к формированию профессиональной компетенции курсантов вузов МЧС России // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. Вып. 7. С. 95-99.

5. Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей: Руководство по применению: метод. пособ. Самара: Изд-во СамИКП - СНЦ РАН, 2002. 56 с.

6. Бойко В.В. Психоэнергетика. СПб.: Питер, 2008. 416 с.

7. Kasser T., Ryan R.M. Further examining the American dream: Differential correlates of intrinsic and extrinsic goals [Electronic version]. Personality and Social Psychology Bulletin. 1996. № 22(3). Р. 282-287.

8. Снегова Е.В. Особенности стартового кризиса профессиональной карьеры. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychology.spb.ru/conf2008/atezis_sbornik.php (дата обращения: 01.12.2010).

9. Франкл В. Человек в поисках смысла: сб. / под. общ. ред. Л.Я. Гозмана. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.