УДК 628.74: 378+378.016:628.74 ББК 4486.99
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Д.Ю. Бучельников
Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России, Екатеринбург
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING INTERPRETATIVE COMPETENCE OF FUTURE FIRE SAFETY ENGINEERS
D. Buchelnikov Ural Institute of State Fire Service of Russian Ministry of Emergency Situations in Ekaterinburg
Рассматриваются педагогические условия, наиболее значимые для формирования интерпретационной компетентности. Описываются: структура образовательной среды, частные учебные задачи и задания как средство декомпозиции видов квазипрофессиональной деятельности, а также практические процедуры, способствующие развитию ценностной и рефлексивной сфер будущих инженеров пожарной безопасности на основе активизации их творческого потенциала.
Ключевые слова, педагогические условия, образовательная среда, квазипрофес-сионалъная деятельность, активизация творческого потенциала, рефлексивноценностные ориентации.
Pedagogical conditions which are the most important for forming interpretative competence are reviewed. The structure of educational environment, particular educational tasks and assignments as a means of decomposition of quasiprofessional activity types are described. Practical procedures which promote the development of value and responsive spheres of future fire safety engineers are given. The procedures are based on activization of their self-actualization.
Keywords: pedagogical conditions, educational environment, quasiprofessional activity, activization of self-actualization, responsive and value orientations.
Анализ современного состояния и тенденций в подготовке кадров государственной противопожарной службы Министерства чрезвычайных ситуаций (ГПС МЧС) России, а также нормативно-правовой базы российского образования и научной психолого-педагогической литературы показал, что необходимо исследовать феномен готовности инженеров пожарной безопасности к интерпретационной деятельности. Для инженеров пожарной безопасности, выступающих в роли руководителей тушения пожара, интерпретационная деятельность, предполагающая соответствующую компетентность, является значимой, поэтому изучение необходимых и достаточных педагогических условий, содействующих ее формированию,
актуально. Интерпретационную компетентность мы определяем как профессиональную составляющую инженера пожарной безопасности, обеспечивающую реализацию интерпретационной деятельности, состоящей в адекватном анализе чрезвычайной ситуации и определении оптимальных способов ее нейтрализации, а также путей трансляции принятого решения участникам тушения пожара.
Подчеркнем, что подготовка будущих инженеров пожарной безопасности к интерпретационной деятельности возможна только в условиях специально созданной педагогической системы, результативность работы которой зависит в первую очередь от условий ее функционирования.
Педагогическое толкование понятия «условие» зачастую сводится к перечислению обстоятельств, способствующих достижению результата в образовательном процессе [12, с. 152]. Мы же вслед за Н.Ю. Посталюк и
Н.М. Яковлевой определяем педагогические условия как совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогического процесса. Сложность и многоаспектность педагогического процесса требуют реализации комплекса педагогических условий. При этом, как отмечает Н.М. Яковлева [16, с. 221], структура комплекса должна быть гибкой, динамичной и способной к развитию сообразно изменению и усложнению целей профессиональной подготовки студентов. Комплекс педагогических условий должен также обладать свойствами необходимости и достаточности.
Современные исследования педагогических условий показывают, что каждое условие должно осуществляться комплексно с учетом факторов внешней и внутренней среды исследуемого педагогического явления и его ключевых характеристик [2, 5, 14, 15 и др.].
Проведя исследование данной проблемы, мы пришли к выводу, что наиболее значимыми педагогическими условиями для системы формирования интерпретационной компетентности у будущих инженеров пожарной безопасности являются:
• создание образовательной среды, обеспечивающей возможность осуществления ква-зипрофессиональной деятельности, насыщенной ситуациями, близкими к реальным условиям спасательных операций;
• активизация творческого потенциала будущих инженеров пожарной безопасности, совершенствование способности к принятию нестандартных решений в сложных, экстремальных ситуациях и умения выбирать эффективные способы решения задач;
• рефлексивно-ценностная ориентация учебной деятельности, формирующая такое отношение к учебной деятельности вообще и к интерпретационной в частности, которое основывается на сознательности, согласовании своих действий с общечеловеческими ценностями и непрерывном самоанализе полученных результатов.
Рассмотрим каждое условие более подробно.
Создание образовательной среды, обеспечивающей возможность осуществления ква-зипрофессиональной деятельности инженеров пожарной безопасности, предполагает погру-
жение студента в среду, имитирующую реальность предстоящей инженерной деятельности, которая связана с тушением пожара. Данное условие способствует более быстрой адаптации студентов к профессии, связанной с риском для жизни, что усиливает интенсификацию процесса формирования интерпретационной компетентности и оптимизирует практическую отработку стереотипов действий в чрезвычайных ситуациях.
В отличие от некоторых авторов, характеризующих образовательную среду как совокупность социальных, культурных и иных условий, в которых совершается учебная деятельность индивида, а также как комплекс образовательных услуг, реально доступных членам данной территориальной общности [4, с. 199], мы рассматриваем образовательную среду как дидактически обоснованную совокупность факторов профессиональной подготовки, оказывающую комплексное позитивное влияние на формирование профессиональной компетентности на основе целенаправленного взаимодействия субъектов. В частности, нас интересует среда, ориентированная на достижение локальной цели, связанной с приобретением студентами интерпретационной компетентности как основы интерпретационной деятельности. Такая среда является педагогической по своей природе, искусственной по происхождению, активной по деятельностному признаку, открытой по связи с окружающим пространством.
Способность образовательной среды обеспечить переход от учебной к профессиональной деятельности является важнейшим фактором присвоения студентами способов профессиональной деятельности в рамках принципиально иной, а именно учебной деятельности. Отрыв теоретического обучения от предстоящей профессионально-оперативной практики и невозможность перенести практику в стены образовательного учреждения свидетельствуют о необходимости формирования опосредствующего звена - квазипрофессио-нальной деятельности. Такая деятельность представляет собой трансформацию содержания и форм учебной деятельности в адекватные им, предельно обобщенные содержание и формы профессиональной деятельности [3, с. 44; 13, с. 40].
Образовательная среда, ориентированная на квазипрофессиональную деятельность будущих инженеров пожарной безопасности, служит важнейшим средством для их подго-
товки к интерпретационной деятельности. Попадая в такую среду, студент имеет возможность опробовать себя в разных учебных и внеучебных ситуациях, где могут проявиться его задатки и способности. Поэтому такая образовательная среда способствует формированию у него необходимых для оперативного использования в будущем интерпретационных знаний, умений, соответствующих профессионально значимым качествам личности, и необходимого для проведения спасательных операций в условиях риска для жизни опыта.
Кроме того, эта образовательная среда создает условия для переживания будущими инженерами ГПС МЧС РФ состояния творческого акта, интегрирующего познавательную, операциональную, эмоциональную и личностную сферы студента. Ее содержательная насыщенность квазипрофессиональными ситуациями способствует проявлению творческого отношения к будущей профессиональной деятельности. В частности, студент концентрируется на отдельной задаче и получает обязательное положительное эмоциональное подкрепление от успешного выполнения данного вида деятельности со стороны других людей. Полезными оказываются различные групповые формы работы (подготовка проектов, тренинги, помогающие студентам адаптироваться к чрезвычайной ситуации, адекватно проявить себя и взаимодействовать с другими).
Отметим, что образовательная среда является также способом удовлетворения профессиональной потребности через выполнение интерпретационной деятельности и средством личностного развития и самоутверждения, так как выступает важнейшим фактором освоения общечеловеческих ценностей и нравственных норм.
В научной литературе нет единой точки зрения на компонентный состав образовательной среды. В целом ее характеризуют как совокупность отдельных факторов образовательного процесса (А.К. Дусовицкий, Н.Б. Крылова, Ю.С. Мануйлов, М. Хейдеметс, A.B. Хуторской и др.), к которым относятся: а) матери-ально-дидактическое оснащение (оборудование образовательного процесса зависит от поставленной цели); б) информационное наполнение (вид создаваемой среды предполагает циркуляцию соответствующей специфической информации, например, воспитательная отличается от развивающей или учебнопроизводственной среды); в) деятельностное
пространство (среда характеризуется внутренней атмосферой и отношениями между субъектами, которые возникают в процессе взаимодействия, в ходе осуществления специфических видов деятельности, задаваемых особенностями среды).
Таким образом, структура образовательной среды, обеспечивающая возможность осуществления квазипрофессиональной деятельности будущих инженеров пожарной безопасности, включает три компонента: материально-технический, информационный, межличностный.
Как показывает наш опыт, квазипрофес-сиональная деятельность интенсифицирует процесс формирования интерпретационной компетентности будущих инженеров пожарной безопасности. Комплексные виды такой деятельности могут быть декомпозированы в частные учебные задачи и задания в зависимости от условий процесса подготовки:
• эксплуатация учебной комнаты управления пожаротушением, где отрабатываются навыки оперативной работы с видеонаблюдением, теплодымокамерой, пультом управления, ориентационными тренажерами;
• создание оперативного штаба и органов управления тушением пожара с проведением расчета времени, распределением обязанностей, постановкой боевых задач, выполнением ролей руководителя тушения пожара, начальника оперативного штаба, начальника тыла, члена пожарного подразделения и т. д.;
• использование тренажерных комплексов (компьютерных, механических, медицинских, силовых и др.) по отработке навыков интерпретации ситуаций, близких к реальным условиям пожаротушения, и оперативного принятия решения по их нейтрализации;
• информационный обмен оперативными данными и установление целесообразного коммуникативного взаимодействия между участниками тушения пожара.
Эти и другие виды квазипрофессиональной деятельности способствуют формированию интерпретационной компетентности будущих инженеров пожарной безопасности, позволяющей им безошибочно действовать в сложных условиях повышенного риска. Различные виды квазипрофессиональной деятельности усиливают целостность образовательной среды, когда используются дидактические средства, позволяющие поставить студента в условия, максимально приближенные к его будущей профессиональной пожарно-спасательной деятельности.
Активизация творческого потенциала будущих инженеров пожарной безопасности
предполагает полноценное использование в процессе профессионально-технической подготовки творческих возможностей студента, совершенствование его умений и способности отойти при интерпретации от шаблонов и выбрать новые способы решения задач. Данное условие существенно повышает эффективность функционирования разработанной нами системы за счет реализации личностных резервов и ориентации будущих инженеров на проявление творчества.
В научной литературе творческий потенциал понимается как: 1) синтетическое (интегрирующее) личностное качество, характеризующее меру возможностей личности в творческой деятельности (И.А. Мартынюк,
А.М. Матюшкин, В.Ф. Овчинников); 2) сформированное чувство открытости к новому, высокий уровень развития и характеристика мышления (Т.Г. Браже, Е.В. Колесникова, Ю.Н. Ку-люткин, Г.С. Сухобская); 3) система способностей личности (М.С. Каган, A.B. Кирьякова, М.В. Колосова, В.Г. Рындак) и др. [9, с. 360].
Мы в своем исследовании под творческим потенциалом понимаем совокупность творческих сил личности, которые отражают ее позитивное отношение и готовность к творческой деятельности и осознанно используются при решении тех или иных задач.
Творческий потенциал приобретает особое значение для формирования у будущего инженера интерпретационной компетентности в связи с выполняемыми в ходе учебной деятельности функциями: адаптационной (приспособление к изменяющимся условиям творческой деятельности), познавательной (переработка информации, установление связей и отношений, прогнозирование перспектив развития проблемы), операциональной (техника решения эвристических задач, механизмы, приемы и стратегии творческой деятельности), регулятивной (организация действий, регуляция и саморегуляция эмоциональных состояний, творческой активности и т. д.).
Для уточнения понимания активизации творческого потенциала как важнейшего условия функционирования системы формирования интерпретационной компетентности будущих инженеров пожарной безопасности мы считаем необходимым ввести понятие «активизация творческого потенциала». Под ней подразумеваем мобилизацию преподавателем творческих сил студента на решение учебных
задач, полноценное использование его возможностей и расширение опыта его творческого поиска. При этом значение процесса активизации мы видим в обеспечении перевода творческого потенциала будущего инженера из скрытого и латентного состояния в явно действующее, направленное на решение учебно-профессиональных задач.
В процессе профессионально-технической подготовки будущих инженеров творчество определяется как форма деятельности студента, направленная на создание качественно новых для него общественно значимых ценностей, важных для формирования личности специалиста. При выполнении курсовых или квалификационных работ, учебных проектов, проведении научно-технических экспериментов творчество приобретает субъективнообъективный характер, соотношение субъективного и объективного у студентов различно и зависит от степени реализованное™ их творческого потенциала.
Обеспечение рассматриваемого педагогического условия при реализации разработанной нами системы формирования интерпретационной компетентности будущих инженеров требует представления тех практических процедур, которые необходимо осуществить для полноценной активизации творческого потенциала будущего инженера ГПС МЧС России. Анализ научной литературы и собственные экспериментальные данные позволяют говорить о том, что активизация творческого потенциала возможна:
• через стимулирование творческой активности и самостоятельности при выполнении учебных заданий, приближенных к реальной экстремальной ситуации;
• педагогическое сопровождение творческой деятельности студентов при выполнении этапов интерпретации;
• обогащение процесса профессиональной подготовки эвристическими формами, методами, приемами, средствами;
• ориентацию будущего инженера на творчество в учебно-познавательной деятельности посредством включения обучаемых в деятельность по принятию нестандартных решений в нестандартных ситуациях;
• расширение области самостоятельной работы студентов за счёт использования дидактических возможностей учебного центра управления в кризисных ситуациях;
• создание проблемных учебных ситуаций, при которых студенты должны проявить
творческий подход при принятии решений в новых чрезвычайных ситуациях.
Как показывает наш опыт, активизация творческого потенциала будущих инженеров пожарной безопасности способствует формированию активности, самостоятельности, инициативы, общей и профессиональной культуры и является важным условием эффективного функционирования нашей системы. Это позволяет своевременно и полноценно реализовывать творческие возможности студента для решения учебных задач по подготовке к интерпретационной деятельности, которая является творческой и по своей природе, и по способам реализации.
Рефлексивно-ценностная ориентация учебной деятельности как необходимое условие для формирования интерпретационной компетентности инженеров пожарной безопасности предполагает наличие такого отношения к учебной и интерпретационной деятельности, которое основывается на сознательности, согласовании своих действий с общечеловеческими ценностями при непрерывном самоанализе полученных результатов. Это условие оказывает положительное влияние на эффективность функционирования разработанной нами системы за счет повышения са-модисциплинированности будущего инженера, контроля выполняемых в экстремальных ситуациях действий и выбора способов работы, адекватных с точки зрения норм общественной морали и нравственности.
Рефлексивная деятельность будущего инженера имеет важнейшее значение для формирования интерпретационной компетентности, поскольку выводит студента за пределы деятельностного акта и заставляет его критически оценивать степень соответствия выполняемых им действий заданным требованиям; приучает будущего инженера к непрерывному осознанию практики; обеспечивает саморегуляцию учебной деятельности. Кроме того, рефлексия предполагает адекватное осознание учебной ситуации, способствует выявлению внутренних резервов личности, выступает средством активизации деятельности, источником нового знания, обеспечивает выработку самостоятельных суждений, формирует убеждения, установки и отношения, задает уровни профессионального самосовершенствования [8, 11 и др.].
Рефлексия как личностная способность возникает и развивается благодаря усилиям самого субъекта в процессе общения с други-
ми и в совместной деятельности. Обладая потенциалом к развитию, рефлексивные способности могут быть сформированы поэтапно при целенаправленном взаимодействии с другими и преподавателем в профессионально-технической подготовке будущих инженеров. Назовем этапы: 1) остановка (прекращение деятельности, чтобы выйти за ее пределы и приступить к анализу), 2) фиксация (удержание узловых пунктов деятельности и их закрепление в устной, а затем и письменной форме), 3) объективация (работа над фиксациями, их преобразование и систематизация), 4) отстранение (сквозной беспристрастный анализ) [1, с. 99-100].
Как показывает авторский опыт, осуществление рефлексии в рамках профессионально-технической подготовки будущих инженеров пожарной безопасности может проводиться в различных формах и касаться результатов учебной деятельности, контроля процессов, в которых принимают участие сами обучаемые. В дидактической литературе [6, 7 и др.] предлагается целый спектр приемов рефлексии: листы контроля усвоения учебной темы, контрольные вопросы, рейтинг, опоры, в том числе и отображающие логическую структуру темы, памятки и инструкции, создание проблемных ситуаций и др. Совокупность их использования продуктивна для реализации разработанной нами системы.
Как мы отмечали выше, в процессе подготовки к интерпретационной деятельности ведущее значение имеет формирование ценностных ориентаций будущих инженеров пожарной безопасности. Их профессиональные обязанности предполагают работу в условиях риска, когда перед специалистом стоит выбор между спасением жизни другого человека или сохранением материальных ценностей и собственным здоровьем. В таких ситуациях у специалистов должна быть четко сформирована профессиональная позиция, связанная с ориентацией на профессиональные и общечеловеческие ценности, которые будут определять его действия, помогут адекватно интерпретировать чрезвычайные ситуации.
Для выявления ценностных ориентаций будущих инженеров пожарной безопасности мы использовали методику М. Рокича, выделив наиболее важные терминальные и инструментальные ценностные ориентации. В группе терминальных ценностей профессиональной самореализации и личной жизни наиболее актуальными представляются: зрелость суждений и
здравый смысл; физическое и психическое здоровье; интересная работа; наличие хороших и верных друзей; уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе; возможность расширения своего образования; максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей; работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование; самостоятельность, независимость в суждениях поступках; счастливая семейная жизнь; счастье других; творчество; уверенность в себе. В группу инструментальных вошли: порядок в делах; воспитанность; дисциплинированность; способность действовать самостоятельно и решительно; образованность; чувство долга, умение держать свое слово; умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения; самодисциплина; смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; твердая воля; терпимость, умение понять чужую точку зрения; честность; трудолюбие; чуткость [10, с. 51].
Проецирование ценностей на учебную деятельность, насыщенную ситуациями рефлексивной активности, изменяет содержательную направленность учебной деятельности, более явно проявляет ее ценностный аспект и расширяет поле для осуществления учебной рефлексии.
В самом общем приближении рефлексив-но-ценностная ориентация учебной деятельности выражается в следующих процедурах:
• анализ исторических фактов в пожаротушении с акцентом на ценностные аспекты;
• предложения студентам решения учебных проблем по нейтрализации чрезвычайных ситуаций;
• применение задач и заданий с неоднозначным решением (возможностью выбора выхода из чрезвычайных ситуаций);
• увеличение заданий для самостоятельного выполнения по интерпретации учебной ситуации;
• комментированное обучение (указания используемых инструкций, положений и т. д.);
• взаимообучение студентов при выполнении проектов и проведении учений на местности, консультаций и т. д.;
• знакомство с примерами нравственного и безнравственного в оперативной деятельности инженера пожарной безопасности.
Таким образом, рефлексивно-ценностная ориентация учебной деятельности студентов обеспечит совершенствование их ценностной
и рефлексивной сфер, что существенно повысит эффективность разработанной нами системы формирования интерпретационной компетентности.
Реализация описанных педагогических условий оказывает непосредственное влияние на результативность процесса формирования интерпретационной компетентности будущих инженеров пожарной безопасности, поэтому они являются необходимыми. Комплекс необходимых педагогических условий апробируется в экспериментальной работе, посредством чего обосновывается их достаточность.
Литература
1. Алексеев, Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление / Н.Г. Алексеев // Развитие личности. -2002. — № 2. - С. 85—103.
2. Буланов, И.Ю. Педагогические условия гражданского воспитания курсантов образовательных учреждений МЧС России: дис. ... канд. пед. наук/И.Ю. Буланов. — СПб., 2008. -202 с.
3. Вербицкий, A.A. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. /A.A. Вербицкий. - М. : Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.
4. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. -М.: НМЦСПО, 1999.
5. Гильманов, Ф.Ф. Педагогические условия развития профессиональной компетентности сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России: дис. ... канд. пед. наук/Ф.Ф. Гильманов. - СПб., 2008. - 156с.
6. Гин, A.A. Приемы педагогической техники/ A.A. Гин. —М.: Вита-Пресс, 1999. - 88 с.
7. Гуреев, А.П. Рефлексия профессиональной деятельности педагога как психологопедагогическая проблема: дис. ... канд. пед. наук/А.П. Гуреев. - Челябинск, 2001. — 154 с.
8. Калашникова, H.A. Рефлексия как принцип философского мышления: дис. ... канд. филос. наук / H.A. Калашникова. - Волгоград, 2006. -120 с.
9. Морозов, A.B. Особенности формирования и стимулирования творческого потенциала современного педагога / A.B. Морозов // Психология человека в современном мире: материалы науч. конф. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - Т. 4. - 378 с.
10. Организация работы с резервом кадров в органах МЧС России: метод, пособие. -М.: ВНИИПО, 2007. - 205 с.
11. Парамонов, Д.О. Рефлексия: Экспликация генезиса понятия: дис. ... канд. филос. наук /Д.О. Парамонов. - Ростов н/Д., 2001. -234 с.
12. Посталюк, Н.Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект /Н.Ю. Посталюк. -Казань: КГУ, 1989. - 205 с.
13. Психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных программ / под ред. Ю.П. Зинченко, И.А. Володарской. -М.: Изд-во МГУ, 2007. - 120 с.
14. Рондырев-Илъинский, В.Б. Организа-ционно-педагогические условия профессиональной подготовки пожарных в подразделениях ГПС МЧС России: дис. ... канд. пед. наук /
В.Б. Рондырев-Илъинский. - СПб., 2008. —182 с.
15. Селихова, Т.Д. Педагогические условия непрерывной политехнической подготовки в многоуровневом профессионально-техническом учебном заведении: дис. ... канд. пед. наук/Т.Д. Селихова. - Орел, 2006. - 195 с.
16. Яковлева, Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис. ... д-ра пед. наук /Н.М. Яковлева. - Челябинск, 1992. -403 с.
Поступила в редакцию 2 февраля 2010 г.