ИНТЕРПРЕТАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Н.Н. Кузнецова, преподаватель, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является повышение качества профессиональной подготовки, которое в настоящее время приобретает определённые особенности в связи с новыми требованиями, предъявленными к профессии, связанной с предупреждением чрезвычайных ситуаций.
В условиях современной жизни практически любая чрезвычайная ситуация не обходится без опасности возникновения и развития пожара и наоборот. Во всех случаях первыми на вызов прибывают пожарные подразделения, к сожалению, не всегда имеющие необходимые умения и навыки для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.
Исследуя значение, сущность и содержание профессиональной компетентности будущего инженера пожарной безопасности, в первую очередь следует раскрыть специфику его профессиональной деятельности.
На современном этапе реформирования ГПС МЧС России, который характеризуется увеличением количества задач, поставленных перед пожарными подразделениями и изменением способов их осуществления, возникает объективная необходимость увеличения объёма компетентности и профессионализма инженеров пожарной безопасности. На этом фоне, таким образом, естественно предъявление повышенных требований к подготовке инженеров пожарной безопасности, способных с гарантированными результатами выполнять возложенные на них функции и обязанности, при условии, что уровень этой подготовки не будет снижен.
В данных обстоятельствах вузы МЧС России должны осуществлять образовательный процесс, в прежних временных рамках при возрастающем объёме информации. Необходимо готовить специалиста ГПС, который будет одинаково профессионально принимать участие, как в тушении пожаров, так и в проведении первоочередных аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий стихийных бедствий. Работа инженера ГПС МЧС России, согласно действующему государственному образовательному стандарту, предполагает подготовку к научно-исследовательской, проектно-конструкторской, организационно-управленческой, эксплуатационной видам деятельности. Кроме всего прочего, инженер должен быть готовым выполнять возложенные на него функции и в условиях повышенного риска.
Таким образом, несомненна ценность выполненных рядом авторов исследований структуры профессиональной компетентности инженеров пожарной безопасности. Причём профессиональная компетентность - это не статичное состояние, а постоянно действующий процесс. Тем не менее, считается необходимым выделение в качестве самостоятельной интерпретационной компетентности. Она формируется у будущих инженеров пожарной безопасности
в процессе их подготовки в вузе для эффективного выполнения ими профессиональной деятельности.
Постановка проблемы формирования интерпретационной компетентности у будущих инженеров пожарной безопасности неслучайна. Практика показывает, что «новоиспечённые» инженеры не имеют достаточного опыта работы в роли руководителя тушения пожара. И в чрезвычайных ситуациях зачастую не в состоянии обеспечить достоверной и точной передачей данных обстановки в короткие сроки. И в итоге на каждом четвертом пожаре руководство действиями по тушению оценивается неудовлетворительно.
Анализируя современное состояние проблемы изучения категории «интерпретация», Е.Н. Ищенко [1] замечает, что сегодня наряду с «человеком разумным», «человеком производящим», «человеком познающим» возникает образ «человека интерпретирующего». Интерпретация изучается такими науками, как философия, история, психология, социология, филология, экономика, биология, культурология, медицина, искусствоведение и т. д. Педагогика также не стала исключением в проявлении научного интереса к интерпретации.
Статус интерпретации, как отмечает А.А. Почекунин, состоит в том, что она «обеспечивает прирост знания, служит средством приобретения нового знания» [2]. Д.Н. Ускова [3] выделяет следующие признаки интерпретации: наличие некоего имеющегося опыта, момента его раскодирования и создание нового опыта. При работе в чрезвычайных ситуациях действия современного инженера пожарно-спасательного профиля характеризуются аналогичными признаками. Интерпретационная деятельность инженера пожарной безопасности трактуется как вид его профессиональной деятельности, состоящей в осуществлении интерпретации чрезвычайной ситуации и определении оптимальных способов ее нейтрализации.
Основными характеристиками интерпретационной деятельности выступают глубина, отчетливость, полнота и обоснованность [4]. Данные свойства можно рассматривать как критерии, которые обуславливают адекватность принятия решений в профессиональной деятельности специалиста, в том числе и инженера пожарной безопасности.
В сущности, деятельность инженера пожарной безопасности представляет собой интерпретационную деятельность постоянно (ему приходится интерпретировать инструкции, чертежи, профессиональные задачи и т.д.). Тем не менее, хочется акцентировать внимание на реализацию интерпретационной деятельности именно в условиях повышенной опасности, где ее значимость проявляется наиболее остро, результат реализации имеет более весомое значение, а каждое действие инженера не носит стандартизированного характера. Оно зависит от многих и многих факторов.
Учитывая точки зрения на содержание интерпретационной деятельности, можно выделить основные этапы интерпретационной деятельности инженера пожарной безопасности:
1) идентификация проблемы (анализ сложившейся ситуации и в итоге -определение степени ее опасности);
2) прогнозирование решения проблемы (рассмотрение возможных
вариантов решения ситуации);
3) выбор и верификация решения (выбор из возможных вариантов наиболее приемлемого способа нейтрализации чрезвычайной ситуации);
4) формализация решения (интерпретация принятого решения с проецированием его на участников реализации данного решения);
5) трансляция решения (постановка оперативных задач и доведение сути необходимых действий до всех заинтересованных лиц);
6) мониторинг результата (оценка и коррекция собственных действий и действий подчиненных).
Чтобы специалист владел специальной интерпретационной компетентностью, под которой понимается вид профессиональной компетентности инженера пожарной безопасности, необходимо успешное планомерное выполнение перечисленных этапов, что требует целенаправленной профессиональной подготовки.
В последние годы интерес к проблеме профессионализма пожарных значительно возрос. Однако, несмотря на пристальное внимание исследователей к проблемам профессиональной и служебной карьеры, профессионализации специальной деятельности, разработка проблемы профессиональной компетентности остается в настоящее время актуальной. Она требует своего дальнейшего осмысления, особенно в период реформирования высшего профессионального образования.
Список использованной литературы
1. Ищенко Е.Н. Новая парадигма интерпретации в дискурсивном поле современной философии // Вестник Московского ун-та. Сер. 7: Философия. 2004. № 6. - С. 62-74.
2. Почекунин А.А. Своеобразие истолкования истины в герменевтике: дисс. ... канд. филос. наук. Иркутск, 2003.
3. Ускова Д.Н. Развитие интерпретирующей способности личности: дисс. ... д-ра психол. наук. М., 2007.