Научная статья на тему 'Ценностные ориентации как составляющая профессионального мировоззрения и профессиональной ментальности курсантов'

Ценностные ориентации как составляющая профессионального мировоззрения и профессиональной ментальности курсантов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
262
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации как составляющая профессионального мировоззрения и профессиональной ментальности курсантов»

Ценностные ориентации

как составляющая профессионального мировоззрения и профессиональной ментальности курсантов

Ю. Г. Хлоповских

ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Психологические исследования показывают, что специфика профессиональной деятельности и профессионального обучения накладывают определенный отпечаток на мышление, поведение человека, его отношение к миру, перестраивают всю ценностно-мотивационную структуру личности. Этот феномен, по мнению Д. В. Обориной, наиболее адекватно характеризуется понятием «профессиональная ментальность». «Ментальность, - с точки зрения Д. В. Обориной, - интегрирует весь социокультурный опыт индивида и определяется объективной и субъективной принадлежностью человека к тем или иным социальным группам; ...ментальность является по своей сути не индивидуальной, а групповой характеристикой.» [3; 41].

Генетически близкой ментальности, однако не тождественной, характеристикой личности выступает мировоззрение. Под мировоззрением в психологии понимают «комплекс обобщенных представлений (взглядов) данной личности об окружающем мире и о себе, о своем месте в мире, своих отношениях к окружающей действительности и к себе» [2; 294].

Ментальность, как отмечают Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко, находится в оппозиции к мировоззрению. Если понятие менталитета (ментальности) восходит к коллективным представлениям Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля, то мировоззрение рассматривается как индивидуально-творческий феномен. Кроме того, «в менталитете ведущая роль принадлежит переживанию, в мировоззрении - знанию» [2; 295]. В отличие от ментальности, «мировоззрение не транслируется и не усваивается личностью в готовом виде, но формируется с помощью своего теоретического мышления и рефлексии» [2; 294]. Вместе с тем ментальность и мировоззрение имеют общие функции и характеристики. Так, они определяют субъективное отношение личности к миру, объединяя в себе переживание и знание (С. Л. Рубинштейн), значение и личностный смысл (А. Н. Леонтьев).

Несмотря на подчеркиваемый сугубо индивидуальный характер мировоззрения, полагаем, можно говорить о профессиональном мировоззрении, базирующемся на индивидуально-творческих основаниях и включающем некие групповые характеристики, отражающие особенности представлений о себе и окружающем мире, своем месте в нем, отношениях с окружающими, присущие представителям определенной профессии.

Становление личности, как отмечает С. Л. Рубинштейн, сопряжено с ярко выраженным сознательным отношением к жизни, мировоззрением, к которому человек «пришел в итоге большой сознательной работы» [2; 294]. Становление личности профессионала также предполагает формиро-

вание определенного мировоззрения, которое, наряду с направленностью и характером, выполняет функции регулятора личности.

По аналогии с ментальностью и мировоззрением как таковыми (в общенаучном плане), в отношении профессиональной ментальности и профессионального мировоззрения можно сказать, что первое генетически предшествует второму - в развитии личности профессионала. Вначале личностью принимаются и усваиваются некие социально-психологические установки, способы восприятия, присущие представителям определенной профессии, а затем, на основе рефлексии и осознанных убеждений, формируется профессиональное мировоззрение. Хотя такое жесткое поэтапное разделение скорее носит теоретический характер. Формирование профессионального мировоззрения и профессиональной ментальности (начинающееся уже в процессе профессионального обучения), носит интегративно-дифференцированный характер, объединяющий последовательную и параллельную формы.

Г. Е. Залесский рассматривает в качестве единицы мировоззрения личности, придающей ему действенный характер, убеждение. Будучи единицей мировоззрения, убеждение личности реализует определенные личностные ценности; более того, «убеждение как регулятор представляет собой... осознанные ценности, субъективно готовые к реализации путем их использования в социально ориентированной деятельности» [4; 142].

Д. В. Оборина [3] выделяет основные компоненты профессиональной ментальности: мотивация, система ценностных ориентаций и профессиональные социальные установки. Спецификой профессиональной менталь-ности является то общее, что характеризует профессионалов той или иной области. Таким образом, наряду с обозначенными выше объединяющими мировоззрение и ментальность аспектами, можно выделить ценностные ориентации как характеристику, интегрирующую профессиональное мировоззрение и профессиональную ментальность. Ценностные предпочтения специалистов также носят выраженный профессиональный характер.

Представляется целесообразным изучение ценностных ориентаций курсантов - будущих сотрудников ГПС МЧС России, что позволит охарактеризовать одну из базовых составляющих профессионального мировоззрения и профессиональной ментальности личности этих специалистов, призванных решать широкий спектр задач по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и антропогенного характера, обеспечения пожарной безопасности [5].

В исследовании приняли участие студенты III курса факультета инженеров пожарной безопасности Воронежского института Государственной противопожарной службы МЧС России. Изучение ценностей курсантов осуществлялось с помощью опросника М. Рокича, позволяющего определить иерархии терминальных и инструментальных ценностей личности.

Анализ полученных данных позволил выявить следующее. Наиболее значимыми терминальными ценностями (ценностями-целями) для курсантов являются здоровье, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь. Несколько менее значимы любовь (духовная и физическая

близость с любимым человеком) и уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Наименьшую важность для курсантов представляют такие ценности как красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве), творчество (возможность творческой деятельности), развлечения (приятное необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей), счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом), продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей).

Интересным представляется сопоставление иерархии ценностей курсантов ведомственного вуза с ценностными ориентациями студентов гуманитарной направленности, будущая профессиональная деятельность которых носит иной характер. Для этого с помощью опросника М. Рокича опрошены студенты-психологи 3 курса Воронежского государственного университета. В результате выявлено, что для будущих психологов наиболее важными терминальными ценностями являются жизненная мудрость, развитие, творчество, уверенность в себе и счастье других. В числе терминальных ценностей студенты-психологи более высоко, чем курсанты ВИ ГПС, оценивают важность аккуратности, ответственности, честности, смелости в отстаивании своего мнения, терпимости.

Среди инструментальных ценностей, выступающих средством достижения целей, наиболее значимыми для курсантов являются образованность (широта знаний, высокая общая культура), независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), ответственность (чувство долга, умение держать слово). Студенты-психологи в числе наиболее важных инструментальных ценностей называют жизнерадостность, чувство юмора, независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), широту взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки), исполнительность, дисциплинированность, самоконтроль (сдержанность, самодисциплину), терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения.

Наименее значимыми инструментальными ценностями, с точки зрения курсантов, выступают непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), чуткость (заботливость), широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать чужие вкусы, обычаи, привычки), эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе). Среди незначимых ценностей-средств студенты-психологи отмечают воспитанность (хорошие манеры), эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе), рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения), твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями).

Таким образом, инструментальные ценности носят выраженный профессиональный характер и в целом соответствуют специфике деятельности инженера пожарной безопасности и психолога. Это позволяет заключить, что ценностные ориентации, как характеристика, интегрирующая профес-

сиональное мировоззрение и профессиональную ментальность, формируются уже в процессе учебно-профессиональной деятельности и в значительной мере соответствуют будущей профессиональной деятельности.

Вместе с тем целесообразна специальная психолого-педагогическая работа, направленная на формирование и развитие у курсантов ВИ ГПС МЧС РФ таких ценностных ориентаций личности как продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей), познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие), образованность, жизнерадостность, рационализм, самоконтроль, терпимость и др. Это будет способствовать личностно-профессиональному становлению будущих инженеров пожарной безопасности, призванных решать профессиональные задачи широкого спектра, в том числе связанные с руководством личным составом, что требует не только высокого уровня профессиональной подготовки, ответственности и эффективности в работе, но и проявления тех личностных качеств, которые необходимы руководителю - коммуникативной компетентности, готовности к совместному принятию решений, умения взаимодействовать с разными людьми, проявляя требовательность, твердость и одновременно терпимость к индивидуально-психологическим особенностям сотрудников, способность к эмпатии и принятию, гибкость в межличностном взаимодействии.

Необходимо также ориентировать курсантов на те терминальные и инструментальные ценности, которые носят личностно-ориентированный, духовно-нравственный характер - саморазвитие и самосовершенствование, продуктивная жизнь, жизненная мудрость, что необходимо для разностороннего, гармоничного развития личности будущего специалиста любого профиля.

Таким образом, ценностные ориентации, интегрирующие профессиональное мировоззрение и профессиональную ментальность будущего сотрудника ГПС МЧС России, обусловлены спецификой учебно-профессиональной деятельности и формируются в образовательной среде вуза.

Библиографический список

1. Артюхина А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен / А. И. Артюхина. - Волгоград, 2006. - 237 с.

2. Большой психологический словарь / [сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко]. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. - С. 294-295.

3. Оборина Д. В. Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов / Д. В. Оборина // Вестник Московского университета. -Сер. 14. Психология. - 1994. - № 2. - С. 41-49.

4. Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / [сост. Л. В. Куликов]. - СПб. : Питер, 2000. - С. 142.

5. Солнцев В. О. Педагогическая концепция воспитания в вузах государственной противопожарной службы / В. О. Солнцев. - СПб.: С.-Петербуг. ун-т ГПС МЧС России, 2010. - 184 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.