Научная статья на тему 'Интерпретационная компетентность будущих инженеров пожарной безопасности'

Интерпретационная компетентность будущих инженеров пожарной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерпретационная компетентность будущих инженеров пожарной безопасности»

ИНТЕРПРЕТАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Н.Н. Кузнецова, преподаватель, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является повышение качества профессиональной подготовки, которое в настоящее время приобретает определённые особенности в связи с новыми требованиями, предъявленными к профессии, связанной с предупреждением чрезвычайных ситуаций.

В условиях современной жизни практически любая чрезвычайная ситуация не обходится без опасности возникновения и развития пожара и наоборот. Во всех случаях первыми на вызов прибывают пожарные подразделения, к сожалению, не всегда имеющие необходимые умения и навыки для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Исследуя значение, сущность и содержание профессиональной компетентности будущего инженера пожарной безопасности, в первую очередь следует раскрыть специфику его профессиональной деятельности.

На современном этапе реформирования ГПС МЧС России, который характеризуется увеличением количества задач, поставленных перед пожарными подразделениями и изменением способов их осуществления, возникает объективная необходимость увеличения объёма компетентности и профессионализма инженеров пожарной безопасности. На этом фоне, таким образом, естественно предъявление повышенных требований к подготовке инженеров пожарной безопасности, способных с гарантированными результатами выполнять возложенные на них функции и обязанности, при условии, что уровень этой подготовки не будет снижен.

В данных обстоятельствах вузы МЧС России должны осуществлять образовательный процесс, в прежних временных рамках при возрастающем объёме информации. Необходимо готовить специалиста ГПС, который будет одинаково профессионально принимать участие, как в тушении пожаров, так и в проведении первоочередных аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий стихийных бедствий. Работа инженера ГПС МЧС России, согласно действующему государственному образовательному стандарту, предполагает подготовку к научно-исследовательской, проектно-конструкторской, организационно-управленческой, эксплуатационной видам деятельности. Кроме всего прочего, инженер должен быть готовым выполнять возложенные на него функции и в условиях повышенного риска.

Таким образом, несомненна ценность выполненных рядом авторов исследований структуры профессиональной компетентности инженеров пожарной безопасности. Причём профессиональная компетентность - это не статичное состояние, а постоянно действующий процесс. Тем не менее, считается необходимым выделение в качестве самостоятельной интерпретационной компетентности. Она формируется у будущих инженеров пожарной безопасности

в процессе их подготовки в вузе для эффективного выполнения ими профессиональной деятельности.

Постановка проблемы формирования интерпретационной компетентности у будущих инженеров пожарной безопасности неслучайна. Практика показывает, что «новоиспечённые» инженеры не имеют достаточного опыта работы в роли руководителя тушения пожара. И в чрезвычайных ситуациях зачастую не в состоянии обеспечить достоверной и точной передачей данных обстановки в короткие сроки. И в итоге на каждом четвертом пожаре руководство действиями по тушению оценивается неудовлетворительно.

Анализируя современное состояние проблемы изучения категории «интерпретация», Е.Н. Ищенко [1] замечает, что сегодня наряду с «человеком разумным», «человеком производящим», «человеком познающим» возникает образ «человека интерпретирующего». Интерпретация изучается такими науками, как философия, история, психология, социология, филология, экономика, биология, культурология, медицина, искусствоведение и т. д. Педагогика также не стала исключением в проявлении научного интереса к интерпретации.

Статус интерпретации, как отмечает А.А. Почекунин, состоит в том, что она «обеспечивает прирост знания, служит средством приобретения нового знания» [2]. Д.Н. Ускова [3] выделяет следующие признаки интерпретации: наличие некоего имеющегося опыта, момента его раскодирования и создание нового опыта. При работе в чрезвычайных ситуациях действия современного инженера пожарно-спасательного профиля характеризуются аналогичными признаками. Интерпретационная деятельность инженера пожарной безопасности трактуется как вид его профессиональной деятельности, состоящей в осуществлении интерпретации чрезвычайной ситуации и определении оптимальных способов ее нейтрализации.

Основными характеристиками интерпретационной деятельности выступают глубина, отчетливость, полнота и обоснованность [4]. Данные свойства можно рассматривать как критерии, которые обуславливают адекватность принятия решений в профессиональной деятельности специалиста, в том числе и инженера пожарной безопасности.

В сущности, деятельность инженера пожарной безопасности представляет собой интерпретационную деятельность постоянно (ему приходится интерпретировать инструкции, чертежи, профессиональные задачи и т.д.). Тем не менее, хочется акцентировать внимание на реализацию интерпретационной деятельности именно в условиях повышенной опасности, где ее значимость проявляется наиболее остро, результат реализации имеет более весомое значение, а каждое действие инженера не носит стандартизированного характера. Оно зависит от многих и многих факторов.

Учитывая точки зрения на содержание интерпретационной деятельности, можно выделить основные этапы интерпретационной деятельности инженера пожарной безопасности:

1) идентификация проблемы (анализ сложившейся ситуации и в итоге -определение степени ее опасности);

2) прогнозирование решения проблемы (рассмотрение возможных

вариантов решения ситуации);

3) выбор и верификация решения (выбор из возможных вариантов наиболее приемлемого способа нейтрализации чрезвычайной ситуации);

4) формализация решения (интерпретация принятого решения с проецированием его на участников реализации данного решения);

5) трансляция решения (постановка оперативных задач и доведение сути необходимых действий до всех заинтересованных лиц);

6) мониторинг результата (оценка и коррекция собственных действий и действий подчиненных).

Чтобы специалист владел специальной интерпретационной компетентностью, под которой понимается вид профессиональной компетентности инженера пожарной безопасности, необходимо успешное планомерное выполнение перечисленных этапов, что требует целенаправленной профессиональной подготовки.

В последние годы интерес к проблеме профессионализма пожарных значительно возрос. Однако, несмотря на пристальное внимание исследователей к проблемам профессиональной и служебной карьеры, профессионализации специальной деятельности, разработка проблемы профессиональной компетентности остается в настоящее время актуальной. Она требует своего дальнейшего осмысления, особенно в период реформирования высшего профессионального образования.

Список использованной литературы

1. Ищенко Е.Н. Новая парадигма интерпретации в дискурсивном поле современной философии // Вестник Московского ун-та. Сер. 7: Философия. 2004. № 6. - С. 62-74.

2. Почекунин А.А. Своеобразие истолкования истины в герменевтике: дисс. ... канд. филос. наук. Иркутск, 2003.

3. Ускова Д.Н. Развитие интерпретирующей способности личности: дисс. ... д-ра психол. наук. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.